"Еще раз о Коста Хетагурове Художнике". Картины коста хетагуров


« Еще раз о Коста Хетагурове – художнике».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

МО- Пригородный район РСО – Алания ».

Реферат на тему:

hello_html_2a640b76.jpg

Учитель осетинского языка и литературы: Баширова Лариса Таймуразовна.

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.Подобно могучему горному потоку, переливающемуся на солнце брызгами всех цветов радуги, творчество Хетагурова, уходя своими корнями в самую толщу народной жизни, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.Хетагуров был не только талантливым поэтом и живописцем. Это была высоко одаренная личность. Прекрасный оратор и отличный декламатор, он обладал приятным голосом и превосходно исполнял в кругу друзей им же самим сочиненные частушки на злобу дня.

В 1871 году Хетагуров поступил в реальное отделение Ставропольской гимназии. С первых же годов обучения он обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования Б. М. Смирнов всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощряет его и ставит его работы в пример другим ученикам. Юноша уже мечтает сделаться художником.17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан, скульптор Беклемишев и др.Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти. Находясь в среде талантливой русской молодежи и учась у лучших педагогов-художников того времени, Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.Из академии Хетагуров ушел по следующей причине: бывший уездный начальник Баталпашинского уезда (Кубанской области), как рассказывает Г. Дзасохов, растратил денежные суммы, из которых Хетагурову выдавалась стипендия. За неуплаты за обучение Хетагурова удалили из академии. В течение двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли

2.

обратно в Академию. Но все было напрасно. Ему пришлось отказаться от мысли продолжать учение.Не имея никаких средств к существованию, Хетагуров в течение двух лет работал поденщиком, таскал мешки, выгружал баржи. Здоровье не выдержало, и в 1885 году больной Хетагуров выехал на Кавказ. Академия художеств даже не ответила на его просьбу разрешить преподавать рисование в реальном училище во Владикавказе. Хетагуров взялся за церковную живопись... В этих его работах доминирует реализм и увлечение художественной передачей материалов: парчи, золота, бархата, шелка и человеческого тела. Хетагуров писал не только иконы. Его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Картина "Мальчики-каменщики", совпадающая по теме с картиной известного французского художника-революционера Курбэ, начатая еще до ссылки во Владикавказе, наиболее показательна для творчества художника и являлась его любимым детищем. О ней вспоминает он в письме из Херсона к Цаликовым и говорит, что, возвратись на родину, непременно постарается ее доработать.Картина изображает мальчиков-горцев на Военно-Грузинской дороге. Старший - подросток тяжелым молотом бьет щебень, другой - оборванный мальчуган смотрит на зрителя большими черными печальными глазами. Около мальчиков собака, написанная с поразительной живописностью. Сверху нависла скала "Пронеси господи", вдали по дороге плетется нищий-горец, а из глубины ущелья показалась четверка "господских" лошадей, подымающая пыль.Не лишены интереса некоторые сведения о судьбе этой картины. Хетагуров начал писать ее в 1886 году. В это время он жил во Владикавказе недалеко от Чугунного моста по Краснорядской улице, в квартире Ибрагима Шанаева, у которого снимал комнату под мастерскую. Натурщиками ему служили сыновья Шанаева.Работая над картиной, Хетагуров вынужден был одновременно брать всевозможные заказы, оформлять театральные постановки, писать декорации и проч. и в то же время принимать деятельное участие в устройстве благотворительных вечеров в пользу бедных. Поэтому картина "Мальчики-каменщики" до его первой ссылки оставалась незаконченной……Другая картина, также характеризующая творчество Хетагурова,- "Горянка, идущая за водой". В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки. Она, как бессловесный рабочий скот, должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть. Женщина – мать, женщина – труженица прекрасна своей естественной природной красотой и отмечена печатью того скромного врожденного благородства, которое всегда отличало женщин- горянок. В картине « За водой» художник создает на редкость выразительные

3.

и, вместе с тем, сугубо национальные осетинские типажи, демонстрируя прекрасное знание народных характеров и народного быта.

Быт горского народа запечатлен и в другой жанровой картине « В осетиской сакле» (другое название «Гонка араки» ) . Как и в ряде своих поэтических и живописных произведений. Коста здесь прост и безыскусственен , скромен и неприхотлив. Ему нет необходимости что- либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты внимательному художнику, ему остается только с благодарностью их воспроизводить. Впрочем, Коста в этой картине прибегает к неожиданной и непривычной для себя , художника – реалиста , манере письма. По выбранной теме, по нарочито стилизованному авторскому почерку эту картину Коста вполне можно отнести к примитивизму, который, впрочем, оформился и набрал силу как самостоятельное художественное течение в искусстве значительно позже.

Портретная живопись в творческом наследии Коста вполне может быть выделена в особый и достаточно емкий раздел. По всему видно, что художник любил писать портреты, любил вглядываться в лица, скрупулезно изучать внутренний мир человека. Сохранилось девять живописных портретов, написанных Коста, пять женских и четыре мужских, а сколько их еще оказалось утеряно! В портретных произведениях Коста нет ни одного обобщенного или собирательного образа, все портретируемые вполне реальные люди, как правило, близкие знакомые художника, все они хорошо известны, легко узнаваемы, вот только отсутствует точная датировка портретов, что не позволяет проследить творческий путь Коста- портретиста в его поступательном развитии.

Одним из первых портретов Коста, выполненных им еще в годы учебы в Санкт – Петербургской Академии художеств, был, по свидетельству современников, « Портрет Кошерхан Жукаевой» (1882). Уже к владикавказкому периоду относится портрет А. Я. Поповой, который условно можно датировать 1887-89 годами. К этому же времени, по мнению Махарбека Туганова, относится портреты Мысырби Гутиева, Тутти Тхостовой, Хусина Баева. В образе Анны Поповой, возлюбленной художника, Коста удалось создать образ высокой одухотворенности. Художник не останавливается лишь на копировании внешних черт, в красивом открытом лице девушки, в задумчивом взгляде больших выразительных глаз легко читается ее внутренний мир, ее мысли.

В благодарность за глубокие дружеские чувства, которые девушка питала к Коста, последний не раз посвящал ей стихи, дарил рисунки и даже запечатлел ее образ в картине «Скорбящий ангел».

Совсем иначе решен другой известный женский портрет Анны Цаликовой(1898), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста и с которой художник также безуспешно пытался связать свою судьбу. Девушка

4.

изображена в нарядном осетинском национальном платье с золотыми крючками-нагрудниками и в белой прозрачной шале, накинутой на плечи.

Облокотившись одной рукой на каменный выступ скалы, Анна откровенно позирует художнику. Здесь нет той психологической углубленности, которая всегда отличает лучшие портреты Коста, он, что называется, из числа «парадно-декоративных» портретов.

Но Коста – портретист мог предстать и в совершенно ином обличье: то в качестве художника возвышенно – романтичного, как, например, в портрете Е.Ф.Крек- Носковой, то реалистически точного, даже сурового, как в портретах Тутти Тхостовой или Мысырби Гутиева.

Особо следует остановиться на «Автопортрете», где, как не в нем воплощает художник свое сокровенное «я» и свое отношение к миру. «Автопортрет» - единственный, среди портретов Коста, закомпонованный в круг, если не считать образа Христа в евангелическом «Нерукотворном лике». Такое совпадение, надо полагать, не случайно: Коста стремится написать автопортрет как бы в канонах христианских иконописных представлений. В автопортрете нет ничего лишнего, отвлекающего, мирского, только голова художника, запечатленная строго в фас. Из затемненного пространства круг прямо в упор на зрителя смотрят глубоко посаженные глаза художника, в которых превалируют два начала: мудрость и печаль. Автор словно бы хочет доверить нам, зрителям, нечто личное, сокровенное. Мы словно бы слышим голос самого Коста, озвучивающего строки «секретного», по его же определению, письма к близкому родственнику Иналуку Гайтову: «Нет! Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному».

Кавказец, глубоко болеющий за свой народ и самозабвенно любящий свой край, Коста не мог не отразить в своем живописном творчестве природу Кавказа. Сохранилось не столь уж много пейзажей художника, но у Коста есть немало подготовительных рисунков, набросков к будущим пейзажным картинам. Пейзаж « Перевал Зикара» знакомит нас с одним из живописнейших уголков Осетии-аулом Джинат- родиной матери Коста. Высоко в горах, под пронзительно синим небом, у подножия вековечных ледников приютился богом забытый горный аул. Он безлюден, и только сизый дымок струится из скромных жилищ горцев к небу. В пейзаже глубоко впечатляет противопоставление безмерных, почти космических горных пространств с крошечными строениями человека.

Пейзаж « Тибердинское ущелье» относится к периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая. И вновь необъятные горные дали, наполненные прозрачным светом и воздухом. Только на этот раз художник обращается к вертикальной композиции, чтобы лучше, убедительнее передать всю масштабность и панорамность открывающегося перед зрителем горного

5.

ущелья, начиная от заснеженных вершин, залитых светом утреннего солнца, и кончая серебристой лентой реки на самом дне ущелья. И как отправная деталь, ключ ко всей композиции – стройная ель на переднем плане.

« Я был выслан из Владикавказа, - вспоминал о том периоде своей жизни Коста. – Попал в трущебы Карачаевских гор, на серебро - свинцовый рудник… «Бестрепетно, гордо стоит на утесе джук-тур круторогий в застывших снегах»,- старался я передать свои чувство, действительно, как тур, скитаясь по неприступным скалам центрального Кавказа».

Вообще Коста был прекрасным рисовальщиком, способным даже в маленьком штриховым рисунке ухватить основное, типичное. Свидетельство тому- многочисленные и разнообразные рисунки, которыми он любил украшать поля своих будущих изданий. Рисунки Коста мало известно широкому зрителю, и в настоящем издании, по сути, впервые делается попытка ликвидировать этот досадный пробел.

К какому бы творчество не обращался Коста Хетагуров, будь то станковая картина, портрет, пейзаж, графический рисунок, он выступает в них как подлинный художник – реалист, новатор и первопроходец. Небольшое по объему художественное наследие Коста явилось прочной основой для дальнейшего развития национального изобразительного искусство в Осетии.

Выдающееся поэтическое дарование глубоко сочеталось у Коста с художественным. Две страсти, две музы- поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю его недолгую и трудную жизнь, то вступая в незримое соперничество, то причудливо переплетаясь и счастливо дополняя друг друга. «Я художник и народный поэт…», - пишет Коста в своих автобиографических заметках, без тени смущения ставя на первое место свои художественные пристрастия. Об этом же свидетельствует другая собственноручная запись Коста: «…профессия моя- живопись, ею я и поддерживал свое существование со времени выхода из императорской Академии художеств…»

(стих. Геннадия Фатеева)

Традиции Коста живы, развиваются, обогащаются новыми поколениями деятелей национальной культуры. Они имели основополагающее значение не только для осетинской национальной литературы, но и для нашего изобразительного искусства. И национальная музыка во многом обязана своим зарождением и нынешними обретениями образному богатству наследия народного поэта Осетии.

6.

Литература

  1. Календарь –« Я –осетин, Коста Хетагуров, художник, поэт и народный певец…» г.Владикавказ: Издательская мастерская «Перо и кисть».

  2. «Коста, сын Леуана».Виктор Кравченко – Ставрополь: «ЮРКИТ»,2008.

  3. Ассоциация «ИР» Владикавказ 2000г.

  4. Интернет ресурсы.

  5. Фотоальбом. Коста. Владикавказ: «ИР» 2000.

infourok.ru

Коста Хетагуров, живопись: kovlam

Природный мост в верховьях Кубани

Тебердинское ущелье (1900)

Горянка, идущая за водой (оригинал и копия)

Дети-каменщики (На школьной скамье жизни) (1888) (оригинал и копия)

В осетинской сакле (гонка араки)

Портрет А.Я.Поповой (1901)

Скорбящий ангел (1888)

Портрет А.А.Цаликовой (1898) (оригинал и копия)

Портрет Е.Ф.Крек-Носковой (1890)

Портрет Мисирби Гутиева (1889)

Портрет Хусина Баева

Портрет Ланге

Четыре картины, включая знаменитый автопортрет, увы, мне не удалось качественно сфотографировать.

ЗЫ. Экспозиция в доме-музее:

kovlam.livejournal.com

Коста Хетагуров | АРТ-РЕЛИЗ.РФ

Российская академия художеств

Художественный музей имени М.С.Туганова

Республики Северная Осетия-Алания

Региональный общественный фонд содействия развитию культуры

«Мир Кавказа»

«КОСТА ХЕТАГУРОВ. СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

Вернисаж – 15 октября 2014 г., 17 часов

Выставка работает с 7 по 26 октября 2014 г.

Художник Коста Хетагуров

ХудожникКоста Хетагуров

Выдающийся осетинский поэт Коста Леванович Хетагуров (1859 – 1906 гг.) был первым профессиональным художником Осетии. Но сфера деятельности его гораздо шире. Коста был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, художником, успешно пробовал себя в исполнении эскизов и декораций к спектаклям. Его жизнь стала явлением, знаменующим коренной поворот в духовном развитии осетинского народа и оставившим в его культуре глубокий след.

Константин Леванович Хетагуров родился в горном ауле Нар Владикавказского округа Терской области 15 октября 1859 года.

С 1871 по 1881 годы он учился в Ставропольской мужской классической гимназии, которая многие годы была центром просветительной и художественной жизни города. В гимназии овладел основами изобразительной грамоты. Его педагогом был воспитанник Петербургской Академии художеств Василий Иванович Смирнов, который помог раскрыться дарованию Коста. Наиболее удачные его работы Смирнов отправил в Москву на Всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где они получили хорошие отзывы. Именно по совету Смирнова в 1881 году Коста держал экзамены и был принят в Петербургскую Академию художеств. Учился он у профессора П. П. Чистякова. Благодаря Чистякову Коста Хетагуров вынес из стен Академии мировоззрение художника-реалиста.

В 1885 году из-за отсутствия средств на обучение он был вынужден уйти из Академии и вернуться во Владикавказ.

В дальнейшем творчестве Коста верх берет все-таки литература. Оценивая значительный перевес литературы в наследии К. Хетагурова, мы не должны забывать, что творчество для него было социальной функцией — оружием, средством борьбы.

Его творческий путь — в глубоких раздумьях о судьбах родного народа. Публицистические выступления Коста в местной и столичной периодике, поэтическое творчество, непримиримость в борьбе с власть имущими, защита народных интересов пугают царскую администрацию, которая преследует художника, высылает за пределы родного края.

В 1891 году Коста добивается отмены решения о закрытии Ольгинской женской школы, затем последовала административная высылка поэта, но это не сломило его духа. Одна за другой выходят статьи, поэтические шедевры; поэт сотрудничает с газетой «Северный Кавказ», публикует статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Сыне Отечества».

Литературному творчеству Хетагурова во многом соответствует его живопись. Она служит зримым воплощением созданных им поэтических образов («На школьной скамье жизни» (1886-1890), «За водой»).

Полотна Коста порой созвучны мелодике его поэзии, а порой удивляют неожиданностями в расстановке эмоциональных и образно-смысловых акцентов.

Особую область произведений Хетагурова составляют работы на библейские сюжеты. Сюда входят и станковые произведения, и монументальные росписи, выполненные им для Алагирской церкви. Изучая иконографию религиозной живописи, Коста в своих работах приходил к самостоятельной интерпретации религиозных сюжетов, вкладывая в них большие человеческие мысли и чувства.

Простота изобразительных средств, точная передача портретного сходства и внутреннего содержания модели характерно для всей портретной живописи Коста. С большой теплотой выполнены портреты Тутти Тхостовой и Мисырби Гутиева, они строги по рисунку и благородно сдержанны по живописи. И совсем иначе решен портрет А. Цаликовой (1898 г.), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста.

Ключом к раскрытию характеров героев становится акцентированный, предельно сдержанный взгляд. Наибольшего успеха в этом смысле художник добивается в «Автопортрете». В нем нет ничего лишнего, отвлекающего, только лицо художника, запечатленное строго в фас. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глаза художника, проницательные и полные грусти. Образ впечатляет большой внутренней силой и глубиной.

В пейзажах Коста привлекает одухотворенный лиризм, их отличительное качество – восторг перед дивными уголками родной природы.

Вклад Коста Хетагурова в искусство Осетии и России неоспоримо значителен. Живы в народе имя, слово и художественные образы Коста, его мысли, идеи и мечты. А для мастера, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.

Вдохновленное им изобразительное искусство Осетии ХХ века и сегодняшнего времени по праву признается одним из интереснейших и полнокровных явлений современной художественной культуры России. Начиная с Коста Хетагурова и Махарбека Туганова десятки художников получили и продолжают получать профессиональное образование в стенах Академии художеств. Молодые художники нового времени продолжают и развивают начинания старших поколений мастеров, становятся творцами современного искусства Осетии, демонстрируя широкий спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства, сочетая национальную художественную традицию и опыт искусства нового времени. Зримым воплощением достижений разных поколений, объединенных и вдохновленных темой «Коста Хетагуров. Связь времен», является эта выставка.

Аккредитация.

Конт.тел.: 8(495)637-47-71, 637-25-69 E-mail: [email protected]

Управление информацией Российской академии художеств.

Художник Коста Хетагуров

ХудожникКоста Хетагуров

Выставка произведений художника из собрания Художественного музея имени М.С.Туганова и мастеров современного изобразительного искусства

xn----7sbqier6abq.xn--p1ai

О Коста Хетагурове — художнике. МИА «Южная Осетия сегодня»

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.

Подобно могучему горному потоку, переливающемуся на солнце брызгами всех цветов радуги, творчество Хетагурова, уходя своими корнями в самую толщу народной жизни, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.Хетагуров был не только талантливым поэтом и живописцем. Это была высоко одаренная личность. Прекрасный оратор и отличный декламатор, он обладал приятным голосом и превосходно исполнял в кругу друзей им же самим сочиненные частушки на злобу дня. В письмах к сестрам Цаликовым он шутливо упоминает о своем «бархатном баритоне».

Превосходный гимнаст, Хетагуров еще с гимназической скамьи стяжал себе этим славу среди товарищей. В гимназии он до того увлекался гимнастикой, что как-то едва не сбежал с приехавшей в Ставрополь цирковой труппой. Однажды во Владикавказе он, по словам очевидцев, доказал свою ловкость. Хетагуров держал пари со своими товарищами, что вскочит на быстро скачущую лошадь и скинет всадника с седла. Он блестяще проделал это и выиграл пари.В 1871 году Хетагуров поступил в реальное отделение Ставропольской гимназии. С первых же годов обучения он обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования Б. М. Смирнов всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощряет его и ставит его работы в пример другим ученикам. Юноша уже мечтает сделаться художником.

С шестого класса Хетагуров покинул гимназию, предполагая ехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Однако ему не сразу удалось осуществить свое желание. Отец его, Леван Хетагуров, мечтал видеть сына военным, но не художником, и никак не мог понять выбор сына. Отношение отца и сына к вопросу профессии отразилось в стихотворении «Ныфс».

Отец, заработка которого едва хватало на содержание семьи, ничем не мог помочь сыну, и последний был предоставлен собственным силам. После окончания гимназии Хетагурову пришлось заняться частными уроками.17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.

Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан, скульптор Беклемишев и др.

Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти. Находясь в среде талантливой русской молодежи и учась у лучших педагогов-художников того времени, Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: «Мальчики-каменщики», «Горянка, идущая за водой», «Женщина-горянка в сакле», «Перевал Зикара», «Природный мост», «Тебердинское ущелье», в рисунке «Повешенный горец» и ряде других его работ.

Из академии Хетагуров ушел по следующей причине: бывший уездный начальник Баталпашинского уезда (Кубанской области), как рассказывает Г. Дзасохов, растратил денежные суммы, из которых Хетагурову выдавалась стипендия. За неуплаты за обучение Хетагурова удалили из академии. В течение двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Но все было напрасно. Ему пришлось отказаться от мысли продолжать учение.Не имея никаких средств к существованию, Хетагуров в течение двух лет работал поденщиком, таскал мешки, выгружал баржи. Здоровье не выдержало, и в 1885 году больной Хетагуров выехал на Кавказ. Академия художеств даже не ответила на его просьбу разрешить преподавать рисование в реальном училище во Владикавказе. Хетагуров взялся за церковную живопись… В этих его работах доминирует реализм и увлечение художественной передачей материалов: парчи, золота, бархата, шелка и человеческого тела. Хетагуров писал не только иконы. Его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Картина «Мальчики-каменщики», совпадающая по теме с картиной известного французского художника-революционера Курбэ, начатая еще до ссылки во Владикавказе, наиболее показательна для творчества художника и являлась его любимым детищем. О ней вспоминает он в письме из Херсона к Цаликовым и говорит, что, возвратись на родину, непременно постарается ее доработать.Картина изображает мальчиков-горцев на Военно-Грузинской дороге. Старший — подросток тяжелым молотом бьет щебень, другой — оборванный мальчуган смотрит на зрителя большими черными печальными глазами. Около мальчиков собака, написанная с поразительной живописностью. Сверху нависла скала «Пронеси господи», вдали по дороге плетется нищий-горец, а из глубины ущелья показалась четверка «господских» лошадей, подымающая пыль.

Не лишены интереса некоторые сведения о судьбе этой картины. Хетагуров начал писать ее в 1886 году. В это время он жил во Владикавказе недалеко от Чугунного моста по Краснорядской улице, в квартире Ибрагима Шанаева, у которого снимал комнату под мастерскую. Натурщиками ему служили сыновья Шанаева. Работая над картиной, Хетагуров вынужден был одновременно брать всевозможные заказы, оформлять театральные постановки, писать декорации и проч. и в то же время принимать деятельное участие в устройстве благотворительных вечеров в пользу бедных. Поэтому картина «Мальчики-каменщики» до его первой ссылки оставалась незаконченной…

…Другая картина, также характеризующая творчество Хетагурова,- «Горянка, идущая за водой». В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки. Она, как бессловесный рабочий скот, должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть. Картина «Женщина-горянка в сакле» изображает горянок за перегонкой араки. Здесь также показано подневольное положение горянок, изнывавших в условиях старого родового быта, когда единственным уделом женщины являлась работа по дому. Картину эту Хетагуров не закончил.

Пейзажи, написанные Хетагуровым, говорят о тонком умении художника наблюдать горную природу и мастерски передавать ее.В годы первой высылки Хетагурова ему пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. Он передал Тебердинское ущелье на полотне.. Утреннее восходящее солнце уже играет на вершинах снежных гор.. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном легким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными вековыми соснами.

Картина эта по высокому мастерству исполнения не только не уступает работам знаменитого швейцарского художника Кальяма, но превосходит его своим глубоким реализмом в передаче могучей кавказской природы.

Известен Хетагуров и как портретист. Его две работы, находящиеся в Юго-Осетинском музее, в гор. Сталинире (портрет Л. Поповой и ее брата Якова Попова, написанного под «нерукотворный» образ Христа), показывают нам его высокое мастерство как живописца, владеющего в совершенстве рисунком.…В копии с картины Лендаля «Плачущий ангел» Хетагуров изобразил упомянутую А. Попову, в которую был влюблен, с таким поразительным сходством, что ни один служитель церкви не захотел приобрести ее для церкви ввиду явно выраженного художником в образе ангела не небесного, а земного существа.

«Двенадцать апостолов» работы Хетагурова, находящиеся в Алагирской церкви, также лишены всякой святости и напоминают галерею чисто осетинских народных типов, переданных с большим peaлизмом…

1941 г., из статьи Махарбека Туганова.

south-ossetia.info

"Еще раз о Коста Хетагурове Художнике"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

МО- Пригородный район РСО – Алания ».

Реферат на тему:

« Еще раз о Коста Хетагурове – художнике».

Учитель осетинского языка и литературы: Баширова Лариса Таймуразовна.

Еще раз о Коста Хетагурове – художнике.

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.Подобно могучему горному потоку, переливающемуся на солнце брызгами всех цветов радуги, творчество Хетагурова, уходя своими корнями в самую толщу народной жизни, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.Хетагуров был не только талантливым поэтом и живописцем. Это была высоко одаренная личность. Прекрасный оратор и отличный декламатор, он обладал приятным голосом и превосходно исполнял в кругу друзей им же самим сочиненные частушки на злобу дня.

В 1871 году Хетагуров поступил в реальное отделение Ставропольской гимназии. С первых же годов обучения он обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования Б. М. Смирнов всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощряет его и ставит его работы в пример другим ученикам. Юноша уже мечтает сделаться художником.17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан, скульптор Беклемишев и др.Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти. Находясь в среде талантливой русской молодежи и учась у лучших педагогов-художников того времени, Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.Из академии Хетагуров ушел по следующей причине: бывший уездный начальник Баталпашинского уезда (Кубанской области), как рассказывает Г. Дзасохов, растратил денежные суммы, из которых Хетагурову выдавалась стипендия. За неуплаты за обучение Хетагурова удалили из академии. В течение двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли

2.

обратно в Академию. Но все было напрасно. Ему пришлось отказаться от мысли продолжать учение.Не имея никаких средств к существованию, Хетагуров в течение двух лет работал поденщиком, таскал мешки, выгружал баржи. Здоровье не выдержало, и в 1885 году больной Хетагуров выехал на Кавказ. Академия художеств даже не ответила на его просьбу разрешить преподавать рисование в реальном училище во Владикавказе. Хетагуров взялся за церковную живопись... В этих его работах доминирует реализм и увлечение художественной передачей материалов: парчи, золота, бархата, шелка и человеческого тела. Хетагуров писал не только иконы. Его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Картина "Мальчики-каменщики", совпадающая по теме с картиной известного французского художника-революционера Курбэ, начатая еще до ссылки во Владикавказе, наиболее показательна для творчества художника и являлась его любимым детищем. О ней вспоминает он в письме из Херсона к Цаликовым и говорит, что, возвратись на родину, непременно постарается ее доработать.Картина изображает мальчиков-горцев на Военно-Грузинской дороге. Старший - подросток тяжелым молотом бьет щебень, другой - оборванный мальчуган смотрит на зрителя большими черными печальными глазами. Около мальчиков собака, написанная с поразительной живописностью. Сверху нависла скала "Пронеси господи", вдали по дороге плетется нищий-горец, а из глубины ущелья показалась четверка "господских" лошадей, подымающая пыль.Не лишены интереса некоторые сведения о судьбе этой картины. Хетагуров начал писать ее в 1886 году. В это время он жил во Владикавказе недалеко от Чугунного моста по Краснорядской улице, в квартире Ибрагима Шанаева, у которого снимал комнату под мастерскую. Натурщиками ему служили сыновья Шанаева.Работая над картиной, Хетагуров вынужден был одновременно брать всевозможные заказы, оформлять театральные постановки, писать декорации и проч. и в то же время принимать деятельное участие в устройстве благотворительных вечеров в пользу бедных. Поэтому картина "Мальчики-каменщики" до его первой ссылки оставалась незаконченной……Другая картина, также характеризующая творчество Хетагурова,- "Горянка, идущая за водой". В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки. Она, как бессловесный рабочий скот, должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть. Женщина – мать, женщина – труженица прекрасна своей естественной природной красотой и отмечена печатью того скромного врожденного благородства, которое всегда отличало женщин- горянок. В картине « За водой» художник создает на редкость выразительные

3.

и, вместе с тем, сугубо национальные осетинские типажи, демонстрируя прекрасное знание народных характеров и народного быта.

Быт горского народа запечатлен и в другой жанровой картине « В осетиской сакле» (другое название «Гонка араки» ) . Как и в ряде своих поэтических и живописных произведений. Коста здесь прост и безыскусственен , скромен и неприхотлив. Ему нет необходимости что- либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты внимательному художнику, ему остается только с благодарностью их воспроизводить. Впрочем, Коста в этой картине прибегает к неожиданной и непривычной для себя , художника – реалиста , манере письма. По выбранной теме, по нарочито стилизованному авторскому почерку эту картину Коста вполне можно отнести к примитивизму, который, впрочем, оформился и набрал силу как самостоятельное художественное течение в искусстве значительно позже.

Портретная живопись в творческом наследии Коста вполне может быть выделена в особый и достаточно емкий раздел. По всему видно, что художник любил писать портреты, любил вглядываться в лица, скрупулезно изучать внутренний мир человека. Сохранилось девять живописных портретов, написанных Коста, пять женских и четыре мужских, а сколько их еще оказалось утеряно! В портретных произведениях Коста нет ни одного обобщенного или собирательного образа, все портретируемые вполне реальные люди, как правило, близкие знакомые художника, все они хорошо известны, легко узнаваемы, вот только отсутствует точная датировка портретов, что не позволяет проследить творческий путь Коста- портретиста в его поступательном развитии.

Одним из первых портретов Коста, выполненных им еще в годы учебы в Санкт – Петербургской Академии художеств, был, по свидетельству современников, « Портрет Кошерхан Жукаевой» (1882). Уже к владикавказкому периоду относится портрет А. Я. Поповой, который условно можно датировать 1887-89 годами. К этому же времени, по мнению Махарбека Туганова, относится портреты Мысырби Гутиева, Тутти Тхостовой, Хусина Баева. В образе Анны Поповой, возлюбленной художника, Коста удалось создать образ высокой одухотворенности. Художник не останавливается лишь на копировании внешних черт, в красивом открытом лице девушки, в задумчивом взгляде больших выразительных глаз легко читается ее внутренний мир, ее мысли.

В благодарность за глубокие дружеские чувства, которые девушка питала к Коста, последний не раз посвящал ей стихи, дарил рисунки и даже запечатлел ее образ в картине «Скорбящий ангел».

Совсем иначе решен другой известный женский портрет Анны Цаликовой(1898), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста и с которой художник также безуспешно пытался связать свою судьбу. Девушка

4.

изображена в нарядном осетинском национальном платье с золотыми крючками-нагрудниками и в белой прозрачной шале, накинутой на плечи.

Облокотившись одной рукой на каменный выступ скалы, Анна откровенно позирует художнику. Здесь нет той психологической углубленности, которая всегда отличает лучшие портреты Коста, он, что называется, из числа «парадно-декоративных» портретов.

Но Коста – портретист мог предстать и в совершенно ином обличье: то в качестве художника возвышенно – романтичного, как, например, в портрете Е.Ф.Крек- Носковой, то реалистически точного, даже сурового, как в портретах Тутти Тхостовой или Мысырби Гутиева.

Особо следует остановиться на «Автопортрете», где, как не в нем воплощает художник свое сокровенное «я» и свое отношение к миру. «Автопортрет» - единственный, среди портретов Коста, закомпонованный в круг, если не считать образа Христа в евангелическом «Нерукотворном лике». Такое совпадение, надо полагать, не случайно: Коста стремится написать автопортрет как бы в канонах христианских иконописных представлений. В автопортрете нет ничего лишнего, отвлекающего, мирского, только голова художника, запечатленная строго в фас. Из затемненного пространства круг прямо в упор на зрителя смотрят глубоко посаженные глаза художника, в которых превалируют два начала: мудрость и печаль. Автор словно бы хочет доверить нам, зрителям, нечто личное, сокровенное. Мы словно бы слышим голос самого Коста, озвучивающего строки «секретного», по его же определению, письма к близкому родственнику Иналуку Гайтову: «Нет! Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному».

Кавказец, глубоко болеющий за свой народ и самозабвенно любящий свой край, Коста не мог не отразить в своем живописном творчестве природу Кавказа. Сохранилось не столь уж много пейзажей художника, но у Коста есть немало подготовительных рисунков, набросков к будущим пейзажным картинам. Пейзаж « Перевал Зикара» знакомит нас с одним из живописнейших уголков Осетии-аулом Джинат- родиной матери Коста. Высоко в горах, под пронзительно синим небом, у подножия вековечных ледников приютился богом забытый горный аул. Он безлюден, и только сизый дымок струится из скромных жилищ горцев к небу. В пейзаже глубоко впечатляет противопоставление безмерных, почти космических горных пространств с крошечными строениями человека.

Пейзаж « Тибердинское ущелье» относится к периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая. И вновь необъятные горные дали, наполненные прозрачным светом и воздухом. Только на этот раз художник обращается к вертикальной композиции, чтобы лучше, убедительнее передать всю масштабность и панорамность открывающегося перед зрителем горного

5.

ущелья, начиная от заснеженных вершин, залитых светом утреннего солнца, и кончая серебристой лентой реки на самом дне ущелья. И как отправная деталь, ключ ко всей композиции – стройная ель на переднем плане.

« Я был выслан из Владикавказа, - вспоминал о том периоде своей жизни Коста. – Попал в трущебы Карачаевских гор, на серебро - свинцовый рудник… «Бестрепетно, гордо стоит на утесе джук-тур круторогий в застывших снегах»,- старался я передать свои чувство, действительно, как тур, скитаясь по неприступным скалам центрального Кавказа».

Вообще Коста был прекрасным рисовальщиком, способным даже в маленьком штриховым рисунке ухватить основное, типичное. Свидетельство тому- многочисленные и разнообразные рисунки, которыми он любил украшать поля своих будущих изданий. Рисунки Коста мало известно широкому зрителю, и в настоящем издании, по сути, впервые делается попытка ликвидировать этот досадный пробел.

К какому бы творчество не обращался Коста Хетагуров, будь то станковая картина, портрет, пейзаж, графический рисунок, он выступает в них как подлинный художник – реалист, новатор и первопроходец. Небольшое по объему художественное наследие Коста явилось прочной основой для дальнейшего развития национального изобразительного искусство в Осетии.

Выдающееся поэтическое дарование глубоко сочеталось у Коста с художественным. Две страсти, две музы- поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю его недолгую и трудную жизнь, то вступая в незримое соперничество, то причудливо переплетаясь и счастливо дополняя друг друга. «Я художник и народный поэт…», - пишет Коста в своих автобиографических заметках, без тени смущения ставя на первое место свои художественные пристрастия. Об этом же свидетельствует другая собственноручная запись Коста: «…профессия моя- живопись, ею я и поддерживал свое существование со времени выхода из императорской Академии художеств…»

(стих. Геннадия Фатеева)

Традиции Коста живы, развиваются, обогащаются новыми поколениями деятелей национальной культуры. Они имели основополагающее значение не только для осетинской национальной литературы, но и для нашего изобразительного искусства. И национальная музыка во многом обязана своим зарождением и нынешними обретениями образному богатству наследия народного поэта Осетии.

6.

Литература

  1. Календарь –« Я –осетин, Коста Хетагуров, художник, поэт и народный певец…» г.Владикавказ: Издательская мастерская «Перо и кисть».

  2. «Коста, сын Леуана».Виктор Кравченко – Ставрополь: «ЮРКИТ»,2008.

  3. Ассоциация «ИР» Владикавказ 2000г.

  4. Интернет ресурсы.

  5. Фотоальбом. Коста. Владикавказ: «ИР» 2000.

multiurok.ru

Коста Хетагуров и православие. - внеурочная работа, презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ -ЛИЦЕЙ Г.ВЛАДИКАВКАЗ

Христианские мотивы в творчестве Коста Левановича Хетагурова

ОТКРЫТЫЙ УРОК-ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ-ЛИЦЕЙ Г.ВЛАДИКАВКАЗ СЫРХАЕВА АВРОРА КАУРБЕКОВНА

Г.ВЛАДИКАВКАЗ

2014 ГОД

Христианские мотивы в творчестве Коста Левановича Хетагурова

Цель: познакомить с христианскими мотивами в творчестве поэта, художника, основоположника осетинской художественной литературы.

Объектом исследования является живопись К.Л. Хетагурова, а также ряд его русскоязычных поэтических произведений

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.  К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

При всей известности Коста Хетагурова, его биография мало изучена, мало кто занимался его окружением, не говоря уже про религиозные взгляды. Как известно, поэт скончался задолго до революции, а после 1917 года многие из тех с кем он общался, оказались врагами для новой власти, многие страницы его жизни старались не вспоминать, в стороне оказались и духовные взгляды. Лишь сейчас исследователи начали всесторонне изучать его биографию, но многое уже потеряно, и сейчас все нужно изучать заново.

Многие публикации Хетагурова, написанные более ста лет назад, актуальны и сейчас. В его произведениях развиты вполне современные идеи, мысли и взгляды относительно воспитания и образования подрастающего поколения. . Несколько лет назад Международный астрономический союз занес в звездный каталог звезду, названную "Коста" - в память о поэте, художнике и мыслителе

Ученик :

Стремительно несется горный поток. Следуя вверх по течению, вы попадаете в ущелье.  глубине его, на скалистом островке, омываемом двумя горными речушками, как в сказочном сне, покоятся руины древнего аула Нар. Крошечные полуразрушенные сакли ютятся у подножий сторожевых башен, без слов рассказывающих о суровой старине. Более полутора веков назад, 15 октября 1859 года, здесь родился поэт Коста Леванович Хетагуров.

В яслях мы одних родились. Вырос ты со мной;Вместе жили и трудились,Бедный ослик мой! — писал позже Коста, рисуя условия горской жизни.

Его родина — Северная Осетия — крутые склоны Кавказского хребта, узкие, вьющиеся над пропастью дороги, глухой и бедный в прошлом край.Отец Коста , прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции. Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковно-приходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию. Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств.

Мать- Мария Гавриловна Губаева-Хетагурова- была дочерью поручика русских войск. «Матери своей не помню, а отец постоянно был на службе …»-писал Коста о себе.

Перед смертью Мария Хетагурова , совсем еще молодая женщина, послала за доброй Чендзе Дзапаровой-Туаевой. Она уходила из жизни, рядом с умирающей лежал маленький Коста, заботу о котором взяла на себя Чендзе.

«Несмотря на то что , что отец и мать мои принадлежали к «сильным» и «большим» фамилиям в Нарской котловине, я все-таки родился в яслях, в хлеву. И вряд ли во всей Нарской котловине кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеву».

Учитель:

Коста через годы обращается к нам со словами, которые не только высоко поэтичны, но в них заложен и глубокий смысл духовно-нравственного воспитания. Эта тема актуальна и нам есть чему сегодня поучиться у великого осетинского поэта.

Ученик :

В центре города Алагир расположен Свято-Вознесенский собор, окруженный крепостной стеной с бойницами, издавна славившийся своей уникальной архитектурой. Он выполнен по древневизантийским канонам. Автором проекта собора, построенного из туфа, специально привезенного из Греции, был известный русский архитектор и художник князь Гагарин.

Во Владикавказе основным заработком Хетагурова стало выполнение многочисленных иконописных заказов (увы, время не пощадило его работы). В 1888-89 годах он расписывал Алагирский собор, и в этих росписях наиболее ярко проявился его· художественный талант. Образы святых поразительно схожи с реальными современниками художника, они теплы и человечны. В большой фреске «Голгофа» Коста достигает изумительной гармонии голубоватых тонов, в дымке которых чувствуется колорит родных гор, передаваемых Коста с большим умением.

Кисти Хетагурова принадлежали также тематические композиции («4 евангелиста», «12 апостолов», «Вознесение», «Троица») художественный орнамент на арках и столбах, ряд икон в иконостасе.

К сожалению, упоминаний об участии К.Л Хетагурова во внутреннем оформлении Свято-Вознесенского собора в документах или письмах не обнаружено, поэтому вопрос об его авторстве до сих пор остается открытым. Но ярко выраженные осетинские черты Девы Марии являются одним из подтверждений того, что роспись храма выполнял именно художник-осетин.

Ученик:

Говоря о живописи Коста, нельзя не упомянуть его картину «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии», которая, к сожалению, не дошла до нас. «С 28-го ноября по 7-ое декабря 1887 года во Владикавказском коммерческом клубе проходила выставка картин Коста. В центре внимания публики была картина «Святая равноапостольная Нина,

просветительница Грузии». Многие из посетителей

выставки просили у г. Хетагурова позволения зайти за перегородку, отделяющую картину от публики, и воочию убедиться, что Св. Нина действительно нарисована, а не представляет собой алебастровую статую… Но особенное внимание посетителей привлекало выражение глаз Св. Нины: взор ее, обращенный в пространство, так и светится глубоким, всецело охватывающим ее

вдохновением, святою верою».

Другие картины на религиозную тему –«Скорбящий ангел» , «Моление о чаше» сохранились.

Ученик :

Стремясь к просвещению родного осетинского народа, Коста берется за перевод на осетинский язык Евангелие от Матфея. Перевод Евангелия на осетинский язык имел для Коста огромное значение. « …с переизданием Евангелия раз и навсегда установить алфавит, который по своей простоте и изяществу несомненно даст возможность да правильную орфографию. (для осетин) – писал он Цаликовой в 1899 году.- Стесняет меня только то, что в осетинском языке нет точно соответствующих слов и выражений некоторым словам и выражениям в Евангелии, и проверить их не на чем….»

Характерной чертой поэзии Хетагурова является стремление автора к высшим христианским ценностям. Вера в Бога воспринимается им как последнее убежище, оплот отвергнутой, мятущейся души, которая нигде не находит ни покоя, ни понимания. В стихотворении «Картинка» поэт передает состояние одинокого умирающего человека через слабое мерцание лампады «в переднем углу, пред иконой святой».(Чтение стихотворения)

Ученик:

К.Л. Хетагуров с самого рождения находился в религиозной обстановке, где обращение к Богу было естественным жизненным обстоятельством, об этом говорит стихотворение «Воспоминание».(Чтение стихотворения) В данном случае христианские идеалы тесно переплетаются с образом старой няни, которая «то ласкала меня, то молилась, то чутко дремала, когда я дремал…» .Прототипом для создания образа заботливой сиделки стала Чендзе Дзапарова-Туаева, кормилица Хетагурова, в доме которой он провел свое детство. Нежная забота, сострадание, любовь, проявляемые по отношению к заболевшему ребенку, неотделимы от веры в Господа, на которого уповала женщина в своих стараниях облегчить страдания больного. Для нее Христос – неизменный спутник не только в испытаниях, но и в радости.

Ученик:

Мало кто знает, что очень важным событием в жизни Коста Хетагурова явилось то, что ему посчастливилось иметь духовного отца, наставника, руководителя в его духовно-нравственном становлении как человека, как православного христианина. Таким человеком был протоиерей о. Антоний Чаленко, который более 25 лет был законоучителем в Ставропольской гимназии и настоятелем гимназической церкви. На его смерть поэт написал трогательное лирическое стихотворение. «На могиле о.Антония Чаленко».(Чтение стихотворения)

Ученик :

Коста Хетагуров, рожденный в яслях, в хлеву, ощутил духовное родство с тем, который также был рожден в хлеву, и матерей их звали одинаково — Мариями. Это духовное родство особенно ощутимо во время Херсонской ссылки, жизни в Пятигорске. Коста проникается великой любовью к Иисусу Христу и буквально на себе ощущает его страдания. В сознании Хетагурова Христос присутствует как высшая ценность, как идеал. Он олицетворяет собой всепрощение и беспримерную любовь к людям, ко всему человечеству. Каждое обращение к образу Иисуса Христа проникнуто у поэта пониманием огромной ценности принесенной жертвы и ненавистью к предавшим Его. Богом «любви и всепрощенья» называет автор Иисуса в стихотворении «Страстная неделя». (Чтение стихотворения)

Ученик:

Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив. Этот великий праздник занимал в жизни поэта значительное место. В кругу передовой интеллигенции Пасха широко праздновалась и воспринималась как начало новой жизни, возвеличивание братского единения и любви, торжество цветения и солнечного света. Все высшие ценности Хетагурова — свобода, равенство, братство, любовь — связываются с этим праздником. Характерно, что отношение Хетагурова к празднику Пасхи не изменилось на протяжении всей его жизни. Искренней радостью, ликованьем наполнено стихотворение «Христос воскрес!»

Христос для Хетагурова — это не просто объект почитания, но и пример для подражания; он «бог любви и всепрощенья», совершивший свой подвиг во имя любви и ради людей. (Чтение стихотворения)

Из письма Коста к Ю.Цаликовой: « Все стихотворение вы прочитаете в посмертном издании полного собрания сочинений Вашего непутевого Коста. Привет и низкий поклон всем. Написал я «Нерукотворный лик Христа» для образца .Вышел очень удачный, я вправил его в широкую золотую раму и повесил над рабочим столом» .

Ученик :

Земной жизни Христа посвящена поэма Хетагурова «Се человек» (1895). Здесь Иисус предстает перед читателем гордым и мужественным, абсолютно осознанно и спокойно принимающим свой жребий. В этом произведении мы видим Его обладающим достаточной силой, чтобы усмирить толпу одним взглядом.

Поистине знаковым в творчестве Хетагурова является стихотворение «Когда тебя, мой друг…» Здесь поэт приравнивает страдания Христа к страданиям народа. Для него это высшая степень боли, рядом с которой личные переживания человека,

будь то физическое нездоровье или душевные раны, становятся абсолютно несущественными:

Когда тебя, мой друг,

Порой гнетет недуг

И не находишь облегченья,

Ты вспомни о Христе, –

Страданья на кресте

Ослабят вмиг твои мученья…

Ученик :

Упоминание о Христе в творчестве Коста показывает, насколько его образ был значим в ценностном мировосприятии Хетагурова, в его критериях оценки окружающей действительности.

Особое внимание нужно уделить стихотворению « Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене» (Чтение стихотворения)

Ученик :

Присутствие христианских ценностей значительно обогащает творчество Хетагурова, приближая его к деятелям мировой литературы первого ряда. Православная поэзия Пушкина, Лермонтова, Тютчева, живопись Иванова, Крамского, Репина, духовная музыка Чайковского – все, чем по праву гордилась и гордится русская культура, вошло в плоть и кровь К Хетагурова. Стихотворение «Я не пророк…» имеет серьезное православное значение в творчестве Коста, тематически перекликается с «Пророком» Пушкина и Лермонтовским «Пророком».

Ученик ­­­­­­­­­­­:

Из письма сестры поэта Ольги Кайтмазовой Гиго Дзасохову :

«Нужно видеть этого взрослого, беспомощного ребенка с трясущимися руками, вздрагивающими мускулами,. Нужно вглядеться в его большие глаза , глядящие доверчиво, ласково, но вопросительно, будто силящиеся что-то вспомнить, понять…У Коста совершенно отнялись ноги, и он не может ходить. Говорит тоже плохо, так что я больше угадываю его. Довольно ясно приветствует всех только одной фразой : «Не фсымарта, карадзи уарзга царут» (братья, живите в любви к друг другу) С ней на устах он, верно, и умрет»..

Учитель:

Меньше всего Коста думал о себе. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне - село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

Литература

1. Мальцев С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия [Текст] / С.

Мальцев. – Владикавказ: Проект пресс, 2005. – 32 с.

2. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного

творчества [Текст]

3. Хетагуров К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах

[Текст] / Ш.Ф. Джикаев. – Владикавказ, 1999..

4.Коста и православие. Издательство «Олимп» г.Владикавказ,2006

5. Коста Хетагуров. Весь мир -мой храм, любовь -моя святыня. Стихотворения и поэмы. Перевод с осетинского.-Москва.1989

Звезда по имени Коста | Православный журнал ''Фома''

foma.ru/zvezda-po-imeni-kosta.htm

Религия Осетин - КОСТА ХЕТАГУРОВ-ОСЕТИНСКАЯ ЛИРА

antorcha.narod.ru/rel.htm

5

kopilkaurokov.ru

Коста Хетагуров - Нæ дзыллæйы зæрдæ

Автопортрет

КОСТА ХЕТАГУРОВ3.X.1859 — 19.III.1906

     О Коста было много сказано и при жизни, и после его безвременного ухода... Не раз отмечались его поэтический дар, художественный талант и публицистическая деятельность. Но я еще раз хочу остановиться на том, чему Коста посвятил и все свои таланты и всю свою жизнь: это служение народу. Именно просветительская работа и борьба за свободу народа, против дискриминации и геноцида народов не только Осетии, но и всего Кавказа — вот главная цель всей его жизни.      К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому, что все, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников и необузданная, антинародная бюрократическая власть. Защищая интересы горцев он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.
Леван Хетагуров
     Сам Коста в своей автобиографии писал: “Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий.      Отец мой — Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин.      Мать моя — Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова — дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава”.
Скорбящий ангел
     Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку.      В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших
ПортретАнны Цаликовой
впоследствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: “Природный мост”, “За водой”, “Перевал Зикара”, “Скорбящий ангел”, “Гора Столовая”, ”Долина Теберда”, “Портрет Мисибри Гутиева”, “Портрет Анны Цаликовой”, известны его декорации к “Хаджи Мурату” и “Цыганскому барону”.
Дети на каменоломне
     В 1887 г. выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.      В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо-Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), шлиссельбуржец Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие.      Из Петербурга его высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах “Казбек”, “Северный Кавказ”, в журнале “Терские ведомости”. Сатирическую поэму “Кому на Руси живется весело” публикует газета “Северный Кавказ”, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.      В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности.      В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта.      В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».      В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта.
Заглавная страница рукописи "Ирон фæндыр"
За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, — не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».      В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение.      26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.      В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.      Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. В то же время они устраивают гонения на тех, кому близок Коста, кому не безразличны судьбы Родины и многострадальных народов Кавказа. Они преследуют и уничтожают всех, кто пытается нести людям свет просвещения, идеи свободы и равенства.      Не предадим же светлую память великого поэта и гуманиста, посвятившего жизнь борьбе за свободу нарда. Я хочу завершить эту статью словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

hetagurov.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта