Тырса Николай Андреевич (1887-1942). Тырса картины
Художник Николай Андреевич Тырса - Елена Хорватова
С работами художника Тырсы многие из нас познакомились в раннем детстве, даже не задумываясь, кто нарисовал картинки в любимых книжках. Во многих семьях в личных библиотеках есть довоенные издания Бианки, Жидкова, Каверина, "Республики ШКИД" Пантелеева и Белых с иллюстрациями Николая Тырсы. Впрочем, и после войны вплоть до наших дней книги часто переиздавали именно в этом оформлении.
Иллюстрация к "Снежной книге" В. Бианки
Но милые зверюшки, как и вообще книжная графика, были не самым важным направлением в творчестве художника.Николай Тырса, сын казака, офицера Кубанского казачьего войска, любил рисовать с детства. В 1905 году Николай поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Петербургской Академии художеств и с перерывами учился там до 1909 года (курс он, правда, так и не закончил). Одновременно посещал занятия в частной художественной школе Званцевой в классе Бакста и Добужинского. Учителя так много дали Тырсе как художнику, что он всю жизнь считал себя продолжателем традиций "Мира искусства". С 1915 года он стал принимать участие в художественных выставках объединения.
Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле
Начиная с 1909 года Тырса неоднократно выезжал в творческие поездки для изучения и реставрации старинных росписей в Ферапонтовом монастыре, церквях Новгорода, Ярославля и других городов. В 1911 году Рерих пригласил начинающего художника в помощники, получив заказ на художественное оформление церкви в Талашкино под Смоленском, в имении известной меценатки княгини Марии Тенишевой.
Церковь Святого Духа в Талашкино, образ Спаса (Николай Рерих и Николай Тырса)
Работа над церковными росписями помогла Тырсе и в декоративных работах на вполне светские сюжеты. К примеру, он вместе с двумя другими художниками в 1915 году расписывал перестроенные помещения в Юсуповском дворце в Петрограде. Но громкое имя ему сделали другие работы - с 1914 года он стал выставлять картины и этюды с обнаженными натурщицами, пользовавшиеся большим успехом у публики и благосклонно замеченные критикой.
В 1916 году Николай Тырса был призван на фронт. Служил он в автомобильном батальоне и как многие солдаты Первой мировой был "разагитирован". Несмотря на то, что художник уже приближался к 30-летию, он вступил в "Союз молодежи" и стал активно заниматься политикой. После Февраля 1917 года он организовал левое художественное объединение "Свобода искусству", а после Октября стал одним из отцов-основателей ВХУТЕМАСа. В 1918 году Тырсе было поручено праздничное оформление Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Его панно и лозунги украшали Невский проспект.
Эскиз панно "Сеятель" для городского оформления, 1918 год. (Не это ли панно пытался воспроизвести Остап Бендер, выдавая себя за выпускника ВХУТЕМАСа?)
В первой половине 1920-х годов Тырса много занимался общественной деятельностью, организовывал новые художественные группы и объединения, выставлял свои работы вместе с другими советскими художниками в Берлине. Но в середине 1920-х Николай Тырса отступает, видимо сознательно, с первых позиций. Он занимается книжной иллюстрацией, прежде всего - детской, преподает на художественных курсах и в вузах...
Подробнее эта серия представлена тут:http://eho-2013.livejournal.com/313689.html
Работы 1930-х годов написаны словно вне времени, поэтому они и сейчас кажутся удивительно современными. Близкие художнику люди, красивые женщины, дети, лирические пейзажи, натюрморты с цветами...
Сима в кресле
Два горшка с цветами
Спящая девочка
Любовники
За чтением
Мойка у Синего моста
Занимался Тырса и рекламой, и промышленным дизайном, и художественным стеклом...
Рекламный плакат
Может быть, благодаря своей позиции Николай Тырса, не добивавшийся высокого положения и громкой славы, не пострадал в роковые 1930-е годы. Правда, в самый опасный период после 1937 года он счел за лучшее оставить любимый Ленинград и на 2 года переехал в Киев, где занимался преподавательской работой. В 1939 году он стал одним из организаторов "Боевого карандаша", но на этом поприще проявил себя не так ярко. В это время Николай Андреевич занимался более интересным для себя делом - иллюстрировал произведения классиков русской литературы: Пушкина, Льва Толстого. Перед самой войной выполнил ряд иллюстраций к произведениям Лермонтова. В 1940 году он стал членом Ученого совета Русского музея, уделяя много времени научной работе.
"Анна Каренина", 1939
15 июня 1941 года в Ленинграде открылась персональная выставка Н.А. Тырсы, которая должна была стать событием художественной жизни города. Но на пороге уже стояла война...Блокаду Николай Тырса не пережил. В начале 1942 года его, уже умирающего, вывезли из Ленинграда, но, покинув свой город, через 12 дней художник скончался в Вологде.
eho-2013.livejournal.com
День рождения. Николай Андреевич Тырса
Тырса Николай Андреевич родился 9 мая 1887 года в селе Аральск (ныне турецкий город Аралык) в семье офицера Кубанского казачьего полка. Учился на архитектурном отделении ВХУ при Императорской Академии художеств и в частной Школе живописи и рисования Е.Званцевой у Л.Бакста и М.Добужинского. После обучения преподавал в петроградской Академии художеств. Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 году, представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц.В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. Он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" Каверина, "Республика ШКИД" Белых и Пантелеева, "Снежная книга" Бианки, "Военные кони"Тихонова, "Детство" Горького; чаще же всего он обращался к книгам Бориса Житкова, своего постоянного автора. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели.Любил рисовать и ламповой копотью, придавая этому материалу невиданный артистизм.В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" Пушкина (1936), "Анне Карениной" Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз: его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.Перед самой войной открылась большая персональная выставка Николая Андреевича в Русском музее.29 января 1942 года его с семьёй эвакуировали из Ленинграда. Художник скончался 10 февраля 1942 года в Вологде.*** Жена, постоянная натурщица,Елена Александровна,была очень одаренным художником, но посвятила себя мужу и трем дочкам. Она жила интересами мужа, помогала, переводила книги.После войны работала референтом в ЛОСХе.http://www.artonline.ru/encyclopedia/623http://lib.ru/RUSSLIT/PANTELEEW/tyrsa.txt Алексей Иванович Пантелеев. Тырсаhttp://www.grafik.org.ru/tirsa.html
krapan-5.livejournal.com
Тырса Николай Андреевич - Каталог картин. Цены.
Тырса Николай Андреевич (1887-1942)
Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10).
Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.
В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью. В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.
Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.
В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А. С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.
Тырса Николай Андреевич
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Биография художника Тырса Николай Андреевич
9 мая 1887 (с. Аралых Эриванской губернии) — 10 февраля 1942 (Вологда)
Живописец, график
Родился в семье офицера Кубанского казачьего войска. В 1897–1905 учился в реальном училище в Екатеринодаре. В 1905 поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств. Занимался с перерывами, курса обучения не окончил. В 1907–1910 посещал Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой, учился под руководством Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. В 1910–1911 посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской В. В. Матэ.
В 1909, 1911–1912 посетил Новгород, Ярославль, Ростов Великий, Ферапонтов монастырь, Романов-Борисоглебск, где изучал памятники древнерусского искусства. В 1910 принял участие в реставрации фресок собора Святого Василия в Овруче. В 1911 работал помощником Н. К. Рериха в росписи Спасской церкви в Талашкино.
С 1915 участвовал в выставках «Мира искусства» в Петрограде и Москве. В 1915 совместно с С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем выполнил росписи в перестраиваемой части Юсуповского дворца в Петрограде.
В 1916 призван в армию, служил рядовым в броневом автомобильном дивизионе. Вступил в «Союз молодежи». В 1917 стал одним из учредителей объединения «Свобода искусству».
После революции много преподавал. Стал профессором живописи и рисунка Высшего училища декоративных искусств. В 1918 назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС. В том же году занимался праздничным оформлением Петрограда к первой годовщине Октября, разрабатывал панно и лозунги для Невского проспекта. В 1920 участвовал в художественном оформлении города к празднику 1 Мая. С 1921 работал как художник книги, оформил «Комедию о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».
В 1922 вступил в «Объединение новых течений в искусстве». Работы Тырсы экспонировались на первой русской художественной выставке в Берлине. С 1924 преподавал рисунок и акварель в институте гражданских инженеров. С 1925 сотрудничал с ленинградской редакцией Отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Годом позже вступил в объединение «4 искусства».
В 1928 создал серию рисунков ламповой копотью и сепией. В 1930 обратился к технике масляной живописи.
С 1931 преподавал и заведовал кафедрой в Вечернем строительном институте. В 1932 стал одним из членов-учредителей ЛОСХа. В 1932–1936 руководил кафедрой рисунка и преподавал рисунок и акварель на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. К 1933-му относятся первые опыты Тырсы в литографии.
В 1936 принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. В 1936 руководил занятиями в студии живописи и рисунка при ленинградском Доме архитекторов. В 1938–1939 возглавлял мастерскую монументальной живописи в Киевском художественном институте.
В 1939–1940 в экспериментальной графической мастерской ЛОСХа разработал новый способ цветной литографии — размывку кистью по камню. В 1939 назначен руководителем художественного совета при ленинградском отделении Торговой палаты, консультировал сектор рекламы и торговой пропаганды. В 1940 был утвержден членом ученого совета Государственного Русского музея.
В 1940–1941 вместе с А. А. Успенским и В. И. Мухиной работал в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике.
Незадолго до начала Второй мировой войны, 15 июня 1941, открылась первая персональная выставка Тырсы в Русском музее. После начала войны работал в «Боевом карандаше». 22 января 1942 эвакуирован ЛОСХом из Ленинграда в Вологду. 10 февраля того же года умер в вологодском госпитале.
Тырса — один из лидеров Ленинградской школы 1920–30-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. Начинал исключительно как рисовальщик, и уже в 1915 о нем писали как о мастере со своей концепцией пластики. С середины 1920-х в его искусстве идет нарастание живописной стихии (в 1930-х он обратился к живописи маслом), вместе с которой приходит иная образная система с богатой эмоциональной тональностью и импровизационностью письма.
Показать цены на работы художника
artinvestment.ru
Работы художника Н. Тырсы
Страна: | Россия |
Родился: | 9 мая 1887 г. |
Умер: | 10 февраля 1942 г. |
Николай Андреевич Тырса, один из создателей ленинградской школы книжной графики, родился в селе Аралых Эриванской губернии (в н.вр. Аралык, Турция) в семье офицера Кубанского казачьего войска.
В 1905—1909 обучался с перерывами на архитектурном отделении ВХУ при Императорской Академия художеств в Петербурге (курса обучения не закончил) и в частной Школе живописи и рисования Е. Званцевой у Л. Бакста и М. Добужинского (1906—1910).
Занимался преподавательской деятельностью — в петроградской Академии Художеств, Государственных художественно-промышленных мастерских (1918—1922) и Ленинградском институте гражданских инженеров (1924—1942).
С 1921 г. Тырса стал заниматься книжной графикой. Первой его работой в этом направлении стало оформление книги «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».
Среди его работ иллюстрации к таким книгам, как «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького.
Одними из лучших в данном направлении стали его работы по оформлению книг Б. С. Житкова.
В 1940-41 гг. работал вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, занимаясь дизайном изделий из стекла (графинов, стаканов, ваз).
29 января 1942 года тяжело больной художник был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Художник скончался 10 февраля 1942 года в Вологде.
Книжная иллюстрация
Каверин В. Осада дворца. Рассказ для юношества. М.-Л. :Гос. изд-во, 1926
Тихонов Н. Военные кони. М.-Л.: Гос. изд-во, 1927
Бианки В. Снежная книга. Л. : Гос. изд-во, 1926
Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. М.-Л.: Гос. изд-во, 1927
Житков Б. Про слона: [Рассказ]. Л.: Ленгиз, 1926 (1927, 1929, 1930,1931, 1934, 1935, 1938)
Житков Б. Голый король. М; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр.,1927. (1930)
Житков Б. Дяденька: [Рассказ]. М; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1927. (1928, 1931)
Житков Б. Джарылгач: [Рассказ]. М; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928. (1930)
Житков Б. Компас: [Рассказ]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928. (1930)
Житков Б. Про обезьянку: [Рассказ]. М; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928 (1929, 1930, 1931, 1936)
Житков Б. Удав. М.; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1928
Житков Б. Черная махалка: [Рассказ]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1928
Житков Б. Злое море: [Рассказы]. М; Л.: Гос. изд-во, тип. Печатный двор в Лгр., 1929. (1930)
Житков Б. Коржик Дмитрий: [Рассказ]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1929. (1930)
Житков Б. Мария и Мэри: [Рассказ для детей]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1929. (1930)
Житков Б. Под водой: [Рассказ для детей]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1929. (1930)
Житков Б. Шквал: [Рассказ для детей]. М.; Л.: Гос. изд-во, тип.Печатный двор в Лгр., 1929. (1930)
Житков Б. Метель: [Рассказ]. Изд. 2. М.; Л.: Огиз; Молодая гвардия, 1931
Житков Б. Рассказы о животных: [Для мл. возраста]. М.; Л.: Детиздат, 1940
Житков Б. Из морских историй: Рассказы / Илл.: Н. Тырса, П. Павлинов.М.: Детгиз, 1958. (1964)
Житков Б. Пудя: Рассказ для детей ст. возраста. [М.]: Молодая гвардия, б.г.
© Википедия
fantlab.ru
Николай Тырса :: Артпоиск - русские художники
Николай Тырса.
В 1916 году в журнале «Аполлон» была опубликована статья Н. Н. Лунина «Рисунки нескольких «молодых», посвященная П. Львову, П. Ми-туричу, Н. Тырсе, Л. Бруни и другим. Проницательность, глубина и точность данных оценок сегодня приобретают особое значение. Лунин мимоходом заметил, что «художественный критик не гадалка, может говорить о том, что есть, но трудно говорить о том, что будет» '. Тем не менее у одного из «молодых» — у Тырсы он видит уже имеющийся свой стиль, высокого качества и достаточно определившийся, а его рисунки характеризует как «искусство сильное, ярко выраженное, самостоятельное, органическое»2. Утверждая, что Тырса обладает подлинностью художественного дарования, Пунин заглянул в будущее и был совершенно прав. Жизнь Николая Андреевича Тырсы (1887—1942), трагически оборвавшаяся блокадной зимой, подтвердила давние прозрения видного русского критика.
Подобно многим мастерам XX века Тырса был художником-универсалом, не связанным в своих творческих поисках раз и навсегда заданными рамками. Он свободно переходил границы видов и жанров, с одинаковым увлечением занимался «большими» и «малыми» искусствами. Остро ощущая потребности времени, он смог в своем творчестве ответить на многие вопросы, поставленные перед искусством новой действительностью.
Все, к чему обращался художник, отмечено истинной демократичностью, рождалось необходимостью жизни. В живописи и станковой графике, в книге и афише, в эскизах оформления праздничного Петрограда, в торговой рекламе, в эстампе — во всех видах творчества обнаруживается присутствие того стиля «высокого качества», который заметен уже в его ранних рисунках. Тырса был смелым новатором, обладавшим широким мышлением, что позволяло ему свободно обращаться со всей системой пространственных искусств.
Встретив революцию тридцатилетним, Тырса включился в развернувшуюся работу вместе с художниками близкого ему круга — В. Лебедевым, М. Матюшиным, К. Петровым-Водки-ным и другими.
Позже Тырса писал: «...Мы реорганизовывали школы, осуществляли план всей государственной перестройки искусства, удовлетворяли будничные нужды «сегодня» революции и выковывали идеологические стержни художественной жизни... Районные школы, клубы, массовые торжества революции в то время, когда она достигла высшего пафоса, вся польза, которую мы могли принести революции, все это делалось одновременно с работой за десяток саботирующих чиновников в реорганизуемых учреждениях, рядом с хозяйственными заботами о сохранении зданий» 8.
Е. А. Тырса, жена художника, вспоминала, как в дни наступления Юденича на Петроград «...Николай Андреевич пошел в комитет РКСМ, помещавшийся напротив его дома на улице Глинки, и настойчиво просил выдать ему оружие, объясняя, что он как комиссар такого важного учебного заведения (Вхутемас) должен быть вооружен, чтобы в случае надобности принять участие в защите города от врага. К этому времени его взгляды и политические убеждения определились полностью и бесповоротно»4. Он утверждал, что «нужно совершенно отказаться от такого банального взгляда, который до сих пор еще имеется, что если есть картины, где написано красное знамя, то это самая лучшая вещь, то есть апогей искусства... Нельзя же решать все с точки зрения тематики. Это же такое вредное упрощение, это так мешает нашей работе, что это в тысячу раз преступнее, чем тот формализм, в котором меня упрекают» 5.
Общественный темперамент Тырсы завоевал ему авторитет и уважение в среде ленинградских художников. Тырса был убежден, что «ни один советский гражданин не может выполнять общественно полезное дело по формуле «что прикажете». Каждое общественно полезное дело должно быть и делом личного убеждения, только тогда оно может дать общественно полезные результаты»6.
artpoisk.info
код ссылки на нашу галерею |
художник Тырса Николай Андреевич , русский художник Тырса Николай Андреевич , биография художника Тырса Николай Андреевич , информация о художнике Тырса Николай Андреевич |
petroart.ru