Турецкая баня (картина). Турецкие картины
Турецкая баня (картина) — Википедия РУ
Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.
Художник начал работу над полотном в 1859 году, и первоначально картина была прямоугольной. В этом же, 1859 году, её купил принц Бонапарт. Однако некоторое время спустя Энгр возобновил работу над картиной и превратил её в тондо, одновременно переписав некоторые фигуры. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году[2]. Подпись художник дополнил указанием на свой возраст: «Aetatis LXXXII».
Картина «Турецкая баня» в 1859 году. Фотография Шарля МарвиляЗадачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.
Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:
«Художник наконец позволил себе дать волю чувствам и всё, что косвенно выражала рука Тетии или ступня Одалиски, теперь обрело открытое воплощение в пышных бёдрах, грудях и роскошных сладострастных позах»[3].
Две женские фигуры, полулежащие справа, не имеют аналогов в западном изобразительном искусстве. По мнению Кларка, в «Турецкой бане» обнажённые женщины вызывают реминисценцию со скульптурой храмов Южной Индии[3].
Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.
Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.
Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра[fr] при содействии Мориса Феная[fr].
Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.
«Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение. Перед выставкой была проделана обширная работа по исследованию и реставрации картины, сбору и тщательному изучению материалов, связанных с её созданием. Были подняты темы влияния на Энгра работ других мастеров и воздействия «Турецкой бани» на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Из 82 позиций в каталоге выставки 62 — подготовительные наброски и этюды Энгра, а также работы предшественников, под влиянием которых художник создавал своих персонажей. Завершающий раздел экспозиции был составлен из 20 картин и рисунков, где в большей или меньшей степени отразились впечатления художников 20 века от «Турецкой бани». Среди них — четыре рисунка Пабло Пикассо, созданные в период 1918—1968 годов. Для того, чтобы подчеркнуть центральное положение в выставке именно картины Энгра, некоторые из экспонатов были представлены фотографиями[4][5].
Сплошной позитив: Турецкие картинки – 2
Предлагаю вам еще одну порцию замечательных картин Гурбуз Доган Оксиоглу.
Думаю, что в этот раз вы задержитесь в “Сплошном позитиве” немного подольше. Во-первых, картин больше, чем в первый раз, а, во-вторых, я очень долго и тщательно их выбирала, они еще более многозначительны, чем в первой серии!
Мне хотелось отобрать лучшее, хотелось показать разнообразие интересов художника и, в то же время, общие темы, которые объединяют его картины.
Над каждым сюжетом есть о чём задуматься: можно представить, что хотел донести до зрителей Гурбуз, а можно развить сюжет и вообразить, что случится с персонажами дальше.
Странно, но автор не даёт названия своим картинам. А, может, и даёт, просто тот, кто в первый раз выложил их в Интернет, не говорит по-турецки. Я взяла на себя смелость придумать подписи к некоторым картинам. Они просты и служат главным образом для того, чтобы было легче на них ссылаться, если кто-то захочет прокомментровать.
Полюбуйтесь, как много смысла заложено в сюжеты! Что вас зацепило больше всего?
Вот я, например, не совсем понимаю, что автор хотел сказать в картине 4.Земля. Земля в мешочке? Воздушный шар вверх ногами? Земля покидает своё человечество?
А картиной ниже – 6.Правосудие? Только сейчас обратила внимание, что, если смотреть на цифры 0001, что справа, глазами Фемиды, они превратятся в 1000, а цифры слева 1000 превратятся, наоборот, в 0001. Сколько симметрии в картине – вертикальной и горизонтальной…
При взгляде на картину 8.Горы у меня в памяти звучат строки из песни Юрия Визбора: “Горы, накрахмаленные тщательно, гордо подпирают небеса!”
А какие ассоциации вознили у вас? Давайте обсудим!
1. Спички
2. Кофе с молоком
3. Лидер
4. Земля
5. Чайка
6. Правосудие
7. Осень
8. Горы
9. Власть
10. Завтрак у моря
11. Художник
12. На свободу
13. Канатоходец
14. На войну
15. Звезда
16. Кошка
17. За забором
18. Хорошие новости
19. Истребление
20. Пара
www.total-positive.com
Описание картины Жана Огюста Энгра «Турецкая баня»
Энгру было семьдесят девять лет, когда он начал работу над этой картиной и восемьдесят два, когда он закончил её. Ею он подводит итог – всю жизнь посвятив работой и изысканиям в жанре ню (то есть, в жанре обнаженной натуры), он находит свой смысл, свой Грааль, и лучшее, чему сумел научиться, воплощает в «Турецкой бане».
На ней изображен гарем турецкого хана, отправившийся в баню в полном составе. Томные женщины заполняют все пространство картины, и на первый взгляд она кажется весьма хаотичной. На самом же деле, она естественно и плавно вписывается в круг.
Центральная женская фигура повернута к зрителю спиной. Волосы женщины замотаны в тюрбан, из-за плеча её выглядывает гриф музыкального инструмента. На подушках со всех сторон возлежат друге женщины, одна сидит, опустив ног в прохладную воду бассейна, одна танцует – вряд ли услаждая взгляды своих подруг, скорее вспоминая танец или желая кого-то научить.
Картина буквально светится телесным, светлым цветом наготы, который только кое-где прорывается яркими пятнами. Негритянка с кожей смуглой, как бронза, синий кувшин, столик с благовонными маслами и притираниями.
Томное сладострастие картины затягивает. Если долго смотреть на неё – почувствуешь ароматный горячий пар, расслабленную негу множества женщин, пришедших в баню не только помыться, сколько отдохнуть, поболтать и навести красоту. Они не думают о том, как выглядят, просто наслаждаются происходящим, и в том, как Энрг выписывает их – каждую с тщанием, с отдельный мыслью, прорисовывая черты лица, складки кожи, мягкость очертаний, и видно, насколько он любит их, прекрасно понимая, как устроено женское тело, какие в нем движутся мышцы, как расположен на нем жир.
Мягкость, плавность и томность «Турецкой бани» радует глаз и наводит на приятные, легкие и немного душные размышления.
opisanie-kartin.com