Как хоронить руса. Тризна картина


Картина Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году Генриха Семирадского

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Генриха Семирадского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Генриха Семирадского  на натуральном  холсте.

Генрих Ипполитович Семирадский начальное художественное образование получил в гимназии города Харьков, неподалеку от которого родился. Его первым учителем рисования был ученик Карла Брюллова художник Дмитрия Безперчий. В 1860 году по настоянию родителей поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Через 4 года, получив степень кандидата наук, стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств, затем зачислен в академисты.

В течение четырех лет обучения был награжден пятью серебряными медалями, в 1868 году получил малую золотую медаль, неоднократно получал денежные премии. В 1870 году ему присудили большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

Первую свою масштабную картину он написал в Мюнхене, она была приобретена Петербургской Академией художеств. Это позволило художнику переехать в 1873 году в Италию, где он оставался долгие годы. Несмотря на то, что визиты в Россию случались очень редко, Петербургская Академия художеств заочно присваивала живописцу все возможные звания, он получал много официальных заказов. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. В 1873 году получил звание академика Петербургской Академии художеств, с 1878 года стал профессором.

Генрих Семирадский являлся Членом Совета Петербургской Академии художеств, почетным членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской Академии искусств.

В 1889 году получил золотую медаль на Мельбурнский международной выставке. Участвовал в росписях храма Христа Спасителя и многочисленных храмов, театров и дворцов в Москве, Петербурге, Киеве, Кракове, Варшаве. Автор дизайна декораций в театре имени Словацкого в Кракове и во Львовском оперном театре Большой вклад внес в развитие таланта других художников.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Генриха Семирадского  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Как хоронить руса • Arzamas

Подробная инструкция, собранная из записок средневекового арабского путешественника Ибн Фадлана (18+)

Подготовила Елизавета Гусалова

Похороны знатного руса в Булгаре. Картина Генриха Семирадского. 1883 год © Государственный исторический музей

Кто такой Ибн Фадлан и как он познакомился с русами

Ахмед Ибн Фадлан — арабский путешественник и писатель, оставивший подробные описания жизни и быта жителей Восточной Европы, в которой побывал лично в начале X века. Эта поездка не была инициативой аббасидского халифа  Аббасидский халифат (Багдадский халифат) — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 1258 год. Правящая династия — Аббасиды. В состав халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северная Африка., в подчинении которого находился Ибн Фадлан. Принять посольскую делегацию в землях Восточной Европы халифу предложил правитель Волжской Булгарии хан Алмуш. Желая избавиться от власти Хазарского каганата, он просил о покровительстве Аббасидов, взамен обещая поддержать распространение ислама в своих землях. В своем письме халифу Алмуш просил прислать в его земли религиозных наставников, готовых насаждать мусульманскую веру и строить мечети, но больше всего уповал на то, что ему помогут соорудить военную крепость, способную защитить его земли от возможных нападений. Для халифа дружба с булгарами сулила торговые привилегии. Также она способствовала упрочению влияния ислама в странах Восточной Европы.

Ибн Фадлан отправился в путешествие в качестве секретаря посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. Странствования оказались долгими, но большинство целей, поставленных перед посольской делегацией, так и не были достигнуты. Тюркские племена, через земли которых они проходили, ислам так и не приняли, а правитель булгар, не получив от халифа денег на желаемые постройки, предпочел не продолжать с ним сотрудничество. Тем не менее результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.

Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа. Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:

«Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».

Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:

«Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».

Далее следует довольно подробное описание и впрямь омерзительных привычек русов, после которого с трудом можно поверить, что еще несколько строк назад их сравнивали с румяными и прекрасными пальмами.

Ибн Фадлан детально описывает абсолютно отвратительный, с его точки зрения, ритуал ежедневного омовения лица у русов. Каждое утро девушка, прислуживающая в доме, появлялась с большой лоханью с водой и подносила ее своему господину, тот мыл в ней свое лицо, в ту же воду вычесывал гребнем волосы и, перед тем как передать лохань следующему по очереди, сморкался и плевал в нее:

«И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней».

Не меньше смущали просвещенного и верующего Ибн Фадлана свободные нравы русов, он с ужасом описывал их способность сношаться везде, где им вздумается, никак не скрываясь от взглядов:  

«И вот один из них сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого‑либо из них девушку, и таким образом застает его сочетающимся с ней, и рус не оставляет ее, или же удовлетворит отчасти свою потребность».

Но, конечно, наибольший интерес для исследователей представлял его рассказ о традиционном обряде погребения русов в ладье.  

Фрагмент рукописи Ибн Фадлана © Wikimedia Commons

Как хоронить руса. Инструкция  

1. Сразу после смерти труп покойного должен быть погребен в землю, где он может находиться несколько дней, пока идут основные приготовления к церемонии его проводов в иной мир. В назначенный день тело следует откопать и перенести на корабль для последующего сожжения.

2. Следующим шагом после смерти правителя будет спросить его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. При получении от одного из них положительного ответа ни за что не допускать изменения решения и довести начатое до конца.

«И если он сказал это, то это уже обязательно, так что ему уже нельзя обратиться вспять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. И большинство из тех, кто поступает так, это девушки».

3. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии следует поручить двум другим женщинам, которые отныне должны следить за тем, чтоб она не передумала, оберегать ее, мыть ей ноги и каждый день заботиться только о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.

4. Корабль усопшего нужно вытащить на берег и поставить на деревянные подпорки. На корабль поставить скамью со стегаными матрасами и византий­ской парчой. Пригласить женщину-старуху, которая в дальнейшем должна убить девушку.

«…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)».

5. Следует вынуть покойника из могилы, одеть и принести в шатер, сооруженный на корабле.

«…И извлекли его в изаре, в котором он умер, и вот я увидел, что он уже почернел от холода этой страны». 

6. Бросить перед ним хлеб, мясо и лук.

7. Принести собаку, разрезать на две части, бросить на корабль.

8. Положить рядом с покойником все его оружие.

9. Гонять двух лошадей, пока сильно не вспотеют, затем разрезать их мечом и бросить на корабль. Привести двух коров, петуха и курицу. Разрезать, также бросить на корабль.  

«Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)».  

10. Подготовить девушку к поднятию на корабль. Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить. 

«Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».

Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Картина Генриха Семирадского. 1884 год © Государственный исторический музей

11. Девушке необходимо подняться на корабль и петь в окружении мужей, взошедших на судно вслед за нею. Также ее следует обильно поить.  

«Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в палатку, и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. <…> Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой находится ее господин».

12. Девушку ввести в палатку (при необходимости — принудительно), шести мужчинам пройти вслед за девушкой и совокупиться с ней. Чтобы заглушить возможные крики, бить по щитам.

«И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».

 13. Девушку нужно положить на бок рядом с мертвым господином, душить и бить кинжалом.

«Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».

 14. Ближайшему родственнику покойного следует раздеться догола, а затем пятиться задом, приложив руку к заднему проходу, после поджечь корабль. Затем подойти остальным и каждому бросить по куску зажженного дерева в костер.

«Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем».  

arzamas.academy

Тризна дружинников Святослава

1.Семирадский Генрих Ипполитович-Красота и любовь. 1894 2.Семирадский Генрих Ипполитович-Наяды. 1880-е 3.Портрет молодой римлянки. 1889 4.Семирадский-Портрет римлянки. 1890 5.Семирадский Генрих Ипполитович-Гречанка. 1877

6.Ночь накануне Ивана Купалы-Семирадский 1880-е 7.Портрет графини Тышкевич. 1889 8.Семирадский -Опасный урок. Холст, масло 9.Семирадский Генрих-Отдых. 1890. Холст, масло. 51х81 см 10.Семирадский-Отдыхает. Лежащая натурщица. 1881

11.Семирадский-Похороны знатного руса. Холст, масло 12.Семирадский-Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882. Холст, масло 13.Семирадский-Сельская идиллия. 1886 14.Семирадский-Сцена у колодца. 1890 15.Семирадский Генрих Ипполитович-Талисман. 1884

16.Семирадский-Танец среди мечей. 1881 17. Семирадский-Тени волос. Последняя четверть XIX века 18.Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году 19.Семирадский-У водоёма. 1895. Холст, масло 20.Семирадский-У источника. 1898

21.Семирадский Генрих Ипполитович-У храма (Идиллия). 1881 22.Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898. Холст, масло 23.Христос и самарянка. 1890. Холст, масло. 101х183 см 24.Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191х303 см 25.Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 - 1902)

- выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.

Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого.

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ (Академия Художеств). Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником Академии Художеств.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей.

Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская Академия Художеств , что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская Академия Художеств присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы.

На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально.

Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр.

Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца.

Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.).

Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление.

Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского.

Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Явление, откровение красоты в мире было целью и задачей всего творчества Семирадского. Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит веселое впечатление.

Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром.

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ (Академия Художеств) в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.

artwallpaper.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта