Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 класс. Картина мцыри


Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами)

В поэме «Мцыри» (см. её краткое содержание и анализ) Лермонтов опять перенес действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа, – все пейзажи его, дневные и ночные, одинаково поразительны по яркости красок.

Герой поэмы, по происхождению горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов, – он «тихо, гордо умирал», не желая принять пищу от монахов.

 

Лермонтов. Мцыри. Читает Пётр Дубинский

 

Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил «угрюмый, одинокий», не зная отца и матери, – как листок, грозой оторванный от родного стебля... Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце.

В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам: по его словам, эта – страсть –

 

...как червь во мне жила,Изгрызла душу и сожгла.

 

 

 

Он рвался –

 

От келий душных и молитвВ тот чудный мир тревог и битв,Где в тучах прячутся скалы,Где люди вольны, как орлы!

 

Этот «пламень», с юных лет, «таясь», жил в его груди – и, наконец, «он прожег свою тюрьму» – Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы...

Монахи нашли его умирающего от голода и утомления и перенесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу:

 

Ты хочешь знать, что делал яНа воле? Жил, – и жизнь мояБез этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачнейБессильной старости твоей.

 

Потом Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был «обняться с бурей», рукою готов был ловить молнии... Он чувствовал себя зверем:

 

Я сам, как зверь, был чужд людей,И полз, и прятался, как змей.

 

 

 

Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя –

 

Как барс пустынный, зол и дик,Я пламенел, визжал, как он,Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волков.

 

Не только «дикое» и «звериное» природы нашло отклик в его сердце, – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья, – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы:

 

Кругом меня цвел Божий сад!..Растений радужный нарядХранил следы небесных слез…

…я к земле припал,И снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам, –Они шептались по кустам,Как будто речь свою велиО тайнах неба и земли.И все природы голосаСливались тут; не раздалсяВ торжественный хваленья часЛишь человека гордый глас.

 

Он «тонул» глазами и душой в глубинах синего неба, он сливался с землей, горами, барсом, змеею. Чувствуя близость своего последнего часа, он просит перенести его в сад, под цветущие акации. Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье, – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!

 

Другие статьи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»

 

rushist.com

Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 класс

Характеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич,  готов отдать жизнь ради Отчизны,  уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство. Оба по жизни были одиноки.

Любовь к Отчизне, к земле предков  - это очень сильное чувство, которое дало возможность Мцыри выдержать самые сложные испытания, перетерпеть тяжелые лишения.

Родная земля дорога для Мцыри  тем, что там  жили его предки - гордые и вольнолюбивые, непокорные. Кровью,  жизнью защищали его праотцы свою землю, и этот дух  передали  в наследство  Мцыри.

Юношу похитили, когда ему было шесть лет. Он хорошо помнит родные места, те традиции и правила, которых придерживались горцы. В его памяти навсегда остался образ  отважного отца, любящей матери и весёлых сестёр.  Он помнил каждую деталь отцовской кольчуги и ружья.

Выносливый, сильный, влюблённый в горы. Юношу можно сравнить с орлом, которого держат в неволе. Его сердце наполнено горем об убитых родителях. Он сирота, но трагизм его жизни в том, что даже поклониться могилам родных у него нет возможности.

Монахи  надеются на бога, проводят все дни в молитвах.  Предки Мцыри привыкли надеяться  только на свои силы. Зов крови сыграл свою роль. Мцыри  бежит  на свободу во время сильной грозы.  Буря  для юноши стала спасением, глотком свободы.

Мцыри верит в свои силы. Всё время, пока юноша жил  за стенками монастыря, он мечтал  увидеть Кавказ, приблизиться к природе, почувствовать себя на воле. Пожить независимо Мцыри удалось лишь три дня.  Мцыри повёл себя как герой, доказал, что он обладает физической силой и стойким характером. Описание боя с барсом похоже на сюжеты из  легенд чеченцев и помогает раскрыть черты характера молодого человека. В послушника забурлила кровь предков, в бою юноша показал всю свою отвагу. Одержав победу над грозным зверем, Мцыри в первую очередь смог себе доказать, что он достойный  продолжатель своего рода. Если бы он жил на свободе, то не единожды смог это доказать.

Быть храбрым и ловким воином — это, с  точки зрения юноши, единственный способ снискать славу. Только храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела кавказцев. У юноши не было друзей, родной души. Всю жизнь он вынужден был провести в застенках в одиночестве, его душа была наполнена болью и разочарованием. Он забыл свой родной язык, его подготовили к монашеству, но душа юнца сопротивляется, не принимает чужой культуры.

Главный герой поэмы считает, что годы, проведенные в монастыре, бесцельные,  потерянные.  Старый монах, который когда то выходил, вылечил израненного ребёнка,  приходит исповедовать своего подопечного, ему жаль измученного и истощённого Мцыри.  Главный герой считает, что он не жил, а мучился, что духовно горец  давно умер. Душа его измучена и давно жаждала глотка свободы. Послушник хочет общения с родными людьми, монахи для него чужаки.  Для Мцыри жизнь - это единение с природой, движение, а  не существование взаперти, в душных стенах монастыря.

Мцыри умеет держать своё слово, данное с первых дней пребывания в монастыре:  стать независимым, вернуться в горы и слиться с природой. Пусть хоть на несколько дней.

 Он больше не хочет жить в неволе. Единственное его желает  - умереть,  никого не виня. Горький осадок в душе юноши так и не развеялся, потому что мечта стать навсегда свободным до конца так и  не осуществилась. Только смерть может освободить юного горца от страданий. Он, весь израненный,  отказывается от пищи,  приближая свой конец. Мцыри дорожит свободой больше, чем жизнью.

Таким образом, на примере главного героя поэмы автор хотел показать, что  чужбина никогда не заменит Отчизны.

8 класс кратко

Образ Мцыри  в поэме Лермонтова

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 г. Она представляет собой исповедь молодого юноши, послушника, о трех днях его жизни, проведенной вне стен монастыря. Главный герой почти всю жизнь провел за стенами этого каменного сооружения и ничего не видел в своей жизни. Из памяти стерлись воспоминания о родном доме, семье, которая у него была когда-то. Не по своей воле он решил посвятить жизнь служению Богу.

Впервые мы знакомимся с главным героем, когда он был еще маленьким мальчиком возрастом около шести лет. Его, болезненного и пугливого, русский генерал оставляет жить в монастыре, который он проезжал мимо. Автор сравнивает героя с дикой серной и тонким тростником. Его вырвали из лона семьи и поместили неизвестную для него обстановку. Ему страшно. Надежды на то, что он выздоровеет, не было, но автор подчеркивает, что эта самая болезнь развила в нем «мощный дух его отцов». Не смотря на внешность, главный герой очень силен внутренне. Его дальнейшая жизнь описывается кратко: он выжил и по прошествии нескольких лет должен был стать монахом, но неожиданно исчез.

Главный герой мне представляется худощавым юношей с темными короткими волосами и с очень выразительными открытыми глазами. За его внешней меланхоличностью и молчаливостью скрываются желание действовать и бороться.  Его пребывание в монастыре, наверное, не отличалось разнообразием, и каждый день был похож на предыдущий. К этому можно только привыкнуть, но не полюбить. Настоящая жизнь ему виделась за пределами монастыря, на востоке, в родных для него краях, среди близких ему по духу людей.

В трудных условиях проходило становление личности молодого героя. Плен и замкнутая монастырская жизнь развили с нем острое желание жить, стремление освободиться. Противоречивость его жизни заставила его чувствовать себя неуверенно, он не знает, кто он такой. На мой взгляд, если бы его путешествие удалось, он стал бы еще сильнее и более уверенным в себе. Оно позволило бы ему лучше узнать и понять себя.

8 класс кратко

Сочинение №3

В произведении о Мцыри, автор в самом начале описывает главного героя и как провёл своё детство. Он заболел страшной болезнью в плену, когда его перевозили в Россию. Один из встречных, по пути, монахов пожалел Мцыри и приютил его, при этом вылечив его болезнь. После этого, над главным героем монах взял шествие. Он дал ему самое главное, что пригодилось ему во время взрослой жизни.

Тяжело протекающая болезнь и издевательства судьбы, воспитали у главного героя мужественность и сильный дух. Всё своё детство он провёл без общения со своими одногодками. Но Мцыри превозмогал все трудности, которые ему подносила судьба.

Через длительный период времени, когда герой вырастает, монахи готовят его к подстригу. Когда автор описывал этот отрывок, он также указал, что Мцыри привык к плену, поэтому его это никак не возмущало. На то время он действительно выглядел не очень хорошо, при этом выучил странные традиции, знал чуждый язык. Если во всем этом разобраться, то можно выяснить, что он соглашался на изменения своей жизни из-за того, потому что не знал другой жизни. Вследствие чего, у него не было выбора, как согласится на обет смирения. Но однажды герой проявился себя. Однажды была ночная гроза и пока все монахи просили о пощаде у бога, Мцыри покинул свою комнату. Этим самым Лермонтов показывает, что герой хочет выплеснуть всю свою затаившуюся страсть в груди и желает поднять бунт.

После всего этого, писатель описывает Мцыри как освобожденного и свободного человека.

Когда Мцыри оказался на свободе, для него окружающий мир казался диким и он не знал как на это всё реагировать. А это был кавказский нетронутый ни одним человеком край. И после этого, автор приступает к описанию природы, все то, что видит герой произведения. При использовании уменьшительно-ласкательные слова, Лермонтов показывает каждому читателю, что Мцыри душа жива и проснулись внутри его человеческие факторы.

Сочинение Образ Мцыри

Лермонтов М.Ю.  в 1839 году  написал  романтическую поэму, с необычным названием «Мцыри». В произведении  рассказывается о жизни юноши, который так и не смог смириться с жизнью в неволе. Воспитывался парень в монастыре и однажды решился бросить вызов несправедливости и деспотизму. В поэме рассказывается о смысле жизни, о жестокости реальности и о  правах личности. Писатель рассказывает о том, что нужно идти к своей цели, добиваться справедливости, чего бы это ни стоило.

Главный герой стал узником не по собственной воле.  Прожив во дворце немало лет, он так и не привык, и постоянно жил с мыслью о побеге. Мечтал о том, как вернется на родину. Вспоминал отца и мать, которых он больше никогда не увидит.  И вот однажды ему удалось сбежать, темной осенней ночью. Поиски были напрасны, только на третий день его нашли бес сил. Принесли в обитель.

Всего, за три дня прожитых на воле, Мцыри обрел счастье свободной жизни.  Ему казалось, что все это время он не жил, а только ждал, и именно сейчас сбылась его долгожданная мечта. Он не мог надышаться воздухом свободы, налюбоваться всей красотой окружающей природы.  За это время он испытал больше эмоций, чем за всю свою жизнь.

Мцыри  является примером мужества, силы и отваги. Прожив практически всю жизнь в монастыре, не ведая свободы и всех трудностей внешнего мира, он не на секунду не растерялся в схватке с барсом.  В этой битве он раскрывает всю свою сущность. Он как звереныш, взращенный в неволе, в котором так и не удалось усыпить природный инстинкт. Сражаясь со зверем он не чувствует боли, не испытывает чувство страха. И самое главное, что в очередной раз доказывает сильный характер героя, перед битвой у него даже не было мыслей о том, чтобы уйти или спрятаться, он был настроен на бой и на победу.  И раненый он, долго,  идет в поисках своей родины, превозмогая боль, пока уже совсем не останется без сил.

Нельзя не взять во внимание сцену, о том, как он встретил молодую, красивую грузинку. Влюбился и не мог налюбоваться её красотой.  И этому он тоже очень рад, что смог испытать это прекрасное чувство. И он бы рад пойти за ней, но цель, к которой он идет, казалась, так близка.  И собрав всю силу духа он бредет дальше по тёмной чаще леса.

 Когда же я очнулся вновьИ отлила от сердца кровь,Она была уж далеко;И шла, хоть тише, - но легко,Стройна под ношею своей,Как тополь, царь ее полей!

Оказавшись в стенах монастыря, от которого он всю жизнь хотел сбежать, находясь в тяжёлом  состоянии.  После всех приключений Мцыри рассказывает монаху о своих чувствах, прожитых за стенами  монастыря. Описывает такие моменты, о которых простой человек, живущий, на воле даже не замечает.  Не смотря на трагичный исход, герой не капли не жалеет о том, что сбежал. Для него жизнь в монастыре, казалась пленом.  Спокойная и размеренная была для него каторгой,  в душе его всегда горел огонь храбрости, могущества, движущий его на подвиги. С детства был виден сильный и непокорный характер, сложившийся по стечению обстоятельств.  Примером ему стал его отец, который воевал. На воле Мцыри  вспоминал его, как будто он живой.  Мальчишкой лет семи он уже был очень гордым и непокорным, и не боялся смерти. Чувствуя себя очень плохо от болезни, ни произнес ни звука, терпел.

За время своих скитаний главный герой обрел свободу для души. Увидел все великолепие Кавказа, и был ошеломлен его необъятными просторами и неописуемой красотой. Проявил все свои способности, которые бы никогда не пригодились ему в монастыре. Испытал много эмоций, от чего был необычайно счастлив. И умер от ран, получивших в неравном бою, в  котором  он все таки  одержал победу.

8 класс

Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова Сейчас читают:
  • Сочинение на тему Краски осени

    Осень. Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.

  • Сказки собственного сочинения волшебные и про животных

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу.

  • Характеристика чиновников в комедии Ревизор 8 класс сочинение

    "Ревизор" - комедия Николая Васильевича Гоголя, направленная на высмеивание общественных и человеческих пороков, также активно поднимается проблема чинопочитания, всячески подхалимничает и унижается перед высшими чинами, в надежде им услужить.

  • Анализ романа Мастер и Маргарита сочинение

    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несет глубокий философский смысл. Посвящен он многим «вечным вопросам», которыми люди задаются испокон веков. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь неприкословные истины.

  • Авторское определение жанра Грозы

    В пьесе Островского, как в зеркале, отражается жизнь того времени. В драме "Гроза" автор показывает «темное царство», которое убивает лучшие человеческие чувства и стремление, обличает жестокие нравы купечества. Пьеса была написана

  • Сочинение Летнее происшествие в деревне 5 класс

    Эта история приключилась совсем недавно, в небольшой деревушке. Прямо посередине протекала красивая извилистая речушка. Она была узкая, и в некоторых местах очень глубокая. В ней всегда водилось много рыбы.

uchim-klass.ru

Реферат по литературе на тему "Образ Мцыри в иллюстрациях художников XX века"

МКОУ «Новохоперская ООШ»

Муниципальный этап конкурса «Литературный лабиринт»

Реферат на тему: «Образ Мцыри в иллюстрациях художников XX века»

Подготовила: Савищева Нина, обучающаяся 8 класса

Научный руководитель: Назаренко Инна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы

р.п. Новохопёрский

2014 г.

Введение

Изучив иллюстративное наследие поэмы «Мцыри», мы обнаружили существенные отличия в изобразительных образах героя. Иными словами, у каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?Нам известны 44 художника, которые создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы. Из них отобраны и изучены работы иллюстраторов, создавших портрет героя и показавших его в разных состояниях и событиях. К таковым относятся работы следующих художников: Л. О. Пастернак (1891 год), Н. Н. Дубовской (1891 год), И. М. Тоидзе (1941 год),

Г. С. Ханджян (1959 год), Ф. Д. Константинов (1961 год), И. С. Глазунов (1965 год), Г. А. Мамян (1986 год), Н. Н. Опиок (2005 год).

Хотим познакомить Вас с некоторыми иллюстрациями, которые, как нам кажется, отражают характер Мцыри, его бунтарство, непримиримость.

1

Основная часть

Содержание иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» трудно представить без главного героя, так как произведение является его монологом, исповедью. М. Ю. Лермонтов наделил его множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.Изучив иллюстративное наследие поэмы «Мцыри», мы обнаружили существенные отличия в изобразительных образах героя. Иными словами, у каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?Нам известны 44 художника, которые создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы. Из них отобраны и изучены работы иллюстраторов, создавших портрет героя и показавших его в разных состояниях и событиях. К таковым относятся работы следующих художников: Л. О. Пастернак (1891 год), Н. Н. Ду-бовской (1891 год), И. М. Тоидзе (1941 год), Г. С. Ханджян (1959 год), Ф. Д. Константинов (1961 год), И. С. Глазунов (1965 год), Г. А. Мамян (1986 год), Н. Н. Опиок (2005год).Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода».

2

Н. Н. Дубовской показал Мцыри созерцателем, любующимся пейзажами. Могучего и отважного героя создал И. М. Тоидзе. Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. Г. С. Ханджян изобразил подростка, что объяснимо требованиями издания для детей. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным. Много динамики в пластике героя, созданного Г. А. Мамяном. Образ, передающий душевное состояние, создала Опиок.В чем причина появления совершенно разных образов героя? Причин несколько: современность и мировоззрение поэта и иллюстратора; содержание литературного произведения; представление о читателе. Каждая причина оказывает влияние на художника.Изучив литературное произведение, мы можем определить особенности героя. Теоретик книжной графики В. Н. Ляхов отметил, что «анализ писательской лексики дает возможность ощутить индивидуальность литературного произведения: его фактуру, цветность, тональность. Через лексические особенности литературных персонажей можно как бы реконструировать их облик, составив своеобразный портрет, уточнить ту или иную драматическую ситуацию, жесты и т.д.»Важность внимательного изучения литературного образа подкрепляется словами Д. Е. Максимова, который считает, что М. Ю. Лермонтов наделяет своего героя вполне определенной судьбой, помещает в определенную обстановку и таким путем уточняет и индивидуализирует его образ.Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций. Нас интересуют особенности литературного образа, его прототип, этничность.

3

Мцыри, как отмечали разные исследователи, — это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий встолкновение с навязанными обстоятельствами;Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с темон «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость прихотливо и капризно, «оксюморно»сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» — говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: «рядом с героической ипостасью Мцыри возникает иная — близкая лирическому герою Лермонтова, человеку времени «познанья и сомненья». Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, — два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя». Художнику важно знать о качествах героя, чтобы найти для него изобразительное решение. Например, И. С. Тоидзе изобразил героя сильным, физически крепким и не юных лет. Л. О. Пастернак, Н. Н. Дубовской и Г. С. Ханджян, напротив, — подростком.

4

Два противоположных изобразительных образа соответствуют особенностям литературного героя.О существовании реального прототипа героя свидетельствуют слова А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова, зафиксированные П. А. Висковатовым. Лермонтов встретил в Мцхете старого монастырского служку и узнал от него, что он — горец, плененный в детстве генералом Ермоловым, который оставил его больного монастырской братии.

Тут он вырос и пытался убежать в горы. Попытки были не удачны, и в итоге он остался в монастыре.Поскольку имеется прототип со своей родиной, постольку и литературный образ не лишен ее. Однако в трудах лермонтоведов нет точного ответа на вопрос об этничности Мцыри. Между тем, важно ее определить, чтобы упростить задачу новым иллюстраторам, чтобы анализировать уже созданные портреты. Например, Г. А. Мамян изобразил Мцыри со своей семьей, одетых в национальные одежды. Возникает вопрос: какой национальности герой? Чтобы ответить на него, необходимо иметь этнографические знания, которые не входят в рамки данного исследования. Однако существование данной иллюстрации обязывает нас определить национальность Мцыри. Решить данную задачу помогут тексты произведения и черновика. В поэме нет прямого ответа, но есть только намеки. Из содержания известно, что русский генерал с пленным мальчиком ехал из гор в Тифлис (т.е. в Тбилиси, в столицу Грузии). В то время единственной дорогой, идущей через Мцхету (где стоит монастырь) в столицу, была Военно-Грузинская.

5

Эта дорога имеет направление с севера на юг. Значит, место пленения мальчика было на севере от Тифлиса. Далее — находясь в монастыре, Мцыри «смотрел, вздыхая, на восток, / Гоним неясною тоской / По стороне своей родной».

Восточнее от Мцхеты расположены поселения разных народов, и далее — земли северокавказских народов. В таком многообразии народов невозможно определить этничность юноши, но подсказка кроется в черновике поэмы. В нем автор описывает костюмы всадников и отца юноши, которые привиделись ему во время пути домой. Автор выяснил, что костюмы всадников характерны для хевсуров, горского народа Грузии. Местом селения хевсуров являются земли на северо-востоке от Мцхеты в гористой местности, примыкающей к Главному кавказскому хребту. На основе данных сведений можно предположить, что Мцыри относится к хевсурам.Д. Е. Максимов считает, что «более четко показана Лермонтовым национальная характерность Мцыри, иначе говоря — зависимость его от национальной кавказской почвы. Как бы ни отличался он по своей речи и мысли от эмпирически-реальных горцев, в его личности, в его физической природе, в его повадках явно намечаются национальные признаки: бурный и порывистый темперамент, гордость, смелость, вольнолюбие, «исконная» приверженность к своему отечеству и чувство собственного достоинства.Можно утверждать, что образ героя многослойный, но в нем доминируют две составляющие: частное (конкретная личность) и общее (обобщение группы людей). Это значит, что литературному образу Мцыри соответствуют следующие определения.

6

Это реальный персонаж, созданный на основе реальной истории монастырского служки, которого повстречал М. Ю. Лермонтов в Грузии;Д. Е. Максимов считает, что это обобщенный образ народов Кавказа, которые сражались за свободу своей родины; это сам М. Ю. Лермонтов, который воплотил в Мцыри свое миропонимание; это «не только молодой горец, томящийся в неволе, и не только русский человек того времени, но и всякий человек, обреченный на одиночество среди чужих, лишенный подлинной свободы и страстно о ней мечтающий»лермонтовед И. Л. Андронников считает, что это «пленник российского самодержавия».Теперь проведем параллели между литературным и изобразительными образами на примере работФ. Д. Константинова и Н. Н. Опиок. Они продемонстрировали разное понимание литературного образа героя и разные способы его интерпретации в изобразительном искусстве. Способы интерпретации поэмы определяются тем, какие ее свойства и стороны интересуют художника и получают образное выражение в егоработе. Высказывания художников говорят о том, какие свойства и стороны поэмы их заинтересовали.

7

О своей работе Ф. Д. Константинов написал: «В гравюре дана лишь голова юноши в профиль, кудри развеваются под сильными порывами ветра, взгляд напряженно устремлен вдаль, губы полуоткрыты; он вдыхает полной грудью воздух свободы; он ликует, он живет и готов встретить лицом к лицу любую опасность… Такое решение навязано всем образным строем, а не каким-либо определенным местом поэмы». Из слов следует, что все описание героя художник обобщил в одной работе.Иное понимание образа воплотила Н. Н. Опиок. Она обратила внимание на одно из значений слова «мцыри» — послушник — и «создала образ чуткой души, умеющей, способной услышать зов Творца, способной распознать его и иметь неукротимую волю и смелость идти за этим зовом», — рассказала художник в интервью. Полуобнаженный вид героя Н. Н. Опиок объяснила тем, что красота человеческого тела тоже божественна, его пластика и трепетность, сила, мощь, нежность, ранимость, гармония дают прекрасную возможность передать движения человеческой души. На основе высказываний иллюстратора можно заключить, что она показала душевную составляющую образа Мцыри. Основанием для «создания образа чуткой души» служат слова героя в начале исповеди: «А душу можно ль рассказать».Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;- анализ писательской лексики позволил обосновать целесообразность созданных изобразительных образов героя;

8

многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;- в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа;- при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

9

Выводы

Многочисленные отклики художников-иллюстраторов вызвала бессмертная поэма Лермонтова «Мцыри». Бунтарство, восторг борьбы, гордая непримиримость, утверждаемые поэмой, не могли не привлечь к ней внимание художников разных поколений.

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;- анализ писательской лексики позволил обосновать целесообразность созданных изобразительных образов героя; многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;- в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа;- при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

10

Литература

1. В.Хачиков «Лермонтовские места на Кавказских Минеральных Водах», издательство «Кавказская здравница», 2008 г.2. С.В. Чекалин «Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта...», издательство «Знание ISBN», 1991 г.3. http:/ /referatnatemy.ru/2011/01/obraz-kavkaza-v-tvorchestve-mixaila-jur-evicha-lermontova.html

11

Приложение

hello_html_m3448aaa3.jpg Голова Мцыри (Гравюра на деревеФ. Д. Константинова)

hello_html_m1bb3390b.jpg Гроза (художник П. П. Кончаловский)

hello_html_m39f6e533.jpg Исповедь Мцыри (художник Л. О. Пастернак)

Контраст света и тени, энергия жеста, неукротимый мятежный дух юного Мцыри.

hello_html_48873435.jpg Бой с барсом (Гравюра на деревеМ. Н. Орловой-Мочаловой)

hello_html_m1b9a4547.jpg

Ю.В.Поляков. Грузинка

hello_html_1c92b972.jpg

Ю.В.Поляков. Бой с барсом

Замирайло Виктор Дмитриевич. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

hello_html_3cc897d1.jpg

Ф. Д. Константинов Мцыри во время грозы. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

. .И в час ночной, ужасный час, 

Когда гроза пугала вас... 

...Я убежал. О, я как брат 

Обняться с бурей был бы рад. Глазами тучи я следил, 

Рукою молнию ловил...

hello_html_76e12962.jpg

hello_html_m67a716ef.jpg

Орлова-Мочалова Мария Николаевна

М. Лермонтов. Мцыри, Иллюстрация. Ущелье. 2-я пол.1930-х гг.

hello_html_m351e9470.jpg

hello_html_6cf1d691.jpg

hello_html_97f1c14.jpg

infourok.ru

Картины природы в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе… Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин, о богатых виноградниках, о спутанном плющом терновнике и густых вечных лесах.

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы объясняется тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа.

Личность Мцыри отражается в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Юноша воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простертые в воздухе объятия, непроницаемый страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринимать природу в цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает конкретно, зримо, но внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности, из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Таким образом, реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря об увиденном в природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок, например, эпитеты «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса», «прозрачная зелень листов».

Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты», деревья, шумящие «толпой, как трава в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой» ― образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» ― образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

М. Ю. Лермонтов стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и фольклоре. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений: «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал как дитя»; таких эпитетов: «юность вольная», «объятья жадные», «родина свежая» и т. д. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэта. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало ответ на первый вопрос, герой узнал, «прекрасна ли земля». Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн этому миру.

Посмотрите эти сочинения

  • Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
  • Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
  • Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
  • Мцыри как романтический герой (сочинение) В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
  • Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:   И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.   Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
  • Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
  • Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
  • Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:   Таких […]
  • Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича…» Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов   Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
  • Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
  • Печорин в кругу честных контрабандистов "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
  • Первый психологический роман в русской литературе – «Герой нашего времени» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов     В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (сочинение) Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
  • Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
  • Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:   Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…   Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо   Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
  • Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк»   Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
  • Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]

resoch.ru

Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри». План сочинения

Тема Кавказа всегда была близка Михаилу Юрьевичу Лермонтову, природа и обычаи этого края восхищали поэта. И рассматриваемое произведение воплотило в себе эту любовь, а также отразило романтическое начало в творчестве писателя. А образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» стал ключевым и сюжетообразующим.

Своеобразие творчества Лермонтова

образ мцыри в поэме лермонтова мцыриТворчество Лермонтова стало отражением романтического направления в литературе. Его герой всегда одинок и противостоит миру. Раннее творчество отличается сильным влиянием Байрона, что воплотилось в идеализации персонажа. Позднее герой становится самобытен, приобретет отчужденность, сопровождающуюся трагической любовью, предательством друзей и размышлениями о вечном в одиночестве.

Трагизм произведений поэта заключается во вторжении суровой и жестокой действительности во внутренний мир героя. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» во многом построен именно на этом противостоянии. Как и всем главным персонажам писателя, Мцыри присуще стремление, борьба с обществом, желание эволюционировать и добиться своей цели.

Одиночество героя Лермонтова – попытка найти душевный покой, прийти в гармонию с миром, отдохнуть от общества и осмыслить происходящее. Только оставшись наедине с собой, персонажи могут реализовать себя.

Творчество Лермонтова, как и сама жизнь поэта, весьма противоречиво. Он любил родину, но воспевал Кавказ, он был рожден в высшем обществе, но ненавидел его. Таких противоречий множество, и все они так или иначе отразились в произведениях писателя.

История создания поэмы

образ мцыри в поэме лермонтова

Идея написать о юноше, томившемся в монастыре и мечтавшем о побеге, пришла к Лермонтову еще в лицеистские годы. Но, как позднее писал сам Лермонтов, в то время он еще был на распутье и не определился со своими идеалами. Поэтому у писателя получилось совсем не то, что он задумывал: поэмы «Исповедь», «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме Лермонтова тогда еще не был рожден.

После неудач идея забылась и вновь напомнила о себе во время первой ссылки на Кавказ. По дороге Михаил Юрьевич проезжал мимо монастыря, в котором встретил монаха. Беседа с ним произвела огромное впечатление на поэта, и он вновь вернулся к первоначальной идее.

Образ Мцыри

образ мцыри в поэме лермонтова сочинение 8 классВ поэме Лермонтова «Мцыри» излагается история последних дней жизни юноши, который, будучи еще мальчиком, попал в плен и был оставлен монахам на попечение. Основные вопросы, которые поднимаются в поэме, – это смыл жизни, неумолимость судьбы, свобода человека. Юноша, рискуя жизнью, сбегает из места своего заточения, чтобы обрести свободу и вернуться домой. Годы не смогли примерить его с чужбиной и заточением.

Узник, который до последнего готов сражаться за волю, воплощающий в себе мужество, достоинство, отвагу – вот образ Мцыри в поэме Лермонтова. Сочинение (8 класс) должно помочь школьникам осознать силу человеческого духа и способность его к борьбе.

Показательным является способ изложения в поэме. Рассказывая обо всей жизни мальчика, Лермонтов укладывается всего в одну главу, но описание трех дней скитаний занимает практически полностью остальную часть произведения. Тем самым автор указывает на значимость событий, их судьбоносность для главного героя.

образ мцыри в поэме лермонтова сочинение краткоеОбраз Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» воплощает в себе невероятную силу характера и духа. Он стремится к своей цели – вернуться на родину, и ничего не может ему помешать. Юноша не знает дороги, но идет, ему мучает голод, жажда, усталость, но и это не причины останавливаться. Девушка, к которой Мцыри испытывает определенную симпатию, также остается позади, так как герой помнит о своей цели. Даже серьезные раны, оставленные леопардом, не отнимают надежды добраться домой.

Даже умирая и осознавая, что шел в неправильном направлении, Мцыри не сожалеет о своем поступке. Потому что только эти три дня свободы были для него настоящей жизнью. Отчасти черты самого автора заключает в себе образ Мцыри в поэме Лермонтова. По плану анализируя это произведение, можно найти много схожих черт, например стремление к свободе, борьбу с привычным существованием.

План сочинения

Во всех школьных программах присутствует письменная работа на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение, краткое содержание которого можно взять из представленного нами материала, всегда пишется по определенному, четко прописанному плану. Основные пункты подобного плана следующие:

  1. Идеальный герой Лермонтова: дать краткую характеристику тех черт, которыми всегда наделял своих героев писатель.
  2. Черты романтического героя у Мцыри: привести краткое описание романтизма и перечислить особенности романтического героя.
  3. Почему Лермонтов создал именно такого героя: охарактеризовать общественные проблемы, которые заставили поэта бороться за свободу.

образ мцыри в поэме лермонтова по плану

Альтернативный план сочинения

Можно взять за основу и другую структуру для письменной работы на тему «образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение (8 класс), написанное по нижеизложенному плану, также полностью раскроет проблематику произведения:

  1. Детство главного героя: оно поможет понять истоки его характера.
  2. Раскрытие личности Мцыри через описание трех дней на воле: в том, как герой рассказывает об обретенной свободе, проявляются самые важные качества его характера.
  3. Чем герой близок Лермонтову?

Вывод

Образ Мцыри в поэме Лермонтова, таким образом, является сюжетообразующим. Не случайно идея создания произведения зародилась у поэта в ученические годы, когда он сам жил взаперти. Лермонтов воплотил в своем герое собственные стремления к свободе и желание бороться за нее до конца.

fb.ru

Характеристика героя Мцыри, Лермонтов. Образ персонажа Мцыри

Мцыри

Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». В возрасте шести лет Мцыри был пленен. Русский генерал доверил его одному монаху в древнем городе Мцхета, так как мальчик в дороге занемог и ничего не ел. Монах его вылечил, окрестил и воспитал в истинно христианском духе. Но жизнь в монастыре для мальчика стала своеобразным пленом. Привыкший к свободе горский мальчик так и не смог смириться с таким образом жизни. Когда Мцыри вырос и должен был принять постриг, то неожиданно исчез. Он незаметно сбежал из крепости, чтобы найти свой родной край. Три дня отсутствовал юноша и его никак не могли найти. Затем его все-таки нашли местные жители Мцхета, полуживого и раненного.

Когда Мцыри вернули в монастырь, он отказывался от еды и сначала не хотел ничего рассказывать. Затем он все же исповедался старцу, спасшему его когда-то в детстве. Он рассказал, как был счастлив за стенами монастыря, как встретил по пути молодую грузинку, как бесстрашно сражался с барсом и победил его. Несмотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить как его горские предки. Он сожалел, что так и не нашел отчий край, не увидел хотя бы издалека родной аул. Все три дня он шел на восток от монастыря в надежде, что на правильном пути, а оказалось, что ходил по кругу. Теперь он умирал как раб и сирота.

Более всего характер главного героя раскрывается в его исповеди. Он рассказывает про дни своего отсутствия не для того, чтобы исповедаться или раскаяться, и не для того, чтобы облегчить душу, а для того, чтобы еще раз пережить ощущение свободы. Для него было настолько естественно находиться среди дикой природы, как жить и дышать. Когда он снова попадает в монастырь, его стремление жить пропадает. Он никого не винит, но причину своих страданий видит в долгих годах заточения. Находясь с детства в монастыре, он не только стал слабее, но и потерял присущее каждому горцу чутье находить путь домой. Перед смертью он просит похоронить его в саду, откуда виднеется Кавказ.

см. также:Краткое содержание Мцыри, Лермонтов

Сочинения по произведению Мцыри, Лермонтов

Краткая биография Михаила Лермонтова

www.sdamna5.ru

Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

«Мцыри» — одна из составляющих цикла прекрасных произведений М. Ю. Лермонтова о жизни Кавказа. Пожалуй, в творчестве поэта нет более сильного произведения по накалу эмоций человеческой личности. Трагический романтизм отдельной судьбы — наверное, так можно охарактеризовать ту нить, из которой сплетается образ главного героя с необычным именем, ставшим нарицательным за годы существования произведения.

Лермонтов очень любил Кавказ, бывал там не единожды, и многое, что связано с этим уголком Земли, оставило неизгладимый след в душе поэта, подготовив почву для создания ряда прекрасных литературных работ. Лейтмотив поэмы — судьба черкесского мальчика, попавшего в плен и воспитывавшегося в христианском монастыре. По воспоминаниям одного из современников поэта, собы-тия, которые легли в основу произведения, были навеяны встречей с монахом во время путешествия Лермонтова по Военно-Грузинской дороге.

На поэта произвёл неизгладимое впечатление рассказ послушника о том, как он ещё в детстве был взят в плен русским генералом, который вёз его как диковинку или трофей для прислуживания в своём доме. По дороге ребёнок заболел и пришлось оставить его в монастыре, находившемся на пути следования. Мальчика выходили, но он очень долго тосковал по родине, пока не привык к своей новой жизни.

Впечатлившись, Лермонтов пишет поэму «Мцыри», использовав монаха в качестве прообраза главного героя, за исключением одного: Мцыри у Лермонтова так и не смирился с тем образом жизни, который ему уготовила судьба.

Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребенка пленного он вез.Тот занемог, не перенесТрудов далекого пути;Он был, казалось, лет шести…

Поэма рассказывает о трёх днях из жизни монастырского пленника, проведённых на свободе после побега из неволи. Основная часть произведения представляет собой монолог умирающего главного героя в виде исповеди перед своим наставником.

Многие аналитики считают ударом судьбы для Мцыри — ограничение его свободы как представителя вольнолюбивого народа. Скорее, основная трагедия заключается в том, что юноша ещё ребёнком был оторван от своей большой семьи, от окружающей его родной природы, традиций и языка. У кавказских народов очень высоко развит дух семьи и родственных отношений. Трепетное отношение к старшим, чувство семейной сплочённости, неразрывная связь с братьями и сёстрами — всё это впитывается практически с пелёнок. Так как главный герой попал в плен в сознательном возрасте, для него отрыв от этих устоев стал трагедией всей жизни, которую он так и не смог преодолеть.

Я никому не мог сказатьСвященных слов «отец» и «мать».

Цель побега для юноши — не только попытка возвращения в свою семью и быт, который он не в силах забыть за столько лет, но и желание соприкоснуться с природой, которую он начал уже забывать за стенами монастыря.

Встреча с молодой грузинкой ещё больше подчёркивает ностальгию Мцыри по дому, семье и своему окружению. Лермонтов невольно противопоставляет образы одинокого пленника и юной горянки, пришедшей по воду к реке. Девушка полна жизни, она сама природа, и Мцыри с тоской смотрит, как юная грузинка скрывается за дверями сакли, поглощённая делами и жизнью своей семьи.

Накал эмоций, полученных за день, проведённый на воле, настолько силён, что дают Мцыри нечеловеческие силы для борьбы с горным барсом, встреченным при свете луны. Юноша настолько впечатлён внезапно обретённой за столько лет свободой, что даже стая хищников не смогла бы ему помешать выйти из этой борьбы победителем. Он сам хищник в данной ситуации. Огромное животное не смогло противостоять человеку, вылившему на него весь накал страстей и терзаний, накопленных за годы одиночества.

Умирая, Мцыри сокрушается о том, что так и не увидел вновь при жизни своих родных, и что смерть была бы легче для него, если бы его оплакивала родная душа.

И стану думать я, что другИль брат, склонившись надо мной,Отер внимательной рукойС лица кончины хладный пот…

Писатель В. Г. Белинский в своём отношении к герою Лермонтова подчёркивал невероятный могучий дух Мцыри, его огненную душу и исполинскую натуру, которые даны только исключительным людям.

  • «Мцыри», анализ поэмы Михаила Лермонтова
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную...)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Мцыри»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

goldlit.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта