Образ Мцыри в иллюстрациях художников XIX-XXI веков. Мцыри картина
Образ Мцыри в поэме Лермонтова – описание для сочинения по теме
Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.
Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух».
Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.
Кругом меня цвел божий сад;Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,И кудри виноградных лозВились, красуясь меж дерев…
Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак».
Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?
… Но скоро в глубине леснойИз виду горы потерялИ тут с пути сбиваться стал.
…
Я стал влезать на дерева;Но даже на краю небесВсе тот же был зубчатый лес.
Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:
… понял я тогда,Что мне на родину следаНе проложить уж никогда…
Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.
Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».
Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».
Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»
Тест по произведению
obrazovaka.ru
Описание природы «Мцыри» – роль природы в поэме, материалы к сочинению по теме
Поэма «Мцыри», одна из известнейших поэм Лермонтова, имеет множество неоспоримых художественных достоинств. Одним из них является лаконизм. Во всем произведении участвуют всего два героя, и этого хватает для полного раскрытия идеи. Но, говоря о героях в «Мцыри», не стоит забывать о еще одном важном действующем лице: природе. Описание взаимоотношений Мцыри и природы в этом случае необходимо не только для фона. Это – важнейший аспект раскрытия внутреннего мира героя.
Юный послушник, убежавший из монастыря, исчезает осенней ночью. Это время выбрано неспроста, ведь в романтической традиции, к которой относится поэма, осень является символом одиночества, потерянности. Именно так одинок и сам Мцыри, лишенный родных. Описывая осень как время для побега, Лермонтов как бы предсказывает дальнейшую судьбу беглеца. Его ищут, и пейзаж сразу разительно меняется: «Темный лес / Тянулся по горам кругом».
Появляются ноты тревожности. В то же время описание «тянулся по горам кругом» передает ощущение свободы, огромного простора, на который убегает Мцыри. Этот простор кажется опасным для монахов, но беглец воспринимает его совершенно по-другому. Вот как говорит об этом сам Мцыри, совершивший желанный побег «от келий душных и молитв / В тот чудный мир тревог и битв, / Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны, как орлы»…Так при помощи картины природы в поэме «Мцыри» с первых же строк задается оппозиция «природа – монастырь». Она по-разному понимается монахами и главным героем, и поэтому благодаря простому описанию пейзажа создается конфликт.
Вступление в поэме очень коротко, дальнейшие же строки посвящены трем дням, которые Мцыри прожил на воле. Все, увиденное Мцыри, и составляет по существу его жизнь, самые яркие ее впечатления. Картины природы, на которые он обращает внимание, и тот образ природы, который он передает в своей исповеди, очень важны для понимания его характера. Проследим вслед за Мцыри открывшиеся перед ним пейзажи.
Сначала картина мира, распростертого перед героем, прекрасна и безоблачна. Это «пышные поля», деревья, сошедшиеся на поляне, как братья в танце, «причудливые, как мечты» горные хребты. Лермонтов глазами Мцыри описывает живописную природу Кавказа, в которую сложно не влюбиться, хотя бы раз ее увидев. «Мцыри» относится к романтическим поемам и, поскольку для них характерно развитие сюжета на фоне необычного пейзажа, такой выбор автора вполне оправдан. Но природа здесь является не только фоном, она передает все изменения во внутреннем мире героя. Кавказ называли краем вольности, и, действительно, вид его гор и необъятных лесов дарит потрясающее ощущение свободы. Мцыри тоже видит все это, он восхищен и опьянен своими ощущениями: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»… Красота окружающего его мира дарит ему бесценные воспоминания о его семье, которых он бы лишен в монастыре.
Но Кавказ не только красивый, он дикий и самобытный край. Пейзаж сменяется. Теперь перед взглядом Мцыри бушует гроза. Покорных монахов, боящихся божьего гнева, она непременно напугает, Мцыри же хочет побрататься с ветром и молниями: «О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Через это описание грозы Лермонтов показывает, что его герой наделен «бурным» сердцем. Здесь он предстает перед нами как дитя природы, который не пугается ночных гор, змеи, шакала. Да, все они представляют опасность, но все же именно среди людей, а не на природе, Мцыри ощущает себя изгоем. И здесь роль природы в «Мцыри» становится особенно важна, поскольку она помогает передать романтический конфликт поэмы. Через единение героя с природой в полной мере раскрывается его отчужденность о людей.До сих пор мы говорили о пейзаже в поэме исключительно как о пейзаже романтическом. В то же время, вместе с романтическими описаниями окружающей действительности, в произведении дается и вполне реалистический взгляд на мир. Это – взгляд самого Мцыри. Он воспринимает природу не восторженно, а такой, какая она есть, в целостности. И спокойные, и тревожные картины, и безмятежность утра и рев потока, и абсолютная ночная тьма, и невероятный дневной зной – все это кажется герою естественным. Мцыри видит природу во всей ее гармонии, не выбирая из нее чего-либо одного, и это свидетельствует о широте его внутреннего мира.
И все же Мцыри – романтик. Оттого появляются в поэме образные описания, данные как бы от лица самого Мцыри. Все, на что не взглянет герой, преображается под влиянием его эмоций и описывается образно, живо. «Разговор» камней, цветов и потока – вот что, по его словам, становится ему понятно, вот о чем он вспоминает. Природа таким образом олицетворяется, вступает с героем в диалог: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота». Отметим, что олицетворение в произведении является очень распространенным приемом и создает ощущение живой природы, участвующей в действии поэмы наравне с героем. Кульминация этого действия достигается в эпизоде битвы с барсом. Мцыри, до сих пор бывший лишь наблюдателем, сталкивается с природой лицом к лицу.
В этом эпизоде роль описания природы в поэме «Мцыри» Лермонтова приобретает особую значимость, поскольку через противоборство с ней герой раскрывается как сильный и смелый человек, как тот, кем бы он мог стать. Интересен прием взаимопревращения борющихся друг в друга. Барс стонет «как человек», а Мцыри «визжит» как зверь. Этим еще раз подчеркивается единство героя и природы.
Образ горного потока, грозы, барса – все они играют огромную роль в произведении, добавляя все новые штрихи к портрету героя. Наблюдая бурлящий ручей, Мцыри видит «немолчный ропот, вечный спор / С упрямой грудою камней». Точно так же и сам он неустанно борется со своей судьбой. Однако, как потоку бесполезно спорить с каменным руслом, так и Мцыри, обессиленный, возвращается к монастырю. Здесь он с горечь признает: хоть он и считал себя истинным сыном природы, но тюрьма изменила его, разорвала связь с окружающим миром. Герой умирает, а пейзаж над ним снова сменяется на безмятежный. Цветет акация, играет в саду солнце, сияет голубой день. Это, с одной стороны, оттеняет внутреннюю бурю в душе Мцыри, а с другой придает поэме завершенность. Герой умирает примиренный с этим миром, и последний его взгляд останавливается на далеком Кавказе.
Отвечая на вопрос, какую роль в поэме «Мцыри» играет природа, выделим следующие пункты:а) создание и раскрытие романтического образа героя через романтический пейзаж;б) изображение экзотической природы Кавказа для соблюдения законов романтического жанра;в) формирование конфликта поэмы при помощи противопоставления свободной природы гнету общества (монастыря).
В описаниях природы Лермонтов раскрывает все богатство своего поэтического языка. Часто он использует уже привычные для романтической литературы эпитеты и сравнения (сверкать, как алмаз; стройна, как тополь). Но вместе с тем автор создает и свои, высокохудожественные описания. Прочитав их, можно с уверенностью отвечать на вопрос Мцыри «прекрасна ли земля», поскольку поэма Лермонтова служит гимном этой земле.
Материалы, представленные в данной статье, будут полезны учащимся 8 классов при подготовке сочинений на темы «Природа в понимании Мцыри» или «Человек и природа в поэме Лермонтова «Мцыри»».
Тест по произведению
obrazovaka.ru
Образ Мцыри в иллюстрациях художников XIX-XXI веков
Слайд 1
«Дегтяренская основная общеобразовательная школа» Каменского муниципального района Образ Мцыри в иллюстрациях художников XIX-XXI веков (реферат) Выполнила: учащаяся VIII класса МКОУ «Дегтяренская ООШ» Краснобородько Алёна Юрьевна с.Дегтярное 2014Слайд 2
Поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - 175 лет
Слайд 3
Цели и задачи Цель исследования – выявить особенности образа Мцыри, созданного художниками разных эпох. Задачи: провести параллели между литературным и изобразительными образами Мцыри; сравнить образ героя в работах разных художников; выявить особенности иллюстраций Константинова к поэме «Мцыри».
Слайд 4
Художники, иллюстрировавшие поэму «Мцыри» в разное время И.Тоидзе (1902-1985) Н.Н.Дубовской (1859 -1917) Ф.Д.Константинов (1910-1997) М.Н.Орлова – мочалова 1898 - 1958 • 60 лет М.Н.Орлова-Мочалова (1898-1958) И.С.Глазунов род.1930г Л.О.Пастернак (1862-1945)
Слайд 5
«…Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток…» И.Глазунов. Мцыри в монастыре М.Орлова-Мочалова. Мцыри в монастыре
Слайд 6
«О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!» В.Замирайло . Побег из монастыря Ф.Константинов. Мцыри в грозу
Слайд 7
«Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел…» М.Орлова-Мочалова. На краю бездны Ф.Константинов. Над глубиной
Слайд 8
«Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу.» М.Орлова-Мочалова. Грузинка Ф.Константинов. Мцыри и грузинка
Слайд 9
«И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик…»
Слайд 10
«Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы…» М.Орлова-Мочалова. Бой с барсом Ф.Константинов. Мцыри и барс
Слайд 11
И.Тоидзе . Бой с барсом «…и мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.»
Слайд 12
«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил…» Л.Пастернак. Исповедь Мцыри
Слайд 13
«Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне, Я молод, молод…» М.Орлова-Мочалова. Исповедь
Слайд 14
«…иллюстрировать творения Лермонтова – необычайно трудная задача. И я возвращаюсь к ней неизменно уже 20 лет. » Ф.Константинов
Слайд 15
Ф.Константинов. Мцыри Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Слайд 16
Выводы: художники создали зримые образы, чему способствовало глубокое понимание поэмы; образно раскрыли идейный смысл книги, передали «мятежный дух поэмы»; гравюры Ф.Д.Константинова занимают особое место среди иллюстраций к поэме «Мцыри»
Слайд 17
Спасибо за внимание
nsportal.ru
Образ и характеристика Мцыри в поэме "Мцыри" Лермонтова
Меню статьи:
Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.
Основа поэмы
Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.
Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.
Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».
Элементы автобиографии
Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.
Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу . Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.
Жизненный путь Мцыри
Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».
Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.
Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.
Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.
Характеристика личностных качеств
Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.
Талантливый автор-классик Михаил Юрьевич Лермонтов сумел мастерски описать портрет Печорина в повести “Герой нашего времени”. Предлагаем ознакомиться с ним на нашем сайте.
Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.
Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.
Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».
Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».
Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».
Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».
Дорогие читатели! Предлагаем проследить за характером Печорина в повести Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”.
Раненный Мцыри все дальше и дальше отдаляется от гор и вскоре выходит к окрестностям монастыря. Обескураженный, он теряет сознание, монахи, нашедшие его, переносят в стены монастыря, который много лет был для Мцыри тюрьмой. Юноша осознает, что его заветная мечта уже никогда не осуществится – он умрет на чужой земле: «Меня печалит лишь одно: мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной».
Таким образом, в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов изобразил образ человека, который не был в состоянии противостоять сложностям жизни и обрести счастье. Мцыри всегда обладал детской, чистой душой, он был добрым человеком, хотя при этом, угрюмым и нелюдимым, но причиной такой угрюмости стал его душевный надрыв от разлуки с его естественной средой и родным домом.
Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера в цитатах
5 (100%) 1 voter-book.club
«Мцыри». Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение.
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение.
Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы — это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин, о богатых виноградниках, о спутанном плющом терновнике и густых вечных лесах. Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы объясняется тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри отражается в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Юноша воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простертые в воздухе объятия, непроницаемый страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринимать природу в цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает конкретно, зримо, но внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности, из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Таким образом, реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря об увиденном в природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок, например, эпитеты «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса», «прозрачная зелень листов». Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты», деревья, шумящие «толпой, как трава в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой» — образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» — образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми. М. Ю. Лермонтов стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и фольклоре. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений: «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал как дитя»; таких эпитетов: «юность вольная», «объятья жадные», «родина свежая» и т. д. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэта. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало ответ на первый вопрос, герой узнал, «прекрасна ли земля». Да, мир прекрасен! — таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог — гимн этому миру.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
gdzplus.com
Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Мцыри – молодой юноша, который предстает перед нами в роли борца.
На протяжении всей поэмы Мцыри не устает бороться с несправедливостью судьбы. Его впечатления пропитаны отчаяньем, угрюмостью и огромной тоской. Но в тоже время он не теряет веры в жизнь, наслаждается каждым моментом проведенным на воле. Восхищается обворожительной природой Кавказа, забывая о всех своих печалях.
В монастырь Мцыри попал в детстве как пленный. Со временем он освоился и его насильно крестили. Не зная полноценной жизни, свободы, бескрайних просторов. Всю жизнь он видел только стены монастыря.
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!», – этим высказыванием проявляется сильный дух героя.
Среди людей у него не было ни друзей, ни родных, но в стихии природы он почувствовал близость. «Меня могила не страшит…». Мцыри не боится смерти, жизнь взаперти убивает его.
«Но с жизнью жаль расстаться мне!»
Но всё-таки, после познания прекрасного, понимает как удивителен мир и жалеет о том, что никогда не увидит лучшей жизни. Мцыри мечтал найти свою родину и родственников, увы, но этим мечтам не суждено было сбыться.
Как пишет В.Г Белинский «Мцыри – это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Нельзя не согласиться, ведь М.Ю. Лермонтов также как и Мцыри не имел родителей и был замкнут в себе. Автор наделяет героя своими качествами, а вся поэма – это его душевное состояние.
Мцыри – герой борец, этим он близок к обычным людям. В каждом человеке живет частичка борца. Многие из нас также заключены в «монастыре». Кто-то в душевном, а кто-то в ощутимом. Но борцовский дух на примере героя М.Ю Лермонтова показывает нам эти заключения в красках.
Большая проблема общества – безразличие. Можно только догадываться о том, как сложилась бы судьба Мцыри, если бы какой-нибудь человек любил, воспитывал и заботился о нем, как о родном ребенке. К сожалению, не нашлось такого человека, и в обществе наш герой был одинок. Скорее всего именно людское безразличие воспитала и повлияла на судьбу Мцыри.
sochinyalka.ru
Сочинение "Образ Мцыри в поэме Лермонтова" :: SYL.ru
В главном образе произведения Лермонтова представлен яркий тип романтической «лермонтовской» личности. Мцыри – это человек, который полон мятежных порывов, страстных мечтаний, глубокой грусти и тоски, а также стремлений к высоким идеалам. Он ненавидит несправедливость этого мира, всей душой одержим жаждой стать свободным. И чтобы достичь этого идеала, Мцыри готов на многое.
Место Мцыри в творчестве поэта
Сочинение «Образ Мцыри» школьник может начать с того, что романтический мир М. Ю. Лермонтова – это вселенная тревожных духовных поисков, напряженного мышления, попыток найти ответы на те вопросы, которые интересовали человечество с начала его существования. Главный герой поэмы «Мцыри», как и романтические персонажи других произведений поэта, потрясен до глубины души той несправедливостью, которая царит в окружающем мире. Все творчество великого русского поэта проникнуто тоской по неосуществимому жизненному идеалу.
В сочинении «Образ Мцыри» школьник может указать, что стихотворения Лермонтова представляют собой настоящую исповедь человеческой души, наполненную самыми разными переживаниями – любовью, томлением по свободе, полнотой эмоций. Однако нередко бывает так, что небольшое стихотворение не способно вместить в себя весь спектр тех идей, которые поэт хотел бы передать своему читателю. Из небольшого лирического стихотворения и выросла целая поэма «Мцыри», являющаяся настоящей повестью человеческой души. Написана она была в 1839 году. Произведение замыкает мотив «естественного человека» в лирико-эпическом направлении творческой мысли Лермонтова. Поэма «Мцыри» является гимном «пламенной страсти», истинному романтическому герою.
Знакомство с героем
Начинается она небольшим эпическим зачином, в котором поэт рассказывает о прошлом своего героя. В работе над сочинением «Образ Мцыри» школьник может подчеркнуть: его необычная и во многом трагическая судьба была предопределена некоторыми биографическими фактами. Мцыри сначала был пленником русского генерала. Затем он превращается в узника монастырских стен. Однако, пожалуй, наиболее значительный факт заключается в том, что Мцыри попал в плен, еще будучи ребенком.
Противоречивость персонажа
Поэт стремится сразу же подчеркнуть, насколько противоречивым является образ его главного героя. С одной стороны, он предстает перед читателем как «пугливым и слабым». С другой стороны, физическая слабость противопоставляется в нем могуществу духа. Мцыри оторван от своей родины, его наполняет непонятная тоска. С одной стороны, внешние обстоятельства не могли не оказать влияния на главного героя. В сочинении «Образ Мцыри» можно подчеркнуть эту двойственность главного героя. Физически он стал «хрупким и несильным». С другой – Мцыри отдален от родины и естественной природы. И если бы он оставался на родине своих предков, то вполне мог бы стать достойным членом общества.
Противоречивость образа Мцыри связана в первую очередь с его мятежным сознанием. Его могучий дух растет в совершенно чуждой среде, где он не находит никакого понимания со стороны окружающих. Монастырь представляется словно тюрьма. Он губит его могучую свободолюбивую душу.
Сочинение на тему «Образ Мцыри»: конфликт главного героя и его судьбы
Далеко не один раз на протяжении всей поэмы монастырь сравнивается Лермонтовым с тюрьмой, что придает этому образу метафорическую наполненность. Главный герой, конечно, не испытывает злости и ненависти по отношению к спасшим его монахам. Однако та противоположность, которая существует между пленом монастырских стен, и свободой, и миром безграничной свободы. Именно там, на просторах безграничной природы герой имеет возможность ощутить гармонию души и предметов материального мира. И этот конфликт на протяжении всего произведения не может ослабнуть.
Тоска по дому
Он не только монах судьбой – он является пленником. Родители его погибли, и потому он остался сиротой. Мцыри мечтает о доме, и постоянно его взгляд обращен на восток – об этом можно также рассказать в сочинении на тему «Образ Мцыри». Лермонтов подчеркивает: главный герой принадлежит к одному из горных племен Кавказа, которое отличалось храбростью. Быть плененными у них считалось настоящим позором.
В черновиках поэмы «Мцыри» исследователи обнаружили описания родственников Мцыри. Великий русский поэт очень точно воспроизвел их национальный костюм. Главный герой, мечтая о возвращении в родные края, видит сон. В нем земля гудит под тяжестью тысяч лошадиных копыт. Всадники несутся вперед во всем боевом вооружении, на каждом из них надет стальной шлем. Именно так и одевались воины племени, к которому принадлежал Мцыри.
Психологизм произведения
В этом произведении наблюдательный читатель может заметить, что Лермонтов строит свою поэму на основе жизненных наблюдений. Нередко люди составляют впечатление о человеке, ничего о нем не зная, не пытаясь понять его мотивов. Это также можно указать в сочинении «Чем мне близок образ Мцыри». В своем произведении Лермонтов сначала описывает то, как развивались события жизни Мцыри, как могли ее воспринимать окружающие люди. Но потом он поведывает историю его души. Побег главного героя стал неожиданностью для всех монахов. Однако в действительности он назревал годами. Монахи, которые окружали Мцыри, думали, что он готов отказаться от жизни. Но в действительности свобода и жизнь были главными ценностями, к которым он стремился.
У главного героя не было близкого друга, с которым он мог бы поделиться своими переживаниями – эту деталь также можно подчеркнуть в сочинении «Образ Мцыри в поэме Лермонтова». Главный герой стал замкнутым, он затаил в душе своей тайну. Мечты его были совершенно не понятны окружавшим его монахам. Более того, они казались им враждебными – настолько, что даже предсмертная исповедь главного героя была выслушана старым монахом с осуждением.
Схватка с барсом
Особенности битвы главного героя с барсом можно также указать в сочинении «Образ Мцыри». В поэме сцена битвы главного героя с барсом дается в двух планах – романтическом и реалистическом. С одной стороны, поэт описывает героизм борьбы, с другой – величайший трагизм двух сильных созданий, борющихся друг с другом. Бой с животным происходит в ночи. После длительного противостояния главный герой все-таки побеждает дикого барса.
Какие черты Мцыри можно назвать самыми необычными? Прежде всего это его мужество и стойкость, сила воли, желание противостоять предначертанным событиям. Он полностью сосредоточен на своей страсти. Тоска главного героя по родине становится необъятной, запредельной. Мцыри – это гордая и глубокая личность. Именно такие персонажи в наибольшей степени и привлекают поэтов-романтиков – те, которые ищут в жизни исключительного, а не чего-то обыденного и типичного. Романтичный характер главного героя делает поэму трагичной.
Судьба персонажа
Ведь ему не суждено воплотить в жизнь мечты о своем идеале. Мцыри является романтиком в душе, и по этой причине он обречен. В своем произведении Лермонтов запечатлел мятеж человека против судьбы, его неустанную борьбу за созидание собственной жизни. Главный герой является символом чистоты и свободолюбия, духовной силы и противостояния. Он предпочитает принять физическую смерть пребыванию в неволе. И только после смерти Мцыри смог обрести свою мечту – стать свободным.
www.syl.ru