Боткин Михаил ПетровичКартины и биография. Картина боткин


Михаил Боткин: картины, биография художника.

Михаил Петрович Боткин (1839 -1914)

Михаил Боткин

Старинный московский купеческий род Боткиных в начале XIX века значительно приумножил свое состояние благодаря предприимчивости главы рода П. К. Боткина, преуспевшего в чайной торговле и основавшего фирму «Петра Боткина сы­новья». Следующее поколение семьи, однако, способствовало уже не только развитию российской экономики, но также нау­ки и культуры. Из девятерых сыновей П. К. Боткина по край­ней мере четверо оставили заметный след в русской истории XIX века.

Старший сын Василий Петрович, известный лите­ратор, друг В.Г.Белинского и Т.Н.Грановского, автор очень популярных в середине века «Писем из Испании» публико­вал статьи о литературе и искусстве на страницах «Отече­ственных записок» и «Современника». После своей смерти он завещал капитал в 70 тысяч рублей на поощрение наук и искусств, из них 10 тысяч — Московскому университету. Сергей Петрович, знаменитый медик, был одним из основате­лей в России клиники внутренних болезней. Дмитрий Петро­вич, председатель Московского общества любителей худо­жеств, собрал крупную коллекцию западной живописи разных эпох, в которой был представлен, в частности, французский пейзаж середины XIX века. В конце 1860-х годов он открыл для посетителей частную картинную галерею в своем доме на Покровке.

 

Михаил Петрович Боткин соединил в своем лице семейную приверженность искусствам, страсть к коллекционированию, художественное дарование, энергию и темперамент обще­ственного деятеля и деловые способности. В Москве он полу­чил превосходное домашнее и гимназическое образование, которое завершил под руководством Т.Н.Грановского, а затем переехал в Петербург. Здесь уже юношей он поступил в Академию художеств, где проучился около двух лет (1856—1858). Учителями Боткина были профессора исторической живопи­си Ф.А.Бруни и Ф.С.Завьялов. Не закончив академического курса, Боткин уехал за границу и пробыл там до 1863 года, посетив Германию, Францию, Испанию и обосновавшись в Италии.

Своим художественным творчеством Боткин не открыл но­вых путей в русском искусстве. Он был известен как живопи­сец исторических композиций на библейские сюжеты и мас­тер так называемого «итальянского жанра», удачно соединяв­шего в себе черты строгой идеальности с грациозностью и изя­ществом. Такая «благонамеренность» в выборе жанра сра­зу выделила молодого художника. Творчество Боткина полу­чило официальное благословение Академии, и в 1863 году он был удостоен звания академика за картины «Плач иудеев на реках Вавилонских» и «Вакханка с тамбурином». (Не лиш­не вспомнить, что именно 1863 год ознаменовался такими по­трясениями в искусстве, как «бунт тринадцати» в Петербурге и Салон отверженных в Париже.) Наряду с исполнением про­изведений в привилегированных жанрах Боткин был авто­ром скромных камерных портретов (в основном близких и друзей художника) и многочисленных «головок» («Мона­хиня», Горьковский художественный музей). Кроме того, он занимался офортом, переводя в гравюры свои живописные композиции.

Произведения Боткина с их суховатым рисунком, приглу­шенным «музейным» колоритом и вялой фактурой имели строгий нормативный характер. Подобная живопись импони­ровала Академии, так как зримо воплощала идею вневре­менного искусства, независимого от сиюминутных интересов и «злобы дня». Официальная критика видела в Боткине «тип уравновешенного и спокойного и притом глубоко культурно­го художника». Банальные по замыслу и исполнению ком­позиции, как, например, «Женщины, смотрящие издали на Голгофу» (1867, Омский музей изобразительных искусств) или «Скорбящая Богоматерь» (1870, Ленинград, Музей исто­рии религии и атеизма), превозносились как «незабываемые в своей строгой простоте и величии образы». В действитель­ности же * усредненные», составленные из цитат и изобрази­тельных аналогий картины Боткина служили наглядной ил­люстрацией искусственно насаждаемого историко-художе- ственного мифа о непрерывной академической традиции. При­сущее творчеству Боткина качество бесстрастной образцово­сти, эталона делало художника своего рода патриархом рус­ского искусства, «живым историческим лицом в Академии».

В своей разносторонней общественной деятельности М.П.Боткин придерживался куда более широких взглядов, чем в своем изобразительном творчестве. Избранный в 1879 го­ду членом Совета Академии художеств, Боткин участвовал — и очень плодотворно — в деятельности Общества поощрения художеств, в работе специальных комиссий (в частности, по реставрации Благовещенского и Успенского соборов Москов­ского Кремля), в комплектовании и обработке коллекции им­ператорского Эрмитажа. В 1882 году М.П.Боткин был распо­рядителем художественного отдела на Всероссийской промыш­ленной выставке в Москве и издал на свои средства его ката­лог. Благодаря личной энергии Боткина художественный от­дел превратился в центр всей выставки, а русское изобрази­тельное искусство предстало во всем разнообразии его на­правлений. В 1888 году Боткин участвовал в устройстве рус­ского раздела на Международной промышленной выставке в Копенгагене.

М.П.Боткин подготовил и опубликовал в 1880 году уникаль­ное издание «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и пе­реписка», сохраняющее до сих пор ценность первостепенно­го научного источника. У М.П.Боткина, друга и почитателя А.А.Иванова, находилось и большинство этюдов и эскизов Иванова, унаследованных после смерти художника и пере­шедших позднее в коллекцию Румянцевского музея.

Увлечение археологией (М.П.Боткин был членом Герман­ского археологического института в Риме и Русского археоло­гического общества) наложило отпечаток на его собиратель­ские интересы. Коллекция М.П.Боткина, размещенная в его доме на Васильевском острове, в отличие от многих других русских коллекций, была по преимуществу собранием «древ­ностей». Она включала прекрасные образцы прикладного ис­кусства: античную керамику, византийские эмали, ткани, фаянс, бронзу и резное дерево эпохи Возрождения, древне­русские ювелирные изделия. Каталог собрания М.П.Боткина был издан им в 1911 году. Качество предметов и полнота под­бора позволили Александру Бенуа охарактеризовать музей Боткина в Петербурге как «одно из самых богатых частных собраний не только России, но и Европы».

Художественную, общественную и собирательскую актив­ность М.П.Боткин совмещал с успешной торгово-промышлен­ной деятельностью. Он был одним из директоров русского общества пароходства и торговли, председателем правления I Российского страхового общества, членом совета Санкт- Петербургского коммерческого банка. Иными словами, М.П.Боткин представляется очень характерной фигурой рус­ской истории рубежа XIX—XX веков.

Е.ГОРДОН

Картины Боткина

 

Беседа Христа с учениками. 1867  

Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи. 1871  

Жены, издали смотрящие на Голгофу. 1867.

Скорбящая Богоматерь

Старовер. 1877.

Автопортрет

Монахиня

Антиквар

Пейзаж

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Михаил Петрович Боткин и его коллекция: amsmolich

В марте кратко писала о выставке в корпусе Бенуа Не корысти ради… , на которой были представлены коллекции Михаила и Сергея Боткиных. Собиралась потом написать подробнее, но как-то руки не дошли. А недавно прочитала, что в музей Рериха привезли рериховского «Гонца». Решила пойти посмотреть. Сунулась в интернет, где этот музей находится - оказалось что в особняке Михаила Петровича Боткина на 18-й линии Васильевского острова. Михаил Петрович Боткин (7 августа 1839, Москва — 22 января 1914, Санкт-Петербург) —художник, академик исторической живописи, искусствовед, коллекционер, считался одним из лучших российских рисовальщиков.

В.Е. Маковский. М.П. Боткин. 1900-е.

Отец, Петр Кононович (1781-1853) переселился из Торопца в Москву, стал одним из основателей чайной торговли с Китаем. Михаил родился от второго брака П.К. Боткина с Анной Ивановной Посниковой (1806-1841). С двух лет он остался без матери, с четырнадцати – без отца. О его воспитании и образовании заботился старший брат – Василий Петрович. В 1856 году М.П. Боткин поступил в Академию художеств, где учился под руководством профессора, мастера академической живописи Ф.А. Бруни. Жил в то время в доме Кранихфельда на 3-й линии В.О. в доме 13 (сейчас 8). С этого времени Михаил Петрович навсегда поселился в Петербурге. Ещё в студенческие годы его отметил П.М. Третьяков. С 1856 года и до конца своей жизни Михаил Петрович занимался живописью, писал картины исторического, бытового жанра, пейзажи, портреты, работал в технике офорта; как художник принимал участие в выставках в Вене, Париже, Берлине, Антверпене, Москве.В 1858 году Боткин познакомился с Александром Ивановым (1806 – 1858) и вскоре после смерти художника стал обладателем его этюдов. Он много путешествовал, общался с крупными коллекционерами – П.М. Третьяковым, Н.М. Постниковым. Во время заграничных путешествий по Италии, Франции, Германии он пополнял свою коллекцию. Многие произведения искусства он покупал в России.В 1863 году Боткин завершил обучение в Академии художеств. За две картины – «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских» он получил звание академика исторической живописи. По окончании академии Михаил Петрович продолжал заниматься живописью, его картины есть во многих музеях, в том числе и в Русском музее.В конце 1870-х женился на Екатерине Никитичне Солодовниковой (1852-1917), имел семерых детей.

C 1881 член Императорского русского археологического общества. В 1882 году руководил работами по реставрации Благовещенского собора Московского кремля. В 1896-1897 был экспертом по реставрации фресок Софийского собора в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове. В 1898 году вместе с Н.П. Лихачевым написал первый обзор коллекции древнерусского искусства Музея императора Александра III. Затем был экспертом по закупкам предметов русской старины для Русского музея императора Александра III.Вместе с тем Боткин занимался коммерческой деятельностью; был директором родового «Товарищества Ново-Таволжанского свеклосахарного завода Боткиных», был председателем Правления первого Российского страхового общества и член Совета Санкт-Петербургского международного банко. Как общественный деятель и один из крупнейших купцов – был гласным Санкт-Петербургской городской думы.

Основным делом жизни М.П. Боткин стало собирание в течение пятидесяти лет художественной коллекции. Вторая половина XIX века – время всеобщей увлеченности русской стариной. В это время создавались научные общества и комиссии, открывались выставки древностей, созывались Археологические съезды, публиковались каталоги собраний, монографии и статьи. М.П. Боткин активно участвовал в ученых обществах, представительствовал на многих выставках.Коллекция М.П. Боткина хранилась в особняке XVIII века на набережной Невы (18-я линия В.О.), купленном Михаилом Петровичем в 1880-е годы.

На стене мансарды, надстроенной архитектором А.К. Бруни по заказу М.П. Боткина, до сих пор сохранился вензель из букв «М» и «Б»:

Коллекция занимала пять небольших комнат.

Современный вид:

Потолок

Этюды А.Иванова:

Плитка в вестибюле:

На лестнице дивная скамья. Резьба по мотивам итальянского Возрождения по проекту Ф. Бруни

Если поднять сидение, то с нижней стороны тоже резьба:

Камин в мансарде:

На камине такие львы:

Особняк М.П. Боткина был открыт для посетителей: по воскресеньям все желающие могли бесплатно ознакомиться с собранием.

Коллекция демонстрировалась впервые прошлой зимой в корпусе Бенуа. И мне кажется, что это и в последний раз, там слишком много всего. Думаю, что было бы справедливо достать экспонаты из запасников Русского музея и разместить в родном особняке Боткина. А общественной организации рерихнутых, называющих себя «музеем-институтом семьи Рерихов», предоставить другое помещение. В конце концов у нас и так есть уже государственный музей Рериха в Изваре, а всё остальное - это секты общественные организации.К зданию на 18-й линии В.О. Рерих не имеет никакого отношения, но к этому я ещё вернусь позже.

Первый совет Русского музея. Сидят: М.П. Боткин, великий князь Георгий Михайлович, В.Ф. Свиньин; стоят: А.А. Тевяшвов, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов. Конец 1890-х.

В 1917 году вся коллекция была привезена в подвалы Русского музея. В условиях военного времени вдова коллекционера – Екатерина Никитична Боткина, обратилась к руководству музея с просьбой принять на хранение собрание мужа. В музей привезли тридцать два опечатанных ящика и девяносто две картины Александра Иванова. Условия договора предполагали, что «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея». 19 апреля 1917 года Екатерина Никитична подписала акт о сдаче на хранение, а 29 мая того же года она умерла. В музей была передана копия духовного завещания Е.Н. Боткиной на имя дочери – Екатерины Михайловны фон-Энден. Собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1925-1926 годах, дочь М.П. Боткина, Елена Михайловна, передала 278 картин отца в дар в 27 музеев СССР, в том числе и в Русский музей.В 1919-1929 годах тридцать один ящик с коллекцией М.П. Боткина был передан в Эрмитаж. Позже в 1938 году в Русский музей из Эрмитажа поступили произведения русского шитья, ранее проданные Михаилом Петровичем в училище технического рисования (Штиглица).

Коллекция Михаила Петровича Боткина.

Зарубежные древности. В этом разделе было представлено около 70-и экспонатов. Начиная от каменного топора и скифского креста до украшений казанских татар XIX века. Много вещей ранневизантийской эпохи, несколько вещей из «эпохи великого переселения народов». Эта часть коллекции Боткина бесценна – здесь первоклассные, редкие в собраниях всех музеев мира памятники.

Поясная привеска. VII-VI века до н.э. Прикамье. Ананьинская культура. Три хищника терзают своих жертв. Скифский звериный стиль.

Средневизантийское время представлено произведениями древнегрузинской чеканки. Расхищение значительного числа древнегрузинских памятников из монастырей Грузии было связано с преступной деятельностью бывшего жителя Тифлиса, а в период краж – жителя Петербурга Сабина Гуса. Вероятно, при его посредничестве в коллекции М.П. Боткина оказалась целая группа чеканных фрагментов. В их числе детали с полей образа из монастыря Шемокмеди (~1008 года), фрагмент «Крещения» от оклада 1023 года из монастыря Зарзмы и др. Все эти произведения представляют высшие достижения грузинского чеканного искусства XI века, вошедшего в историю мировой культуры как «золотой век древнегрузинской чеканки».

Архангел. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)Архангел улыбается:

Давид Аргветский. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)Давид Аргветский – князь-воин, мученик, вместе со своим братом Константином погибший за веру в бортьбе с арабами (в 739, по другим сведениям в 740, 741 году). Их культ воинов, мучеников, целителей развивается с 1040 года при особом почитании царя Баграта IV Багратиони (1027-1072). Возможно в 1040 году и был заказан памятник царем Багратом IV для церкви в монастыре, получившем название в честь мучеников-братьев Моцаметский, где Баграт установил раку для мощей мучеников.

Фрагменты оклада иконы архангела Гавриила. XI век. Грузия

Стремя. Вторая половина XVI века (?). Турция. Рельефный эмалевый декор – Москва, конец XVII века.

Пуговица XVI век, бусина XVII - XVIII века, пуговица XVI век. Казань., татары.

Коранница. Вторая половина XIX века. Казань. Татары.Коранница. Прикреплялась к основанию кос, к которой крепились спускавшиеся вдоль кос цепочки. В амулетницах- коранницах находились изречения из корана.

Древнерусские кладыМ.П. Боткин владел блестящей коллекцией домонгольского ювелирного искусства. В составе частных собраний такая группа украшений X-XIII веков была исключительной редкостью. Подобные изделия находили в большом количестве в Киеве, на территории городов Среднего Поднепровья, Рязанского княжества. После находки по закону они становились частной собственностью владельцев земли, на которой были найдены, потом их представляли в Археологическую Комиссию, в соответствии с введенным в России в 1859 году правилом об учете археологических находок.

Крест-корсунчик. XII век. Старая Рязань. Золото, гранат, гелиотроп, металл.Корсунчиками подобные кресты из камня стали называть в эпоху признания определяющего значения византийской культуры для домонгольского искусства. Резные кресты из камня назывались на Руси «аспидными».

Колты с изображением святой. Лицевая и оборотная стороны. XII век. Киев. Выемчатая и перегородчатая эмаль.

Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.

Перстень-печать с изображением льва. Первая треть XIII века. Киев. Восточный мастер.Этот перстень является лучшим образцом из всех ихвестных на Руси подобных перстней. Такой перстень мог принадлежать князю.

Шумящая привеска-оберег. IX-XI века. Прикамские финны. Коми-пермяцкие племена IX-XI веков.Привеска является племенным украшением прикамских финнов. В этом украшении «бараньи» рога, вероятно, имеют защитную функцию по отношению к владельцу.

Церковная утварьОклад с иконы Богоматери Владимирской. 1765

Венчики и цата с иконы Богоматерь с младенцем. XVII век

София Премудрость Божия. Никола, Никита и Феодосий Печерские. Стороны хоругви. Первая половина XVI века. Новгород.

Богоматерь Одигитрия (Казанская) с Гурием и Варсонофием Казанским на полях. Пелена. Начало XVII века

Спас Нерукотворный. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.

Богоматерь Знамение. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.

Евангелие-тетр. 1701. Москва

Евангелист Лука. Наугольник Евангелия. Местонахождение трех других наугольников неизвестно.

На плитках пола внизу выполнена надпись «ПИСАЛЪ УСОЛЕЦЪ ИКОНОПИСЕЦЪ»

Паникадило. Новгород. Конец XV – начало XVI вековПаникадило входит в группу новгородских светильников, обычно именуемых «хоросами». Свет паникадила, имевшего двенадцать свечников – по числу апостолов, символизировал «свет духовный», просвещающий мир. В орнамент новгородских светильников вплетены изображения шестикрылых херувимов, которые в постоянном славословии ближе всех находятся у престола Божия, и царственных крылатых кентавров, получивших на Руси название «Китоврасов». Появление на новгородских паникадилах изображения Китовраса, вероятно, связано с популярным на Руси апокрифическим «Сказанием о царе Соломоне и Китоврасе», где он описан как сверхестественный герой, невольно помогающий царю Соломону в строительстве Иерусалимского храма.

Памятники личного благочестия В этом разделе представлено почти восемьдесят памятников.

Святой Дмитрий Солунский. Святитель Николай. Складень двустворчатый. Конец XIII – начало XIV века. Греческий мастер на Руси. Оклад: первая половина XVII века. Москва. Камень; резьба. Оклад: серебро; скань, чернь, эмаль по скани.

Обратная сторона:

Троица ветхозаветная; Святые Ипатий Гангрский и Никита великомученик. Образок. Последняя треть XIII века. Новгород. Оправа: Новгород. Конец XIV века. Камень; резьба. Оклад: серебро, уральские камни; скань, золочение, пайка.

Крест-тельник. Конец XVII – начало XVIII века. Великий Устюг.

Кресты-тельники. XVII век. Новгород (?)

Меднолитая пластикаЭти изделия в коллекции Боткина занимают скромное место. Он отдавал предпочтение редкостям, а не предметам массового производства. Тем не менее им было собрано около восьмидесяти произведений медного литья разного времени.

Богоматерь Страстная. Иконка. XVIII векНебольшие меднолитые иконки с изображением «Богоматери Страстной» были широко распространены среди старообрядцев. Тип «Богоматери Страстной» получил своё наименование по изображению на иконе двух слетающих ангелов, держащих в покровенных руках орудия страстей Христовых: Голгофский крест, копие и трость. Особую популярность эти иконы получают на Руси в XVII столетии, когда при царе Михаиле Федоровиче из Нижнего Новгорода в Москву был перенесен чудотворный образ Богоматери Страстной, а на месте её встречи основан Страстной монастырь.

Святой Николай Мирликийский. Иконка. XVIII- первая половина XIX векаОбраз святого Николы Чудотворца был одним из самых почитаемых и распространенным в искусстве старообрядцев. Правая рука святителя сложена в жесте двуперстного благослования. В левой руке – раскрытое евангелие с тектом из 6 главы Евангелия от Луки, излагающим Нагорную проповедь Христа.

Священномученик Антипий. Иконка. Вторая половина XIX века. МоскваВ народной среде особой популярностью пользовались иконки и образки с изображением священномученика Антипы, епископа Пергамского. Святого почитала как врачевателя, избавляющего от зубной и ушной боли.

УтварьКокосовый кубок. Конец XVII века. Москва.Скорлупа кокосового ореха; резьба. Оправа: серебро, золочение, чеканка, скань, эмаль по скани, роспись эмали.

Перечница. 1605-1609. Москва.На передней и задней гранях перечницы размещена двустрочная надпись уставом: ПРЕОСВЯЩЕН/НЕЙШАГО ФИЛ/АРЕТА МИТРОПОЛИТА.Филарет – патриарх всея Руси, в миру Федор Никитич Романов, - отец первого русского царя Михаила Федоровича Романова. В 1601 году, в период разгрома Романовых Борисом Годуновым, Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета и сослан в Антониево-Сийский монастырь. В 1605 году Филарет возведен в сан растовского митрополита Лжедмитрием, а в 1609 году – им же назначен патриархом всея Руси. Однако русское духовенство предложило Филарету сан патриарха только в 1619 году, после возвращения его из польского плена, в котором он оказался с 1611 года.

Чарка. 1692-1693. Москва.

Чаша. Конец XVII века. Сольвычегодск.

Оборотная сторона:

Книжка записная. Конец XVII – начало XVIII векаМиниатюрная записная книжка (9,4х6х2,4) в медном посеребренном окладе с финифью на крышках и корешке. Обрез бумаги позолочен, застежка утрачена.

Чернильницы настольные. Конец XVII – начало XVIII века

Чернильницы подвесные. Конец XVII – начало XVIII векаНаряду с настольными письменными приборами широкое распространение в обиходе получили «подвесные» чернильницы, которые было удобно переносить, брать с собой в дорогу. «Подвесные» чернильницы – небольшие плоские сосудики с крышкой, имели специальные «ушки» для цепей, с помощью которых и подвешивались к поясу. На чернильнице в центре имеется владельческая надпись, исполненная в верхней части тулова: «Турчасовца Ивана Артемьева чернильница».

Ювелирные украшенияВ древнерусской традиции серьги служили украшением как женщин, так и мужчин, с той разницей, что мужчины всегда носили по одной серьге, а женщины – по две. Возможно, некоторые серьги прикрепляли к головному убору, располагая их по бокам. Об этом свидетельствуют толстые проволочные мочки в форме несомкнутого кольца, укрепленные на многих серьгах. Они служили не только украшениями, но и входили в драгоценный убор почитаемых икон, наряду с окладом, венцом и цатой, многочисленными прикладами и привесами.Серьги-двойчатки.XVII век.

Серьги. XVII век.

Пуговицы. XVII век. Существовали специальные названия пуговиц для того или иного вида одежды, например, «кафтанные», «опашневые», «однорядочные». Как драгоценные украшения, пуговицы могли выступать в роли щедрого подарка, их передавали по наследству, бережно спарывали с обветшавшей одежды и переносили на новую.

amsmolich.livejournal.com

Боткин Михаил Петрович Картины биография Botkin Mihail

Боткин Михаил Петрович — академик исторической живописи, русский художник, гравер, коллекционер произведений искусства. Родился в Москве в 1839 году. Первоначальное воспитание Боткин получил дома и затем в гимназии. В 1856 году поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством профессора Завьялова и Федора Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии.

Возвратившись в 1863 году из-за границы, Боткин выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика. Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре святого Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика". Кроме исторической живописи Боткин много занимался также и бытовым жанром. Из жанровых его картин наиболее значимы: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик", "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини".

В 1879 году Боткин был избран членом совета Академии художеств. Преданный искусству хъудожник посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и прочее. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 году и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года. В 1882 году Михаил Петрович Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве.

В 1888 году избран членом Императорской археологической комиссии. Кроме того, Михаил Петрович Боткин с 1869 года состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 году Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах Боткина обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. Боткин считается также одним из лучших русских рисовальщиков. Михаил Петрович Боткин скончался в 1914 году. На основе материалов из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

smallbay.ru

Боткин Михаил Петрович - Каталог картин. Цены.

Брат Василия и Сергея Боткина — академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии.

В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, М.П.Боткин. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика.

Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика".

Кроме исторической живописи М.П.Боткин. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, М.П.Боткин писал много характерных голов и экспрессивных фигур.

В 1879 г. М.П.Боткин был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М.П.Боткин посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года.

В 1882 г. М.П.Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Императорской. археологической комиссии. Кроме того, М.П.Боткин с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, М.П.Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, М.П.Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. М.П.Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах М.П.Боткин обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. М.П.Боткин считается также одним из лучших наших рисовальщиков.

Кипучая натура Михаила Петровича Боткина, брата известных писателя В.П. и врача С.П. Боткиных, не позволила ему заниматься каким-то одним видом человеческой деятельности. Поступив семнадцатилетним юношей в петербургскую Академию художеств, он не заканчивает ее, а отбывает, можно сказать, в самостоятельную пенсионерскую поездку в Италию, из нее совершая наезды в Германию, Францию и Испанию, изучая искусство этих стран. Не удивительно, что М. Боткин формируется как художник академической школы «итальянской» направленности, которую характеризовали строгость, идеальность композиции, возвышенность рисунка и утонченность колорита. В 1863 году возвращается в Россию, где продолжает какое-то время серьезно заниматься живописью, в частности портретной, и овладевает новым для себя направлением в искусстве — офортом.

Прочная материальная база (М.П. Боткин ведет активную торгово-промышленную и финансовую деятельность, входя в руководство Русского общества пароходства и торговли, Первого российского страхового общества и Санкт-Петербургского коммерческого банка) позволяет ему активно заниматься общественной деятельностью, связанной с поощрением и развитием искусства. Он также активно занимается коллекционированием картин, собрание которых А.Н. Бенуа относил к наиболее богатым частным собраниям не только России, но и Европы. Наконец, М.П. Боткин подготовил и опубликовал (1880) ценнейший для отечественного искусства сборник «Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806—1858)». Полученную же по завещанию А.А. Иванова коллекцию большинства его этюдов и эскизов он передал впоследствии в Румянцевский музей.

Боткин Михаил Петрович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Боткин Михаил Петрович — русский художник

Русский художник Боткин Михаил Петрович . Автор картин: Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи; Жены, издали смотрящие на Голгофу; Скорбящая Богоматерь; Старовер; и многих других.

Боткин Михаил Петрович (1839-1914)

Брат Василия и Сергея Боткина — академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии.

В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, М.П.Боткин. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика.

Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика".

Кроме исторической живописи М.П.Боткин. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, М.П.Боткин писал много характерных голов и экспрессивных фигур.

В 1879 г. М.П.Боткин был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М.П.Боткин посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года.

В 1882 г. М.П.Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Императорской. археологической комиссии. Кроме того, М.П.Боткин с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, М.П.Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, М.П.Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. М.П.Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах М.П.Боткин обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. М.П.Боткин считается также одним из лучших наших рисовальщиков.

Картины художника

Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи — Боткин Михаил Петрович

Вечерня в церкви Св. Франциска в Ассизи

Жены, издали смотрящие на Голгофу — Боткин Михаил Петрович

Жены, издали смотрящие на Голгофу

Скорбящая Богоматерь — Боткин Михаил Петрович

Скорбящая Богоматерь

Старовер — Боткин Михаил Петрович

Старовер

wearts.ru

Деловой человек Михаил Боткин | Коллекционеры и собиратели

Михаил Петрович Боткин. 1910 г.

Имя Михаила Петровича Боткина неотделимо от имени Александра Андреевича Иванова: он был публикатором писем великого художника (1880 г.) и одним из владельцев его произведений, а по сути оказался главным распорядителем творческого наследия автора картины «Явление Христа народу».

Уже современники приняли этот факт, как должное, хотя репутация М.П. Боткина — коллекционера и делового человека была далеко не безупречной. Более того, внезапная смерть А.А. Иванова на квартире у Боткиных породила многочисленные подозрения, толки и слухи. Эти слухи были безосновательны, прежде всего потому, что Михаил Боткин, в то время учившийся живописи, возлагал большие надежды на совместное проживание с А.А. Ивановым в Риме, куда тот спешил вернуться, закончив дела с продажей картины «Явление Христа народу» и этюдов к ней. Боткину, начинающему историческому живописцу, был гораздо нужнее живой и здравствующий художник, хорошо знавший Рим, талантливый и уважаемый в культурных кругах, но при этом чудаковатый и не очень хорошо приспосабливающийся к жизни. Но то, как активно и успешно молодой Михаил Боткин (в 1858 г. ему было всего 19 лет!) повел дела после смерти А.А. Иванова, как беспринципно порой он действовал впоследствии, подпитывало эти подозрения.

В статье известной исследовательницы и публикатора писем A. А. Иванова Е.Н. Гусевой очерчены обстоятельства, последовавшие после смерти художника, и роль Боткина в судьбе его творческого наследия. Ряд писем Боткина брату Александра Иванова, архитектору Сергею Иванову, оставшихся в Риме и хранящихся в рукописном фонде Германского Археологического института, дополняют эту картину и наглядно демонстрируют деловую хватку Михаила Боткина.

Вернувшись в Россию в мае 1858 года после почти 30-летнего отсутствия, Александр Иванов поселился на квартире молодых художников — Михаила Боткина и Сергея Постникова: не имея своего угла в Петербурге, он последовал рекомендации В.П. Боткина, с которым познакомился в Риме осенью 1857 года. Месяц с небольшим прошел в хлопотах по решению вопроса о приобретении картины императором, устройству выставки в Академии художеств и продаже этюдов. Обычная чиновничья волокита, неопределенность материального положения и появление недоброжелательных откликов на картину подорвали силы художника. И без того мнительный, подверженный постоянным сменам настроения, он пребывал в тревожном и угнетенном состоянии. Заразившись холерой, он умер 3 (15) июля, проболев всего три дня.

Явление Христа народу (первоначальный эскиз). 1834. Холст, масло. 60,5x90,5. ГРМ.

Явление Христа народу (первоначальный эскиз). 1834. Холст, масло. 60,5x90,5. ГРМ.

По просьбе друзей художника душеприказчиком А.А. Иванова стал князь Д.А. Оболенский, с которым он познакомился в Риме. Оболенский был обеспокоен тем, чтобы сохранить наследие художника в целостности. В связи с этим он отправил письмо великой княгине Марии Николаевне (президент Академии художеств), в котором сообщил о желании покойного поместить картину вместе с этюдами в Москве, в «школе рисования», то есть в Московском училище живописи и ваяния. Какое-то «частное лицо», как сообщает Боткин, собиралось заплатить 30 000 за картину и перевезти ее в Москву. Можно с уверенностью предположить, что им был Ф.В. Чижов — давний знакомый и большой поклонник Иванова, талантливый представитель делового мира и горячий патриот русского искусства. По-видимому, на приобретение картины и этюдов Иванова он намеревался частично пожертвовать средства сам, частично собрать по подписке. Но хлопоты Оболенского и Чижова остались тщетны. Этюды были выставлены в Академии художеств и проданы по частям. «Всего с картиной было выручено 30 тысяч рублей, и деньги эти, согласно завещанию покойного, переданы были брату его, также художнику, живущему в Риме», — писал Д.А. Оболенский. На самом деле наличными эту сумму С.А. Иванов так и не получил, и произошло это вследствие активной деятельности М.П. Боткина, который достаточно деликатно, но настойчиво и последовательно «обрабатывал» С.А. Иванова и сумел сосредоточить в своих руках ведение всех дел по наследству.

Сразу после кончины А.А. Иванова его брату в Рим была отправлена срочная депеша, а вскоре и письмо Д.А. Оболенского с настоятельной просьбой приехать. Деньги за приобретенную императором картину (15 000 руб. серебром) хранились в казначействе до появления наследников. Однако Сергей Иванов откладывал отъезд, и потому возникла необходимость в получении от него доверенности.

Поначалу речь шла об одной доверенности — на имя Оболенского. Но уже в письме от 27 июля, в котором Боткин описывает последние дни и часы Иванова, он вскользь говорит о включении в текст доверенности еще одного имени. «Мы люди маленькие и незначительные, а кн. Оболенский человек с весом и очень значительный...» — пишет Боткин, а далее продолжает: «Мне казалось бы не худо было, простите меня за совет, одному князю Оболенскому доверенности не давать, а приплести туда кого-нибудь, меня или брата или кого Вы заблагорассудите: постарайтесь все это сделать немедля». 1 сентября он уже сообщает С.А. Иванову, что «Оболенский стал немного отговариваться от доверенности, и просил известить Вас чтобы Вы дали одну на имя брата Сергея Петровича Постникова». Дело в том, что Боткин в то время был еще несовершеннолетним, и потому вся формальная сторона денежных отношений возлагалась на Постникова. В письмо был включен образец текста доверенности, по которому Сергей Иванов должен был написать свою.

Явление Христа народу (фрагмент картины).

Явление Христа народу (фрагмент картины). 

Не все оставшиеся вещи А.А. Иванова попали под опись, проводившуюся после его кончины в доме Боткиных. «Мы вполне были убеждены, добрейший Сергей Андреевич, что Вы будете в нас уверены, что мы ничем не пожелаем воспользоваться», — пишет М.П. Боткин, сообщая, что в опись попали только «носильные платья».

А деньги, отданные им «на сохранение» (2150 руб. серебром за вычетом расходов на похороны и т.д.), они не включили в опись «во избежание различных хлопот». Речь идет о деньгах, положенных Ивановым при жизни в банк компании «П. Боткин и сыновья» под 6 % годовых. Так, например, 27 июня Иванов писал брату: «Сегодня отправил с Михаилом Петровичем Боткиным 1850 рублей в Москву, чтобы положить в банк к ним на 6 % за 100». И, конечно, Боткиным было выгодно таким же образом распорядиться всем денежным наследием Иванова.

Тем временем А.И. Герцен публикует в 22-м номере своего «Колокола» статью об Александре Иванове. Боткин и это обстоятельство оборачивает в свою пользу. Он сообщает в Рим, что якобы после этой публикации, в которой Иванов назван близким знакомым не только Герцена, но и Мадзини, и Саффи (итальянских революционеров), Оболенский отказался от доверенности на свое имя, поскольку князь — придворный человек и боится неприятностей.

Более того, говоря о том, что Оболенский подавал вел. кн. Марии Николаевне проект о передаче картины Иванова в Московский художественный класс (МУЖВ) и об организации подписки на приобретение этюдов, Боткин замечает, что «смысл его некоторых фраз» напрямую сходится с «Колоколом». Сергей Иванов, очевидно, надеялся, что Боткин в ближайшее время приедет в Рим и, по-видимому, желал лично увидеть людей, с которыми предстоит вести дела по наследству. Но Боткин все время откладывает приезд, ссылаясь на те же наследственные дела. При этом он мягко отговаривает самого Сергея от визита в Петербург и путает его дурными слухами: «Вам будет очень грустно и неприятно, и не вышло бы из этого каких последствий», «я до сих пор не могу переварить всех пакостей, которые делали Александру Андреевичу» и т.п. А Идею Оболенского о приобретении всех этюдов за 15 000 руб. серебром (в том числе оставшихся в Риме) он справедливо считал невыгодной, поскольку стоимость одних только этюдов, находящихся в .Академии художеств, «по оценке Александра Андреевича» составляет 15 000 руб. Это письмо от 8 сентября, довольно подробное и откровенное, Боткин намеревался переслать в Рим из Парижа через брата (В.И. Боткина), обещая приложить к письму и номер «Колокола». В римском архиве С.А. Иванова сохранилась страница «Колокола» с приложением небольшого анонимного письма (посланного из Гамбурга 8 октября по новому стилю), автора которого Сергей Иванов мог вычислить по следующей фразе: «...наверное, Вы догадались, кто Вам пишет по письму, полученному из России 8 дней тому назад». Возможно, оно было отправлено В.И. Боткиным. В нем также Иванову не советовалось приезжать в Россию: «В России все гадко и подло по-прежнему, на что мы надеялись три года тому назад, все это лопнуло. — Тот же деспотизм, тот же Закревский (А.А. Закревский, генерал-губернатор Москвы), те же побои заместо суда. Что будет в будущем, Бог знает, отсюда еще тяжелее смотреть на нашу несчастную родину...».

В начале сентября С.А. Иванов присылает на имя Оболенского доверенность (с письмом от 1 (13) сентября). Но она не устраивает Боткина: «с ней ничего нельзя сделать», и в ответ он сообщает, что Оболенский «решительно» выступает за доверенность на имя Сергея Постникова, поскольку ему (князю) в этом случае можно будет «лучше действовать». Однако сам Оболенский, повидимому, серьезно опасался претензий со стороны наследника. Кроме того, С.А. Иванов прислал опись оставшихся в Петербурге вещей отца, которые необходимо было разыскать, в том числе портрет Александра Андреевича Иванова.

М.П. Боткин в своей мастерской. 1900-е гг.

М.П. Боткин в своей мастерской. 1900-е гг.

Боткин с готовностью берется за поиски и отправляется с полученным реестром к Моллеру (т.е. — к В.А. Моллеру, брату художника Ф.А. Моллера, которому тот поручил вести дела по наследству Ивановых). По поводу перечисленных вещей Моллер ничего сообщить не мог, а портрета А.А. Иванова не видел и не принимал. У него хранились «пять последних картин», но он соглашался отдать их только по доверенности, а денежный долг вернуть лишь через два месяца.

В письме от 7 (19) октября 1858 года Иванов отправил новую доверенность, попутно высказав недоумение по поводу отсутствия в том образце, который присылал Боткин, пункта, касающегося Моллера: «Полагается ли, что это дело частное, не требующее официальной бумаги, и что на это достаточно будет простого моего письма к г. Моллеру». Но, вероятно, в таком виде доверенность вполне удовлетворяла Боткиных, тем более что Оболенский готов был представить и свою доверенность на утверждение в случае, если бы Моллер стал чинить препятствия. Иванов предоставил Боткину также право «назначить цены картинам, бывшим на сохранении у Моллера...», помимо цен на этюды.

artageless.com

ТОХМ / Выставки / Виртуальные / К 155-летию художника

К 155-летию художника - представителя стиля модерн

Федора Владимировича Боткина (1861–1905)

За художником Федором Владимировичем Боткиным закрепилось меткое определение «замоскорворецкий парижанин». Федор Владимирович, родившийся в Москве 21 октября (2 ноября) 1861 года, принадлежал к большому купеческому роду Боткиных, который дал русской культуре много известных деятелей. Получив блестящее юридическое образование в Московском университете, Ф. Боткин уехал в 1887 году в Италию. Великие итальянские мастера вдохновили его на занятия живописью, которое началось в частной мастерской, продолжилось в Миланской Академии художеств. С 1889 году уже в Париже учился у академиста А.Ф. Ролля, но благодаря дружескому общению с французскими художниками, в творчестве которых формировался стиль модерн, увлекся новыми течениями живописи. Именно Федор Боткин познакомил своего родственника С.И. Щукина, знаменитого в будущем коллекционера, с творчеством импрессионистов и их последователей. В Париже он поддерживал тесные связи с колонией русских художников. Жил художник в основном в Париже, где началась его успешная выставочная деятельность. Произведения его участвовали в крупных выставках в Германии и России.

 Современник, видевший раздел выставки «Союза русских художников» 1907 года, отведенный картинам умершего Ф. Боткина, писал: «Федор Боткин изображает красоту женщины так, что она действительно является цветком, чистой, привлекательной ласкающей формой. … Искусство Боткина …отбрасывает прочь пластическую выпуклость и пестроту действительности, остаются два-три красочных тона, чуть заметные нюансы, тени, и только. Локоны вьются, глаза сияют, губы раскрыты, – все это пленительно и отвлеченно. Настроение грусти, иногда легкого недоумения, еще больше украшает этих девушек». Слова принадлежат А. В. Луначарскому, опубликовавшему отзыв на выставку в № 2 журнала «Вестник жизни» (Петербург, 1907).

 Ф.В. Боткин вошел в историю русского искусства как художник, писавший  исключительно женские головки и своеобразные декоративные панно с обнаженной женской фигурой на условном цветочном фоне. Работы Боткина типичны для стиля модерн с его преобладанием в «сюжетном плане женского начала» (О. Давыдова), вниманием к певучести красочной гаммы и линий, обобщенностью рисунка, «бездейственностью». Золотисто-матовая поверхность, изысканная плавность силуэта, тихое состояние, переданное позой, вводят «Голову натурщицы с голубым шарфом» из собрания музея в ряд характерных для творчества мастера произведений. Оригинальность этой работы заключается в полном отказе художника от часто используемого им приема изображения лица в профиль с легким наклоном. В отличие от многих известных сейчас работ художника, за которыми закрепились условные обозначение, такие как «женская головка», «натурщица», это произведение, вероятно, сохранило авторское название. Исследователь творчества Боткина Ольга Давыдова отметила, что в «оригинальном варианте художник зачастую включал указание на цветовую доминанту непосредственно в название работы».

 «Голова натурщицы с голубым шарфом» поступила в художественный отдел Томского краевого музея в 1928 году из Государственного музейного фонда, ранее находилась в собрании Боткиных. В 1982 году вместе с другими произведениями передана в собрание Томского областного художественного музея. Долгие годы картина не выставлялась из-за плохой сохранности. В 2013 году проведена ее реставрация. Реставратором музея Н.А. Исаевым заделаны проколы холста, удалены загрязнения, укреплен красочный слой, подведен реставрационный грунт и восполнены утраты красочного слоя.

   Произведение Ф.В. Боткина займет достойное место в постоянной экспозиции русского искусства.

Материал подготовила И.П. Тюриная

Использованные публикации:

Давыдова О.С. Федор Боткин. Апология воображения // Собрание. №2, июнь. 2011. С. 26–35.

Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. Т. 1. С. 381—394. URL: www.litmir.co/br/?b=134156&p=3

 Предлагаем первую публикацию произведения до и после реставрации.

 

Ф.В.Боткин Голова натурщицы с голубым шарфом. 1901. Холст, масло. 39,5х36,5 ( до реставрации) Ф.В.Боткин Голова натурщицы с голубым шарфом. 1901. Холст, масло. 39,5х36,5 ( после реставрации) Ф.В.Боткин Голова натурщицы с голубым шарфом. 1901. Холст, масло. 39,5х36,5 ( до реставрации).Фрагмент  
Поделиться с друзьями:

artmuseumtomsk.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта