Пятидесятница. Сошествие Святого Духа: иконы, мозаики и фрески. Святые картины


иконы, мозаики и фрески / Православие.Ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

Пятидесятница. Современная греческая фреска vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Современная греческая фреска

Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия. XIV век

Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век
vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV век

Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский. 1181 год

Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI век

Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Византийский музей в Афинах XV

Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XIV век

Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Мозаичный свод. Собор св. Марка, Венеция

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Собор св. Марка, Венеция

Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Фрагмент 4-х частной византийской иконы

Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Армянская книжная миниатюра XIII век

Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Монастырь св. Павла, Афон. XVIII век

Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век vk fb tw ok @ g+ lj

Пятидесятница. Фрагмент иконы. Монастырь Ватопед, Афон. XXI век

Православие.RuПравославие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

www.pravoslavie.ru

Иконы святых апостолов Петра и Павла

Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана

Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV - 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться. Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.

Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Определенную роль в создании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, в котором техника портретирования достигла совершенства. Можно сравнить синайскую икону с некоторыми другими образами, чтобы убедиться в существовании четкой типологии в изображении апостола Петра. Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Эта же единая типология присутствует и в ранних образах апостола Павла.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия

Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина - 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана

Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана

Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Петр, Павел и Перегрина (церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим

Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва

Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва

Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII - нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия

Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 - 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

www.pravmir.ru

картины икон святых | Святые

Знаменитые иконы и картины

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе Троица Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.

Новая коллекция Русская икона: образы и символы .

Уникальная книжная коллекция Русская икона: образы и символы. Это настоящая замечательная энциклопедия православной культуры!

Каждая из книг серии посвящена одной теме: празднику, святому. Тема освещается очень подробно с исторической, с иконографической, с богословской точек зрения.

Именные иконы помогают душе черпать силу вдохновение в молитве

В наше время практически каждый верующий человек имеет в доме свою именную икону. Ее принято дарить на крестины и дни рождения. Считается, что тезоименный святой является покровителем и защитником человека названого в его честь, иногда такого свято называю еще и « Ангелом Хранителем»

Издавна по православным традициям очень почитают иконы соименных святых, такие образы изготовляются для конкретного человека и относятся к личным святыням каждого. Образ тезоименного святого символизирует связь человека з Богом и для владельца иконы обладает особым смыслом.

Ведь именно у своего святого покровителя подобает просить напутствия и помощи в момент сложного выбора, молить о надежде и свершении планов. Каждый верующий человек может приобрести именную икону в трудный момент, когда чувствует, что ему нужна помощь высших сил. Для этого нужно узнать имя своего тезоименного покровителя. Если вы не знаете, кто ваш покровитель, такую информацию можно узнать по церковному календарю, это будет тот святой, день почитания которого приходится на ваш день рождения, или на следующий день.

Именные иконы из янтаря - лучший подарок на именины

Именные иконы, высыпанные натуральным янтарем, наделены духовным величием, ведь мастера и художники нашего производства, изготавливают картины вручную, при этом вкладывая душу в каждое свое творение. Каждая икона является уникальной и, наверное, сложно найди даже две приблизительно похожие роботы, ведь цветовая гамма янтаря очень богатая. Красота таких картин завораживает с первого взгляда, вряд ли найдется человек, который не сочтет изделие красивым. Такие полотна являются долговечными и будут радовать вас многие годы.

Приобрести качественную именную икону из натурального янтаря в подарок своим близким или для себя, вы можете на нашем сайте прямо сейчас или по телефону: (099) 302-00-00; (098) 302-00-00.

Заказав именные иконы из янтаря у нас на сайте, вы гарантировано получаете 5-ти% скидку

Мы всегда будем рады помочь Вам при выборе православных икон из янтаря !

Предлагаем Вашему вниманию уникальные композиции на различную тематику и разнообразными сюжетными линиями - картины из янтаря. Все работы выполнены вручную с применением янтарной крошки и камней. Картина может быть обрамлена рамкой по Вашим предпочтениям, выполнена из дерева или пластика в различных стилях и цветовых исполнениях.

Возможно изготовление пейзажей, портретов по Вашим фотографиям.

В разделе представлены размеры имеющихся образцов, однако возможно и изготовление по другим нестандартным размерам.

Особое место в нашей коллекции занимают иконы.Слово «икона» значит «образ, изображение, портрет». И это относится прежде всего к образу Иисуса Христа. Он—первая икона и единственный образ Бога. Апостол Павел называет Христа иконой Бога Отца: «Он есть образ Бога невидимого» (Кол. 1:15). Икона—это священный образ, в котором находит отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает возможность приобщиться к опыту Церкви (прежде всего, к опыту Святых Отцов), помогает понять ту весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом.

Икона, представленная Вашему вниманию, не напечатана в типографии массовым тиражом, а создана с чистой душой и добрыми помыслами православными художниками из янтаря. Это тщательная ручная работа из натурального солнечного украинского янтаря, добываемого на Полесье. Такая икона будет дарить Вам и Вашему дому теплый свет благословения, и может передаваться по наследству как семейная реликвия и родовой оберег. Особенно это чувствуется, когда на икону попадают солнечные лучи – она озаряется внутренним светом и теплом, излучая его в окружающее пространство.

Непревзойденное качество. Настоящее произведение искусства. Это настоящая янтарная живопись изумительной красоты!

Читайте также наши рекомендации: Как выбрать икону

Продукция представлена по партнерской программе.

Образцы для заказа картины из янтаря смотреть . Просто выбираете нужный файл и номер картинки и сообщаете нам. ) Представленные на сайте образцы могут отличаться от реального, просьба учесть этот нюанс.

Святые молитвы, иконы, Покровители!

Когда и какому святому молиться?

Имя— —— Покровительство

Архангел Михаил -Покровитель строительства

Св. Николай Угодник- Покровитель земледелия

Св. Анастасия- покровительница беременных и помощница в родах

Св. Мамант- покровитель коз и овец

Св. Георгий- Победоносец покровитель воинов

Св. Флор и Лавр- покровители лошадей

Св. Козьма и Дамиан- покровители кузнецов

Св. Пантелеймон- целитель в болезнях

Господь пришел смиренно Людские смыть грехи.

С главою преклоненной Стоит Он у реки.

И просит кротко Чистый Крестить Его, как всех,

Хоть Он и чище чистых, Хоть Он святее всех!

Спросил Его Креститель: «Могу ль Тебя крестить?»

В ответ сказал Спаситель: «Оставь, так должно быть!»

И на главу смиренную Дух голубем слетел,

И, огласив вселенную, Глас Божий прогремел.

Творец всему народу В Нем Сына возвестил,

Всему людскому роду Служить благословил!

Покорность и смирение.

Казанская икона Божьей Матери.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408)

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии

Первый понедельник после Троицы

Праздновался в начале недели Всех Святых. Утверждает божественную сущность Святого Духа и его единство с другими ипостасями Святой Троицы. В этот день крестьяне славили землю — именинницу, совершали обходы полей «кормили земельку», отдавая ей часть трапезы.

По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!», «Придет Свят-Духов день — будет на дворе, как на печке», «Свят-Дух весь белый свет согреет!».

На пятидесятый день после Пасхи

Великий двунадесятый праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.

Апостол Павел. Андрей Рублев.

Богородичных икон – море. Они делятся по композиции: если Богоматерь касается щекой Спасителя, это «Умиление», если оберегает его тремя руками – «Троеручица», если указывает нам путь – «Одигитрия». Кроме того, эти иконы называют по городу написания, чудесного явления или написания – Владимирская, Смоленская, Иверская… Или по тому, о чем следует прежде всего просить в молитве Богоматерь – «Неопалимая купина», «Споручница грешных», «Скорбящая»…

Казанскую икону Богородицы считают чудотворной.

Именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Народные приметы:

На Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени.

Отцветают розы, падают холодные росы.

Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом – ни одна ведьма в дом не проникнет.

В Медовый Спас принято помогать вдовам и сиротам, а всем женщинам в этот день прощаются все незамоленные грехи.

Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» и «Спас на холсте».

14 августа — первый Спас «Медовый».

Пришел «Медовый Спас» — провожай лето.

Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. Свою благодать образ Божией Матери «Святое семейство» (другое название «Три радости») являет военнослужащим, нуждающимся в ее высоком покровительстве, в горячих точках нашей многострадальной Родины. Под особым покровительством Божией Матери находятся люди, оставшиеся в одиночестве, в том числе, как уже было сказано, оказавшиеся в плену и на чужбине. День Почитания иконы Божией Матери «Трех радостей» — 8 января.

Икона Божией Матери «Три Радости»

Молитва перед иконой «Трёх Радостей»:

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующего града и святаго храма сего покрове, всем верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб твоих, но умоли сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим покланяющымся, по коегождо потребе радость дарует: грешником вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущым в скорбех и печалех утешение; в бедах и озлоблениих пребывающым совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным надежду и терпение; в радости и изобилии живущым непрестанное Богу благодарение; сущым в болезни исцеление и укрепление. О госпоже Пречистая! Умилосердися ко всем чтущым всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление: от враг видимых и невидимых люди твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам по-даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу рода христианскаго, и сие ведущие, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со безначальным Его Отцем и единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Русская Православная Церковь в этот день вспоминает святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских — святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.

Отсюда http://fotki.yandex.ru/users/yello-…/468281/?page=3

Чем отличается икона от картины.

Чем отличается икона от картины.

Нередко возникает вопрос: а зачем необходимо придерживаться канонических способов изображения, если они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: тут и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушение законов линейной перспективы? А может быть, у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в церквах добротно написанные картины?

Ответить на эти вопросы поможет сравнительный анализ иконы и живописного произведения - картины, выделяющий основные внешние и внутренние отличия.

Чем отличается икона от картины.

"Сикстинская мадонна"религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин? исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.

Икона - откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - мировоззрение Церкви. Икона - вне времени, она - символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Любой, даже не совсем сведущий в живописи человек, не перепутает полотна Нестерова или Александра Иванова.

Авторство иконописца намереррно скрывается, так как икона - творение соборное; иконописание - не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций; сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Говоря о безэмоциональности православной иконы, нельзя не сказать об экзальтированности католической иконы, а правильнее сказать, картины. И коренные различия заключаются здесь в противоположных молитвенных и аскетических практиках. Восточная православная аскеза чужда какой-либо чувственности, чего нельзя сказать о католической, в которой все подчинено мистическому экстазу, сопровождаемому как галлюцинациями, так и появлениями стигматов - кровавых подтеков на теле. Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Пример изображения лица на иконе и лика на иконемадонне" Рафаэля:

Чем отличается икона от картины

"Здесь - красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но. безблагодатность. Молиться перед этим изображением: - это хула и невозможность! Почему-то особенно ударили по нервам ангелочки и парфюмерная Варвара в приторной позе с кокетливой полуулыбкой. Я наглядно понял, что это она, ослепительная мудрость православной иконы, обезвкусила для меня Рафаэля. Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и святыми Его.

Тепер о том, каковы основные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи, то есть, в чем внешние отличия иконы от картины. Поскольку речь пойдет уже о вещах конкретных, то следует условиться, что под иконой будут подразумеваться не только собственно иконы, но и стенопись, а под картиной - произведения, выполненные в традициях реалистической изобразительной грамотности, то есть в такой живописной манере, которая сложилась в эпоху итальянского Возрождения.

Итак, отличие первое. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда "деформированные", как правило, удлиненные пропорции фигур - идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.

Евгений Николаевич Трубецкой, в своей ставшей уже классической работе "Умозрение в красках" пишет: "Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только укадываем, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Изможденные лики святых на иконах противополагают этому. царству самодовлеющей и сытой плоти не только "истонченные чувства", но прежде всего - новую норму жизненных отношений. Это - то царство, которого плоть и кровь не наследуют".

Источники: http://www.ukoha.ru/article/iko/, http://yantar.in.ua/pictures/imennaya-ikona, http://www.ukrpresent.com.ua/index.php?cPath=43, http://triino.ru/svyatye-molitvy-ikony-pokroviteli/, http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4089/Комментариев пока нет!

www.tsurganov.info

Святой Себастьян (100 картин)

Новый адрес страницы:Тысяча святых Себастьянов

Образ Святого Себастьяна в искусстве

Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству.

Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку.

Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали Амико Аспертини, Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Тициан Вечеллио, Жорж де Латур, Чима да Конельяно, Гвидо Рени, Сальвадор Дали, Антонио де ла Гандара, и др. Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона, и в дни мученичества. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана».

В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе. Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы». О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна. В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина Св. Себастьян и проводят параллели с описываемыми там событиями. Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвященных Св. Себастьяну (1921—1922). (Источник)  

Под редакцией Tannarh’a, 2012-2014 гг

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

tannarh.narod.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта