Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946). Лансере картины
Лансере от «Хаджи-Мурата» до «Метростроевцев»
В семье Евгения Александровича называют Лансере-1, а Евгения Евгеньевича — Лансере-II, есть там и Лансере-III и Лансере IV, так как всех детей принято называть Евгениями. И все они занимаются искусством.
Евгений Александрович Лансере был правнуком французского офицера наполеоновской армии Поля Лансере, оставшегося в России после войны с Наполеоном, сначала — раненым пленным, потом — полноправным гражданином, женившимся на выходившей его немке Ольге Карловне фон Таубе.
Фамилию эту можно перевести с французского, как Копьев. Однако существуют и другие варианты. «Значение самой фамилии (Лансере) можно истолковать, как «приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (leons — копье, ry — солнце, лучи солнца)», — пишет Евгений Лансере (IV) — праправнук Лансере в своей статье, посвященной знаменитым предкам. «Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России».
Прадедом Евгения Лансере по матери был Альберт Кавос — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры, строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге.
Итак, в 1815 году у Поля и Ольги Лансере родился сын — Людвиг-Александр Лансере, в 14 лет отданный в корпус инженеров путей сообщения. А в 30 лет, женившийся на Элеоноре Антоновне Яхимовской.
Вскоре после женитьбы он стал полицмейстером судоходства на реке Цне, затем его повысили в чине до майора и отправили служить в седьмой округ путей сообщения.
12 августа 1849 года в Моршанске в семье родился Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший, то есть, Евгений Лансере I — будущий прославленный скульптор-анималист, днями и ночами пропадавший на конюшне и в кузнице, делавший зарисовки и модели для отлива лошадей. А через 7 лет умерла его мать Ольга Лансере.
Евгений Александрович Лансере закончил юридический факультет, а в искусстве, которым и во время учебы продолжал заниматься, так и остался самородком-самоучкой. Его талант еще в детстве высоко оценивали Айвазовский и Клодт и отсоветовали его отцу отдавать мальчика в Академию Художеств, чтобы «не испортить талант классическими канонами».
Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой художнице-графике Екатерине Бенуа, дочери главного архитектора Петергофа — Александра Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи (Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II.
Евгений Александрович Лансере — автор более 400 бронзовых скульптур, изображающих людей и животных, в основном, лошадей, которые так и остались главной страстью его жизни. Среди них: «Амазонка на коне», «Лошадь ажурная», «Ловля дикой лошади», «Юнкер Николаевского кавалерийского училища», «Кабардинский табун», «Араб со львятами», «Отъезжающая тройка», «Прощание казака с казачкой».
Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова.
Если вы посетите Третьяковку, обязательно обратите внимание на расположенную в центре «васнецовского» зала — бронзовую скульптурную композицию Евгения Лансере «Киргизский косяк на отдыхе». Рядом с «Тремя богатырями», «Тремя царевнами Подземного царства» и портретом крестьянина Ивана Петрова, кисти Виктора Васнецова — также уникальные миниатюрные конные композиции Евгения Александровича Лансере.
К сожалению, скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе, и еще сотни рисунков и эскизов, ушел из жизни очень рано — в 38 лет — в самом расцвете признания и супружеского счастья. У него было шестеро детей, ради благополучия которых он работал, пока еще оставались силы, съедаемые чахоткой, и брал все новые заказы.
Евгений Александрович Лансере боролся за свою жизнь до конца. Он купил имение в селе Нескучное (между Харьковом и Белгородом). Однако обилие солнца и свежего воздуха не спасло его от прогрессирующего с каждым днем туберкулеза, который — до открытия антибиотиков в ХХ веке — был смертельным приговором.
В это время его сыну — Евгению было 11 лет. А младшей дочери — Зинаиде Лансере (12 декабря 1884 — 19 сентября 1967) — всего 2 года. Позже она вышла замуж за Бориса Серебрякова и прославилась уже, как автор лучших женских портретов ХХ века — Зинаида Серебрякова. Еще один сын Евгения Александровича Лансере — Николай (26 апреля 1879 — 6 мая 1942) стал видным архитектором, педагогом и историком искусства.
После смерти Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с детьми переезжают в дом деда — главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа, который иначе, как «домом Бенуа у Николы Морского» и не называли. Этот трёхэтажный каменный дом располагался на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта (ныне — ул. Глинки, 15 / просп. Римского-Корсакова, 37 — Прим. Авт.).
В доме Бенуа дети Евгения и Екатерины Лансере — Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида погружаются в творческую атмосферу, которой была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич — известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.
Таким образом, семья Евгения Лансере стала частью «художественного» клана Лансере-Бенуа, в составе которого были 50 талантливых художников, скульпторов, графиков и архитекторов. И судьба Евгения Евгеньевича была предрешена. Он тоже начал изучать искусство.
Евгений Бенуа — младший брат и лидер «Мирискусников»
Евгений Лансере всегда знал, что будет художником, а потому в 17 лет он начал учиться в школе Общества Поощрения Художеств. Из воспоминаний Лансере следует, что особо он выделял двух педагогов — импрессиониста Ивана Францевича Ционглинского и классициста Эрнста Карловича Липгарта.
После окончания этой школы, он, как и отец, не стал поступать в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, а решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже. Там он совершенствовал свою технику под руководством живописца Бенжамена Констана и художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора Жана-Поля Лоранса.
В 1898 году Евгений Лансере вернулся в Россию и впервые продемонстрировал публике свои иллюстрации к книге Е. В. Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани"(http://www.library.spbu.ru/bbk/exhibitions/balobanova/ill/elill.php) на «Первой выставке русских и финских художников» в Петербурге, устроенной Сергеем Дягилевым.
С этого момента началось вхождение Евгения Лансере в объединение «Мир Искусства», организованное братом его матери — Александром Бенуа и его школьными товарищами и друзьями, в том числе, и Львом Бакстом (Розенбергом). «Мирискуссники», общавшиеся с детских лет, объединились в знак протеста чрезвычайного реализма художников-передвижников и консерватизма классической школы.
Сергей Дягилев и Евгений Лансере в начале были для них «сынами полка», как представители младшего поколения, но вскоре разнообразные таланты обоих проявились в полной мере.
Евгений Лансере с 1899 года участвовал во всех выставках «Мира искусства», а также — выставках «Союза русских художников». При этом он впитывал в себя то, что обсуждали «мирискуссники» на своих еженедельных встречах, но стремился выработать собственный взгляд на искусство. Он не романтизировал прошлое Санкт-Петербурга, как его старшие товарищи, а искал нечто особенное, даже смешное в его реалиях.
Так в 1905 году он пишет картину «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», изображающую не в меру дородную царскую особу выступающую на фоне раболепствующих придворных, которую Лев Николаевич Толстой метко определил, как «безобразие величия».
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
В то время Лансере вовсю принимал заказы на иллюстрации к книгам, и у него уже был свой стиль. Каждая виньетка, каждая заглавная буква были отдельным произведением искусства. Он оформлял выпуски журнала «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», делал заставки к повестям Пушкина для издания, выпущенного в свет П. П. Кончаловским (1899).
Лансере также стал одним из авторов сатирического журнала «Жупел», который успел выйти в свет в двух номерах при участии Максима Горького, а затем был закрыт «за оскорбление Его величества».
Редактора «Жупела» — художника Зиновия Гржебина — отправили в ссылку в Тбилиси, а Евгений Лансере предпринял путешествие на Дальний Восток — в поисках правдивой натуры. Революционные события 1905−1906 годов помогли Лансере сформироваться, как сатирическому художнику-графику, далекому от идеализации монархии.
В 1906 году он решил продолжить дело «Жупела» и начал издавать еженедельный иллюстрированный журнал политической антимонархистской сатиры «Адская почта» (вышло всего 3 номера).
В 1909 году он пишет «Корабли времен Петра I» (темпера; Государственный Русский музей;) В 1911 он пишет еще один вариант «Кораблей Петра», который выкупает Третьяковка, в 1913 году — «Пеньковый Буян в Петербурге» (гуашь; Государственная Третьяковская галерея).
Искусствоведы высказывают мнение, что в эти годы Евгений Лансере уже выходит из-под влияния «Мира искусства».
В 1907 году он, совместно с Александром Бенуа делает декорации для пьесы Н. Евреинова «Уличный театр» «Старинного театра». В дальнейшем театральное направление становится одним из его любимых. Вершиной творчества Лансере в этом направлении считаются крутящиеся декорации к пьесе Грибоедова «Горе от ума» для Малого Театра, где в каждом секторе круга изображены комнаты каждого из главных героев.
В 1912 году Евгений Лансере начинает работать над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912—1941 гг.) и «Казаки» (1917—1936 гг.). Первое издание «Хаджи-Мурата» вышло с купюрами: цензура вырезала из текста критику Николая Первого и его портрет. Наиболее полная версия вышла уже после революции.
В 1912 году Лансере занимает пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества». Он не просто контролирует работу, но и разрабатывает и предлагает свои эскизы.
В 1914—1915 году в жизни Евгения Лансере наступает новая эпоха. Он отправляется корреспондентом-художником на Кавказский фронт.
Кавказ как путь к спасению творческой интеллигенции
О жизни Евгения Лансере после Октябрьской революции — существует масса разноречивой информации. Его биографы советского периода стараются всячески преувеличить его неприятие властей дореволюционной России. Однако 1917−1919 годы Лансере провел в Дагестане, а в 1920 сотрудничал, как художник с Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии Деникина (ОСВАГ).
В 1920 году он переехал в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис, где семья Лансере задержалась надолго. Даже после советизации Грузии Лансере решает остаться в Тифлисе.
Лансере никогда не был лоялен к советской власти, даже в последние годы жизни, когда работал в Москве и был ею обласкан. Это подтверждают и записи в его дневнике. Например: «Что за чудовищная жизнь, насквозь пропитанная злобою, подлостью, ложью. И есть еще идиоты, вроде Моора, воображающие о величии, о великой эпохе! Большинство, конечно, просто сволочь!» (1 июня 1939 года — из трехтомника дневников Е.Е. Лансере изд. в 2009 году).
Сотрудничество Лансере с ОСВАГом ставит в тупик многих его поклонников, впервые узнавших об этом факте. Как художнику удалось выжить при Советах после такого, да еще и продолжить работу в Москве? То ли Деникин не вел учет всех художников, то ли… это была недоработка НКВД.
Ответ прост: Лансере, как и многих его современников-художников, не решившихся эмигрировать, как Константин Сомов (1923, США), Зинаида Серебрякова (1924) и Александр Бенуа (1926 — Франция) спас Кавказ, и в то время бывший проблемным регионом, который властям не удавалось контролировать полностью. Этим пользовались люди искусства, не желавшие выполнять заказы Советов.
В Тифлисе Лансере создал Академию художеств, в 1927 был командирован на полгода в Париж, но не решился там остаться. Далее хочется процитировать искусствоведа и историка искусства Павла Лансере.
«Мой прадед Евгений Евгеньевич Лансере, в связи с заказом на иллюстрирование повести Л.Н. Толстого «Казаки», уехал в Дагестан, пишет он. — После поддержки участников Белого движения в Нахичевани-на-Дону в 1920 году он вместе с семьей уходит в Грузию; после ее советизации в феврале 1921-го принимает решение остаться в Тифлисе. В 1920-е годы художник совершает целую череду экспедиций в различные уголки Кавказа: в 1921-м — в монастыри Давид-Гареджи, в 1924-м — в монастырь Шио-Мгвиме и в Гурию, в 1925-м — в Нагорную Аварию в Дагестане, в 1926-м — в Зангезур в Армении, в 1928-м — в северный Дагестан и в Ленкорань в Азербайджане. Одним из наиболее результативных в этом плане оказался 1929 год: в январе Е.Е. Лансере с дочерью Наташей посещает Эривань, в ноябре — декабре вместе с сыном Женей и археологом, старшим хранителем Кавказского музея в Тифлисе С.В. Тер-Аветисяном изучает сохранившиеся памятники Джуги в Нахичеванской республике. Летом того же года он совершает экспедицию, необычную даже для такого привычного к активным творческим командировкам художника. Это уникальная поездка академика живописи в Сванетию с пешим переходом через Кавказский перевал… Назвать моего прадеда первооткрывателем Сванетии нельзя. Однако именно у академика живописи Евгения Евгеньевича Лансере мы впервые находим совмещение дневниковых записей с богатым изобразительным материалом высокого художественного уровня».
Евгений Лансере долго не решался вернуться в Москву. Но однажды ему пришло письмо от Мариэтты Шагинян, что в Москве все «снова начинается», затем на его приезде начал настаивать Алексей Щусев, с которым художник сотрудничал еще до революции. В 1933 году семья Лансере переезжает в Москву, где Евгения Лансере ждут лучшие правительственные заказы, работы для театра, Казанского вокзала, метро Комсомольская, заказы на оформление Дворца Советов и страшное напряжение от «поганой работы на этих людей».
«Квартиру в Милютинском переулке, в которой теперь живу я, именно Щусев выбил для деда, — вспоминает Павел Лансере в одном из интервью. — За свою жизнь он не только иллюстрировал книги. Например, мозаичное панно на ст. м. «Комсомольская» и плафон ресторана утраченной, к сожалению, гостиницы «Москва» сделаны по его эскизам. Дед также расписывал Казанский вокзал».
Евгений Лансере является автором росписи плафонов ресторана, а также стен Казанского вокзала. Его кисти принадлежит панно «Дружба народов». Часть работы он не успел закончить, и ее доделал его сын — Евгений Лансере IV.
Что касается первых в московском метро майоликовых панно «Метростроевцы» на станции «Комсомольская», они также принадлежат Евгению Лансере. Для их создания он подробно знакомился с технологией и особенностями работы метростроевцев. Этих панно — два. На одном — на фоне героических строителей метро выделяется крупная фигура женщины, на втором — мужчины с вагонеткой. Почему именно они?
Исследователь творчества Евгения Лансере Сергей Макаров считает, что фигуры на первом плане — провинциальный поэт Илюша Солнышкин и девушка-богатырь Маргарита Чугуева, за габариты и мощность прозванная Васькой — герои пьесы Арбузова о комсомольцах-метростроевцах, написанной для молодежного театра ТРАМ (позже Ленком) в 1927 году. Пьеса ставилась 10 лет подряд, а в 1988 году появилась книга Сергея Антонова «Васька», по мотивам которой в 1990 году сняли одноименный фильм.
В 1937 году начинают травить Алексея Щусева, и Евгений Лансере перестает общаться со всеми коллегами, участвовавшими в создании метро «Комсомольская», в том числе, и с главным архитектором Чечулиным. Однако Щусева берет под крыло его давний заказчик Лаврентий Берия, и все, писавшие гневные письма и требовавшие снять Щусева с руководящих постов деятели искусств, оказываются в крайне невыгодном положении.
В 1938 Николая Лансере, приговаривают к 5 годам лишения свободы, как английского шпиона. Невзирая на все просьбы Лансере к властям помиловать брата, Николая высылают в Котлас, затем в республику Коми, в московскую, а в 1942 — в саратовскую пересыльную тюрьму, где он погибает от голода.
В 1943 году Евгений Лансере удостаивается за «Метростроевцев» сталинской премии второй степени. И эта барская милость никак не может ему восполнить потери брата.
Во время Великой отечественной войны Лансере пишет полотна на военные темы, в том числе, серию «Трофеи русского оружия», «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»).
Подробности: https://regnum.ru/
www.obzor-smi.ru
Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат, иллюстрации Е.Е. Лансере; [предисловие Н. Лернер].
Пг., Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1916. - [6], XXXI, [6], 178, [2], 15 с.: цв. ил., 1 л. фронт. (портр.), 2 л. цв. ил.; В картонажном издательском переплёте и цветной иллюстрированной картонажной коробке. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. Издание, отпечатанное на плотной вержированной бумаге, с множеством рисунков работы Е.Е. Лансере. Иллюстрации на отдельных листах проложены защитными кальками. Торшонированные обрезы. 30,5х23,5 см. Иллюстрации Лансере — бесспорный шедевр. По словам А.Н. Бенуа, «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь».
Работа над «Хаджи Муратом» была начата Львом Николаевичем Толстым в 1896 г. и продолжалась до 1904 г. Судьба повести необычна. Ещё не написав, Толстой решил не публиковать её при своей жизни. Ни одно своё произведение заранее он на это не обрекал. «Хаджи Мурат» - до некоторой степени воспоминания Толстого о лучшей поре его жизни, проведённой на Кавказе. Оформление и иллюстрирование повести «Хаджи-Мурат» занимает центральное место в деятельности художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946). Лансере отнёсся к работе ответственно: специально ездил на Кавказ, рисовал пейзажи, типы горцев, жилища, утварь, оружие. Особенно важные образы и моменты в содержании повести Лансере отмечает страничными цветными иллюстрациями-наклейками, заключёнными в рамку. К одной из лучших принадлежит первая – «Хаджи-Мурат спускается с гор», где превосходно передано движение всадников. Её радостный колорит соответствует надеждам Хаджи-Мурата в начале повести. В иллюстрациях к «Хаджи-Мурату» Евгений Лансере добился редкой достоверности в передаче материала. Сохранив все достоинства графики «Мира искусства», он решительно отказался от стилизации, почувствовав, что это противоречит замыслу одного из величайших произведений Льва Толстого. Создание повести «Хаджи-Мурат» далось Л.Н. Толстому с большим трудом, первый набросок к ней был сделан в августе 1896 г., за ним последовали годы мучительных раздумий, накопления исторического материала, работы над образами героев и природы. Многократно Л.Н. Толстой оставлял эту тему и вновь к ней возвращался, поскольку ни что так не захватывало писателя в то время, как картины непокорного Кавказа, судьбы его сынов. Эти образы впечатляли его еще в молодости, во время службы на Кавказе, где Л.Н. Толстой встречался с будущими героями своей повести, в том числе и с Хаджи-Муратом. Лишь к 1903 году работа над произведением приблизилась к своему завершению. В нем писатель с удивительной исторической и психологической достоверностью нарисовал картину Кавказской войны и трагическую судьбу одного из ее героев – Хаджи-Мурата.
Книга была отпечатана в типографии бывших поставщиков императорского двора Р. Голике и А. Вильборг, занимавшихся выпуском роскошных подарочных изданий.
Издательская династия Голике. Роман Богданович Голике прошел путь от наборщика до владельца типографии (1852 г.). Расширив производство (купив ещё 3 типографии) Голике основал издательскую фирму. Его сын, Роман Романович Голике, быстро включился в работу отца, а в 1884 г. открыл первую школу печатного дела при Русском техническом обществе. Не без помощи Р. Р. Голике было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведен Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.
Вильборг, Артур Иванович – российский типограф и художник. Несмотря на маленькие масштабы, дело А. И. Вильборга сразу приобрело известность в России. Он стал почётным гражданином России, купцом 1-й и 2-й гильдии.
В 1902 году произошло объединение типографии и литографии Р. Р. Голике с цинкографией и хромолитографией А. Вильборга. 18 июня 1902 г. император Николай II подписал устав товарищества, тем самым утвердив "Товарищество на паях". Р. Р. Голике и А. И. Вильборг получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Товарищество "Р. Голике и А. Вильборг". Основными заказчиками издательства были: Община Св. Евгении, Комитет популяризации художественных изданий, Кружок любителей русских изящных изданий. Фирме удалось привлечь к работе художников объединения «Мир искусства». Это позволило "Голике и Вильборг" издавать книги на высочайшего полиграфического уровня. Выходили подарочные фолианты, книги к знаменательным датам (100-летие начала Отечественной войны 1812 г., 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие Дома Романовых и др.), юмористические иллюстрированные журналы "Шут", "Осколки". Товарищество «Р. Голике и А. Вильборг» процветало вплоть до 1917 года. Его называли "купелью санкт-петербургской школы книжной графики". Издательство существовало вплоть до 1930 г.
Лансере, Евгений Евгеньевич (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена. С 1899 года — член объединения «Мир искусства». Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. В 1905 году уехал на Дальний Восток. В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах. 1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка. 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1917—1919 годы провёл в Дагестане. В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис. С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде. В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:
- картины «Партизаны Кавказа» и «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма» в фойе Дворца культуры «Железнодорожник», начало 1930-х годов, Харьков.
- росписи залов Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46,
- гостиница «Москва», темпера, 1937 (в Москве).
- плафоны в особняке Г.Тарасова в Москве
- памятный зал в Академии художеств в Петербурге.
Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:
«Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924,
«Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве.
"Барышня-крестьянка, 1946 — Большой театр
Много работал в книжной графике:
- Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
- «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
- «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
- «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
- «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
- Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва.
- «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
- «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
- Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрание семьи художника
- «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея
Е.Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
www.raruss.ru
Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере. Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения "Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом. Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин. Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна. Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-36). Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ. С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере. Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия" (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности. Картины художника |
petroart.ru
Родился Евгений Лансере - Новости искусства
Евгений Лансере
Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946) - график, живописец, монументалист, театральный декоратор. Родился в Москве, в семье известного в России скульптора...
Евгений Лансере родился 4 сентября 1875 года под Петербургом, в Павловске. Его отец был талантливым скульптором, дед — талантливый архитектор, а прадед по материнской линии — строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге.Искусство было профессией для нескольких поколений этой семьи, архитектура и живопись — «фамильным делом». Поэтому художественные способности у Лансере проявились рано, и в выборе профессии сомнений не было.
В 1892 году, оставив гимназию, семнадцатилетний Евгений поступает в школу «Общества поощрения художеств», где провел четыре года. Учась в школе, Лансере стал участником кружка, из которого впоследствии возник «Мир искусства». После окончания школы Лансере отправился учиться в Париж.
Лансере Евгений Евгеньевич. Императрица Елизавета Петровна в Царском селе. 1905, Бумага на картоне, гуашь. 43,5 х 62
С 1895 по 1897 года Евгений занимался во французских художественных школах — так называемых академиях Коларосси и Жюльена. Эти занятия дали начинающему художнику прочную профессиональную подготовку, но не оказали сколько-нибудь существенного воздействия на его эстетические взгляды, сложившиеся еще во время обучения в школе. Новейшее искусство Франции тоже не привлекло к себе внимания молодого Лансере.
Лансере Е.Е. Петербург Старый Никольский рынок (Барки). 1901. Акварель
Художник был влюблен в историю и культуру прошлых времен. Он воспевает деяния Петра, его величественный град, красоту невских вод, по бурным волнам которых плывут корабли. Но он не сентиментальный наблюдатель истории, а скорее ироничный ее бытописатель.
Лансере Е.Е.. Петербург начала XVIII века Лансере Е.Е. 1906г. Акварель. (ГРМ)
С самого начала Лансере увлечен идеей создания нового искусства книги, где талант художника раскрылся в полной мере. Его книжная графика времен "Мир искусства" поражает легкостью и изящностью, а прекрасные иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л.Н. Толстого (1913) отнесены к золотому фонду книжного искусства.В послереволюционные годы Лансере много работал в области монументальной (роспись Казанского вокзала, гостиницы "Москва", мозаичное панно для станции метро Комсомольская) и пейзажной живописи (серия о Тифлисе). В годы Отечественной войны художник создал серию произведений «Трофеи русского оружия», прославляющую подвиг русского народа, его величие и стойкость.
Источник: Сalend.ru
rupo.ru