Данте Габриэль Россетти: жизнь и творчество художника. Россетти картины
Россетти, Данте Габриэль. Все картины художника
Данте Габриэль Россетти – основатель братства прерафаэлитов и его муза
Первым её увидел художник Уолтер Деверелл. Весной 1849 г., он гулял по Ковент-Гардену и дошел до площади Лестер, где за одной из витрин увидел женщину с чудесными волосами, какие он видел раньше лишь у ангелов на полотнах эпохи Возрождения.
Уолтер вошел и увидел прекрасную продавщицу, у которой было ангельское лицо и очи горгоны Медузы, превращающие всех мужчин в камень.
Потрясенный красотой девушки живописец не скоро очнулся от наваждения. Делая вид, что интересуется товаром, он искоса рассматривал продавщицу. И спустя всего несколько минут уже был убежден: что именно её он безуспешно искал несколько лет. Оказалось, что 22-летняя девушка приобрела хорошие манеры, наблюдая за знатными посетительницами.
Уолтер пригласил её позировать в мастерской, где Лиззи и увидел 23-летний Данте Габриэль Россетти, живописец, подающий большие надежды. Он был очарован обликом модели и особым светом, который она излучала. Он сразу влюбился и подумал, что – это его судьба, а Лиззи – это его Беатриче из Флоренции, воспетая в его бессмертных произведениях Данте Алигьери. Культ великого Алигьери установил Гаэтано Россетти. Он участвовал в восстании против австрийцев и бежал из Неаполя, когда его приговорили к смертной казни. В столице Туманного Альбиона он получил место профессора, где преподавал гимназистам родной язык. В свободное время он читал стихи своего земляка, и даже в честь него дал имя своему старшему сыну.
Его жена Фрэнсис Мэри Полидори, хотя и родилась в Британии, но всегда помнила откуда родом её предки и, конечно, была в восторге от поэзии Данте. Именно это и сблизило пару влюбленных. У них было четверо детей.
Данте познакомился с живописцами У. Хантом и Д. Миллесом и вместе они организовали группу, которую назвали «Братство прерафаэлитов».
Россетти решил оставить память о своей возлюбленной, написав картину. Он назначал ей свидания, на которых читал ей сонеты Алигьери. Девушка ответила ему взаимностью…Габриэль снял комнату, и молодые устроили там своё гнездышко. Он заставил её бросить работу и пообещал, что они поженятся. Девушка прекрасно знала, что этого никогда не будет, но любила его и стремилась во всем ему угодить. Она училась рисованию, много читала и пробовала писать. Сиддел была первой моделью Братства прерафаэлитов.
Габриэль делал множество зарисовок и написал несколько полотен, изображая любимую. Однако наиболее известный портрет Элизабет создал Джон Милле. «Офелия» – главное произведение прерафаэлитизма. Девушка будто отдала этому портрету свою красоту и здоровье. Картина была прекрасна, а вот натурщица стала серьёзно хворать. Она позировала художнику, находясь в ванне с теплой водой, чтобы Милле смог изобразить её золотые волосы в воде. Но однажды мастер увлекся, а вода остыла. Девушка не решилась сказать, что замерзла. Она простыла, простуда перешла в туберкулез. От девушки осталась бледную тень прежней Лиззи. Кроме Россетти её уже никто не приглашал позировать. Он все ещё иногда повторял, что они скоро поженятся. Однако все чаще изменял ей.
Габриэль нанял красивую домработницу Фанни Кронфорт: она стала моделью для картины «Прекрасная Розамунда». Затем увлекся Энни Миллер – моделью для полотна «Елена Троянская».
Лиззи все видела, ревновала, но не протестовала, боясь, что Габриэль может её прогнать.
В 1858 г. у прерафаэлитов появилась новая муза дочь конюха Джейн Берден: редкая красота которой напоминала средневековую статую. Эта красота покорила потомка знатного рода и художника Уильяма Морриса, который предложил ей руку и сердце вместе со своими богатствами.
Габриэль попытался её соблазнить, но успеха не имел. Джейн была моделью и для него, и её облик запечатлен на лучших полотнах. Увидев эти произведения, Лиззи поняла, что Россетти вновь влюблен.
В 1860 г. Сиддел забеременела. Это состояние отняло последние силы. Она перестала есть, только чуть-чуть бульона или желе, и то только ради младенца. Она мечтала об этом ребёнке. Лиззи уже знала, что скоро покинет этот мир, но желала лишь оставить после себя ребёнка, как отсвет её любви к Габриэлю.
А он, наконец-то принял окончательное решение обвенчаться с любимой. Лизи уже все реже и с большим трудом вставала с постели. Но упорно шила детские вещички, чтобы ребёнок носил то, что сшила она сама. К сожалению, после тяжелых родов, которые длились несколько дней, родилась мертвая девочка. Молодую женщину одолела глубочайшая депрессия. Во время родов она получила серьёзные травмы, и её мучила неутихающая ни на минуту сильнейшая боль. Доктор назначил опий, и женщина с каждым днем увеличивала дозы наркотика.
Габриэль работал над новым портретом Джейн, а его жена почти все время была одна. На дворе стоял вьюжный февраль 1862 г., Лиззи постоянно зябла. Посмотрев в окно, она неожиданно увидела там беспросветную серость и печаль… и проглотила все дозы опия.
Россетти мучило чувство вины. Почти целый год он писал книгу со стихами и прекрасными иллюстрациями: был заключен отличный договор на издание. Однако он принял решение подарить её возлюбленной, завернув рукопись в её волосы.
Он написал картину «Beata Beatrix»: где Лиззи находится в трансе. На переднем плане изображены солнечные часы, которые символизируют убегающее время, а необыкновенная птица с золотистым оперением принесла цветы мака черного цвета.
Образ жены постоянно стоял перед глазами, преследовал в сновидениях. Габриэль терял рассудок, и чтобы каким-то образом отгородиться от одиночества и отчаяния предлагал Джейн оставить мужа и уйти к нему. Но у нее были дети, и она искренне любила своего мужа.
Габриэль на своих картинах все чаще рисовал женщин с золотой копной волос, как у Сиддел. Когда её лицо, стало исчезать из его памяти, он в 1869 г. по разрешению властей провел эксгумацию.
Очевидцы рассказывали, что за семь лет тело женщины не претерпело изменений. Однако в этом виновато скорее воображение и тусклый свет от факела. Данте забрал рукопись, коснувшись волос своей музы. Книга принесла ему шумный успех – в основном из-за истории её возвращения.
gallerix.ru
Данте Габриэль Россетти – биография и картины художника в жанре Романтизм, Эстетизм – Art Challenge
Данте Габриэль Россетти, англ. Dante Gabriel Rossetti английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.
Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.
С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.
Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.
Данте Габриэль Россетти, англ. Dante Gabriel Rossetti английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.
Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.
С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.
Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.
Сохранитьartchallenge.ru
Данте Габриэль Россетти: биография и творчество
Данте Габриэль Россетти — английский поэт, живописец и иллюстратор, ставший одним из основателей «Братства прерафаэлитов». В своих работах – картинах, поэмах и сонетах — он утверждал чистоту искусства, свободного от академизма, воспевал романтику Раннего Возрождения. Одной из любимых тем прерафаэлитов была несчастная любовь. И вся жизнь Россетти, так или иначе, вертелась вокруг неё. Женщины вдохновляли его, становились героинями его полотен. Однако отношения художника с возлюбленными нельзя назвать простыми, как, впрочем, и всю его жизнь.
Семья
Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года. Его отец, Габриэле Россетти, был итальянцем, который по политическим причинам эмигрировал в Англию. Он преподавал в Королевском колледже родной язык и литературу. Отец привил сыну любовь к итальянскому искусству, в частности к творениям Данте Алигьери, что отразилось не только в имени мальчика, но и в интересах и устремлениях, которые он пронесёт через всю жизнь.
Мать Россетти — Фрэнсис Мэри Лавиния Полидори — происходила из семьи Гаэтано Полидори, учёного и эмигранта из Италии. С детства Данте Габриэль рос в атмосфере искусства и рано проникся отцовским увлечением произведениями великого поэта и богослова, в честь которого и получил имя. Литературный талант имели и его сёстры, а также брат. Мария Франческа стала автором книги «Тень Данте». Младшая сестра, Кристина, прославилась как поэтесса. А брат Уильям стал сооснователем общества прерафаэлитов и литературным критиком.
Обучение
Данте Габриэль Россетти, произведения которого начали издаваться, когда ему было 15, учился в лондонском Кингз-колледже с 9 лет. Первые творческие шаги молодого автора были проделаны в литературе. В 5 лет Россетти сочинил драму, в 13 — повесть. Художественное же образование мальчика было отрывочным. Началось оно с рисовальной школы, куда Россетти поступил в 16 лет и где обучался под руководством Д. С. Котмена. Затем, с 1841 года, была Академия живописи Генри Сасса. Ещё через пять лет он стал студентом класса античной живописи, который функционировал при Королевской академии.
Позже какое-то время учителем Данте является Медокс Браун, художник-романтик, не меньше Россетти увлечённый литературой. В 1848 году он знакомится с Холменом Хантом, который поможет ему отточить технику работы с масляными красками во время создания первых полотен прерафаэлитов.
Образование братства
Тайное общество, породившее новое направление в поэзии и живописи, было образовано в 50-х годах XIX века. Россетти тогда было 18 лет. Но благодаря темпераменту и оформившемуся взгляду на искусство, он смог стать лидером «Братства прерафаэлитов». Вместе с Холменом Хантом и юным Джоном Эвереттом Миллесом они приходят к выводу, что академизм, главенствовавший в живописи того периода, полон условностей и слепого подражания. Он душит искусство, отвергая практически любые новшества. По мнению участников братства, реанимировать английскую живопись могло только возвращение к традициям итальянского искусства Раннего Возрождения.
Возврат к простоте и чистоте
Идеалом для прерафаэлитов была манера письма великих художников, творивших до Рафаэля: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Англичан восхищала простота и искренность полотен итальянских мастеров Раннего Возрождения. Чистота и правда, почитание прошлого и романтизм, неприятие настоящего и неприязнь к академизму сочетались в творениях прерафаэлитов со смелым прочтением устоявшихся сюжетов, новаторством в технике живописи. Они ориентировались на мастеров былых эпох, но сами породили течение, приведшее впоследствии к развитию модерна и давшее начало символизму. Манифест «Братства прерафаэлитов» был напечатан в журнале «Росток», издававшемся с января по апрель 1850 года членами общества.
Новый взгляд на привычный сюжет
Впервые буквы P. R. B., означавшие Pre-Raphaelite Brotherhood («Братство прерафаэлитов»), появляются на картине Россетти «Юность Девы Марии» (1848-1849). Моделями для полотна стали мать и сестра художника. И в этом одно из отличий прерафаэлитов от академизма: члены братства в стремлении к естественности намеренно отказывались от услуг профессиональных натурщиц, отдавая предпочтение друзьям и родственникам.
В творчестве прерафаэлиты нередко обращались к библейским сюжетам. Однако их прочтение существенно отличалось от устоявшихся в искусстве образов. Пример этого — одна из картин, которую написал Данте Габриэль Россетти, — «Благовещение». В академической живописи Дева Мария всегда изображалась неземным существом, принимающим с почтением божий дар и связанную с ним ответственность. На картине Россетти мы видим самую обычную девушку, напуганную ангелом и принесённой им вестью. Такая трактовка отвечала стремлению прерафаэлитов к правдивости и, естественно, вызвала бурю негодования.
Россетти — художник
Лучшие произведения Данте Габриэль Россетти создал в период с 1850-х по 1860 годы. Его стиль хорошо узнаваем: внешне статичные герои, на лице которых отражается кипящая внутренняя работа, композиция с несколькими крупными фигурами на первом плане и мельчайшая проработка элементов фона. Его картины полны символов, рождающихся из соединения реальных деталей и фантастических образов. Россетти не применял тёмных тонов, сводил к минимуму светотень — его полотна будто светятся, краски чистые и яркие. Художник мастерски использовал линию в своих работах, придавая экспрессивность или нежность образам при помощи чётких или дрожащих контуров.
Искусствоведы определяют живопись Россетти одновременно декоративной и монументальной. Последнее свойство лучше всего выразилось в процессе работы над росписью стен, расположенных в одном из зданий Оксфордского университета. Выбранный сюжет — иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть короля Артура».
Россетти — поэт
Данте Габриэль Россетти, стихи которого по значимости нередко ставятся в один ряд с произведениями Шекспира, часто использовал одни и те же сюжеты для сонетов и полотен. Живопись и поэзия в его творчестве неразлучны. Он черпал темы для картин в стихах и наполнял особой изобразительностью поэмы и сонеты. Идеалы прерафаэлитов Россетти соблюдал и в поэтических произведениях. Он практически никогда не высказывался на злободневные темы, наполняя стихи средневековым колоритом. Сонеты и поэмы Данте Габриэля полны символов и отличаются тонкой проработкой деталей, подобно его полотнам. Он использовал архаичные обороты, намеренно переставлял ударение в словах, помещал привычные выражения в неожиданный контекст и тем самым добивался особой выразительности.
Главное поэтическое произведение, которое создал Данте Габриэль Россетти, — «Дом жизни». Это сборник, включающий 101 сонет. Каждый из них описывает какой-то момент жизни поэта: определённый час или мимолётное настроение, увиденную или написанную картину. Нередко Россетти обращался и к балладам. Он умело использовал старинные сюжеты и приёмы, соединяя их с современными ему техниками и создавая впечатляющие по выразительности произведения.
Музы
Будущую жену Россетти встретил в 1850 году. Элизабет Сиддол воплощала идеал красоты прерафаэлитов и позировала многим художникам братства. Одна из самых впечатляющих картин, увековечивших её образ, принадлежит кисти Россетти. «Беатриче благословенная» изображает возлюбленную Данте Алигьери в сонном состоянии в тот момент, когда птица, символизирующая близкую смерть, кладёт ей в ладони цветок мака. Элизабет, больная туберкулезом, умерла через два года после свадьбы, в 1862, от передозировки опия (по одной из версий, это было самоубийство). Безутешный вдовец положил в гроб любимой свой «Дом жизни». Однако через несколько лет Россетти согласился на эксгумацию тела и последующее издание стихов.
Ещё одной музой художника была Фанни Корнфорт, изображённая им на картине «Леди Лилит» (Lady Lilith). Данте Габриэль Россетти познакомился с красивой, но необразованной девушкой в 1858 году, и их отношения длились почти всю жизнь, несмотря на женитьбу художника и его связь с Джейн Моррис. Фанни часто позировала Россетти. Её легко узнать на картинах «После поцелуя», «Лукреция Борджиа» и уже названной «Леди Лилит». Данте Габриэль Россетти расстался с Фанни в 1877 году, когда физическое и психическое здоровье художника стало совсем слабым.
Последние годы
После смерти Элизабет Россетти стал затворником. В это время наряду с Фанни первостепенное значение для него приобретает Джейн Моррис, жена его друга Уильяма. Её образ появляется на картинах «Прозерпина», «Мариана», «Вероника Веронезе» и многих других. Здоровье художника начинает слабеть. Он отказывается от участия в выставках, увеличивается его зависимость от хлоралгидрата. Джейн долгое время жила с Россетти с молчаливого согласия мужа, уехавшего в Исландию в 1871 году. Однако, замечая всё большее ухудшение психического состояния возлюбленного и его наркотическую зависимость, она отдаляется от Россетти, и их отношения сводятся к переписке.
Данте Габриэль Россетти умер 9 апреля 1882 года. А спустя два месяца состоялась выставка всех его работ, имевшая большой успех в Англии. Данте Габриэль Россетти, биография которого полна ярких взлётов и трагических событий, оставил внушительный след в искусстве. Его работам подражали, на них учились мастера конца XIX — начала ХХ века. Сегодня в искусстве существует термин «россетизм», объединяющий мастеров, творивших в манере великого прерафаэлита.
fb.ru
Данте Габриэль Россетти: жизнь и творчество художника
Данте Габриэль Россетти (12 мая 1828 — 9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.
Содержание
Биография Данте Габриэля Россетти
Творчество Данте Габриэля Россетти
Известные работы художника
Картины Данте Габриэля Россетти
Библиография
Биография Данте Габриэля Россетти
Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College, его мать Фрэнсис Полидори.
В 1850 Россетти опубликовал свое первое стихотворение «Небесная подруга» (англ. The blessed damozel), навеянное «Вороном» Эдгара По.
Большинство других стихотворений Россетти относится к 60—70-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.
В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток».
Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.
С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.
Творчество Данте Габриэля Россетти
Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.
Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель — возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса.
С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал.
Среди самых известных его работ — «Дневная греза», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.
В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» Томаса Мэлори.
Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.
В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий.
В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты. Он часто сам фотографировал свои картины, а однажды даже расписал красками фотографию.
Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.
Известные работы художника
- Автопортрет (1847), Национальная портретная галерея (Лондон).
- «Юность Девы Марии» (англ. The Girlhood of Mary Virgin), 1848, галерея Тейт, Лондон.
- «Благовещение» (лат. Ecce Ancilla Domini), 1850, галерея Тейт, Лондон.
- Two Mothers, 1852, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
- Carlisle Wall или The Lovers (1853), галерея Тейт, Лондон.
- «Годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice) или «Данте рисует ангела» (Dante drawing an angel) (1853)
- Elizabeth Siddal (1854), музей Делавэра.
- Found (1854), Вилмингтонское общество изящных искусств, Делавэр.
- Arthur’s Tomb или The last meeting of Launcelot and Guenevere (1855), галерея Тейт, Лондон.
- Dante’s Vision of Rachel and Leah (1855), галерея Тейт, Лондон.
- The Passover in the Holy Family: Gathering Bitter Herbs (1855-56), галерея Тейт, Лондон.
- Dante’s Dream at the Time of the Death of Beatrice, 1856, галерея Тейт, Лондон.
- «Надписи на песке» (англ. Writing on the Sand), 1857-58, Британский музей, Лондон.
- Sir Galahad at the Ruined Chapel (1859), Бирмингемский музей и художественная галерея.
- Dantis Amor (1860), галерея Тейт, Лондон.
- Bocca Baciata (1860), Музей изящных искусств Бостона.
- Лукреция Борджиа (Lucrezia Borgia), 1860-61, 1868, галерея Тейт, Лондон.
- «Блаженная Беатриса» (Beata Beatrix) (1864), галерея Тейт, Лондон.
Библиография
- Rossetti W. M., Bibliography of the works of D. G. Rossetti, 1905.
- Данте Габриэль Россетти. The House of Life / Дом жизни. Издательство: Аграф (Москва), 2009 г. Твердый переплет, 336 стр. ISBN 978-5-7784-0387-1. Предисловие, перевод и подробные комментарии Вланеса (Владислава Некляева). В книге содержится также полный текст оригинала.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Данте Габриэль Россетти: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Данте Габриэль Россетти: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Английский поэт и художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти. Женский образ (1850-1880)
Да, был я здесь давно.Когда, зачем - те дни молчат.В дверях я помню полотно,Трав аромат, Вздох ветра, речки светлое пятно.Я знал тебя давно.Не помню встреч, разлук, мой друг:Но ты на ласточку в окноВзглянула вдруг,И прошлое - ко мне пришло оно.
Всё было уж давно?И времени, унёсшись прочь,Как жизнь, вернуть любовь дано:Смерть превозмочь,И день, и ночь пророчить нам одно?
(Данте Габриэль Россетти)
У Россетти имеется много замечательных образов, есть произведения на религиозную и рыцарскую тематику, в этой же подборке выложу женский портрет 1850-1880-гг.
Данте Габриэль Россетти (англ. Gabriel Charles Dante Rossetti, 12 мая 1828 — 9 апреля 1882) - английский художник, переводчик и поэт. Родился в Лондоне. Его отец, итальянский эмигрант Габриеле Россетти, был профессором итальянского языка в Кингз-колледже Лондонского университета. Данте Габриел получил образование в школе при Кингз-колледже и затем в различных лондонских художественных академиях. В 1848 он основал "Прерафаэлитское братство", а год спустя выставил свое первое полотно Детство Девы. Его самое известное стихотворение "Благословенная отроковица" было напечатано в 1850 в журнале прерафаэлитов "Росток". Интерес Россетти к Средневековью и итальянской литературе той поры отразился во многих его живописных работах и в поэзии, а также предопределил тему его первой книги Старые итальянские поэты (The Early Italian Poets, 1861), в которую входили переводы из Данте, его предшественников и современников. В 1860 году Россетти женился на Элизабет Сиддол, скончавшейся через два года. Рукопись многочисленных его стихотворений была положена в ее гроб, но впоследствии извлечена и опубликована. Стихотворение Николая Гумилёва «Музы, рыдать перестаньте» посвящено картине Данте Габриэля Россетти «Beata Beatrix» и предположительно содержит отсылку на сонет Данте Габриэля Россетти, посвящённый его отцу («в сонете брильянте… спойте мне песню о Данте и Габриэле Россетти»), и его же сонет «Портрет», посвящённый той же картине. Многие сонеты Россетти являются своего рода иллюстрациями к его картинам. Поэт и живописец Данте Габриэль Россетти был одним из самых видных детелей прерафаэлитского движения наряду с такими мастерами, как живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.
На раме картины видны строки сонетов, и картина, и стихи одного автора - Россетти. Россетти - поэтХотя Россетти зарабатывал на жизнь живописью, более всего он известен как поэт. Впрочем, поэзия и живопись в его творчестве дополняют друг друга: самые известные его полотна вдохновлены литературой, тогда как лучшие стихи отличает изобразительность. Нередко, как было с "Благословенной отроковицей", он разрабатывал ту же тему в стихах и на полотне, и сонеты зачастую озвучивали его портреты и картины. В поэзии, как и в живописи, Россетти остается прерафаэлитом: в ней обычны средневековый колорит и пристрастие к символике, а каждый штрих тщательно отобран. Россетти почти не касался острых проблем своего времени - общественных, политических, религиозных. Основная тема его стихов - любовь. Цикл из 101 сонета Дом жизни (The House of Life), где преобладают мотивы юности, любви, недолговечности, обреченности, смерти, - одно из наиболее характерных для него произведений. Сильное чувство к жене, которая была и его натурщицей, определило характер изображения большинства женских фигур на полотнах, созданных до ее смерти, - длинная линия шеи, длинные волосы, томная красота. Лишь впоследствии он стал отдавать предпочтение более чувственным и пышным женским формам. Впрочем, по сути своего искусства Россетти принадлежит новому времени, и в его картинах, изображения святых модернизированы до такой степени, что автор навлек на себя нападки общественного мнения. Россетти Данте Габриел скончался в 1882 году.
Данте Габриэль Росетти переводился на русский язык очень мало, и еще меньше переводов его стихов представлено в Сети.
Такой она всегда была:Мы удивляемся тому,Что не дают нам зеркалаИсчезнуть полностью во тьму.Мне кажется, она вот-вотВздохнёт, рукою шевельнёт,И с губ, раскрывшихся едва,Слетят сердечные слова...Над ней теперь трава растёт.
Увы! пробился лучик в щель,И горший мрак в тюрьме возник,За ночь и день смогла капельДать одиночеству язык.Вот всё, что от любви такойОсталось - кроме скорби той,Что в сердце сохраняет свет,И тайн, в которых смысла нетНад небесами, под землёй.(Данте Габриэль Россетти)
В своих очах Любовь она хранит;Блаженно все, на что она взирает;Идет она - к ней всякий поспешает;Приветит ли - в нем сердце задрожит.
Так, смутен весь, он долу лик склонитИ о своей греховности вздыхает.Надмение и гнев пред нею тает.О донны, кто ее не восхвалит?
Всю сладость и все смиренье думПознает тот, кто слышит ее слово.Блажен, кому с ней встреча суждена.
Того ж, как улыбается она,Не молвит речь и не упомнит ум:Так это чудо благостно и ново.
Столь благородна, столь скромна бываетМадонна, отвечая на поклон,Что близ нее язык молчит, смущен,И око к ней подняться не дерзает.
Она идет, восторгам не внимает,И стан ее смиреньем облачен,И, кажется: от неба низведенСей призрак к нам, да чудо здесь являет.
Такой восторг очам она несет,Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,Которой непознавший не поймет,
И словно бы от уст ее идетЛюбовный дух, лиющий в сердце сладость,Твердя душе: «Вздохни...» - и воздохнет.
(Данте Габриэль Россетти)
«Bocca Baciata», 1859 г., Музей изящных искусств, Бостон. «Bocca Baciata» — первый одиночный женский портрет, написанный Россетти, ставший поворотным пунктом в его творческой биографии. Натурщицей для картины была Фанни Корнфорт. Одним из возможных источников вдохновения мог послужить портрет Софи Грей, написанный Джоном Эвереттом Милле двумя годами ранее, отличительной чертой которого является передача чувственности модели. Название картины дословно обозначает "губы, которые поцеловали", слова взяты из итальянской пословицы, которая указана на обороте картины: «Bocca baciata non perde ventura, anzi rinnova come fa la luna» - «губы после поцелуя не теряют свой вкус, напротив, он обновляется как луна». Россетти, будучи признанным переводчиком средневековой итальянской литературы, скорее всего взял эту строку из «Декамерона» Джованни Боккаччо.«Regina Cordium» («Королева сердец»), 1860. Художественная галерея Йоханнесбурга, Йоханнесбург. «Regina Cordium» была написана как свадебный портрет после женитьбы Россетти на Элизабет Сиддал. Название, переводящееся как «Королева сердец», также вызывает ассоциации с игральной картой — дамой червей, что подчёркивал и сам Россетти, описывая картину в одном из своих писем. На картине изображена Элизабет Сиддал по плечи с цветком в руке на позолоченном фоне. Портрет был приобретён критиком Джоном Рёскиным, которому спустя время перестали нравиться «красные волосы и коралловые бусы», и он продал картину своему другу. Искусствовед Алистер Грив назвал картину «намеренно наивной» и отметил декоративные элементы от игральной карты.Портрет миссис Хитон («Regina Cordium»), 1861 г. В 1661 году Россетти написал по заказу портрет супруги своего друга Джона Элдома Хитона с абсолютно такой же композицией и фоном, повторялись и детали — украшения и цветок в руке; картина также была названа «Regina Cordium». Для создания портрета он был приглашён в особняк Хитона в Йоркшире, где провёл за работой более месяца.«Regina Cordium», 1866 г. В 1866 году Россетти создал ещё одну «Королеву сердец», но на этот раз уже с совершенно иной композицией и образом героини; натурщицей стала Алекса Уайлдинг. На этой картине героиня изображена на золотом фоне с изображением вишневого дерева. Стиль картины напоминает изображения Средневековья. Картина изобилует символическими деталями, большинство из которых связано с любовью или сердечными делами: кулон на шее в виде сердца, медальон с изображением Амура с завязанными глазами, ирис в руках героини и розы на переднем плане. Картина находится в Художественной галерее Келвингроув.«Моя леди Зелёные рукава» (My Lady Greensleeves), 1863 г., Художественный музей Фогга, Кембридж.
Образ героини и название картины «Моя леди Зелёные рукава» взяты из английской фольклорной баллады «Зелёные рукава», известной с XVI века. Также в 1859 году Россетти создал одноимённую акварель с совершенно другой композицией и образом героини. Художник начал работать над произведением ещё в 1854 году, когда создал первый карандашный эскиз. Ещё один набросок был сделан в 1855 году; натурщицей для обоих эскизов стала Эллен Смит. Натурщицей для картины 1863 года стала В. Дж. Ньюстаб, супруга одного из ассистентов Россетти. На обратной стороны картины содержится стихотворение, написанное Россетти, оригинал которого хранится в архивах Музея Фогга.Моя леди Зелёные рукава, 1859. Акварель. Британский музей, Лондон. Название картины взято из английской фольклорной баллады «Зелёные рукава», известной с XVI века. В верхнем правом углу художник поместил ноты и две строки из этой песни. Работа над акварелью была завершена в 1859 году. В книге Генри Мариллье о жизни и творчестве Россетти говорится, что Россетти был настолько раздосадован, прочитав отзывы нескольких критиков о своей картине, что в итоге закрасил её фон, в итоге «испортив чудесную работу». На обратной стороне картины содержится карандашный набросок женской головы.«Возлюбленная» (The Beloved) или «Невеста» (The Bride) или «Королевская дочь» (The King’s Daughter), 1865-1866, 1873, галерея Тейт, Лондон. Картина «Возлюбленная» является иллюстрацией к библейской Песни песней Соломона, и название работы взято от-туда же. На раме высечены две строки из этого произведения: "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (2:16) и "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина" (1:2). На картине невеста приоткрывает вуаль фаты, рядом с ней находятся четыре девушки и африканский мальчик-паж. При работе над «Возлюбленной» Россетти вдохновлялся произведениями Эдуарда Мане, в частности «Олимпией», создававшейся в том же году (в частности, эта работа навела его на создание сильного контраста между яркими волосами и чертами невесты, остальными девушками на картине и мальчиком), а также работами Тициана. Моделью для образа «невесты» стала натурщица Мария Форд, моделью слева от главной героини стала натурщица Элен Смит. Украшение на голове невесты — перувианское, а платье — японское; фата также изображена созданной из экзотических тканей. Россетти закончил картину в 1866 году, но в течение жизни продолжал вносить на холст некоторые изменения. «Самые сильные чары и самые живые воспоминания передаются ценителю красоты через женский взгляд», — отмечал Фредерик Майерс в эссе "Россетти и религия Красоты" (1883).«Монна Ванна» (Monna Vanna или Belcolore) (1866), галерея Тейт, Лондон. «Монна Ванна» стала одной из четырёх работ, где Россетти пытался подражать манере старых венецианских мастеров (Тициана, Паоло Веронезе и других). Изначально Россетти планировал озаглавить картину Venus Veneta («Венецианская Венера»), поскольку, по его же словам, на ней изображён «идеал венецианской красоты», дама в богато расшитом бело-золотом платье. По окончании работы художник решил сменить название на Monna Vanna (изначально от имени героини Джованны, но также художник хотел подчеркнуть значение слова Vanna — «тщеславная женщина»), взяв его из сборника стихотворений Данте Алигьери «Новая жизнь». По мнению Россетти, картина стала одной из его лучших работ, «по крайней мере, в качестве украшения для комнаты». В качестве модели позировала Алекса Уайлдинг. Картина является образцом владения художником цветом и его символизмом — белый и золотой — традиционные цвета святости и невинности, контрастируют с коралловыми и красными тонами, благодаря которым образ девушки становится более земным и чувственным.«Пия де Толомеи» (Pia de Tolomei), 1868. Музей искусств Спенсера, Лоуренс. Картина «Пия де Толомеи» была написана во время начала длительного романа художника с натурщицей Джейн Моррис, женой художника Уильяма Морриса. В качестве сюжета был выбран мотив из Чистилища «Божественной комедии» Данте Алигьери. Пия де Толомеи — женщина, отправленная в заточение и отравленная своим мужем. Россетти хотел показать, что Уильям Моррис таким же образом держал в плену свою жену. То же самое он отразил и в более поздней работе «Прозерпина». В течение жизни Россетти изобразил Джейн в образах Прозерпины, Гвиневры и Дездемоны — женщин, находившихся во власти своих мужей. Как и на большинстве картин Россетти с Джейн Моррис, она изображена в искажённых увеличенных пропорциях. В частности, у Пии де Толомеи намеренно увеличена шея. Также художник изменил естественный, тёмно каштановый цвет волос модели на рыжий, такой же, как у погибшей жены художника Элизабет Сиддал.«Сивилла Палмифера» (Sibylla), 1866-1870 гг. Художественная галерея леди Левер, Порт-Санлайт. Как писал сам Россети, «Сивилла Палмифера» должна держать пальму первенства среди его работ и «занимать главенствующее место среди его красавиц», поэтому он дал её такое название. Основные три цвета картины — красный, зелёный и золотой; Суинбёрн писал, что работа с цветом на картине сходна с венецианским стилем и является своеобразным знаком почтения Тициану. На картине изображена пророчица Сивилла. Сибиллы (или сивиллы) - в античной культуре пророчицы и прорицательницы. Возможно, первоначально «Сивилла» — личное имя одной из пророчиц, впервые этот персонаж, по свидетельству Плутарха, упоминается у Гераклита. Затем оно было перенесено на прочих предсказательниц. Согласно Варрону, слово Сивилла переводится «божья воля». Слово «Palmifera» обозначает «несущая пальму»; в руке у героини изображён пальмовый лист. Сама по себе пальма и бабочки могут символизировать духовное начало, также цветочный символизм несут в себе красные розы и маки, маки и череп представляют символы смерти, Сфинкс — символ тайн и загадок. Алджернон Чарльз Суинбёрн полагал, что изображения на барельефах на фоне картины олицетворяют вечную борьбу любви и смерти.«Леди Лилит» (Lady Lilith), 1866–1868, 1872–1873. Художественный музей Делавэра, Уилмингтон. О своей новой работе «Леди Лилит» в письме Фредерику Лейланду от 9 апреля 1866 года Россетти писал, что начал писать новую работу, которая станет одним из его лучших произведений. В 1866 году Лейланд выкупил «Леди Лилит», а в 1869 стал её владельцем; цена картины составила 472,1£. Сохранились два масштабных эскиза картины 1866 года и зарисовки, которые могли быть созданы ранее этой даты. На картине изображена Лилит, библейский персонаж — первая жена Адама, «могущественная и злая искусительница», но это современная интерпретация героини. Девушка любуется собой в зеркале. Многие художники изображали таких нарциссических дев с зеркалами, но «Леди Лилит» считается олицетворением и стандартом этого типа картин. Существует предположение, что Россетти переписал лицо натурщицы по просьбе своего заказчика, коллекционера и арт-дилера Фредерика Лейланда. Искусствоведы отмечают использование символизма цветов в картине — белые розы, символизируют чувственную любовь, также отражена традиция живописи, при которой розы становились красными при появлении Евы; мак в правом нижнем углу олицетворяет сон, забвение, томный и ленивый характер Лилит; наперстянки у зеркала могут символизировать неискренность.Эскиз «Леди Лилит», 1866. Находится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.«Леди Лилит», 1867, акварель с изображением Фанни Корнфорт. Метрополитен-музей.
«Сивилла Палмифера» составляет диптих с картиной «Леди Лилит». Первая олицетворяет духовную красоту, вторая — телесную; соответствующие сонеты авторства самого Россетти — «Красота души» и «красота тела» начертаны на рамах картин. Картины и сонеты в парах были впервые опубликованы вместе Алджерноном Чарльзом Суинбёрном в 1868 году. В 1870 стихотворения были опубликованы в сборнике Россетти «Сонеты для картин». В 1881 году Россетти переименовал сонет «Лилит» в «Красоту тела» и опубликовал два сонета рядом в книге «Дом жизни» тем самым напрямую объединив пару контрастных произведений Россетти.«Пандора» (1871), Художественная галерея леди Левер. Пандора - в древнегреческой мифологии — первая женщина, созданая по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня. Любопытная, она открыла полученный от Зевса легендарный ящик (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия, а под захлопнутой крышкой осталась на донышке одна надежда. Для Россетти, образ Пандоры, открывающей свой ящик, в то время мог нести в себе некую личную значимость — в октябре 1869 года, когда он начал работать над картиной, он решил вскрыть могилу своей супруги Элизабет Сиддал, чтобы достать рукопись своих стихотворений, которые он похоронил вместе с ней, тем самым, художник выпускал из гроба и свои страшные мучения.Водяная ива, 1871. На картине изображена Джейн Моррис на берегу реки; на фоне видна Усадьба Келмскотт. В мае 1871 года Уильям Моррис снял на летнее время особняк в Келмскотте (Оксфордшир). Он делил дом с Данте Габриэлем Россетти, но вскоре Моррис уехал в Исландию, а Россетти остался там с его женой Джейн Моррис (у них двоих был тайный роман, переросший в сложные отношения) и её детьми. Сначала Россетти сделал эскиз «Водяной ивы» пастелью, а затем написал саму работу, подогнав её под размер «старинной красивой рамы», которая у него была. Эскиз отличается от картины тем, что на нём Джейн держит в руках фиалку — символ любви и памяти; на картине же изображена ветка ивы — символ грусти и неутолённого желания. В 1890 году «Водяная ива» стала первой картиной прерафаэлитов, приобретённой коллекционером Сэмьюэлом Бэнкрофтом младшим, собравшим позже одну из самых больших коллекций работ этого направления. Сегодня «Водяная ива» и вся коллекция Бэнкрофта находятся в Художественном музее Делавэра.«Вероника Веронезе» (1872), Художественный музей Делавэра, Делавэр. Как и многие работы Россетти периода 1860 и 1870-х годов, Вероника Веронезе была вдохновлена венецианской живописью. На ней изображена «творческая душа во время акта творения».«Прозерпина» (1874), галерея Тейт, Лондон. На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых. Хотя на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис. Россетти начал работать над картиной в 1871 году и написал, по крайней мере, восемь версий на различных холстах, последняя закончена в 1882 году, в год его смерти.«Дева Святого Грааля» (зима 1874), коллекция Эндрю Ллойд-Уэббера. Существует одноимённая акварель Россетти, созданная в 1857 году. Сюжет картины взят из Артуровского цикла легенд. На раме высечены строки из поэмы Томаса Мэлори — «Смерть Артура» (Книга XI). Натурщицей для картины стала Алекса Уайлдинг; существует репродукция, для которой позировала Фанни Корнфорт.Римская вдова (La viuda romana (Dîs Manibus)), 1874. Собрание Художественного музея Понсе в Пуэрто-Рико. На картине изображена римлянка, сидящая возле могилы своего мужа и играющая на двух музыкальных инструментах. Героиня одета в белое — траурный цвет одежды в древнем Риме. Второе название картины, «Dîs Manibus», связано с эпиграммой Россетти, написанной на смерть Флобера, в которой художник проводит параллель между упадком Рима во времена Нерона и крушением Второй империи. Также «Dîs Manibus» — название музыкальной элегии, которую играет героиня на арфах, и эти слова написаны на урне, изображённой на картине (лат. Dîs Manibus L. Aelio Aquino Marito Carissimo Papiria Gemina Fecit Ave Domine Vale Domine).Астарта Сирийская (также Венера Астарта), Astarte Syriaca или Venus Astarte, 1876-1877. Художественная галерея Манчестера. Астарта - греческий вариант имени богини любви и власти шумеро-аккадской мифологии Иштар. В 1875 Россетти начал писать эскиз к «Астарте Сирийской», но позже переделал его в образ Мнемозины — греческой богини памяти, в итоге «Мнемозина» стала самостоятельной картиной. Художник упоминал об обеих картинах в письме своей матери 29 апреля 1876 года, где писал, что их отличает положение рук и головы натурщицы. Астарта стоит в позе «Venus pudica» — Венера Стыдливая, что роднит её с «Венерой» Боттичелли. Натурщица - Джейн Моррис. Для сопровождающей фигуры слева позировала дочь Джейн Моррис Мэй. Алистер Грив сравнивает эти фигуры с ангелами Уильяма Блейка c нескольких из его гравюр для Книги Иова. Также примечательны присутствующие на картине черты традиционных изображений Мадонны на троне.«Мнемозина» («Mnemosyne»), также «Лампа памяти» и «Рикорданза», 1875-1881 гг. Художественный музей Делавэра, Уилмингтон. Россетти начал писать «Мнемозину» как эскиз к другой своей работе «Астарта Сирийская», для которой Джейн Моррис позировала зимой 1875-1876 года, но позже он переделал этот эскиз в образ Мнемозины — греческой богини памяти. Художник упоминал об обеих картинах в письме своей матери 29 апреля 1876 года, где писал, что их отличает положение рук и головы натурщицы. Надпись на раме гласит: «Thou fill'st from the winged chalice of the soul. Thy lamp, O Memory, fire-winged to its goal». Мнемозина — в древнегреческой мифологии богиня, титанида, олицетворявшая память. Богиня Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал. Наряду с источником Леты (забвения) существует источник Мнемосины (памяти). Также богиня известна по мифу, в котором Мнемозина должна была родить великого героя, могущества которого испугался Зевс и проглотил спящую богиню, вместо рождения героя из головы Зевса вышла Афина Паллада в полном вооружении.Морские чары (A Sea-Spell), 1877. Собрание Художественного музея Фогга. Образ картины - Сирена одета в венец из цветов и играет на арфе; её мечтательный вид и осанка предполагают, что она тоже была заколдована музыкой и ароматом окружающих цветов. Изначально Россетти был вдохновлён строками из поэмы Сэмюэла Тэйлора Кольриджа «Кубла-хан», но затем, в процессе создания, картина стала иллюстрацией для его собственного сонета, строки из которого он написал на раме. В стихотворении упоминается то, что музыка сирен завлекает мужчин и убивает их, а в описании образа героини есть отсылки к фигуре Лилит, сам сонет перекликается с сонетом Россетти, посвящённым Лилит и даже напрямую заимствует его образы, таким образом Россетти вновь обращается к типажу Femme fatale. Картина «Морские чары» была написана по заказу коллекционера и арт-дилера Фредерика Лейланда в таких же размерах, как и «Вероника Веронезе»; по желанию заказчика, картины должны были дополнять друг друга, составляя диптих. Натурщицей для картины стала Алекса Уайлдинг.«Блаженная дева» (The Blessed Damozel), 1875-1878. «Блаженная дева» — единственная картина Россетти, сонет для которой повился раньше самой картины. Сонет впервые был опубликован в журнале «Росток» 1850 году; после автор подвергал его изменениям дважды. Отчасти стихотворение было написано под влиянием «Ворона» Эдгара Аллана По, где лирический герой горюет об умершей возлюбленной; Россетти решил представить эту ситуацию с обратной стороны — здесь девушка смотрит на своего возлюбленного с небес. Друзья и покровители художника стали убеждать его проиллюстрировать своё на тот момент самое известное стихотворение, в 1871 году художник, в конце концов, решился на это, приняв заказ от Уильяма Грэма. После того, как картина была завершена, Грэм заказал для неё пределлу. Общая стоимость работы составила 1157£. Натурщицей для образа девушки была Алекса Уайлдинг, для образов ангелов позировали Уилфред Джон Хотри и Мэй Моррис. В наши дни картина находится в собрании Художественного музея Фогга, репродукция, созданная для Фредерика Лейланда, — в собрании Художественной галереи леди Левер.«Видение Фьямметты» (1878), коллекция Эндрю Ллойд-Уэббера. Произведение представляет собой одну из его «двойных работ» — оно является дополнением к его сборнику Баллады и сонеты (1881). На картине изображена Фьямметта — возлюбленная и муза Джованни Боккаччо (до сих пор не доказано, была ли Фьямметта вымышленным персонажем, результатом литературной традиции, или реально существовавшим человеком). Натурщицей для картины стала Мария Спартали Стиллман. «Жанна Д’арк», 1882. Музей Фицуильяма, Кембридж. Последняя картина художника. Художник завершил работу над картиной за несколько дней до своей смерти, и она стала его последней работой. Картина создавалась на заказ, однако она попала на аукцион, который устроили после смерти художника в 1883 году. С 1909 года находится в собрании Музея Фицуильяма. Картина практически полностью повторяет акварель, созданную Россетти в 1864 году, которая в свою очередь написана по мотивам его же картины «Жанна д’Арк, целующая меч освобождения» 1863 года. При изображении Жанны д’Арк Россетти концентрировался на соединении красоты, любви с женщиной-воином. Тёплые цвета одежды c вышивкой, кожи, струящиеся рыжие волосы контрастируют с холодными металлическими доспехами. Натурщицей для картины стала Джейн Моррис.«Прозерпина» (1882), Бирмингемский музей и художественная галерея.mir-prekpasen.ru
Живопись Россетти — Artrue
Поэтическая живопись Россетти — известного прерафаэлита.
«Возлюбленная». Россетти.Живопись Россетти
В середине 1850-х Россетти перестал писать картины маслом и, обратившись к акварели, создал серию красочных и затейливых композиций. Вымышленный мир этих акварелей отличается богато убранными, и многоцветными неомедиевистскими интерьерами. Джон Рёскин, чье влияние на Россетти к 1857 году достигло максимума, страстно коллекционировал «требники» и отдельные страницы из иллюстрированных средневековых рукописей, которыми торговали перекупщики, а также изучал коллекции Британского музея. Некоторые из акварелей, представленных в этом разделе, основаны на рукописях.
Monna Pomona. Россетти.Облик высоких, бледных и стройных героинь акварелей Россетти часто воспроизводит или отражает телосложение и черты Элизабет Сиддал, его музы, любовницы, а с мая 1860 года и вплоть до её безвременной кончины в феврале 1862 года — жены. Её черты можно увидеть и на таких наиболее известных полотнах «Братства прерафаэлитов», как «Офелия» Миллеса.
«Офелия». Миллес.
И хотя само слово «братство» предполагает исключительно мужское содружество, женщины в прерафаэлитских кругах играли важнейшую роль, а Сиддал, представленная здесь двумя изысканными акварелями, была одновременно сама по себе символом и объектом для созерцания. Её работы покупал и хвалил наиболее влиятельный критик того времени Джон Рёскин. Все они выполнены в мелком масштабе и открывают самостоятельную творческую личность, на которую оказал влияние Россетти, не подавив при этом, однако, творческой индивидуальности Сиддал. Уплощенные S-образные фигуры, характерные для её акварелей, напоминают стилизованные изображения человеческого тела в готическом искусстве — иногда этот эффект относят к тому, что она никогда специально не училась рисунку и живописи, однако на самом деле это проявление её неукротимой творческой самобытности.
artrue.ru
Данте Габриэль Россетти - Биография художника, известные произведения, выставки
Да́нте Габриэ́ль Россе́тти, англ. Dante Gabriel Rossetti (12 мая 1828—9 апреля 1882) — английский поэт, переводчик, иллюстратор и живописец.
Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта, поэта и ученого. Россетти с детства был приобщен к шедеврам итальянской литературы, к «Божественной комедии» Данте, и этими впечатлениями отмечено все его творчество.
Отец будущего художника, Габриэле Россетти, бывший хранитель Бурбонского музея в Неаполе, принадлежал к обществу карбонариев, принимавших участие в восстании 1820 года, которое после предательства короля Фердинанда было подавлено австрийскими войсками. В Лондоне Габриэле Россетти преподавал родной язык и литературу, будучи профессором итальянского языка в Королевском колледже. В свободное время он занимался составлением комментариев к Данте. Мать, урожденная Мэри Полидори, была дочерью известного переводчика Мильтона.
В семье отца царил культ Данте, именно в его честь и было дано имя сыну. Отец издает «Аналитический комментарий к «Божественной комедии». Свою страсть он передает детям. Старшая дочь, Мария Франческа, написала книгу «Тень Данте», младшая, Кристина, стала известной английской поэтессой, младший сын, Уильям Майкл, — крупным литературным критиком и биографом брата. Сам Данте Габриэль уже в пять лет сочинил драму, в 13 — драматическую повесть, в 15 — его произведения уже печатают. Россетти перевел на английский язык «Новую жизнь» Данте, иллюстрировал эту поэму и неоднократно обращался к ней в своем творчестве — главной его темой была бессмертная любовь.
С девятилетнего возраста Данте Габриэль обучался в Королевском колледже в Лондоне. Но художественное образование Россетти было отрывочным. В 16 лет он поступил в рисовальную школу, его первым учителем был Д. С. Котмен, а с 1841 года Россетти учился в Академии живописи Генри Сасса в Блумсбари. В 1846 году поступил в класс античного искусства при Королевской академии, но натурный класс не посещал. Затем некоторое время Россетти обучался у Медокса Брауна, художника-романтика, который так же, как и он, любил литературу. Его технику масляной живописи усовершенствовал Холмен Хант, когда они работали в общей мастерской над первыми «прерафаэлитскими» картинами.
Развитие британского искусства определялось в ту пору главным образом деятельностью Королевской академии художеств (основана в начале правления Георга III) и личностью первого президента академии Джошуа Рейнолдса. Несмотря на деятельность Тернера и Констебла, манера, культивируемая академией, по-прежнему тяготела к наследию старых мастеров и основывалась на использовании коричневой краски. Протестуя против академизма и безжизненности живописи XIX века, заученных формул, молодой художник обратился к живописи мастеров Средневековья и Раннего Возрождения. Отрицание современного искусства эпохи королевы Виктории укреплялось отвращением к промышленному перевороту, который привел не только к изменениям в природе, гибнущей под натиском индустриализации, но и к вырождению красоты в повседневной жизни.
Разносторонне одаренный, по-итальянски темпераментный и по-английски мечтательный, Россетти уже в 18-летнем возрасте стал главой «Братства прерафаэлитов», которые были по своей сути романтиками. Вместе с Уильямом Холменом Хантом, Миллесом, видя слепое подражание старым образцам, решил оставить академию и бросился к «исканию внутренней правды». «Искусство было чисто только до Рафаэля. Рафаэль сам был чист только в первую половину своей деятельности. Потом, когда он получил первые ватиканские заказы, он впал в манерничанье, создал стереотип, за которым устремились все остальные». Трое молодых прерафаэлитов сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в четырех выпусках собственного издания, названного ими «Росток».
Само слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества, подобного средневековым монашеским орденам. Стремление к правде и простоте и романтическое неприятие действительности сочеталось с уходом в более привлекательное, по их мнению, прошлое, в мир фантазий.
Чтобы воспроизвести манеру великих итальянских художников, творивших до Рафаэля, живописцы «Братства» делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их как можно ярче и отчетливее, и писали свои картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину.
Молодые художники искали опору не только в искусстве Раннего Возрождения, мастера которого привлекали их искренностью чувства, чистотой и простотой форм, пытливым отношением к миру. Они увлекались Средневековьем, поэзией английских романтиков.
Импульсивной натуре Россетти особенно был близок Дж. Ките, с его интенсивностью чувств и ярко выраженным романтическим индивидуализмом. Большое впечатление на прерафаэлитов произвело творчество вновь открытого ими Блейка. Именно Россетти обнаружил в 1847 году в библиотеке Британского музея в Лондоне литографии уже забытого к тому времени современниками художника и поэта.
Россетти, как и многие романтики, был не только художником, но и поэтом, внося в живопись простоту и непосредственность образов. В 1845—1848 гг. Россетти выполняет всего две картины маслом в прерафаэлитском стиле, близком к манере Ханта и Миллеса. Это время он почти всецело посвятил акварели — технике более непосредственной, лучше отвечающей устремлениям и темпераменту художника. Кроме того, он занимается рисунком, где дает волю своему воображению, освобожденному от технических ограничений, и иллюстрирует Данте, Шекспира, Браунинга, легенды о короле Артуре сэра Томаса Мэлори.
В своем желании писать глубоко значительные сюжеты они обратились за вдохновением к Библии, которая дала им темы, исполненные истины, простоты духа, что было свойственно раннему христианству и Средним векам. Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее искусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Среди наиболее важных картин их раннего периода «Светоч мира» и «Неверный пастух» Ханта, «Иисус в родительском доме» Миллеса и два варианта «Благовещения» Россетти.
В 1850 году Габриэль Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini» (лат. «Слуга Господня»), на котором изобразил Благовещение. Эта картина была показана на той же выставке в Королевской академии, где Хант выставил своих «Древних бриттов, укрывающих миссионера от друидов», а Миллес — «Иисуса в родительском доме».
Картина, ближе всего стоящая к работам старых итальянских мастеров, насыщена символикой и является интересной попыткой построить полотно на симфонии белых холодных тонов с небольшим цветовым вкраплением.
В Евангелии от Луки говорится о том, что в Назарет, город Галилейский, был послан к Деве Марии огненный Ангел. Войдя к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась и размышляла над услышанным. И сказал ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо наречешь Ему имя Иисус. Он будет Велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давидов, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим».
В пустой комнате, на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария, которая предстает не в образе Небесной Царицы, но девушки, смущенной вестью, принесенной Архангелом. Перед Ней стоит прекрасный Архангел, о небесном происхождении которого говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами. В правой руке у Гавриила белая лилия (символ девственной чистоты Девы Марии), к ней прикован завороженный взгляд девушки, левой рукой Архангел посылает Ей весть — поток Божественной, животворящей энергии. Над его рукой парит голубь — символ Святого Духа. Перед ложем Марии — станок с уже вышитой на алой ткани лилией. Веретено и прялка — символы богоугодного дела, которым занималась Дева Мария.
Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью. Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна — обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей Ангелом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.
Картина «Благовещение» не понравилась публике: художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. Реалистичность изображения вызвала бурное неодобрение (в том числе и Чарльза Диккенса), Россетти заподозрили в симпатиях к папству. Это была эпоха «Оксфордского движения», направленного на сближение с католицизмом, но не с папским престолом. Но вскоре прерафаэлиты приобрели многочисленных поклонников, особенно среди растущего среднего класса центральной и северной Англии. Свои идеи члены «Братства» излагали в статьях, рассказах и поэмах, публикуемых в их журнале «Росток», и к концу 1850-го года о них знали и за пределами академии.
В религиозных и символических мотивах молодых художников-прерафаэлитов знаменитый литературный и художественный критик и поэт, историк и теоретик искусства, художник и социальный реформатор Джон Рёскин увидел важное открытие в искусстве. Он предложил свод незыблемых правил с призывом изучать природу, использовать достижения науки и подражать мастерам треченто.
Благодаря его поддержке, «Братство прерафаэлитов» быстро получило признание. Прерафаэлиты, просуществовав всего 10 лет, подняли планку качества живописи, перешагнув через академические традиции викторианской эпохи, вернувшись к природе, истинному и простому критерию прекрасного.
Самые значительные свои произведения Россетти создал в 1850-е — в начале 1860-х. Под влиянием Уильяма Блейка, его поэзии и мистической живописи, Россетти сумел создать свой особый стиль, символический, декоративный, полный мистических отголосков. Оригинальную композицию Россетти строит на сочетании нескольких крупномасштабных фигур переднего плана, увеличивая размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. Множество предметов и образов составляют фон картины. Детали и персонажи полны глубоко подтекста, скрытого смысла, что предвещает европейский символизм.
Реальные персонажи и детали, как бы выхваченные из жизни, соединялись на заднем плане полотна с фантастическими фигурами и символическими элементами, придававшими композиции ирреальный вид миража. Как и у символистов, герои внешне статичны, углублены в собственные мысли, однако внутренне они исполнены напряженного глубокого чувства, что обнаруживается во взгляде, жесте. Мастер не боится утрировать пропорции тела или рук, необычных ракурсов, сложных постановок.
Краски являлись основой для передачи настроения и чувств, сутью которых были неопределенность и неуловимость. Чистые и ясные, освобожденные от темных тонов, они позволили создать прекрасный мир, наполненный ярким солнечным светом. Минимальна светотень, цвета локальны, не зависимы от освещения.
Главным средством выразительности в живописи художника является линия. Экспрессия и утонченность образов создаются с помощью контуров, то нервно изломанных, то плавно струящихся. Декоративность, присущая символистам, полотнам Россетти придает локальность цветовых пятен, почти полное отсутствие светотеневых решений, заполненность пространства орнаментальными мотивами, создающими гармоничное единство изображения.
Живописи Россетти, в отличие от искусства других прерафаэлитов, не свойственны натуралистические элементы, она не только декоративна, но и монументальна. Его стремление к монументальности выразилось в работе над росписями здания дискуссионного клуба Оксфордского университета, в которой Россетти участвовал вместе с другими художниками в 1857 году. Опыт в целом оказался не вполне удачным из-за плохого владения техникой фрески, но сохранились прекрасные рисунки и эскизы Россетти на тему «Смерть короля Артура» по произведению Томаса Мэлори.
В 1850 году Россетти встречает свою музу — Элизабет, в 1860 году она становится его женой. В этот период Россетти создает волнующую галерею женских образов, пламенно-страстных и мечтательно-грустных, — в них неизменно ощущается присутствие Элизабет.
Под аркой жизни, где любовь и смерть,
Ужас и тайна стерегут ее святилище, я увидел
Красоту, восседавшую на троне… -
писал Данте Габриэль Россетти, обращаясь к красоте, музе, которая вдохновляла его искусство с раннего периода великолепия и блеска вплоть до последних лет упадка:
О тайна Красоты!
Кто может рассказать о твоем могучем влиянии?
Свое творчество Россетти посвятил воспеванию идеального женского образа, воплощенного в рано умершей супруге. Ее необычная внешность привлекала многих единомышленников, сознательно избегавших профессиональных натурщиц, черты Элизабет стали своеобразным каноном женской красоты.
Женщина, без памяти им любимая, умерла через два года после их свадьбы. Вместе с Элизабет, «музой прерафаэлитов», Россетти похоронил рукописи многих стихотворений (впоследствии опубликованных). Вдохновленный поэзией Данте, он воскрешал ее черты на картинах в облике Беатриче — «Смерть Беатриче», «Беатриче благословенная», «Сон Данте».
Смерть жены в 1862 году стала личной и творческой трагедией для художника. Россетти стал вести все более замкнутый образ жизни. Выставлять свои произведения он отказался еще в 1850, после яростной атаки критики на прерафаэлитов. В поздний период творчества Россетти начал строить свои композиции на изображении одиночной, сосредоточенной на своих мыслях, идеализированной женской фигуре. Этот образ был вдохновлен Джейн Верден, женой его друга Уильяма Морриса, ставшей второй музой Россетти. К поздней манере художника относятся картины «Прозерпина», «Мариана», «Вероника Веронезе», «Монна Ванна» и другие.
С 1856 года художник не являлся ни на каких выставках, позволяя любоваться своими работами лишь друзьям и немногим избранным, а потому они были мало известны большинству публики — «Сновидение Данте» (в Ливерпульском музее), «Джотто, пишущий портрет Данте», «Встреча Данте с Беатриче на земле и в раю», «Брак св. Георгия» (акварель), «Песнь Елены», «Тройная роза», «Благословенная дева».
Живописное и поэтическое творчество Россетти сливалось: он писал картины на темы стихов и стихи, комментирующие картины, — «Блаженная дева», «Сон сестры», «Последняя исповедь».
Мастер внес большой вклад в искусство книги. Долгое время Россетти занимался рисованием иллюстраций к произведениям английской поэзии, к сочинениям А. Теннисона (1857), сказкам и стихотворениям своей сестры, Кристины Россетти («Базар гномов», 1862), к «Атлантам» А. Суинберна (1865), к «Божественной комедии» Данте (1865). Художник оформлял переплеты книг, восхищая современников простотой и строгим изяществом обложек. Дизайн книг предвосхищает издания 1900-х годов.
Он оставил и литературные труды: перевод старинных итальянских поэтов, Чиволло Д’Алькамо, Данте, издал два тома оригинальных стихотворений и сборник баллад и сонетов (1881), замечательных по силе и мелодичности языка, тонкому поэтическому чувству и мистичности, соединенной со страстностью.
Работы последнего периода жизни написаны под влиянием У. Морриса и Э. К. Бёрн-Джонса («Дневные мечты», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Умер Россетти в Берчингтоне 9 апреля 1882 года. Полная выставка произведений была показана лишь спустя два месяца после его смерти и имела грандиозный успех.
Творчество Россетти оказало огромное влияние на многих английских художников конца XIX — начала ХХ века. Многочисленные подражатели и ученики составляют так называемую «традицию Россетти», которая в истории искусства известна под названием «россетизм».
artchive.ru