Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Картины лансере


Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Ирина Казанцева ***:

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник основателя и идеолога объединения «Мир Искусства» А. Н. Бенуа.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник..Евгений Евгеньевич Лансере родился (23 августа) 4 сентября 1875 года под Петербургом, в Павловске. Его отец был талантливым скульптором, дед – талантливый архитектор, а прадед по материнской линии – строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. Искусство было профессией для нескольких поколений этой семьи, архитектура и живопись – «фамильным делом». Поэтому художественные способности у Лансере проявились рано, и в выборе профессии сомнений не было. В 1892 году, оставив гимназию, семнадцатилетний Евгений поступает в школу «Общества поощрения художеств», где провел четыре года. Учась в школе, Лансере стал участником маленького домашнего "кружка самообразования" на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, А. Нурок, К. Сомов. Из этого кружка впоследствии возник «Мир искусства». После окончания школы Лансер ев 1895 году уезжает в Париж, занимается у Р. Жюлиана и Ф. Коларосси.В 1898 г. возвращается в Санкт-Петербург. Участвует в оформлении журнала "Мир искусства".

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Проспект объявления о подписке на журнал "Мир искусства" на 1901 год

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Санкт-Петербург. Обложка к изданию, посвященному 200-летию города 1903 г. бум., тушь 30,5х23,2

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Рекламный плакат газеты "Утро России" 1900 г.

Отменный вкус подогретый талантом читается во всех творениях Лансере – и в стилевых находках в духе «Мира искусства» , в декоративном оформлении книги (для художника такое определение работы иллюстратора было предпочтительней) и в театральных проектах и, конечно, в произведениях станковых. Центральной темой стала история, которую можно сузить до точки на карте и конкретных дат – 18 век, Санкт-Петербург.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

"Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий" 1903 г. бум., темп. 59х111,5

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник."Петербург. Старый Никольский рынок" (Баржи) 1901 г. бум. на картоне, гуашь, уголь, карандаш 44x59

Это юный город-стройка, по главной реке которого гордо плывут, расправив тугие паруса, корабли Петра Первого.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник."Корабли времен Петра I" 1909 г.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Ботик Петра I

В "Зрителе", "Жупеле", а также "Адской почте" появляются сатирические рисунки художника

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Тризна. 1905 г. Рисунок помещён в журнале "Жупел" №2, 1905 г. и в журнале "Адская почта №2, 1906 г.

Создает произведения, посвященные истории Петербурга.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны»Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». 1904 Карандаш, акварель, гуашь, тушь, бумага 18,1 х 30,5 ГТГ

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

"Императрица Елизавета Петровна в Царском селе" 1904 г. (эскиз)

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник."Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" 1905 г. бум., на картоне, гуашь 43,5х62

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. «Прогулка на молу» 1908 Картон, темпера. 64 x 89 см

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.. «Взятие шведского укрепления»Заставка к книге Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».1904-1912Карандаш, акварель 23,2 х 25ГТГ

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Петр Первый на охоте. Акварель, гуашь. 1907 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Иллюстрирует "Хаджи Мурата" Л. Толстого.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Хаджи- Мурат

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Хаджи-Мурат с мюридами спускается с гор»

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Шамиль с наибами.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Суд Шамиля над сыном Хаджи Мурата

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. . "Хаджи-Мурат над убитым мюридом"

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Погоня.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Иллюстрация к повести "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого. Рисунок пером. 1931 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«У Александровской колонны» (левая часть разворота). Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.

Иллюстрации к «Казакам» Л.Н.Толстого

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Казаки преследуют абреков.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Оленин едет на Кавказ.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Марьяна.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Оленин в лесу.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Ерошка.

С 1917 по 1933 год Е. Лансере живет в Дагестане, затем в Тбилиси, где работает художником в этнографическом музее, позже - в археологическом институте, принимает участие в этнографических экспедициях.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

«Кавказский натюрморт»1918Холст, масло. 65 x 86 смГосударственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Натюрморт с полотенцем Хаджи-Мурата»1920-еХолст, маслоДагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Сванетия. Вид на селение Чажаш

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Хаджи-Мурат» 1924 Бумага, гуашь 33 х 25Частное собрание

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.

Аул Тилиб в Дагестане. 1926 г. Государственная Третьяковская галерея

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Тбилиси. Мост. 1928 г.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Абастуман. Зикарский перевал от Аразиндо. 1931 г. Государственная Третьяковская галерея

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Сиракузы. Берег. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Ашик и всадник. Иллюстрация к сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб"

С 1934 года жизнь и творчество Е.Е. Лансере связано с Москвой. Работы этих лет: оформление спектаклей и монументальная живопись (роспись плафонов гостиницы "Москва", зала Большого театра и др.).Лансере много работал в области монументальной (мозаичное панно для станции метро "Комсомольская")

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Проходка шахты метро.1935Эскиз панно для станции "Комсомольская" Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Государственная Третьяковская галерея

По воспоминаниям современников, специально для этой работы в мастерскую Лансере привезли спецодежду метростроевцев, брезентовые робы, - его восхитила монументальность и пластичность складок ткани.

В годы Отечественной войны художник создал серию произведений "Трофеи русского оружия", прославляющую подвиг русского народа, его величие и стойкость.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Бойцы у трофейных орудий. 1942. ГТГ

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Из серии картин "Трофеи русского оружия" 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

Участвуя в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. (7 сентября н.с.) казаки под командованием Ф.П. Уварова и М.И. Платова захватили у врага боевые трофеи. Картина Лансере изображает момент, когда в торжественной обстановке эти трофеи (французское боевое знамя, офицерская каска) демонстрируются перед уставшими за день упорной и кровопролитной битвы русскими воинами. Вид боевых трофеев будит воспоминание о героизме павших и оставшихся в живых, зовёт на новые подвиги. Торжественны и суровы лица воинов.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942

Другие произведения Лансере Е.Е.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Автопортрет 1942

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.«Заморская торговля»Панно для столовой дома Рославлевых в имении Усть-Крестище1917Холст, масло. 200 x 386 см ГТГ

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник."Калинкин мост" 1902 г.

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник.Средневековый город 1907

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Ломоносов в Германии. Ученый диспут»Рубеж 1900-1910-хХолст, масло. 50,5x62

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. «Портрет иеромонаха Макария Египетского»1915 г.Бумага, графитный карандаш, пастель, акварель 19,7 х 13,4 см.Государственный Русский музей

Умер Лансере в Москве 13 сентября 1946.

vladimir71.mirtesen.ru

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Мастера исторической живописи

Евгений Евгеньевич Лансере

(1875–1946)

Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.

Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).

Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.

Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва

Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).

Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».

Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант — в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.

В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.

Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант — 1911, Третьяковская галерея, Москва).

Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.

В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.

Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва

Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.

В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.

К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.

Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург

Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».

В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.

Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.

Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва

К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.

К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Евгений Евгеньевич Лансере - Биография художника, известные произведения, выставки

С 1892 — учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург. С 1895 по 1898 — обучение в Париже, в академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена, в это время Лансере много путешествовал по Европе. 1899 — член объединения «Мир искусства». 1905 — на Дальнем Востоке. 1907—1908, 1913—1914 — один из создателей «Старинного театра». 1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1920 — начал преподавать в Тбилисской Академии Художеств, Московском архитектурном институте. 1927—1931 — живёт и работает в Париже. 1934—1938 — преподаёт во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде. 1946 — Е. Е. Лансере умер.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892−96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896−99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения «Мир искусства» и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), в книжной графике («Венок Врангелю», «Царская охота на Руси», обе 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы «нового стиля»; однако в исторических стилизациях («Петербург. У старого Никольского рынка», 1901; «Петербург начала XVIII века», 1906; «Ботик Петра I», 1906; «Корабли времен Петра I», 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах «Зритель», «Жупел» и «Адская почта» (после закрытия «Жупела» Лансере взял на себя издание «Адской почты»), а также участие в создании «Календаря русской революции» (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из «мирискуснического» круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) — как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на «мирискусническое» понимание книжного ансамбля и изысканную графичность «петербургских» разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским «Казакам» (1917−36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917−20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси — работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской А. Х..

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Главный мотив росписей — праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи — тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере — серия гуашей «Трофеи русского оружия» (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

artchive.ru

Описание картины Евгения Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»

Описание картины Евгения Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»

Автор монументальных росписей Евгений Лансере с юных лет посещал Царскосельский парк, рассматривая архитектуру Екатерининского дворца изучал ее. В своей картине «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе» ему удалось передать эпоху Елизаветы Петровны. Размер полотна (бумага на картоне) 43,5х62 см.

В картине передана атмосфера того, насколько торжественно выходит двор и свита Елизаветы Петровны в загородной резиденции. Мы словно видим некое театральное представление перед зрителями. Тучная императрица Елизавета Петровна величественно и царственно проплывает мимо зрителей. Длинный шлейф императрицы старается торжественно нести арапчонок, который затерялся среди роскошно одетых придворных. За ней следует ее свита – дамы и кавалеры, которые также разодеты в пышные наряды, на них надеты напудренные парики.

Глядя на картину мы можем попытаться раскрыть все характеры и типы изображенных на ней людей, читая их позы, жесты и лица. Лансере изобразил не только надменные лица чопорных придворных, мы замечаем еще и приниженные, робкие взгляды. Автор пытался показать некоторый гротеск, а также свою иронию к происходящему. Лансере пытается противопоставить людей, которых он изображает на картине и архитектуру – благородность строгости беломраморных статуй их подлинное величие, которое удалось воплотить в замечательной архитектуре дворца Растрелли. Художнику хорошо удалось передать красоту парка Царского села.

В картине отсутствует иллюзорность пространства. Полотно написано гуашью, но есть несколько перовых одноцветных акварельных заставок.

opisanie-kartin.com

Лансере Евгений Евгеньевич — русский художник

Русский художник Лансере Евгений Евгеньевич . Автор картин: Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе; Колоннада Казанского собора.; Корабли времен Петра I.; Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий; Петербург. У старого Никольского рынка; и многих других.

Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946)

Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения "Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия" (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

Картины художника

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе — Лансере Евгений Евгеньевич

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе

Колоннада Казанского собора. — Лансере Евгений Евгеньевич

Колоннада Казанского собора.

Корабли времен Петра I. — Лансере Евгений Евгеньевич

Корабли времен Петра I.

Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий — Лансере Евгений Евгеньевич

Петербург в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий

Петербург. У старого Никольского рынка — Лансере Евгений Евгеньевич

Петербург. У старого Никольского рынка

Хаджи-Мурат — Лансере Евгений Евгеньевич

Хаджи-Мурат

wearts.ru

Евгений Лансере — толкователь русской классики

4 - 2005

Евгений Немировский

Очень редко в одной семье собирается столько талантливейших людей, как в семье, из которой происходил герой нашего сегодняшнего очерка. Тяга к искусству ему передалась от Альберто Камилло, или, как его звали в России, Альберта Катариновича Кавоса. Человек этот, построивший Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге, был дедом Александра Николаевича Бенуа и прадедом Евгения Евгеньевича Лансере. Таким образом, художник, о котором мы вам сейчас расскажем, приходился племянником одному из основателей «Мира искусства», хотя дядя был всего на пять лет старше племянника. Как и Бенуа, Евгений Лансере тоже начинал в «Мире искусства» и тоже был очарован XVIII столетием. Одна из самых известных картин Лансере, выставленная в 1905 году, называется «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе».

Но со временем пути мирискусников разошлись: большинство из них закончили жизнь в эмиграции, а Евгений Евгеньевич Лансере остался в Советской России, стал народным художником РСФСР, лауреатом Сталинской премии. Пришлось ли ему для этого кривить душой? В общем-то нет, ибо художник Лансере был убежденным реалистом. И до, и после революции он с удовольствием иллюстрировал произведения русской классической литературы. Правда, время от времени ему приходилось исполнять работы, вроде бы и не характерные для него. И если портрет молодого Серго Орджоникидзе, написанный в 1922 году, проникнут сочувствием к молодому, романтическому революционеру, то этого никак не скажешь о росписи парадной лестницы Государственного музея в Грузии «И.В.Сталин руководит первым политическим выступлением закавказского пролетариата» или о чересчур прямолинейных и идеологизированных эскизах росписей для Казанского вокзала в Москве.

Евгений Лансере родился 23 августа 1875 года, то есть в нынешнем году мы будем отмечать его 130-летний юбилей, если, конечно, наша печать вспомнит об этой дате. Его отец Евгений Александрович был талантливым скульптором. Художницей могла стать и мать Екатерина Николаевна, сестра А.Н.Бенуа, которая неплохо рисовала и посещала классы Академии художеств. «Она вышла замуж по любви, — вспоминал А.Н.Бенуа, — за молодого, талантливейшего и вскоре ставшего знаменитым скульптора Евгения Александровича Лансере, и этот “роман Кати и Жени”, начавшийся летом 1874 года, продолжался до самой гробовой доски Жени, случившейся в феврале 1886-го Катя, которой в момент смерти мужа было всего 36 лет и которая по-прежнему была прелестной, осталась верной ему до конца жизни»1. Евгения Александровича свел в могилу туберкулез, но в браке с ним Екатерина Николаевна родила шестерых детей. После смерти мужа она вместе с детьми переехала в просторный родительский дом, и детские годы Евгения прошли вместе с Александром Бенуа. «Я особенно был доволен тем, — вспоминал тот впоследствии, — что под одной крышей со мной теперь оказался мой любимый племянник Женя, или Женяка, Лансере, очень рано начавший обнаруживать необычайное художественное дарование. Беседы с этим очаровательным, нежным и в то же время исполненным внутреннего горения отроком постепенно стали превращаться для меня из мимолетных развлечений в какую-то необходимость»2. Младший брат Евгения Николай стал архитектором, а самая меньшая из сестер — знаменитой художницей, вошедшей в историю русского искусства под именем Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Окончив гимназию, Евгений стал слушателем рисовальной школы Общества поощрения художеств, а в 1896 году вместе с Львом Бакстом он отправился в традиционную для мирискусников поездку в Париж — художественную Мекку рубежа XIX и ХХ столетий. Вместе с друзьями Лансере путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии и Англии. К.А.Сомов в сентябре 1899 году писал одной своей корреспондентке: «В мае приехали к нам в Париж мои петербургские друзья — Нувель и Нурок, принесшие новую ноту в нашу компанию, и с ними мы, т.е. я, Шура Б[енуа] и Ж.Лансере, ездили в Лондон»3.

Е.Е.Лансере. Автопортрет. 1917 г.

Е.Е.Лансере. Автопортрет. 1917 г.

Начало работы Евгения Евгеньевича на ниве искусства книги относится к 1897 году, когда он получил свой первый заказ — оформить книгу Елизаветы Вячеславовны Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани». Рисунки, исполненные тушью и белилами, пером и кистью, делались с натуры летом того же года, когда Лансере вместе с А.Н.Бенуа пребывал в этой приморской французской провинции. «И я, и наш верный спутник Женя Лансере, — вспоминал много лет спустя Александр Николаевич, — мечтали о диких и чудовищных скалах, о старинных гранитных церковках и капеллах, о доисторических менгирах, вообще о всем том, что придает сказочность...»4. О рисунках же Лансере, сделанных в ту пору, он говорил, что они пронизаны подлинно бретонским настроением. На родине эти рисунки оценили иначе. «Стоило ли Е.Лансере ехать в Париж и долго там учиться и жить, — писал Владимир Васильевич Стасов (1824—1906), — чтобы рисовать потом свои иллюстрации к «Бретонским сказкам» и свои декоративные рисунки, где человеческие фигуры торчат кривые и косые, без малейшей натуры, волны — в виде правильных ромбов мозаики. Какие-то колоссальные оплывшие свечи в подземелье, то небывалые кусты и растения, все что угодно, кроме того, что в самом деле на свете есть»5. Стасов, конечно же, передавал свои впечатления о работах Лансере в явно утрированном виде, не желая признавать возможность стилизации и права художника на собственное видение.

Книга Балобановой вышла в свет в 1899 году, и тогда же Лансере принял участие в оформлении юбилейного пушкинского издания, в котором участвовали А.Н.Бенуа и К.А.Сомов — сделав заставки к «Дубровскому» и к «Выстрелу».

Е.Е.Лансере. Шмуцтитул для журнала «Мир искусства». 1904 г.

Е.Е.Лансере. Шмуцтитул для журнала «Мир искусства». 1904 г.

Далее было сотрудничество в журнале «Мир искусства», к которому советское искусствоведение относилось, мягко говоря, с настороженностью. Однако советские искусствоведы всячески подчеркивали «особое место», которое Лансере занимал в этом «эстетском художественном объединении». Да и как могло быть иначе? Ведь мирискусники, по словам М.В.Бабенчикова, написанным в 1949 году, в самый разгар борьбы с «безродным космополитизмом», «провозгласили “надклассовость” искусства, якобы стоящего “выше всего земного”, и тем самым сразу же выявили и свою классовую принадлежность». И далее: «мирискусники рабски преклонялись перед всеми видами “иностранщины” и по своей ненависти к реалистическому освоению мира тесно примыкали к западным модернистским течениям в литературе, театре и музыке»6. По словам того же автора, «Лансере никогда не был ни типичным, ни последовательным мирискусником. Наоборот, исключительная требовательность художника к самому себе побуждала его с каждым годом все критичнее и критичнее относиться к условной стилистике «Мира искусства» и идеалистическому мироощущению этой вымирающей группы, являвшихся выразителями и проповедниками лишенной высокого идейного и общественного значения, а потому далекой и чуждой народу культуры» 7.

Е.Е.Лансере. Обложка журнала «Мир искусства» № 7 за 1901 г.

Е.Е.Лансере. Обложка журнала «Мир искусства» № 7 за 1901 г.

Между тем А.Н.Бенуа всегда подчеркивал сплоченность и полное единомыслие людей, стоявших у истоков «Мира искусства». В конце своего жизненного пути в письме к художнику и искусствоведу Игорю Эммануиловичу Грабарю (1871—1960) от 8 ноября 1946 года, в котором он решил «высказать все свое горе по поводу кончины нашего милого Жени Лансере», Бенуа вспоминал о давно прошедших днях: «А какая была “стая”! Сколько нас было! И как все сплочены, и как каждый нужен всем, и все преданы одному делу — защите и распространению подлинного искусства или того, что мы с полным убеждением считали за таковое». И с горечью отмечал: «Ну вот, а теперь за “подлинное искусство” считается нечто совсем иное, и с этим мы уже ничего поделать не можем»8. Евгения Лансере он до последних дней считал единомышленником.

В журнале «Мир искусства» Е.Е.Лансере сотрудничал с самого первого номера, в котором была помещена его превосходная литография «Казанский собор» и другие работы, посвященные Санкт-Петербургу. Публикуя станковую графику, художник одновременно украшал журнал удивительно декоративным орнаментальным убранством. «Его заставки и концовки, — писал известный искусствовед и книговед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978), — всегда очень умно или начинают, или заканчивают страницы печатного текста» 9. Орнаментация — трудное искусство, всегда балансирующее между пустым украшательством и подлинным мастерством. Виньетки Лансере в № 15 и 16 «Мира искусства» А.А.Сидоров назвал «бесхитростными», обозначая тем самым их волнующую простоту и отсутствие всего наносного. Делал Лансере и обложки для «Мира искусства». В номерах за 1902 год публиковались литографии художника, а в № 9 за 1903 год был помещен его цельно-страничный шмуцтитул «Гибель богов», в котором можно усмотреть мотивы весьма далекого от мирискусников творчества Уильяма Блейка. Влияние же Бердслея, которое легко просматривается в графике Льва Бакста и Константина Сомова, в работах Лансере минимально. Еще один фронтиспис Е.Е.Лансере открывал раздел «Средневековая поэзия в миниатюрах».

Е.Е.Лансере. Тризна. Рисунок из журнала «Адская почта». 1906 г.

Е.Е.Лансере. Тризна. Рисунок из журнала «Адская почта». 1906 г.

Среди других работ Евгения Евгеньевича для «Мира искусства» нужно назвать и опубликованные в самом последнем его номере (двенадцатом) три рисунка к циклу стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта (1867—1942) и сопровождающие эту публикацию необычайно декоративные заставки и концовки. К проходным работам, без которых не обходится творчество ни одного художника, можно отнести обложки для журнала «Детский отдых» и иллюстрации к повести А.Осипова «Варяг», изданной в Петербурге в 1902 году.

Евгений Евгеньевич всегда был легок на подъем: в 1902 году он снова отправился в далекую поездку, но на этот раз не на Запад, а на Восток. Лансере посещал сибирские города, ездил в Маньчжурию и Японию. Из этой поездки Лансере привез массу рисунков, которые, впрочем, большого общественного резонанса не имели. В следующем году художник побывал на Псковщине (древние памятники этой земли восхищали Лансере, хотя сколько-нибудь заметного влияния на его творчество не оказывали, а затем путешествовал по Курской и Киевской губерниям, писал пейзажи.

В годы Первой русской революции Е.Е.Лансере, как и его друзья по «Миру искусства», активно участвовал в оформлении оппозиционных журналов. Его, человека чистого духом и до болезненности чувствительного, возмутила кровь, пролитая на улицах Санкт-Петербурга 9 января 1905 года. Много позднее, вспоминая об этих днях, Лансере писал: «Общее возмущение режимом, смутные надежды на более справедливое устройство жизни захватили и нас, небольшой кружок художников... Всякая оппозиция правительству находила в нас сочувствие»10. В № 2 журнала «Жупел» был помещен рисунок Лансере «Москва. Бой», где была изображена наша древняя столица с колокольни Страстного монастыря, с которой каратели расстреливали мятежные толпы.

После того как «Жупел» был запрещен, а его основатели попали в тюрьму, Евгений Евгеньевич не побоялся объявить себя издателем нового журнала «Адская почта», в первом же номере которого был помещен его остро сатирический, направленный против печально известной «черной сотни» рисунок «Радость на земле основных законов ради», а в следующем — рисунки «Рады стараться, Ваше Превосходительство» и «Тризна». На последнем рисунке представлены городовые, празднующие победу. Изобразительное решение с резким контрастом белых и черных пятен здесь как бы вступало в противоречие с обычным для мирискусников культом линии.

 

Окончание в следующем номере

КомпьюАрт 4'2005

compuart.ru

Художник Лансере Евгений Евгеньевич — исторические личности москвы

Родился в семье скульптора Евгения Александровича Лансере - художественной династии, где все родственники были связаны с искусством. Его сестра З.Е. Серебрякова тоже стала художником. Дед Н.Л. Бенуа был академиком архитектуры, дяди Л.Н. Бенуа - архитектором и А.Н. Бенуа - художником, основателем объединения «Мир искусства». Детство Евгения прошло в имении Нескучное на Украине. Когда Евгению Лансере было десять лет, умер его отец, и семья переехала в Санкт-Петербург. Дом семьи Лансере называли «Дом Бенуа у Николы Морского». У юного Евгения рано проявились художественные способности: он записал в дневнике: «Прежде всего – быть отличным художником». Евгений Лансере учился в первой петербургской гимназии.

В 1892 году в семнадцать лет он поступил в рисовальную школу «Общества поощрения художеств», где учился у Я.Ф. Ционглинского и Э.К. Липгарта.

В 1895 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Европе. Он учился в академиях Ф. Кларосси (1895 -1896) и Р. Жюльена (1896 -1897) во Франции, где получил качественную профессиональную подготовку.

В 1898 году он получил крупный заказ на оформление книжной графикой книги Е.Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1899 году. Для выполнения это заказа он путешествовал по Бретани и западу Франции, делая наброски и рисунки пейзажей и замков в альбомах. Эти иллюстрации были выставлены на выставке русских и финляндских художников Сергея Дягилева.

В 1899 году он вернулся в Россию и стал членом объединения «Мир искусства», задуманного как «кафедра толкования и пропаганды новой эстетики». Евгений Лансере стал постоянным сотрудником журнала «Мир искусства», в период оформления которого сотрудничал с журналами «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых».

В 1905 году Евгений Лансере уехал в путешествие по Дальнему Востоку.

В 1905 -1908 году он сотрудничал как художник с революционными журналами «Жупел», «Адская почта», делая для них рисунки на злободневные политические темы.

В 1907 – 1908 году Евгений Лансере создал «Старинный театр».

В 1911 году написал темперой картину «Корабли времен Петра Первого», приобретенную Третьяковской галереей.

В 1912 – 1915 годах он стал художественным руководителем фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В 1914 -1915 годах Евгений Лансере был военным художником-корреспондентом на Кавказе в течение Первой мировой войны. Его военные рисунки выходили на открытках.

В 1917 – 1919 годы жил в Дагестане.

В 1919 году он был художником в Осведомительно-агитационном бюро (ОСВАГ) Добровольческой армии А.И. Деникина.

В 1920 году Евгений Лансере переехал в Ростов-на-Дону, позднее в Тифлис. В этот период он был рисовальщиком в Музее этнографии, выезжая в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.

В 1922 году Евгений Лансере получил звание профессора Академии художеств Грузии, МАРХИ.

В 1924 году в качестве театрального художника оформил постановку «Юлий Цезарь» У. Шекспира в Кутаиси.

В 1927 году он поехал в Париж от Академии художеств Грузии.

В 1934 году Евгений Лансере переехал в Москву. В этот период он сделал монументальные росписи темперой и силикатными красками залов Казанского вокзала.

В 1934 – 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

В 1937 году он выполнил росписи темперой в гостинице «Москва».

В 1938 году оформил постановку пьесы «Горе от ума» в Малом театре в Москве.

В 1943 году Евгений Лансере стал лауреатом Сталинской премии второй степени.

В 1945 году ему было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В 1946 году оформил постановку пьесы «Барышня-крестьянка» в Большом театре в Москве.

Евгений Лансере скончался 13 сентября 1946 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

um.mos.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта