Описание картины Иеронима Босха «Святые отшельники». Картины святые
Иконы и изображения святых
Аарон Первосвященник
Аарон Первосвященник
Аарон Первосвященник
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Мученик Або Тбилисский
Адам, праотец
Адам, праотец
Адам, праотец
Адам, праотец
Мученик Адарнасе
Мученик Адриан Никомидийский
Мученик Адриан Никомидийский
Мученик Адриан Никомидийский
Преподобномученик Адриан Ондрусовский
Преподобномученик Адриан Ондрусовский
Преподобномученик Адриан Пошехонский, Ярославский, игумен
Преподобномученик Адриан Пошехонский, Ярославский, игумен
Преподобномученик Адриан Пошехонский, Ярославский, игумен
Священномученик Адриан Троицкий, пресвитер
Мученик Аетий Амморейский (Фригийский)
Мученик Афанасий, комментарисий
Преподобный Афанасий Афонский, игумен
Преподобный Афанасий Афонский, игумен
Преподобный Афанасий Афонский, игумен
Преподобный Афанасий Афонский, игумен
Преподобный Афанасий Афонский, игумен
Преподобномученик Афанасий Брестский, игумен
Преподобномученик Афанасий Брестский, игумен
Святитель Афанасий I Константинопольский, патриарх
Святитель Афанасий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский, патриарх
Святитель Афанасий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский, патриарх
Мученик Афанасий Мелитинский
Преподобный Афанасий Младший
Преподобный Афанасий Младший
Преподобный Афанасий Муромский (Мурманский), Олонецкий, игумен
Преподобный Афанасий Печерский, затворник
Преподобный Афанасий Печерский, затворник
Святитель Афанасий (Сахаров), Ковровский, епископ
Святитель Афанасий (Сахаров), Ковровский, епископ
Святитель Афанасий (Сахаров), Ковровский, епископ
Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ
Преподобная Афанасия Эгинская, игумения
Преподобная Афанасия Эгинская, игумения
Преподобная Афанасия Эгинская, игумения
Священноисповедник Агафангел (Преображенский), Ярославский, митрополит
Священноисповедник Агафангел (Преображенский), Ярославский, митрополит
Священноисповедник Агафангел (Преображенский), Ярославский, митрополит
Мученик Агафангел Римлянин
Мученик Агафангел Римлянин
Преподобномученица Агафия Никомидийская, игумения
Преподобномученица Агафия Никомидийская, игумения
Преподобномученица Агафия Никомидийская, игумения
Мученица Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева
Мученица Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева
Мученица Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева
Священномученик Агафодор Херсонесский, епископ
Священномученик Агафодор Херсонесский, епископ
Преподобный Агафон Печерский
Преподобный Агафон Печерский
Мученик Агафоник Никомидийский, Силиврийский
Мученик Агафопус Критский
Мученик Агафопус Критский
Мученик Агафопус Критский
Мученик Агапий Римский
Мученик Агапий Римский
Мученица Агапия Аквилейская
Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный
Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный
Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный
Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный
Пророк Аггей
Пророк Аггей
Мученица Агния (Анна) Римская, дева
Мученица Агриппина Лесина
Мученица Агриппина Римляныня
Пророк Ахия Силомлянин
Преподобный Ахила Печерский, диакон
Преподобный Ахила Печерский, диакон
Святитель Ахиллий Ларисийский, епископ
Преподобный Акакий Мелитинский, епископ
Преподобномученик Акакий Новый, Сярский, Афонский
Преподобномученик Акакий Новый, Сярский, Афонский
Преподобный Акакий Синайский
Апостол от 70-ти Акила Гераклейский, епископ
Мученик Акила Трапезундский
Мученица Акилина Старшая, Библосская (Финикийская)
Мученица Акилина Старшая, Библосская (Финикийская)
Мученица Акилина Старшая, Библосская (Финикийская)
Священномученик Александр Адрианопольский, епископ
Священномученик Александр Адрианопольский, епископ
Мученик Александр Африканский
Мученик Александр Африканский
Мученик Александр Африканский
Священномученик Александр Андреев, пресвитер
Священномученик Александр Андреев, пресвитер
Священномученик Александр Архангельский, пресвитер
Священномученик Александр Архангельский, пресвитер
Священномученик Александр Буравцев, пресвитер
Священномученик Александр Цицеронов, пресвитер
Священномученик Александр Цицеронов, пресвитер
Мученик Александр Эгейский
Мученик Александр Египетский, воин
Священномученик Александр Гневушев, пресвитер
Священномученик Александр Хотовицкий, пресвитер
Священномученик Александр Хотовицкий, пресвитер
Священномученик Александр I, папа Римский
Священномученик Александр Иерусалимский, епископ
Священномученик Александр Иерусалимский, епископ
Священномученик Александр Иерусалимский, епископ
Священномученик Александр Ильенков, пресвитер
Священномученик Александр Ильенков, пресвитер
Праведный Александр Юнгеров, Чагринский, протоиерей
Мученик Александр Каталитский (Калитский), кузнец
Священномученик Александр Команский, епископ
Священномученик Александр Команский, епископ
Святитель Александр Константинопольский, патриарх
Святитель Александр Константинопольский, патриарх
Святитель Александр Константинопольский, патриарх
Преподобный Александр Константинопольский
Преподобный Александр Константинопольский
Священномученик Александр Крутицкий, пресвитер
Священномученик Александр Крылов, пресвитер
Священномученик Александр Крылов, пресвитер
Священномученик Александр Крылов, пресвитер
Священномученик Александр Крылов, пресвитер
Преподобный Александр Куштский, игумен
Преподобный Александр Куштский, игумен
Мученик Александр Медем
Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер
Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер
Священноисповедник Александр Орлов, пресвитер
Преподобный Александр Ошевенский, игумен
Преподобный Александр Ошевенский, игумен
Преподобный Александр Ошевенский, игумен
Преподобный Александр Ошевенский, игумен
Преподобный Александр Пересвет, воин, схимонах
Преподобный Александр Пересвет, воин, схимонах
Преподобный Александр Пересвет, воин, схимонах
Преподобный Александр Пересвет, воин, схимонах
Священномученик Александр Петропавловский, пресвитер
Священномученик Александр (Петровский), Харьковский, архиепископ
Священномученик Александр Поспелов, пресвитер
Священномученик Александр Поздеевский, пресвитер
Мученик Александр Римский
Мученик Александр Римский
Мученик Александр Римский
Священномученик Александр Сахаров, пресвитер
Священномученик Александр (Щукин), Семипалатинский, архиепископ
Священномученик Александр Сидский (Памфилийский), пресвитер
Священномученик Александр Скальский, пресвитер
Священномученик Александр Смирнов, пресвитер
Мученик Александр Солунский (Фессалоникийский)
Мученик Александр Солунский (Фессалоникийский)
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Преподобный Александр Свирский, игумен
Священномученик Александр Талызин, пресвитер
Священномученик Александр Телемаков, пресвитер
Священномученик Александр Телемаков, пресвитер
Священномученик Александр Тетюев, пресвитер
Священномученик Александр Тетюев, пресвитер
Священномученик Александр (Трапицын), Самарский, архиепископ
Священномученик Александр Туберовский, пресвитер
Преподобноисповедник Александр (Уродов), архимандрит
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский
Священномученик Александр Вершинский, пресвитер
Священномученик Александр Вислянский, пресвитер
Священномученик Александр Вислянский, пресвитер
Священномученик Александр Воздвиженский, пресвитер
Мученица Александра Анкирская (Коринфская), дева
Мученица Александра Анкирская (Коринфская), дева
Мученица Александра Анкирская (Коринфская), дева
Мученица Александра Анкирская (Коринфская), дева
Мученица Александра Анкирская (Коринфская), дева
Преподобномученица Александра (Червякова), схимонахиня
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Преподобномученица Александра Дьячкова, послушница
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Александра Романова, императрица Российская
Александра Романова, императрица Российская
Александра Романова, императрица Российская
Александра Романова, императрица Российская
Александра Романова, императрица Российская
Мученица Александра Устюхина
Священномученик Алексий Аманов, пресвитер
Священномученик Алексий Бенеманский, пресвитер
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий, человек Божий
Праведный Алексий Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Праведный Алексий Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Праведный Алексий Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Мученик Алексий Константинопольский
Мученик Алексий Константинопольский
Мученик Алексий Константинопольский
Священномученик Алексий Красновский, пресвитер
Священномученик Алексий Лебедев, пресвитер
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, всея Руси чудотворец, митрополит
Святитель Алексий Московский, вс
azbyka.ru
Иконы. Святых, Божьей матери, Богородицы. Православные иконы в высоком разрешении. Все картины художника
Старинные иконы - история иконописи на Руси
Икона представляет собой рельефное живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или Святых. Ее нельзя назвать картиной, поскольку в ней воспроизводится не то, что у художника находится перед глазами, а фантазия или прототип, который нужно учитывать.
История иконописи уходит в далекие времена и берет собственное начало в раннем христианстве на Руси. Это искусство является многогранным и уникальным. И неудивительно, поскольку оно отражает в полной мере славные традиции и духовность российского народа. Это и культовый предмет для православных, и культурное национальное достояние.
Строгая хронология здесь отсутствует, однако, принято считать, что первые иконы на Руси начали использоваться в X столетии, когда было принято христианство. Иконопись оставалась центром древнерусской культуры до XVII столетия, когда в петровскую эпоху её стали вытеснять светские виды изобразительного искусства. Несмотря на то, что христианские храмы присутствовали в Киеве и раньше, только после 988 года была построена первая каменная церковь. Работы по росписи выполнялись специально приглашенными мастерами из Византии. Иногда самые важные части её росписи осуществлялись в технике мозаики.
Князь Владимир I из Херсонеса привез в Киев множество святынь и икон. К огромному сожалению, с годами они были потеряны. Кроме того, из Чернигова, Киева, Смоленска и прочих южных городов до сегодняшнего времени не дошло ни одной иконы того времени. Однако об иконописи можно говорить, учитывая многочисленные настенные росписи. Наиболее древние иконы на Руси смогли сохраниться в Великом Новгороде (на территории Софийского собора).
К началу XIII столетия максимальный расцвет отечественной иконописи наблюдался у художественного центра Владимиро-Суздальского княжества. Однако вторжение на Русь Батыя негативно сказалось на дальнейшем развитии иконописи. Из икон ушла гармония, характерная Византии, многочисленные приемы письма стали упрощаться и консервироваться. Но художественная жизнь целиком не прервалась. Русские мастера продолжали трудиться в Ростове, на Русском Севере и в Вологде. Ростовские иконы характеризовались значительной экспрессией, активностью образов и резкостью исполнения. Эта иконопись всегда выделялась своей артистичностью, тонкостью, а также рафинированным сочетанием красок.
Но с конца XIV века в Москве была сосредоточена вся художественная жизнь Руси. Именно тут трудились многочисленные мастера: сербы, русские, греки. Сам Феофан Грек работал в Москве. Иконы того времени смогли подготовить серьёзное основание для расцвета отечественной иконописи начала XV столетия, в частности – гениальных икон Андрея Рублева. Повышенное значение мастера уделяли краскам и цветовой гамме. Неудивительно, что русская древняя иконопись представляет собой сложное и большое искусство.
В иконах тех времен важнейшее место занимали разнообразные пурпурные тона, оттенки небесного, голубого свода (они применялись для изображения зарева, грозы). Новгородская иконопись XV столетия смогла сберечь привычную любовь к легким и ярким краскам. Интенсивное и вызывающее чувство цвета было свойственно Псковской школе. В сравнении со звонким колоритом Новгорода в ней доминируют знаменитые тона, с огромным моральным напряжением в ликах святых. Что касается эпохи Рублева, то её главной задачей было возрождение веры в человека, в его доброту и нравственные силы. Художники того периода всеми возможными способами пытались донести, что иконопись представляет собой искусство, где любая деталь имеет огромный смысл.
На сегодняшний день одними из самых значимых православные считают такие иконы:
❶ «Владимирская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об избавлении от нашествий врагов, об укреплении веры, о сохранении целостности страны и примирении враждующих. История этой иконы уходит собственными корнями в далекое прошлое. Её принято считать величайшей святыней земли Русской, которая свидетельствует относительно особого покровительства Божией Матери над Российской империей в XIV-XVI столетия во время набегов татарских полчищ. Есть предание о том, что эта икона была создана ещё при жизни самой Богородицы. Любой из дней троекратного торжества иконы Владимирской богородицы современная православная церковь связывает с избавлением народа от порабощения за счет молитв, которые были обращены именно к этой иконе.
❷ «Спас Вседержитель». Эту икону часто называют «Спас» или «Спаситель». В иконографии Христа это центральный образ, представляющий Его в качестве Небесного Царя. Именно по этой причине её принято ставить во главу иконостаса.
❸ «Казанская богородица». Во время обращения к этой иконе верующие молятся об исцелении недуга слепоты, просят избавления от вражеских нашествий. Казанская Богородица считается заступницей в тяжкие времена. Ею благословляют молодых, которые приняли решение вступить в брак. У представленной иконы также просят счастья и семейного благополучия. Именно поэтому её часто вешают у детской кроватки. На сегодняшний день икона Казанской Богородицы встречается практически в любом храме. Образ Богородицы также можно найти в большинстве верующих семей. В период правления династии Романовых такая икона являлась одной из наиболее почитаемых и важных святынь, что позволило ей считаться покровительницей царской семьи.
❹ «Спас Нерукотворный». В соответствии с церковным преданием, первой иконой считался образ Спасителя. Существует легенда, что произошло это во время земного существования Спасителя. Князь Авгарь, являвшийся правителем города Едессы, был серьёзно болен. Услышав об исцелениях, которые совершал Иисус Христос, ему захотелость посмотреть на Спасителя. Он отправил гонцов за живописцем, чтобы тот сделал портрет Христа. Вот только художнику не удалось выполнить поручение, поскольку от лица Господа шло настолько сильно сияние, что кисть творца не смогла передать Его Свет. Однако Господь отер Свой пречистый лик полотенцем, после чего на нём отобразился Его Образ. Только после получения образа Авгарь смог исцелиться от собственной болезни. Сегодня к образу спасителя обращаются с молитвами, а также просьбами наставления на путь истинный, об избавлении от плохих мыслей и спасении души.
❺ Икона святого Николая Чудотворца. Николай Чудотворец известен как покровитель всех, кто постоянно в пути, – летчиков, рыбаков, путешественников и мореплавателей, является наиболее почитаемым во всем мире святым. Кроме того, он является заступником тех, кого несправедливо обидели. Он покровительствует детям, женщинам, невинно осужденным и нищим. Иконы с его изображением являются наиболее распространенными в современных православных храмах.
Семистрельная икона Божией Матери
История обнаружения этой иконы своими корнями уходит далеко в прошлое. Считается, что около четырёхсот лет назад она была найдена на одной из колоколен Церкви Святого апостола Иоанна Богослова в Вологодской области. Тогда, давно страдающий хромотой крестьянин увидел сон, в котором имел долгожданное излечение от своего недуга. Божественный голос во сне сказал ему, что если совершить молитву возле иконы Пресвятой Богородицы, то болезнь покинет его, место нахождения данной святыни также открылось ему.
Дважды крестьянин приходил на колокольню при местной церкви и повествовал о своем сне, но ни кто тогда не верил его рассказам. Только на третий раз, после долгих уговоров, страждущего все-таки пустили на звонницу. Каково же было удивление местных жителей, служителей Церкви, когда на лестнице, вместо одной из ступеней была обнаружена икона, которую все принимали за обычную жердочку. Выглядела она как холст, наклеенный на обыкновенную деревянную доску. Ее отмыли от пыли и грязи, восстановили, насколько это было возможно, а потом провели молебен Семистрельной Богородице. После этого крестьянин исцелился от мучительного недуга, а икона стала почитаться церковнослужителями наравне с остальными. Так, в 1830 году свирепствовала в Вологодской губернии холера , уносившая жизни многих тысяч людей. Верующие местные жители провели крестный ход вокруг поселения, вместе с иконой, совершая молебен Пресвятой Богородице. Через некоторое время количество заболевающих пошло на спад, а далее напасть и вовсе навсегда покинула этот город.
После этого случая икона ознаменовала ещё множество по истине чудотворных исцелений. Однако, после революции семнадцатого года Храм Святого Апостола Иоанна Богослова, где находилась икона был разрушен, а сама икона исчезла. В настоящее время мироточащая Икона Семистрельной Божией Матери находится в Москве при храме Архангела Михаила.
Довольно таки интересно само изображение Божией Матери. Обычно на всех иконах Она предстает со Спасителем на руках, либо с ангелами и святыми, а здесь Богородица изображена в совершенном одиночестве, с вонзенными в Ее сердце семью мечами. Этот образ символизирует Ее тяжелые страдания, неописуемое горе и глубокую печаль за своего Сына во времена пребывания на земле. А написана эта икона на пророчество святого праведного Симеона, приводимое в Писании.
Существует мнение некоторых священнослужителей о том, что семь пронзающих грудь Богородицы стрел олицетворяют семь наиболее главных человеческих страстей, греховных пороков. Также есть мнение, что семь стрел являются семью святыми Таинствами.
Перед этой иконой принято молиться во умилостивление злых сердец, во времена эпидемий болезней, молятся также за военных, отдающих долг Родине, чтобы вражеское орудие обошло их стороной. Молящийся как бы прощает обиды врагов своих и просит о смягчении их сердец.
Днем почитания Иконы Семистрельной Божией Матери считается 13 августа по новому стилю или 26 августа по старому.. Во время молитвы желательно, что бы было поставлено не менее семи свечей, однако это не обязательно. При этом читается молитва Многострадальной Матери Божией и Тропарь.
Дома определенное расположение иконы не предписано, поэтому она может располагаться как на иконостасе, так и в любом другом месте, например на стене при входе в главную комнату. Однако существует несколько советов по её местонахождению: она не должна висеть или стоять возле телевизора, вокруг нее не должно быть никаких фотографий или изображений, плакатов.
Семистрельный образ является отражением евангельского повествования о прибытии в Иерусалимский храм Девы Марии и Младенца Иисуса в 40-й день после Его рождества. Святой старец Симеон, служивший в храме, прозрел в Младенце ожидаемого всеми Мессию и предрек Марии испытания и страдания, которые как оружие пронзят её сердце.
Икона Семистрельная изображает Богородицу одну, без Младенца Иисуса. Семь пронзающих её сердце мечей или стрел (четыре меча слева, три – справа) – это символ скорбей, которые перенесла Матерь Божья в земной своей жизни. Само оружие, символически изображенное семью мечами, означает невыносимые душевные муки и скорбь, которые испытала Дева Мария в часы крестных мучений, распятия и смерти на кресте сына Ее.
Согласно Священному Писанию число семь символизирует полноту чего-либо: семь смертных грехов, семь основных добродетелей, семь церковных таинств. Изображение семи мечей не случайно: образ меча ассоциируется с пролитием крови.
У этой иконы Богородицы существует ещё один вариант иконографии – «Симеоново Проречение» или «Умиление злых сердец», где семь мечей располагаются с обеих сторон по три и один в центре.
Чудотворная икона Богоматери Семистрельная имеет северорусское происхождение, связанное с её чудесным явлением. До 1917 г она пребывала в храме Иоанна Богослова близ Вологды.
Существует предание о её чудесном обретении. Некому крестьянину, многие годы тяжело страдающему неизлечимой хромотой и молившемуся об исцелении, был Божественный голос. Он повелел ему найти среди ветхих икон, которые хранились на колокольне Богословской церкви, образ Богоматери и помолиться ему об исцелении. Икона была найдена на лестнице колокольни, где служила ступенькой как простая доска, покрытая грязью и сором. Священнослужители очистили образ и отслужили молебен перед ним, а крестьянин исцелился.
Перед образом Семистрельной Богоматери молятся об умиротворении враждующих, об обретении дара терпения при озлоблении сердца, при вражде и гонениях.
Празднование иконы совершается 26 августа и в Сретение Господне 15 февраля.
Икона Святого Архангела Михаила
Михаил считается очень важной персоной в небесной иерархии, слово Архангел означает «предводитель ангелов». Он является главным лидером среди ангелов. Имя Михаил означает «один, который подобен Богу».
Архангелы всегда считались воинами и защитниками Неба. Конечно же, главный покровитель и защитник Христианской веры великий Архангел Михаил. Стоит заметить, что Святой Архангел Михаил является одним из самых знаменитых ангелов, также он называется Архистратигом, что означает, что он самый Главный всех бесплотных сил.
Согласно Священному писанию и преданию он всегда заступался, за человечество и всегда будет продолжать служить одним из главных защитников веры. Перед иконами с Архангелом Михаилом люди просят защиту от вторжения врагов, гражданской войны, и для поражения противников на поле боя.
Собор Михаила и всех бесплотных сил небесных празднуется 21 ноября, 19 сентября празднуется чудо Архангела в Колоссах. Упоминания о Михаиле впервые можно заметить в Ветхом Завете, хотя Михаил не упоминается по имени в тексте, но было сказано, что Иисус Навин “посмотрел вверх и увидел человека, стоящего перед ним с мечом обнаженным в руке”.
В книге Даниила, Михаил появляется вместе с Архангелом Гавриилом, чтобы помочь победить персов. В более позднем видении он сказала Данилу, что “в то время (конец времени) Михаил, князь Великий, будет защищать народ. Время настанет тяжкое, какое не было от начала времен…” Таким образом можно понять, что Михаил играет одну из ключевых ролей в качестве защитника Израиля, его избранного народа, и Церкви.
Отцы Церкви также приписывают Михаилу следующее событие: Во время Исхода израильтян из Египта он шел впереди них, в виде столпа облака днем, и ночью в виде огненного столпа. Сила великого главнокомандующего проявилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского императора Сеннахериба, также нечестивого вождя Гелиодора.
Стоит упомянуть, что чудесных случаев связанных с Архангелом Михаилом много, защита трех юношей: Анании, Азарии и Мисаила, которых бросили в раскаленную печь за отказ поклониться идолу. По воле Бога, главнокомандующий Архангел Михаил транспортирует пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу в ров львиный. Архангел Михаил спорил с дьяволом над телом святого пророка Моисея.
Во времена Нового Завета, святой Архангел Михаил показал свою силу, когда он чудесным образом спас молодого человека, которого бросили в море разбойники с камнем на шее, на берегах Афонских. Эта история находится в Афонском патерике, из жизни Санкт Неофита.
Возможно, самое известное чудо, связанное с великим святым Архангелом Михаилом, это спасение церкви в Колоссах. Ряд язычников пытались уничтожить эту церковь, направляя поток двух рек непосредственно на нее. Архангел появился среди вод, и, неся крест, направил реки под землю, так что церковь осталась стоять на земле и не была уничтожена благодаря Михаилу. Весной вода этих рек после этого чуда события, как говорят, имеет целительные силы.
Русские люди почитают Архангела Михаила наряду с Божьей Матерью. Пречистую Богородицу и Михаила всегда упоминают в церковных песнопениях. Многие монастыри, соборы, церкви посвящены главнокомандующему сил небесных Святому Архангелу Михаилу. На Руси не было города, где не было церкви или часовни посвященной Архангелу Михаилу.
На иконах Михаил, чаще изображен держа меч в руке, а в другой он держит щит, копьё, или белое знамя. Некоторые иконы Архангела Михаила (или архангела Гавриила) показывают ангелов держащими шар в руке, и посох в другой.
Икона Казанской Божьей Матери
Наиболее распространенные и почитаемые на Руси православные иконы – это иконы Богоматери. Предание гласит, что первый образ Богородицы был создан евангелистом Лукой при жизни Богоматери, она одобрила икону и сообщила ей свою силу и благодать. В русской православной церкви насчитывается около 260 богородичных образов, прославленных чудесами. Один из таких образов – икона Казанской Божьей Матери.
По иконографии этот образ относится к одному из основных шести иконографических типов, который называется «Одигитрия» или «Путеводительница». Древнерусский вариант этой иконы, написанный монахом-иконописцем по образу византийской Одигитрии, отличается теплотой, смягчающей царственную осанку оригинала из Византии. Русская Одигитрия имеет не поясной, а оплечный образ Марии и Младенца Иисуса, благодаря чему их лики будто вплотную приближаются к молящимся.
В России существовали три главные чудотворные иконы Казанской Божьей Матери. Икона первая – это чудом явленный в 1579 г в Казани первообраз, который хранился в казанском Богородичном монастыре до 1904 г и был утрачен. Вторая икона является списком казанского образа и была подарена Ивану Грозному. Позднее эта икона Божьей Матери была перевезена в Санкт-Петербург и перенесена в Казанский собор при его освещении 15 сентября 1811 г. Третья икона Казанской Богоматери является списком с казанского первообраза, была передана ополчению Минина и Пожарского и хранится ныне в Москве в Богоявленском соборе.
Кроме этих основных икон Казанской Богоматери было сделано большое количество её чудотворных списков. Молитва перед этим образом помогает во всех людских печалях, скорбях и невзгодах. Русские люди всегда молились ей о защите земли родной от врагов-иноземцев. Присутствие этой иконы в доме защищает его домочадцев от всех бед, она указывает, как Путеводительница, верный путь в принятии сложных решений. Перед этим образом Богоматери молятся при глазных болезнях. Согласно преданию, при чудесном обретении первообраза в Казани случилось чудо прозрения от слепоты нищего Иосифа, который три года был слеп. Этой иконой благословляют молодых на брак, чтобы был он крепок и долог.
Празднование Казанской иконы Богоматери совершается дважды в году: в честь обретения образа 21 июля и в честь освобождения Руси от польской интервенции 4 ноября.
Иверская икона Божьей Матери
Иверская икона Божьей Матери, почитаемая на Руси как чудотворная, является списком с древнейшего образа, который хранится в Иверском монастыре в Греции на Афоне и датируется 11-12 веком. По иконографическому типу она является Одигитрией. Согласно сказанию, икона Богородицы, спасаемая от иконоборцев во времена царствования императора Феофила (9 век), явилась чудесным образом иверским монахам. Они поместили её в надвратной церкви и назвали Портаитисса или Вратарница.
В этом варианте Одигитрии лик Девы Марии обращен и склонен к Младенцу Иисусу, который представлен в легком повороте к Деве Марии. У Богородицы на подбородке изображена кровоточащая рана, которую, по преданию, нанесли образу противники икон.
Чудотворный образ был хорошо известен на Руси. При царствовании Алексея Михайловича монахами Иверского монастыря был сделан список с первообраза и доставлен в Москву 13 октября 1648 г. В 17 в. Иверская Богоматерь была особо почитаема на Руси.
Икона Пресвятой Богородицы Иверская помогает раскаявшимся грешникам найти путь и силы к покаянию, за нераскаявшихся молятся родные и близкие. Образ защищает дом от нападения врагов и стихийных бедствий, от пожара, исцеляет от телесных и душевных недугов.
Празднование Иверской иконы проводится 25 февраля и 26 октября (прибытие иконы с Афона в 1648 г).
Икона Покров Богородицы
Икона Покров Богородицы посвящена великому церковному празднику в русском православии – Покрову Пресвятой Богородицы. На Руси слово «покров» означает покрывало и покровительство. В день празднования 14 октября православные люди молятся Заступнице Небесной о защите и помощи.
Покровская икона изображает чудотворное явление Богоматери, случившееся в 10 веке во Влахернском храме Константинополя, осажденного врагами. Во время всенощной молитвы блаженный Андрей увидел чудесное явление Богородицы в окружении ангелов, апостолов и пророков. Матерь Божия сняла с главы своей покров и простерла над молящимися.
Два века спустя, в 14 в. в честь этого святого события на Руси было составлено богослужение, главной мыслью которого стало единение русских людей под Покровом Пресвятой Богородицы, для которой русская земля является Ее земным уделом.
Существовало два основных типа икон Покрова: среднерусский и новгородский. В среднерусской иконографии, которая соответствует видению блаженного Андрея, Богоматерь сама несет покров. На новгородских иконах Богоматерь является в образе Оранты, а покров удерживают и простирают над нею ангелы.
Молитва перед образом Покрова Богородицы помогает во всем, если помыслы молящегося добры и чисты. Образ помогает одолеть наших внешних и внутренних врагов, является духовным щитом не только над нашими головами, но и над нашими душами.
Икона Николая чудотворца
Среди многочисленных икон святых в Православии одним из самых любимых и почитаемых верующими является образ Николы Угодника. На Руси после Богоматери это самый почитаемый святой. Почти в каждом российском городе существует Никольский храм, а икона Николая Чудотворца есть в каждой православной церкви в одном пределе с образами Богоматери.
На Руси почитание святого начинается со времени принятия христианства, он является покровителем русского народа. Нередко в иконописи его изображали от Христа по левую руку, а по правую – Богоматерь.
Святой Николай Угодник жил в 4 веке. С юных лет служил Богу, позднее стал священником, а затем – архиепископом Ликийского города Миры. При жизни это был великий пастырь, который давал утешение всем скорбящим и приводил к истине заблудших.
Молитва перед иконой Николая Угодника защищает от всех напастей и помогает при решении всяких проблем. Образ Николая Чудотворца охраняет путешествующих по суше и по морю, защищает невинно осужденных, тех, кому грозит напрасная смерть.
Молитва Святителю Николаю исцеляет от болезней, помогает в просвещении ума, в благополучном замужестве дочерей, в прекращении междоусобиц в семье, между соседями, военных конфликтов. Святитель Николай Мирликийский помогает в исполнении желаний: недаром он явился прообразом Деда Мороза, исполняющего рождественские пожелания.
День памяти Николы Угодника отмечается трижды в году: 22 мая вешний Никола (перенесение мощей святого в г. Бари в Италии во избежание их осквернения турками), 11 августа и 19 декабря – зимний Никола.
«Русские иконы в высоком разрешении». Создание альбома: Андрей (zvjagincev) и Константин (koschey).
gallerix.ru
Описание картины Иеронима Босха «Святые отшельники»
И.Босх большую часть своих работ писал на тему о житие святых, часто использовал библейские сюжеты. Художник не использовал этюды так популярные в свое время. Часто изображалось сотворение чуда или мучительная смерть, такие картины вызывали восторг у людей Средневековья. Босха привлекали тихие сюжетные линии, которые отображали духовность и глубокий философский смысл.
Картина «Святые отшельники» отображает отшельников, которые придаются своим мыслям на фоне природы. Все картины показывают принципы жития в тракте «Подражание Христу». Три сюжета очень сложные с множеством деталей. Здесь и смирение, и соблазн женской плотью. Переплетается святость и греховные мысли, а, как известно, думать о грехе уже грешно.
Картина было создана после прочтения «Книги высшей правды». Это мистическое произведение повлияло на мировоззрение художника и послужило вдохновением для создания живописного шедевра. Полотно отображает степени прихода к высшей правде. На центральном изображении святой Иероним смотрит на распятие Христа в поисках в нем спасения. Вокруг него остатки язычества и душевные противостояния, изображенные в виде двух сцепившихся чудовищ.
Художник изобразил его нетрадиционно, отойдя от образа старца. Святой молится на остатках язычества, которые еще не исчезли. Левая сторона отображает образ святого Антония. Его искушает обнаженная женщина, а вокруг нее бесы. Такой образ соблазна очень точно передает плотские желания обычного человека.
Для художника именно этот святой был ближе всего. Святой Антоний много времени провел в пустыне. Он сопротивляется соблазну, а зарево горящего поселка все ярче освещает сопроводителей греха.
Правая сторона работы отображает жизнь святого Эгия. Он комфортно расположился в пещере и молится. Святой с торчащей из груди стрелой. Такой образ был традиционным, он закрыл собой любимого оленя. Святой Эгий охраняет всех нищих и бедных. Именно с его помощью отпускаются грехи.
opisanie-kartin.com
Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины
Картина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее внимание поклонников творчества Леонардо да Винчи.
Святой Иероним в пустыне
Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.
Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.
Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.
Флорентийский период Леонардо да Винчи. "Святой Иероним": создание картины
Большая работа на религиозный сюжет была заказана да Винчи церковным руководством его родной Флоренции в 1480 году. Молодой художник тогда ещё работал в мастерской своего учителя Андреа Вероккьо – известного мастера раннего Ренессанса.
Однако масштабной работе на доске более метра в высоту не суждено было стать завершённым живописным произведением. В 1482 году, в силу политических интриг, отбывает в Милан Леонардо да Винчи. «Святой Иероним» остаётся во Флоренции, и мастер более никогда не возвращается к работе над ним.
Современное состояние картины
Сегодня работа в живописном плане сохранилась так, как её оставил Леонардо да Винчи. Святой Иероним на фоне скал, лев у ног, пейзаж на дальнем плане прорисованы на светлом подмалёвке. Скалы и пустыня, окружающие их, намечены тёмным. Экспрессивная фигура святого тщательно проработана и подготовлена для живописного слоя, в то время как остальные детали только намечены общими контурами. Даже в таком варианте работа поражает экспрессией и трагизмом созданного образа.
К счастью, «Святой Иероним» Леонардо не подвергся позднейшим попыткам художников закончить шедевр. Тем не менее до наших дней картина дошла в плохом состоянии. Некогда распиленная на две части, она просуществовала в качестве крышки для ларца, а потом столешницы почти три столетия. И только в 19 веке была вновь восстановлена и заняла своё место среди других шедевров в коллекции Ватикана.
fb.ru
Картина "Святая Цецилия", Рафаэль Санти: описание
Простая христианка Цецилия, жившая в Риме примерно в 200 – 230 годах, пострадала за веру, умерла мученической смертью и была причислена к лику святых. Ее атрибутами считаются роза и музыкальные (клавишные или струнные) инструменты.
Жизнеописание
Святая Цецилия родилась в знатной римской семье. С юных лет она приобщилась к святым таинствам христианства. Она пламенно желала служить бедным и дала обет сохранить чистоту и целомудрие до самой смерти. Под пышными нарядами она носила грубую власяницу.
Родители нашли ей жениха по имени Валериан. Он был язычником, как и его брат Тивуртий. На свадьбе Цецилия слышала небесную музыку и сказала Валериану, что за ней наблюдает ангел, чтобы наказать того, кто решится нарушить ее девственность. Валериан пожелал увидеть ангела. Для этого ему надо было принять крещение. После крещения Валериан увидел ангела, венчающего Цецилию венком из роз и лилий. Они стали жить вместе как сестра и брат и помогать неимущим. Позже пришел к христианству и брат Валериана Тивуртий. Молодежь активно помогала беднякам, и это не понравилось префекту Рима, Турцию Алхимаю. Он потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам, а когда получил отказ, то отправил Валериана и Тивуртия на мученическую смерть под плетьми за городом. Их вера была столь сильна, что о смерти они не думали, а приобщили к христианству начальника своей стражи Максима. После их казни Максим рассказывал, как он видел их восхождение на небо, за что и был казнен. За это время святая Цецилия раздала все имущество и обратила в христианство четыреста римлян.
Мученическая смерть
Молодую женщину тоже отправили к префекту, и ей предстояло умереть от удушья в бане. Три дня и три ночи она оставалась в ней, но когда баню открыли, то святая Цецилия была жива. Тогда ее отправили на плаху, но палач нанес ей три раны и не смог отсечь голову. После этих истязаний он сбежал. К еще живой, истекающей кровью святой три дня шли люди, чтобы напитать губки и ткани ее кровью (статья Saint Cecilia) и уверовать в Христа.
Мощи святой
Тело и голову святой захоронили в катакомбах. Христиане молились перед ними. В IX веке нетленные мощи святой Цецилии перенесли в храм в Трастевере, а ее голову – в монастырь Санти-Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году вскрыли саркофаг с телом, то оно чудесным образом обрело голову. Это потрясло многих, в том числе и скульптора Стефано Мадерно. Он изваял скульптуру лежащей на боку святой. Она находится в базилике в Риме, а ее копия – в катакомбах.
Покровительница музыки и музыкантов
Цецилия Римская с XV века считается покровительницей музыки: она, идя к венцу, молилась и пела духовные гимны. Первое упоминание о музыкальном празднике, который был произведен в ее честь, – это 1570 год, Эвр, Нормандия. Папа Сикст V издал специальную буллу, по которой святая Сесилия считается покровительницей музыки. Она символизирует центральную часть литургии. Джованни Палестрина организовал посвященное ей в Риме общество духовной музыки, позже преобразованное в Академию, которая существует по сегодняшний день и называется Национальная академия «Санта Чечилия». Генри Перселл и Георг Гендель первые сложили «Оды на день св. Цецилии». Он выпадает на 22 ноября. Эту традицию продолжат музыканты всех веков (Шарпантье, Гуно, Бриттен, Малер), в том числе и нашего времени. Так, в 1966 году Макл Херден написал композицию «Гимн святой Цецилии».
Классическое произведение Рафаэля
В 1513 году Рафаэль Санти получил от кардинала Лоренцо Пуччи заказ в честь святой Цецилии для часовни августинцев в Болонье. Покровителем часовни и фактическим заказчиком была Елена Дульоли даль Олио. Она была известна экстатическими припадками, которые у нее вызывала музыка. Поэтому она и попросила для себя образ Св. Цецилии, которая игрой на органе приводила себя в экстаз (по материалам статьи «Рафаль Санти», перевод с английского). Рафаэль изобразил именно этот момент. Орган опущен, святая видит поющих небесных ангелов (деталь). Ее лицо исполнено тихой страсти и восторга. Темные выразительные глаза у нее одной смотрят вверх, каштановые волосы открывают чистое лицо. От нее исходит теплый и лучистый свет жизни, ибо она слушает музыку неба.
Иконография
Это не картина, а икона, и в ней каждая деталь несет специфическую нагрузку. Пять фигур на ней не случайны. Пять в христианстве означает четырех апостолов и Христа. В центре стоит центральное лицо – святая Цецилия. Рафаэль с двух сторон симметрично расположил ее спутников. Мы их определяем по атрибутам. Апостол Павел, создатель христианской доктрины, стоит, опираясь на меч и держа в руках бумаги. Он смотрит вниз, на разбросанные сломанные музыкальные инструменты, и погружен в глубокое раздумье. Евангелист Иоанн, склонив голову к правому плечу, смотрит на святого Августина. Внизу из-под его мантии выглядывает темный орел. Далее справа, держа посох, на Иоанна Богослова смотрит блаженный Августин. Мария Магдалина, прошедшая через искупление грехов и теперь чистая, с блестящим темным сосудом из алебастра, в руках смотрит прямо на зрителя, который глядит на нее. Таким образом, часть взглядов пересекается. Святой Павел, кроме переломанных инструментов, видит в них отказ от земных удовольствий и, кроме того, простой ремень, который лежит среди них и является для эпохи Возрождения традиционным символом целомудрия. Иоанн Богослов был покровителем девственности, а Павел хвалил за безбрачие. Сам ремень – напоминание о воздержании от плотских утех.
Ангелы на разверзнутом небе
Их видит только святая Цецилия. Рафаэль изобразил шесть поющих ангелов, чей вокал а капелла превосходит самые гармоничные звуки, которые могут издать люди. Три (сакральное число) ангела поют по своей книге. К ним присоединяет свой голос и руку четвертый. Два других – по своей. Мы получаем ряд чисел: 1, 3, 2, и в сумме 6. 1+3 дают кварту, 3+2 – квинту. Гармония же выводится, если еще присутствует октава. А она имеется, только глубоко спрятана в музыкальной теории Пифагора, в которую мы углубляться не будем.
Гармоничный мир
Вся картина Рафаэля «Святая Цецилия» представляет собой искусно сплетенные волнообразные линии, которые гармонично и ненавязчиво переплетаются между собой. Потоки линий – это складки одежды, контуры фигур монументальных тел, характерных для работ этого периода живописца. Они все удерживают взгляд зрителя на изображении. Рафаэль Санти выбрал общий золотисто-коричневый колорит, на котором выделяется только черноволосый в зеленом одеянии и красном плаще Павел. Его мощная фигура и яркость одежд подчеркивают, какую огромную работу для христианства он произвел, создав целостное учение. Основная идея картины – прославление чистоты и идеальной красоты, которую выражает Цецилия.
fb.ru
Святая Русь в красках (Михаил Нестеров)
31 марта 1890 года в Москве ждали открытия XVIII Передвижной выставки.Среди ее экспонатов была и картина молодого художника Михаила Нестерова «Видение отрока Варфоломея» — художественное воспроизведение известного эпизода из жития святого Сергия Радонежского (в миру Варфоломея).По преданию, семилетнему Варфоломею никак не давалась грамота. За это родители часто его бранили, учитель строго наказывал, а товарищи насмехались над ним. Варфоломей глубоко переживал свои неудачи в учении и молил Бога даровать ему разумение грамоты. Молитва его была услышана.Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву. Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно. Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению.Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал:— Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя.После этого инок хотел продолжить свой путь, но Варфоломей упросил его посетить дом своих родителей.Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать Псалтирь.— Я не умею, — смущенно ответил отрок.— Господь дарует тебе знание грамоты, — подбодрил его монах.Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек:— Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.В семье Нестеровых Сергий Радонежский пользовался особой любовью и почитанием. Образок с его изображением был знаком художнику с детства, что во многом предопределило его обращение к «Сергиевской» теме.
На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей — со спины.
Возможно, это — следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. И вдруг, случайно, на деревенской улице он встретил хрупкую, чахоточную девочку с огромными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» Нестеров узнал своего Варфоломея.
Другим источником светлого искусства Нестерова было глубокое личное горе.
Нестеров был учеником Василия Перова — знаменитого автора мрачной «Тройки» (малолетние подмастерья волокут на санях бочку воды), «Проводов покойника» с детским гробиком, «Сельского крестного хода» с пьяным священником. Под влиянием учителя юный Нестеров поначалу писал такие же остро-обличительные жанровые картины.
Экзамен в сельской школе. 1884
И вдруг на летних каникулах в Уфе он встретил юную Марию Мартыновскую. Это была любовь с первого взгляда. «Судьба», «суженая» — излюбленные слова в их письмах. Но родители Нестерова были против их брака, и они обвенчались без родительского благословения.
Через год, в мае 1886-го, родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.
Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на холсте. Он написал портрет жены в подвенечном платье. «Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор», — вспоминал Нестеров в старости.
Как ни странно именно после смерти Маши картины Нестерова наполнились гармонией, светом и духом. А женские образы на его полотнах приобрели черты портретного сходства с любимой покойной супругой. Должно было пройти почти два десятилетия, прежде чем он обратил внимание на другую женщину — Екатерину Петровну Васильеву, которая стала его второй женой.
Первой значительной картиной, в которой проявился самобытный нестеровский талант, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах.
Нестерову удалось нащупать свой стиль — без уклона в академизм, реализм или модный импрессионизм. Создал он и свой тип русского пейзажа, получивший название «нестеровского» — светлое предвечерие, молитвенная тишина, узорный травяной ковер, тонкие деревца — березки, рябины, вербы, темные елки. Его страна — это Святая Русь, где человек и природа объединены возвышенным молитвенным созерцанием.
Элегия (Слепой музыкант)
«Пустынник» произвел фурор на XVII Передвижной выставке и был приобретен Третьяковым для своей галереи, что значило больше, чем золотая медаль Академии художеств.
Но вернемся в 1890 год.Незадолго до открытия XVIII Передвижной выставки над «Варфоломеем» сгустились тучи. Строгие охранители чистоты передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин решили, что нестеровская картина «неправоверна» — монахи, нимбы, мистицизм, словом, полный набор средневекового мракобесия вместо пропаганды социального равенства и научного прогресса. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те "рационалистические" устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно».
Было решено повлиять на Третьякова, чтобы он отказался от покупки картины.К счастью, Третьяков не послушал влиятельных советчиков. «Видение Варфоломея» заняло почетное место в его галерее.
Образ Сергия Радонежского продолжал волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он написал большие картины «Юность преподобного Сергия»
и триптих «Труды преподобного Сергия».
Всего же за более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.
Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.
Троица Ветхозаветная
Его стремление создать современную религиозную живопись было искренним и сильным.
Убиенный царевич Дмитрий
Художник специально ездил в Италию, чтобы изучить византийское церковное искусство. Но тут его ждала творческая неудача. Из-под его кисти упрямо выходил модерн — с декоративной уплощенностью композиции, рафинированностью и бесплотностью образов, утонченностью серебристого колорита.
Александр Невский. Мозаичная икона в храме Воскресения "Спасе на Крови" в Санкт-Петербурге.
При взгляде на его «Голгофу» сразу вспоминаешь прерафаэлитов. Апостол Иоанн в эффектном алом плаще выглядит декадентским актером из уайльдовской «Саломеи».
Разве можно сравнить нестеровскую «Голгофу» с «Голгофой» Николая Ге? Впрочем, сам художник честно признавался, что изображение страстей — не его стихия.
«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо... Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало...»
В 1902 году Нестеров пишет картину «Святая Русь», пытаясь применить в ней свой опыт иконописной аскезы. В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.
Увы, картина «не прозвучала». Лев Толстой съязвил, что Христос походит на итальянского тенора.
Нестеров учел это замечание в следующей своей большой картине «Христиане», задуманной как opus magnum. Позже она получила название «На Руси» (Душа народа). Нестеров работал над этим полотном много лет. Закончена она была в 1916 году. Художник задумал показать Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Христос присутствует на полотне лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса.
Нестеров свел в одном крестном ходе людей разных эпох — князей, царей, святителей, блаженных, мужчин и женщин, державшх на своих плечах Россию, обогревавших своим милосердием ее ледяные просторы. Медсестра ведет под руку ослепшего солдата, жертву нового оружия Первой мировой — отравляющих газов. Нестеров писал раненого с натуры в госпитале. В правой части картины вместе с народом идут христианские писатели — Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского художник поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова. Для русской живописи это уникальный случай соединения в одной картине вымышленных и реальных личностей, после Нестерова к этому приему обратится Глазунов.
В ранних вариантах картины Горький тоже побывал в толпе богоискателей, но художник после раздумий убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба.
Пейзаж вполне конкретен — это Волга у Царева кургана. Река, с которой связана едва ли не вся история Россия.
Перед толпой идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Образ ребенка отсылает к словам Евангелия: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Нестеровская «Душа народа» воспринимается прежде всего как реплика к ивановскому «Явлению Христа народу». Разумеется со сходным результатом — большое художественное поражение. Приторно-декоративный привкус модерна отравил все. Правда, как известно с давних пор, иные поражения стоят десяти побед.
После Октябрьской революции, которую Нестеров возненавидел сразу и навсегда, все церковные заказы отпали. Впрочем, он не оставляет религиозной живописи, но пишет эти полотна почти подпольно, на всякий случай помечая их дореволюционными датами, и, конечно, без малейшей надежды когда-либо выставить их на суд советской публики. В «Страстной седмице» он предрекает будущее духовное возрождение России через ее веру и ее искусство.
Художник осторожничал не напрасно. Истово верующий и страстно увлеченный русской религиозной философией, до революции он был черносотенцем, членом «Союза русского народа». В 1938 году он был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н.Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга была отправлена в ссылку в Джамбул.
Впрочем, для самого Нестерова все закончилось вручением Сталинской премии (1941).
Автопортрет
В таких условиях практически единственным средством творческого существования стала портретная живопись. С ней был связан новый взлет нестеровского таланта. Лучшие из его портретов — И. Шадра, И. Павлова, С. Юдина, Е. Кругликовой были написаны после семидесяти лет.
Посмотрите, как характер человека можно выразить через… руки.
Портрет академика Павлова
Портрет хирурга Юдина
Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Последним его произведением стал пейзаж «Осень в деревне»
«Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну - родину нашу!..»
P.S.Сподвигся на много букафф под впечатлением от великолепной выставки Нестерова в ЦДХ. Кто еще не был, не лишайте себя удовольствия. Кстати, узнаете, кому подражал молодой Челентано :).
М.Нестеров. Портрет сына в испанском костюме
Источники:http://www.kommersant.ru/doc/2181120http://www.kommersant.ru/doc/2181120http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/70402/
sergeytsvetkov.livejournal.com
Святой Иероним. Описание картины Караваджо
Без сомнения, одной из самых значимых личностей в истории христианской религии остается Святой Иероним – церковный писатель и создатель латинского текста Библии.
Этот священнослужитель, почитаемый как католической, так и православной церковью, также считается и покровителем переводчиков и до сих пор остается одной из самых просвещенных и образованных персоналий той эпохи и Отцом Церкви.
Значимость этого исторического персонажа привлекала внимание многих художников, и Микеланджело Меризи да Караваджо неоднократно возвращался к этой монументальной личности, создавая новые сюжеты, подыскивая новые краски и технические приёмы, но первой из его работ, посвященных жизни священнослужителя стала картина «Святой Иероним».
На тот момент Караваджо уже был невероятно известен в Риме и признан одним из самых одиозных и величайших художников того времени. Не было у него недостатка в заказах, последователях и учениках.
В то время он создал огромное количество полотен на религиозную тематику, но этот сюжет гениальный итальянец написал специально для куриального кардинала Шипионе Боргезе, который стал покровителем Караваджо.
Караваджо изображает святого Иеронима в темно-черном помещении, куда сверху проникает яркий луч света, освещающий Отца Церкви, склонившегося над своими учеными трудами. Черные стены кельи, где священник работал в тишине и одиночестве, аскетичная обстановка и одежды Иеронима – все в картине итальянского художника подчеркивает особенности жизненного пути этой неординарной личности.
Колорит насыщенный и контрастный. Черно-угольные стены храма, пурпурная одежда приглушенных оттенков, ослепительно белоснежные страницы священных писаний, тонкое перо и небрежно брошенная ткань , коричневато-бежевые переплеты книг, ножки стола, череп и обнаженное тело аскета.
Цвета невероятно реалистичные и полные жизненной энергии. Формы предметов выпуклые и объемные и особо сильно поражает вытянутая вдоль стола сильная и мускулистая рука Иеронима, как будто воплощающая всю мощь и талант великого переводчика священных писаний.
Композиционной особенностью произведения «Святой Иероним» является расположение большинства значимых деталей по горизонтали – линия стола, переплеты христианских книг и вытянутая правая рука Иеронима. Слева на право расположились череп, священные писания, перо и сам Иероним.
Суховатое тело Иеронима, измученное аскетичным образом жизни в пустыне и в стенах церкви, его лысая голова противопоставлены черепу, лежащему на крае стола. Череп, вероятно, является символом скоротечности жизни. Сам же Иероним представляется источником неиссякаемой кипучей энергии и стремлением к познанию.
Автор статьи: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru