LJ Magazine. Шамбала рериха картины


Шамбала Николая Рериха - Книжный Клуб

Загадки и тайны Востока издавна волновали умы человечества. Сотни исследователей искали таинственную Шамбалу в тибетских горах. Не стал исключением и знаменитый русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель Николай Рерих, с литературным и философским творчеством которого вам предлагает познакомиться Книжный Клуб в этом квартале.

В каталоге "ЛЕТО-2013" представлена книга "Шамбала". В издание вошло две работы великого ученого, художника и мыслителя. «Шамбала» рассказывает о мифической стране Шамбале, твердыне великого знания и света. «Сердце Азии» – путевые дневники, созданные Николаем Рерихом во время Центрально Азиатской экспедиции. Это уникальные описания древних культур, открытия тайных знаний Востока. Эти работы стали толчком к изучению мистических практик!

                                 

В течение жизни Николай Рерих создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».

С 1920-х годов в разных странах мира существуют музеи Рериха. Сообщество последователей его идей и религиозно-философского учения Живая этика (Агни-йога) формируют рериховское движение. Идеи Рериха оказали значительное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.

Николай Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Санкт-Петербурге. В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.). Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного.

Известна Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха, которая проходила в несколько этапов. Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет. Многие верят, что Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки.

Шамбала или Самбхала — мифическая деревня (селение), единственное упоминание о которой впервые появляется в «Махабхарате», древнеиндийском эпическом сказании. Николай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о её значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригдене-Джапо.

                                     

В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий». Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями.

Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления. Также считается, что Шамбала - это центр мира, где находится источник или своеобразный кристалл, или субстанция, дающая жизнь всему сущему на Земле.

В своих философско-художественных очерках Рерих создаёт новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. «Культура покоится на Красоте и Знании» — писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Красота познаётся человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчеств

bookclubby.livejournal.com

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Курсовая работа

Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Оглавление

Введение

Глава 1. Индия в жизни Н.К. Рериха

. Начало пути

. Увлечение Востоком

Глава 2. - Образ Шамбалы

. Великая экспедиция

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Николай Константинович Рерих занимает важное место среди деятелей русской культуры. Великий художник, выдающийся ученый, известный путешественник и общественный деятель, он создал около 7000 картин и около 30 литературных трудов, он также был автором идеи и инициатором Пакта Рериха <#"justify">С тех пор никогда для Рериха не стоял вопрос в такой плоскости: Россия или Индия? Он решал эту проблему иначе: Россия и Индия, ибо вся его жизнь была подчинена стремлению найти общие корни двух великих народов.

Николай Константинович сильно приблизился душой к такой стране, как Индия. В своих работах он смог отобразить все богатство этой страны, ее удивительную природу, красоту Гималаев и одновременно соединить на своих полотнах в единое целое особенности русской и индийской культур.

Н.К. говорит о непосредственном родстве культуры России и Индии, которое заключается в преемственности нашего быта и искусства от Индии, в орудиях быта, строительстве, корнях речи, наконец. Во всём этом он видит единство начального пути.

Рерих решает проблему Восток-Запад на уровне взаимодействия объективного и субъективного, находя в этом взаимодействии удивительную меру, которая высвечивала проблему во всей ее целостности и в то же время во всех ее аспектах этого объективного и субъективного. Идея Востока и Запада - идея близнецов, которые никогда не встретятся, - писал он в очерке Радость творчества, - для нашего ума уже закостеневшая идея. Мы уже не должны верить в то, что искусственные стены могут разделять лучшие импульсы человечества, импульсы творческой эволюции. И теперь перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. Они проверяют каждое движение друг друга. Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.

Таким образом, начав свой творческий путь, Николай Константинович Рерих большое внимание уделяет не только русским, но и восточным темам. Рерих пленён Востоком и ищет в нём вдохновителя для своих работ. Также, Н.К. Рерих видит единство между Россией и Индией, чему посвящает свои труды «Радость творчества» и др.

рерих индия тибетский живопись

Глава 2. - Образ Шамбалы

. Великая экспедиция

Николай Константинович с ранних лет был пленён глубокой философской мыслью Востока, его культурой и искусством. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях. И в 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию.

Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

Также в Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди.

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию <#"justify">Стоит отметить важную цель, которую ставил перед собой Н.К.Рерих со своей семьёй, отправляясь в экспедицию на Восток - всё это делалось для русского народа, для его культурного обогащения, просвещения. Об этом рассказывает сам Николай Константинович: «…Ныне исполнилось четверть века наших странствий. Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Не на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азиатским тропам. И Юрий, и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих?»

Рерихи считали важным принять участие в мощном культурном строительстве, происходившем в России, способствовать созиданию Новой страны, идущей «Новыми путями». Сдвиг сознания, произошедший в массах, особенно «молодое мышление» было необходимо напитать из неискаженных источников мудрости Востока, прежде всего духовной культуры Индии и Тибета.

. Описание картин из серии «Майтрейя»

Елена Рерих начинает в 1924 году делать записи своих бесед с Великим Учителем. Постепенно они становятся книгами нового философского Учения, которое решено назвать Агни-Йогой или Учением Живой Этики. Одновременно Николай Рерих пишет картины на темы преданий Востока о запретной стране мудрецов, Шамбале.

Вслед за началом удивительных записей следует и указание Учителя - совершить экспедицию в самое сердце Азии, как раз туда, где и расположена Обитель Света, как называет Шамбалу Николай Рерих и его единомышленники, которых к тому времени становится всё больше и больше.

С преданиями о Шамбале и Майтрейе (Майтрейя - единственный бодхисаттва, которого признают все без исключения направления буддизма - Будда Грядущего).Н.К. Рерих вплотную соприкоснулся уже в начале путешествия по Сиккиму. Затем слышал их в сокровенных беседах у костров, на горных тропах и перевалах, видел знаки и изображения Священного Облика на скалах, ступах, в монастырях... Постепенно в воображении художника сформировались сюжеты и названия будущих картин.

октября 1925 года на пути в Хотан Рерих записал в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин «Майтрейя» (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 105.). Спустя месяц, в ноябре, он продолжал: «Серия «Майтрейя» сложилась из семи частей: 1) Шамбала идёт. 2) Конь счастья. 3) Твердыни стен. 4) Знамя грядущего. 5) Мощь пещер. 6) Шёпоты пустыни. 7) Майтрейя Победитель» (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 119).

Так появилась одна из лучших живописных сюит художника 1920-х. Она была написана в 1925-1926 годы во время непредвиденной четырехмесячной остановки в Западном Китае, в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей.

Непосредственным поводом для ее создания стала старинная танка (буддийская икона) «Красный всадник» - подарок, полученный Рерихом в Ладакхе. Потому иногда художник так называл и всю серию. «На красном коне, с красным знаменем неудержно несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи; снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание великих лам. Под ним - охранители и стада домашних животных как символы места»- так описывал Рерих изображение на подаренной танке. (Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С 87). Сюжет этот, полностью сохраняя стилистические особенности буддийской иконографии, художник положил в основу первой картины серии - «Шамбала идёт» (местонахождение полотна неизвестно).

На окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья - Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира - волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие, - гласит монгольское предание. Этот великий символ Майтрейи лег в основу сюжета картины «Конь счастья».

Ещё одно полотно из серии - картина «Твердыни стен» (Монастырь Бон-по) (1925 г.)

В Ладаке поражали и будили воображение горные монастыри, органично слитые с окружающей природой. Один из них - Ламаюру, совершенно исключительный «по своей сказочности», Рерих запечатлел в картине «Твердыня стен (Монастырь Бон-пo)». «Те, кто строил Ламаюру..., знали, что такое истинная красота и бесстрашие», - записывает в своем дневнике художник. И тут же замечает: «Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне... бон-пo, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание... Есть величие в этом почитании будущего».(tanais.info <#"justify">Таким образом, углубляясь в философию Востока, Н.К. Рерих совершает Великую Экспедицию в Индию, которая заканчивается многочисленными открытиями. Во время экспедиции он пишет огромное количество работ и самую знамению серию картин «Майтрейя».

Заключение

Вклад Н.К. Рериха в мировую культуру неоценим. Он поднял культуру на новый уровень. Благодаря его труду, его особой любви к Востоку, для России открываются новые знания об этой загадочной стране.

Его усилиями над планетой поднимается Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указывая человечеству восходящий путь совершенствования.

Рерих в своих трудах и картинах затрагивает тему духовного родства двух культур: Русскую и Индийскую. Ему удаётся добиться того, что Россия и Индия выходят на новый уровень взаимоотношений.

Следствием является то, что Россия и Индия отмечают важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы.

Достижения Н.К. Рериха и его семьи велики: это и создание философии космической реальности - Живой Этики, проведение масштабной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие научного Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха по охране культурных ценностей и Знамя Мира - все это довольно яркие и интересные проекты, реализованные Рерихами под руководством их Учителей.

Список литературы

1.Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 2009.

2.Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 2011.- 146 с

.Н.К. Рерих Врата в будущее. - Москва, 2008. - 63

.В.М. Сидоров. На вершинах. - Москва, 2008. - 131

5.В. А. Росов. Маньчжурская экспедиция Н. К. Рериха: в поисках «Новой страны» <http://ay-forum.net/1/Ariavarta_3/3_17.pdf>. - Журнал «Ариаварта», № 3, Санкт-Петербург, 2007

.А.Всеволжский. Журнал "Вокруг света". В поисках Шамбалы <http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=416> №10 (2769), Октябрь 2011

.Автореферат <http://lebendige-ethik.net/Avtoreferat_Rosov.pdf> докторской диссертации В. А. Росова «Русско-американские экспедиции Н. К. Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)»

.Л. В. Шапошникова. Великое путешествие. Книга первая. Мастер - М.: Международный Центр Рерихов, 2012, С. 484-493

diplomba.ru

2. Описание картин из серии «Майтрейя». Образ Шамбалы в творчестве Н.К. Рериха

Похожие главы из других работ:

В. Суриков как великий русский художник

2. Композиции семи исторических картин

У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или, позже...

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

4.2 Композиция пейзажных картин

Различные приемы построения пейзажных картин разработаны теоретиками садово-паркового искусства прошлого (например, труды Э. Андре, А. Регеля)...

Особенности творчества И.К. Айвазовского

Глава 5. Краткое описание нескольких картин художника:

...

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи

2. Ход практической работы ВКР над созданием серии из трех работ по пейзажной живописи

2.1 Выбор темы выпускной квалификационной работы Основой выбора темы послужила увлеченность автора творчеством современных художников, которые позволили по-новому посмотреть на достаточно обыденные и ни чем неприглядные, на первый взгляд...

Разработка серии открыток на тему "Ялтинские коты"

2.2 Композиционное решение серии открыток

В изобразительном искусстве композиции отводится решающая роль. Любая работа заключает в себе идею. Для воплощения идеи в жизнь, для создания художественного произведения необходима разработка плана-- композиции...

Рококо. Живопись Франсуа Буше

ВТОРАЯ ГЛАВА. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ КАРТИН Ф. БУШЕ.

...

Русские фольклорные мотивы в росписи ткани

Глава 2. Разработка и выполнение серии панно «Фольклорные мотивы» в технике «холодный батик»

...

Сильвестр Щедрин

2. Элементы картин С.Щедрина

...

Сюрреализм в творчестве Рене Магритта

2.6 Анализ картин

«Империя света». «Империя света» Это полотно представляет собой странный ночной пейзаж под небесами, освещёнными дневным светом . На берегу небольшого озера, в тени раскидистых деревьев, прячется дом...

Творчество В.А. Серова и М.В. Нестерова

Описание картин М.В. Нестерова.

1. Картина «Молчание», 1903 г. Масло. Холст В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью...

Творчество В.А. Серова и М.В. Нестерова

Описание картин В.А. Серова

1. Картина «Похищение Европы». 1910 г. Масло Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее...

Творчество Винсента Ван Гога

3.2 Продажи картин

Распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гога была продана только одна его картина -- «Красные виноградники в Арле». Данное полотно лишь было первым...

Творчество представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха

3. Описание картин

Мотивы для своих картин Каспар Давид Фридрих находил, главным образом, в окрестностях своего родного городка Грейфсвальд, расположенного на побережья Балтийского моря. В 1802 году он переезжает в Дрезден...

Технологическое исследование и экспертиза художественных произведений

3.1 Технологический анализ картин

Целью данного исследования живописного произведения является определение времени его создания и подтверждение или отклонение имени автора. Для этого в начале работы предварительно определяются стилистические особенности произведения...

Художник-пейзажист Василий Дмитриевич Поленов

5 Судьба картин В.Поленова

Что же потом стало с картинами Поленова? Как они очутились в Америке и были проданы там с молотка? Об этом подробно можно узнать из писем И.Э.Грабаря, члена Комитета Выставки русского искусства в Америке...

cult.bobrodobro.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта