Выставка одной картины: В.Цвирко - "Пейзаж". Все картины цвирко


Художник Виталий Константинович Цвирко

Печатается к дню учителя.

Вячеслав Игнатенко

Кишинев, Молдова

Воспоминания о мастере

Художник Виталий Константинович Цвирко

Виталий Константинович Цвирко

1913 — 1993

 

 С Виталием Цвирко меня познакомил Сергей Катков. Их мастерские были рядом. За такой «подарок” учителю до сих пор благодарен. Виталий Константинович был признанный авторитет – народный художник Беларуси (1963), лауреат Государственной премии(1967).  Я еще с детства хорошо знал творчество Виталия Константиновича.  Мой отец не одно десятилетие выписывал журнал «Беларусь”, где печатали иллюстрации белорусских художников. Для меня это была энциклопедия белорусского искусства.  Не ошибусь, чаще всего печатали пейзажи В. Цвирко.  Они выделялись какой-то мощностью и в то же время теплотой.

Несколько раз выезжал с художником на пленер.  Писал рядом.  Ни у одного художника не было такого походного мольберта как у Цвирко. На багажник машины укладывались два толстых деревянных бруса, сверху холст.   Когда приезжали на место, брусья вертикально закреплялись специально приспособленными крюками, и закреплялось полотно, на котором художник писал.  

Виталлий Цвирко поучал меня: «Пиши с натуры.  Только когда тебя окружает природа, получается трепетное, волнующее произведение”.

Но надо быть большим мастером, чтобы найти нужную композицию, форму, цвет, уметь убрать ненужные мелочи. Сам Виталий Константинович делал рисунок сразу широкой кистью, с налета. Мог двухметровый холст записать за 4-6 часов. Художник по нескольку раз в месяц выезжал на пленер. Было впечатление, будто земля, где он работал, и небо над головой были его мастерской.

Вспоминается 1977 год. Пишет Вязынку, у меня маленький размер холста, у Цвирко – около 3-х метров. Пишет темпераментно. Работа почти окончена, как вдруг с кисти слетает краска, и брызги попадают на холст. Что должен сделать художник? Мне казалось, возьмет мастихин и снимет краску, нет, схватил маленькую кисть, что-то сделал с брызгами и говорит: ”Это полетели птицы”.

Один художник спросил меня, зачем В. Цвирко выезжает на пленер, когда он не пишет один к одному, что видит? В таком случае лучше сидеть в мастерской.  Картины В. Цвирко – образ тех мест, которые он выбирал, а природа Беларуси  была источником его творчества.

Я любил приезжать к художнику на дачу. Было, что он все лето жил там. Большая мастерская на втором этаже мне очень нравилась.  Приезжая к В. Цвирко, всегда останавливался в мастерской.  Стены из бревен, деревянный пол, который скрипел, окружение работ художника, его библиотека давали надолго хорошее творческое настроение.

Художник Виталий Константинович Цвирко

Автограф Виталия Цвирко Вячеславу Игнатенко

«Талантливому художнику Вячеславу. Цвирко»

 

Иногда холсты закреплялись на стенах дачи, и художник работал сразу на нескольких.  Вот  Виталий Константинович пишет четыре большие работы «Времена года”.  Это заказ через художественный комбинат в какой-то Дом культуры.  «Зимний пейзаж” – березовая рощица  в снегу, интересный цветовой мотив, художник говорит:  «От этого заказа многие отказались. Короткий срок исполнения, и березовую рощу зимой довольно сложно написать”.  А  я хорошо помню, какая замечательная работа была написана с красной рябиной на переднем плане.

Сидим у дачи, вечер, из радиоприемника, который стоит рядом, льется классическая музыка. В. Цвирко рассуждает: ”Каждый слушатель представляет себе свой образ.  Когда мы знаем, что произведение, например, имеет название «Весна”, мы представляем, как бегут ручьи или поют птицы. Когда «Осень”, то совсем иное настроение.  Если есть название, мы все подчиняемся ему, и в изобразительном искусстве ряд будет почти у всех одинаковым.  А в произведении должна быть загадка…”

Детали интересны сами по себе, чем их кажется больше, тем понятнее, притягательнее произведение. Зритель чаще всего, в таком случае, начинает искать что-то другое, а не то, чего хотел художник. Теряется главное.  В. Цвирко считал, что картину не обязательно дописывать до конца, тогда и будет загадка. Возможно, поэтому в произведениях художника есть волнующая привлекательность – «Белорусский мотив”, «Голубое небо”, «Каложа”.

Цвирко не любил рисовать лето, где доминировал зеленый цвет.   Художника привлекало более тонкое, лаконичное состояние природы. Многочисленные произведения казались простыми по сюжету – земля и небо.  Но эта простота внешняя («Сказ о Немане”, «Березина”, «Розовый вечер”). Хороший вкус и чувство меры, характерные В. Цвирко, позволяли с легкостью писать картины.  Художник даже самый незначительный мотив пропускал через себя и как режиссер мог собрать в одном кадре те впечатления, которые получил от натуры. Благодаря неожиданному художественному решению и оригинальности, работы художника на любой выставке сразу выделяются среди других.

Один из любимых жанров В. Цвирко – натюрморт.   Впечатление такое, что художник никогда не составлял предметы, будто увидел и написал («Воспоминания”, «Полевые цветы”, «В мастерской”). Когда художник болел и не мог выезжать не пленер, появлялось большое количество натюрмортов. Он очень хорошо понимал материал.  Некоторые работы написаны почти лессировками, гладко: «Заславль”, «Дыхание осени”, другие наоборот, довольно густо заполняли полотно: «Свирь”, «Лесная просека”, «Старая Вязенка”. Все зависело от темы и материала, над которым работал художник.

Можно позавидовать тому, какую школу прошел В. Цвирко.  Это Московский художественный институт (теперь институт имени В. Сурикова). С. Герасимов, который оказал большое влияние на молодого художника, Г. Ряжский и  П. Покаржевский,  А. Дейнека, Б. Иогансон, И. Грабарь.   Но Цвирко всегда помнил своего первого учителя рисования, потом известного поэта К. Крапиву.  Художник вспоминал.  Что во время учебы рядом со студентами часто рисовали или писали преподаватели (чего сейчас не увидишь).  

Нельзя не сказать об акварели  в творчестве Цвирко.  По – мастерски сделанные акварели не могли не обратить на себя внимание даже тех, кто работал в этой технике.  Он, как волшебник, мог подчинить себе все материалы и технологию живописи.

Казалось, что у мастера не было никаких сложностей в жизни. Но не все было хорошо и гладко. Несколько раз воры, зимой, когда никого не было на даче, сломали и загадили все, что смогли. У В. Цвирко сгорела мастерская. Пропали сотни акварелей.  Были большие ящики с бумагой и акварелями. Пожарные баграми вытягивали ящики с листами и заливали их водой. Много работ сгорело. Потери значительные, разве все это могло способствовать творческому настроению?

В 1981 году во Дворце искусств на персональной выставке В. Цвирко было показано несколько акварелей с обгоревшими краями. Мой знакомый, не зная, что произошло на самом деле, на это сказал, что у художника очень интересная находка и подход к оформлению работ.

В конце 70-х художник тяжело болел.  В то время, около года я жил в его мастерской на улице Первомайской. Считаю за счастье, что личные отношения с художником дали возможность на многое посмотреть по-другому.   Это был мудрый человек, художник, который много видел, пережил и научился смотреть на мир с философским спокойствием. Время проходит, но воспоминания, разговоры с мастером, его взгляды на жизнь и искусство остаются.

Нет ни одного белорусского художника, чьи произведения так широко были бы представлены в художественных музеях и картинных галереях других стран. Пейзажи В. Цвирко – это памятник природе Беларуси.

Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.

Памятная доска на доме, в котором жил В. Цвирко.

 

Несколько работ художника Виталия Константиновича Цвирко.

виталий константинович цвирко картины

.

виталий константинович цвирко картины

.

виталий константинович цвирко работы художника

.

виталий константинович цвирко работы художника

.

работы художника цвирко

 .

работы художника цвирко

 .

картины художника цвирко

.

PS   В. Цвирко родился в 1913 году в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию. Они стали давать ему частные уроки…

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум.

В 1938 поступает в Московский Художественный институт имени Сурикова, который заканчивает в эвакуации в 1942 году. В 1946 году становится членом Союза художников БССР.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института.

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления Союза художников СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР. Народный художник БССР (1963). Умер 11 июня 1993 года.Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.Минск, 2013 г. Вячеслав Игнатенко на могиле учителя Виталия Цвирко.От сайта НА:  Рассказ о другом учителе В. Игнатенко, замечательном белорусском художнике и педагоге Каткове Сергее Петровиче, читайте здесь

Обратите внимание

www.na-vasilieva.ru

Фотопроект: любимые картины работников Национального художественного музея - citydog.by

Фотограф Татьяна Менская сделала великолепный фотопроект о Национальном художественном музее – и в честь международной Ночи музеев делится им с вами на нашем сайте.

– Вы давно были в художественном музее? У вас есть любимые картины? – спрашивает Татьяна. – Три месяца я узнавала, какие же все-таки картины любят те, кто сам работает в Национальном художественном музее, и почему. Дворник, столяр, бухгалтер, юрист, научные сотрудники, хранители ценностей и сам директор – и я полюбила музей и тех, кто там… живет. Знакомьтесь!

Елена Давидович, 25 лет, инженер, о картине Юрия Пэна «Портрет Марка Шагала» (1914 г.):

– Во-первых, Шагал – это Шагал. Ну и, гуляя по музею, я совершенно неслучайно нашла очень странную схожесть.

 

Дмитрий Солодкий, 31 год, заведующий отделом научно-просветительской работы, о картине Игоря Тишина «Саломея» (1991 г.):

– Здесь свет и тьма. Человек всегда поставлен перед выбором. Все как в жизни. И рефлексия после содеянного.

 

Катерина Изофатова, 33 года, заведующая отделом современного белорусского искусства, о картине Анатолия Кузнецова «Полифония» (1995 г.):

– Эта картина – чувственное начало, активизация собственно живописности, тактильности, энергетической самоценной силы живописи.

 

Катерина Грачева, 25 лет, художник-реставратор, о картине Василия Пукирева «Неравный брак» (1862 г.):

– С этой картины началось мое знакомство с музеем. Мама рассказывала, что, когда я была маленькая, меня так растрогала легенда о неравном браке, что я приходила в музей, садилась на лавочку и плакала… А еще я с детства мечтала работать в музее, так что картина напоминает мне о сбывшейся мечте.

 

Наталья Селицкая, 33 года, заместитель генерального директора по научной и просветительской работе, о картине Федора Рокотова «Портрет Кутайсовой» (1780-е):

– Мне нравится пройтись по экспозиции перед открытием, когда еще нет людей или совсем вечером. Давно заметила, что в разное время предпочтение отдаешь разным произведениям. Бывает так, что твоим вниманием всецело завладевает картина, мимо которой ходишь каждый день и как бы не замечаешь ее. Так случилось у меня с портретом Анны Кутайсовой. Гениальный портрет. Женственность, скромность, интеллигентность, внутреннее обаяние в сочетании с внешней красотой Анны Кутайсовой рождают поистине идеальный женский образ. Мне кажется, что именно ради таких женщин во все времена мужчины готовы слагать стихи, совершать подвиги, рисковать жизнью…

 

Денис Никитик, 41 год, монтажник выставочного отдела, о картине Мая Данцига «Мой город, древний, молодой» (1972 г.):

– Эта картина как взгляд через портал времени. Ты видишь то, что было, хотя есть некое искажение правды, но на общее это не влияет. Это место – наслоение истории, и если включить воображение, то можно заглянуть еще глубже. И сегодня в этом месте города вновь кипит работа. Вновь то, что было вчера, завтра уже изменится. История никогда не стоит на месте.

 

Виктория Мозгова, 19 лет, секретарь приемной, о картине Мая Данцига «О Великой Отечественной» (1968):

– Рассматривая эту картину, я и не думала, что она о войне. Мне захотелось ее внимательно рассмотреть и, может, даже выглянуть в окно, посмотреть, что же там.

 

Елена Наборовская, 25 лет, заведующая сектором отдела маркетинга, о картине Израиля Басова «Дома и деревья» (1972 г.):

– Не я выбрала эту картину – она выбрала меня. Вот смотрю я на нее и как будто нахожу какое-то успокоение. Словно шагаю по любимой Малиновке, где давно уже не живу.

 

Юлия Маспанова, 35 лет, ученый секретарь, о картине Валентина Серова «Портрет Анны Гиндус» (1910–1911 гг.):

– Для меня портрет Анны Гиндус являет собой лицо русской аристократии, унесенной ветром Первой мировой войны и революции. Такие лица, к сожалению, исчезли из нашего общества.

 

Виктор Млявый, 62 года, главный энергетик музея, о картине Ивана Шишкина «Старый валежник» (1893 г.):

– Мне нравятся все картины Шишкина, но больше всех – «Старый валежник». Она самая лучшая по свету!

 

Вадим Млявый, 30 лет, начальник отдела автоматизированных систем управления и технических процессов музея, о картине Язепа Дроздовича «Пророк» (1931 г.):

– Вот смотрю я на эту картину в картине… И чувствую любовь. Оттуда. Это правда.

 

Екатерина Крутова, 43 года, главный бухгалтер, о картине Людвиги Здановской «Выступление стахановки» (1940 г.):

– По роду деятельности, да и по духу ну очень близкая мне картина… Да, я такая!

 

Елена Ткачева, 44 года, заведующая отделом договорно-правовой работы, о картине Михаила Станюты «Портрет дочери» (1923 г.):

– Мало кто знает, что это портрет актрисы Стефании Станюты. Художник так любит свою дочь, гордится ею и как будто говорит: «Будь уверена в себе и жизнерадостна, сознавай, что красива, и все у тебя получится!»

 

Сергей Вечер, 54 года, заместитель генерального директора по фондовой работе и реставрации, и Катерина Штаненко, 22 года, инспектор канцелярии, о картине Владимира Товстика «Мелодия уходящей ночи» (1994 г.):

Сергей Вечер: Яркая эмоциональная картина с сюжетом. В ней чувствуется драйв и экспрессия, а саксофон… Ну это же такой инструмент! Напоминает о Билле Клинтоне.

Катерина Штаненко: Картина – просто сплошное веселье!

 

Чинара Марченко, 70 лет, продавец сувениров в музее, и Михаил Рыбко, 62 года, дворник, о картине Шкарубо «Осенний свет» (2002 г.):

Чинара Марченко: Многие не любят позднюю осень, говорят, что это пора депрессий, а я, когда смотрю на любимую картину, нахожу успокоение и даже вдохновляюсь! Как же мне нравится это тихое шуршание листьев под ногами.

Михаил Рыбко: Я заядлый рыбак, люблю природу. А этот осенний лес на картине какой-то особенный, так и хочется побродить по нему.

 

Антон Потапович, 22 года, электромонтер, о картине Валентина Волкова «Освобождение. Минск 3 июля 1944 года»:

– Я коренной минчанин, и накануне праздника Победы перед глазами – картина Валентина Волкова. В ней все так реалистично, что можно часами рассматривать все детали…

 

Дмитрий Монич, 30 лет, главный хранитель музея, о картине Василия Поленова «Сидящий Христос». Этюд к картине «Мечты (На горе)»:

– Хачу быць як Хрыстос: рэальна глядзець на рэчы і не спыняцца марыць-верыць.

 

Никита Монич, 27 лет, научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства, о дворцовой шестигранной вазе с росписью (Китай, XVIII век):

– Она такая большая и красивая, как наш музей!

 

Елена Сенкевич, 59 лет, ведущий научный сотрудник отдела русской и зарубежной культуры, востоковед, о храмовых завесах Каламкари (Индия, XX век):

«Словно в багряную краску Окунули тысячу раз – Так густо окрашено небо, Когда к зубцам дальних гор Нисходит вечернее солнце».

Минамото Санэтомо

 

Юлия Мишакова, 40 лет, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы, о картине Михаила Кунина «Искусство коммуны» (1919 г.):

– Эту картину я выбрала из-за цвета и света внутри полотна! Мне нравятся неровные контуры, резкость ярких красок, какая-то ломкость линий – живая она! Особенный, чуть нервный мир предметов.

 

Алла Василевская, 30 лет, научный сотрудник научно-фондового отдела, хранитель русской живописи, о картине Михаила Севрука «Жатва» (1937 г.):

– Жатва для меня совершенно волшебная вещь. Простой сюжет в исполнении Михаила Севрука наполнен магической атмосферой безвременья идиллического патриархального бытия, где все образы просты и сложны одновременно. Это буквально гипнотизирует меня.

 

Надежда Красуцкая, 51 год, заведующая сектором музейной педагогики отдела научно-просветительской работы, о картине Василия Сумарева «Мой дом» (1974 г.):

– Это полотно очень созвучно характеру моей деятельности в музее. Художник собрал вместе всех людей, которые дороги ему, с которыми объединяют общие воспоминания. Работа очень теплая и искренняя. Я бы тоже хотела своими проектами помогать людям стать ближе другу к другу и к искусству, а в целом – к наследию.

 

Наталья Калашник, 67 лет, ведущий сотрудник научно-фондового отдела, хранитель музейной мебели:

– Это кресло и стол первой трети XIX века: дерево, резьба, позолота шпон сделаны русскими мастерами с особой любовью к материалу и с прекрасным знанием своего дела. И для меня они ценны своей особой теплотой и выразительностью.

 

Сергей Ревко, 50 лет, заведующий столярной мастерской, о картине Виталия Цвирко «Лазурный день» (1980 г.):

– Как я могу не любить эту картину, если собственноручно вымерял все, когда делал раму к ней!

 

Ольга Чумак, 32 года, ведущий экономист, о картине Даниэля Сегерса «Мадонна в цветах» (XVII век):

– Это своеобразный герб Любви. Она – о предназначении Женщины во Вселенной, и мне это очень близко.

 

Марина Смагина, 39 лет, старший научный сотрудник отдела научно-просветительской работы, о картине Константина Коровина «Гурзуф» (1914 г.):

– Лично для меня мало городов в мире, которые могут сравниться с Гурзуфом по красоте, живописному ландшафту и южному уюту. Каждый раз, проходя мимо этой картины, вспоминаю свои лучшие семейные путешествия в этот чудный и незабываемый городок!

 

Надежда Усова, 59 лет, ведущий научный сотрудник, методист отдела научно-просветительской работы, о картине Василия Сумарева «Ночь, в которую расцвел кактус» (1974 г.):

– Эту работу считаю одним из самых романтических и эмоциональных натюрмортов в белорусском искусстве ХХ века. Когда художник был молод и безнадежно влюблен, однажды он бродил по ночному Минску при свете Луны, мечтая о любимой, и увидел странного человека, несущего раскладушку. «Что же вывело его из дому в этот час?» – удивился художник и, придя в мастерскую, сделал живописный эскиз запомнившегося образа, а когда его случайно поставил вверх ногами, то в очертаниях человека живописцу почудился кактус. Вот так случайно и родилась идея этой картины, в которой художник выразил свои любовные переживания. К сожалению, картина сейчас в запасниках.

 

Ольга Клецкина, 28 лет, заведующая сектором международных выставок, о картине Анны Розина Лишевска «Портрет Михала Казимира Огинского» (XVIII век):

– Я много читала про Михала Казимира Огинского, белорусского аристократа и эрудита, это – Человек своей эпохи. Люблю такие вещи, они показывают, как разные страны на самом деле близки друг другу.

 

Александр Лагунович-Черепко, 31 год, художник-реставратор, о картине «Мифологичная сцена» Джироламо Троппа (XVII век):

– Люблю барочную живопись, но именно эту картину выбрал еще и потому, что рама здесь огромная, как золотой торт!

 

Ольга Михайлова, 29 лет, художник-реставратор, об иконе XVIII века из Михайловской церкви, деревня Рубель Столинского района:

– Я ее реставрировала.

 

Елена Карпенко, 56 лет, заведующая отделом древнебелорусского искусства, о картине неизвестного художника «Елизавета Кишка из рода Радзивиллов»:

– Коллекция портретов из Несвижа является знаковой для нашего музея. Это показательное явление развития нашей национальной культуры в русле западноевропейской культуры.

 

Аркадий Шпунт, 69 лет, заведующий отделом научно-реставрационных мастерских, художник-реставратор высшей категории, об иконе «Богоматерь Умиление» XVIII века:

– Я не могу любить какую-то одну картину или икону в музее, слишком много я уже отреставрировал за свою жизнь. Люблю ту, над которой работаю здесь и сейчас.

 

Алексей Хоряк, 38 лет, заведующий отделом русского и зарубежного искусства.

О картине Осипа Браза «Воспоминание» (1901 г.) из запасников музея:

– Это европейская картина. По свободе письма, эмоции. Иногда мы забываем, что русское искусство – это часть европейского художественного наследия.

 

Владимир Прокопцов, 63 года, генеральный директор Национального художественного музея, о картине Леонида Щемелева «Тепло земли» (1989 г.) :

– Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло земли, которая меня родила…

Идея, фото и обработка – Татьяна Менская, ассистент фотографа – Диана Панкова. Вот тут вы можете посмотреть на бэкстейдж проекта. А еще прочитать наш гид по Ночи музеев – и пойти наконец смотреть искусство!

 

citydog.by

Календарь событий Выставка одной картины: В.Цвирко - "Пейзаж" в Гомельском дворцово-парковом ансамбле | Информационно-справочный портал Беларуси

В феврале исполняется 100 лет со дня рождения белорусского живописца, педагога, народного художника Беларуси Виталия Константиновича Цвирко (1913-1993). В рамках проекта "Классики белорусской живописи" Гомельский дворцово-парковый ансамбль с 5 февраля представляет вниманию публики работу мастера "Пейзаж". Выставка пройдет во дворце Румянцевых-Паскевичей.

Виталий Константинович Цвирко родился 1 (14) февраля 1913 г. в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Его знакомство с живописью произошло еще в детстве – отец Виталия Константиновича увлекался творчеством русских художников В.Перова, И.Репина, И.Крамского, практически все стены дома были увешаны репродукциями их картин. Поэтому совершенно не удивительно, что к моменту переезда семьи в Минск Виталий Цвирко уже не сомневался в своем творческом будущем.

Познавать секреты мастерства юному художнику помогали известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они обратили внимание на рисунки талантливого мальчика и стали давать ему частные уроки. Однако одним из первых своих преподавателей Виталий Константинович считал белорусского писателя, поэта, драматурга К.Крапиву. Он оказал большое влияние на формирование творческой личности художника. В 1929-1932 гг. В.Цвирко учился в Витебском художественном техникуме, а после его окончания в 1935 г. – был зачислен в Московский художественный институт им. Сурикова.

Начиная творческий путь, Виталий Константинович пробовал свои силы в различных жанрах живописи– писал натюрморты, создавал портреты своих современников, оживлял образы национальных героев Беларуси. В его полотнах нашли отражение ужасы войны и непоколебимая стойкость белорусского народа, но все же самым знаковым жанром в творчестве художника оставался пейзаж. Художнику всегда удавалось уловить настроение и передать удивительный характер белорусской природы. Виталий Константинович Цвирко – непревзойдённый мастер пейзажа, который в своих произведениях запечатлел неповторимую красоту природы родной Беларуси.

  • Время работы: вт-пт – с 11:00 до 19:00, сб/вс – с 11:00 до 19:00, выходной – понедельник.
  • Контактные телефоны: (0232) 70-33-41, 74-19-11, 70-33-46.

www.interfax.by

Природу нужно слушать сердцем

Мария МИХАЙЛОВА

На его счету около 50 персональных выставок в Беларуси и за рубежом, а также огромное количество премий и наград национального и международного значения. Под сенью его преподавательской деятельности родились такие художники как Леонид Щемелев, Георгий Поплавский, Виктор Громыко, Дмитрий Олейник, Борис Аракчеев, Иван Рей, Николай Казакевич и другие сильнейшие мастера белорусской живописи. Виталий Константинович ЦВИРКО по праву считается первооткрывателем в понимании и преподнесении зрителю белорусского национального пейзажа. Родился он в д. Радеево Гомельской области в 1913 г. в семье сельских учителей. А знакомство с живописью произошло еще в детстве - практически все стены дома были увешаны репродукциями картин русских классиков: В.Перова, И.Репина, И.Крамского (их творчеством увлекался отец будущего художника). Поэтому к моменту переезда семьи в Минск Виталий Цвирко уже не сомневался в своем творческом будущем.Он стал брать частные уроки рисования у известных мастеров советской живописи - М.Станюты и А.Тычины. Однако одним из первых своих преподавателей Виталий Константинович считал белорусского писателя, поэта, драматурга К.Крапиву. Как говорил сам В.К.Цвирко, помимо писательского таланта тот «владел незаурядным даром художника». Именно из общения с Крапивой он черпал и мировоззренческие аспекты своего творчества, и основные технические приемы живописи, которые, еще будучи юношей, решил довести до совершенства.В 1929 г. В.Цвирко поступил в Витебский художественный техникум, который считался весьма престижным художественным заведением. А после его окончания в 1935 г. - зачислен в Московский художественный институт им. Сурикова.Благодаря учебе у известнейшего мастера русского пейзажа Сергея Герасимова и реставратора средневековой живописи Игоря Грабаря, у Цвирко сформировался совершенно четкий взгляд на искусство, на свое место в нем: «Тогда я понял, что мы не безродные, что у нашей страны есть своя великая художественная история».Творческий путь Виталий Цвирко, как и многие художники, начал с освоения практически всех жанров живописи: от портрета и до сюжетно-тематических картин. Образы национальных героев («Непокоренные») и простого белорусского народа (триптих «На земле белорусской») в живописи Цвирко стали своеобразными символами сплоченности, отваги, и здоровой радости деревенской жизни. Но все же самым знаковым жанром в живописи художника всегда оставался пейзаж, в котором можно было выразить характер белорусской природы, настроения людей, философские размышления.Первые работы В.Цвирко, написанные в 20-30-х гг. XX в. больше тяготеют к классическому пониманию реализма в живописи, наталкивая на ассоциации с произведениями великих русских художников-реалистов - Сурикова, Перова и того же Герасимова. Но у Виталия Константиновича всегда была хорошо сформированная философия жизни и творчества, согласно которой он стремился сам и впоследствии учил будущих художников никогда не писать «под кальку», а всегда находить свое прочувствованное отражение окружающего мира.Своеобразный художественный стиль, нестандартное видение жанра впервые было замечено искусствоведами в начале 40-х гг., когда Цвирко, уже преподавая в Минском художественно-театральном институте, был эвакуирован вместе со студентами в Самарканд.Виталий Константинович вернулся на родину еще до окончания войны. Невероятный хаос, царивший вокруг, потряс художника до глубины души. Все, что оставалось у Беларуси на тот момент - возрождающаяся природа. Это возвращение стало для него переломным моментом и в творчестве: художник окончательно укрепился в позиции пейзажиста. В.Цвирко написал целый ряд портретов и еще больше пейзажей на военную тематику, которые были выставлены в музее Великой Отечественной войны в первый день его открытия.В 50-е гг. XX века в жизни художника наблюдается творческий подъем, растет его авторитет. Он совершенствует свою преподавательскую деятельность, дает уроки живописи сначала в Минском художественном училище, затем в Белорусском театрально-художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи, а впоследствии становится его ректором.Смелый новатор в жизни и творчестве, В.Цвирко также использовал собственные подходы в системе преподавания. Его любимый ученик Леонид Щемелёв с огромным вдохновением и теплотой говорил о своем учителе: «Именно он, Виталий Константинович, великолепный живописец и учитель, в те студенческие годы поддержал меня в моих непростых поисках собственного художественного «я»».В преподавании Цвирко отходил от академических канонов, поддерживая непосредственную связь со студентами. Часто он выезжал с ними на пленэры, открывая им все новые горизонты великолепной природы Беларуси. «Только наедине с природой можно услышать ее сердце», - говорил он. И, наверное, не существует ни одного белорусского города или местечка, в котором не побывал бы Виталий Константинович.В поздний период своего творчества художник продолжал экспериментировать. Особенно он полюбил натюрморты. В изображении щедрых даров родной земли В.Цвирко усмотрел тонкую грань спокойствия и безмятежности, соприкасающуюся с бурным течением непростой жизни белорусского народа.Несмотря на переход к экспрессионистическому мазку, насыщенным, сочным, а подчас и весьма тяжелым тонам, его пейзажи становились все более реалистичными. Сам мастер говорил об этом так: «Наиболее ценно то искусство, которое правдивее действительности». И на самом деле, в изображении золотых кружев осени, пурпурного сияния зимнего вечера или пестрых переливов утренней зари всегда чувствуется его присутствие, не только как созерцателя, но и непосредственного участника.Примечательно, что для изображения природы Виталий Константинович почти всегда выбирал довольно объемный и, можно сказать, огромный формат картины, а излюбленным горизонтом обзора являлся панорамный вид. Благодаря этому его и сегодня называют пейзажистом-монументалистом.Виталия Константиновича Цвирко не стало в 1993 г., почти сразу после того как он отметил свое 80-летие. И хотя его творческая манера была разнообразна, для многих он прежде всего - непревзойденный пейзажист, который смог мастерски воссоздать в своих произведениях живой и правдивый образ Беларуси.

director.by

Цвирко

        Виталий Константинович [р. 1(14).2.1913, деревня Радеево Гомельской области], советский живописец, народный художник БССР (1963). Член КПСС с 1953. Учился в Московском художественном институте (1935—42) у Г. Г. Ряжского. Преподаёт в Белорусском театрально-художественном институте (с 1952; в 1958—62 ректор). Председатель правления Союза художников БССР (1962—63). Исполненные в сочной живописной манере, пейзажи Ц. создают лирически-проникновенный образ белорусской природы [«Март» (1947; см. илл.), «Озеро Нарочь» (1956) — оба в Художественном музее БССР, Минск; серия пейзажей «На земле Белоруссии» (1960-е гг.; Государственная премия БССР, 1967)]. Автор ряда картин, посвященных Великой Отечественной войне 1941—45 и историко-революционным темам. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

         Лит.: Заславская О., В. К. Цвирко, М., 1960.

        

        Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19—-20 вв. В. К. Цвирко. «Март». 1947. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

        

        В. К. Цвирко. «Сказ о Полесье» (из серии пейзажей «На земле Белоруссии»). 1965. Художественный музей БССР. Минск.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Цвирко, Виталий Константинович - это... Что такое Цвирко, Виталий Константинович?

Виталий Константинович Цвирко (01 февраля (14 февраля) 1913(19130214)—11 июня 1993) — белорусский советский живописец и педагог, народный художник БССР (1963)[1][2].

Почтовая марка Республики Беларусь, 2009. Репродукция картины Цвирко В. К. «Коложа» Почтовая марка Республики Беларусь, 2009 год, выпущенна к 70—летию Национального художественного музея Беларуси. Репродукция картины Цвирко В. К. «Лазурный день», 1980

Биография

Родился в деревне Радеево Рогачёвского уезда (ныне Гомельская область, Буда-Кошелёвский район) в семье сельских учителей. Отец будущего художника увлекался творчеством русских художников Перова В. Г., Репина И. Е., Крамского И. Н., стены дома были увешаны репродукциями их работ.

Вскоре семья Цвирко переезжает в Минск. В школе на рисунки Виталия Цвирко обратили внимание педагоги по рисованию, сами будущие известные белорусские живописцы Михаил Станюта и Анатолий Тычина. Они стали давать ему частные уроки. Большое влияние на формирование творческой личности художника оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива[3].

В 1929 году будущий художник поступил учиться в Витебский художественный техникум, который закончил в 1932 году. По окончании жил и работал в Минске.

В 1935 году он участвует в художественной выставке в Москве, успех в которой приводит к поступлению в Московский Художественный институт имени Сурикова на курс к Ряжскому Г. Г. и Покаржевскому П. Д.. Там же он учился у таких известных мастеров русского пейзажа как Герасимов С. В. и Грабарь И. Э. Во время Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Самарканд, где в 1942 году художник и получил диплом о высшем образовании. В 1944 году, после освобождения Минска от немецко—фашистских оккупантов, художник возвращается в столицу Беларуси, где активно занимается живописью на военно—историческую и послевоенную тематики. В 1946 году становится членом Союза художников БССР. Центральным произведением художника того периода можно считать полотно «Непокорённые» (1947), где группе фашистских солдат противопоставлен приговоренный к казни партизан. Из исторических сюжетов можно отметить картину «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В последующие годы художник больше увлекается лирической пейзажной живописью и пейзажно—монументальной, например как в триптихе «На земле белорусской»(1961), на котором изображены возвращающиеся с работы труженицы полей[4].

Также Виталий Цвирко создал серии мемориальных городских пейзажей, связанных с событиями Великой Отечественной войны в Беларуси, портретов участников партизанского движения для Государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске.

С 1947 года Виталий Цвирко начинает преподавать в Минском художественном училище, а с 1952 в Белорусском государственном театрально—художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи. В дальнейшем он получает звание профессора и с 1958 по 1960 год занимает должность ректора института. Среди учеников Цвирко выдающиеся белорусские художники: Леонид Щемелев, Борис Аракчеев, Виктор Громыко, Георгий Поплавский, Иван Рей, Николай Казакевич, Дмитрий Олейник[5].

В 1961—1967 годах художник был секретарём правления Союза художников СССР, а в 1962—1963 председателем правления Союза художников БССР[6]. Значительная часть работ Виталия Цвирко находится в фондах Белорусского союза художников.

Умер 11 июня 1993 года.

Мемориальная доска в Минске, Сурганова, 44

Произведения

  • Портреты командира партизанского отряда М. П. Скоромкина (1944)
  • Портрет комиссара партизанской бригады А. Н. Захаровой (1948)
  • «Пленных ведут» (1945)
  • «Разлив в Минске» (1945)
  • «Непокорённые» (1947)
  • «Март» (1947)
  • «Белорусский пейзаж» (1951, 1955, 1956)
  • «Тишина» (1954)
  • «У мельницы» (1954)
  • «Полдень» (1956)
  • «Дом рыбака» (1956)
  • «Озеро Нарочь» (1956)
  • «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957)
  • «Весна» (1958)
  • сюита «Поры года» (1958)
  • «Вечер в деревне» (1959)
  • триптих «На земле белорусской» (1952)
  • «Неман» (1952)
  • «Начало марта»(1952)
  • «Пески» (1966)
  • «Белорусский мотив» (1967)
  • «Былое» (1971)
  • «Нарочь» (1971)

Разное

  • Детская художественная школа № 1 города Минска носит имя Цвирко В. К.
  • Ежегодно в Национальной библиотеке Беларуси проводится Международная выставка пейзажа, посвящённая Цвирко В. К.[7]
  • В Беларуси выпущено две почтовые марки с репродукциями картин Виталия Цвирко: в 1998 году пейзаж «Каложа» и в 2009 году пейзаж «Лазурный день»[8].

Примечания

Литература

  • Заславская О. Виталий Константинович Цвирко. — М.: Советский художник, 1960. — 87 с.
  • Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 17: Хвінявічы — Шчытні / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 2003. — Т. 17. — 512 с. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0279-2 (Т. 17)  (белор.)

Ссылки

xzsad.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта