В.Д. Поленов — основоположник русского пейзажа. Картины поленова пейзажи
Василий Поленов картины
Поленов Василий Дмитриевич — великий русский художник. Родился в Санкт-Петербурге 20 мая 1844 года. Закончил Петербургскую Академию Художеств, а также брал частные уроки у таких именитых художников, как П.П.Чистяков и И.Н.Крамской. Много путешествовал, а также был членом Товарищества Передвижников. Его творчество уникально тем, что в нём одним из самых первых, он соединил черты реализма, символизма и модерна.
Ранее творчество Поленова — это романтизм, даже где-то салонный романтизм. Но уже тогда на его искусство стали влиять новейшие течения живописи. Так, в его ранних работах можно найти детали импрессионизма: Московский Дворик, Заросший Пруд, Бабушкин Сад и т.д. С годами его картины становятся всё более драматичными и глубокими. Особое место здесь можно отдать его гравюрам и офортам.
Черты модерна стали всё чаше появляться в творчестве Василия Поленова в то время, когда он создавал театральные работы. Оформление спектаклей, требующий особый подход к живописи, сильно повлияли на всё дальнейшее искусство русского художника. Василий Дмитриевич Поленов внёс огромный вклад, как в русское, так и мировое искусство живописи. Его картины находятся в самых дорогих собраниях и самых крупных музеях мира.
Умер великий художник в селе Борок (ныне названное в честь художника — Поленово), что в Тульской области, 18 июля 1927 года.
Вам необходима помощь профессиональных художников, что бы сделать роспись стен? Лучших специалистов вы сможете найти только в художественной студии Art-Plane.
Христос и грешница
Мечты
Московский дворик
На Тивериадском озере
Ранний снег
Старая мельница
Хотите благоухать самыми прекрасными запахами, которые созданы человеком и природой? Для вас элитная парфюмерия самой известной компании Л\’Этуаль.
Заросший пруд
Золотая осень
art-assorty.ru
Василий Дмитриевич Поленов. Биография, произведения художника.
Василий Дмитриевич Поленов
(1844-1927 г.г.)
Василий Поленов происходил из интеллигентной дворянской семьи. Отец был чиновником, историком – археологом. Мать занималась живописью как любительница. Василий унаследовал таланты и отца и матери – научный и художественный. С двенадцати лет он начал заниматься с учителем рисования, художником П.А.Черкасовым. Осенью 1863 года Поленов был принят вольнослушателем в Академию художеств. Он окончил Академию одновременно с Репиным и тоже с золотой медалью, был послан в пенсионерскую командировку за границу. Поленов побывал в Германии, Италии, Франции. Молодой художник видел себя продолжателем А.Иванова, картина которого «Явление Христа народу» его просто потрясла. Вернувшись на родину, Поленов поселился в Москве. Художник очень полюбил полугородские, полудеревенские пейзажи, открывшиеся ему в древнем городе. Из-под кисти Поленова вышли такие шедевры, как «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879).
«Московский дворик» - это первая картина художника. Она экспонировалась на XII Передвижной выставке. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы. Утро. Ясный, солнечный день. По небу скользят легкие облака, солнце согревает своим теплом все вокруг. Дворик оживает: идет к колодцу женщина, возятся в траве ребятишки, ждет хозяина впряженная телегу лошадь. А на втором плане сверкают купола белокаменных церквей, устремлены вверх колокольни. И все покрывает благодать голубого бездонного неба. Безмятежность, ясность и тишина разлиты в пейзаже. Такого пейзажа еще не было. В картине действительно есть что-то глубоко московское, сильно русское.
В этом же году появился «Бабушкин сад».Тут много красоты и поэтичности. Изобразив старый барский особняк и его старую владелицу, в сопровождении прелестной девушки в розовом, Поленов заостряет внимание на том, что юность и красота шествуют рядом с почтенной старостью. В обеих этих картинах есть все же общее – чувство жизни, тихой и естественной, в гармонии с собой и с природой. Обе картины связаны с биографией художника. В 1878 году Поленов поселился во флигеле усадьбы, которая находилась на окраине Москвы – в Хамовниках. Именно в этой усадьбе и был написан изумительный образ природы – «Заросший пруд». Ушла в прошлое жизнь прежних владельцев дома и парка. Зарос и опустел парк, все больше затягивается травой пруд. Тенистые деревья контрастируют с залитым солнцем берегом пруда. От этого парк кажется еще более величественным и таинственным. Эта картина, выполненная с блестящим мастерством, почти полностью построена на градациях одного цвета – зеленого.
В 1880-е годы художник начинает заниматься эпическим пейзажем: «Зима. Имоченцы», «Деревня Тургенево», «Деревенский пейзаж с мостиком», «Старая деревня». Самый эмоционально насыщенный пейзаж Поленова «Осень в Абрамцеве». Здесь царят только покой и тишина. Только пламенеет осень, одевая в золото и багрянец леса. Только звучат ее краски – богатые и роскошные краски осени.
В 1882-1894 годы Поленов ведет пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан, Коровин, Головин – это его ученики. Мастерская Поленова пользовалась огромной популярностью. Он учил не только живописной системе, но читал своим студентам специальный курс перспективы.В 1890-е годы творческие впечатления Поленова неразрывны с его жизнью на берегу Оки. Поленов пишет большие полотна: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень».
Возможно под влияние А.Иванова, Поленовым были написаны и такие работы как «Христос и грешница», цикл «Из жизни Христа».В 1915 году на средства Поленова в Москве был построен Дом театрального просвещения.
Поселившись в старости в имении «Борок» под Тарусой, он занимался просветительской деятельностью – построил две школы в ближайших деревнях, ставил спектакли для местных жителей. Здесь, в деревне Бехово, названной теперь его именем Поленов и умер. Дом его стал музеем. И стоит он на берегу реки, смотря на неброские, но прелестные среднерусские просторы.
Московский дворик
Старая мельница
Заросший пруд
Пейзажи Поленова
Василия Дмитриевича Поленова по праву называют одним из основоположников русской пейзажной живописи. В историю отечественного искусства он вошел как выдающийся мастер лирического пейзажа. Его пейзажной живописи и посвящена вторая комната верхнего этажа дома-музея. Она так и называется — пейзажная. В 1939 году дети художника, передавая в дар государству все его коллекции и живописное наследие, решили создать в этой комнате экспозицию пейзажей Поленова. Этому помешала война. Уже в послевоенные годы удалось осуществить этот замысел. В пейзажной экспонируются этюды и картины разных периодов творчества художника, начиная от самых ранних, в которых чувствуется влияние барбизонской школы, и кончая крупными эпическими полотнами, созданными главным образом в 1880—1890-е годы и вошедшими в сокровищницу русского искусства, давно ставшими хрестоматийными. После окончания Академии художеств Поленов как дипломант, удостоенный Большой золотой медали, получил право на заграничную командировку за счет Академии. Лето 1874 года группа русских художников — И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К,- А. Савицкий и А. К. Беггров провела на берегу Атлантического океана в нормандской рыбачьей деревне Вёль. Вельский период творчества художника знаменателен тем, что он увлекся впервые пейзажем и твердо решил заниматься им всерьез. «Прибой в Нормандии», «Мельница в Вёле», «Старые ворота в Вёле» и этюд с изображением белой нормандской лошадки, получивший высокую оценку известного художественного критика В. В. Стасова, висят на стенах пейзажной. Жизнь в Нормандии увлекала художников. И тем не менее стремление на родину — основной лейтмотив писем Поленова тех лет из-за рубежа. «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней, искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным. Имея непрестанно перед собой эту цель, я учился здесь и старался совершенствоваться в избранном мной искусстве»,— писал он в отчетном докладе в Совет Академии. Вернувшись досрочно в Россию, Поленов с увлечением начал работать над близкими и родными ему сюжетами. Период этот в его творчестве знаменуется его превосходными полотнами «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Старая мельница» и другие, в которых подкупает лиризм восприятия родной природы и радость от долгожданной встречи с родиной. Эти произведения принесли Поленову широкую известность и сделали его имя очень популярным в 1880—1890-е годы. Появление картин Поленова на выставках Товарищества передвижных выставок ежегодно становилось событием русской художественной жизни. «Одним из неожиданно больших праздников было появление первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов,— писал в своих воспоминаниях художник И. С. Остроухое.— Меня поразили: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «У мельницы», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящнейшей техникой». Большинство картин того периода приобрел для своей картинной галереи П. М. Третьяков. Произведения, которые Поленов оставлял себе или дарил своим родным и близким, легли в основу современной экспозиции пейзажной. Большое полотно «Осень в Абрамцеве», которое в семье Поленова принято было называть «Федюшкино воспоминание»,— сосредоточенное и глубокое раздумье художника, в то время тяжело переживавшего раннюю трагическую смерть своего любимого сына-первенца. Эпическое полотно «Золотая осень», создано Поленовым в 1893. Поленовский музей по праву гордится этой картиной, в которой автору удалось достичь вершин своего мастерства. «Наступило как будто лето, только не зеленое, а сплошь золотое. Такая благодать, что и умирать не надо бы!» — писал художник жене в одном из писем в сентябре 1893 года. Думается, что именно «такую благодать» он решил перенести на холст, задумав писать картину «Золотая осень», в которой, наряду с простором светлой Оки и заокских далей, наряду с прибрежным лесом, щедро окрашенным в осенние краски, и игрушечной бёховской церковью на прибрежном холме, видится обобщенный образ дорогой Родины. Вообще осенняя тема в творчестве Поленова занимает особое место. Осень была его любимым временем года. Июнь, июль, август мало интересны для работы живописца, считал Поленов, поскольку всюду господствует зеленый цвет. Лишь с приходом сентября, когда золото осенних берез подчеркивает темную зелень елей и красноту осин, когда начинается пиршество осенних красок в природе, наступает лучшее время для работы художника. Именно поэтому осенней теме посвящены все лучшие пейзажные полотна Поленова. Среди них — первое значительное полотно, созданное сразу же после переселения на Оку, в 1891 году,— картина «Ранний снег». В экспозиции пейзажной много этюдов разных лет. В последние годы жизни художник щедро дарил свои произведения друзьям. В одном из последних писем он писал: «Есть французская басня: «Le laboureur» (пахарь). Я так ее переделал: «Un vieil artisant sentant sa fin prochaine» (старый ремесленник, чувствуя близкий конец) —это я. Басня говорит про земледельца, но я себя таковым не могу назвать. Это Митя (сын художника) может, а я только работник «artisant» и ремесленник. Я всегда любил больше всего работу в разных ее видах — ив огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям как большим, так и малым по кусочку этой работы…» Человек, переступивший порог пейзажной попадает в чистый и светлый мир поленовской живописи. Этюды «Усадьба в Имоченцах», «Лодка на Клязьме», «Воря», «Закат», «Вид на Оку из Старого Бёхова», «Деревня Тургенево» создают то самое настроение, о котором думал художник, сказавший: «Искусство должно давать счастье и радость». И как бы продолжением этой экспозиции в пейзажной служат великолепные виды на Оку и заливные тарусские луга, которые открываются из окон этой комнаты. Эти живые пейзажи тоже «созданы» Василием Дмитриевичем Поленовым, который не только умел ценить красоту, но и создавал ее всеми доступными ему способами.;
kupitkartinu.ru