Графика Сергея Воржева. Картины воржева сергея


Воржев Сергей - art-most.com

попадает в компанию таких же как он, только чуть постарше, приходится ругаться. Если ты матом ругаться не будешь, значит ты уже не человек. Помимо этого, ты должен еще курить и пить. Поэтому курить я начал с десяти лет. Мы делали гаванские сигары. Рядом росло огромное поле табака. Он растет высотой три метра и больше, целый лес. Мы коров выгоняли на пастбище где-то в 6 утра и срезали высохшие листы табака, пока они были влажными от росы, скручивали их и крутили сигары. Однажды мы нашли склад с немецкими минами, целый год их взрывали. Веселое было детство. Мы были свободными, с 6 утра до 9 вечера. Десятилетний человек был полностью свободен. Нам давали бутылку молока с собой и краюху хлеба, а все остальное мы должны были добывать сами. Поэтому, с десяти лет я уже вел взрослый образ жизни. Я благодарен судьбе за то, что родился именно в этом месте, потому что оно дало накопление жизненного опыта.Школа у нас была очень маленькая, ученики вели себя плохо. У нас были банды, я входил в банду заройских, они у нас определялись по территории. Раз в неделю, нужно было сражаться друг с другом, мы заранее готовились, назначали место и получали боевой опыт. Я влюбился в девушку с другого конца станицы, а это была территория другой банды, я ходил ее провожать и когда к ней шел, меня не трогали, но, когда шел обратно, меня уже поджидали ребята из вражеской банды. Где-то месяца полтора я весь синий ходил. Потом мне это надоело, я сделал перчатку из свинца, залатал марлей и это была наша последняя битва. Подрался с главными и остальные разбежались.Мой отец был мудрым человеком, всегда брал меня с собой на охоту и приучал к труду. Он был для меня авторитетом. Сейчас детей нужно развлекать, у нас такого не было. В 10 лет я уже работал и приносил пользу семье. У меня две младших сестры.Художником я решил стать в три года. Мне бабушка подарила набор цветных карандашей, их было 12 штук. Запах этих карандашей до сих пор помню. Помимо этого, у меня была книжка с потрясающими иллюстрациями, и я начал копировать эти иллюстрации. Все, кто видел мое увлечение, поддерживали меня. Я понял, что я буду художником и уже никогда этого решения не менял. Я не выезжал в большие города. Первый раз я приехал в Краснодар, когда окончил школу. Я приехал в старых коротких штанах, мне казалось, что они нормальные, но народ на меня очень странно смотрел. Со мной был большой чемодан, набитый книгами, ни одна из которых мне не понадобилась. Я пришел на художественно-графический факультет, подавать документы, и барышня, которая меня принимала, опрокинула на мой аттестат чернильницу. Как документ, он исчез. Но она успела записать что я принят. Я с ужасом смотрю на аттестат, а она говорит: «Ну, теперь у тебя другого выхода нет, только поступить». После этого, я вышел на улицу, там стоял такой же как я, и я понял, что он тоже приехал поступать на худ-граф, мы с ним познакомились. Это оказался Коля Гурин – ныне очень известный художник. Мы сдружились, катались на лодках. За две недели до экзамена я начал готовиться к ним, рисовал, тренировался и, как ни странно, поступил. За время учебы мне ставили много троек и двоек, в 1967 был запрещен импрессионизм, а я копировал Пикассо. Я считался плохим студентом на худ-графе. Однако при выпуске, я защитился на пятерку. Потом отслужил в армии, служил я в ракетных войсках в Калининградской области.После возвращения, я долго не мог устроиться на работу, художники никому не были нужны. К тому времени у меня уже были жена и ребенок, я очень переживал из-за того, что нечем было кормить семью. Но потом, случайно, нашел работу на Газопереработке. Меня вяли туда инженером-дизайнером. Помню, я за неделю сделал проект, который надо было делать три месяца. Мне сказали, что я выполнил план и теперь могу ничего не делать, но я понял, что так не выдержу и уволился.Мы с моим товарищем организовали в станице Афипской мастерскую. Там мы печатали номера на домах, но я упорно продолжал рисовать. Пытался устроиться в Художественный комбинат в Краснодаре, но мне отказывали, туда было очень сложно попасть. Мне очень хотелось там работать, считалось, что это самый творческий коллектив на то время. Однажды, я стоял на остановке, ждал автобус, рядом со мной стоял кореец, шел дождь, и я предложил ему стать под мой зонт. Оказалось, что он игрок в карты и он не видел свою семью полгода. Он открыл свой портфель, который был набит деньгами. Он попросил меня заехать вместе с ним к нему домой, жил он в Энеме. Мы приехали к нему, и в итоге, неделю проездили по его родственникам. Я рассказал ему что меня не берут на комбинат, а он дал гарантию того, что я буду там работать. Оказалось, что его двоюродная сестра замужем за главным бухгалтером художественного фонда. В итоге меня приняли на работу в художественный комбинат. Я очень благодарен картежнику – Вите Хану, который сыграл в моей судьбе очень существенную роль. Я стал работать на комбинате, участвовал на выставках. Там проводили конкурс на лучшее произведение, но без имен. Никто не знал где, чья работа. По результатам голосования, моя работа выиграла гранд при. Я не мог в это поверить, поскольку там выставлялись очень талантливые художники. После этого, я понял, что кое-что да умею и по прошествии времени, мы попытались вступить в союз художников, нас не приняли. Я познакомился с величайшим художником, Евгением Сулеймановичем Цеем, он был ярым авангардистом. Мы с ним решили сделать свой союз художников. Ну, раз тот нас не берет, значит сделаем свой. К нам присоединились еще несколько человек. Я написал текст устава и программу союза. Получается, что мы подпольно создали Союз художников. Вскоре после этого, меня арестовали. Два месяца мы с КГБ выясняли, кто же из нас прав. Но все же меня отпустили и сказали, чтобы я в крайкоме партии разбирался. В итоге мы договорились о выставке. Выставка прошла великолепно, гости из разных городов приехали. На этом мы не остановились, краевой союз художников судился со мной, меня предлагали расстрелять. Это все продолжалось несколько лет, а потом они смерились. Следующая выставка была в Ростове. Я удачно там выставился и меня приняли во всероссийский союз, это был 1984 год. Мы сами организовывали выставки за рубежом. Сейчас молодёжь немного инфантильна, а тогда мы все делали сами. Проводили мы выставки в Берлине, Гамбурге, Хорватии, Сербии, Варшаве, Китае, во многих местах.В союзе художников сменилось руководство и мне дали приличную мастерскую. Сейчас я сам пытаюсь помогать молодым художникам. Я не рвался преподавать, просто ученики приходили сами и проще было это систематизировать. Я очень рад за своих учеников, они выставляются на всероссийских выставках, зарубежных, региональных. У них уже начали покупать работы, они уже профессионалы. Деньги, которые зарабатываются кистью, это особенные деньги. Художник, который понимает, что нужен кому-то, он счастлив. Если художник один, ему очень тяжело выжить, государство не обращает на него внимания. Продвигаться в искусстве можно только объединяясь в общественные организации и помогая друг другу. Художник очень быстро растет в среде других художников, перенимая их опыт.Меня окружают молодые художники, писатели и даже те, кто не имеет отношения к искусству. Я не очень легко завожу знакомства, мне требуется время на то, чтобы почувствовать человека, понять его. Если нам взаимно интересно, мне все равно какой у него социальный статус. Молодые художники мне интересны талантом, если человек талантлив, я из кожи вон вылезу, но вытащу его на уровень. Помимо этого, необходимо желание работать. Я чувствую в ком живет художник, бывает ошибаюсь или у человека тяжелый характер, тогда из него трудно сделать специалиста, он думает, что все делает гениально. Представление об искусстве как о чем-то легком – ошибочно. Нужно работать каждый день. У меня нет отпуска и выходных, передо мной всегда стоит выбор – бросить или поехать. Но я не могу, если приходит идея, я должен писать, выработать этот участок. Но ничто не сравнится с тем состоянием счастья и энергией, в котором ты находишься при рисовании. Когда я уезжаю и у меня нет возможности писать, у меня начинается «ломка», начинаешь чувствовать себя никчемным. Ощущая осмысленность своего существования, нужность себя, ты понимаешь, это дает внутреннюю опору, что Бог в это время начинает тебя любить.Ты берешь тряпочку, закрашенную грунтом, натянутую на деревяшку, а вечером, уставший отходишь от нее и понимаешь, что это останется людям. Ты создал предмет, который будет жить намного дольше тебя. Работы художника расползаются по миру, но связь между картинами и художником не прерывается. Люди испытывают эмоции смотря на картину, а художник их чувствует и такое ощущение что ты и твое тело уже не нужны, ты уже существуешь в другой форме. Я даже на смерть смотрю как на приключение, это переход во что-то новое. Нужно еще раз родиться художником и написать еще больше картин и раздать их. Не зря же говорят, что творческих людей Бог поцеловал. Существует прямая связь у художника с Творцом. Ведь Бог сотворил этот мир, он занимался творчеством, он – первый художник. А художникам он сказал: «Так! Давайте! Я тут начал, а вы доделывайте по-мелочи». Люди, которые услышали его это, им ничего не остается, и они следуют его словам. Некоторым моим ученикам за 40 лет, им сказал Бог – «Рисуй!», и они все бросают: работу, профессию и начинают рисовать, чувствуя себя намного счастливее. Полгода назад домохозяйка, а теперь ее работы на выставке. Говорят, хочешь быть счастливым, стань им, просто не забудь для это взять в руку кисть.Мой смысл жизни очевиден – давать людям энергию, закаченную в холсты. Это энергия в холсте меняет судьбы, пространство, проблемы. Что касается самой значимой работы для меня – это та работа, которую я начинаю писать. Все остальное уже не имеет значения. Если считаешь, что твоя лучшая работа написана, тогда бросай кисть. Внутри у меня малый возраст и у меня очень много планов на будущее, меня не волнует успею ли я их воплотить или нет. Важно то, что они есть. Я разрабатываю новую живописную систему. Раньше я использовал навыки старых мастеров, накапливал информационные пласты. Мне удалось найти форму живописи, которая соответствует моим эмоциональным ощущениям. В данный момент я пишу серию картин «Пророк» и думаю, что в этой серии мне удастся соединить энергию христианства, собственную энергию и ту, необъяснимую, которая дается сверху во время работы. Если бы я встретился с Богом, я бы сказал: «Дай мне возможность покрасить подольше», больше мне ничего не надо. Зачем что-то просить у Бога? Ему самому помогать надо. Моя высшая ценность – все что связано с любовью. Любовью к земле, растениям, планете, людям. Если это есть, тогда можно говорить о других ценностях. А если нет любви даже к растущему цветку на подоконнике, то о каких ценностях можно говорить?Я научился читать в 5 лет, каким-то странным образом этому научила меня моя неграмотная бабушка. Моей любимой книжкой была книга под названием «Бухучет», это была моя первая книга. Я перечитал, наверное, все, что было написано человечеством. Потом начались проблемы с глазами, читать бросил, но начал писать. Сейчас я пересматриваю фильмы о христианстве, изучаю исторические данные, это все впитывается, а затем выбрасывается на холст. То, что творческие люди называют кризисом, для меня отдых. Я даю отдохнуть своему телу, у меня с ним диалог. Тело дано на один век, человек – это не ты, это тело. Я не понимаю людей, которые хотят продлить свою жизнь, тело состарится, зачем так цепляться за него, дадут тебе новое. Душа должна расти, нужно регулярно проявлять великодушие, прощать своих врагов. Я многим помог найти свой путь в этой жизни, они помнят об этом. Мы вместе с ними поменяли их судьбу.Мое поколение в юном возрасте буквально зубами за все цеплялось, не просило разрешений, указаний. Само придумывало, само ставило целевые установки, само их достигало. Мы были бойцами. А сейчас молодым хочется всего быстрее.Меня звали во многие страны, но нигде так не работается как в Краснодаре, этот город создан для живописи. Я жил в Москве, Берлине, Китае, в Гамбурге, у меня были прекрасные мастерские, но я все бросал и уезжал, не мог оставаться, всегда тоска по Краснодару была. Боюсь громкого слова «патриот», однако себя им считаю. Поездив по Европе, я понял, что она – большая благоустроенная тюрьма. Они утратили свои устои. Когда приезжаю сюда, ощущаю все величие своей страны. В наших глубинках можно без денег прожить – ходи, рисуй людей, и они будут тебя кормить, поить.Я однажды писал этюд, был сильный мороз и бывшие заключенные меня кормили, поили, пытались согреть. Один подходит, весь в шрамах, предлагает чай, а после, он подарил мне икону. Я сам писал иконы, они есть в церквях, но это абсолютно другой вид искусства, нужно полностью посвятить себя иконописи, если выбираешь этот пусть. Нельзя смешивать церковное и светское искусство. Но мои картины и есть иконы, они так же работают с человеком, пространством и Богом.В моей жизни меня все утраивает, я успел кое-что сделать. Будущее надо выращивать, мы влияем на свое будущее, и на будущее мира. Было много тяжелого, я дважды умирал. Но все это нужно было, чтобы стать тем, кто я сейчас. Нужно все время искать свой путь. Его ты почувствуешь сердцем.У меня пятеро внуков, сын и две дочери. У меня великолепные отношения с детьми. Я не умею быть с ними излишне эмоциональным, это все происходит внутри меня, мне не нужно высовывать это на показ, они это чувствуют.Мозг – это полтора килограмма молекул, которые возомнили себя личностью, а вся остальная жизнь – природа, животные, все живое, почему-то так о себе не думают. Бог – это все живое. Человек – это часть Бога, каждый может общаться с Богом, он его самый близкий друг. Я верю в судьбу, но она дает нам право выбора, у нас нет стабильной судьбы. Мы как форма, которая сама по себе меняется изнутри. Судьбы моих учеников менялись, как только они связывали себя с творчеством. Не было случаев, когда искусство кого-то погубило.Краснодар – это порт моей души. Я могу из него куда угодно улетать, но я должен вернуться. Неважно какой город, это место, которое является особенным. Краснодару всего хватает, вскоре он станет как Нью-Йорк, я хорошо вижу это. Мы, никогда не утратим любовь к земле и христианский дух. Многие люди, которые уезжают за границу, возвращаются, поскольку их духовные корни прорастают именно в России. Если бы я мог сказать что-то всем людям, я бы сказал: люби речку, которая течет рядом с тобой, траву по которой ты ходишь, дерево, которое прячет тебя в тени летом. Все остальное, произрастает из этого. Нужно жить по совести и уважать своих предков, помнить о них. Это как дерево, мы корни этого дерева, а каждый лист – это наш предок.Мы рождаемся для того, чтобы накапливать опыт. Если человек накапливает опыт и ему удается вырастить свою душу от малодушия к великодушию, значит человек прожил свою жизнь не зря. В любой момент перед человеком стоит два выбора – это путь пчелы и путь мухи, третьего не дано.Выставки

1977 г. Республиканская выставка «Рисунок и акварель», Ленинград, СССР1980 г. Республиканская выставка «Советская Россия», Манеж, Москва, СССР1981 г. Всесоюзная молодежная выставка, Ташкент, СССР1984 г. Всесоюзная выставка молодых художников, Москва, Академия художеств, СССР1986 г. Республиканская выставка «Советская Россия», Москва, СССР1987 г. «Графика Кубани», Белград, Югославия1989 г. Международная выставка «Звёздный путь человечества», Москва, СССР1990 г. Международная выставка «Звёздный путь человечества», передвижная выставкапо городам США1990 г. «Современное искусство Кубани», музей Мимара, Загреб, Хорватия1991 г. Персональная выставка, ИНТЕРПРЕССЦЕНТР, Варшава, Польша1991 г. Международная выставка «К звёздам», Москва, Россия1991 г. — 1993 гг. Международная выставка «К звёздам», передвижная выставка по городам США1993 г. Выставка кубанских художников «Уходящее тысячелетие», Москва, Россия1994 г. Выставка российских художников «Многоликая Русь», Москва, Россия1994 г. Третья международная биеннале станковой графики «Калининград-Кенигсберг-94», Калининград, Россия1994 г. Сочинский фестиваль современного изобразительного искусства «Пограничные зоны искусства», Сочи, Россия1994 г. «Художники Кубани», Никосия-Лимассол-Пафос, Республика Кипр1996 г. Персональная выставка, Коммерцбанк, Гамбург, Германия1996 г. Персональная выставка, ASTON Trading GmbH, Гамбург, Германия1998 г. Региональная выставка «Юг России – 98», Краснодар, Россия1998 г. «Фестиваль современного искусства», Сочи, Россия1999 г. Российская выставка «Россия – 99», Москва, Россия1999 г. Персональная выставка, галерея La Torretta, Верона, Италия2000 г. Групповая выставка кубанских художников, Центр российской культуры, Берлин, Германия2001 г. Персональная выставка, Штуттгарт, Германия2001 г. Выставка кубанских художников «Ню — 2001», Центральный выставочный зал, Краснодар, Россия2001 г. Биеннале 2001, Центральный выставочный зал, Краснодар, Россия2002 г. «Арт-Екатерина 2002», Центральный выставочный зал, Краснодар, Россия2002 г. Персональная выставка графики, галерея «Юг», Краснодар, Россия2003 г. Выставочный проект «Москва – Краснодар», Краснодар, Россия2003 г. Региональная выставка «Юг России», Краснодар, Россия2003 г. Международная биеннале «Кубань – Абхазия», Сухуми – Краснодар,Абхазия – Россия2004 г. Региональная выставка «Юг России», Краснодар, Россия2005 г. Выставка «Искусство художников Кубани», Санкт-Петербург, Россия2005 г. Всероссийская художественная выставка, посвященная Дню Победы, Москва, Россия2006 г. Республиканская художественная выставка, Центральный дом художника, Москва, Россия2007 г. Региональная выставка «Благословенная Кубань», Краснодар, Россия2007 г. Выставка «Искусство художников Кубани», Санкт-Петербург, Россия2008 г. Выставка «Культура Кубани», Ганновер, Германия2008 г. Выставка живописи и графики «21», Краснодар, Россия2008 г. Региональная выставка «Юг России», Краснодар, Россия2008 г. Персональная выставка, галерея «АРТ-Союз», Краснодар, Россия2009 г. 1-й Международный пленэр ККЦ ЮНЕСКО «Земли Золотых Амазонок», Тамань, Россия2010 г. Всероссийская выставка «Россия-10», Манеж, Москва, Россия2010 г. Персональная выставка, Олимпийский Русский дом, Ванкувер, Канада2013 г. Межрегиональная художественная выставка «Юг России», Ростов – Грозный2014 г. Персональная выставка Зимняя Олимпиада, Сочи2014 г. Персональная выставка «Thille Gallery», Австрия2014 г. Персональная выставка «Honzighaus. Aigen», Австрия2014 г. Персональная выставка Монастырь Беллапаис, Кипр2015 г. «Биеннале 2015», Краснодар2016 г. «Моя Россия», Выставочно-этнографический комплекс, г. Сочи, Роза Хутор.2016г. Выставка «Искусство художников Кубани», Краевой Художественный музей им. Коваленко, г. Краснодар2017 г. Групповая выставка «Воржев и ученики», отель Бристоль,г. Краснодар

art-most.com

Художник Сергей Воржев: tiina

«СЕДЬМОЕ НЕБО»

«АДАМ И ЕВА»

«БЕРЕГ АФРОДИТЫ»

«КУБАНСКИЕ АНГЕЛЫ 2»

«ПЕРВАЧ»

«ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ»

«ПОДЛУННЫЙ МИР»

«ПОХИЩЕНИЕ КРАСНОГО ПЕТУХА»

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕЧЕР»

«КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ»

«ЛЕШИЙ С СОЛЕНОГО ХУТОРА»

«ПОЛЕТ НА БОЛЬШОЙ МАКИТРЕ»

СайтХудожник Сергей Воржев

tiina.livejournal.com

Как первый секретарь крайкома у кубанского художника уроки брал — Российская газета

Известный краснодарский живописец Сергей Воржев подготовил новую серию работ, посвященных эпохе античности на территории Кубани. Выставка состоится в столице края этой осенью.

В своем творчестве мастер представляет жизнь местных казаков в необычном ракурсе, зачастую прибегая к стилистике этнического сюрреализма. Излюбленный прием - изображать станичников, летящих на фантастических устройствах, сделанных, например, из тыквы, бочек или даже самогонного аппарата. Теперь в эту палитру образов художник добавит еще и кубанских эллинов.

Как возникла идея предстоящей выставки, а еще почему чиновники боятся эротики и как первый секретарь крайкома партии брал уроки мастерства у живописца, Воржев рассказал в интервью корреспонденту "РГ".

Сергей Дмитриевич, что на сей раз увидят зрители? Вы ведь впервые взялись за античные образы?

Сергей Воржев: Давно интересуюсь этой темой. У меня уже был ряд работ, которые, правда, широкой публике почти не известны. А предыдущая графическая серия была посвящена амазонкам. Она пополняется уже два десятка лет, выпущен большой альбом. Сейчас к новой выставке написал картину, посвященную Синдике - древнему государству на Тамани, и серию работ - Боспорскому царству. Образы раскрываются через музыку, хоть я и не музыкант. Вакх, бог вина, играющий на флейте, женщины, приносящие ему плоды. Ощущения хочу вызвать подтекстами, аллюзиями и реминисценциями в процессе игры мифических персонажей на различных инструментах.

Что побудило взяться за новую тему?

Сергей Воржев: Желание творить... Политические перипетии и экономические неурядицы рано или поздно заставляют задуматься о нашем прошлом. Тем более когда видишь, что соседи пытаются принизить роль отечественной культуры. Российская цивилизация - феномен многосложный, на протяжении тысячи лет она притягивала к себе более ста разных народов, объемля собой огромную территорию - от Балтики и Черного моря до Тихого океана.

Казаки теперь будут пересекаться с амазонками?

Сергей Воржев: Планирую издать еще один альбом, в котором эти темы будут вместе представлены. Полагаю, одно другому не мешает. И даже дополняет друг друга. Это только в учебниках исторические периоды представлены временными отрезками, а в реальности все течет непрерывно, как река, которая подпитывается многочисленными притоками.

Не станут ли античные герои выглядеть как ваши казаки, летящие на тыкве?

Сергей Воржев: Нет, это совершенно разные стилистические образы, иной живописный язык. Но, конечно, они объединены общим знаком автора.

Есть ли сквозной образ в вашем античном цикле?

Сергей Воржев: Амазонки, Вакх... Вакх, на мой взгляд, похож на казака, он тоже любит повеселиться под вино, самогоночку. Здесь происходят очевидная стыковка с античной тематикой, мистическая преемственность. Да и кубанские девчата, самые красивые в мире, происходят, может быть, от мифических амазонок.

Наверное, пришлось углубиться в чтение древнегреческих мифов?

Сергей Воржев: Не столько читаю, сколько смотрю на изобразительное искусство того периода, начиная от керамики и заканчивая барельефами. Через эти образы идет мощная информационная подпитка.

А мифы, архаика, считаете, сегодня актуальны?

Сергей Воржев: Конечно. Они же сотканы из вечных истин, о которых будет думать человек, - добро и зло, любовь и ненависть, Бог и неверие... Вот взять Диогена, его же можно принять за нашего современника. Размышления античных философов отлично накладываются на современную эпоху. И нам сегодня нужно заботиться о создании мифов. Кубань - та земля, которая тоже нуждается в мифологизации. Если алмаз огранить, то он превратится в бриллиант, так же и с историей, которая складывается в миф, когда массив знаменательных дат становится поэзией.

"Хуже нет, когда чиновники начинают изображать из себя святош и выискивать у других то,  что должны бы поискать в себе"

Литераторы, музыканты и художники - творцы этого процесса создания космопоэтического образа Кубани, который будет интересен всему человечеству. Наглядные примеры - роман Виктора Лихоносова "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" или песни Кубанского казачьего хора. Синтез искусств, произведения любых жанров (от архаики до авангарда) - мощная опора для развития кубанской культуры, которая сделает нашу территорию непобедимой. Как говорил мой учитель и близкий друг, художник Евгений Цей, "хорошая картина равна двадцати дивизиям". Произведение искусства живет гораздо дольше создателя и является духовным ориентиром многих поколений.

Если бы вы создавали каталог кубанских мифов, какие бы туда включили?

Сергей Воржев: Мифы не должны из пальца высасываться. Творческому процессу нужна поддержка. Если в советское время молодым художникам выделялось по 30 мастерских в год, то теперь им вообще не оказывается никакой помощи. Два поколения художников лишены творческих условий. Радует, что новый министр культуры Кубани Виктория Лапина недавно впервые посетила мастерские краснодарских живописцев, Союз художников, где накопилась масса застарелых проблем, которые нужно срочно решать.

Я считаю, необходимо объявить несколько ежегодных конкурсов на создание произведений искусства, посвященных истории кубанской земли (не только казачеству). В них с удовольствием примут участие молодые художники, музыканты и литераторы.

Нынешние чиновники пытались вмешаться в творчество?

Сергей Воржев: Такого рода примеров еще недавно было предостаточно, когда в нашем краевом минкульте художников чуть ли не вредителями считали. Запрещали выставки, навязывали жесткие условия.

По словам искусствоведов, вы владеете редкой техникой рисования обнаженной натуры...

Сергей Воржев: Графическая серия "Минотавр и амазонки" давно начата и постоянно пополняется. Уже больше 300 листов. Появилась новая тема с музыкальным акцентом - "Влюбленный Геликон".

Проблем не возникало?

Сергей Воржев: А как же. Предыдущий министр культуры Кубани запретила продажу моего альбома с обнаженными моделями в музеи, а также во многих торговых точках региона. Это была очень курьезная история.

А почему местные чиновники так боятся эротики?

Сергей Воржев: Ханжество. Хуже нет, когда чиновники начинают изображать из себя святош. Начинают выискивать у других то, что должны бы поискать в самом себе.

Говорят, в свое время к вам первый секретарь крайкома КПСС Иван Полозков в ученики просился...

Сергей Воржев: Да, было дело. Правда, он стеснялся днем приходить. Как оказалось, Полозков втайне занимался живописью. Я не возражал против визита высокого гостя. Увидев мои "странные" картины, Иван Кузьмич спросил: "А почему это вы Ленина не рисуете?". Вообще Полозков только на первый взгляд производил впечатление очень простого человека, на самом деле он был другим - интересным, мудрым собеседником. Писал маслом большие холсты, в основном копии с репродукций, например, "Ходоки у Ленина". Я научил его тонировать деревянные рамы для картин. Некоторые тогда думали: с ума что ли секретарь сошел, к Воржеву в ученики пошел... Мало найдется политиков, кто так серьезно увлекался живописью. Сегодня у меня тоже берут уроки мастерства работники администраций, но в основном районных. Очень успешно. И сейчас их работы экспонируются на крупных выставках.

Больше не было таких встреч с первыми лицами края?

Сергей Воржев: Прежний губернатор покупал мои работы, но лично мы не знакомы. При его помощи прошли две мои персональные выставки на двух зимних Олимпиадах - в Ванкувере и Сочи. Правда, непонятно, почему, когда такие события происходят, ни разу не было случая, чтобы самого художника (не только меня) на них пригласили. Это плохая традиция.

Есть художник, которому завидуете?

Сергей Воржев: Никогда не испытывал зависти к коллегам, не говоря уже о таких мастерах, как Рембрандт, Тициан, Эль Греко, Веласкес. Зависть - самоуничтожение. Верное средство от этого - считать себя полноценным человеком, способным учиться и совершенствоваться.

Вы частенько ездите за границу. Никогда не появлялось желание там задержаться подольше?

Сергей Воржев: Во многих странах побывал, поначалу было интересно. В Берлине, Варшаве, Загребе жил прилично. Условия были великолепные, предлагали остаться насовсем. Но проходил месяц - и у меня возникала тоска по Кубани, не было сил терпеть эту Европу (смеется), все бросал и - бегом домой. Нет ничего лучше родной станицы Варениковской. Видимо, на меня Кубань воздействует каким-то особым видом энергии. Объяснить невозможно, но лучшие картины написаны на родине. Счастливым могу быть только здесь.

Досье "РГ"

Сергей Воржев родился в 1950 году в станице Варениковской, Крымского района Краснодарского края. В 1972-м окончил художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. С 1983 года член Союза художников России, участник множества выставок, в том числе 14 международных. Работы Воржева находятся в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко, Майкопского художественного музея, Министерства культуры РФ, а также в частных коллекциях многих стран мира.

rg.ru

Графика Сергея Воржева: vakin

Природный темперамент и чувство собственной исключительности помогли Сергею Воржеву стремительно войти в мир художественной жизни Краснодара 80-90-х гг. Его творчество и стиль жизни обрели на юге России нарицательный характер. Говорят: "Воржевский стиль", "как у Воржева", "воржевский ученик", предполагая под этими понятиями не только самоуверенность и амбициозность личностных качеств, но прежде всего его эстетическую систему.

Воржев сумел замесить сложные эклектические посылы на стабильном отношении к главной теме своего творчества. Яркий представитель "регионализма", художник создал свой выразительный знак, отражающий непростое, смешанное с любовью и иронией отношение к соотечественникам. Это чувственное, смачное ядро дает зрителю ощущение праздника жизни. Сюрреалистические повороты придают остроту сюжету, внося в него драматический оттенок. Жизнестроительная программа кубанского живописца дает ему полную свободу в выборе средств в достижении художественной цели. Зрелищность, виртуозное мастерство стали мощным пропагандистским ходом, обеспечивающим ему постоянный интерес коллекционеров и любителей искусства.

Дидактический стиль общения способствовал популяризации воржевского клише. Оно вылилось в своего рода "шейкеризм", характеризующийся почти культовым отношением к сделанности. Произошедшие сдвиги в общественном сознании, содействовали восприятию его неоакадемических опытов как доказательств общественной респектабельности. Стратегическое мышление помогло Воржеву переориентировать натиск меркантилизма 90-х гг. в патриотическое русло.

На каком-то этапе творчества живописец замкнул параллельно существовавшие популизм и теорию "искусство для искусства".

Таким образом, в его работах чисто русская культурная традиция, отличающаяся тесной связью искусства с конкретной жизнью общества и панреалистическая ориентация, плавно переходят в европейскую концепцию искусства, усматривающую в произведениях живописи гедонистическое начало.

Источник www.artrussia.ru

Официальный сайт - www.vorzhev.com

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта