Биография императора Павла I Петровича. Павел 1 картина
ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I. ЧАСТЬ 1
. Это цитата
Павел I.Часть 1.Павел I.Часть 1.
Павел I,Андрей Филиппович Митрохин
И так, на русском троне правнук Петра Великого, в жилах которого, осталось совсем немного русской крови. Супруга его, чистокровная немка, родила ему к тому времени уже восьмерых детей. Ни один из монархов Дома Романовых не всходил еще на трон с таким «богатством».
Свое правление Павел Романов начал с приказа расставить по улицам города караульные будки, выкрашенные в прусские цвета, белый и черный, и поставить в них часовых. По городу стали сновать полицейские, срывая с прохожих мужчин круглые шляпы и обрезая полы фраков, сюртуков и шинелей — опять же по прусскому образцу. Горожане, хоть и напуганные столь резкими переменами, не стеснялись, однако, выказывать свою радость и удовлетворение в связи с приходом нового самодержца.
Спустя несколько дней после вступления Павла на престол в нижнем этаже Зимнего дворца было сделано специальное окно, в которое всякий имел право опустить прошение на имя императора. Ключ от комнаты, где находилось это окно, хранился у самого государя. Каждое утро Павел открывал дверь в эту комнату, собирал все письма и записки, опущенные в окно, внимательно их прочитывал, делал пометки. Ответы на прошения он писал лично и ставил свою подпись. Затем они публиковались в газетах. Бывали случаи, когда подавшему прошение предлагалось обратиться в суд или иное ведомство, затем известить императора о результате этого обращения. Благодаря такой «переписке» удавалось вскрыть вопиющие беззакония и несправедливости. В таких случаях царь сурово карал виновных.
С.Г.Москвитин. Император Павел I.
Начав свое царствование с карательных распоряжений, новый император утвердил, однако, в должности большинство из высших чиновников и офицеров, служивших при дворе его матушки. Даже Остермана, младшего сына того самого Остермана, который начал свою службу еще при Петре I и был сурово наказан его дочерью, он не отстранил от управления иностранными делами, порученного ему Екатериной II, а назначил канцлером.
Но прислугу бывшей императрицы Павел I распустил. Некоторых отправил в тюрьму, а некоторых щедро наградил. Проявил он милосердие и к тем, кто при его матушке-царице был осужден, объявив всеобщую амнистию, которая, однако, не коснулась отбывавших наказание за особо тяжкие преступления. Возвратился из ссылки Александр Радищев. Призваны в Петербург были опальные товарищи императора Петра III, а также офицеры, стоявшие в роковом 1762 году на стороне государя. Правда, это были уже старики, ведь с того времени прошло почти тридцать пять лет. Сейчас они были осыпаны почестями и пользовались вниманием самого государя. Да, времена изменились…
Император Павел I освобождая Тадеуш Kościuszko.
Милосердно отнесся Павел и к своему сводному брату Алексею Бобринскому, рожденному его матерью от Григория Орлова. В 1764 году Екатерина чуть было не лишила Павла престола, собираясь выйти замуж за своего любовника и назначить его сына наследником вместо сына Петра, своего бывшего мужа. Но этого не случилось. Алексей Бобринский за свое неприглядное поведение был лишен права жить в столице и находился в Лифляндии. Павел вернул его в Петербург: принял очень радушно, пожаловал титул графа и подарил поместье. Бобринский, женившись в 1796 году на баронессе Анне Унгерн-Штернберг, дочери коменданта Ревеля, переселился в Эстонию, где и кончил свою жизнь, всеми забытый.
Алексей Бобринский в 1800-х годах
Граф Алексей Григорьевич Бобринский (1762-1813)
Анна Владимировна Бобринская (1769–1846), супруга А.Г. Бобринского, урожденная баронесса Унгерн-Штернберг
Соколов Петр Федорович. Портрет графини А.В. Бобринской. 1827
Поистине рыцарским можно назвать отношение нового императора к князю Платону Зубову. Из Зимнего дворца последнему фавориту, конечно, пришлось выехать, но поселился он в доме, специально купленном для него за счет кабинета его величества. После переезда князя в новое помещение Павел в сопровождении своей супруги посетил Зубова, переступив порог его нового дома со словами: «Кто старое помянет, тому глаз вон». А когда подали шампанское, государь сказал: «Сколько здесь капель, столько желаю тебе всего доброго», — и, выпив все до дна, разбил бокал об пол. Зубов бросился императору в ноги, но был поднят им со словами: «Я тебе сказал: кто старое помянет, тому глаз вон». За самоваром государь сказал императрице: «Разлей чай, ведь у него нет хозяйки». Но милости Павла были недолгими — по отраслям, которыми занимался Зубов, были вскрыты большие нарушения, назначено следствие, и князь вынужден был уйти в отставку. Последний фаворит Екатерины II озлобился против ее сына и возмечтал о мщении.
Светлейший князь (с 1796) Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов
Светлейший князь (с 1796) Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов
Опала в начале правления Павла I коснулась немногих. Княгине Дашковой, одной из главных пособниц июньских событий 1762 года, было передано распоряжение Павла I немедленно покинуть Москву и не появляться больше ни в ней, ни в Петербурге. Миссию эту выполнял сам главнокомандующий Москвы.
«В двадцать четыре часа? — спросила княгиня. — Донесите государю, что я выехала в двадцать четыре минуты». Тут же она приказала заложить карету и еще в присутствии передавшего ей повеление императора покинула свой московский дом.
Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность.
Павел, помня, что его отец не последовал совету Фридриха II — как можно скорее возложить на свою голову корону, поспешил назначить день коронации. Он сделал, однако, распоряжение, чтобы приготовления к торжествам делались с возможной бережливостью в расходовании денег. Но он не пожелал надеть корону матери на свою голову. Поэтому ювелиром Дювалем в сравнительно короткий срок были изготовлены большая императорская корона и новый скипетр, усыпанный драгоценными камнями. А главным его украшением стал бриллиант, подаренный Екатерине II Григорием Орловым.
Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж ,литографии Арну Ж.-Б. с оригинала Вивьена.
Венчание на царство состоялось в апреле 1797 года, то есть через четыре месяца после смерти императрицы Екатерины. Торжественный въезд в древнюю столицу происходил в Вербное воскресенье. Погода стояла отличная, по-весеннему светило солнце. Император в военном мундире прусского покроя, с напудренной головой и косой ехал верхом, а императрица в карете. На всем пути были выстроены шпалерами войска. Для зрителей соорудили крытые галереи. Впервые в истории России в один день короновались два лица: император и императрица, его супруга, которой Павел собственноручно возложил на голову другую маленькую корону.
Коронация Павла I и Марии Федоровны. Саратовский государственный художественный музей
По окончании церковного обряда Павел зачитал прямо в церкви составленный им «Фамильный акт о порядке престолонаследия» и повелел сей акт на вечные времена хранить в алтаре Успенского собора — месте коронации русских царей, в специально изготовленном для этой цели серебряном ковчеге. Тем самым он отменил указ своего прадеда, Петра Первого, согласно которому царь сам определял своего наследника. Отныне трон должен был переходить к старшему в роду по мужской линии. Таким образом, раз и навсегда было устранено главное беззаконие в России, жертвой которого явился он сам, естественный наследник своего отца Петра III. Благодаря этому указу Императорский Дом Романовых отныне будет представлен только лицами мужского пола, передающими трон по нисходящей линии. Царство женщин осталось в прошлом, хотя некоторые государственные и общественные функции супруги российских императоров выполняли. Марии Федоровне, например, Павел поручил общее руководство учебными заведениями в Москве и Петербурге.
Портрет Марии Федоровны (1759-1828),Владимир Лукич Боровиковский
Император поселился в Зимнем дворце, выбрав для себя и своего многочисленного семейства комнаты, занимаемые им в то время, когда он был еще юношей. Он приказал обставить их по возможности просто и скромно, не в пример роскошному убранству апартаментов своей матушки.
Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800. Государственный музей-заповедник «Павловск»
О личности Павла I написано много, как об одной из самых загадочных и спорных фигур в истории, одни считают его душевнобольным, другие великим. Его рождение вызвало ликование при дворе, воспитание взяла на себя сама императрица Елизавета, смерть вызвала и радость, и печаль.
Владимир Боровиковский Портрет Павла I
Портрет Павла I в белом далматике,Владимир Лукич Боровиковский
Ему было восемь лет, когда не стало его отца. Детским чутьем он осознавал, что случилось что-то неладное. Но понимание пришло позже. К нему были приставлены учителя, которые развивали в нем, прежде всего, его прирожденную страсть к военным учениям и даже придумали для своего ученика азбуку, где буквы изображались в виде солдатиков. Однако четкого плана уроков при дворе с его пышными празднествами и развлечениями не существовало. Занятия проводились когда и как придется, между прогулками, парадными обедами, маскарадами, театральными представлениями. В театр великого князя начали водить очень рано, без разбора, на каждый новый спектакль. Вообще, на Павла уже в детстве смотрели как на взрослого человека, будущего царя.
Христинек Карл Людвиг. Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного
Портрет цесаревича Павла Петровича
Портрет великого князя Павла Петровича в учебной комнате. Около 1766. ГЭVigilius Eriksen
Стефано Торелли Портрет Павла Петровича с арапчонком.
Портрет великого князя Павла Петровича, выполненный неизвестным художников в 1770-е гг.
Десятилетним мальчиком он уже высказывал свое мнение: кого-то уверенно хвалил, кого-то открыто презирал. Со своими слугами обращался сурово. Иногда наряжал их в латы рыцарей времен крестовых походов и устраивал с ними турниры. Вообще, Павел был мальчиком с фантазиями, но недостаточно волевым и последовательным. По природе своей он был добрым, веселым, резвым ребенком, но, к сожалению, слишком рано узнал, какая участь постигла его отца, и это развило в нем комплекс подозрительности и страха. Тревожные видения, связанные со смертью отца, сопровождали Павла всю жизнь.
Петр III (в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, 1762)Годы жизни: 1728–1762Российский император в 1761—1762 гг.
Положительное воздействие на воспитание великого князя оказала личность Никиты Панина. Уже в юношеском возрасте ученик Панина поражал обширностью своих знаний, умом и сообразительностью, поклонением красоте и добру. Он прекрасно владел русским, французским и немецким языками, хорошо знал произведения европейских писателей, любил живопись и архитектуру.
Никита Иванович Панин (1718–1783) — русский дипломат и государственный деятель,Александр Рослин
Женившись, он стал безупречным супругом, хотя ему пришлось пережить драму смерти и, как его убедили, неверности первой супруги Натальи Алексеевны, брак с которой длился немногим более трех лет. Зато во втором браке Павел обрел истинное семейное счастье.
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I
Великая княгиня Наталья Алексеевна, принцесса Гессен-Дармштадтская, первая жена будущего Павла I
Мария Федоровна, принцесса Вюртембергская, оказалась прекрасной женой, влюбленной в своего мужа, и безупречной матерью. Были у нее, конечно, маленькие недостатки, приобретенные еще в детстве.
Она, например, была до того бережлива, что, приехав в Петербург, не колеблясь, присвоила себе все платья первой жены Павла, чтобы не покупать новые. К чему лишние траты?!
Портрет Великой княгини Марии Федоровны,А.Рослин
Портрет Марии Федоровны,А.Рослин
И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны.
Ей не было свойственно пышно и роскошно одеваться, она скорее предпочитала скромность и подтянутость. Сознавая свою высокую роль в обществе, Мария Федоровна была всегда одета в парадное платье, красиво причесана. Даже во время беременности она носила платье, а не капот, как другие женщины в ее положении. Затянутая в корсет, она занималась вышиванием, шитьем, чтением немецкой или французской литературы. Все впечатления дня супруга Павла заносила в дневник, регулярно писала письма родственникам и друзьям.
И.-Б. Лампи. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1795. музей-заповедник «Павловск».
И.-Б. Лампи-старший. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1792
Фридрих Евгений, отец Марии Федоровны
Герцогиня Фредерика Доротея Вюртембергская с портретом своего старшего сына Фридриха. Картина Иоганна Георга Цизениса,мать
Много времени она уделяла благотворительным и воспитательным учреждениям. Не вмешиваясь в государственные дела при жизни свекрови, Мария Федоровна стала играть заметную политическую роль, став императрицей. В отличие от Екатерины II, ее невестка осталась настоящей немкой, она даже говорила по-русски с сильным немецким акцентом. Однако она никогда не старалась приближать своих соотечественников ко двору; с немцами тесных контактов не поддерживала. Единственным исключением были, пожалуй, ее подруга детства г-жа Бенкендорф, вывезенная ею из родных мест, да воспитательница ее дочерей Шарлотта Ливен, урожденная фон Гаугребен, женщина, которая, по свидетельству современников, была одарена редким умом и добрым сердцем. Она сумела самого императора заставить уважать ее мнение и была возведена им в графское достоинство.
Портрет Анны-Юлианы Бенкендорф (1744-1797), ур. бар. Шиллинг-фон-Капштад. Миниатюра из собрания Вел.Кн.Николая Михайловича
.
Шарлотта Карловна Ливен
Любящая и преданная мать, Мария Федоровна держала в строгости детей, воспитывала их жесткой рукой, хотя и любила всем сердцем. Истинно немецкая методика! Даже замужние дочери считали общение с матерью тяжелым испытанием для себя, опасаясь ее замечаний. Довольно сильное влияние имела Мария Федоровна и на мужа. Их считали идеальной парой, хотя внешне они были полной противоположностью. Павел — маленького роста, рано полысевший, с большим ртом и толстыми губами, курносым носом и тревожно бегающими глазами. Ходил он всегда, высоко подняв голову, наверное, чтобы казаться выше ростом. Его супруга — статная блондинка с близорукими глазами и очень доброй улыбкой. Всем своим видом она выказывала спокойствие и великодушие. Павел был счастлив в своей семейной жизни.
Портреты Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны
Портреты Великого князя Павла Петровича и Великой княгини Марии Федоровны И. Пульман, 1782 – 1787 гг., ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)
Николай АРГУНОВ (1771 после 1829). Портрет императора Павла I.
Большой парадный портрет императрицы Марии Фёдоровны,Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен
Его дочь Анна вспоминала впоследствии, как любил отец, чтобы его окружали дети, как часто звал младших, чтобы они играли у него в спальне, пока его причесывали: это было его единственное свободное время, и он старался провести его с детьми, с которыми всегда был нежен и добр. Если позволяло время, он охотно играл с ними в разные игры, особенно в жмурки. Дети очень любили приходить к отцу.
Еще в 1781 году супруги под именем графа и графини Норд совершили длительное заграничное путешествие — сначала в Польшу, а затем в Вену, Рим, Париж, Берлин, посетили многие иностранные дворы. Эта поездка оказала решающее влияние на кругозор Павла. Да и сам он произвел на Западе вполне благоприятное впечатление, поразив многих возвышенным складом ума, любознательностью, обширностью своих знаний и простотой вкусов. Танцами он не увлекался, предпочитал серьезную музыку и хороший спектакль, любил простую кухню, особенно сосиски.
Д. Фоссати сын. Триумфальные колесницы в Венеции в честь графов Северных Италия 1872. Гравюра, раскрашенная акварелью
А.-Л.-Р. Дюкро. Вел. кн. Павел Петрович и вел. кн. Мария Федоровна на Римском Форуме
Прием папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года. 1801. Офорт А.Лаццарони. ГМЗ «Павловск»При европейских дворах великого князя восприняли как человека строгого, воздержанного, но уже тогда отмечалась какая-то двойственность в его характере, словно в нем было два человека: один — остроумный, веселый, играющий с достоинством роль наследного принца, другой — мрачный, способный на резкие выходки и горькие замечания. Он не верил в свою долгую жизнь и даже как-то заявил на одном из приемов, что, наверное, не доживет до сорока пяти лет.
Франческо Гварди. Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782
Подозрительность была свойственна Павлу всю жизнь. Однажды во время ужина в Царском Селе, найдя в сосисках осколки стекла, он стал кричать, что его хотят убить, отнес блюдо к императрице и потребовал смерти виновных. А во время поездки по Европе на одном из придворных банкетов ему показался подозрительным вкус вина, и он потребовал заменить себе бокал, заявив, что кто-то замышлял его отравить. Та же история повторилась несколько месяцев спустя. Выпив ледяного пива, он почувствовал себя плохо и стал упрекать хозяина дома — одного из французских принцев — что тот посягал на его жизнь. Едва не вышел крупный политический скандал.
Возвратившись в Россию, Павел начал строить обширные планы будущих реформ. Еще после первой поездки в Берлин несколько лет назад, он был поражен и искренне опечален: «Эти немцы обогнали нас на два столетия!» — говорил он.
Царские судьбы
Автор: Григорян Валентина
http://www.e-reading.ws/chapter.php/1022984/14/Grigoryan_-_Carskie_sudby.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/
Серия сообщений "***Павел I, его близкие и его окружение":Часть 1 - Император Всероссийский Павел I.Часть 2 - Павел I и Анна Лопухина...Часть 13 - Александра Павловна, палатина Венгрии.Часть 14 - Екатерина Нелидова – добрый ангел императора ПавлаЧасть 15 - Павел I.Часть 1.
lera-komor.livejournal.com
Смерти русских императоров XVIII века в искусстве: shakko_kitsune
В прошлый раз смотрели про 19 век (бонусом Николай II), теперь взглянем на 18-й и углубимся подальше в историю.От Павла I до Петра I -- картины и рисунки об их спокойной или наоборот весьма кровожадной кончине.В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).
ПАВЕЛ I
Хотя этот император скончался в 1801 году, но стилистически его смерть явно относится к предшествующему столетию -- эпохе дворцовых переворотов.Группа заговорщиков ворвалась в его дворец -- куча пьяных злобных офицеров.Считается, что ему врезали тяжелой золотой табакеркой в висок, а потом додушили шарфом от мундира.Официально было объявлено, что император скончался от апоплексического удара (инсульта).
Иллюстрация некого современного художника
Сразу возникла милая шутка, что «Павел I умер от апоплексического удара табакеркой в висок».
Мило и тонко шутил и современник событий Наполеон.Как-то император Александр выразил свое негодование тем, что французские власти похитили герцога Эгиенского (члена свергнутой королевской фамилии) -- похитили на нейтральной территории, привезли под Париж и расстреляли во рву Венсенского замка.Наполеон ответил, будто не зная подтекста: "Если бы вы узнали, что в соседней стране близ границы находятся убийцы вашего отца, то, уверен, поступили бы с ними так же".
Французская гравюра со сценой убийства Павла I, 1880-е
Картин про это убийство нет, при царизме информация о нем была запрещена. При советской власти тема никого особо уже не интересовала.
Зато сохранились изображения похорон императора, сделанные современниками.
Вот стража у гроба
Погребальная процессия (увы, фиговенькая качеством)
И убранство в Петропавловском соборе над катафалком (рисунок Кваренги)
Углубляемся дальше в века.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
Императрица умерла в 67-летнем возрасте, от апоплексического удара (инсульта).
Неизвестный художник. Портрет Екатерины II
16 ноября утром она выпила кофе и отправилась в уборную. Она так долго не выходила, что ее камердинер Захар Зотов осмелился войти в комнату и увидел лежавшее на полу тело. Поднять грузное тело государыни на постель было очень тяжело, тем более, что при падении она подвернула ногу. Умирала она очень долго: последний вздох произошел 17 ноября в 10 часов.
Как выглядела уборная комната Екатерины -- неизвестно.Вот поздний рисунок 19 века, с изображением другой комнате в Эрмитаже для интимных целей -- "Туалетная комната Павла I", худ. Э. Гау. 1877.Ватерклозета тут, впрочем, нет -- комната предназначалась для церемонии одевания, напудривания и т.п.Э. Гау. Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877. Тут нечто более привычное нашему глазу.Э. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны. 1850-е.
Смерть "на унитазе" -- это известная тема, служащая принижению образа политика (недаром Дж. Мартин наделил ею своего Тайвина Ланнистера. Да, кстати, один из слухов о причине смерти Екатерины, очень глупый, гласил, что в подаренном врагами-поляками переносном туалете прятался карлик, который и пронзил ее снизу копьем. Другой глупый слух -- про коня, сами понимаете, не хочу углубляться в тему).
Про ватерклозет, тем не менее, относительно достоверно.Похабник Пушкин много лет спустя, в 1824 году, не пропустил шанса пригвоздить данное событие эпиграммою.
…В аллеях Сарского села…Старушка милая жилаПриятно и немного блудно,Вольтеру первый друг была,Наказ писала, флоты жгла,И умерла, садясь на судно. (целиком, с комментариями)
Наверно, хорошо, что сцен с изображением смерти Екатерины нет, даже карикатур у ненавидевших ее англичан и французов. Или есть? Кому-нибудь попадалось?
UPD: нашлась карикатура Крукшенка, tnx Иван Лапшин
По поводу смерти Екатерины вообще нет никаких примеров иконографии, аналогичной той, что мы видели про императоров 19 века (сцена прощания, посмертный портрет, изображение в гробу). Это потому что тех хоронила любящая семья и преданный наследник, которые таким образом отдавали им дань. А Екатерину хоронил сын, который, как известно, ее ненавидел, и пытался ее память изничтожать. Поэтому и иллюстраций достойных про это нет.
Винченцо Бренна. Проект катафалка Екатерины II. 1796.
Из похорон матери он тоже сделал цирк, но об этом мы поговорим в следующем разделе.
ПЕТР III
Муж Екатерины и отец Павла, император Петр III умер, проведя несколько месяцев на престоле. Жена его свергла и отправила сидеть взаперти в уединенном дворце вместе с преданными ей гвардейцами. Там он быстренько скончался, по официальной версии -- «от геморроидальных колик». Говорят, от удушения. Ничего не доказано.
Павел, которому мать-узурпаторша не дала унаследовать трон, всю жизнь комплексовал, ждал ее смерти, подозревал в убийстве отца. Отсюда он и "Русский Гамлет". Когда Екатерина умерла (см. выше), новый император приказал выкопать тело отца, тридцать лет назад похороненного не в почетном Петропавловском соборе, а во "второсортной" Александро-Невской лавре (потому что он не был коронован).
Эксгумация тела Петра III. Обратите внимание на открытый гроб, и как покойник ручку тянет.
Приказал выкопать -- чтобы торжественно перезахоронить.Одновременно с матерью.Их гробы, со свежим трупом, и со скелетиком, поставили рядом в Петропавловском соборе.
Потом Павел собственноручно короновал тело отца (боже, какая некрофилия, какой символизм!)
Сохранилось изображение торжественной процессии перезахоронения.Поскольку Павел отца уважал, его-то похороны придворные художники изобразили.Изображение это представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.
Вот фрагменты.Фигура "рыцаря света" в позолоченных латах, означающая вечную память об усопшем, которая должна была всегда быть утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком "печальный рыцарь" в черных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур
Императорские регалии покойника по приказу Павла (человека с оригинальным, как мы видим, чувством юмора), несли подозреваемые в убийстве его отца -- граф А. Ф. Орлов, князь П. Б. Барятинский и П. Б. Пассек.Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином.Рядом с ней идет император с маршальским жезлом и тростью, следом императрица Мария Федоровна с дочерьми и свитой
Ссылка на свиток целиком (огромный, длинный, порассматривать). А вот отдельными кусками.Спасибо за репродукции свитка babs71
На могилах Екатерины и Петра написали одну дату (дня захоронения/перезахоронения), как будто они жили долго и умерли в один день.
ИОАНН АНТОНОВИЧ
Да, по пути я что-то потеряла несчастного младенца Иоанна Антоновича (Ивана VI), свергнутого еще Елизаветой Петровной и все ее царствование спокойно просидевшего под замком. Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, тогда же придушили ее мужа (то есть в какой-то момент 1762 года в России были живыми 3 шт. императоров).
Иоанн Антонович прожил два года после восцарения Екатерины Великой. -- в Шлиссельбургской крепости. Ему было 23 года в момент смерти.
Смерти насильственной, тут споров нет: офицер Мирович, служивший в крепости, решил поднять мятеж и провозгласить законного императора законным-таки императором.Но у охранников была четкая инструкция, и когда Мирович стал слишком настойчивым, они отказались сдаваться и убили Иоанна Антоновича.
"Мирович перед телом Ивана VI". Картина Ивана Творожникова (1884)Мировича потом казнили, разумеется.
Существует совершенно уморительная книга Леопольда фон Захер-Мазоха "Новеллы русского двора", где в подробностях, с мехами и туманами, описывается, как императрица Екатерина Великая соблазняет этого самого Мировича, чтобы спровоцировать смерть конкурента. Она обещает его спасти, но обманывает, и он умирает на плахе с улыбкой на устах. Что-то такое, идиотское, в общем, рекомендую поржать. У того же автора есть еще "Шахиня", про двор Елизаветы Петровны.
Похоронен был несчастный Иоанн тайно, где -- никому не известно.
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
Заонная дщерь Петра Великого, свергшая этого самого Иоанна Антоновича с престола (действительно, кто он такой вообще, что за 7-я вода на киселе?), она приходилась Петру III родной тетушкой. Елизавета умерла в 52 года естественной смертью.
Племянник Петр III очень ждал кончины любимой тетушки (примерно также, как его сын будет ждать кончины матушки). Петр планировал быстренько заточить жену Екатерину, змеюку в монастырь, и жениться на некрасивой русской любовнице. Но Екатерина сыграла на опережение, причем начала операцию по пиару, пока Елизавета еще остывала в гробу.
Екатерина II у тела императрицы Елизаветы Петровны. Немецкая гравюра XVIII в.
Сцена у гроба Елизаветы запомнилась многим современникам. По воспоминаниям одного из придворных, «император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом». Подданные были оскорблены весельем и небрежностью Петра и высоко оценили, с каким почтением к памяти императрицы Екатерина выстаивала долгие церковные службы и молилась. Лицемерка!
Именно этому моменту посвящена картина Николая Ге.
Николай Ге. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874.
Здесь фигура Петра выделяется на заднем плане неуместным на похоронах белым камзолом.Дашкова описывала, что император пришел ко гробу не для того, чтобы оплакивать тетушку, но «чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».
Костюм Екатерины на этой картине скопирован с портрета того времени, где будущая императрица-самодержица предстает действительно в глубоком трауре по "тетушке".
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины. 1762Любопытная деталь: на портрете Эриксена орденская лента на Екатерине — голубая, ордена святого Андрея Первозванного. Носить ее мог только самодержец, следовательно, портрет написан уже после переворота и свержения Петра III. А на картине Ге траурное платье то же самое, а вот лента, как и положено, красная — ордена святой Екатерины. Его жаловали супругам императоров. «Императорскую» же голубую ленту можно разглядеть пока еще на Петре III.
***
До Елизаветы и Иоанна Антоновича еще правили Анна Иоанновна, Петр II и Екатерина I. Однако их кончина не оставила в истории русского искусства ощутимого следа.Зато вот человек, кончина которого потрясла страну.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Император умер всего в 52 года.По легенде, он увидел севший в штормовую погоду на мель бот с женщинами и детьми и начал их спасать, в ледяной воде простудился и затем проболел вплоть до своей кончины.Но говорят, что это всего лишь легенда, а скончался Петр на самом деле от уремии, острой почечной недостаточности -- что вполне правдоподобно, учитывая, какой нездоровый образ жизни он вел с самой юности, читайте А.Толстого "Петр Первый", причем в правильной версии без купюр, а то есть варианты для школьников, и там "мужика с поротой задницей" вырезали, ибо неприлично.
При вскрытии нашли «затвердение в шейке мочевого пузыря и антонов огонь» (воспаление).
Смерть титана повергла в шок современников, никто и не ждал, что дурдом когда-нибудь закончится.
Иллюстрация Бориса Чорикова
Сохранилось много портретов, запечатлевших этот момент. Как мы видели, это не повторится до эпохи Николая I.
Итак, Петр Первый на смертном одре.
С этого боку - худ. Иван Никитин.
Как для паспорта - худ. Луи Каравак
И с этого бока Иван Никтин (а может, и Таннауэр).
и такой.
В общем, "он точно умер".
Сняли посмертную маску
Кстати, вот бюст по прижизненно снятой маске. Оттиск руки он сделал на чугунолитейном заводе в Липецке
Тело положили в красиво отделанной залеНу, а как процессии они рисовали, вы уже в курсе.
А похоронили Петра в Петропавловском соборе, который он сам же и построил.
- Книга для чтения: Борис Нахапетов. Врачебные тайны дома Романовых
На этом мы сегодняшний выпуск закончим, в следующую среду будет самое кровавое -- про царей и великих князей московских и проч.
***Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".Очень рекомендую.Например:
shakko-kitsune.livejournal.com
Правление Павла I в России. ГИМ. Зал 26
Правление Павла I. Продолжение. Предыдущая публикация в статье «Просвещённый абсолютизм Екатерины II. ГИМ. Залы 24 и 25».
Зал 26. Самодержавие, российское общество и Великая Французская революция 1789 года. Россия при Павле I. 1796-1801 годы
Зал 26 посвящён эпохе Павла I. Правил он недолго, со дня смерти матери, Екатерины II в 1796 году по 1801 год, когда его убили заговорщики. На стене висит портрет императора.Рядом представлены вещи монарха — императорский трон.Верхняя часть спинки трона украшенна атрибутами власти – императорской короной, скипетром, державой. На спинке вышит государственный герб России. Эти атрибуты ярко подчёркивают абсолютную власть императора над страной.
Такие кресла обычно стояли в залах заседаний государственных учреждений – присутственных мест губернских городов и как бы символизировали постоянное присутствие императорской особы. (Об этом упоминалось в зале 23, посвящённом истории дворцовых переворотов).
Павел I — рыцарь Мальтийского ордена. Правление Павла I
По бокам от трона стоят подставки для канделябров.Канделябры стояли в Мальтийской капелле — особой часовне, где хранились реликвии Мальтийского ордена.
В период Наполеоновских войн Павел I выступал защитником острова Мальта. Мальтийские рыцари выбрали его гроссмейстером. В честь этого события была построена часовня. Здесь представлены украшавшие её канделябры с мальтийской символикой — мальтийским крестом в нижней утолщённой части.При Павле I в России изменилась система награждения. Важнейшей из наград стал крест мальтийского ордена. (Экспонаты представлены в витрине 3 — она расположена на противоположной от входа стене зала).Павловская наградная система просуществовала недолго, со смертью императора её упразднили.
Личные вещи императора. Правление Павла I
Витрина № 2 (слева от входа в зал).Из интересных предметов – портреты сыновей императорской четы на кости (витрина 2), сделанные рукой императрицы Марии Фёдоровны.Она увлекалась резьбой по кости, была неплохой художницей. Здесь выставлены две камеи из мрамора на ониксе, где изображён её супруг Павел Петрович (камея оправлена в бронзу, слева) и старшие сыновья Александр Павлович и Константин Павлович (справа).
В центре витрины представлена камея с профилями Павла Петровича и его второй супруги Марии Фёдоровны.
Картина «Император Павел I со свитой». Правление Павла I
В этой же витрине представлена интересная картина — изображение императора Павла с сыновьями и свитой. (Картина в витрине справа).
Павел I изображён на белом коне в окружении своих сыновей, великих князей Александра и Константина.В свите императора находятся основные государственные и военные деятели эпохи Павла: графы Кутайсов, Кологривов, Пален, князь Лопухин. Здесь же присутствуют деятели «блестящего» века Екатерины II, которые продолжали служить и при Павле: князь Безбородко, граф Зубов, прославленный полководец Александр Васильевич Суворов. Но у этого сюжета есть весьма любопытная особенность: все изображённые на ней лица никогда и нигде одновременно вместе не встречались. Очевидно, сюжет картины был продиктован желанием заказчика собрать воедино главных деятелей павловского царствования.
Рядом в витрине помещена ещё одна аллегорическая гравюра, где из гроба восстал Пётр III.
Как известно, Пётр Фёдорович был убит в результате заговора, похоронен императрицей без почестей. Павел I приказал эксгумировать останки отца, короновать как императора и захоронить, как полагается. в Петропавловской крепости. За гробом Петра Фёдоровича шли предполагаемые убийцы.
В этой же витрине увидим личную печать Павла Петровичаи табакерку с его золотым профилем. Профиль на табакерке выполнила Мария Фёдоровна.Среди экспонатов найдём указ о престолонаследии, он действовал вплоть до 1917-го года.Согласно этому указу, женщины не могли занимать престол, если в живых был хоть один представитель рода мужеского пола.
Павел I — русский Гамлет
Время Павла оценивается по разному. Кто-то считает, что он пытался возродить традиции рыцарства, кто-то полагает, что он был человеком взбалмошным. Но однозначно, что это была трагическая фигура, недаром его называют Гамлетом на русском престоле.
Сохранился дневник воспитателя Павла Петровича, где он пишет о Павле, как о человеке искреннем, добросердечном, о человеке, который искренне желал делать добро, воспринимал свою власть, как инструмент для совершения добра. Но его мать, Екатерина II, отстранила сына от всех дел. Часто публично унижала его. В итоге, вступив на престол уже в 40-летнем возрасте он в знак протеста начинает проводить политику прямо противоположную курсу матери, Екатерины II.
Павел I пытался ограничить сословные права и привилегии дворянства, личную свободу подданных, ввел цензуру.Говорят, что есть свидетельство одного из европейских посланников. Дипломат услышал, что император очень высокомерно разговаривает с одним из дворянинов. Он тактично заметил Его Величеству, не играет ли тот с огнём. Дворянство всегда было неуправляемой силой. На это Павел I ответил:— Этот господин что-то значит только тогда, когда Я с ним говорю. И до тех пор, пока Я с ним говорю.Закономерно, что проводимая Павлом I политика породила недовольство широких кругов русского дворянства, результатом которого стал переворот 1801 года, в ходе которого Павла I убили.
Великая Французская революция 1789 года
Витрина № 1 справа от входа в зал посвящена тем событиям, которые приходятся на время правления Екатерины II и Павла I – французской революции.В экспозиции представлены миниатюрные бюсты Марии Антуанетты и Наполеона.Есть очень редкий французский агитационный фаянс, на котором присутствует революционная символика.Интересно показать письмо русского посланника Смолина о бегстве и аресте короля Людовика XVI.Русское посольство пыталось сыграть ключевую роль в спасении французской монархии. Был подготовлен побег французского короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они получили паспорта на имя русской баронессы Корф и её лакея. Императрица ехала как баронесса Корф, король, как её лакей. Но на одной из станций мальчик – сын начальника почтовой станции — опознал короля по монете (портреты королей всегда чеканили на деньгах). Бегство осталось неосуществлённым. Королевскую чету арестовали и привезли в Париж. Революция пошла по новому направлению. Подлинное письмо Смолина, подтверждающее попытки русского правительства спасти французскую монархию – очень ценный и редкий документ.
В этой же витрине представлен рукописный журнал (в виде книги).Такие журналы ходили среди образованной части дворянства, которые интересовались событиями – в них переписывались все события французской революции.Россия принимала участие в антифранцузской коалиции вплоть до полной победы над французской революцией.
Продолжение в зале 27. Он посвящён внешней политике России в XVIII веке.
kraeved1147.ru
Романовская галерея Зимнего дворца. Список портретов. часть 3.
Следующая часть портретов из Романовской галереи целиком посвящена императору Павлу I и его супругам. К сожалению, обилие их портретов очень затрудняет идентификацию. Там, где я не уверен – специально это указываю. Буду рад любым поправкам и напоминаю, что список использованной литературы находится в первой части списка. Большое спасибо за помощь: catherine_catty1-2 части:http://baronet65.livejournal.com/56542.htmlhttp://baronet65.livejournal.com/56776.html
31.Император Павел I Петрович (1754-1801).Сын императора Петра III и императрицы Екатерины II.
№5411 размер: 47X33Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось (известно лишь, что это портрет в рост). В статье Кадочниковой (см. 1 часть) указано, что для РГ была сделана копия с портрета Эриксена, изображающая Павла в розовом костюме (стр 70). Оригинальный портрет находится в Эрмитаже.
№5448 размер: 30,5X26Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось (так же известно лишь, что это портрет в рост). Однако, в статье Кадочниковой (см. 1 часть) указано, что для РГ была сделана копия изображающая Павла в адмиральском мундире, средних размеров, принадлежащий вел.кн. Константину Николаевичу (стр 68). Это портрет работы Торелли 1769 г. оригинал сейчас находится в Эрмитаже.
№5332 размер: 17,5X14,5Портрет работы Вуаля. 1771 г. Существует множество копий этого портрета (Государственный русский музей, Государственный исторический музей, ГМЗ Павловск, Национальный музей в Варшаве).
№5376 размер: 19,5X15Портрет работы Ф. Рокотова. нач1770 гг.Государственный Русский музей.
№5372 размер: 59X45,75Портрет работы П.Фальконе. 1774 г. Парный к портрету №5373.Государственный Эрмитаж. СПб
№5367 размер: 18X14,75Портрет работы Ф. Рокотова. 1770-е годы, возможно, парный к портрету №5367Государственный Русский музей.
№5379 размер: 19,75X15Портрет современными исследователями считается работой Д.Левицкого. Где оригинал, неизвестно, а копии находятся в музее «Кусково» и в музее Ростовского Кремля. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.
№5399 размер: 59X40Портрет работы А. Рослена. 1777 г., парный к портрету №5404.Государственный Эрмитаж. СПб.
№5327 размер: 47x28Копия с портрета Б. Батони (парный к портрету №5328), написанного в Риме в 1782 г., во время путешествия великокняжеской четы по Европе. Оригинал находился в Гатчине, и утрачен во время войны (еще одна копия находится в подмосковном дворце «Архангельское»).Павловский дворец-музей.
№5416 размер: 17,5X14,5Копия с портрета работы Вуаля (оригинальный портрет был написан еще в 1789 г. но после восшествия Павла на престол был выбран образом для его официальных портретов). Существует множество копий этого портрета (в Русском музее, в Эрмитаже, Петергофе и т.д.).Местонахождение неизвестно.
№5417 размер: 59X45Портрет работы В. Боровиковского. Ок 1800 г.Государственный Русский музей. Спб.
Император Павел I c сыновьями великими князьями Александром и Константином Павловичами и зятем – эрцгерцогом Иосифом Австрийским.
№5452 размер: 59X49Измененная копия Ботмана (1848 г. специально для РГ) с картины И. Лампи «Император Павел со свитой», которая находится в ГМЗ «Гатчина». История ее создания описана здесь:http://history-gatchina.ru/article/pavel_svita1.htmГосударственный Эрмитаж. СПб
32. Великая княгиня Наталья Алексеевна (1755-1776)Принцесса Гессен-Дармштадская, первая супруга Павла I.
№5373 размер: 59X45,75Портрет работы П.Фальконе. 1774 г. Парный к портрету №5372.Государственная Третьяковская галерея. Москва.
№5331 размер: 17,5X14,5Портрет работы Вуаля, ок 1775 г. Копия меньшего размера находится в Петергофе. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.Местонахождение неизвестно.
№5371 размер: 18,5X14,8Портрет работы А. Рослена, 1776 год.Государственный Эрмитаж. СПб
№5381 размер: 18,5X14,5Портрет работы Рослена, 1776 год.Государственный Эрмитаж. СПб
33. Императрица Мария Федоровна (1859-1828)Принцесса Вюртембергская, вторая супруга Павла I.
№5374 - 18,25X14,5Портрет работы Ф. Рокотова. Конец 1770-х годов, возможно, парный к портрету №5367. В процессе реставрации изменен формат (овал вписан в прямоугольник).Государственный Русский музей.
№5404 размер: 58,75X39,75Портрет работы А. Рослена. 1777 г., парный к портрету №5399.Государственный Эрмитаж. СПб.
№5328 размер: 47X28Копия с портрета Б. Батони (парный к портрету №5327), написанного в Риме в 1782 г., во время путешествия великокняжеской четы по Европе. Оригинал находился в Гатчине, и утрачен во время войны (еще одна копия находится в подмосковном дворце «Архангельское»).Павловский дворец-музей.
(без номера) размер: 57X28Портрет работы И.Лампи, либо его копия. Примерно 1795 г. Копия находится в Павловском дворце.Местонахождение неизвестно.
№5415 размер: 17,5X14,5Точно идентифицировать этот портрет пока не удалось. Но, скорее всего, это один из вариантов портрета работы Вуаля.(подходящий к портрету Павла I №5416) 1797 г.Государственный Русский музей. Спб.
№5418 размер: 59X45Копия с портрета Э. Виже-Лебрен. Примерно 1800 г.ГМЗ Петергоф.
baronet65.livejournal.com
Павел I (Павел Первый) - биография, личная жизнь, фото и последние новости
Павел I: биография
Император Всероссийский Павел Первый – продолжатель царского рода Романовых. Он является сыном Екатерины II и Петра III, хотя из-за шуток отца на тему «неизвестно откуда у его жены дети» многие считают отцом Павла I фаворита Екатерины Алексеевны, Сергея Салтыкова. Тем более что первенец родился только через 10 лет брака. Впрочем, внешнее сходство Павла и Петра следует рассматривать как ответ на подобные слухи. Детство будущего самодержца нельзя назвать счастливым. Из-за политической борьбы действующая императрица Елизавета I Петровна боялась за Павла Первого, оградила его от общения с родителями и окружила настоящей армией нянюшек и педагогов, которые больше выслуживались перед высокопоставленными особами, чем переживали за мальчика.
Павел Первый в детстве | РуниверсБиография Павла I утверждает, что он получил лучшее образование, которое на тот момент только было возможно. В его персональное распоряжение была предоставлена обширная библиотека академика Корфа. Педагоги обучали наследника престола не только традиционным Закону Божию, иностранным языкам, танцам и фехтованию, но и живописи, а также истории, географии, арифметике и даже астрономии. Интересно, что ни в один из уроков не входило ничего связанного с военным делом, но любознательный подросток сам стал увлекаться этой наукой и овладел ею на довольно высоком уровне.
Павел Первый в молодости | Аргументы и фактыКогда Екатерина II вступала на престол, она якобы подписала обязательство передать сыну Павлу I царствование при достижении им совершеннолетия. До нас этот документ не дошел: возможно, императрица уничтожила бумагу, а может быть, это всего лишь легенда. Но именно на подобное заявление всегда ссылались все недовольные правлением «железной немки» бунтовщики, включая Емельяна Пугачева. Кроме того, ходили разговоры, что уже на смертном одре Елизавета Петровна собиралась передать корону внуку Павлу I, а не племяннику Петру III, но соответствующее распоряжение не обнародовали и на биографию Павла Первого это решение не повлияло.
Император
Павел Первый сел на трон Российской Империи только в возрасте 42-х лет. Прямо во время коронации он объявил изменения в престолонаследии: теперь править Россией могли только мужчины, причем передавалась корона только от отца к сыну. Этим Павел безуспешно надеялся предотвратить участившиеся в последнее время дворцовые перевороты. Кстати, впервые в истории в один день процедура коронации проходила одновременно и для императора, и для императрицы.
Отвратительные отношения с матерью привели к тому, что Павел I выбрал методом руководства страной фактически противопоставление своих решений ее предыдущим. Как бы «назло» памяти Екатерины Алексеевны Павел Первый вернул свободу осужденным радикалам, реформировал армию и стал бороться с крепостным правом.
Павел Первый | Петербургские историеНо на деле все эти задумки не приводили ни к чему хорошему. Освобождение радикалов через много лет аукнется в виде восстания декабристов, сокращение барщины осталось лишь на бумаге, а борьба с коррупцией в армии переросла в серию репрессий. Причем недовольными императором остались как высшие чины, которые один за другим лишались должностей, так и простые военнослужащие. У них вызывала ропот новая униформа по образцу прусской армии, которая оказалась невероятно неудобной. Во внешней политике Павел Первый прославился борьбой с идеями Французской революции. Он ввел строжайшую цензуру в книгоиздательстве, были запрещены французские книги, французская мода, включая круглые шляпки.
Павел Первый | ВикипедияВо время правления Павла Первого благодаря полководцу Александру Суворову и вице-адмиралу Федору Ушакову российские армия и флот совершили немало знаменательных побед, сотрудничая с прусскими и австрийскими войсками. Но позднее Павел I проявил свой непостоянный характер, разорвал с союзниками отношения и составил альянс с Наполеоном. Именно в Бонапарте российский император увидел ту силу, которая сможет остановить антимонархическую революцию. Но он ошибся стратегически: Наполеон не стал победителем даже после смерти Павла Первого, зато из-за его решения и устроенной экономической блокады Великобритании Россия потеряла свой крупнейший рынок сбыта, что весьма значительно отразилось на уровне жизни в Российской империи.
Личная жизнь
Официально Павел Первый был женат дважды. Его первая супруга, великая княжна Наталья Алексеевна, по рождению была немецкой принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской. Она скончалась через два года после свадьбы во время родов. Первый сын Павла I родился мертвым. В том же году будущий император вновь женился. Жена Павла Первого, Мария Федоровна, до брака именовалась София Мария Доротея Вюртембергская, и ей суждено было стать матерью сразу двоих правителей, Александра I и Николая I.
Княжна Наталья Алексеевна, первая жена Павла I | PinterestИнтересно, что этот брак был не просто выгодным для государства, Павел действительно влюбился в эту девушку. Как он писал родным, «эта блондинка с приятным лицом пленила вдовца». Всего в союзе с Марией Федоровной у императора родилось 10 детей. Кроме двух вышеназванных самодержцев стоит отметить и Михаила Павловича, который основал первое российское Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Кстати, он же является единственным ребенком, родившимся именно в период царствования Павла Первого.
Павел I и Мария Федоровна в окружении детей | ВикипедияНо влюбленность в жену не помешала Павлу Первому пойти по общепринятым правилам и завести себе фавориток. Две из них, фрейлины Софья Ушакова и Мавра Юрьева, даже родили от императора незаконнорожденных детей. Также стоит отметить Екатерину Нелидову, которая имела огромное влияние на императора и считается, что она пыталась руководить страной руками возлюбленного. Личная жизнь Павла I и Екатерины Нелидовой носила больше интеллектуальный, чем плотский характер. В ней император реализовал свои идеи романтического рыцарства.
Фаворитки Павла I, Екатерина Нелидова и Анна ЛопухинаКогда приближенные ко двору поняли, насколько возросла власть этой женщины, они устроил «замену» фаворитки Павла I. Его новой дамой сердца стала Анна Лопухина, а Нелидова была вынуждена удалиться в замок Лоде ,на территорию нынешней Эстонии. Любопытно, что Лопухина не была довольна таким положением дел, тяготилась статусом любовницы правителя Павла Первого, его «рыцарскими» проявлениями внимания и раздражалась, что эти отношения выставляются напоказ.
Смерть
За несколько лет правления Павла Первого, несмотря на изменение в наследовании, против него были организованы как минимум три заговора, последний из которых увенчался успехом. Почти десяток офицеров, командиров самых известных полков, а также государственных деятелей ночью 24 марта 1801 года вошли в спальню императора в Михайловском замке и совершили убийство Павла I. Официальной причиной его смерти назвали апоплексический удар. Стоит отметить, что дворяне и простые люди встречали извести о гибели с плохо срываемым ликованием.
Гравюра "Убийство императора Павла I", 1880 год | ВикипедияВосприятие Павла Первого последующими поколениями неоднозначное. Одни историки, особенно при правлении его наследника Александра I, а затем и в советское время, создавали образ тирана и самодура. Даже поэт Александр Пушкин в оде «Вольность» назвал его «увенчанным злодеем». Другие стараются подчеркнуть обострённое чувство справедливости Павла Первого, называют его «единственным романтиком на троне» и «русским Гамлетом». Православная церковь даже одно время рассматривала возможность канонизировать этого человека. Сегодня принято считать, что Павел Первый не вписывается в систему ни одной известной идеологии.
Фото
24smi.org
Портрет Павла I - Виртуальный Pусский музей
Павел I (1754–1801) Российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.
На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).
В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.
Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла, и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.
У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь - мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.
rusmuseumvrm.ru
Биография императора Павла I Петровича
Павел I сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики.
Российский император Павел I, сын Петра III и Екатерины II Великой, родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Санкт-Петербурге.
По одной из версий, Петр III не мог иметь детей в силу хронического алкоголизма и Елизавета Петровна, заинтересованная в рождении наследника, закрывала глаза на близость своей невестки вначале с Чоглоковым, а затем и с камергером великокняжеского двора Салтыковым. Ряд историков считают отцовство Салтыкова фактом несомненным. Позднее утверждали даже, что Павел не является и сыном Екатерины. В "Материалах для биографии императора Павла I" (Лейпциг, 1874) сообщается, что якобы от Салтыкова родилось мертвое дитя, которое подменили чухонским мальчиком, то есть Павел I не только не сын своих родителей, но даже не русский.
В 1773 году, не достигнув и 20 лет, он женился на гессен-дармштадтской принцессе Вильгельмине (в православии — Наталье Алексеевне), но через три года она умерла при родах, и в том же 1776 году Павел женился вторично, на принцессе вюртембергской Софии-Доротее (в православии — Марии Федоровне). Екатерина II старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. Павел считал, что эта политика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии.
Биография императрицы Екатерины II ВеликойВ 1794 году императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но не встретила сочувствия со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 года открыла Павлу дорогу на трон.Новый император сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики.
Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года.
В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия — это машина и главное в ней — механическая слаженность войск и исполнительность. В области сословной политики основной целью стало превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше.
В повседневной жизни запретили определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.
Внешняя политика Павла I отличалась бессистемностью. Россия постоянно меняла союзников в Европе. В 1798 году Павел присоединился ко второй коалиции против Франции; по настоянию союзников поставил во главе русской армии Александра Суворова, под командованием которого были совершены героические Итальянский и Швейцарский походы.
Захват англичанами Мальты, которую Павел взял под свое покровительство, приняв в 1798 году титул великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена), поссорил его с Англией. Русские войска были отозваны, и в 1800 году коалиция окончательно распалась. Не довольствуясь этим, Павел начал сближаться с Францией и задумал совместную с ней борьбу против Англии.
12 января 1801 года Павел отправил атаману Донского войска генералу Орлову приказ выступить со всем войском в поход на Индию. Через месяц с небольшим казаки начали поход в числе 22507 человек. Мероприятие это, сопровождавшееся страшными лишениями, не было, впрочем, доведено до конца.
Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В ночь на 11 (23) марта 1801 года Павел I был задушен в собственной спальне в Михайловском замке. Заговорщики ворвались в покои императора с требованием отречься от престола. В результате стычки Павел I был убит. Народу объявили, будто император скончался от апоплексического удара.
Тело Павла I погребено в Петропавловском соборе в Санкт Петербурге.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
ria.ru