Творчество Александра Дейнеки - ru_art links. Картины дейнеки александра


творчество, самые известные картины художника

Творчество Александра Дейнеки (20.05.1899 – 12.06.1969) в целом посвящено завтрашнему дню своей страны. Начало его творческой деятельности относится к его родному городу Курск, где он родился в семье рабочего в 1899 году и куда возвратился в 1918 году после окончания Харьковского художественного училища, поступив учиться в 16-летнем возрасте.  Послереволюционная деятельность полностью захватила художника: как руководитель изостудии он колесил по Курской области, занимаясь подготовкой плакатов к годовщине Октябрьской революции.  Отслужив в рядах Красной Армии в 1919-1920 годах художником передвижного театра, Дейнека поступил для продолжения обучения живописи в ВХУТЕМАС на полиграфический факультет.  В результате творческих поездок по стране к окончанию учебы родились картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов»(1926)  В своих работах он передавал не только красоту технических конструкций, но и радость мирного труда. 

В 1928 году к десятилетию Красной Армии им написана известная картина «Оборона Петрограда», в которой художник с большой силой и убедительностью показал бессмысленность гражданской войны. Той же теме посвящены картины «Наемники интервентов», «На допросе», созданные в тридцатые годы.  Но все же главным содержанием его полотен этого периода были настоящие дни современников и их мечты о будущем.  Одной из лучших работ считается его картина «Мать»(1932), в которой он сумел воплотить идеал нравственности и красоты человека своего времени в облике молодой женщины.  В его творческой биографии немаловажную роль сыграли поездки в Крым: им художник обязан появлением картины «Будущие летчики» (1937), которая стала олицетворением счастливых дней мирного времени.  В тридцатые годы Дейнека посетил и зарубежные страны: Америку, Францию, Италию.  Впечатления художника отразились в его картинах «Улица в Риме», «Негритянский концерт»  Этот период был расцветом творчества Дейнеки.  Интерьеры многих общественных зданий украсили его живописные монументальные полотна.  Им был оформлен Советский павильон на парижской Международной выставке.  Станция метро «Маяковская» до сих пор радует панорамой жизни страны тех лет в мозаиках Дейнеки.  Военные годы наполнили картины Дейнеки героикой будней и трагизмом происходящего. Самой известной картиной стала работа «Оборона Севастополя»(1941).  Военной тематике посвящены картины «Окраина Москвы»(1941), «Тревожные ночи»(1942), «Сбитый ас»(1943)  Послевоенные годы творчества Дейнеки отражают светлое будущее. Наиболее известные картины: «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек»(1949), «Тракторист» (1956), «У моря»(1956).  В 1964 году Дейнека удостоился Ленинской премии за серию мозаик «Люди страны Советов».  В 1969 году ему присвоили звание Героя Социалистического труда.  12 июня этого же года художника не стало, но осталось его богатое наследие, которое ныне является источником эстетического наслаждения для огромного количества любителей живописи.

bigartshop.ru

Творчество Александра Дейнеки - ru_art links

Будущие летчики

Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — Живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.

"Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".

...Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка", иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)...

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— 1960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие — убедительное тому подтверждение.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — "Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году.

В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77

Сбитый ас

 

ПОСМОТРЕТЬ КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ

 

art-links.livejournal.com

Нос в моем кошельке, или почему людей так интересуют чужие деньги?

Случаев подобного сования носа в чужой кошелек, я думаю, у каждого найдется не мало - многим интересно почему вы тратите деньги вот так, когда можно было вот так. У меня есть соседка - Клава, вездесущая бабка, которая знает все и обо всех. Я иногда даже думаю, что она знает что мы едим, как спим и чем вообще занимаемся дома, настолько она осведомлена. И вот вышла я как-то днем во двор, готовлюсь к поездке, кручусь около машины. Идет эта тетя Клава, каким-то презрительным взглядом осматривает меня с ног до головы и выдает:- Я не пойму - ты работаешь, муж работает, все при машинах. Ты что платье себе купить не можешь?Я аж опешила:- Какое платье, тетя Клава?- Ну какое-нибудь красивое. Что ты вечно в брюках лазаешь, как мужик. Надень платьице, туфельки. Вот если бы у меня было денег столько, сколько у вас, я бы каждый день в новом платье бы ходила.Мне стало смешно, захотелось послать тетю Клаву в пешее эротическое, но я сдержалась:- Тетя Клава, так я за рулем постоянно, а по работе бегать много приходится, неудобно мне в платье, а тем более на каблуках. Платье есть, и не одно, но на выход, а на работу неудобно, я же не в офисе сижу.

Клава фыркнула и ушла, а я, честно сказать, задумалась - почему люди так часто дают советы куда потратить чужие деньги. Вон у моей подруги сестра постоянно тычет ту носом - зачем ты это купила, оно тебе не надо, зачем ты туда едешь, деньги только тратить, зачем ты потратила столько, у тебя столько нет. И ладно бы сестрица была бы бедная, как церковная мышь и просто завидовала, нет, вся упакована с ног до головы, ей никто не указывает куда ехать и как тратить, а вот она считает своим долгом указать, видимо думает, что лучше в деньгах разбирается, хотя своей "упаковке" обязана исключительно пашущему с утра до ночи супругу, а не своим гением экономии и рационального использования денежных средств.

Или вот такие, казалось бы, мелочи:- Фи, ну и видеорегистратор у тебя отстойный, при такой-то машине.- Что ты носишь эти старые часы (телефон, сумочку, ботинки и т.д. и т.п.), купи себе уже новые и красивые.- Буэ, ты что не мог поехать в Тай, а не в эту вонючую Турцию?- Ха-ха, дружище, да ты лох, за такие деньги я бы себе получше комп (машину, дачу, часы, трусы и т.д. и т.п.) купил.- А чего это ты стрижешься в той забегаловке, при твоих деньгах надо к лучшим мастерам ходить.

И так далее, до бесконечности...

А когда говоришь что-то типа - Какое твое собачье дело куда и на что я трачу свои деньги? Ну купи-сходи-съезди, ё-маё, все в твоих руках, делай что хочешь - сразу обижаются, типа, ну я же тебе советую как лучше, хотя не могут понять, что это лучше для них, а не для меня, но чаще всего слышишь в ответ - да не, пока денег нет, но если бы у меня было столько, как у тебя, я бы точно купил/сделал что получше.

Вот этого понять не могу, если честно. Я могу откровенно порадоваться, если друг что-то себе приобрел, молодец, значит хотел и купил, по подвергать подобной критике его выбор, а уж тем более считать его деньги и давать ему советы куда бы он мог их потратить - в голову не приходит. Чужие деньги - это не деньги и точка.

polonsil.ru

Военная живопись Александра Дейнеки. - Журнал обо всём

. Это цитата

Военная живопись Александра Дейнеки.

КО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!...В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения. Картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) – первая в этом ряду. В 1941-1946 годах он создает серию "Москва военная": " Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Эвакуация колхозного скота", "Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве", "Ремонт танков на прифронтовом заводе", "Танки идут на фронт" и "Наступление началось" – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны.

"Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941)

" Площадь Свердлова в декабре 1941 года"

"Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год" (1946)

"Эвакуация колхозного скота"

"Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве"

"Ремонт танков на прифронтовом заводе"

"Танки идут на фронт"

После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, "Сгоревшая деревня", 1942)

Дейнека создал "Оборону Севастополя" (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки......В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов... По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя - во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились в работе над эпическим полотном "Оборона Севастополя". Это произведение, как справедливо пишут исследователи творчества Дейнеки, несет в себе "дух и стиль" Отечественной войны, в нем мы видим не только внешние черты эпохи, но и ее глубокую внутреннюю сущность.

Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. "Шла тяжелая война, - говорил потом художник о замысле своей картины. - Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил... "Оборону Севастополя", потому что я этот город любил за веселыхлюдей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада". В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых ярстных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке "Великая Отечественная война", которая открылась осенью того же года. Сам онт вспоминал впоследствии: "Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину."А.Дейнека тода отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темных вражеских полчищ....Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненного бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. А.Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Композиция картины построена так, что зрители ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Потому что картина написана страстно, темпераментно, с огромным творческим подъемом, и писал ее не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспминаний, художник, сердце которого было переполнено верой в торжество победы и гордостью за свой великий народ. На первом плане в полный рост, в стремительном движении изображен черноморец, бросающий связку гранат. В его позе, в том как он стоит на широко раставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гаранат руках, в решительном лице - во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Его фигура создает впечатление ураганной сокрушительности предстоящего удара. На фоне алого пламени пожарища, багрового неба контрастно выделяется его фигура в белой форменке.Особое место моряка в композиции подчеркивается и тем, что именно с него начинается построение шеренги моряков, кроме того, эта фигура значительно крупнее остальных, она находится на первом плане, вокруг моряка мертвая зона с трупами фашистских солдат."Всем живописным строем, - писал Дейнека, - я стремился убедить зрителя в непобедимости таких людей, как моряк со связкой гранат, людей, готовых на самопожертвование во имя торжества нашего дела".Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками "массершмитт" и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба - все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А.Дейнеки, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему нужно было для свободного полета связки гранат. Пафос самоотверженного подвига воплощается во всех фигурах. Обнаженный до пояса матрос - сзади - дополняет и усиливает мощь движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка, хотя во всем теле еще ощущается инерция стремительного движения вперед.Целостно, монолитно и удивительно динамично передана группа матросов, встречающих штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Художник подчиняет их фигуры единому ритму, единому движению.Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно чувствуешь их присутствие. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях; светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев на светлом фоне. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла - столкновение двух враждебных сил.Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным всетом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки."Не знаю, хорошая ли это картина или плохая,- писал А. А. Дейнека,- но кажется, что настоящая..." Но не все разделяли это мнение. В адрес художника не раз раздавались упреки в схематичности образов, в черезмерной "жестокости" пластических форм. Может быть, действительно, простота образов "Обороны Севастополя" граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Обнако простота эта - не упрощение, а отточенные до фрмулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных - все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения......С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: "Сбитый ас" (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа

и акварель "Берлин". В день подписания декларации" (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей "Москва военная", где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Насколько к концу войны была глубока эта "разрядка" в настроении художника, наглядно говорит его большая картина "Раздолье" (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.

Ссылки:http://www.otvoyna.ru/index.htmhttp://gym6.narod.ru/3/63/index.htm

kolybanov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта