Сочинение Дагестан - мой край родной. Картина мой дагестан
Сочинение Дагестан - мой край родной
Дагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок.
Дагестан входит в состав республик Российской Федерации, расположен на юге России, в Северо – Восточной части Большого Кавказа. Столицей является город Махачкала.
Дагестан еще называют страной гор, а его жителей – дети гор, и это определение не случайно. Высокие горы занимают большую площадь и находятся в южной и средней части республики. Восточное побережье омывается Каспийским морем, на севере расположена Прикаспийская низменность. В Дагестане протекает более шести тысяч рек, правда крупных из них не более ста, остальные очень мелкие. Реки очень не равномерно распределены по территории. Это отрицательно сказывается на предприятиях, использующих водные ресурсы для производственных целей.
Дагестанцы очень простой и дружный народ. Здесь проживают такие национальности как: аварцы, лакцы, кумыки, лезгины, даргинцы и многие другие. Говорят здесь на русском языке, и языках своих народностей. Живут все в мире и согласии. Здесь очень ценятся дружба и честь. Дагестанцы достойные, благородные люди. Самое главное для каждого жителя нашей республики, впрочем, как для любого другого кавказца это семья. Здесь с почтением относятся к старшим и не забывают своих родных. Свято чтят свои обычаи и традиции. Народ Кавказа очень религиозен. Славятся дагестанцы своим долголетием. Нигде в мире, люди не живут долго, как на Кавказе.
Природа Дагестана очень красива и неповторима, пустыни, луга, степи, плавно переходящие в горы, где еще встретишь такую красоту? Животный и растительный мир, населяющий этот край многообразен и уникален. Все эти природные богатства привлекают ученых со всего света.
Приезжайте к нам в Дагестан, уверяю, вам у нас понравится. Радушие и гостеприимство в крови у моего народа. Здесь вам будут очень рады. Недаром говорят дагестанцы «Да не придет такой день, чтобы к вам не пришел гость».
Вариант 2
Так и есть, что это мой родной край. Родился я в ауле, но мой отец переехал в Москву учиться. Поэтому русский для меня практически родной. Я ходил здесь в детский сад, в школу.
Но мы ездим в Дагестан каждое лето. Я считаю его своей малой Родиной. Тут очень красиво. Я обожаю горы. Когда мы в Москве, мне везде мерещатся горы. Но это просто дело вкуса. Вот моему товарищу, который в детстве жил у моря, оно и видится везде – вместо крыш, лесов…
У нас можно ходить в горы, гулять по лесам. Погода, конечно, в Дагестане теплей и лучше. Когда в средней полосе тут уже дожди и снег, то тут ещё почти всё зеленое. Единственное, что когда тут начинаются дожди, то большую часть красок «смывает». А идти особо некуда – скучно.
Только в Махачкале много разных заведений. Здесь люди, как в Москве – показать себя любят. В аулах, конечно, проще. Зачем красоваться? И традиции здесь сильны. И празднования, особенно свадьбы, по традициям.
У нас есть и побережье – не хуже Турции! Море очень приятное. В Дербенте есть крепость древняя. Она даже объявлена достоянием мировым. Очень красиво тут. Достаточно много русских туристов. Но нужно уважать традиции, конечно. Женщинам надо прилично выглядеть. Да, могут обругать на улице: и женщины, и мужчины…
Знать надо особенности края… Но если это учесть, то удовольствие от прекрасной природы, от людей мудрых, от вкусной еды обеспечено.
И я всё повторяю «мы», но моя семья уже не совсем местная. Хотя это логично… Нас можно отличить в толпе. И по внешнему виду, и по манерам, и по мыслям, кстати, тоже.
Но пусть я уже не совсем дагестанец, несмотря на место рождения в паспорте, но я люблю этот край.
Также читают:
Картинка к сочинению Дагестан мой край родной
Популярные сегодня темы
- Импрессионизм лирики Фета (поэзии, творчества) сочинение
Импрессионизм в поэзии, как я понимаю, состоит из тонких описаний. То есть картина такая рисуется не «чётко и просто», а намёками, полутонами. Когда смотришь слишком близко на картину импрессиониста
- Сочинение на тему Русский характер (характер русского человека)
Описать русский характер можно не только любовью к Родине, но еще и любовью к ближнему. Из литературы, фильмов, учебников по истории мы знаем, как самоотверженно девушки-медсестры выносили на своих хрупких плечах раненых солдат с поля боя
- Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение
Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам.
- Сочинение Антоновские яблоки Бунина рассуждение по рассказу
В произведение Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке.
- Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.
sochinimka.ru
Рассказ о дагестанце, покинувшем родину и променявшем ее на чужие земли | Эксклюзив
Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор, дагестанец трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но, куда бы он ни поехал, везде с ним была его тоска. Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, я попросил, чтобы художник показал мне свои картины.
Одна картина так и называется: "Тоска по родине". На картине изображена итальянка (та самая итальянка) в старинном аварском наряде. Она у горного родника, с серебряным кувшином чеканки прославленных гоцатлинских мастеров. Печально нахохлился на склоне горы каменный аварский аул, еще печальнее нахохлились над аулом горы. Вершины гор окутал туман.
— Туман — это слезы гор, — сказал художник. — Когда склоны окутывает туман, по морщинам скал начинают стекать светлые капли. Туман — это я.
На другой картине я увидел птицу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а из окна сакли на нее глядит печальная горянка. Видя, что я заинтересовался картиной, художник пояснил:
— Это по мотивам древней аварской легенды.
— Какой легенды?
— Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила: родина, родина, родина, родина, родина… Точь-в-точь, как все эти годы твержу я… Хозяин птицы подумал: "Что же у нее за родина, где она? Наверное, это какая-нибудь прекрасная цветущая страна, где райские деревья и райские птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и погляжу, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну". Он открыл клетку, и птица выпорхнула. Она отлетела на десять шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо… На свою родину я тоже смотрю из окна своей клетки, — закончил художник.
— Почему же вы не хотите возвратиться?
— Поздно. В свое время увез я с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей одни старые кости.
Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению, оказалась еще жива его мать. С грустью слушали родные, собравшись в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину, променявшем ее на чужие земли. Но как будто они прощали его. Они были рады, что он все-таки жив. Вдруг мать спросила:
— Вы разговаривали по-аварски?
— Нет. Мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.
Мать закрыла лицо черной фатой, как закрывают, когда услышат, что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли, в Париже, тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала:
— Ты ошибся, Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын.
Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать.Расул Гамзатов "Мой Дагестан"
dag.rus4all.ru
Время Клары - Это Кавказ
Я родилась в Москве, этот дом и сейчас стоит позади мэрии. Из нашего окна на седьмом этаже были видны кремлевские звезды — это одно из первых детских воспоминаний. По Москве моего детства можно было передвигаться свободно, не помню, чтобы кто-то нападал на детей или обижал нас. А любимым местом была Красная площадь: мы, дети, обожали сидеть около мавзолея. Там я писала картины — демонстрации, бал выпускников. Никогда площадь не перегораживали.
Москва сейчас другая во всех смыслах. К примеру, вот слово «понаехали» мы никогда не употребляли. Я помню, как по площади ходили люди в национальной одежде — в узбекских халатах, в больших шапках киргизских, — мы ими любовались, нам все было интересно. И когда открывались павильоны ВДНХ национальные — тоже был большой праздник.
***
Мы жили в большой квартире. Кухня пять метров, один санузел, одна плита на 4 конфорки — и пять семей. И никогда никаких ссор, а если кто-то затевал пироги, то праздник был у всех. Мой папа был шофером, водил автобус. А вот мамина семья была сложная — ее мама, моя бабушка, родом из дворянской семьи.
Мое рисование — от папы, наверное: он приходил с работы, и мы с ним вместе рисовали. А в третьем классе начальной школы мою маму вызвала учительница рисования и сказала: «Ваша дочка очень способная, отведите ее в изостудию!» — и мама отвела меня в какую-то художественную школу. Там меня попросили нарисовать стиральную доску, и это было так скучно, что я встала и ушла. И меня в эту студию не приняли, но тут уж моя мама, как говорится, закусила удила. Она собрала мои рисунки, вышивки и отнесла все это в Центральный дом художественного воспитания детей. Там посмотрели, согласились, что ребенок не без способностей, и попросили нарисовать еще цветочек в банке с водой.
И мы с папой сели рядышком и стали рисовать. Он свой цветок, я свой. И с этим рисунком меня приняли. Помню, даже прислали мне письмо: «Дорогая Клара! Приходи к нам заниматься в такой-то день и такой-то час!»
С теми ребятами, что учились со мной, я прожила почти всю жизнь. К сожалению, их уже нет. Я оказалась самой долговечной.
Войну я помню прекрасно. Мне 15 лет. 22 июня в моем любимом Парке культуры им. Горького проходили соревнования по фехтованию. Моя подруга заняла первое место, а я — третье. Мы выбежали из парка, счастливые, и увидели, что стоит толпа около висячего черного круга, из которого слышится голос Молотова. Нашу границу рано утром перешли немцы, началась война.
Знаете, все были растеряны. Мы совершенно были не готовы, мы не понимали, что это и как. И не только дети, но и взрослые. Мы с подругой помчались в нашу любимую школу — Московскую среднюю художественную школу, тогда она размещалась на Каляевской улице. А там уже стояли такие же растерянные дети и взрослые. Но наш директор Николай Августович Карренберг был очень деловой человек. Он нас построил на линейку и объявил, что художникам дают бронь и что мы через несколько дней поедем в эвакуацию.
А уже в начале июля мы бодро махали родителям рукой из поезда. Страшно довольные, что уезжаем все вместе.
Нас отправили в село Воскресенское, в предгорьях Южного Урала. Это было село русских староверов в Башкирии. Мы, столичные дети, впервые увидели там старинный русский быт. В каждой избе — красивый иконостас, женщины носили длинные юбки, цветастые платки, у каждой длинная коса с лентами. Мы жили там больше двух лет, и о нашей жизни писатель Илья Симанчук написал в 1982 году книгу «У тех Синих Венцов».
Что я помню отчетливо — как жадно мы слушали по вечерам последние известия, прилипая к черному кругу радио. Мы продолжали учиться: с нами приехали наши преподаватели, известные художники Григорий Шегаль, Василий Почиталов.
У меня есть картина «Художественная школа в эвакуации» — там наша жизнь. Дорогие лица моих друзей, моих учителей. Мы каждый день обязательно рисовали, хотя приходилось работать в колхозе, да и общеобразовательные предметы никто не отменял. Самым любимым нашим занятием были просмотры и обсуждения домашних работ. Раз в неделю вечером мы собирались с педагогами и обсуждали то, что мы сами нарисовали. Часто эти встречи проходили при коптилке, но мы любили эти часы. Равнялись друг на друга. Многие из нас «проснулись» и стали художниками именно там — у Синих Венцов.
Мы вернулись в 43-м году и готовы были целовать тротуары родного города. Мы не надеялись, что когда-нибудь увидим дом. А в 1944 году два старших класса нашей «художки» первый и последний раз в истории школы приняли без экзаменов в Суриковский институт.
Я закончила МГХИ имени Сурикова в 50-м году, и у меня уже была работа. Тогда многие трудились на восстановление страны, мне и еще троим художникам достались 18 квадратных метров основного панно в таджикском павильоне ВДНХ. По документам с нами должен был работать народный художник Таджикистана Хошмухамедов, но он ничего не делал и приезжал, только когда давали аванс. Нам не указывали, что и как рисовать, но показывали какие-то фотографии тематические. И тогда возникали споры. К примеру, вышел спор: толстые или тонкие ноги должны быть у женщин-передовиков. И нас отправили на два месяца в Таджикистан изучать местное искусство, и я была рада, потому что после Воскресенского у меня был жадный интерес к жизни других народов. А в Таджикистане сразу стало понятно, что рисовать женщин нельзя, они укутаны в чадру, какие уж тут ноги.
Я считаю, что жила при коммунизме для художников (смеется). Потому что всегда можно было заработать, при нашем комбинате художникам давали зарплату. После ВДНХ я попала в запасники Третьяковки, копировала Васнецова для открыток. И много ездила. Сибирь, Дальний Восток, но в основном поездки случались в Среднюю Азию и Закавказье. Я там рисовала всяких передовиков труда, но всегда привозила оттуда еще и что-то для себя. Многие художники ворчали, что им приходится куда-то ехать, а мне нравилось.
День Победы в Дагестане, 2000 г.
«Дагестанский период» в моей жизни начался с художника Омара Ефимова, моего мужа. Я часто говорю, что он подарил мне весь Дагестан, потому что без него не было бы в моей жизни Чоха. И я этот подарок приняла, я Дагестан считаю своим.
Мы с Омаром познакомились в конце 60-х годов на Творческой даче художников, в сложный для меня период — развод, смерть мамы. Но Омар как-то быстро вошел в мою жизнь, подружился с моим сыном. Конечно, мы были очень разные. И жизнь наша совместная складывалась непросто. Омар окончил прикладной институт в Ленинграде, получил специальность «художник по росписи мебельных тканей». Но он этим не занимался, почти сразу начал рисовать то, что хотел. Я не старалась его переделывать и никогда не критиковала — дагестанцы страшно обидчивы. На мой взгляд, он был излишне декоративен как художник. И меня всегда поражало его стремление рисовать известных людей. Одна из первых его картин изображает дагестанских писателей и поэтов на Красной площади. Такая открытка-агитка. Помню, однажды к нам приехал Герой Советского Союза Магомед Гамзатов и мы его рисовали. У каждого — свой Магомед. И «мой» портрет героя был совсем простой, не парадный, хотя Магомед позировал в мундире со всеми орденами. И вот эту картину у меня выпросили французы, она где-то во Франции висит.
Пакият, дагестанская девочка, 1971 г.
Первый свой приезд в Махачкалу я помню очень хорошо. И первые приезды в Кумух летом. Весь год готовилась к этой поездке, а в результате никак не получалось работать: мой Омар стал московским художником, и, стоило ему выйти за порог отчего дома, начинались бесконечные разговоры. Сначала я просто стояла и ждала, пока разговор закончится, но время уходило, солнце садилось. Я оставляла его беседующим с какой-нибудь старушкой, а сама тащила этюдник в гору, чтобы порисовать. А когда возвращалась — он стоял на том же месте и беседовал. Но уже с другой старушкой. И я поняла, что надо как-то отделиться, что так невозможно.
А затем мы попали в Чох, и я почувствовала, что вот оно — место, в котором я хочу быть.
Двум художникам непросто под одной крышей всегда. А если эти двое еще и супруги? Мы с Омаром не так часто проводили время в чохском доме, а после его смерти я много лет не могла себя заставить вернуться в Дагестан, мне было тяжело. А потом Олег Пирбудагов — московский художник аварских корней — уговорил меня поехать в Чох, и мы пять лет подряд вот так вместе рисовали: он на одном конце террасы, я на другом. И ладили неплохо, тем более что у Олега получался великолепный суп (смеется), но потом я подустала. Ну, представьте: два художника едут из Москвы в одно и то же место, рисуют один вид, а затем еще сталкиваются на одной и той же выставке! Я и Олегу прямо сказала: восстанавливай свой дом в Телетле, всякому художнику нужно свое «место приземления». Мое место в Чохе.
Дом Мамалава в Чохе, 2008 г.
Я все время говорю: «мой Дагестан», «мой Чох». И не только говорю — я так думаю. У меня есть автопортрет в дагестанских сережках, я там как местная женщина совсем, потому что я себя уже совершенно к этому народу причисляла. И мои дагестанские друзья даже в самый тяжелый период жизни меня не покинули, они и сейчас со мной. Могу сказать, что весь Дагестан объездила. У меня друзья близкие — фотограф Камиль Чутуев и его жена Патимат, мы с ними на машине до самых высоких точек гор добирались. Камиль фотографирует, я рисую. Ночевали в палатке у реки. Тогда спокойно можно было так останавливаться — я и в юртах ночевала, а когда в 60 лет сама села за руль и начала ездить в Дагестан из Москвы одна, то спала обычно в стоге сена (смеется).
***
Ближе к осени я всегда хочу «чохнуть» в Чох. Я, что называется, «чохнутая». Мне там хорошо и спокойно. Мне никогда не надоедает рисовать Чох, я жалею, что не могу задержаться там подольше, потому что осень в горах — такая цветная и разная. Но мне уже тяжел быт. Когда я только стала говорить, что хочу купить дом в аварском селе, мне никто не поверил — люди в то время, как правило, перебирались сверху в города. Но местный завуч в школе нашел мне дом, я в него я влюбилась сразу. Горские дома необычные — каменные, с арками, как будто срослись с горами. Но в моем доме есть еще огромная терраса «с видом». И комната, расписанная местным Пиросмани, — узоры, пейзажи с обратной перспективой, стилизованные букеты и арабские надписи, это надо было непременно сохранить! Меня всегда удивляло, что у простых дагестанцев такой вкус к красоте, такая тяга к искусству. У меня целая коллекция прикладных дагестанских вещиц: было время, когда люди все это просто выкидывали, а я собирала.
В 70-е годы я много путешествовала за границей. Япония, Европа. Была оттепель, был интерес к жизни друг друга, и я совершенно не помню, чтобы у меня возникали какие-то трудности с выездом, я просто получила заграничный паспорт, и все. В Японии я была два раза — сначала в составе группы, а потом одна, потому что японцы высмотрели мои работы на какой-то московской выставке, и они им страшно понравились. С иностранцами установилась договоренность, что мы выполняем их заказы, но я всегда старалась сделать что-то и для себя. Во Францию меня пригласили дети наших эмигрантов, они еще хорошо говорили по-русски, но уже были настоящими французами. И почему-то не разрешали мне рисовать то, что мне хотелось, и все считали, считали деньги.
А в мае они уехали в Москву на какую-то выставку, и я страшно обрадовалась, что меня никто не контролирует, и побежала рисовать Собор Парижской Богоматери. А вечером — звонок из Москвы. «Как идет работа, Клара?» Нормально, отвечаю, нарисовала все, что вы просили, заканчиваю «Цветочный базар». И тут они спрашивают: «А Собор?» — и я начинаю мямлить в ответ и привирать, а они говорят: «Да мы вас только что по телевизору видели!»
***
Автопортрет с дагестанскими украшениями, 1974 г.Я не знаю, сколько картин я нарисовала. Я даже не знаю, где бо́льшая часть моих работ. Иногда мне рассказывают, что видели мои картины там и там. Вот была у меня работа «Дом Мамалава», одна из любимых, она в постпредстве Дагестана в Москве много лет провисела. А теперь я узнаю, что ее там уже нет, что ее забрал кто-то. Хорошо, что я успела сделать копию для себя. Еще ко мне приходил парень, уроженец Чоха. Он в каком-то учреждении увидел мою картину и понял, что это Чох. И выкупил ее, она теперь у него дома висит.
Мои картины разбегаются. Патимат Чутуева, которая работала в Музее изобразительных искусств в Дагестане, говорила, что там было 19 моих картин, а сколько сейчас — не знаю. Потом, представляете, картины исчезают: покойный Витя Будихин, художник, который заканчивал Суриковский после меня, мне говорил, даже с какой-то гордостью, что ректор МХТИ Андрияка отдал ему «записывать» мой диплом. Я рисовала симфонический оркестр целый год, картину эту брали на разные выставки, о ней писали хорошие отзывы, а новый ректор преспокойно разрешил поверх нее рисовать другую картину.
У меня было много работ в запасниках школы — вон та любимая об эвакуации, задуманная еще в Воскресенском, но рисовала я по памяти. Все лица были родные.
***
Я назвала выставку «Я и мое время», и мне кажется, что это правильно. Мое время было разное, нельзя к нему приставить эпитеты, это однобоко. Но оно было полное чудес — вот то, как я стала художником, разве не чудо? Я с десяти лет рисую и не представляю себе, что захотела бы стать кем-то еще. Я никогда и никуда не ездила без кистей и красок, ну какой еще отдых? Как вообще можно отдыхать не рисуя?
Не будь у меня моих картин, я была бы неудачницей. А так — ведь все получилось замечательно и хорошо. И все, что я хочу, — порисовать еще какое-то время. И встретить хороших людей.
Моих хороших людей.
Фото: Александр Вайнштейн
Заира Магомедова
etokavkaz.ru
Выставка живописи «Мой мир» Амирхана Магомедова проходит в Махачкале
Выставка живописи «Мой мир» Амирхана Магомедова, приуроченная к 50-летнему юбилею дагестанского художника, проходит в выставочном зале Союза художников республики. Ее организаторами выступили министерство культуры РД, Управление культуры администрации Махачкалы и Союз художников Дагестана.В экспозицию, которая будет представлена до 10 марта, вошли 123 работы, выполненные в период с 1987 года. Работает Амирхан в разных жанрах, стилях и манерах. Профессионально владея техникой масляной живописи, в своем творчестве он с искренней любовью отображает природу, наполняя ее яркими разнообразными цветами. В них мы видим глубокое внутреннее содержание и ощущаем оптимистическое миропонимание художника.
В 90-е годы в поиске новых форм художник обращается к абстрагированным композициям, где остро прослеживаются общечеловеческие и социальные проблемы человека и страны в целом. Главным жанром Амирхана является пейзаж, который он пишет с натуры на пленэрах. Яркие, наполненные свежими красками полотна отражают мотивы, близкие ему с детства: сельские улочки со спокойной жизнью, человека в окружении природы, горные ландшафты, утопающие в зелени, горные реки и многое другое, волнующее художника.
Особое место в творчестве Амирхана Магомедова занимает портретный жанр. Им написаны портреты исторических героев, известных людей, близких людей художника. Это портреты «Имам Шамиль», «Хаджи Мурат», «Портрет отца» (2005), «Дедушка Рамазан» (2001), «Гамзат Цадаса», «Разведчица в тылу врага. Разият Дибирова», «Магомед Абасилов» и другие.
В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» заслуженный художник Дагестана Амирхан Магомедов рассказал, что у него проявились способности к изобразительному искусству уже с детства на уроках рисования. «Я продолжаю постоянно учиться и самосовершенствоваться. Чем больше работаю, тем больше усваиваю. Вот сейчас рисую три сюжетные композиции, которые, возможно, закончу уже к закрытию выставки», – сказал он.
На открытие выставки поздравить юбиляра пришли его друзья, коллеги и родственники: заместитель министра культуры РД Мурад Гаджиев, председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов, председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов и многие другие.
В выставочном зале Союза художников собралось немало поклонников творчества Амирхана Магомедова. Не помешали им прийти поздравить художника ни мороз до -14°, ни проблемы с городским транспортом, возникшие из-за продолжительного снегопада. Несмотря на всё это, гости пришли в хорошем настроении и с улыбками на лицах.
Выставку открыл председатель Союза художников Дагестана Курбанали Магомедов, который поздравил художника с 50-летним юбилеем. «Талант Амирхана Магомедова признали не только на родине, но и далеко за ее пределами. Его произведения находятся во многих музеях республики, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Также он активно участвует в общественной жизни республики и нашего Союза художников», – сказал Курбанали Магомедов.
Высказал свои поздравления и президент Федерации легкой атлетики Дагестана Омар Муртазалиев: «Этот человек за прожитый год, десятилетие многое сделал и ему предстоит еще половина века для продолжения своего талантливого творчества. Это не только художник, но и спортсмен-легкоатлет, который завоевывает много наград».
Заместитель министра культуры Мурад Гаджиев в своем выступлении назвал Амирхана Магомедова добросовестным, инициативным руководителем, добрым и порядочным человеком.
Амирхан Магомедов является членом Союза художников России, членом международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП «Юнеско». В 2009 году художнику присвоено почетное звание «Заслуженный художник Республики Дагестан». Награжден дипломом Союза художников России (2007), серебряной медалью лауреата Национальной премии в области изобразительного искусства России «Русская галерея – 21 век» за 2010 год в номинации «За развитие традиционного национального искусства, почетной грамотой министерства культуры РД «За развитие традиционного национального искусства России» (2011). Удостоен «Благодарности Российской академии художеств» (2010).
Художник совмещает свою творческую деятельность с работой директора выставочного зала Союза художников РД, который возглавляет вот уже десять лет.
www.riadagestan.ru
Картина дагестанской жизни - МК Дагестан
Писатель Захар Прилепин в интервью признавал, что у современности есть странное свойство: «ее невозможно описать в художественной реалистической литературе, не отступаясь в памфлет или пошлость»
08.06.2015 в 15:57, просмотров: 1315Саид Ниналалов
Книги Саида Ниналалова «Жесть! Хроника нашего времени» (2013 г.) и «Жесть-2. Герои нашего времени» (2014 г.) опровергают это мнение. Повествование, в котором автору почти с документальной точностью удалось определить болевые точки общества и по возможности описать их, сразу же стало бестселлером, а имя автора, который просто и искренне рассказывает о перипетиях своей жизни с ее надеждами, обретениями, утратами, драматизмом, обрело популярность у разных слоев дагестанского общества.
Несмотря на то что повествование лишено эпического размаха, четкой хронологической последовательности событий, в книгах С. Ниналалова представлена многофигурная и многоплановая картина дагестанской жизни времени распада традиционных устоев, зарождения новых поведенческих моделей, другого видения и другого восприятия действительности.
Собственно, это циклы рассказов, сюжеты которых порождены самой жизнью и переданы автором с документальной точностью. Саид Ниналалов, как и большинство тех, кто сразу же отозвался на выход в свет новой по форме и стилю изложения книги «Жесть», затрудняется дать ей жанровое определение. Основной смысл всех рецензий однозначен: это документальная автобиографическая проза, где основным смысловым центром является жизнь самого автора-рассказчика. Именно вокруг этой оси вращается множество персонажей, человеческих историй. И в то же время к этим рассказам нельзя относиться как к пересказу эпизодов из биографии отдельно взятого человека. Каждый из них наполнен достоверными историями. Эти истории сплетаются в сплошную ткань, зафиксированные в памяти рассказчика мгновения, эпизоды, картины из реальной жизни создают некое смысловое единство, своего рода слепок с натуры.
Ниналалов достаточно точно сканирует непростое время и довольно точно расставляет акценты. Жесткие зарисовки «с натуры» характеризуют тяготы переломного периода, душевные сломы и кризисы людей, попавших в водоворот событий нового времени.
Рассказы подразделяются на три основных тематических блока, каждый из которых является определенным этапом в жизни автора.
Реальные воспоминания детства сменяются живыми деталями периода студенческой юности. Калейдоскопическая смена ракурсов и эпизодов, множество сюжетных линий особенно присущи группе рассказов, посвященных теме развития традиционных для кубачинцев художественных промыслов. Попытки героя-рассказчика проявить присущую ему прагматическую хватку на этой стезе чаще всего заканчивались ничем.
Саид Ниналалов чуток к своим национальным корням, этим объясняется та свобода и легкость, с которыми он пишет о нравах и традициях своих земляков-кубачинцев, о секретах их мастерства, признаках быта, особенностях взаимоотношений, то, о чем не принято рассказывать. Это своеобразный взгляд изнутри на достаточно закрытое цеховое сообщество, о котором в течение нескольких десятилетий писали только в комплиментарной тональности.
С. Ниналалов же показывает, что система деловых отношений, в которые вступают друг с другом даже родственники, строятся теперь по неким законам, далеким от традиционных устоев.
Рассказы, где житейское подано под особым углом зрения, впечатляют читателя многообразием локальных дагестанских реалий. С каждым из них связаны разные персонажи и, разумеется, оригинальные линии-сюжеты, где зачастую обрисованы малосимпатичные герои, причем среди отрицательных героев основное место занимают богатые и знаменитые.
Отдельного внимания читателя заслуживает история о похищении брата, переданная автором в нескольких рассказах. Повествование об этих событиях подчеркнуто натуралистично. Жестокие жизненные ситуации, в которые вовлечены сам Саид, члены его семьи, близкие, не оставляют места для иллюзий.
С. Ниналалов вводит читателя в мир политиков, бизнесменов, представителей правоохранительных структур, рассказывает о ситуациях непонятных, скользких, неоднозначных, дает выразительные характеристики людям, то и дело мелькавшим в нулевые годы на экранах телевизоров. Судьба сводит его с разными людьми, и каждая такая встреча рождает то надежды, то трагическое ощущение тщетности всех усилий, прилагаемых для освобождения брата из бандитского плена. Картины, которые описывает Ниналалов, вполне реалистичны и узнаваемы, но есть и другая сторона – та, о которой многие только догадывались, но ничего не знали точно.
Состояние, когда переломить ситуацию так же невозможно, как и смириться с ней, порождает отчаяние и ясное понимание, что это уже не проблема человеческой порядочности, а нечто гораздо более глобальное. Перенося свои проблемы из личностного плана в план социальный, автор рассказывает о выпавших на его долю испытаниях жизни, обнажая при этом всю сложность внешней окружающей среды. Показательны в этом отношении высказывания самого автора: «Сегодня, когда прошло уже более 10 лет после того времени бед и тревог, нет ни одного дня, чтобы я не вспоминал о нем, иногда удивляясь собственной слепоте, еще раз, шаг за шагом переживая все перипетии той неизбывной боли. Все это постоянно далеким фоном звучит в моей памяти. Может быть, если я расскажу все, что было, боль отпустит. Может, и нет».
Разворот к актуалиям новой национальной действительности у него происходит не сразу. Проявлявшийся также интерес к нравственным истокам человеческого поведения с развитием событий становится опознавательным знаком прозы С. Ниналалова. Этому немало способствует ощущение спонтанности и достоверности, ставших основой стиля и в значительной степени причиной интереса читателей к творчеству Саида Ниналалова.
Поддерживаю выдвижение Саида Ниналалова на соискание Государственной премии Дагестана по литературе за 2015 год.
Зулейха Магомедова, доктор филологических наук, старший научный сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН
mkala.mk.ru
Сочинение на тему «Дагестан — мой край родной»
Открытое Меню КатегорийЯ горжусь тем, что родился в Дагестане. Мой край расположился на самом юге России и занимает огромную площадь. Столица моей родины — замечательный город Махачкала. Вся республика — это невероятно красивая местность, изысканная культура и добрый, отзывчивый народ.
В Дагестане издавна мирно живут более сотни народов. Именно из-за этого разнообразия наши люди говорят на множестве разных языков: татском, чеченском, арийском, лезгинском, русском, аварском, кумыкском и других. Радио, телевидение и СМИ так же освещают последние события и проводят программы на этих наречиях.
Мне нравится, что в моем краю больше всего ценится человеческое достоинство. С самого детства нас учат беречь честь и благородство, ведь это главное, что есть в душе и будет оставаться там до самой старости. Немаловажна для нас и семья. Как бы ни складывалась наша жизнь, мы всегда помним о родне. Считается, что все о человеке можно узнать лишь по тому, как он относится к своей семье.
У нас есть множество традиций, которые характеризуют дагестанцев со всех возможных сторон. Во-первых, мы ценим нашу религию, Веру, а потому прежде, чем кушать, мы просим Аллаха благословить еду. Во-вторых, мы ценим настоящий, честный человеческий труд. Именно поэтому каждый раз, когда нам встречается работник, мы всегда желаем ему хорошего дня и плодотворной работы. И в-третьих, дагестанцы так любят свою Родину, что все свои чувства вкладываем в искусство. В нашей культуре есть огромное множество стихов, песен, басен, поговорок и картин, посвященных Дагестану.
Я горжусь тем, что я — дагестанец. Мне радостно от осознания того, что мне есть что сказать о своей Родине. Это огромное счастье, что мне довелось родиться в такой сильной духом республике, и каждый из нас помнит о том, что мы — русские.
Посмотрите эти сочинения
- Сочинение на тему «О чем шептались осенние листья» Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
- Сочинение про Байкал (на русском языке) Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
- Сочинение на тему «Моя родина — Беларусь» Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
- Сочинение про рябину Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
- Почему я выбрала профессию повара? (сочинение) Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
- Сочинение на тему «Я горжусь своей Родиной» С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
- Сочинение на тему «Интересная встреча с ветераном войны» Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии. Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]
- Сочинение на тему «Что такое мир?» Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
- Сочинение-рассуждение на тему: «Ученье свет, а неученье – тьма» С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
- Сочинение «Про бабушку» Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
- Сочинение на тему «Имя существительное» Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?» Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
- Сочинение на тему «Зачем человеку нужен язык?» С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
- Сочинение по пословице «Язык мой – друг мой» Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
- Сочинение на тему «ВОВ 1941-1945» Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
- Сочинение про интернет на русском языке Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?» Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
- Поэзия 60-х годов 20 века (сочинение) Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
- Сочинение-рассуждение на тему «Мой дом – моя крепость» Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
resoch.ru
“Моя родина – Дагестан” сочинение
Есть на карте мира крошечный кусочек, который очень дорог моему сердцу. И как бы ни распорядилась судьба, и куда бы ни унесла меня дорога жизни, это место всегда будет самым желанным для меня. Это моя родина – мой Дагестан!
Дагестан богат своими традициями, обычаями и обрядами. Здесь исторически сложилась самобытная этика и культура поведения, которая традиционно была основана на морально-этических принципах религии. Бережное, уважительное и заботливое отношение к старшему поколению является основной духовной ценностью в культуре поведения у всех народов Дагестана. Эта традиция досталась нам в наследство от прошлых поколений и бережно сохраняется дагестанцами в наше время!
Всем известно, что Дагестан исторически является самой многонациональной республикой. На этой небольшой территории проживает более 60 национальностей, среди которых около 30 считаются коренными народностями. Основную численность населения составляют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, рутульцы, агульцы, таты, евреи. Но мало кто знает, что кроме основных национальностей, здесь насчитывается множество мелких народностей и различных этнических групп. Зачастую села в прямой видимости друг от друга могут говорить на разных языках и иметь свои особенные обычаи и уникальные традиции. Лишь в одном моем родном Цумадинском (в переводе на русский язык – орлином) районе цумадинцы разговаривают на шести (чамалинском, багвалинском, тиндинском, хваршинском, дидойском, аварском) языках. Они отличаются друг от друга, как русский от английского.
Всегда поражался и восхищался, как столь непохожие культуры переплетены веками меж собой. И нет никакой злобы: представители одной нации сочиняют анекдоты о соседях, подмечают какие-то особенности, но это не мешает им уважать друг друга и сосуществовать единым целым, быть гражданами Республики Дагестан. Возможно, это и есть та самая вожделенная Дружба народов, к которой столь долго и безуспешно стремился Советский Союз.
Как и почему на достаточно небольшой территории оказалось так много наций, историки спорят не одно десятилетие. Но одно я знаю точно и неоспоримо – единственным языком межнационального общения в Дагестане является русский. И трудно переоценить его значение. На русском языке говорят в детских садах, школах, вузах, учреждениях и организациях, на улице, в транспорте, на рынке, т. е. везде. Он используется для общения и передачи информации. Главные газеты Дагестана выходят на русском языке. Телевещание и радиовещание Дагестана ведется на русском языке. В Махачкале функционирует Русский драматический театр, в котором начинал свою работу гениальный актер...
Иннокентий Смоктуновский.Получается, что русский язык объединяет наш многонациональный Дагестан! А это именно то, что нам всем сейчас так необходимо – единство и сплоченность!
Дагестанцы (особенно старшее поколение) хранят в сердце великую благодарность русским учителям и врачам, которые самоотверженно работали в высокогорных аулах, где тогда не было ни электричества, ни автомобильных дорог, ни радио. В столице Дагестана, Махачкале, воздвигнут памятник Русской учительнице в знак величайшей благодарности русским учителям, сообщает сайт промо сумок
В высокогорном ауле Хушет мой дедушка (в те годы – заместитель главврача по хирургии в Цумадинском районе) установил надгробие героической русской медсестре Асе Денисенко, которая погибла, поскользнувшись со скалы, когда шла на помощь роженице через серпантины горных дорог в зимнее время. О ней сняли документальный фильм “Мир оставляю вам”. Учреждена премия имени Аси Денисенко, которая вручается медицинским сестрам, работающим вдохновенно в трудных условиях Дагестана.
В ауле Салта Гунибского района при участии сотрудников РУДН установлен Памятник примирения в связи с 200-летием со дня рождения великого русского хирурга и анатома Н. И. Пирогова.
Русский – это мой второй родной язык, но по сути это единственный, который я знаю в совершенстве. Я аварец, но к моему великому стыду, родным аварским языком владею хуже, чем английским. А русский язык с самого моего рождения заполнил мою жизнь. Именно на русском языке мне пела колыбельную мама. Именно на русском языке мне читал дедушка мои первые книжки. Именно на русском языке я признался в своих чувствах девочке с параллельного класса. И вот сейчас, будучи студентом Российского университета дружбы народов, я горжусь тем, что имею много друзей как среди земляков-дагестанцев, так и среди студентов из других уголков нашей необъятной России, и иностранцев. И поверьте, немалую роль сыграл в этом наш общий Великий Русский Язык!
Безусловно, русский язык имеет огромное значение не только в моей жизни, но, думаю, в жизни каждого из нас и всего общества в целом.
В одном своем интервью величайший дагестанский поэт Расул Гамзатов сказал: “Не всяк язык распространен и могуч, как русский. Благодаря своему языку, Россия подарила мне не только собственную литературу, но и Шекспира, Мольера, Гете, Тагора, Шевченко. А без них как можно жить художнику? Нет юга без севера. А северу необходим юг. Лично я без русского языка был бы как без крыльев. Я готов поклониться русскому языку. “
schoolessay.ru