Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник. Картина государственный совет
2.1 Начальный период работы. Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник
Похожие главы из других работ:
Врубель
Киевский период
В Киеве, куда Врубель приехал в 1884 году по приглашению известного историка искусствоведа и археолога Адриана Викторовича Прахова для участия в реставрации Кирилловской церкви 12 века...
Врубель
Мамонтовский период
В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С.И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В.А. Серов, И.И. Левитан, К.И. Коровий, В.М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений...
История самарского православного зодчества
2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг.
1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»...
Клод Лоррен
1.4 Поздний период
В последние десятилетия (1660--80) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. Фигуры часто помещает в воображаемые строения; тематически -- это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия (например, "Пейзаж с Энеем на Делосе"...
Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского
9. ПЕРИОД БАУХАУЗА
В конце 1921 года Кандинский был направлен в Германию для создания международного отдела Российской Академии. Будучи вице-президентом Академии, он получил приглашение преподовать в новом учебном центре - Баузаузе...
Культура античного мира: культура Древней Греции
6.1 Архаический период (VII-VI вв. до н.э.)
Самые ранние каменные статуи (начало VII в. до н.э.) были высечены в простой, монументальной манере, подражавшей стилю Крита и Египта. Фигуры изображались в застывших позах, с выставленной вперед левой ногой и руками, почти прижатыми к бокам...
Культура античного мира: культура Древней Греции
6.2 Классический период (V-IV вв. до н.э.)
Скульптуры классической эпохи разработали приемы изображения человеческого тела в реалистичной манере, чуждой схематичности. Их творения поражают естественностью, красотой и гармонией. Возрос интерес к изображению женского тела...
Культура Древнего Египта
1.1 Додинастический период
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии...
Культура Древнего Египта
Додинастический период
Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшествовал длительный, в несколько тысячелетий, период развития культуры. В это время шел процесс становления новой хозяйственной организации, новых социальных отношений...
Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура
Советский период
...
Период Мин XIV-XIX
1. Период Мин XIV-XIX
Прежде, чем углубиться в изучение архитектуры, необходимо дать характеристику социально-экономического и политического развития, рассматриваемых периодов, повлиявших на развитие искусства в стране...
Славянская культура. Русские календарные праздники
2. Весенний период
...
Творчество Пабло Пикассо
2. “Голубой период”
Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в Барселону с завершенными и начатыми полотнами, написанными в совершенно иной манере, чем та...
Творчество Пабло Пикассо
3. Розовый период
Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими...
Эволюция системы официальных жертвоприношений Древнего и имперского Китая
Глава 1. Начальный этап формирования официальной ритуальной деятельности в эпоху Шан-Инь
Следы официальной ритуальной деятельности в истории Китая можно обнаружить уже в эпоху Шан-Инь. И в этой главе я рассмотрю некоторые предпосылки её формирования и начальный этап взаимодействия с институтом верховной власти...
1. | Николай II | 1868—1918 | Император Всероссийский | ||
2. | Михаил Николаевич | 1832—1909 | Председатель Государственного совета | великий князь | |
3. | Дмитрий Мартынович Сольский | 1833—1910 | член Государственного совета | ||
4. | Эдуард Васильевич Фриш | 1833—1907 | член Государственного совета | ||
5. | Николай Матвеевич Чихачев | 1830—1917 | член Государственного совета | адмирал | |
6. | Сергей Васильевич Рухлов | 1852—1918 | статс-секретарь Государственного совета | ||
7. | Дмитрий Николаевич Набоков | 1827—1904 | член Государственного совета | ||
8. | Николай Степанович Ганецкий | 1815—1904 | член Государственного совета | генерал от инфантерии | |
9. | Николай Николаевич Корево | чиновник | [3] | ||
10. | Николай Павлович Игнатьев | 1832—1908 | член Государственного совета | генерал от инфантерии, граф | |
11. | Василий Андреевич Верещагин | 1861—1931 | помощник статс-секретаря Государственного совета | ||
12. | Константин Иванович Пален | 1830—1912 | член Государственного совета | граф | |
13. | Пётр Иванович Саломон | 1819—1905 | член Государственного совета | ||
14. | Александр Александрович Половцов | 1832—1909 | член Государственного совета | председатель Русского исторического общества | |
15. | Христофор Христофорович Рооп | 1831—1917 | член Государственного совета | ||
16. | Пётр Алексеевич Харитонов | 1852—1916 | статс-секретарь Государственного совета | ||
17. | Владимир Михайлович Маркус | 1827—1901 | член Государственного совета | ||
18. | Николай Павлович Мансуров | 1830—1911 | член Государственного совета | ||
19. | Оттон Борисович Рихтер | 1830—1908 | член Государственного совета | генерал от инфантерии | |
20. | Николай Николаевич Обручев | 1830—1904 | член Государственного совета | заслуженный профессор Николаевской военной академии генерал от инфантерии | |
21. | Дмитрий Петрович Голицын | 1860—1928 | помощник статс-секретаря Государственного совета | князь Голицын-Муравлин | |
22. | Илларион Иванович Воронцов-Дашков | 1837—1916 | член Государственного совета | генерал от кавалерии, граф | |
23. | Иван Сёменович Каханов | 1825—1909 | член Государственного совета | генерал от артиллерии | |
24. | Александр Алексеевич Бобринский | 1823—1903 | член Государственного совета | граф | |
25. | Михаил Сергеевич Волконский | 1832–1909 | член Государственного совета | обер-гофмейстер князь | |
26. | Максим Антонович Таубе | 1826—1905 | член Государственного совета | генерал от артиллерии барон | |
27. | Владимир Иванович Вешняков | 1830–1906 | член Государственного совета | ||
28. | Александр Дмитриевич Горемыкин | 1832—1904 | член Государственного совета | генерал от инфантерии | |
29. | Александр АлександровичИкскуль фон Гильденбандт | 1840—1912 | член Государственного совета | барон | |
30. | Николай Игнатьевич Шебеко | 1834—1904 | член Государственного совета | генерал от кавалерии | |
31. | Николай Антонович Махотин | 1830—1903 | член Государственного совета | генерал от инфантерии | |
32. | Илиодор Иванович Розинг | 1830—1903 | член Государственного совета | ||
33. | Анатолий Павлович Иващенков | 1842—1906 | член Государственного совета | сенатор | |
34. | Юлий АлександровичИкскуль фон Гильденбандт | 1853—1918 | товарищ государственного секретаря | барон | |
35. | Николай Валерианович Муравьёв | 1850—1908 | член Государственного совета | министр юстиции | |
36. | Владимир Николаевич Ламсдорф | 1841—1907 | член Государственного совета | министр иностранных дел граф | |
37. | Павел Петрович Тыртов | 1836—1903 | член Государственного совета | управляющий морским министерством, вице-адмирал | |
39. | Дмитрий Сергеевич Сипягин | 1853—1902 | член Государственного совета | министр внутренних дел | |
40. | Иван Яковлевич Голубев | 1841—1917 | член Государственного совета | ||
41. | Роман Александрович Дистерло | 1859-после 1918 | помощник статс-секретаря Государственного совета | барон | |
42. | Алексей Павлович Игнатьев | 1842—1906 | член Государственного совета | товарищ министра внутренних дел, генерал от кавалерии, граф | |
43. | Пётр Петрович Семенов[4] | 1827—1914 | член Государственного совета | почетный член Академии наук и Академии художеств | |
44. | Иван Иванович Шамшин | 1835—1912 | член Государственного совета | ||
45. | Андрей Александрович Сабуров | 1838—1916 | член Государственного совета | ||
46. | Пётр Александрович Сабуров | 1835—1918 | член Государственного совета | ||
47. | Petrov by Kustodiev anagoria.JPG" border="0" /> | Николай Павлович Петров | 1836—1920 | член Государственного совета | инженер-генерал |
48. | Николай Иванович Бобриков | 1839—1904 | член Государственного совета | финляндский генерал-губернатор | |
49. | Михаил Николаевич Галкин-Враской | 1834—1916 | член Государственного совета | ||
50. | Владимир Михайлович Менгден | 1826—1910 | член Государственного совета | барон | |
51. | Фёдор Густавович Тернер | 1828—1906 | член Государственного совета | ||
52. | Оскар Карлович Кремер | 1829—1904 | член Государственного совета | адмирал | |
53. | Андрей Александрович Бобринский | статс-секретарь Государственного совета | граф | ||
54. | Иван Логгинович Горемыкин | 1839—1917 | член Государственного совета | ||
55. | Николай Николаевич Герард | член Государственного совета | |||
56. | Павел Алексеевич Марков | 1841—1913 | член Государственного совета | ||
57. | Алексей Михайлович Соков | помощник статс-секретаря Государственного совета | |||
58. | Владимир Борисович Фредерикс | 1838—1927 | член Государственного совета | министр императорского двора и уделов, граф | |
59. | Александр Иванович Вергопуло | помощник статс-секретаря Государственного совета | |||
60. | Алексей Николаевич Куропаткин | 1848—1925 | член Государственного совета | военный министр, генерал-лейтенант | |
61. | Павел Львович Лобко | 1838—1905 | член Государственного совета | ||
62. | Михаил Фёдорович Поземковский | 1862—1917 | старший делопроизводитель Государственной канцелярии | [5] | |
63. | Владимир Иосифович Гурко | 1862—1927 | помощник статс-секретаря Государственного совета | ||
64. | Михаил Иванович Хилков | 1834—1909 | член Государственного совета | министр путей сообщения, князь | |
65. | Дмитрий Николаевич Любимов | 1864—1942 | помощник статс-секретаря Государственного совета | [6] | |
66. | Сергей Юльевич Витте | 1849—1915 | член Государственного совета | министр финансов | |
67. | Александр Григорьевич фон Тимрот | 1862—1943 | помощник статс-секретаря Государственного совета | [7] | |
68. | Алексей Сергеевич Ермолов | 1846—1905 | член Государственного совета | министр земледелия и государственных имуществ | |
69. | Николай Алексеевич Протасов-Бахметев | 1834—1907 | член Государственного совета | генерал от кавалерии, граф | |
70. | Владимир Борисович Лыщинский | 1861—1935 | помощник статс-секретаря Государственного совета | [8] | |
71. | Николай Фёдорович Дерюжинский | помощник статс-секретаря Государственного совета | [9] | ||
72. | Пётр Семенович Ванновский | 1822—1904 | член Государственного совета | министр просвещения, генерал от инфантерии | |
73. | Константин Петрович Победоносцев | 1827—1907 | член Государственного совета | обер-прокурор Синода | |
74. | Дмитрий Александрович Философов | 1861—1907 | товарищ государственного контролера | ||
75. | Иван Николаевич Дурново | 1834—1903 | член Государственного совета | председатель Комитета министров | |
76. | Александр Петрович Ольденбургский | 1844—1932 | член Государственного совета | генерал от инфантерии, принц | |
77. | Сергей Александрович | 1857—1905 | член Государственного совета | московский генерал-губернатор, великий князь | |
78. | Алексей Александрович | 1850—1908 | член Государственного совета | главный начальник флота и морского ведомства, великий князь | |
79. | Вячеслав Константинович Плеве | 1846—1904 | член Государственного совета | министр статс-секретарь великого княжества Финляндского | |
80. | Владимир Александрович | 1847—1909 | член Государственного совета | главнокомандующий войсками гвардии санкт-петербургского военного округа, президент Академии художеств, великий князь | |
81. | Михаил Александрович | 1878—1918 | член Государственного совета | наследник цесаревич, великий князь |
dic.academic.ru
Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник
Только для министра внутренних дел Д.С. Сипягина Репин сделал исключение, да и то не по своей воле. Тот был убит и художнику пришлось писать его с фотографии.
Приведенный пример в высшей степени характерен для работы Репина над «Государственным Советом» и лишний раз доказывает обоснованность рассмотрения картины как исторического источника.
2.3 Работа над полотном картины
Примерно через полтора месяца после юбилейного заседания в Мариинский дворец доставили громадное полотно и натянули на специально сколоченную раму во всю стену зала, примыкавшего к Ротонде общего собрания Государственного Совета.
По первоначальной договоренности предполагалось использовать холст размером 3 * 5 аршин. Однако вскоре Репину стало ясно, что для воплощения грандиозного замысла картины требуется гораздо более крупное полотно шириной 6,5 аршин и длиной 12 аршин (4 * 8,7 м). Холста таких размеров в России не нашли и пришлось заказывать в Париже.
Помощник статс-секретаря Д.Н. Любимов вспоминал: «Помню, как было, если можно так выразиться, заложено основание картины. Репин после долгого измерения полотна и совещания со своими сотрудниками поднялся на складную лестницу и углем поставил точку, приблизительно посредине верхней части полотна, над ней кружок, диаметр которого был точно измерен. «Это, — сказал Репин, видя наше удивление, исток картины; отсюда она пойдет по всем направлениям. Кружок - место лица государя, по нему определится размер головы всех остальных, сообразно с законами перспективы». Затем сотрудники Репина с помощью линеек стали проводить линии по всему полотну, как бывает на распластанных глобусах, вероятно, потому, что зала должна была быть изображена круглой. Посредине, через кружок, где предполагалась голова государя, была проведена линия, как бы меридиан; по сторонам долготы. Меридиан посредине полотна пересекал как бы экватор; по сторонам его — широты. На месте пересечения вновь Репин начертил кружок. «Это,— пояснил он,— голова государственного секретаря, читающего свой рескрипт Государственному совету посредине зала». Кругом пунктиром были намечены овальные круги, один в другом, над ними ряд кружочков — это были остовы столов, за которыми должны были сидеть члены Государственного совета».1
Ученики помогали мастеру найти композиционное решение картины, порой досадуя на то, что он браковал вариант за вариантом. «Репин, по обыкновению, заставил опять переделывать почти все снова, что было уже нарисовано и будет ли доволен теперь, не знаю», - говорится в письме Б.М. Кустодиева через несколько месяцев после начала работы.2
Когда была готова перспектива, на картине начали постепенно появляться сначала контуры, затем изображения драпировок, колонн, столов, стульев и, наконец, фигур участников заседания. Написанные с натуры портретные этюды переносились Репиным на холст: « Затем Репин эскизы переносил на большое полотно, на место, заранее предназначенное, придавая зарисованному ту или иную позу, над которыми он много работал, постоянно их стирая и снова рисуя». Такую же работу выполняли и ученики художника.
Целиком Репину принадлежат основная, средняя часть картины с изображениями наиболее важных участников заседания: царя, великих князей, министров и старейших членов Государственного совета. Б.М. Кустодиев писал правую часть картины, И.С. Куликов – левую. Вопреки некоторым утверждениям И.С. Куликов вспоминал: «то, что писалось мной и Кустодиевым, Репин не поправлял кистью, а лишь на словах указывал, что надо сделать сильнее, что слабее…».3 Не удивительно, поэтому, что правая и левая части картины ощутимо уступают в художественном отношении ее центру. В связи с этим изменилось и общее цветовое решение картины. По мнению специалиста, «были слишком подчеркнуты голубые пятна… Помощники Репина не поняли его замысла и внесли условную импрессионистскую голубизну в белые колонны и в затуманенный задний план. Тон картины стал голубовато-зеленым…». Несомненно, однако, что отдельные художественные недостатки не снижают культурного и исторического значения репинского творения.
Глава 3. Картина Репина – комплексный источник
3.1 Оценки картины
Работа над картиной продолжалась в течение двух лет. Немолодой уже И.Е .Репин проявил огромное воодушевление и самоотдачу. Встречавший его в эти годы А.В. Жиркевич свидетельствует: «Виделся с Репиным, занятым картиной «Заседание Госуд.совета». Он похудел, нервен, но полон энергии и интереса к окружающему».
В ноябре 1902 года окончил свою часть работы Куликов, а в феврале следующего года Репин отпустил и второго помощника Кустодиева.
«Презентация» картины была приурочена к последнему перед летними каникулами заседанию Государственного совета. Когда все члены Совета собрались, Репин, волнуясь, отдернул занавес и его творение предстало во всем своем великолепии. «Наступила минута сосредоточенного внимания. Затем со всех сторон раздались похвалы. Репина обступили, жали ему руку, поздравляли – это было совершенно искренне. У всех, бывших на юбилейном собрании получалось впечатление, что вся обстановка заседания каким-то чудом отразилась в гигантском зеркале, запечатлелась в нем и навсегда застыла. Так жизненны были лица, так характерны позы, так точно была воспроизведена окружающая обстановка», - вспоминал помощник статс-секретаря Д.Н. Любимов.1
А вот другой взгляд. Он принадлежит одному из учеников Репина по его мастерской М.И. Курилко: «Репин пригласил нас, небольшую группу художников, посмотреть картину. Репин стоял такой маленький перед огромной картиной один, а мы образовали круг в отдалении…. Это полная правда, но она имеет два прочтения. Сановники были довольны, они увидели полное сходство с собой, себя во всем парадном блеске. А художник увидел другую действительность, он не приукрасил своих героев, не возвеличил их. Репин остался Репиным, сказал суровую правду, показав историческую обреченность правителей царской России».2
Сходное понимание высказал философ В.В. Розанов: « … и колдун этот Репин: сперва я сказал себе: « Где же тут его талант? Где эти спины и лица запорожцев?!» Но к концу часа я догадался: «Хитрец он именно дал только то, что видел: ничего больше». Эта картина великая, это – Карфаген перед разрушением».3
Знаменитый художественный и литературный критик В.В. Стасов с воодушевлением писал Репину: «Картина ваша чудная, необыкновенная и стоит выше всяческих похвал». И еще более определенно – в статье для «Биржевой газеты»: «Новая картина – одна из самых замечательных картин гораздо более стоит, чем все картины подобного же рода, появившиеся в разных краях Европы в течение ХIХ века».4
Стасову вторит И.Э. Грабарь: «Уступая по тонкости эскизу, картина должна быть признана замечательным произведением. В области же заказного официального искусства с нею едва ли может соперничать какая-либо другая аналогичная картина любого европейского художника».5
Таким образом, картина И.Е. Репина получила единодушную высокую оценку. Все отмечали ее правдивость и достоверность. Вызывает удивление, что ее мало привлекают в качестве исторического источника. Нам известен только пример Л.Е. Шепелева. Он посвятил главу своей монографии вопросу: кто и в каком мундире изображен на картине, отмечает точность Репина в деталях и композиции, считает репинский шедевр коллективным образом русского чиновника. О других подобных работах нам пока не известно.
3.2 Информационные возможности картины
Картина Репина представляет собой комплексный исторический источник заключающий в себе многообразную информацию. На наш взгляд, он позволяет сделать выводы, которые затрагивают не только Государственный совет, как высший законосовещательный орган Российской империи начала ХХ века, но и вообще власть как таковую. Попробуем это доказать.
Во-первых, картина содержит сведения по личному составу Государственного совета. Списочный состав Гос.совета можно найти в официальных документах, однако, на картине мы видим кто из высших сановников реально участвовал в работе. Например, в состав Совета формально входил такой крупный государственный деятель, как генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин (автор военной реформы 60-70 х годов ХIХ века), но на картине он отсутствует. С другой стороны, член Совета Д.Н. Набоков, после отставки в 1886 году с поста министра юстиции постоянно проживавший во Франции, изображен на полотне.1 Также в заседании приняли участие широко известные всем, интересующимся родной историей К.П. Победоносцев, С.Ю. Витте, П.П. Тянь-Шанский, А.Н. Куропаткин, В.К. Плеве и несколько менее известные, но оставившие заметный след в историческом процессе К.И. Пален, Н.П. Игнатьев, Н.Н. Обручев, Д.С. Сипягин, А.А. Половцов.
Во-вторых, из картины мы видим в какой обстановке проходили заседания высшего государственного органа. В этом смысле картина образно дополняет имеющиеся воспоминания и мемуары. Мы видим небольшой богато отделанный зал, полукругом расставленные столы. Возникает впечатление замкнутости, обособленности узкого круга высших правителей от реальной жизни. Неторопливый церемониал, средневековый антураж, сочетание строгости и торжественности не позволяют допустить и мысли, что где-то за стенами высокого собрания бурлит ХХ век с его выдающимися техническими достижениями и невиданными социальными катаклизмами. Эти обособленность, самодостаточность, тонко переданные Репиным, видимо, присущи российской власти во все времена. Они являются вполне злободневной проблемой и сегодня, что не требует доказательств.
mirznanii.com
1.1 Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение Российской Империи. Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник
Похожие главы из других работ:
Архитектурные памятники Севастополя
1.2 Историческое развитие Севастополя в 1783-2014 гг.: от Российской Империи к Российской Федерации
Первые укрепления на берегах Ахтиарской гавани русские войска под командованием А. В. Суворова начали возводить ещё в 1778 г., во время войны с турками. 8 апреля 1783 г. был провозглашен манифест о воссоединении Крыма с Россией...
Великие музеи современности. Анализ наиболее значимых и уникальных музеев мира
1. Государственный Эрмитаж
эрмитаж музей лувр британский Госудамрственный Эрмитамж в Санкт-Петербурге (от фр. hermitage -- место уединения, келья, приют отшельника) -- крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев...
Город Лида. Памятники истории и архитектуры Лидчины
I.1.3 В составе Российской Империи
Город Лида находился в составе Российской Империи в период с 25 ноября 1795г., до 2 сентября 1915 г. После 2 и 3 разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 гг. территория современной Лидской области вошла в состав Российской империи...
Древнегреческая цивилизация
Глава 1. Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации
...
Истоки древнегреческого театра
2.1 Древнегреческий театр как государственное учреждение
Древнегреческий театр являлся государственным учреждением. Он был практически рассчитан на все население города. В нем насчитывалось несколько десятков тысяч мест. Древнегреческий театр располагался, как правило...
История становления русского балета
2.6 Академия Русского балета - высшее учебное заведение
В мае 1998 года школа отметила свое 260-летие. Юбилей помог осознанию значения старейшей русской школы танца, ее миссии в хранении и развитии традиций прошлого...
Костюм Древней Греции. Влияние исторического костюма на современный костюм
1.1 Государственный строй и экономика
Древняя Греция, Эллада -- античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V--IV вв. до н. э. -- период, получивший в её истории название классического...
Культура античного мира: культура Древней Греции
1.6. Высшее образование
В Древней Греции не было университетов, как в ниши дни. С конца V в. до н.э. вошло в моду дальнейшее обучение рисованию и различным наукам - геометрии, астрономии, географии, риторике и философии...
Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период
1.2 Детская библиотека как учреждение культурно-досугового характера
Детскую библиотеку невозможно рассматривать только как информационное учреждение. Ведь помимо просветительской функции оно выполняет также и образовательную, рекреационную и другие функции...
Культурно-просветительское значение музея
1. Музей как культурно-просветительское учреждение
...
Образование в Республике Корея
4. Высшее образование
Таблица 2...
Образование в Республике Корея
Высшее образование
Общественная школа Частная школа Аспирантура Магистр (2 года) Магистр делового администрирования (MBA) (1 или 2 года) Кандидат наук (Ph. D.) (4 года) Большинство студентов из высшей школы поступают в колледжи в конце года...
Особенности развития и специфика культуры России
Специфика культуры Российской империи
Культурный уровень подавляющего населения Российской империи был невысок, но она на протяжении всего своего существования заимствовала многие элементы западноевропейской культуры и обычаев. Но конечно же...
Развитие смычкового исполнительства в Красноярске последней четверти XX века
Красноярский государственный театр оперы и балета
Открылся осенью 1978 г. спектаклем "Князь Игорь", но еще летом был дан спектакль "Лебединое озеро". Главный дирижер И. Шаврук, главный режиссер М. Высотский. Здание строилось поначалу как Театр музыкальной комедии, затем проект переориентировали...
Центральная библиотека г. Тюмени как административная организация
Глава 1. Учреждение культуры как административная организация
К управляемым культурным процессам относятся: производство, хранение, распределение и освоение социокультурных знаний, ценностей и т.д...
cult.bobrodobro.ru
Картина Репина "Торжественное заседание Государственного совета" как исторический источник
Содержание
Введение
1. Государственный совет на рубеже столетий
1.1 Государственный совет высшее законосовещательное учреждение Российской Империи
1.2 Столетний юбилей Государственного совета
2. Работа над картиной
2.1 Начальный период работы
2.2 Создание портретной галереи
2.3 Работа над полотном картины
3. Картина Репина комплексный источник
3.1 Оценки картины
3.2 Информационные возможности картины
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Когда мы слышим или произносим слово история перед нами обычно встает длинный ряд событий и дат, который заставляли учить в школе. Но история это ведь прежде всего живые люди, их предметное, бытовое окружение и особая атмосфера, присущая каждой эпохе.
Реконструкция такой истории очень кропотливый и трудоемкий процесс. Скупые летописи и сухие документы здесь мало пригодны. Требуется выявлять и привлекать литературные либо художественные источники, заключающие в себе целостный, образный взгляд на интересующее нас явление или эпоху. В русской истории много загадок, но одна из самых, возможно, непонятных и волнующих Российская империя накануне крушения. Ее иногда сравнивают с ушедшей под воду Атлантидой или с налетевшим на айсберг Титаником. Почему произошла трагедия? Почему ее не предотвратили стоящие у штурвала? Кто вообще там стоял? Существуют источники, которые помогают многое понять, а еще больше почувствовать. Один из них картина выдающегося русского художника И.Е. Репина Торжественное заседание Государственного совета …. В этом году исполняется 100 лет со времени ее создания.
К сожалению, картина еще слабо задействована в качестве исторического источника. Упоминания о ней встречаются часто, но серьезных научных, тем более специальных работ, монографий, нам обнаружить не удалось. Возможно, они готовятся к публикации, но широкой публике, интересующейся историей они недоступны. Разделы, главы о картине содержатся в исследованиях жизни и творчества Репина. Наиболее интересны и полны они у И.Э. Грабаря (Репин. Монография в 2-х тт.Т.2, М., 1964) Г.Ю. Стернина (Илья Ефимович Репин Л., 1985), О.А. Лясковской (Илья Ефимович Репин: Жизнь и творчество. М.,1982). Но написаны они с художественной, а не с исторической точек зрения. Известную нам попытку рассмотреть картину как источник по истории парадного мундира предпринял только Л.Е. Шепелев (Чиновный мир России в Х1Х нач.ХХв. М., 2000). Однако, очевидно, что возможности картины гораздо шире.
Скудность имеющейся литературы поставила перед нами общие задачи:
1) найти и обобщить доступную информацию о репинской картине; главным образом она касается истории создания картины
2) дополнить ее свидетельствами современников, очевидцев.
Нам удалось привлечь ценные воспоминания двух участников исторического заседания В.И. Гурко и Д.Н. Любимова, занимавших должности по Гос.канцелярии. Любимов, к тому же, помогал Репину в работе над картиной. Мы использовали также письма (Стасова, Куликова). Для анализа конкретного содержания картины мы использовали ряд специальных работ по высшей бюрократии (Ордена России//Дом Романовых/ П.Х. Гребельский, А.Б. Мирвис. СПб., 1992., Федорченко В.И. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 Т. М., 2000, Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи (1802-1917). Биобиблиографический справочник. СПб., 2001.)
За основу нами был принят источниковедческий метод исторического исследования. Трудность состояла в том, что мы применили исторический подход к художественному произведению. Соответственно мы старались уйти от вопросов искусствоведения и сосредоточились на истории создания картины, проблеме ее полноты и достоверности, анализе содержания и т.д. Кроме того, отдельную главу мы решили посвятить характеристике Гос.совета, поскольку он являлся объектом картины.
Таким образом, используя собранный материал мы постарались ответить на вопросы: позволяет ли история создания картины считать ее историческим источником? Какова ценность картины с точки зрения ее исторического содержания?
Для обстоятельного ответа на них было необходимо:
изучить объект изображения (т.е. Гос.совет)
осветить событие, положившее основу картины (столетие Гос.совета)
выявить и изучить этапы работы над картиной
подробно изучить методы и приемы этой работы
показать оценки картины современниками и исследователями
дать характеристику информационных и содержательных возможностей картины
Глава 1. Государственный совет на рубеже столетий
1.1 Государственный совет высшее законосовещательное учреждение Российской Империи
30 марта 1801 года учрежден при императоре Непременный (государственный) совет для рассуждения и уважения дел государственных, затем дел, особую важность в себе содержащих, для осуществления законосовещательных функций (не имеет никакого действия внешнего и силы кроме сил соображения).
1 января 1810 года Непременный совет был преобразован в Государственный совет, согласно плану М.М. Сперанского.
Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение Российской империи. В ведении Госсовет находились все вопросы, требующие нового закона, устава или учреждения; вопросы внутреннего управления, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних законов; общие распоряжения и меры к исполнению су
www.studsell.com