Икона «Распятие Иисуса Христа». Распятие христа картины


Икона «Распятие Иисуса Христа», ее значение и символика

Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.

История образа

Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.

Распятие Иисуса Христа

Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.

Изображенные символы

Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».

В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.

По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.

Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Распятие Иисуса Христа

Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

Как толковать сон об иконах распятия

Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.

К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.

obikonah.ru

Древнейшие изображения Распятия - Quete du graal

После вопроса elelet в посте "Грааль в образах. Часть 6" к стыду своему убедился, что моя информированность об истории иконографии Распятия ограничивается миниатюрой из Евангелия Раббулы, «граффито Алексамена» и весьма сомнительным «Орфеем Вакхом».

Между тем немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем ее сегодня.

1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

crux1

Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

crux2

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.

crux3

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

crux4

Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони все троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

crux5

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

crux6

4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

crux7

5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. Датировка: на сайте Британского музея датируется 4-5 вв. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов (?). Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum

crux8

crux9

6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

crux10

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

crux11

Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива тут.

crux12

skifos.livejournal.com

Из истории иконографии Распятия - ART AVENUE

Распятие и Смерть Господа Иисус Христа, кульминационный и самый драматичный момент Его земного служения, достаточно долгое время не изображалось в христианском искусстве. Только во время правления Константина Великого появляются первые резные изображения на драгоценных геммах. В чем же причина невнимания первых христиан к такому значимому событию?

Если рассматривать специфику первых христианских изображений, дошедших до  нас  ─ то это схематичные или символические изображения, повествующие об истинах христианской веры через язык знаков. Рыбы символизируют Христа (1), якорь ─ крест. Встречаются изображения имени Христа - так называемые христограммы. Долгое время такой символизм объяснялся желанием христиан скрыть смысл своих изображений и таким образом защитить себя от потенциальных гонителей через систему шифров. Но в последнее время символизм раннехристианских изображений склонны объяснять сильным влиянием в I-II веках иудео-христианских взглядов, где, вслед за иудаизмом, священные изображения воспринимались довольно настороженно.

По мере распространения христианства в Римской Империи, среди вчерашних язычников, усиливается его не-иудейская составляющая и во II-III веке в раннехристианское искусство активно входят эллинистические влияния, органично продолжая в Церкви привычные верующим и приемлемые с христианской точки зрения этно-культурные традиции жителей разных уголков Римского государства. Сюжетные изображения уже вполне признаются Церковью и охотно используются. Живопись катакомб донесла до нас большое разнообразие сюжетов, волновавших христианских художников. В живописи периода мира (2) с христианами перед гонением Диоклетиана3  мы находим образы Богородицы-Оранты, Христа-Победителя, Доброго Пастыря. Есть и языческие персонажи которые трактуются иносказательно. Так например, Орфей на стенах катакомб теперь являет не образ языческого бога, но Образ Христа, спустившегося в ад и выведшего оттуда души праведников. Но по-прежнему нет ни одного изображения распятия. Попробуем разобраться, почему.

В этот период становления христианства активно вырабатываются основы вероучения, которым надлежит лечь в основу догматического учения Первого Вселенского Собора. Умы просвещенных жителей Империи захватывают многочисленные полемики христианских писателей-апологетов с позднеантичными авторами. Верующие открывают для себя раскрытое христианством новое отношение к сакральной сущности человека, а как следствие, на первый план в искусстве выходит метафора посмертного восхождения души к Богу, история ее Спасения Иисусом Христом, личностные переживания веры. Это представлялось главным и выражалось через новую систему образов, содержащих иерархию сакральных смыслов (таких как изображение Доброго Пастыря) и не оставляло возможности заострить внимание на простой земной жизни Христа и Богородицы. Земная составляющая жизни Христа казалась не столь существенной, как результат Его проповеди.Кроме этого сам факт позорной смерти Спасителя довольно долгое время высмеивался традиционным римским менталитетом. До нас дошло графити Аликсемена из Рима, изображающее распятого Иисуса с ослиной головой. И только со времени Первого Вселенского Собора начинает просыпаться интерес к земной жизни Спасителя, Его Страданиям и земной истории Искупления.

 Графити Аликсимена. Рим, нач. III века. Надпись по-гречески Αλεξαμενος ςεβετε θεον - Аликсемен поклоняется своему Богу 

Первые изображения (сер. IV века) на геммах очень схематичны, но тем не менее, именно они закладывают основы иконографии Распятия. На геммах Распятый Христос изображен стоящим на кресте, без признаков страдания, прямо простирающий руки, подобно жесту благословения, над стоящими справа и слева от креста апостолами.             

    Изображения распятий на позднеантичных геммах, сер. IV века    

Христос представляется не как человек, умирающий на кресте, но как Бог, побеждающий смерть, делающий ее бессильной и торжествующий над ней Своим спокойствием. Здесь закладывается древнейший иконографический тип распятия - “Christus Triumphans - Христос Торжествующий”. Дальнейшее развитие иконография распятия можно проследить на дошедших до нас рельефных изображениях филенки дверей церкви Санта-Сабина в Риме и на пластине из слоновой кости (Британский Музей, сер. V века).

 Филенка деревянных дверей церкви Санта Сабина в Риме, сер. V века 

На изображении из Санта-Сабина мы видим распятие с разбойниками по сторонам. Фигура Христа выделяется размером, а кресты, вызывавшие смешанные чувства у скульптора, как орудия позорной казни, не изображены вовсе. Сам Христос, подобно изображениям на геммах, изображен побеждающим смерть и благословляющим человеческий род. Еще более сильное развитие этот иконографический тип получает в изображении из Британского музея. Глаза Иисуса открыты и пристально смотрят на зрителя, возвещая триумф Господа и Его победу над смертью и адом. Тело не сведено судорогой страдания, но полно сил.

 

Распятие, рельеф на пластине из слоновой кости, сер. V века. Британский музей. Справа - повесившийся Иуда, над крестом хорошо видна надпись на латыни - Rex Ivd.- Царь Иудейский

Благодаря большому мастерству скульптора, работавшего над изображением из Британского музея, можно впервые рассмотреть детали ─ ладони Господа пробиты гвоздями. Благодаря исследованиям врачей и современным археологическим находкам,  сегодня хорошо известно, что гвозди не вбивались в ладони, т.к. не выдержали бы массы тела казнимого и несчастный сорвался бы на землю. Гвозди вбивались в запястье руки. Но художник трактует изображение, сознательно уходя от реализма представления казни. Связано это с началом активного распространения учения греческих богословов о кинозисе - самоуничижении и смирении Бога Слова. Согласно учению о кинозисе руки Господа, еще так недавно благословлявшие и исцелявшие, изображаются пробитыми и намертво пригвожденными к древу креста.Иконографический тип Christus Triumphans, сформировавшийся в общих чертах к середине V века,  в короткое время повсеместно распространяется по всей Западной Европе и становится господствующим в Западной Церкви вплоть до XIII века.Для этого типа иконографии характерно изображение живого Христа на кресте, Христа уже победившего смерть. Глаза Господа открыты, руки простерты крестообразно. Хотя из Его Ран изливается кровь, но страдания не могут затронуть Предвечное Слово, воплощенное в Иисусе Христе. Лик Христа на таких изображениях всегда светел  торжественен. Чтобы подчеркнуть триумф Христа над смертью и адом, а так же значимость распятия как ключевого момента в Его земном служении, одновременно являющегося ступенью к переходу Христа в Царствие Небесное, в европейских церквах распятие с торжествующим Христом подвешивалось под алтарной аркой сводов или же укреплялось под ней на алтарной преграде.

Распятие, подвешенное под алтарной аркой. Церковь Готланд-Лие, Швеция, XIII век.

Распятие, укрепленное над алтарной преградой. Собор в Альби, Франция, кон. XIII века.

Таким образом на изображение Христа как бы проецировался блеск и могущество римских императоров, проходивших в военных триумфах под сводами своих триумфальных арок. Христу распятому и уничиженному придавалось величие Царя царей. Царь Вселенной представлялся во время высшей точки своего триумфа ─ победы над смертью.

Распятие Сан-Дамиано, Италия, XIIвек.

Распятие Сан-Дамиано, известное как распятие св. Франциска, является одним из наиболее ярких изображений иконографического типа Christus Triumphans. Кроме Иисуса классическое распятие иконографического типа Christus Triumphans включает в себя изображения Богородицы с утешающим Ее  Иоанном Богословом и жен мироносиц.Несколько отельных слов необходимо сказать о подтипе распятия Christus Triumphans - изображении Христос Царь Славы. Этот иконографический подтип тесно связан с Христом торжествующим и вырастает из него. Своим названием данная иконография обязана строкам 23 Псалма «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы».

Основное отличие - изображение Христа в багрянице,  которой предается значение архиерейских облачений, таким образом распятый Христос являет собой фигуру Вечного Первосвященника, приносящего Себя в жертву за грехи. Багряница Спасителя украшена золотыми  вертикальными полосами (клавами), которые в священническом (епископском) облачении имеют особое значение. Они называются “струями” или “источниками” и являются атрибутами проповедника. Такие образы встречаются как в миниатюрах VI века (сирийские Евангелия Раввулы и Россано), так и в монументальной живописи (алтарные росписи церкви Санта Мария Антиква).

Распятие. Евангелие Раввулы, Сирия,  сер. VI века

Распятие. Церковь Санта Мария Антиква, Рим,  сер VIII века.

Распятие «Христос Царь Славы» как бы изображает Господа Великой субботы в окровавленной царской багрянице, готового попрать ад и освободить его узников.В восточной части Империи, одновременно с развитием на Западе иконографии Christus Triumphans, получает дальнейшее развитие богословская идея кинозиса Бога. Эта идея получает новый импульс к богословскому развитию в связи с появлением на Востоке в IV-VII веках большого количества ересей, учивших так или иначе о неполном соединении в Христе Божественной и человеческой природ. В противовес этим учениям созывались Вселенские Соборы, а в изобразительном искусстве потребовалось наглядная иконография истинного Богочеловечества Иисуса Христа. Так к в Византии формируется серия из двух иконографических типов, которые принято определять общим названием “Vir dolorum - Муж скорбей”.

Муж Скорбей (Христос во гробе). Византийская икона, XII век.

Один из них изображает Христа во гробе как умершего и страдавшего человека, другой, что важно для нас, - распятие. Распятия этого греческого иконографического типа получили повсеместное распространение на Православном Востоке. Христос изображается уже умершим на кресте ─ голова Его поникла к правому плечу, глаза закрыты. Иногда черты лика отражают некоторое страдание, но как правило довольно сдержанное. Момент умирания на кресте, отображенный в иконографии этого типа как бы подтверждает для верующих истину о Христе ─ Человеке, умершим за нас самой настоящей, мученической и реальной смертью.

 

Распятие. Мозаика, Византия, конец XI века.

В то же время тело Христа изображается не испытывающим страданий, продолжая тем самым иконографию Christus Triumphans. Пригвожденные руки раскинуты в благословляющем жесте, тело не провисает под собственной тяжестью. Христос непринужденно стоит на подножии креста, слегка изогнувшись в вольной позе, словно вовлекаясь в беседу с Богородицей и Иоанном Богословом, изображавшимися по сторонам распятия. Поза Христа подчеркивала его Божественность, не подверженность Сакрального Начала страданию и смерти. Таким образом эта иконография пыталась органично соединить и воплотить представления о нераздельной и неслиянной Богочеловеческой природе Иисуса Христа.

Образцы греческой иконографии “мужа скорбей” довольно рано проникают на Запад, но долгое время не получают там широкого распространения, хотя безусловно начинают влиять на западное искусство. Особенно это влияние чувствовалось в Священной Римской Империи, т.к. ее Императоры всячески противопоставляя себя Папам, пытались активно налаживать культурные и дружественные связи с Византией, в которой искали образец  для своей политики в отношениях с Церковью. Одним из наиболее известных изображений такого типа является распятие архиепископа Герона 960-975 гг. из Кельнского собора, хотя, в отличие от византийского канона, это скульптурное изображение.

 

рис.11 Распятие Архиепископа Геррона. Кёльн,  960-975 гг., декор и мандорла - XVIII век.

До XIII века господствующим иконографическим типом остается “Christus Triumphans”. Однако именно  в XIII веке происходят значительные перемены в религиозном сознании европейцев. Св. Франциск, посвятивший свою жизнь проповеди живого Христа и евангельской бедности, сумел по иному взглянуть на сущность христианского учения и зажечь сердца современников и потомков новой и живой верой, деятельной и сострадательной, не способной ужиться в рамках торжественных церемониалов за стенами церквей и монастырей. Проповедь св. Франциска, научившая видеть Христа в образе каждого больного, нищего и страдающего человека, вызвала у современников страстное желание деятельной сострадательной любви к ближнему, конкретизировала Образ Христа, и в конце концов привнесла этот Образ в повседневную жизнь через чудо стигматизации самого св. Франциска. В это время в Италии очень распространены живописные распятия - изображения на выпиленных в виде креста досках.

рис.12 Распятие, Византийский мастер распятия из Пизы. Италия, ок. 1200 г.

Одним из таких изображений становится распятие неизвестного греческого мастера, вошедшего в историю искусств как Византийский мастер распятия из Пизы. Бежавший из Византии художник обрел новое отечество в Италии, но распятие создал по привычному ему византийскому канону “Муж скорбей”. Совпав по времени с проповедью св. Франциска, этот образ оказал влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Художники усмотрели в этой иконографии нечто иное, отличное от византийского взгляда на необходимость наглядно сочетать Божественное и человеческое в одном изображении. Итальянские художники первыми в Европе увидели в этом образе Христа, как реально страдающего и умирающего за нас Человека, достойного истинной любви и деятельного сострадания, которые проповедовали в Италии и по всей Европе Франциск и его бедные братья. Вслед за распятием неизвестного мастера из Пизы, появляются расписные кресты Джунта Пизано, и особенно знаменитый крест Сан-Доменико из Болоньи, свидетельствующие о глубоком понимание и принятие францисканской духовности.

 

Распятие, Джунта Пизано. Италия, ок. 1250 г.

Христос у Джунты действительно страдает - страдание запечатлено в лице и разлито во всем теле, напряженно изогнутом в агонии.  Вслед за Джунтоа Пизано появляются кресты Чимабуэ и Джотто, где драматизм происходящего набирает все большую силу воздействия.

-

Распятие Санта Кроче, Чимабуэ. Италия, 1287-88 гг.

Изучение анатомии и перспективы позволили Джотто в своих распятиях вывести изображение за пределы привычной в то время плоскости в иллюзию 3-х мерного пространства. Его Христос на распятии Санта Мария Новелла уже не просто страдальчески изогнулся на кресте, а падает на ослабевших руках вперед, на зрителя. Готические распятия из Франции, Англии и Германии того времени не менее драматичны.

 

Распятие Санта Мария Новелла, Джотто. Италия, 1290-1300 гг.

Так формируется новый иконографический тип распятия -”Christus Patiens - Христос Страдающий”. Для этого иконографического типа характерно изображение уже умершего или умирающего на кресте Христа. Изначально крестообразно раскинутые руки постепенно приобретают  Y-образную форму. Тело Иисуса, измученное страданиями на кресте, провисает под собственной тяжестью, иногда оно изображается  со следами перенесенных накануне мучений - язвами от бичевания. Со 2-й половины XIII - XIV веков голову Христа на изображениях типа “Christus Patiens” увенчивает терновый венец.

 

Распятие. Франция, 1245г.

Распятие, Верхне-Рейнский Мастер. Германия, 1400г.

Распятие, Лукас Кранах. Германия, 1501г.

До этого времени он не изображался. Традиция изображения венца, усиливающая впечатления от страданий Господа, приходит из Франции, король которой - св. Людовик, приобрел у Императора Латинской Империи Балдуина II  великую христианскую святыню - Терновый Венец Спасителя. Торжественно встреченный св. Людовиком и его братом Робером Артуа в Вильнев-Аршевеке, Терновый Венец занял величайшее место среди собрания реликвий французских королей и стал использоваться для утверждения их христианского первенства в Европе. Французские художники, следуя за желанием короля привлечь внимание всей Европы к великой святыне, начинают изображать Распятого Господа увенчанного Терновым Венцом, довольно быстро распространяя эту традицию на всю Европу. Сопереживания Христу Страдающему и Распятому в Европейской религиозной мысли и мистических откровениях святых настолько велико, что через учения святых и, главным образом, через откровения св. Биргитты Шведской, иконография страдания получает самое серьезное обоснование. Св. Биргитте открылось,  что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты..."

 

Распятие Изенгеймского Алтаря, Матиас Грюневальд. Германия, 1512-1516 гг.

В Распятии работы Матиаса Грюневальда наиболее полно воплотились откровения  св. Биргитты, и сам иконографический тип Christus Patiens достиг максимального раскрытия своей богословской составляющей. Впрочем образ страданий и смерти Христа, созданный Матиасом Грюневальдом был настолько реалистичен и детален и настолько страшен в своей предельной откровенности представления мученической гибели хрупкого человеческого тела, что последующие художники уже не рискнули так близко подходить к жизненному реализму, ибо сквозь максимальную детальность страдания  уже сквозила потеря Божественной составляющей изображенного на полотне Христа.

Распятие, Франсиско де Сурбаран. Испания, 1627г.

Распятие, Антонис ван Дейк, 1628-1630гг.

В заключение  необходимо сказать несколько слов о гвоздях, пронзивших плоть Спасителя. Св. Елена, согласно церковному Преданию, при раскопках Голгофы в Иерусалиме, обнаружила не только Крест Спасителя, но и Терновый Венец, титло INRI, и четыре гвоздя, использованных при казни Иисуса. С тех пор, как изображение Распятия вошло в церковное искусство, и вплоть до XIII  века, Христос изображался всегда на Западе и на Востоке пригвожденный к кресту именно четырьмя гвоздями -в обе руки и в обе ноги. С XIII века во Франции распространяются изображения Распятия, на которых Иисус прибит к кресту только тремя гвоздями - ноги перекрещены и пробиты одним гвоздем. Папа Иннокентий III пытался бороться с этим новым явлением в христианском искусстве, так как еретики  использовали распятия с тремя гвоздями, и раной от копья не с правой стороны груди Иисуса, а с левой. Однако победить убеждение о том, что Иисус был распят тремя гвоздями, а не четырьмя, так и не удалось. Со 2 половины XIII века с избранием Пап- французов, распятие на трех гвоздях активно распространяется по всей Европе, включая и Италию, дольше всего сопротивлявшуюся этому новшеству.Сейчас сложно сказать определенно, откуда произошло представление о том, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Туринская Плащаница, Отпечаток которой подтверждает мнение о том, что Ноги Спасителя были пробиты одним гвоздем, появилась в Европе столетие спустя после появления распятий на трех гвоздях. Поэма Григория Богослова “Христос Страдающий”, описывающая распятие именно на трех гвоздях, так же стала широко известна в Европе гораздо позже. Возможно истоки этого мнения нужно искать в известиях о святынях, захваченных крестоносцами в Константинополе. Один из гвоздей Распятия, по преданию найденный св. Еленой, находящийся в Италии в г.Колле и попавший туда через Флоренцию из Императорского дворца в Константинополе, имеет согнутую форму. По преданию, именно на этот гвоздь было подвешено титло INRI. Возможно когда эта реликвия стала известна в Европе, то сопоставив количество гвоздей, найденных при раскопках св. Еленой с легендарной историей гвоздя из Колле, французские богословы и пришли к мнению, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Впрочем, хотя в иконографии “Christus Patiens” с XIII века и стало господствующем изображение именно с тремя гвоздями, оно не стало закрепленным канонически или теологически. В европейском искусстве и после XIII века  довольно часто встречаются распятия на четырех гвоздях. Но этот вопрос требует отдельного исторического исследования.

______________________________________________

1 От греческого  Ίχθύς - рыба, древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных  букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ - Иисус Христос Божий Сын Спаситель

2  Император Галлиен (260-268 гг.) прекратил гонения на христиан в 263г. своим эдиктом и с тех пор на протяжении 40 лет, до эдикта императора Диоклетиана в 303 г., христиане  пользовались религиозной свободой и могли занимать государственные должности.

3 Гонения при Диоклетинае стали последними масштабными гонениями христиан в Римской Империи. Они продолжались 10 лет, пока в 313 году Константином Великим и его соправителем Ликинием не был принят знаменитый Миланский эдикт, окончательно даровавший христианам свободу вероисповедания.

по материалам  http://newsmonk.ru/blog/

artavenue-info.livejournal.com

Древнейшие изображения Распятия - Журнал "Над суетой"

От у skifos(Андрей Васильев)

Немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем её сегодня.

1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

crux1   Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

crux2

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.

crux3

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако, более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

crux4Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони всех троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

crux5

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

crux6

4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем, и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

crux7

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. На сайте Британского музея датируется 4-5 веками. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов. Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum

crux8

crux9

6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

crux10

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

crux11

Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива смотрите здесь.

crux12

* Оригинальный пост

Содержание

nad-suetoi.livejournal.com

В.М.Васнецов. Распятие. 1896-1904г. Гтг

(тайна смерти и свет воскрешения, бессмертия)

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) - выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна. Многие его картины посвящены сюжетам русских народных сказок. Виктор Васнецов расписывал также фрески в храмах.

Васнецов. Распятие. 1902

У Васнецова в картине присутствует семантика смерти и возрождения (тело живого человека, нимб над головой, рассвет на горизонте картины).

В. Васнецов. Положение во гроб.

Васнецов. Радость праведных о Господе (преддверие рая) (триптих)

Семантика радости воскресения, возрождения обновленного, светлого человека

центральная часть триптиха

Более десяти лет жизни (1885-96) Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим "путем к свету". Концепция росписи основывалась на идее осмысления русского православия как главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников ("соавтором" Васнецова был М. Нестеров, для которого киевские труды во многом определили всю его дальнейшую жизнь) покрыл фресками около 2000 кв. метров стен храма. Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем - одна из вершин русской иконописи; в этом образе поиски идеала духовной красоты, предпринятые художником, получили свое завершение. Вверху воспроизведена фреска "Радость праведных о Господе (Преддверие рая)", находящаяся в барабане главного купола.

Отличие в изображениях Распятия в русской и западноевропейской живописи

Отличительный признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на православном Распятии ладони Христа должны быть открыты, хотя не все художники придерживаются данного канона.

Сравним с изображением сюжета Распятия западноевропейскими художниками.

Ганс Мемлинг. Распятие. Центральная часть триптиха. 1491 г.

Ганс Мемлинг - крупнейший фламандский (Бельгия) живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьером и пейзажем испытал влияние итальянской живописи Возрождения.

Символика и изображение православного креста

Православный крест

Православный христианский крест, который чаще всего используется РусскойиСербскойправославными церквями; содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). NИКА — Победитель. Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа, символизирует «мерило праведное», взвешивающеегрехии добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийсяразбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал врай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа ещё более усугубил свою посмертную участь и попал вад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также на некоторых христианских крестах изображается внизу череп или череп с костями (голова Адама), символизирующий падшегоАдама(включая его потомков), так как, по преданию, останки Адама и Евы были захоронены под местом распятия - Голгофой. Тем самым кровь распятого Христа символически омыла кости Адама и смыла с них и со всех его потомков первородный грех.

Византийский крест

Также используется православными

Латинский (католический) крест

Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом. До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на древнегреческих монетах. С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас, — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется со смертью, виной (, кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест считался несовершенным, неполным.

Фразеологизм Нести свой крест имеет значение подчиниться судьбе, не роптать, не возмущаться по поводу трудностей жизни.

studfiles.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта