Документальная фотография. Картины пушкина музей


Всероссийский музей А. С. Пушкина

Коллекция фотографий Всероссийского музея А. С. Пушкина многогранна и разнообразна по своей тематике, но определяет ее имя А. С. Пушкина.

Фотографии вдовы и детей поэта, его ближайших друзей, сокурсников-лицеистов, виды мест, связанных с жизнью Пушкина или воспетых в его произведениях, составляют ядро музейного собрания. Большой раздел коллекции, рассказывающий о жизни и занятиях лицеистов, посвящен Императорскому Александровскому Лицею, преемнику лучших традиций Царскосельского Лицея. Значительную часть коллекции составляют портреты литераторов и писателей как пушкинской, так и более поздних эпох.

В собрании музея хранятся фотографии известных фотографов: К. И. Бергамаско, И. А. Оцупа, К. К. Буллы, С. Л. Левицкого, Г. Ф. Надара, Ю. П. Еремина, М. А. Величко.

Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина, устроенная по просьбе И. Е. Репина во время его работы над картиной
Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина, устроенная по просьбе И. Е. Репина во время его работы над картиной

Инсценировка лицейского экзамена А. С. Пушкина, устроенная по просьбе И. Е. Репина во время его работы над картиной

К. К. Булла. 1911 Позитив ч/б. 20,5 × 28,8. КП-12177Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Императорский Александровский Лицей Императорский Александровский Лицей

Императорский Александровский Лицей

И. А. Оцуп. 1911Позитив ч/б, на белой бумаге и сером картоне. 25,6 × 21,7. КП-12225Часть зала музея. В центре — место для картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене. 8 января 1815 г.», которая стала первым подарком для Лицея в день юбилея.Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Императорский Александровский Лицей. Читальный зал Императорский Александровский Лицей. Читальный зал

Императорский Александровский Лицей. Читальный зал

1910-е гг. 12,1 × 16,7. КП-20305Переведен из научно-вспомогательного фонда музея в 1961 г.

 

Императорский Александровский Лицей. Гимнастическая площадка в саду. Лицеисты на «гигантских шагах» Императорский Александровский Лицей. Гимнастическая площадка в саду. Лицеисты на «гигантских шагах»

Императорский Александровский Лицей. Гимнастическая площадка в саду. Лицеисты на «гигантских шагах»

1889 Позитив коричневый на пурпурном паспарту с золотой рамкой. 11 × 16,5. КП-20325Переведен из научно-вспомогательного фонда музея в 1961 г.

 

Иван Иванович Пущин после возвращения из сибирской ссылки Иван Иванович Пущин после возвращения из сибирской ссылки

Иван Иванович Пущин после возвращения из сибирской ссылки

Неизвестный фотограф (Карл Август Бергнер (?) 1857 (?) Позитив ч/б. 20,5 × 15,5. КП-12871Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Александр Михайлович Горчаков Александр Михайлович Горчаков

Александр Михайлович Горчаков

1870-е гг. Позитив к/б 8,3 × 5,6. КП-33794Дар Р. В. Егорова в 2004 г.

 

Иван Васильевич Малиновский Иван Васильевич Малиновский

Иван Васильевич Малиновский

1863Позитив коричневый. 9,5 × 6. КП-19179Дар П. П. Малиновского в 1961 г.

 

Григорий Николаевич Вырубов Григорий Николаевич Вырубов

Григорий Николаевич Вырубов

Фотоателье Гаспара Феликса Надара. 1880–1890 гг. Позитив коричневый на фирменном паспарту. 12,3 × 8,5. КП-36018Дар Ю. Трубникова в 2011 г.

 

Петр Андреевич Вяземский. Фотография из альбома Н. Н. Пушкиной-Ланской
Петр Андреевич Вяземский. Фотография из альбома Н. Н. Пушкиной-Ланской

Петр Андреевич Вяземский

Фотография из альбома Н. Н. Пушкиной-Ланской

С. Л. Левицкий. 1860-е гг. Позитив коричневый на фирменном паспарту. 8,4 × 5,6. КП-15027/64.Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

К. И. Бергамаско. 1870-е гг. Позитив коричневый. 13,7 × 9,7. КП-16010Из Государственного исторического музея в 1937 г.

 

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская
Наталья Николаевна Пушкина-Ланская

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская

1863Позитив коричневый. 8,9 × 5,6. КП-15026/1Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Александр Александрович Пушкин Александр Александрович Пушкин

Александр Александрович Пушкин

Р. Ф. Бродовский. Конец 1890-х — начало 1900-х (не ранее 1898) Позитив ч/б на фирменном паспарту. 13,6 × 9,5. КП-33981От О. Н. Болотвиновой в 2005 г.

 

Наталья Александровна Дубельт Наталья Александровна Дубельт

Наталья Александровна Дубельт

L. Wolff. Первоначальная английская хромофотография. 1850-е (?) СПб. 1850-е (?). Позитив, акварель, белила. 14,5 × 11,5. КП-35831/1Дар баронессы К. фон Ринтелен, правнучки младшей дочери поэта, в 2009 г.

 

Графиня София Николаевна де Торби Графиня София Николаевна де Торби

Графиня София Николаевна де Торби

Alice Hughes. 1905. ЛондонПозитив ч/б. 14,9 × 10. КП-19625От В. Я. Виленкина в 1962 г.

 

Анна Андреевна Ахматова Анна Андреевна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова

Февраль 1960 г. Позитив ч/б. 18 × 12,5. Ф-17951От Н. В. Ивановой в 1960 г.

 

Борис Леонидович Пастернак Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак

Неизвестный фотограф. 1930-е гг. Позитив ч/б. 22,9 × 14,8. КП-23189От Е. Б. Пастернака в 1971 г.

 

Петербург, набережная реки Мойки, 12 Петербург, набережная реки Мойки, 12

Петербург, набережная реки Мойки, 12

К. К. Булла. Конец XIX — начало XX в. (до 1910) Позитив ч/б. 20,4 × 29,4. КП-14816Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

 

Ленинград. Строительные работы во дворе дома на Мойке, 12. Партерные клумбы
Ленинград. Строительные работы во дворе дома на Мойке, 12. Партерные клумбы

Ленинград. Строительные работы во дворе дома на Мойке, 12. Партерные клумбы

1947Позитив ч/б. 16,2 × 22,7. КП-31426Переведен из фотофонда музея в 1990 г.

 

Крым. Вид на Гурзуф и Аю-Даг Крым. Вид на Гурзуф и Аю-Даг

Крым. Вид на Гурзуф и Аю-Даг

В. Н. Сокорнов. 1911 Позитив ч/б на фирменном паспарту. 12 × 16,9. КП-32169От М. Д. Ромма в 1996 г.

 

Остафьево. Липовая аллея перед домом Вяземских Остафьево. Липовая аллея перед домом Вяземских

Остафьево. Липовая аллея перед домом Вяземских

Ю. П. Еремин. 1928Позитив ч/б. 37,7 × 27,3. КП-25014Из Всесоюзного треста фотографии в 1938 г.

 

www.museumpushkin.ru

ГМИИ им. Пушкина как дополнение Эрмитажа

Уже почти как две недели назад мы с Андреем Колоколовым были в Москве. Нашли время забежать в Музей им. Пушкина на Волхонке. Это очень камерный и немного домашний музей. Там было очень интересно. Во-первых, там есть кое-что, чего нет в нашем национальном достоянии - Эрмитаже:- эрмитажное собрание голландцев (за редкими исключениями) по числу имен и картин можно считать энциклопедческим, но как-то так получилось, что Аверкампа в нем нет, зато постарались старые московские коллекционеры, стоит зайти в ГМИИ и посмотреть:0_3f7f9_769ee4d0_L_M- уже почти никто не спорит с тем, что московская "Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии" принадлежит кисти К. Фабрициуса, не исключено, что самого талантливого ученика Рембрандта, картин которого очень мало осталось:00078717
- скорее всего этот этюд принадлежит Т.Жерико, уж больно высокий уровень исполнения:000098- в Эрмитаже нет Мунка, в Москве есть:05_scandinavian4fd33aa58bf12- именно в Москве есть единственный, хотя и маленький и не совсем бесспорный, но Констебль (кстати, его знаменитую Плотину, поговаривают, купил русский):1- аристократия не собирала французских реалистов, а потому только в Москве можно посмотреть знаменитую картину Бастьена-Лепажа:640- еще один пример московского сентиментального коллекционирования - А. Бёклин:normal_53- при разделе ГМНЗИ в 1948 году питерцы как-то прозевали картину отца кубизма Ж.Брака, хотя и постарались взять себе самых радикальных Матисса и Пикассо:0_3d319_465a2f3c_L_M- еще стоит глянуть на качественную работу Х.Миро, портреты Хоппнера (не нашел их качественных картинок в Инете)- мимо Эрмитажа прошел очень качественный испанский ориенталист Фортуни, хотя он и выставлялся в Салонах, а в Питере очень даже неслабая подборка салонной живописи, обязательно стоит глянуть на эту брутальную и очень живописную картинку:dlo- когда Эрмитаж потрошили в 30-х годах, наверное самое невосполнимое - утрата работ старых нидерландцев (Ван Эйки, Д.Боутс и др.), слава Богу, что портрет Мора (с хорошей родословной) ушел в Москву, а не за границу:0_3e41f_d28ae64f_L_M

Во-вторых, в Москве можно увидеть половинки разлученных парных картин (это тоже результат раздела Эрмитажа в 30-х годах):1. эскизную, в хорошем смысле холодноватую Минерву Веронезе397_pict_02подружку эрмитажной Дианы72848036_Paolo_Veroneze__Diana_YErmitazh2. осколки разлученного, малоформатного Боттичелли, которого у нас из страны по-пиратски вывезли при Сталине:- питерские осколки:botticelli-18botticelli-19- московские осколки:Image-19.TIF3. Жанровый Мурильо довольно редок и ценится очень высоко, в 30-е году разлучили эрмитажных мальчика и девочку:- питерский мальчик:i_751- московская девочка:1 (1)4. две пары Пуссенов, но их и так все знают.

В-третьих, обязательно стоит посмотреть в ГМИИ на следующие вещи старых мастеров: - очень кинематографического, абсолютно бесспорного (прошедшего проверку Проектом Рембрандт), но очень сложно реставрировавшегося Рембрандта:0_3e370_c6bbc8f8_L_M- очень лиричного и разнопланового Коро (надо признать, и московские "барбизонцы" сильнее питерских):0_7c136_6032d61d_L_M- очень куртуазного Буше (в Эрмитаже такого нет):775723- потрясающего Э. Витте, очень редкую для него картину:029- очень куртуазного Джулиано Романо, любимого ученика Рафаэля:giulio_romano_5- гораздо более бесспорного портретного Лебрена, чем в Эрмитаже:70667_big_1330072169- очень качественную леонардеску, которую уже больше ста лет приписывают Больтраффио:boltraffio3- суперэффектный и даже пижонский этюд Шардена:531- потрясающий Завтрак специалиста по рыбе Бейерена (авторство под вопросом, но уж больно крутая картина, по большому счету неважно, кто автор)10-05-02-004- гипнотизирующая еще-почти-икона Лоренцо Монако:0_542c7_742cc1e7_L_M- очаровательный женский портрет Корнеля де Лиона:0_69b50_2ee6e3de_L_M- фаюмские портреты (в Москве одна из лучших коллекций в мире):6669198964-4fayum5когда видишь их вживую, возникает какое-то очень особенное ощущение, мурашки по коже бегут.

В-четвертых, нам повезло, мы застали проект "Воображаемый музей". К 100-летию ГМИИ многие музеи мира поделились своими картинами. Причем присланные картины как бы заполняют лакуны московской коллекции, которая по понятным причинам не столь полна, как питерская. Нам посчастливилось увидеть:- "Удаление камней глупости" И.Босха из мадридского Прадо. stone_of_madness_largeЯ не являюсь большим поклонником этого художника, анекдотическая ситуация на первом плане меня оставила равнодушным, но пейзажный задник! так рисовали барбизонцы! потрясающая живопись, ее можно разглядывать часами, у нас даже родилась одна хорошая идея на тему ранненидерландских, ранненемецких и раннеитальянских задников. - у нас в стране нет станковых Гольбейна и Дюрера, а потому было очень интересно изучить берлинского Гольбейна, потрясающе законченного, так сказать полностью товарного:5_Portret_grafa_fon_Lotringena_-_Gans_Golbein_ml..jpg-khи чуть более камерного берлинского же Дюрера:c88403de90- опять Нидерланды, мужской портрет Ханса Мемлинга из Брюсселя:a7644b416ecbу листвы на заднем плане разворачивается самый настоящий роман со светом, детализация и живописность задника потрясают, жаль, что у нас в стране нет подобного качества старых нидерландских мастеров- большим открытием для меня был Автопортрет Хогстратена из Воронежа, старые западные мастера такого уровня - огромная редкость в наших провинциальных музеях:0_82994_f1cef95c_XL (1)- огромным счастьем стало постоять рядом с Конным портретом инфанта Балтасара Веласкеса из Прадо, как-то много всего можно написать, но не хочется, это самый настоящий праздник живописи:7d0665438e81d8eceb98c1e31fca80c1autor_id- очень живописный Ван Дейк из Вены, итальянского периода, еще не истощенный английскими туманами и дождями (как московские две тяжелые вандейковские тетки, висящие в этом же зале)0_82993_83ce5903_XXL- очень живописный Ф. Хальс (его нет в Москве) из Стокгольма, однако не столь эскизный, без своих удивительных кружев, как лучшие его образчики:0_82996_58a2e38b_XXL- не понимаю, зачем в Россию из Дрездена везти Ватто, по живописи одна работа этого художника, висящая в ГМИИ, гораздо сильнее, на мой взгляд:original- привозом Портрета Альфонса Леруа Давида из Монпелье0_7bbda_d0ae2396_LГМИИ как бы признается в том, что не очень верит в то, что Давид написал два портрета, висящих в этом же зале08-12-05208-12-051- нас действительно потрясли Башмаки Ван Гога из Амстердама, в Москве все нормально с Ван Гогом, но наши работы несколько более поздние, Башмаки были написаны чуть-чуть раньше, но какие же они живописные! vmuze5_jpg_6025и как же они перекликаются (при всей свое непохожести) с висящей тут же мариной, принадлежащей ГМИИ0_29547_70c5e4e8_XL- скажу честно эскизный Манэ не очень впечатлил, до Климта мы пока не доросли, пока пропустили его, Модильяни понравился, но и только, ну Модильяни, вся публика 20 века - Магритт, Мондриан, Поллок, Ботеро, Пикассо 1939 года, Миро, Дельво оставили равнодушными, про себя отметил только, что ряд картин боссов авангарда приписаны к российским частным коллекциям, что неплохо, ряд картин находились в процессе приобретения ГМИИ, что еще лучше; равнодушие это очень важно для себя осмыслить, пока не готов к тому, чтобы облечь его в слова- уж больно примитивным оказался Карпаччо, совершенно равнодушным оставил Эль Греко, наверное надо еще пожить и пострадатьВот и все. пожалуй. Спасибо за терпение.

streetart-ekb.livejournal.com

Рембрандта, Вермеера и Леонардо да Винчи покажут в Пушкинском музее

Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

В конце марта в Государственном музее изобразительных искусств  им. А.С.Пушкина представят крупнейшее в мире частное собрание голландской живописи XVII века — коллекцию предпринимателя Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, которая путешествует по главным мировым музеям. Вслед за Национальным музеем Китая и Лувром ее покажут в России, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственном Эрмитаже, а затем турне продолжится в Абу-Даби.

БИОГРАФИЯ

Вадим Садков — заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина. Доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Почему Пушкинский музей покажет именно Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция отличается от многих частных собраний, в которых есть некий джентльменский набор имен в зависимости от коллекционерской фортуны и финансовых возможностей собирателя. Томас Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан собирают искусство вдумчиво, по-музейному: не просто голландское искусство XVII века, а Рембрандта и живописцев из города Лейдена, где родился художник. В коллекции есть примеры и других периодов и школ, но главным остается именно круг художников, так или иначе связанных с молодым Рембрандтом, в том числе его амстердамский учитель Питер Ластман и утрехтские караваджисты. Томас Каплан сумел собрать практически все произведения Рембрандта, которые продавались примерно после 2004 года, — а работы великого голландца не так уж часто появляются на рынке. Большое внимание в коллекции уделено современнику и другу Рембрандта Яну Ливенсу, в частности его раннему лейденскому периоду, когда художники делили мастерскую и работали бок о бок — их взаимовлияние очень интересует коллекционера. Есть в коллекции и жемчужины, не имеющие прямого отношения ни к Рембрандту, ни к Лейденской школе. Например, два портрета харлемского художника Франса Халса и редчайшая для частных собраний картина Яна Вермеера Делфтского — их мы тоже покажем на выставке.

Ян Ливенс (1607–1674). «Портрет мальчика в плаще и тюрбане». 1631. 
Фото: The Leiden Collection

Ян Ливенс (1607–1674). «Портрет мальчика в плаще и тюрбане». 1631. 
Фото: The Leiden Collection

Леонардо да Винчи (1452–1519). «Этюд головы медведя». 1485. Фото: The Leiden Collection

Леонардо да Винчи (1452–1519). «Этюд головы медведя». 1485. Фото: The Leiden Collection

Ян Стен (1626–1679). «Молитва перед едой». 1660. Фото: The Leiden Collection

Ян Стен (1626–1679). «Молитва перед едой». 1660. Фото: The Leiden Collection

Рембрандт. «Минерва в своем кабинете». 1635. Фото: The Leiden Collection

Рембрандт. «Минерва в своем кабинете». 1635. Фото: The Leiden Collection

Сколько всего произведений будет на выставке и какие из них самые примечательные?

Выставка включает 80 картин и 2 рисунка. Графика не главный предмет коллекционерского интереса четы Капланов, но кое-что они тоже приобретают. Например, рисунок Рембрандта «Лежащий лев» конца 1630-х — начала 1640-х годов, одна из зарисовок с натуры в зверинце. Эту работу купили не только из большой любви к Рембрандту. Томас Каплан — учредитель благотворительной организации Panthera, защищающей больших диких кошек, так что здесь сошлись разные сферы его интересов. На выставке будет и еще один рисунок — крошечный «Этюд головы медведя» (1490) Леонардо да Винчи, художника совсем другой эпохи и страны. Этот набросок он потом использовал для создания удлиненной мордочки зверька в картине «Дама с горностаем» (1489–1490). Обе работы приедут из Нью-Йорка, и у нас будет специальная витрина: два гения рисуют животных. 

Но важнее всего, конечно, живопись. На выставке будут три ранние картины Рембрандта, созданные им в возрасте около 18 лет. Эти маленькие дощечки из серии «Пять чувств» — по-своему сенсационная находка ученых, сделанная на протяжении последнего десятилетия. Одно из произведений серии находится в Лейдене, в музее «Де Лакенхал», остальные три сумел купить Каплан. Сначала он приобрел подряд «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания») и «Трех музыкантов» («Аллегория слуха»), а третья покупка — «Пациента, упавшего в обморок» («Аллегория обоняния») — стала сенсацией. На одном маленьком аукционе — даже не в Нью-Йорке, а в Нью-Джерси — за $800 была выставлена картина, атрибутированная неизвестному художнику континентальной школы XIX века. Антиквары, знающие в этом деле толк, поняли, чья это работа, поскольку уже были известны три картины. За нее бились, и в итоге она была продана за $870 тыс., превысив эстимейт больше чем в тысячу раз, а Томас Каплан стал ее следующим владельцем. Живопись скрывалась под слоем потемневшего лака, ее отреставрировали, и нашлась монограмма. Так что теперь это загадка и стимул для поиска у кого-нибудь под кроватью последней картины из серии.

Будут на выставке и автопортрет Яна Ливенса (1629–1630), и его же очень изысканная работа «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631). Важно упомянуть ученика Рембрандта Карела Фабрициуса, прожившего, к сожалению, не очень долгую жизнь: он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте. Сохранилось всего 16 его картин достоверной подлинности. Одна из них приедет в Москву. Это «Агарь и ангел» (1645), которая происходит из коллекции Шенборнов — владельцы расстались с ней при условии, что за нее будет заплачено как за Рембрандта.

Сложно ли было получить произведения Лейденской коллекции на выставку?

Получить работы было несложно, поскольку директор нашего музея Марина Девовна Лошак смогла договориться с коллекционером еще в прошлом году, когда открылась выставка в Лувре. Сам Томас Каплан позиционирует свою коллекцию как открытую. В статье о своем собрании «Портрет маслом» он подробно описывает отношения с дилерами, экспертами и другими деятелями арт-мира. Он рассказывает, что с самого начала и до того, как его коллекция поехала в турне, многие из этих картин висели у него в офисе в Нью-Йорке, где он принимал важных партнеров. Так вот, Каплан решил, что эти полотна должны быть доступны, и очень многие передал на время в постоянные экспозиции американских и европейских музеев, поэтому в нынешней выставке они не участвуют. В частности, на выставке в Лувре была картина Фердинанда Бола, она находилась в музее уже несколько лет в постоянной экспозиции. Томас Каплан приобрел ее в начале 2010-х на аукционе во Франции и потом узнал, что на нее претендовал Лувр. Коллекционер предоставил картину музею сперва на время, а потом и вовсе подарил — после выставки она там и осталась. Приняв решение, что картины не вернутся в офис, Каплан сделал копии рам, которые сейчас висят на месте произведений. В рамы проецируются репродукции, а возможность смотреть на оригиналы теперь принадлежит широкому зрителю.

www.theartnewspaper.ru

Музей им. Пушкина: melanyja

Сегодня я отправилась в ГМИИ им. Пушкина, чтобы посмотреть картину «Святой Себастьян» Антонелло де Мессина. Картина из Дрезденской галереи, привезена в Москву на специальную выставку, которая включает другие картины на подобный сюжет, графические рисунки, скульптуру. Осталась неделя до окончания выставки (14 января) – спешите!Полотно "Святой Себастьян" мне запомнилось с детства по старому потрёпанному альбому "Дрезденская галерея". Страдающий человек совершенно одинок, вокруг люди заняты обычными делами, никто не обращает внимание на муки ближнего. Но глаза святого обращены к небу, там спасение. В комментариях к выставке ещё отмечено, что в углу картины поверженная колонна - символ язычества, а дерево, к которому привязан святой, пустило корни - христианство торжествует.

Что меня неприятно удивило в музее – это сокращение экспозиции «Сокровища Трои»! Крупные вещи – комплекты подвесок, топорики из минералов, сосуды – выставлены, а витрины с «мелочью» (серьги, кольца, цепочки, браслеты) сокращены в 2 раза :( Тоже спешите, кто ещё не был, посмотреть золото Трои, т.к. дальнейшие перспективы экспозиции не ясны.

Также в музее выставлена картина П.П. Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Полотно принадлежит частному владельцу и будет в музее до весны.

В связи с тем, что творчество импрессионистов переведено в отдельный корпус, на 2 этаже более полно представлена экспозиция итальянского искусства. Самая интересная картина, пожалуй, – «Старый рынок в Дрездене» Бернардо Беллотто. «Жемчужина Барокко» (как называли Дрезден) в период расцвета.

melanyja.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта