Санкт-Петербург: Зимний дворец. Картина зимний дворец
Зимний дворец
Еще в 1752 году Ф. Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.
По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф. Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».
Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф. Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.
Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.
Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.
В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838—1839 годах занимались архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов.
Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф. Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.
Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.
Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.
Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.
www.culture.ru
Санкт-Петербург: Зимний дворец
Санкт-Петербург длительное время был столицей Российского государства. Благодаря этому по количеству царских дворцов в нашей стране он занимает первое место. Многие дворцы города достойны нашего внимания, но самый известный и самый посещаемый из них – Зимний дворец.Для цивилизованного человечества Зимний дворец узнаваем так же безошибочно, как Тауэр или Лувр.
Мало кто знает, что привычное нам здание Зимнего дворца – уже пятое по счету. Первый Зимний дворец был построен для Петра I в далеком 1711 году, сразу после переноса столицы нашего государства из Москвы в Санкт-Петербург. Сегодняшнее здание построил знаменитый итальянский архитектор
Растрелли Бартоломео, строительство велось в 1754-1762 годах. Дворец квадратной формы с внутренним двором, его фасады смотрят на Дворцовую площадь, Неву и Адмиралтейство. Благодаря пышной отделке помещений и фасадов здание смотрится парадно. Главный фасад южный, его прорезает арка для проезда. Зимний дворец до 1917 года был основной императорской резиденцией. Каждый российский император переделывал интерьер сообразуясь со своими вкусами и предпочтениями. Не подвергалась переделкам только Малахитовая галерея дворца.
Зимний дворец начинали строить при императрице Елизавете Петровне, завершилось оно при Екатерине II. Именно Екатерина IIвнесла больше всего переделок в здание Зимнего. При ее участии обустроили Тронный зал, окончательно оформился Георгиевский зал, появился Зимний сад. По ее распоряжению рядом с дворцом построили новое здание, получившее впоследствии название Малый Эрмитаж. Над этим зданием работали архитекторы Ж.-Б. Вален-Деламот и Ю.М. Фельтен. Императрица Екатерина II в Малом Эрмитаже хранила собственную коллекцию живописи, положившую начало экспонатам будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась, поэтому скоро в здании не оказалось свободного места для новых экспонатов. Проблема была разрешена постройкой Большого Эрмитажа ( архитектор Ю.М. Фельтен, годы строительства – 1771-1787 ). Примерно в то же время на Дворцовой площади возвели Эрмитажный театр, в котором ставили императорские спектакли. Автор проекта – архитектор Д. Кваренги.
Назначением Нового Эрмитажа также было хранение произведений искусства – скульптур и картин, которым в Малом и Большом Эрмитаже уже не хватало места. Проект этого здания разработал архитектор Л. Кленце, строили зодчие Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.
Во времена правления императора Николая I архитектор Карл Росси в Зимнем дворце создал Галерею 1812 г. Николай I придавал Зимнему дворцу настолько важное значение, что в 1844 г. издал специальный указ, который запрещал строить в Санкт-Петербурге здания гражданского назначения выше дворца. Удивительно, но фасад Зимнего Дворца составляет целых 200 метров для размещения основной резиденции императоров России.
При государе Николае II Зимний – место проведения парадных обедов, торжественных приемов и резиденция царя во время его нахождения в городе. Зимний дворец был передан Эрмитажу в 1917 году. Кроме названных выше зданий, музею стали принадлежать еще бывшее здание Главного штаба и Меншиковский дворец. В Главном штабе были воссозданы три зала, в которых сегодня проводятся выставки современного искусства. А еще в нем расположены административные помещения Эрмитажа.
gallerix.ru
Зимний дворец - Царские дворцы
Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца - Зимнего!Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался "... для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.
Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе. Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII - первой четверти XIX века.
Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца - парадная лестница, тронный зал, собор и театр - должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом. В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка". Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли.
Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, - одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе - мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.
Источник: Официальный сайт Эрмитажа
tsars-palaces.livejournal.com
Дворец является большим монументальным парадным зданием, которое выделяется своей архитектурой, многие из них являются музеями и хранилищами картин. Дворцы являлись первоначально резиденцией королевских семей, глав государств, епископов, высокопоставленных чиновников. Некоторые здания органов государственной власти также имели такое название, начиная с восемнадцатого века.
Картины дворцов, украшающие стены, как правило являются национальным достоянием и неделимым целым с самим дворцом. Картины дворцов не всегда могут быть доступны гражданам даже в наше время. Например, в Англии посетить Букингемский дворец можно лишь по специальному приглашению и в основном в качестве гостей королевской семьи или в составе официальных делегаций. Стены комнат и залов украшены величайшими творениями мастеров живописи и размер коллекции поражает воображение. С уверенностью можно сказать, что именно картины дворцов составляют большую часть мирового наследия живописи. Картины Зимнего дворца.Картины дворцов России, которые разбросаны на огромной территории нашей страны, общедоступны. В Санкт-Петербурге располагается Зимний дворец. Раньше это был императорский дворец, сегодня - часть Государственного Эрмитажа (главного музейного комплекса). Это здание построено Б. Ф. Растрелли, итальянским архитектором в 1754—1762 гг. В Берлине у некоего коммерсанта Гоцковского была куплена коллекция, состоящая из более чем двухсот двадцати произведений, написанных фламандскими и голландскими художниками (1764 г.). Таким образом, картины Зимнего дворца начали свою коллекцию. Уединённые апартаменты дворца, которые получили французское название «Эрмитаж», хранили её. В 1826 г была создана Военная галерея. Картины зимнего дворца добавили к себе около трехсот тридцати портретов генералов, которые принимали участие в войне 1812г. Кроме того помещены портреты Фридриха-Вильгема III (короля Пруссии), императора Александра I, Франца I (император Австрии) и многие другие. Зимний дворец был резиденцией Временного правительства в 1917 г. В сентябре этого года картины Зимнего дворца (часть художественной коллекции) эвакуировали в Москву. Первые после революции выставки живописи, из произведений, оставшихся в Петрограде, а также экспозиция «Древний Египет. Заупокойный культ» открылись во дворце в 1919 г. В 1920 г. картины Зимнего дворца были возвращены на место после эвакуации в Москву. В 2012 г оформление Фельдмаршальского зала было восстановлено. На место возвращены портреты Дибича-Забалканского, Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Суворова-Рымникского, Паскевича-Эриванского. В Эрмитаже есть подлинные шедевры, картины дворцов европейских стран и выдающиеся коллекции. Среди них собрание картин Рембрандта, картины Рубенса, Матисса, Пикассо, Леонардо да Винчи, Сезанна, Делакруа, Пуссена, Моне. Имеются знаменитые картины И.Айвазовского, А.Иванова, Ф.Бруни, К.Брюллова. Картины Воронцовского дворцаУ подножия Ай-Петри в крымском городе Алупка расположен Воронцовский дворец. Он имеет в своей коллекции знаменитые на весь мир картины дворцов стан запада и востока. Воронцовский дворец строился как летняя резиденция графа Воронцова, который был генерал-губернатором Новороссийского края. Дворец возводили в 1828 – 1848 гг. Библиотечный корпус был построен в 1842 — 1846 гг. В 1921 г. стал работать как музей Воронцовский дворец. В 1941 г. Картины Воронцовского дворца не успели эвакуировать. Много художественных ценностей вывезли оккупанты (пятьсот тридцать семь произведений графики и живописи, только небольшую часть, из которых удалось разыскать и вернуть после войны). В Алупкинском музее, в настоящее время, действует несколько постоянных экспозиций. Картины Воронцовского дворца выставляют на все обозрение «Фамильную галерею Воронцовых» - стационарная выставка в гостевом корпусе. Экспонируется в отдельных залах советский и русский авангард - «Дар профессора Голубева», «Поэзия пейзажа» - живопись А. Я. Басова, выставки «Вдыхая розы аромат», «Украинская живопись» (цветы в живописи). Выставки «Морские баталии», «Русские адмиралы», «Воронцовы», «Карты крымского полуострова» XVIII—XIX вв. проводятся в «Чайном домике» (парковый павильон). Картины Воронцовского дворца представлены в Шуваловском флигеле. В 2007 г. открыта новая экспозиция «Дом графа Шувалова». На стенах дворца размещены картины, написанные великими мастерами В. Боровиковским, Ф. Рокотовым, И. Айвазовским и полотна голландской, фламандской, французской живописи. В музее находятся картины дворцов разных стран. Сегодня насчитывают больше чем одиннадцать тысяч произведений западноевропейских мастеров, русских художников, собрание русской гравюры. «Морские баталии», «Русские адмиралы», «Воронцовы, «Карты крымского полуострова» XVIII—XIX вв проводятся в «Чайном домике» (парковый павильон). |
www.fotokartina.com
Зимний дворец
Адрес: Дворцовая площадь, дом 2; Дворцовая набережная, 38
Годы постройки: 1757 - 1762
Архитекторы: Б.Ф. Растрелли
Стиль: Барокко
История создания Зимнего Дворца
Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» - Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).
Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.
Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.
Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».
В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.
Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.
Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым — современный Зимний дворец.
Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела — умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.
В 1837 году Зимний сгорел — пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек... Говорят, что ничего не пропало...
Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.
На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.
Внешний вид Зимнего дворца
Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.
Планировка Зимнего дворца
Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее — две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же — «молодому двору» — двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.
Интерьеры Зимнего дворца
Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.
Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).
Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь — 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.
Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского. Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны — при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, — «Petrus Primus»
Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце — Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.
Хозяева Зимнего дворца
Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.
Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.
Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней — новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.
Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.
После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее - Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.
Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.
На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.
Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть...
Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит . А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»
Фотографии Зимнего Дворца
Зимний Дворец на карте
guida-spb.com
Императорские хоромы: история Зимнего дворца
Самый знаменитый дворец России, сыгравший огромную роль в истории страны и изменявшийся вместе с ней. Со времени постройки он успел побывать бежевым, желтым, терракотовым и зеленым. В течение долгих лет он был резиденцией императорской семьи. Все это — Зимний дворец, историю которого вспоминает сегодня Екатерина Астафьева.
Зимний VS летний
Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти еще во временах Московского царства. Именно тогда цари впервые стали покидать на лето стены Кремля и отправляться дышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Петр I перенес и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
От домика до дворца
История создания Зимнего дворца ни для кого не секрет: императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену домику Великого пришел деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание выходило недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвертый по счету.
Зимний дворец Анны Иоанновны
Самое высокое здание Петербурга
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 двух метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Интересно, что долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале XX века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскреб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили ее глобусом, создающим впечатление высотности.
Дом Зингера на Невском проспекте
В 1762-м запрещалось строить в Петербурге здания выше Зимнего дворца
Елизаветинское бароккоДворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырехугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Но здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце XVIII века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 — Старов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Свое название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби в Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о ее назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница
В 1946 Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа
В 1862-м на престол взошла Екатерина II, которой пришелся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце XIX века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.
Картина Полякова «Тронная речь Николая II во время открытия I Государственной думы в Зимнем дворце». На картине изображен Большой тронный зал
Тяжелые дни Революции
В первые дни Революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошел в состав музея.
В первые дни Революции много сокровищ Зимнего похитили
Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2000 человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.
Эрмитаж во время Великой Отечественной войны
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тысяч котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
У каждого эрмитажного кота-охранника есть собственный паспорт
В Эрмитаже живет целая армия пушистых охранников
Со времен Елизаветы Петровны у каждого Эрмитажного кота есть собственный паспорт, каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем Эрмитажного питомца.
'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'
diletant.media
Какого цвета был Зимний дворец?
Среди картин знаменитого русского художника Б.М.Кустодиева (1878 — 1927) есть одна, которую числят «большевистской» и «заказной». Называется она «Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года». Картина написана в 1921-м году и да, написана она по заказу Петроградского совета.
Впрочем, не стоит строить презрительную мину, мол, «Кустодиев продался большевикам». Вспомним, что большая часть картин великих художников писалась по заказу. Тот же Б.Кустодиев, думается, не только из любви к Отечеству написал портрет императора Николая II, но и получил за эту картину достойную оплату. Даже после революции, в голодное время, двое молодых ученых, профессора П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов, расплатились с художником за свой парный портрет мешком пшена и живым петухом. Эти продукты молодые физики получили за то, что починили мельницу в деревне под Петербургом. Так что, в конечном счете, картина оплачена «реакционным кулачеством». А еще следует помнить, что в последние годы своей жизни художник был болен и фактически неподвижен. Так что заказ от большевиков был ему очень кстати.
Для меня эта картина была источником двух открытий. Во-первых, при подробном рассмотрении оказалось, что площадь Урицкого – это Дворцовая площадь. Неужели ее когда-то переименовали? Заглянув в энциклопедии, я обнаружил, что, в самом деле, переименовали, и не только ее. В довоенном Ленинграде не было ни Невского проспекта, ни Садовой улицы, ни Исаакиевской площади. И Литейного проспекта тоже не было. Все они получили советские имена. Невский проспект стал улицей 25-го Октября, Исаакиевская площадь – площадью Воровского. Литейный проспект стал проспектом Володарского. А вот улица Садовая называлась улицей 3-го июля. Эта славная дата в советских учебниках истории моего времени связывалась с «расстрелом мирной демонстрации трудящихся». Но из описания событий тех дней даже в советских учебниках становилось ясным, что это была первая и неудачная попытка захвата власти большевиками. Переименования коснулись не только улиц и площадей. Зимний дворец назывался дворцом Урицкого. Благо, хоть Исаакиевский собор не переименовали в Воровский. В 1944 году большей части ленинградских улиц потихоньку вернули старые названия.
Второе открытие, сделанное мною, тоже бросалось в глаза, достаточно было чуть-чуть приглядеться к картине Кустодиева. Зимний дворец, который я привык видеть голубовато-зеленоватым, с белыми колоннами, был красным! Первое, о чем подумалось: фасад в революционный цвет перекрасили пришедшие к власти большевики.
Ничего подобного! Оказалось, что окраску Зимнего дворца в терракотовый цвет утвердил в 1901 году Николай II. В тот же цвет окрасили и здание Главного штаба. Этот цвет Зимнего дворца можно разглядеть на картине П. П. Соколова-Скаля «Штурм Зимнего дворца», которая была написана в 1947 году, к тридцатой годовщине революции. Картиной этой иллюстрировали учебники истории, хотя была она совсем не исторической. Но для формирования легенды о выстреле «Авроры» и о штурме Зимнего дворца отрядами красногвардейцев это особенного значения не имело. Два или три поколения верили в эту легенду, и многие люди были шокированы, когда им начали говорить, что штурм Зимнего дворца, если это можно было назвать штурмом, происходил совсем по-другому. Сокрушение уже устоявшихся легенд всегда шокирует.
Вряд ли привычный для меня цвет окраски Зимнего дворца можно было бы отнести к легендам. Но факт, что Зимний дворец за 250 без малого лет своего существования не раз менял окраску, поразил меня не меньше, чем поразило бы какого-нибудь ветерана революции и Гражданской войны утверждение, что никакого штурма Зимнего дворца не было.
Хотя, если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Зимний дворец строился именно, как жилище. А жилище надо периодически ремонтировать, в том числе, и перекрашивать, исходя из вкусов заказчиков и архитекторов.
Строитель нынешнего здания Зимнего дворца, архитектор Б.Ф.Растрелли, завершил свою работу в 1762 году. Дворец был окрашен светло-желтой краской, а каменные резные орнаменты выделены белой известью. Эта раскраска видна на картинах, изображавших виды Санкт-Петербурга в последней четверти 18-го века. Штукатурку растреллиевских времен именно этого цвета неоднократно обнаруживали и реставраторы.
При Павле I цвет окраски дворца сохранили, только желтый цвет стал более интенсивным. С 1819 по 1829 год на противоположной стороне Дворцовой площади под руководством архитектора К.И.Росси возвели величественное здание Главного штаба. Естественно, что архитектор осознавал: его постройка должна гармонировать со зданием Зимнего дворца. Поэтому по завершении постройки Главный штаб окрасили в сероватый цвет, выделив белым каменные орнаменты и колонны. Впоследствии оба здания красили единообразно. Ансамбль так ансамбль!
В 1837 году, в царствование Николая I, в Зимнем дворце случился пожар. Дворец потребовал серьезной реконструкции, которой руководил архитектор В.П.Стасов. После этой реконструкции дворец покрасили краской, которая имела оттенок слоновой кости. Остатки этой штукатурки тоже обнаружены реставраторами.
В царствование императора Александра II, колорит фасадов Зимнего дворца изменили. Дворец начали красить более плотной желтой охряной краской, не выделяя каменный декор. А в 1880-е годы, при императоре Александре III Зимний дворец стали красить в желтый цвет. Каменные узоры и колонны опять начали выделять, но не белой, а коричневатой, терракотовой, краской. Тогда же в Зимнем дворце деревянные ворота сменили на кованные металлические. Металлические ворота появились и в арке Главного штаба. В фильмах об Октябрьской революции эти ворота героически штурмуют красногвардейцы и матросы.
С воцарением Николая II было приказано окрашивать и Зимний дворец, и здание Главного штаба в терракотовый, красно-кирпичный цвет. Как раз этот цвет можно увидеть на картине Б.Кустодиева.
В таком терракотово-красном окрасе Зимний дворец пребывал до конца 1920-х годов, когда начались эксперименты по новой раскраске его фасадов. В 1927 году дворец выкрасили в серый цвет, в 1928-1930 годах - в серо-коричневую гамму. В 1934 году Зимний дворец попытались окрасить масляной краской почти оранжевого цвета. Именно такого цвета Зимний дворец изображен (правда, сверху) на картине художника В. Купцова "Самолет Максим Горький", созданной в 1935 году.
Но оказалось, что масляная краска повреждает камни фасада дворца. Поэтому в 1940-м году было принято решение об ее удалении и о поиске новых вариантов окраски. Но наступила Великая Отечественная война, и фасад Зимнего дворца замаскировали серой краской.
В 1945-1947 годах представительная комиссия из архитекторов и строителей предложила окрашивать Зимний дворец натуральными известковыми красками: стены – в изумрудно-голубоватый цвет, колонны, карнизы и обрамление окон – в белый цвет, а лепной декор – золотистой охрой. Мое поколение запомнило Зимний дворец и Эрмитаж окрашенными именно в такие цвета, которые казались совершенно естественными и едва ли не Петром Великим придуманными.
Хотя, как говорят нам историки, фасады всех Зимних дворцов, существовавших со времен Петра I, имели желто-белую окраску различной тональности. Так что великий Растрелли ничего от себя не придумал, предложив такую окраску для своего творения. Думается, что он, выросший в теплой и солнечной Италии, понимал, что светлые тона будут очень кстати под сумрачным небом северной столицы.
Графические реконструкции окраски фасадов Зимнего дворца. Арх. В. В. Ефимов: Вторая половина ХVIII века; рубеж ХVIII-ХIX веков; конец 1830-х – начало 1840-х гг.; 1860–70-е гг.; 1880–90-е гг.; первая четв. ХХ века; 1940–60-е гг.
И еще свидетельство прошлого - старая открытка, где написано еще с твердым знаком "Петроград". Значит, после 1914 года. Зимний дворец кирпичного цвета. Как на картине Б. Кустодиева.
Полезные ссылки:- Колорит фасадов Зимнего дворца
- А вот как бы это выглядело в реальности
- Колорит фасадов Зимнего дворца с рисунками архитектора В.В.Ефимова
- Большевистские переименования в Ленинграде не прижились
eponim2008.livejournal.com