Тема 16. Научная картина мира (от Аристотеля к Эйнштейну). Аристотеля картина мира


3.3.2. Первая физико-космологическая картина мира

Первая картина мира была создана Аристотелем (384–322), на основе проработки имеющихся фрагментарных знаний и представлений о мире всех натурфилософских школ.

Основные принципы первой картины мира

  1. Четыре основных и противоположных качества (холод и тепло, сухость и влажность) попарно образуют элементы, из которых состоят все материальные вещи: земля, огонь, воздух, вода и небесный – вечно движущийся эфир.

  2. Всем вещам придаются «абсолютные» свойства тяжести и легкости.

  3. Понятие пространства, времени и материи взаимосвязаны и не существуют одно без другого.

  4. Под движением понимал изменение вообще, превращение возможного (потенциального) в действительное. Механические перемещения считались одним из видов движения.

  5. Резко разграничивал «небесное» и «земное».

  6. Трактовка «места», «материи», «движения» такова, что не допускает существования пустоты.

  7. Материя непрерывно распределена в пространстве.

  8. Движение в пустоте вообще невозможно.

  9. Скорость падения пропорциональна весу тела («закон» Аристотеля о механике движения).

Модель Вселенной по Аристотелю

Земля – центр Вселенной, Вселенная сферична и конечна, вечное движение небесных тел по сферам, окружающим неподвижную Землю. Чтобы сферы, окружающие Землю вращались, должна быть некая движущая сила – эта сила исходила из самой внешней по отношению к Земле сферы (неподвижная сфера звезд). Таким образом, Аристотелем была создана первая и всесторонне продуманная логическая геоцентрическая система мира: центр – Земля, вокруг которой обращались планеты вместе со своими сферами – Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн и замыкающая сфера – сфера неподвижных звезд.

Сторонником геоцентрической системы мира был царь Клавдий Птолемей (87–165 г.г н.э.), который впервые построил математическую теорию сложных видимых движений планет и разработал основы геометрической картины мира. На рис. 12 приведена картина мира Птолемея.

Рис.12. Картина мира Птолемея

В 150 г. н.э. Птолемей создал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 томах («Альмагест»), который до середины XVI в. являлся самой полной астрономической энциклопедией. Птолемей окончательно закрепил и узаконил геоцентрическую систему Аристотеля.

3.3.3. Механистическая картина мира

Формирование классической механики и основанной на ней механистической картины мира (МКМ) происходило по двум направлениям:

Обобщение полученных ранее результатов и, прежде всего, законов движения свободно падающих тел, открытых Галилео Галилеем и законов движения планет, сформулированных Кеплером.

Создание методов для количественного анализа механического движения в целом.

Основателями МКМ были ученые - «первооткрыватели»:

– Николай Коперник (1473–1543)

– Тихо Браге (1546–1601)

– Кеплер (1571–1630)

– Галилео Галилей (1564–1642)

– Исаак Ньютон (1643 –1727)

Модель Вселенной Н. Коперника: в центре всех орбит, по которым обращаются планеты, находится Солнце (гелиоцентрическая система), Земля обращается вокруг Солнца, делая один оборот за 12 месяцев, и одновременно вращается вокруг своей оси. Движение небесных тел в системе относительно, система замкнута – ограничена сферой неподвижных звезд.

Рис.13. Система мира по Копернику

Уточнив расчеты Коперника, Кеплер устанавливает три закона:

  1. Описывает орбиты планет: планеты движутся по эллиптическим орбитам, в одном из фокусов которых находится Солнце.

  2. Об изменении орбитальной скорости планет: прямая, проведенная от Солнца к заданной планете за равные промежутки времени охватывает равные площади.

  3. Связывает время, за которое планета делает один оборот вокруг Солнца со средним арифметическим наибольшего и наименьшего из расстояний от планеты до Солнца.

Галилео Галилей заложил основу механики – науки о движении тел и о силах, вызывающие эти движения и влияющие на них. Он ввел экспериментально-математический метод – метод опытного естествознания. В становлении механики экспериментальный метод сыграл решающую роль.

Ньютон выдвинул совершенно новый принцип исследования природы: «… вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал».

Эти начала движения и представляют собой основные законы механики:

– закон инерции,

– закон количества движения,

– закон действия и противодействия.

Ньютон считал, что принципы механики устанавливаются с помощью двух противоположных, но в то же время взаимосвязанных методов – анализа и синтеза, причем анализ должен предшествовать синтезу.

МКМ как форме синтеза физического знания ХVII–ХVШ вв. присущи следующие черты:

– жесткий или однозначный (лапласовский) детерминизм, суть которого в признании точного и однозначного определения состояния механической системы ее предыдущим состоянием; объективный характер случайности отрицается;

– абсолютность пространства и времени: пространство и время не связаны с движением тел;

– мгновенность действия и дальнодействия: считалось, что физические воздействия в принципе могут распространяться из одного места пространства в другие места мгновенно, с бесконечно большой скоростью;

– обратимость времени;

– механический редукционизм – тенденция сведения закономерностей более высших и сложных форм движения к законам механики.

Основные понятия МКМ: материя – вещество, состоящее из неделимых частиц; движение – механическое перемещение частиц; пространство – пустое вместилище тел; время – чистая длительность процессов; физическое поле (эфир) – вспомогательное понятие; масса – мера инертности и мера тяготения; инвариантность законов Ньютона

Основные принципы МКМ: относительность Галилея; инерция – равенство действия и противодействия; дальнодействие, причинность и т.д.

МКМ продолжает оставаться справедливой в области механических движений макротел, где скорости намного меньше скорости света.

studfiles.net

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира

Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать, то есть выводить одно знание из другого. Из всех наук наиболее важным является естествознание (наука о природе). Сейчас оно существует в виде множества наук: физики, астрономии, химии, биологии, географии и других.

Временем рождения науки принято считать V век до н. э., а местом – Древнюю Грецию. В основе научного знания лежат факты. Из множества похожих фактов выводится научный закон. Несколько законов объединяются в теорию, а несколько теорий складываются в картину мира. Таким образом, научная картина мира – это наиболее общие представления человека обо всей природе. (Причем термин «природа» и в философии, и в науке обозначает все, что существует не только на Земле, но и далеко за ее пределами. Поэтому синонимами слова «природа» в данном случае могут быть слова: «мир», «мироздание», «космос», «Вселенная».)

Поскольку наука никогда не стояла на месте, то на протяжении человеческой истории картина мира несколько раз менялась. Смена картины мира называется научной революцией. Считается, что таких картин, и соответственно революций, было три. Первая научная революция произошла приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом было рождение науки. Тогда же сложилась первая научная картина мира, которая называется древнегреческой, или античной, или аристотелевской (по имени ее основного представителя – знаменитого греческого философа и ученого Аристотеля).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Аристотель и первая картина мира

Аристотель  и первая научная  картина мира

          Аристотель родился в македонском  городе Стагира в семье придворного лекаря. Семнадцатилетним юношей попадает он в Афины, где становится учеником Академии, основанной философом Платоном.

         Сначала система Платона увлекала  Аристотеля, но постепенно он  пришел к выводу, что взгляды  учителя уводят от истины. И  тогда Аристотель ушел из Академии, бросив знаменитую фразу: ”Платон  мне друг, но истина дороже”.  Император Филипп Македонский  приглашает Аристотеля стать  воспитателем наследника престола. Философ соглашается и три  года нетлучно находится возле будущего основателя великой империи Александра Македонского. В шестнадцать лет его ученик возглавил войско отца и, разбив фиванцев в своей первой битве при Херонее, отправился в походы.

         Снова Аристотель переезжает  в Афины, и в одном из районов,  под названием Ликей, открывает школу. Он много пишет. Его сочинения настолько разнообразны, что трудно представить себе Аристотеля одиноким мыслителем. Скорее всего, в эти годы он выступал как глава большой школы, где ученики работали под его руководством, подобно тому как сегодня аспиранты разрабатывают темы, которые предлагают им руководители.

         Много внимания уделял  греческий  философ вопросам строения мира. Аристотель был убежден, что  в центре Вселенной, безусловно, находится Земля.

          Аристотель пытался все объяснить  причинами, которые близки здравому  смыслу наблюдателя. Так, наблюдая  Луну, он заметил, что в различных  фазах она в точности соответствует  тому виду, который принимал бы  шар, с одной стороны освещаемый  Солнцем. Столь же строго и  логично было его доказательство  шарообразности Земли. Обсудив  все возможные причины затмения  Луны, Аристотель приходит в выводу, что тень на  ее поверхности может принадлежать только Земле. А поскольку тень кругла, то и тело, отбрасывающее её, должно иметь такую же форму. Но Аристотель им не ограничивается. “Почему, - спрашивает он, - когда мы перемещаемся к северу или к югу, созвездия меняют свои положения относительно горизонта?” И тут же отвечает: “Потому, что Земля обладает кривизной ”. Действительно, будь Земля плоской, где бы ни находился наблюдатель, у него над головой сияли бы одни и теже созвездия. Совсем другое дело – на круглой Земле. Здесь у каждого наблюдателя свой горизонт, свой горизонт, своё небо… Однако, признавая шарообразность Земли, Аристотель категорически высказывался против возможности ее обращения вокруг Солнца. “Будь так, - рассуждал он, - нам казалось бы что звезды не находятся неподвижно на небесной сфере, а описывают кружки…” Это было серьезное возражение, пожалуй, самое серьезное, которое удалось устранить лишь много-много веков спустя, в XIX столетии.

    Об Аристотеле написано очень много. Авторитет этого философа невероятно высок. И это вполне заслужено. Потому что, несмотря на довольно многочисленные ошибки и заблуждения, в своих сочинениях Аристотель собрас все, чего добился разум за период античной цивилизации. Его сочинения – настоящая энциклопедия современной ему науки.

  По  свидетельству современников, великий философ отличался неважным характером. Портрет, дошедший до нас, представляет нам малорослого, сухощавого человека с вечно язвительной усмешкой на губах.

              Говорил он кортаво.

              В отношениях с людьми был  холоден и надменен.

              Но вступать с ним в спор  решались немногие. Остроумная, злая  и насмешливая речь Аристотеля  разила наповал. Он разбивал  возводимые против него доводы  ловко, логично и жестоко, что,  конечно, не прибавляло ему  сторонников среди побежденных.

              После смерти Александра Македонского  обиженные почувствовали, наконец,  реальную возможность расквитаться  с философом и обвинили его  в безбожии. Судьба Аристотеля  была предрешена. Не дожидаясь  приговора, Аристотель бежит из Афин. “Чтобы избавить афинян от нового преступления против философии”, - говорит он, намекая на схожую судьбу Сократа, получившего по приговору чашу с ядовитым соком цикуты.

               После отъезда из Афин в  Малую Азию Аристотель скоро  умирает, отравившись во время трапезы. Так говорит легенда.

               Согласно преданию, Аристотель завещал  свои рукописи одному из учеников  по имени Феофраст. 

                После смерти философа за его трудами начинается настоящая охота. В те годы книги сами по себе были драгоценностью. Книги же Аристотеля ценились дороже золота. Они переходили из рук в руки. Их прятали в погреба. Замуровывали в подвалы, чтобы сохранить от жадности пергамских царей. Сырость портила их страницы. Уже при римском владычестве сочинения Аристотеля в качестве военной добычи попадают в Рим. Здесь их продают любителям – богачам. Кое-кто старается восстановить пострадавшие места рукописей, снабдить их своими добавлениями, от чего текст, конечно, не становится лучше.

                  Почему же так ценились труды Аристотеля? Ведь в книгах других греческих философов встречались мысли более оригинальные. На этот вопрос отвечает английский философ и физик Джон Бернал. Вот что он пишет: ”Их (древнегреческих мыслителей) никто не мог понять, кроме очень хорошо подготовленных и искушенных читателей. А труды Аристотеля, при всей их громоздкости, не требовали (или казалось, что не требовали) для их понимания ничего, кроме здравого смысла…Для проверки его наблюдений не было необходимости в опытах или приборах, не нужны были и трудные математические вычисления или мистическая интуиция для понимания какого бы то ни было внутреннего смысла…Аристотель объяснял, что мир такой, каким все его знают, именно такой, каким они его знают”. 

                    Пройдет время, и авторитет  Аристотеля станет безоговорочным. Если на диспуте один философ,  подтверждая свои доводы, сошлется  на его труды, это будет значить,  что доводы, безусловно, верны. И  тогда второй спорщик должен  найти в сочинениях того же  Аристотеля другую цитату, с помощью которой можно опровергнуть первую.…Лишь Аристотель против Аристотеля. Долгие доводы против цитат были бессильны. Такой метод спора называется догматическим, и в нем, конечно, нет ни грамма пользы или истины….Но должно было пройти много веков , прежде чем люди поняли это и поднялись на борьбу с мертвой схоластикой и догматизмом. Эта борьба возродила науки, возродила искусство и дала название эпохи – Возрождение.         

       

 

  Список  использованной литературы 

  1.“Энциклопедия для детей”. Астрономия.(М. Аксенова, В.Цветков, А.Засов, 1997) 

  2.  “Звездочеты древности”. (Н. Николов, В. Харалампиев, 1991) 

  3.   “Открытие Вселенной-прошлое, настоящее, будущее”. (А. Потупа, 1991) 

  4.  “Горизонты Ойкумены”. (Ю. Гладкий, Ал. Григорьев, В. Ягья, 1990)

stud24.ru

7. Философия Аристотеля. Влияние и критика теории Платона. Картина мира Аристотеля, логика, онтология, психология и этика. Значение философии Аристотеля.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально. Четы-рехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является та-кой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформле-ния и возможность эта - бесконечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эй-доса.

3. Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь оп-ределенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в ре-альной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя,форма, действующая причина и определенная целесооб-разность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назна-чением. Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возмож-ность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потен-ции обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. По-добно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направле-нии, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энер-гия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3. Ум,несмотря на всю свою свободу от чувст-венной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без кото-рой он не был бы художественным произведением.

studfiles.net

Аристотель и первая научная картина мира : Шкільна бібліотека

Баннерный обмен ABN

Аристотель и первая научная картина мира

Аристотель родился в македонском городе Стагира в семье придворного лекаря. Семнадцатилетниим юношей попадает он в Афины, где становится учеником Академии, основанной философом Платоном. Сначала система Платона увлекала Аристотеля, но постепенно он пришел к выводу, что взгляды учителя уводят от истины. И тогда Аристотель ушел из Академии, бросив знаменитую фразу: ”Платон мне друг, но истина дороже”. Император Филипп Македонский приглашает Аристотеля стать воспитателем наследника престола. Философ соглашается и три года нетлучно находится возле будущего основателя великой империи Александра Македонского. В шестнадцать лет его ученик возглавил войско отца и, разбив фиванцев в своей первой битве при Херонее, отправился в походы. Снова Аристотель переезжает в Афины, и в одном из районов, под названием Ликей, открывает школу. Он много пишет. Его сочинения настолько разнообразны, что трудно представить себе Аристотеля одиноким мыслителем. Скорее всего, в эти годы он выступал как глава большой школы, где ученики работали под его руководством, подобно тому как сегодня аспиранты разрабатывают темы, которые предлагают им руководители. Много внимания уделял греческий философ вопросам строения мира. Аристотель был убежден, что в центре Вселенной, безусловно, находится Земля. Аристотель пытался все объяснить причинами, которые близки здравому смыслу наблюдателя. Так, наблюдая Луну, он заметил, что в различных фазах она в точности соответствует тому виду, который принимал бы шар, с одной стороны освещаемый Солнцем. Столь же строго и логично было его доказательство шарообразности Земли. Обсудив все возможные причины затмения Луны, аристотель приходит в выводу, что тень на ее поверхности может принадлежать только Земле. А поскольку тень кругла, то и тело, отбрасывающее её, должно иметь такую же форму. Но Аристотель им не ограничивается. “Почему, - спрашивает он, - когда мы перемещаемся к северу или к югу, созвездия меняют свои положения относительно горизонта?” И тут же отвечает: “Потому, что Земля обладает кривизной ”. Действительно, будь Земля плоской, где бы ни находился наблюдатель, у него над головой сияли бы одни и теже созвездия. Совсем другое дело – на круглой Земле. Здесь у каждого наблюдателя свой горизонт, свой горизонт, своё небо… Однако, признавая шарообразность Земли, Аристотель категорически высказывался против возможности ее обращения вокруг Солнца. “Будь так, - рассуждал он, - нам казалось бы что звезды не находятся неподвижно на небесной сфере, а описывают кружки…” Это было серьезное возражение, пожалуй, самое серьезное, которое удалось устранить лишь много-много веков спустя, в XIX столетии. Об Аристотеле написано очень много. Авторитет этого философа невероятно высок. И это вполне заслужено. Потому что, несмотря на довольно многочисленные ошибки и заблуждения, в своих сочинениях Аристотель собрас все, чего добился разум за период античной цивилизации. Его сочинения – настоящая энциклопедия современной ему науки. По свидетельству современников, великий философ отличался неважным характером. Портрет, дошедший до нас, представляет нам малорослого, сухощавого человека с вечно язвительной усмешкой на губах. Говорил он кортаво. В отношениях с людьми был холоден и надменен. Но вступать с ним в спор решались немногие. Остроумная, злая и насмешливая речь Аристотеля разила наповал. Он разбивал возводимые против него доводы ловко, логично и жестоко, что, конечно, не прибавляло ему сторонников среди побежденных. После смерти Александра Македонского обиженные почувствовали, наконец, реальную возможность расквитаться с философом и обвинили его в безбожии. Судьба Аристотеля была предрешена. Не дожидаясь приговора, Аристотель бежит из Афин. “Чтобы избывить афинян от нового преступления против философии”, - говорит он, намекая на сходжную судьбу Сократа, получившего по приговору чашу с ядовитым соком цикуты. После отъезда из Афин в Малую Азию Аристотель скоро умирает, отравивщись во время трапезы. Так говорит легенда. Согласно преданию, Аристотель завещал свои рукописи одному из учеников по имени Феофраст. По смерти философа за его трудами начинается настоящая охота. В те годы книги сами по себе были драгоценностью. Книги же Аристотеля ценились дороже золота. Они переходили из рук в руки. Их прятали в погреба. Замуровывали в подвалы, чтобы сохранить от жадности пергамских царей. Сырость портила их страницы. Уже при римском владычестве сочинения Аристотеля в качестве военной добычи попадают в Рим. Здесь их продают любителям – богачам. Кое-кто старается восстановить пострадавшие места рукописей, снабдить их своими добавлениями, от чего текст, конечно, не становится лучше. Почему жетак ценились труды Аристотеля? Ведь в книгах других греческих философов встречались мысли более оригинальные. На этот вопрос отвечает английский философ и физик Джон Бернал. Вот что он пишет: ”Их(древнегреческих мыслителей) никто не мог понять, кроме очень хорошо подготовленных и искушенных читателей. А труды Аристотеля, при всей их громоздкости, не требовали (или казалось, что не требовали) для их понимания ничего, кроме здравого смысла…Для проверки его наблюдений не было необходимости в опытах или приборах, не нужны были и трудные математические вычисления или мистическая интуиция для понимания какого бы то ни было внутреннего смысла…Аристотель объяснял, что мир такой, каким все его знают, именно такой, каким они его знают”. Пройдет время, и авторитет Аристотеля станет безоговорочным. Если на диспуте один философ, подтверждая свои доводы, сошлется на его труды, это будет значить, что доводы, безусловно, верны. И тогда второй спорщик должен найти в сочинениях того же Аристотеля другую цитату, с помощью которой можно опровергнуть первую.…Лишь Аристотель против Аристотеля. Дркгие доводы против цитат были бессильны.Такой метод спора называется догматическим, и в нем, конечно, нет ни грамма пользы или истины….Но должно было пройти много веков , прежде чем люди поняли это и поднялись на борьбу с мертвой схоластикой и догматизмом. Эта борьба возродила науки, возродила искусство и дала название эпохи – Возрождение.

категорія: реферати / реферати з астрономії / Аристотель и первая научная картина мира

tvory.com.ua

Аристотель и первая научная картина мира — реферат

Аристотель  и первая научная  картина мира      

 Аристотель  родился в македонском городе  Стагира в семье придворного лекаря. Семнадцатилетниим юношей попадает он в Афины, где становится учеником Академии, основанной философом Платоном.        Сначала система Платона увлекала Аристотеля, но постепенно он пришел к выводу, что взгляды учителя уводят от истины. И тогда Аристотель ушел из Академии, бросив знаменитую фразу: ”Платон мне друг, но истина дороже”. Император Филипп Македонский приглашает Аристотеля стать воспитателем наследника престола. Философ соглашается и три года неотлучно находится возле будущего основателя великой империи Александра Македонского. В шестнадцать лет его ученик возглавил войско отца и, разбив фиванцев в своей первой битве при Херонее, отправился в походы.        Снова Аристотель переезжает в Афины, и в одном из районов, под названием Ликей, открывает школу. Он много пишет. Его сочинения настолько разнообразны, что трудно представить себе Аристотеля одиноким мыслителем. Скорее всего, в эти годы он выступал как глава большой школы, где ученики работали под его руководством, подобно тому как сегодня аспиранты разрабатывают темы, которые предлагают им руководители.        Много внимания уделял  греческий философ вопросам строения мира. Аристотель был убежден, что в центре Вселенной, безусловно, находится Земля.         Аристотель пытался все объяснить причинами, которые близки здравому смыслу наблюдателя. Так, наблюдая Луну, он заметил, что в различных фазах она в точности соответствует тому виду, который принимал бы шар, с одной стороны освещаемый Солнцем. Столь же строго и логично было его доказательство шарообразности Земли. Обсудив все возможные причины затмения Луны, Аристотель приходит в выводу, что тень на  ее поверхности может принадлежать только Земле. А поскольку тень кругла, то и тело, отбрасывающее её, должно иметь такую же форму. Но Аристотель им не ограничивается. “Почему, - спрашивает он, - когда мы перемещаемся к северу или к югу, созвездия меняют свои положения относительно горизонта?” И тут же отвечает: “Потому, что Земля обладает кривизной ”. Действительно, будь Земля плоской, где бы ни находился наблюдатель, у него над головой сияли бы одни и те же созвездия. Совсем другое дело – на круглой Земле. Здесь у каждого наблюдателя свой горизонт, свой горизонт, своё небо… Однако, признавая шарообразность Земли, Аристотель категорически высказывался против возможности ее обращения вокруг Солнца. “Будь так, - рассуждал он, - нам казалось бы что звезды не находятся неподвижно на небесной сфере, а описывают кружки…” Это было серьезное возражение, пожалуй, самое серьезное, которое удалось устранить лишь много-много веков спустя, в XIX столетии.           Об Аристотеле написано очень много. Авторитет этого философа невероятно высок. И это вполне заслужено. Потому что, несмотря на довольно многочисленные ошибки и заблуждения, в своих сочинениях Аристотель собрал все, чего добился разум за период античной цивилизации. Его сочинения – настоящая энциклопедия современной ему науки.            По свидетельству современников, великий философ отличался неважным характером. Портрет, дошедший до нас, представляет нам малорослого, сухощавого человека с вечно язвительной усмешкой на губах.             Говорил он картаво.             В отношениях с людьми был холоден и надменен.             Но вступать с ним в спор решались немногие. Остроумная, злая и насмешливая речь Аристотеля разила наповал. Он разбивал возводимые против него доводы ловко, логично и жестоко, что, конечно, не прибавляло ему сторонников среди побежденных.               

После смерти Александра Македонского обиженные почувствовали, наконец, реальную возможность расквитаться с философом и обвинили его  в безбожии. Судьба Аристотеля была предрешена. Не дожидаясь приговора, Аристотель бежит из Афин. “Чтобы избавить афинян от нового преступления против философии”, - говорит он, намекая на схожую судьбу Сократа, получившего по приговору чашу с ядовитым соком цикуты.              После отъезда из Афин в Малую Азию Аристотель вскоре умирает, отравившись во время трапезы. Так говорит легенда.              Согласно преданию, Аристотель завещал свои рукописи одному из учеников по имени Феофраст.                 По смерти философа за его трудами начинается настоящая охота. В те годы книги сами по себе были драгоценностью. Книги же Аристотеля ценились дороже золота. Они переходили из рук в руки. Их прятали в погреба. Замуровывали в подвалы, чтобы сохранить от жадности пергамских царей. Сырость портила их страницы. Уже при римском владычестве сочинения Аристотеля в качестве военной добычи попадают в Рим. Здесь их продают любителям – богачам. Кое-кто старается восстановить пострадавшие места рукописей, снабдить их своими добавлениями, от чего текст, конечно, не становится лучше.                 Почему же так ценились труды Аристотеля? Ведь в книгах других греческих философов встречались мысли более оригинальные. На этот вопрос отвечает английский философ и физик Джон Бернал. Вот что он пишет: ”Их(древнегреческих мыслителей) никто не мог понять, кроме очень хорошо подготовленных и искушенных читателей. А труды Аристотеля, при всей их громоздкости, не требовали (или казалось, что не требовали) для их понимания ничего, кроме здравого смысла…Для проверки его наблюдений не было необходимости в опытах или приборах, не нужны были и трудные математические вычисления или мистическая интуиция для понимания какого бы то ни было внутреннего смысла…Аристотель объяснял, что мир такой, каким все его знают, именно такой, каким они его знают”.                   

 Пройдет время,  и авторитет Аристотеля станет  безоговорочным. Если на диспуте  один философ, подтверждая свои  доводы, сошлется на его труды,  это будет значить, что доводы, безусловно, верны. И тогда второй  спорщик должен найти в сочинениях  того же Аристотеля другую  цитату, с помощью которой можно  опровергнуть первую.…Лишь Аристотель  против Аристотеля. Другие доводы против цитат были бессильны. Такой метод спора называется догматическим, и в нем, конечно, нет ни грамма пользы или истины….Но должно было пройти много веков , прежде чем люди поняли это и поднялись на борьбу с мертвой схоластикой и догматизмом. Эта борьба возродила науки, возродила искусство и дала название эпохи – Возрождение.     

student.zoomru.ru

Тема 16. Научная картина мира (от Аристотеля к Эйнштейну)

  • Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. М., 2006.

  • Торосян В.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В.Г. Торосян. М., 2003.

  • Степин В.С. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов / В.С. Степин, М.А. Розов, В.Г. Горохов. М., 1995.

  • Планк М. Единство физической картины мира / М. Планк. М., 1974.

  • Бернал Д. Наука в истории общества / Д. Бернал. М., 1956.

  • Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира / Б.Г. Кузнецов. М., 1961.

  • Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир / Р.А. Аронов // Вопросы философии. 2005. № 6.

  • Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М., 2006.

  • Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. М., 1998.

  • Ньютон И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. М., 1989.

  • Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира / Б.Я. Пахомов. М., 1985.

  • Гайденко П.П. У истоков классической физики / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1996. № 5.

  • Черняк В.С. Три стадии творческой эволюции астрономии XVI – XVII в.в.: от организмической к механической модели Вселенной / В.С. Черняк // Вопросы философии. 2003. № 11.

  • Зубов В.П. Теория пустоты в физике XVII столетия / В.П. Зубов // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.

  • Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М., 2006.

  • Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Б.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др. М., 2002.

  • Артеха С.Н. Критика основ теории относительности / С.Н. Артеха. М., 2004.

  • Логунов А. А. Лекции по теории относительности / А.А. Логунов. М., 2002.

  • Эйнштейн А. Эволюция физики / А.Эйнштейн. М., 2001.

  • Дубровский В.Н. Концепции пространства и времени / В.Н. Дубровский. М., 1991.

  • Проблемы пространства и времени в современном естествознании. М., 1990.

  • Мамчур Е.А. Столетие фундаментальных открытий А. Эйнштейна / Е.А. Мамчур, В.В. Казютинский // Вопросы философии. 2006. № 9.

  • Боданс Д. E= mc2. Биография самого знаменитого уравнения в мире / Д. Боданс. М.2009.

  • studfiles.net


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта