"Кикимора" - народное сказание для оркестра Анатолия Лядова. Картина кикимора лядова
"Симфоническая картинка А. К. Лядова "Кикимора"
+Сценарий открытого занятия
Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"
педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК
Вагина Елена Степановна
Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.
Задачи:
1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.
Оборудование:
- портрет композитора А.К. Лядова,
- аудиозаписи произведений А.К. Лядова,
- иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,
- иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.
П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Д.- Про Кикимору.
П. Кто такая Кикимора?
Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.
П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.
Кикимора (Русалочьи сказки)
Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз - ночью - лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова.
Закричала Моря:
- Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла.
А была та баба - кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка - искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
- Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
- Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
- Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза.
- Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
- Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
- Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок. А как начесался - придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
- Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев - игошей - и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
- Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
- Дуничка! - едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил.
Хотела кинуться кикимора в воду - никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку - и давай бог ноги.
- Пусти - я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит.
Уже избушка видна. Добежать бы.
А сзади - погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает.
- Бабушка! - закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: "Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!"
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько Сказочные мотивы особенно ярко проявились в творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить.» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька. Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр
А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)
П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.
Слушание музыки.
П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
Д.- Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.
П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.
Тихо в горах.
Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка. Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.
П.- Что вам она напоминает?
Д.- Колыбельную.
П.- Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.
Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.
Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.
П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).
П.- Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Ответы детей.
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Просмотр содержимого документа «"Симфоническая картинка А. К. Лядова "Кикимора"»
Сценарий открытого занятия
Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"
педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК
Вагина Елена Степановна
Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.
Задачи:
1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.
Оборудование:
портрет композитора А.К. Лядова,
аудиозаписи произведений А.К. Лядова,
иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,
иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.
П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Д.- Про Кикимору.
П. Кто такая Кикимора?
Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.
П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.
Кикимора (Русалочьи сказки)Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз - ночью - лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова.
Закричала Моря:
- Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла...
А была та баба - кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка - искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
- Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
- Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
- Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза...
- Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
- Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
- Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок... А как начесался - придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
- Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев - игошей - и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
- Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
- Дуничка! - едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил...
Хотела кинуться кикимора в воду - никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку - и давай бог ноги.
- Пусти - я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит...
Уже избушка видна... Добежать бы...
А сзади - погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает...
- Бабушка! - закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: "Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!"
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько Сказочные мотивы особенно ярко проявились в творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька... Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр
А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)
П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.
Слушание музыки.
П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
Д.- Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.
П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.
Тихо в горах...
Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка... Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.
П.- Что вам она напоминает?
Д.- Колыбельную.
П.- Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.
Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.
Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.
П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).
П.- Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Ответы детей.
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
kopilkaurokov.ru
Лядов. «Кикимора» (Kikimora, Op. 63)
Kikimora, Op. 63
Народное сказание для оркестра (1909)
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Музыка
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Л. Михеева
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
вам может быть интересно
www.belcanto.ru
Кикимора (симфония) — Циклопедия
Liadov – Kikimora, Temirkanov, Saint Petersburg Фильм по симфонической сказке А.Лядова "Кикимора", автор видеоролика Лариса Липилина«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».
Подзаголовок: «Народное сказание».
Время создания: 1909 год[1][2].
[править] Кикимора как нечисть. Общие сведения
Кикимора — отрицательное существо женского пола маленького роста, обитающее обычно на болотах; правда, известны случаи, когда кикиморы хулиганили и в доме[3][4]. Но это, наверное, первые кикиморы, а в более позднее время они стали ассоциироваться с лесными болотами.
[править] История создания
Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг.[1] Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора[5]. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная»[6]. Симфоническая картина «Баба-Яга», созданная в 1904 году, и стала первым лядовским произведением этого цикла[7][6][8]; следующим в этом цикле стало «Волшебное озеро» в 1908 году[9][10]. «Кикимора» была хронологически третьей симфонической картинкой цикла[2].
В отличие от двух предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»[1].
Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа[1].
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные[2].
Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти[1][2][11].
«Кикимора» Анатолия Лядова пользуется успехом как у исполнителей, так и у слушателей всех возрастов. Существует много вариантов обработки этого небольшого симфонического произведения.
Прослушать разные исполнения: Лядов Анатолий Константинович (1855—1914). `Кикимора` для оркестра op. 63, Анатолий Константинович Лядов кикимора, Get-Tune.Net — Произведения А. Лядова.
В сезоне 1915—1916 гг. балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» с декорациями четы Гончаровой—Ларионова на музыку Анатолия Лядова — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга»[12][13].
- ↑ 1,01,11,21,31,4 Классическая музыка // Анатолий Константинович Лядов; автор: Л. Михеева
- ↑ 2,02,12,22,3 Лядов. «Кикимора»
- ↑ Мифологическая энциклопедия // Кикимора
- ↑ Сайт музея мифов и суеверий русского народа // КИКИМОРЫ
- ↑ Билибин Иван Яковлевич
- ↑ 6,06,1 Мариинский театр // Концертный зал. Лядов. Скрябин. Шостакович // «Баба-Яга»; автор: Анна Булычева
- ↑ Лядов А. К. Сочинения для оркестра. Партитура
- ↑ `Баба-Яга`, картинка к русской народной сказке (1904) op. 56
- ↑ Композитор Лядов — «Волшебное озеро»
- ↑ Лядов. «Волшебное озеро»; автор: Л. Михеева
- ↑ Анатолий ЛЯДОВ // «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО». «КИКИМОРА»
- ↑ ЛЯДОВ Анатолий Константинович (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ С. П. Дягилев и Русские Сезоны в Париже
cyclowiki.org
народное сказание для оркестра Анатолия Лядова: barucaba
Жажда нового содержания, уводящего от повседневности, декларируется Лядовым в словах: "Мой идеал - найти в искусстве неземное. Искусство - царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного - хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона. Русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив..."
Народное сказание для оркестра (1909) "Кикимора"
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает "Волшебное озеро", и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.Лесное озеро Н.М. Ромадин
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».Музыка
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.Л. МихееваИсточник
barucaba.livejournal.com
Кикимора (Лядов) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Кикимора — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо op. 63.
История создания
«Кикимора» написана А. К. Лядовым в 1909 году.
Герой произведения
Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии, подробно описанный в "Сказаниях русского народа" И. Сахарова. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
— [1]
Премьера
Премьера скерцо состоялась 12 декабря 1909 года в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга в исполнении оркестра Императорской русской оперы под управлением Александра Зилоти.
Особенности
Инструментовка
Состав оркестра, используемый в "Кикиморе" |
Деревянные духовые |
1 флейта пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета in B, 1 бас-кларнет, 2 фагота, 1 контрафагот |
Медные духовые |
4 валторны in F, 2 трубы in B, |
Ударные |
Литавры, большой барабан, тарелки, 1 ксилофон, 1 челеста |
Струнные |
Первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы, |
Известные записи
См. также
Напишите отзыв о статье "Кикимора (Лядов)"
Примечания
- ↑ [www.belcanto.ru/lyadov_kikimora.html Лядов. «Кикимора» (Kikimora, Op. 63) | Belcanto.ru]
Источники
- [www.opl.be/fr/5_inf/4_con/archives_2005-06/PGR-(34)-LeLacEnchante-01.06.06.pdf Une brève critique de l'œuvre d'Anatoli Liadov] par Frans C. Lemaire sur le site de l'Orchestre philharmonique de Liège
Отрывок, характеризующий Кикимора (Лядов)
На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день. Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться. Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала: – Ну что? – Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа. Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса. – Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите? – Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди. – Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!… Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное». – Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе. – Мама, это не стыдно, что он вдовец? – Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.] – Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать. В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом. Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей. – А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
wiki-org.ru
Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова "Кикимора"
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора».
Цель: Формирование представлений обучающихся об интонационной природе музыки, о её изобразительных и выразительных возможностей, создающих в воображении ребёнка музыкальный образ.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со сказочной симфонической картиной А.К. Лядова «Кикимора».
Учить детей прислушиваться к музыке, её выразительным особенностям.
Формировать представления о том, что музыка своим, особенным языком, может создать сказочный образ.
Познакомить с музыкальными инструментами – челеста, английский рожок.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у учащихся фантазию и образное восприятие музыки.
Развивать музыкальную память.
Продолжать работу по планомерному развитию музыкального слуха учащихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического).
Развивать вокально-хоровые навыки.
Развивать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментов.
Координация движений, развитие мелкой моторики.
Умения высказываться о характере музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности.
Корригировать речевые нарушения.
Воспитательные:
Воспитывать умения работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать уважение к национальному фольклору и русской классической музыки.
Воспитывать культуру слушания и исполнения музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: словесные (беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения), демонстрационно-иллюстративные (слайды с изображением сказочных персонажей), игровые (создание игровой ситуации «Экскурсия по в сказку»), проблемные ( …«если бы вы были композиторами»), практические (выполнение работы по карточкам с заданием), а так же частные педтехнологии из методики музыкального воспитания Д. Огороднова (вокалография, исполнение вокальных упражнений на тренажере, вокально-ладовые жесты, тактирование), приёмы активного обучения (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах по нотам).
Музыкальный материал:
1.Музыка из кинофильма «Там на неведомых дорожках».
2. Колыбельная «Вечереет и луна взошла».
3. Симфоническая картина А.К. Лядова «Кикимора».
4. «Уж как шла лиса по травке» р.н.п.
5.Песня «Пёстрый колпачок» муз. А. Красева
Оборудование: фортепиано, ПК, карточки для индивидуальной работы, карточки-картинки, музыкальные инструменты детского оркестра, презентация.
ХОД УРОКА
. Организационный момент
Вход учащихся в класс под музыку из кинофильма «Там на неведомых дорожках». Рассаживание по местам.
Музыкальное приветствие «Колокольчик нам поёт…».
Учитель: Когда вы входили в класс, звучала песня «Приходите в гости к нам». О чём там пелось? (ответы детей: Кощей-бессмертный, Баба-Яга,…).
- Где можно встретить этих персонажей? (в сказках).
- Вы любите сказки?
- Сегодня на уроке мы встретимся со сказкой. Даже побываем в ней. Я познакомлю вас с композитором, который очень любил сказки и сочинял сказочную музыку.
Я желаю вам, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и настроением.
infourok.ru
Урок-игра. Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"
Разделы: Музыка
Цели урока:
Образовательные:
- в процессе фронтального опроса, закрепить знание терминов “миниатюра”, “программная музыка”;
- познакомить: - с термином “лейтмотив” и его ролью в произведении; - со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”; - с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;
Развивающая:
- формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
- развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Музыкальный материал:
- А. К. Лядов “Кикимора” симфоническая пьеса- слушание;
- “За рекою старый дом” - колыбельная песня. Музыка И. С.Баха, текст Д.Томского.
Наглядный материал:
- иллюстрации к русским народным сказкам;
- картинки с изображением зверей;
- медали с пятерками.
Литература: А.Н.Толстой, сказка “Кикимора”.
ТСО: магнитола, компакт-диски.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята!” (по ступеням звукоряда).
2. Мотивация.
Слово учителя. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”.
Учитель.
Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке?
Дети. Про Кикимору.
Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия прошлого урока.
3. Актуализация знаний.
Ответы учащихся на вопросы учителя (фронтально)
Учитель проверяет знания терминов “миниатюра”, “программная музыка”, полученные на предыдущих уроках.
Учитель.
На прошлом уроке мы с вами говорили о замечательном композиторе А.К. Лядове и слушали его сочинение. Как оно называется?
Дети.
Программная пьеса “Музыкальная табакерка”.
Учитель.
Правильно. В каком жанре она написана?
Дети.
Симфоническая миниатюра.
Учитель. Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины.
4. Изучение нового материала.
Знакомство с термином “лейтмотив”
Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?
Дети.
Мышка – пи – пи – пи.
Лягушка – ква - ква.
Петух – ку - ка - ре – ку.
Учитель.
Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.
Ролевая игра “Теремок”
Цель игры: закрепить понятие термина “лейтмотив”
Распределяются роли среди детей. Учитель показывает картинки с изображением зверей. Дети называют свою реплику, отзываясь только на своего героя – зверя. Тот, кто перепутал – выбывает, а оставшиеся получают медали.
Учитель.
Вспомните названия “сказочных картинок” А. К. Лядова.
Дети.
“Волшебное озеро”, “Баба – Яга”, “Кикимора”.
Учитель.
Все эти картинки написаны для симфонического оркестра.
Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные.
Игра “Составь название”
Дети работают в группах.
Учитель дает листок с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного. Медали получает группа, которая быстрее всех и правильно выполнила задание игры:
КРИСКАП НАЯБ АБТРУ ФРАА ИЛСГУ АБЛАЛААЙК |
|
Симфонический оркестр |
Народный оркестр |
5. Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого “Кикимора”.
Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора?
Дети.
- Это сказочный персонаж.
- Живет в болоте.
- Зеленого цвета и очень вредная.
Учитель.
Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.
Учитель читает сказку.
Учитель.
В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
Учитель читает эпиграф к произведению, см. приложение № 1.
Кто хочет поиграть и исполнить роль “кикиморы”?
Ролевая игра “Лучшая кикимора”.
С помощью считалки учитель выбирает несколько человек, которые разыгрывают выход кикиморы под музыку симфонической картины. С помощью зрительских симпатий определяется победитель, которому вручается медаль
Веселые минутки.
Игра - разминка “Веселые мышки” сопровождается песней “Веселые мышата”.
6. Работа с музыкальным материалом:
слушание симфонической картинки “Кикимора”.
Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами.
Учитель.
Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей?
Дети. Можно. Самое начало медленное, зловещее.
Учитель.
Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив.
Дети. Далее музыка мягкая, напевная.
Учитель.
Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
Дети. Музыка как – будто звенит.
Учитель.
Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” - третий лейтмотив.
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.
Учитель.
И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей колыбельную “За рекою старый дом”. Как исполняют колыбельные песни?
Дети. Мягко, нежно, напевно, чтобы не разбудить уснувшего.
7. Хоровое исполнение песни “За рекою старый дом” музыка И. С.Баха, текст Д.Томского.
Учитель проводит этапы вокально-хоровой работы:
а) работа над певческой постановкой корпуса; б) распевка; в) повторение текста всей песни; г) хоровое исполнение песни.
8. Закрепление материала:
проводится тест – викторина.
Соедините правильные ответы.
ЛЕЙТМОТИВ | Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах. |
КОЛЫБЕЛЬНАЯ | Яркая тема для характеристики главного героя. |
КИКИМОРА | Тихая, плавная, певучая мелодия. |
Выделите правильный ответ.
Подведение итогов теста и выставление оценок.
9. Комментирование домашнего задания:
Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.
10. Подведение итогов.
Совместные выводы учителя и учащихся;
Выставление оценок тем, у кого медали за работу на уроке.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai