Семейные портреты Людмилы Кузнецовой - Бурлюк. Бурлюк все картины


Семейные портреты Людмилы Кузнецовой - Бурлюк

«Людмила Бурлюк, родившаяся в 1885 году, проявила необычайные способности к рисованию в возрасте 13 лет», — писал в своих воспоминаниях Давид Бурлюк. «Летом 1902 года в Золотой Балке на Днепре, в Херсонской губернии, она рисовала обнажённой свою служанку, Дуняшу, и наши гости, Исаак Бродский и Николай Мартыщенко, студенты Императорской Академии искусств, были удивлены. Было решено, что Людмила будет сдавать экзамены в Академию этой же осенью. Диплом Академии давал множество привилегий, статус, стипендию и возможность учиться в Европе, получая хорошее денежное пособие. Людмила успешно сдала экзамены и была зачислена в группу из 15 студентов, которые поступили без рекомендаций от провинциальных художественных школ и училищ». В том году в Академию поступал и сам Давид Бурлюк, однако он провалился то ли на рисунке натурщика, то ли на натюрморте, получив место в конце зала и не сумев достаточно хорошо разглядеть предмет рисования единственным глазом.«Людмила училась в Академии с большим успехом в зимний сезон 1902−1903 годов и продолжив обучение в 1903—1904 годах», — продолжает Бурлюк. «Осенью 1904-го она была зачислена в студию профессора Ционглинского. Весной 1905 года манера её живописи начала изменяться; мой брат Владимир и я начали использовать в своей живописи яркие и чистые цвета, и она, путешествуя на юг с берегов Невы через Москву, неоднократно посещала собрания братьев Морозовых и Щукина. Отношение профессоров Академии к её работам немедленно ухудшилось, однако весной 1906 года ей была оказана честь — она была приглашена в объединение „Мир искусства“ Сомовым и Серовым. Людмила также принимала участие во множестве организованных мной выставок, представив много холстов. Последней выставкой, в которой она приняла участие, была „Стефанос“ в Москве, в 1907 году. В феврале 1908 года она вышла замуж за скульптора В.В. Кузнецова… Кузнецовы были дружны с Ремизовыми, Мережковским и сёстрами Гиппиус. Все они были архаистами, ненавидящими всё новое, и вскоре Людмила стала относиться к нам как к „чужакам“. У Людмилы с Кузнецовым было четверо детей: Илья (1908), Кирилл (1912), Даниил (1914) и Василий (1915). Двое из них, Илья и Даниил, погибли во время Второй мировой войны, а Василий сошёл с ума в немецком плену. Кирилл стал архитектором и жив сейчас (Бурлюк писал эти воспоминания в начале 1960 — прим. автора), Людмила жила с ним в Москве в 1947 году».

…Тут Давид Давидович ошибается — несколько послевоенных лет Людмила Давидовна прожила с Кириллом и его детьми, Алексеем и Олегом, в Ленинграде. Я получил несколько писем от их соседей по ленинградской коммунальной квартире — Григория Романовича Ильмера и Евгения Львовича Барсука, подробно описывающих эти годы.

artchive.ru

Художник Давид Бурлюк. Биография и картины

Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

   Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции», а география его переездов охватывала как пределы Российской империи, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. На момент рождения Давида, семейство Бурлюков проживало на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (ныне Сумская область).

   В Сумах, Тамбове, и Твери – городах, поочередно избираемых семьей для проживания, Давид получал гимназическое образование, а живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

   В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

   Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Кажется, что молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и возвратившемуся в 1907 г. в Россию Бурлюку, больше всех подошла роль такого «мессии».

   Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

   Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

   Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

   В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

   После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

   В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

   Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

   Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.     

Картины художника Давида Бурлюка: 

mail.avangardism.ru

Картина Бурлюка станет важнейшим лотом "русских торгов" Sotheby's

Оценочная стоимость работы Давида Бурлюка в духе кубофутуризма составляет 200-300 тысяч фунтов стерлингов.

ЛОНДОН, 29 мая — РИА Новости, Мария Табак. Картина "Посадка риса" Давида Бурлюка станет важнейшим лотом "русских торгов" аукционного дома Sotheby's, которые стартуют в Лондоне 3 июня.

Оценочная стоимость работы составляет 200-300 тысяч фунтов стерлингов. Бурлюк написал картину в Японии, куда отправился в 1920 году. В журнале "Цвет и ритм", издававшемся Бурлюком и его женой Марусей, говорилось, что "Посадка риса" была в коллекции поэта Владимира Маяковского.

"Впоследствии она хранилась в частной коллекции до сегодняшнего дня и является одной из самых выдающихся работ Бурлюка из когда-либо появлявшихся на аукционах", — говорится в каталоге, подготовленном аукционным домом. Работа примечательна еще и тем, что является примером экспериментов Бурлюка с кубофутуризмом.

Давид Бурлюк. Посадка риса

На торгах 3 и 4 июня будут представлены еще несколько работ Бурлюка из той же частной коллекции. Важным лотом вечерних торгов 3 июня станет картина самой дорогой в мире художницы Наталии Гончаровой Femme Cubiste. Эстимейт картины составляет 600-800 тысяч фунтов стерлингов. На публичное обозрение картина выставлена впервые с 1969 года, когда она была продана на лондонских торгах Sotheby's.

Наталия Гончарова. Femme Cubiste

Петр Верещагин. Вид Дворцовой площади. Санкт-Петербург

Работа Николая Фешина "Миссис Фешина с дочерью" выставляется на торги с эстимейтом 500-700 тысяч фунтов стерлингов, а "Вид Дворцовой площади. Санкт-Петербург" Петра Верещагина оценивается в 300-500 тысяч фунтов.

Знаменитый портрет Юрия Анненкова "Портрет Анны Ахматовой", датированный 1921 годом, станет главным лотом торгов 4 июня. Написанная гуашью картина оценивается в 150-200 тысяч фунтов. Ахматова позировала художнику, причем, по его собственным воспоминаниям, была очень терпелива. Анненков написал два ее портрета: один чернилами, второй гуашью. "Чернильный" портрет более известен, поскольку именно он был включен в сборник стихов Ахматовой Anno Domini и стал впоследствии "хрестоматийным" изображением. Портрет, написанный гуашью, был впервые опубликован в 1962 году во Франции.

Юрий Анненков. Портрет Анны Ахматовой

"Он особенно важен, поскольку Анненков сохранил его у себя и повесил на почетном месте в своем кабинете, где портрет висел более 40 лет", — отмечается в каталоге.

Ковш, возможно, принадлежавший жене Ивана Грозного

Помимо шедевров живописи и иконописного искусства, Sotheby's в рамках "русских торгов" представит вниманию покупателей важные произведения декоративно-прикладного искусства. В их числе — ковш, возможно, принадлежавший второй жене Ивана Грозного Марии. Серебряный ковш оценивается в 40-60 тысяч фунтов стерлингов. Настольные часы фирмы Фаберже — подарок Николая Второго одному из высокопоставленных французов — будут выставлены на аукцион с эстимейтом 200-300 тысяч фунтов стерлингов.

Неделя "русских торгов" в Лондоне стартует в понедельник. За несколько дней четыре крупных аукционных дома — Sotheby's, Christies, Bonhams и MacDougalls — выставят на торги сотни выдающихся произведений русской живописи, фотографии, иконописного и декоративно-прикладного искусства.

ria.ru

Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д. Д. Бурлюка. Часть 1. - Живопись. Фотография. Дизайн.

Д. Д. Бурлюк. 1923. Нью-Йорк

Сегодня о Давиде Бурлюке можно говорить во весь голос, а было время (вплоть до начала 90‑х), когда он и его творчество представлялись в России в лучшем случае «белым пятном», в худшем — входили в понятие «историко-культурный фон эпохи». Главной причиной, позволившей легко и без оговорок вычеркнуть имя неуёмного «будетлянина» из истории русского искусства ХХ века, стала его эмиграция в Америку, где он прожил большую половину жизни. В 1967 году Давида Бурлюка не стало, и в советских официальных кругах о «неудобном» художнике предпочли просто забыть. Единственным городом, в котором хранили память о нём, была Уфа: даже в годы «холодной войны» в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова экспонировались несколько, хотя и самых «безобидных», его картин (сегодня живопись Давида Бурлюка составляет отдельный зал). Настоящим же открытием Давида Бурлюка стала выставка «Фактура и цвет», организованная Нестеровским музеем и экспонировавшаяся в музее в 1994 году. Это была первая персональная выставка художника в России после его эмиграции в Америку. Она получила статус всероссийской: 10 российских музеев-участников, 71 произведение, вплоть до живописи и графики американского периода. После Уфы «Фактуру и цвет» увидели Самара, Рязань и Волгоград. В 2007 году с «уфимской» живописью Давида Бурлюка познакомилась Москва — на выставке Башкирского художественного музея в Государственной Третьяковской галерее в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России»…

Штрихи к портрету Давида Бурлюка

Давид Давидович Бурлюк, не без основания названный Василием Каменским отцом российского футуризма, весной 1915 года оказался в Башкирии и прожил здесь три года.

Почему именно в Башкирии? На этот вопрос существует два ответа. Первый: что в деревне Буздяк семья жены Давида Бурлюка, Марии Никифоровны, имела дом, построенный в начале ХХ века её отцом, старинным другом семьи Бурлюков. Второй: что 21 февраля 1914 года Давид Бурлюк вместе со своим верным товарищем и соратником по борьбе за диктаторскую роль футуризма в современной русской поэзии Владимиром Маяковским был исключён из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поводом для исключения стало страстное увлечение обоими тем же футуризмом, окрещённым педагогическим советом училища «опасным и вредным искусством». Маяковский тут же был призван в армию и оказался на фронте Первой империалистической войны, Бурлюк уехал в Башкирию, где намеревался уберечься от призыва, хотя вряд ли мог быть призван вообще: он был одноглазым (потерял глаз ещё в детстве во время мальчишеской драки). И всё-таки он опасался, в первую очередь, потому, что имел семью. (В 1912 году он женился на Марии Еленевской, в 1913 году у них родился сын Давид, в 1915-м — Никифор). Бурлюки поселились на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы, мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, — в Буздяке (там же жила родная сестра Марии Никифоровны — Лидия Еленевская).

Весной 1918-го из Башкирии Давид Бурлюк вместе с семьёй отправился в длительное транссибирское турне, а проще — в эмиграцию: через Сибирь, Дальний Восток и Японию — в Америку. В Нью-Йорк прибыл 1 сентября 1922 года и остался там навсегда. (И только дважды, в 1956 и 1965 годах благодаря невероятным усилиям посетил СССР). Живя в Америке, остро ностальгирующий по Родине Бурлюк не забыл и о Башкирии: он присылает в Уфимский художественный музей изданные им в Нью-Йорке книги и журналы с трогательными автографами. Башкирия так и осталась в его душе большой любовной отметиной, недаром он с благодарностью вспоминал: «Картины, которые… были мной оставлены в Буздяке.., башкирами…сохранены, и в настоящее время сто семь картин находятся в Уфимском художественном музее.., и я оттуда постоянно получаю их фотографические воспроизведения».

Автограф Д. Д. Бурлюка на титуле одной из книг, присланных им из США в Уфимский художественный музей

Автограф Д. Д. Бурлюкана титуле одной из книг, присланных им из СШАв Уфимский художественный музей

Официально главной заботой Давида Бурлюка в Башкирии была заготовка сена для русской армии, и, как свидетельствует его «Автобиография», эту крестьянскую работу он делал с не меньшим удовольствием, чем футуристические сборники. Здесь сыграла свою роль унаследованная им от отца, потомка вольного запорожского казачества, талантливого агронома и управляющего крупнейшими имениями, кровная, генетическая связь с землёй. Гедонизм мироощущения и жажда жизни были буквально впрыснуты в новорождённого Бурлюка землёй украинского хутора Семиротовщина в самый день его рождения — 9 (21) июля 1882 года. С другой стороны, эстетизм художественно утончённой натуры матери воспитал в нём талант во всём видеть красивое и полезное для души. (Л. И. Михневич происходила из известного польского рода Михневичей, писала пейзажи и интерьеры и, поддерживаемая шестью своими детьми, выставлялась на многих выставках, в которых принимали участие её сыновья Давид и Владимир; три произведения Михневич хранятся в собрании Нестеровского музея).

Полученные за сданное сено мешки картофеля и муки тут же шли в ход разрезанная на куски, крупнозернистая мешковина стала тем идеальным для Бурлюка материалом, на котором он написал более 200 «башкирских» картин, отличающихся особой рельефностью фактуры.

Любовь Давида Бурлюка и Башкирии была взаимной, иначе не писал бы он с такой нескрываемой нежностью: «Окрестное башкирское население оказывало мне исключительное гостеприимство». В ответ он создал многочисленные портретные образы башкир и башкирок, татар и татарок, притягательные своей неподдельной искренностью и теплотой, взять хотя бы, к примеру, «Портрет молодого башкира» и «Девочку-татарку». При этом Давид Бурлюк стал первым в изобразительном искусстве Башкортостана художником, обратившимся к созданию портретов представителей коренного населения, хотя и трактованных с точки зрения этнического типа несколько европеизированно.

Давид Бурлюк. Девочка-татарка. 1918.

Давид Бурлюк. Девочка-татарка. 1918.

Но гостеприимство Давид Бурлюку оказывало не только окрестное башкирское население: молодые уфимские художники восприняли его приезд в Башкирию как событие для них экстраординарное, тем более что этот приезд пришёлся на период формирования профессионального башкирского изобразительного искусства.

Кем же был для молодых уфимцев Давид Бурлюк? Известный живописец и график, поэт и писатель, один из основателей русского футуризма и кубофутуризма, генератор революционных идей, сумевший сплести в «один веник» такие знаковые имена, как Маяковский, Каменский, Кручёных, Хлебников, Матюшин, Гуро, Лентулов, Экстер, Асеев, Третьяков… Инициатор создания группы «Гилея» (1910–1914?) — первого в России литературно-художественного объединения футуристов («будетлян»). Один из организаторов новаторских объединений «Венок-Стефанос» (1907–1910) и «Бубновый валет» (1911–1917), член общества «Союз молодёжи» (1909–1913, 1917) и мюнхенского объединения «Синий всадник» (1911–1914, 1924). Создатель многочисленных футуристических сборников: «Садок судей» I и II (1910 и 1913), «Дохлая луна», «Требник троих» (оба –1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас» (все — 1914), «Стрелец» (1915) и главного футуристического манифеста «Пощёчина общественному Вкусу» (1912). Участник крупнейших выставок современного русского искусства в России и за рубежом, автор полемических статей и книги «Фактура» (1912). Наконец, блистательный лектор, человек высокой культуры и блестящей образованности: помимо Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в «учебном» списке Давида Бурлюка значились Одесская и Казанская художественные школы, Мюнхенская Академия художеств, школа-студия Ашбе и парижская мастерская Кормона «Эколь де Бозар».

Без сомнения, среди значительных фигур русского авангарда личность Бурлюка была одной из самых ярких.

Поэтому его участие в трёх выставках Уфимского художественного кружка (1916–1917), ставшего своеобразным эпицентром всех художественных процессов в старой провинциальной Уфе, стало событием не менее экстраординарным. К тому же Бурлюк был не только экспонентом выставок кружка, но и его членом. Обладая «повышенным родовым чувством», воспитанным энергетикой большой семьи, Бурлюк и в Уфе проявлял свои клановые, коллективистские наклонности и личностный альтруизм — умение сплачивать, направлять, поддерживать, «вкусно подать» поэта или художника. Поэтому нетрудно представить, какое колоссальное практическое значение для молодых башкирских художников имели его пребывание в Башкирии и участие в вышеназванных выставках кружка.

Давид Бурлюк. Портрет молодого башкира. 1917

Давид Бурлюк. Портрет молодого башкира. 1917

Страстно желавшие овладеть всеми тайнами профессионального мастерства, остро чувствующие в себе тягу к постижению всего нового и неординарного, молодые уфимские художники восприняли Давида Бурлюка и его творчество подлинной школой новейшей живописной культуры, примером смелого экспериментаторства и уважения традиции. Вопросы колористических закономерностей, нового понимания живописной формы и ространства поднимались им на путях творческого переосмысления как традиций древнерусского, русского классического и народного искусства — от иконы и фрески до ярмарочной вывески, лубка и игрушки, — так и достижений мировой, в первую очередь, французской живописи — импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма. Думается, что и становление такого общепризнанного сегодня явления, каковым является школа башкирской живописи и выпестованный ею вариант национального «ликующего декоративизма», возникли также не без влияния живописи Бурлюка.

Светлана Игнатенко, искусствовед

Статья издана в журнале "Рампа. Культура Башкортостана" № 10.2010 года.

Читайте продолжение статьи:

Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д. Д. Бурлюка. Часть 2.

Романтик русского авангарда. Коллекция живописи Д. Д. Бурлюка. Часть 3.

artageless.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта