Никитин Иван Никитич. Иван никитин картины


Никитин Иван Никитич — русский художник

Русский художник Никитин Иван Никитич . Автор картин: Петр I на смертном ложе; Портрет Анны Петровны, дочери Петра; Портрет Елизаветы Петровны ребенком; Портрет Марии Яковлевны Строгановой; Портрет Петра I.; и многих других.

Никитин Иван Никитич (1680-1742)

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

 И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Картины художника

Петр I на смертном ложе — Никитин Иван Никитич

Петр I на смертном ложе

Портрет Анны Петровны, дочери Петра — Никитин Иван Никитич

Портрет Анны Петровны, дочери Петра

Портрет Елизаветы Петровны ребенком — Никитин Иван Никитич

Портрет Елизаветы Петровны ребенком

Портрет Марии Яковлевны Строгановой — Никитин Иван Никитич

Портрет Марии Яковлевны Строгановой

Портрет Петра I. — Никитин Иван Никитич

Портрет Петра I.

Портрет Петра I — Никитин Иван Никитич

Портрет Петра I

Портрет графа С.Г.Строганова — Никитин Иван Никитич

Портрет графа С.Г.Строганова

Портрет императрицы Екатерины I — Никитин Иван Никитич

Портрет императрицы Екатерины I

Портрет канцлера Г.И.Головкина — Никитин Иван Никитич

Портрет канцлера Г.И.Головкина

Портрет напольного гетмана — Никитин Иван Никитич

Портрет напольного гетмана

Портрет царевны Натальи Алексеевны 1 — Никитин Иван Никитич

Портрет царевны Натальи Алексеевны 1

Портрет царевны Натальи Алексеевны — Никитин Иван Никитич

Портрет царевны Натальи Алексеевны

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны — Никитин Иван Никитич

Портрет царевны Прасковьи Иоанновны

wearts.ru

Никитин Иван Никитич - Каталог картин. Биография. Цены

НИКИТИН Иван Никитич(около 1680 — не ранее 1742)

Бурная деятельность Петра I по преобразованию государства российского вызывала у последующих поколений россиян неоднозначную оценку. Но среди добрых и худых деяний царя зарождение при нем светской национальной живописи, безусловно, можно занести в колонку его заслуг перед отечеством. Появление же в европейском семействе искусств русского, как окажется в будущем, чудо-ребенка, было связано с рядом живописцев-портретистов во главе с замечательным художником Иваном Никитичем Никитиным.Именно его представлял иностранцам Петр I, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера». Именно Петр в 1716 году послал Ивана Никитина и его брата Романа совершенствовать мастерство в Италию. После четырех лет пребывания в Венеции и Флоренции И. Никитин — живописец европейского уровня.Его портреты, написанные в 1720-х годах (Портрет канцлера Г.И. Головкина, Портрет Петра I, Портрет напольного гетмана), достигают высшего мастерства и зрелости. Они реалистичны, выразительны и являются одними из лучших в русской живописи XVIII века.И.Н. Никитин был человеком независимым, смело отстаивавшим свои взгляды перед сильными мира того. Эта ли или иная причина привели к тому, что во время царствования Анны Иоанновны художник попал в немилость, был арестован, пять лет пробыл в Петропавловской крепости, после которой его сослали в Тобольск. Милостью императрицы Елизаветы Петровны он был прощен, выехал в Москву и где-то в пути умер.Иван Никитин не написал в соответствии с отпущенным ему талантом. Однако он сделал большее: был одним из первых в ряду художников явившейся миру новой русской живописи.

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Никитин Иван Никитич

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Никитин Иван Никитич, художник – картины шедевры великих художников

Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

 

 И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.  Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726).  Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).  В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.  В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью. 

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

artrussia.ru

Художник Иван Никитин. Как сложилась судьба первого российского гофмалера? | Биографии

Учиться приходилось в ходе тяжелой каждодневной работы. Живописцы Оружейной палаты не сидят в мастерских, по приказу царя они оформляют новые дворцы и триумфальные арки, пишут батальные картины, прославляющие победы молодой российской армии, украшают московские улицы к праздникам. Здесь Никитин получил и первые навыки портретной живописи. Русские портреты того времени создавались в стиле парсунной живописи под сильным влиянием многовековых традиций иконописи. Но в них уже проявляется робкое стремление мастеров заглянуть во внутренний мир портретируемых.

В 1711 году Никитин переезжает в новую столицу и начинает работать в школе рисования и гравирования при Санкт-Петербургской типографии. Теперь он не просто живописец, но и учитель, передающий молодым художникам основы мастерства. Именно здесь и обратил на него внимание Петр I. Мы не знаем, чем приглянулся царю живописец, который в мастерстве явно уступал работавшему в те годы в России Таннауэру. Наверное, Петр инстинктивно почувствовал в нем будущего мастера.

С 1712 года Никитин сопровождает Петра I в поездках, пишет портреты сподвижников и членов царской семьи. Созданные им портреты еще во многом наивны, в них чувствуются отголоски парсунной живописи, но композиция и колорит уже приближены к европейским требованиям. Художник стремится понять и передать движения души портретируемых, человеческую индивидуальность.

Среди ранних работ привлекают своей искренностью и теплой добротой детские портреты. Серьезно и немного настороженно смотрит на мир будущая императрица четырехлетняя Елизавета Петровна. Простодушна и лукава семилетняя царевна Анна. Обаятельна и мягка племянница царя Прасковья.

Петр I по достоинству оценил мастерство живописца, и 30 апреля 1715 года в «Юрнале Петра» появилась запись: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». В портрете нет ничего «царского». Немного утомленный, с решительно сжатыми губами и пронзительным, твердым взглядом офицер в преображенском мундире. Таким царя мог увидеть только человек близкий ему по духу и мыслям, умеющий распознать под «царским ореолом» мятущуюся русскую душу и железную волю, способную поднять Россию «на дыбы».

Убедившись в самобытном таланте художника, недаром в письме Екатерине он назовет его «добрым мастером», Петр I отправляет Никитина доучиваться в Италию. Быстро пролетели годы учебы. Венецианская и Флорентийская академии художеств, копирование картин великих мастеров в галерее Ватикана, уроки живописи у Томазо Реди и Алессандро Сальери. И все это время жизнь впроголодь, т.к. пенсионерские деньги из России приходят не полностью и с большими опозданиями.

В 1720 году признанным европейским мастером, обласканным при дворе герцога Медичи, возвращается Иван Никитин в Санкт-Петербург. Петр I официально вводит его в свою свиту, дав звание гофмалера — придворного портретиста. И снова для художника началась кочевая жизнь. Под его руководством мастера украшают столицу, а затем и Москву к празднованию подписания Ништадского мира. Да и мало ли было в тот период маскарадов, фейерверков, иллюминаций, придворных праздников. И за всем этим колоссальный труд живописцев, возглавляемых царским гофмалером.

Но главным для Никитина остаются портреты. В этот период он создает шедевры, вошедшие в золотой фонд не только русской, но и европейской живописи: портреты Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, Петра I (в круге). По силе эмоционального воздействия на зрителей выделяются два произведения мастера: «портрет напольного гетмана» и «Петр I на смертном ложе».

Человек, изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Напряженный, силящийся что-то понять взгляд черных глаз, покрасневшие, воспаленные веки, внутренняя боль изогнула седую бровь. Тяжелая душевная мука лежит на всем облике пожилого, небрежно одетого человека с всклокоченными волосами. Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе? Исследователи творчества Никитина называют много имен: наказной гетман Павел Полуботок, гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, а может литовский гетман Казимир Сапега… В последнее время некоторые искусствоведы склоняются к мысли, что это — автопортрет художника.

Неровные, смятые складки белой рубашки у шеи Петра, серовато-желтый колеблющийся свет. Еще топорщатся усы и непокорно разметались волосы, но глаза уже закрылись навсегда, плотно сжались в последнем усилии губы, смертная бледность начинает покрывать лицо. Чувствуется, что от волнения дрожит рука художника, накладывая на холст быстрые, нервные мазки. Ушла из жизни великая личность. Перед нами человек, который боролся всю жизнь и даже в смерти не признал себя побежденным.

После смерти Петра что-то оборвалось в душе мастера. Он еще пишет портреты, но в них уже нет прежней глубины, только внешний блеск. Никитина тяготит засилье иностранных временщиков, отказ от петровской политики. Он не умеет скрывать своих взглядов, хранит дома пасквиль с обвинениями вице-президенту Синода Феофану Прокоповичу, а косвенно — правящему режиму, и в августе 1732 года художника арестовывают. Пять долгих лет допросов и пыток в казематах Петропавловки. Только в ноябре 1737 года Кабинет министров утверждает приговор: «Учинить наказание — бить плетьми и сослать в Сибирь на житье вечно под караулом».

Четыре года провел художник в Тобольске. Написал иконостас для восстанавливаемого после пожара Софийского собора, портрет митрополита Антония. Только в 1742 году, освобожденный по указу вступившей на престол Елизаветы, выехал Никитин в Москву. Но ссылка отняла у мастера не только духовные, но и физические силы, и в дороге он умирает.

Художник не оставил учеников, равных ему по силе таланта, но он поднял русский портрет на уровень европейского искусства.

shkolazhizni.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта