Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Серафим саровский картины
Автор: Ж. А. Курбатова Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди — почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия. Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима СаровскогоЕще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима. Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева. Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов — являя разные грани облика преподобного. Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) — по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди». Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» изводОбратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. — года прославления святого, — сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима. Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами. А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе. Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося — такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного. Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми. Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки — «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово. Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой — близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу — точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима — близость к человеку. В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма. Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима СаровскогоОколо 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902—1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3). В храме Рождества Богородицы села Анискино — ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление). Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии — редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским — в Покровском Хотькове монастыре. В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться. Список литературы: 1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006. 2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003. 3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004. 4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX — начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008. Преподобный Серафим СаровскийПреподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации. |
www.pravklin.ru
ПОЛНАЯ справка о Преподобном Серафиме Саровском, фото
elevantes — 02.08.2011Запись опубликована Blackschool.ru : Warez-портал. Please leave any comments there.
Преподобный Серафи́м Саро́вский и всея России чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Мошнин, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II.
Родился в 1754 году[1] в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии.[2] Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского кафедрального собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.[2]
В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился и столпничал на каменном валуне. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.
Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии Путь в Саров, 1903
Из житийных историй наиболее известными и популярными являются две: приручение медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук, и случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. После этого случая преподобный навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя разбойники ничего не нашли. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их и упросил судью не накладывать на них наказание.
В 1807 году преподобный принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.[3]
Правило преподобного Серафима Саровского
Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное нынекак «Правило преподобного Серафима».Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякийдолжен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая — как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять этоправило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)
Прославление преподобного Серафима Саровского было совершено 1 августа 1903 года по настоянию Государя Императора Николая Второго. И Сам Николай Второй принимал участие в перенесении мощей Святого Старца.
yablor.ru
КАРТИНА "ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ": girafanya
Картина в провославном стиле. В ширину 280 бисеренок, в длину 360 б.Её размер 62см на 75см. В целом, схему нарисовала в течении недели в 2004 году, а вышивала около 5 месяцев и закончила в 2006 году. Вышивала по канве, монастырским швом. Картина подарена Собору святителя Николая в городе Сан Паулу, Бразилия.Вот картина в рамке и висит в трапезной Собора святителя Николая
У нас с этим святым много связано интересного.Сперва я у подруги прочитала житие и в книгу влюбилась. Захотела себе такую, но просить не решалась, у той 2е детй росло.Пришла отдавать. она ставит на полку и там точно такая же стит :))) Она понятия не имеет откуда и предложила мне тут же одну забрать. Я просто задохнулась тогда.
Потом в Бразилии в Нитерои, мы были на храмовом Празднике Покров Богородицы и учавствовали в крестном ходе. Мне дали Икону Серафима Саровского и у Альки проскочила мысль, что Серафим Саровский пострадал от разбойников. Вечером этого же дня на нас впервые напали бандиты с оружием. Очень напугали и психически травмировала, Алексей болел серьёзно и долго, лесили по скорой помощи и потом долго, даже транквилизаторы...
После этого нападения, я начала вышивать картину Серафимушке, решила, что это знак мне был. Схему составила за 1 неделю!Но вышила не всё, нам прищлось ехать в Россию, и вместо 5 недель, мы там пробыли 7 месяцев в ожидании нового окнтракта без денег и бисера.
А потом приехали, и в дорогу мне подруга подарила маленькую Иконочку Серафимушки.На меня напали по приезде в Бразилию на 9ый день, опять с револьвером и унесли иконочку. Серафим ушёл к разбойникам, воспитывать их :)))
А несколько месяцев спустя я окончила картину и она теперь живёт в трапезной собора в Сан Пауло.
girafanya.livejournal.com
Преподобный Серафим Саровский: иконы, житие, молитва
Серафим Саровский – православный чудотворец и почитаемый святой. В этой статье Вы найдёте житие преподобного, молитвы, тропарь, и иконы, посвящённые ему.
Житие Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.
В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.
После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.
По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.
Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.
Читайте также:
Великий Серафим – святой Саровской пустыни. Подробное житие святого Серафима.
Иконы и картины
Чудесное спасение после падения с колокольни
Во время болезни
Мать благословляет Прохора в монастырь
Старец Досифей благословляет Прохора в Саровскую пустынь
Прохор подходит к Саровской пустыни
Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме
Нападение разбойников на преподобного Серафима
Преподобный Серафим, молящийся на камне
Посещение Серафима Александром I
Кормление медведя
Преподобный Серафим в Ближней пустынке
Преподобный Серафим в Дальней пустынке
Основание Мельничной общины
Преподобный Серафим благословляет людей
Хождение Серафима
Батюшка Серафим копает Канавку
Явление преподобному Серафиму Божией Матери
Предсмертное моление
Чтение псалтири у гроба Преподобного
Видение Глинскому игумену Филарету души преп. Серафима, возносимой на небо ангелами
Погребение преподобного Серафима
Статьи и воспоминания
Всемирный светильник. Митрополит Вениамин (Федченков) о преподобном Серафиме Саровском.
Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима. Статья Алексея Ильича Осипова, профессора Московской Духовной Академии.
Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского, известное с детства каждому православному человеку.
Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском. Пишет Н. Аксакова.
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым
По святым местам Дивеево. Описание Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Среди лета запоют Пасху. Проповедь о преподобном Серафиме святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), произнесенная в 1928 году.
Проповедь о преподобном Серафиме Саровском архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Малинка. Чудеса преподобного Серафима Саровского. Отрывок из книги митрополита Вениамина Федченкова.
Слепой Иерусалим. Священник Константин Камышанов.
Серафимов день. Полина Дудченко
8 эпизодов из жизни преподобного Серафима Саровского (+клейма иконы)
Преподобный Серафим: житель Святой земли. Протоиерей Андрей Ткачев.
Преподобный Серафим и живые камни. Ольга Джарман.
Митрополит Антоний Сурожский о преподобном Серафиме Саровском и страшной святости (+Видео)
Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому? Мария Сенчукова.
Поучения преподобного Серафима Саровского
О романтике преподобного Серафима Саровского. Священник Константин Камышанов.
Преподобный Серафим, или Непридуманная история. Наталья Семушкина.
Чудесная помощь батюшки Серафима. Олеся Николаева.
Патриарх Сербский Павел о преподобном Серафиме и жизни во Христе
Удивительное происшествие. Наталья Смирнова.
Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский. Митрополит Вениамин (Федченков).
В Дивеево на шпильках. Ольга Иженякова.
Батюшка Серафим… Наталья Семушкина.
Великий Серафим — святой Саровской пустыни. Ксения Куломзина
Наставления преподобного Серафима Саровского
О хранении мира душевного.
Об отчаянии.
О терпении и смирении.
О любви к ближним.
О болезнях.
О скоротечности жизни.
О хранении познанных истин.
Об искушениях.
О посте.
О молитве.
О помыслах и плотских движениях.
О воссылаемых к Богу прошениях.
О подвигах.
Об устроении дома души своей.
Цитаты Серафима Саровского
“Итак, из сих разнообразных действий сердечных может человек познать – что есть божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: от действа убо возможеши познати воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Добротолюбие, ч. I, Григорий Син. О безмолвии).”
“Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому.”
“Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.”“Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: и на враги моя воззрe око мое (Пс. 53, 9). От ока его не скрыт диавол, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8), и те, которые напрягают лук свой сострeляти во мрацe правыя сердцем (Пс. 10, 2).”
“Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришел бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает.”
“Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.”
“От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).”
“Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.”
“Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.”
“Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.”
“К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преп. Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел, наконец, до восьми лотов хлеба.”
“Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.”
Молитвы
Тропарь прп. Серафиму, Саровскому чдтв., глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.
Акафист преподобному Серафиму Саровскому (текст + mp3)
www.pravmir.ru
ПРАВОСЛАВНАЯ КОПИЛКА - Широкоформатные иконы, гравюры и фотографии о преп. Серафиме Саровском
Широкоформатные иконы, гравюры и фотографии о преп. Серафиме Саровском
Материал о преп. Серафиме Саровском смотрите здесь
Скачать в широком формате
Образ преп. Серафима Саровского. Литография 1903 г.
Скачать в широком формате
Благословение матери на монашеский путь. Фрагмент литографии начала XX века.
Скачать в широком формате
Монашеский постриг преп. Серафима Саровского.Фрагмент литографии начала XX века.
Скачать в широком формате
Видение преп. о.Серафиму Иисуса Христа в храме. Литография И.А. Морозова, 1903 г.
Скачать в широком формате
Избиение преп. Серафима разбойниками. Литография Серафимо-Дивеевского монастыря, нач. XX века.
Скачать в широком формате
Исцеление расслабленного преп. Серафимом Саровском чудотворцем. Фрагмент литографии начала XX века.
Скачать в широком формате
Посещение Преосвященного Арсения. Фрагмент литографии начала XX века.
Скачать в широком формате
Моление преп. Серафима на камне. Икона, написанная священномучеником митрополитом Серафимом Чичаговым. Начало XX века.
Скачать в широком формате
Блаженная кончина преп. Серафима. Фрагмент литографии начала XX века.
Скачать в широком формате
Крестный ход с мощами преп. Серафима Саровского 19 июля 1903 г. Литография Серафимо-Дивеевского монастыря,1903 г.
Скачать в широком формате исходное, обработанное
Дальняя пустынька преп. Серафима. Фрагмент литографии 1903 г.
Скачать в широком формате
Вид Саровской пустыни с Северо-западной стороны. Литография Серафимо-Дивеевского монастыря,1903 г.
Скачать в широком формате
Вид Серафимо-Дивеевского монастыря с юго-западной стороны. Литография 1903 г.
Скачать в широком формате
Святые храмы обители. Фото 1903 г.
Скачать в широком формате
2011 г.
Скачать в широком формате 1-й вариант, 2-й вариант.
2011 г.
Скачать в широком формате
Серафимо-Дивеевский монастырь, 2013 г.
Скачать в широком формате
Назад к спискуkopilka.ortox.ru
Икона преподобного Серафима Саровского - Holy Trinity Saint Serafim-Diveyevo Monastery
О Серебрякове в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр» (ЦГА РМ, ф. 1, оп. 2, д. 27, л. 56 об.). Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя – Иосиф.Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.
Самое значительное произведение Серебрякова – росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в коричневато-бежевых тонах без цветных красок, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско – тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходилось сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.
Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем – копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.
На малых картинах изображены Ангелы, Херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, – четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это – Триипостасное Божество в своде центрального купола и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.
www.4udel.nne.ru
Преподобный Серафим Саровский История в картинках — Александра — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»
1 августа – день памяти святого. Будущий подвижник (в крещении – Прохор) родился 19 июля 1759 года в семье курского купца Сидора Мошнина. Сидор рано умер, и подряды мужа взяла на себя его вдова Агафья.
Однажды Агафья вместе с Прошей поехала на строительство храма, и ребенок упал с высокой недостроенной колокольни. Каково же было удивление матери, когда она увидела сына целым и невредимым! Ей и всем окружающим стало ясно, что ребенок – необычный, и его ждет особая судьба.
В 17 лет Прохор попросил благословение матери уйти в монастырь. Агафья уже давно поняла, что ее сын избран Богом, и не стала препятствовать его решению, а благословила и подарила Прохору медный крест. Этот дар подвижник носил на себе до самой кончины.
XVIII век – время кризиса и упадка русского монашества. Прохор знал, что найти наставника будет непросто, и горячо взмолился Богу. Вскоре он пришел в глухие нижегородские леса к монаху Пахомию – воспитаннику Киево-Печерской Лавры, который подвизался в Саровской обители. Началось послушничество будущего святого.
В 1786 году Прохор был пострижен в иноки и получил имя Серафим. В 34 года он стал священником. Будущий святой построил себе келью в глухом лесу и проводил все время в трудах и молитве.
Однажды трое местных крестьян решили, что у подвижника в избушке хранятся деньги. Грабители пришли к старцу и избили его до беспамятства, оставив умирать. У батюшки был при себе топор, но обороняться он не стал. Естественно, денег в избушке не оказалось. В конце концов преступники раскаялись в содеянном, а заступничество батюшки спасло их от уголовного преследования.
Оправившись от страшного удара, старец освоил новую форму подвига – молчание. Он тысячу ночей провел на небольшом валуне под сосенкой, молясь Богу с воздетыми руками.
В 1815 году старец распахнул двери своей кельи — он хотел поделиться с людьми той любовью, которая наполняла его сердце. Для каждого у него находилось нужное слово. Старец обращался ко всем своим гостям «радость моя», ведь наивысшей радостью для него был именно человек. Отец Серафим мирно отошел ко Господу 2 января 1833 года. Его нашли стоящим на коленях в молитве, со сложенными крестообразно руками.
Духовные подвиги преподобного Серафима:
- Столпничество;
- Молчальничество;
- Затворничество;
- Старчество.
azbyka.ru