Русский портрет. Григорьев художник картины


Григорьев Борис Дмитриевич — русский художник

Русский художник Григорьев Борис Дмитриевич . Автор картин: Девочка с бидоном. Из цикла «Расея».; Деревня. Из цикла «Расея».; Мать (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом).; Олонецкий дед; Парижское кафе; и многих других.

Григорьев Борис Дмитриевич (1886-1939)

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете. <...> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева "парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими", но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: "...до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается".

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность.

Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.

В этой галерее наиболее известны два портрета - В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета. В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной "Лики мира", посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине.

Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

Картины художника

Девочка с бидоном. Из цикла «Расея». — Григорьев Борис Дмитриевич

Девочка с бидоном. Из цикла «Расея».

Деревня. Из цикла «Расея». — Григорьев Борис Дмитриевич

Деревня. Из цикла «Расея».

Мать (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом). — Григорьев Борис Дмитриевич

Мать (Е. Г. Григорьева, жена художника, с сыном Кириллом).

Олонецкий дед — Григорьев Борис Дмитриевич

Олонецкий дед

Парижское кафе — Григорьев Борис Дмитриевич

Парижское кафе

Портрет Александра Александровича Коровина — Григорьев Борис Дмитриевич

Портрет Александра Александровича Коровина

Портрет Николая Константиновича Рериха — Григорьев Борис Дмитриевич

Портрет Николая Константиновича Рериха

Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда — Григорьев Борис Дмитриевич

Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда

Улица блондинок — Григорьев Борис Дмитриевич

Улица блондинок

wearts.ru

Жестокий художник Борис Григорьев

Выставка Бориса Григорьева

Газета "КоммерсантЪ" делится своими впечатлениями о недавно открывшейся в Третьяковской галерее выставке Бориса Григорьева... В Третьяковскую галерею из Русского музея переехала персональная выставка Бориса Григорьева, художника, жестокого ко всему, чего касалась его кисть: русская ли это, или бретонская природа, крестьяне или творческая интеллигенция. Наверное, именно поэтому картины его и очень зрелищны, и очень дороги.

Выставка составлена из полусотни произведений из музеев Москвы и Петербурга (с понятным преобладанием ГТГ и ГРМ), нескольких провинциальных музеев и частных коллекций. Участие частных коллекций — московских, питерских и зарубежных — в этом проекте принципиально. Плоды творчества Бориса Григорьева, в 1919 году уехавшего из России в Берлин, а потом в Париж, на десятилетия были отданы в полное распоряжение частных покупателей.

В главном, "ударном" зале выставки чуть ли не треть лучших вещей — из частных, русских (даже если у них иностранные названия) коллекций. Большинство приобретено на аукционах в последние годы по рекордно высоким ценам. Самые дорогие — "Музыканты" и "Портрет Клюева", они стоили более $3 млн, "Лики России" из коллекции Ростроповича—Вишневской были бы дороже, если бы их не приобрел "оптом" Алишер Усманов и не подарил Дворцу конгрессов (Константиновскому) в Петербурге. Мерить ценность картин их рыночной ценой — дурной тон, но сам художник наверняка был бы доволен. Он любил шокировать публику.

Таким, как в лучших вещах, нарочито грубым и вызывающе откровенным по содержанию и эстетски выдержанным по форме Борис Григорьев стал не сразу. Первые несколько залов выставки с гуашами и маслом 1900—начала 1910 годов представляют художника, мечущегося от влияния к влиянию: в целом несомненный "мирискусник", Борис Григорьев похож то на Добужинского, то на Судейкина, а то на и Врубеля или Кустодиева. Страсть к гротеску и фантасмагории не находила ни достойного сюжета (выливаясь то в макабрические "балаганчики", то в мертвенные "парижские кафе"), ни верного воплощения (живопись то слишком сухая и подробная, то излишне "жирная").

После 1915 года художник наконец нащупал верный тон — кристаллические объемы, динамичные (при статичных общих композициях) контуры, яркие, но гармоничные сочетания цветов. И таким образом он написал цикл о французских шлюхах (серия Intimite) и потом — о русских крестьянах (знаменитая "Расея"). Женский цикл проклял Константин Сомов, крестьянский — Александр Бенуа; последний, впрочем, вместе с ужасом испытывал и восторг.

"Расею" (и второй цикл начала 1920-х годов, "Лики России") проклясть так и хочется: это не о любви к родной земле или к Богу, не о сочувствии угнетенным крестьянам. Это вообще непонятно о чем и очень страшно: обитатели земли русской, младенцы и старики, уродливые и не очень, злобно таращатся на зрителя. В их глазах горит глубокая ненависть, не имеющая конкретной причины и адресата (в полотнах цикла нет ничего, чтобы объясняло эти чувства) — однако странным образом понятная многим, вполне современным русским.

Портреты Бориса Григорьева тоже хороши, хотя они слегка одинаковые — из-за того, что для художника его фирменное "отвращение" к персонажу важнее самого портретируемого. Иногда это на пользу полотну — злобно дергая Мейерхольда как марионетку, художник создает настоящий шедевр. Иногда — нет, и Максим Горький в неловкой позе кукловода вял и надуман. А может, художнику надо было резче недолюбливать своего персонажа — а Горького он неожиданно полюбил, сочтя "гением и святым человеком". Федора Шаляпина художник написал лежащим в напряженной, неестественной позе, со взглядом подозрительным и недоверчивым — хотя певцом, судя по воспоминаниям, восхищался.

Впрочем, характер самого художника трудно вычитывать по его работам. Он был вспыльчивым и экзальтированным и от восторженности быстро переходил к мизантропии. Себя изображал неврастеником с барочно перекошенным лицом и презрительно косящим взглядом и не шутя называл "первым художником на свете".

rupo.ru

Художник Борис Григорьев и его картины

» Борис ГРИГОРЬЕВ

Борис Григорьев

 

  Борис Григорьев родился 11 июня 1886 года в Москве. Отец его был директором банка в Рыбинске на Волге, мать – урожденная Линберг – была родом из Риги из семьи купца и судовладельца.

 Рано женился – в 1907 году на Элле Григорьевой. После завершения своего обучения в Москве он перебрался с Эллой в Петербург и занимался там 3-4 года в Академии искусств. Позднее работал как свободный художник.

В 1910-11 гг. много работал техники графики, следовал традициям мирискусников, но уже с 1912 года выработал свой стиль. Был профессором Академии в Москве. Являлся автором портрета М. Горького. Участник многих выставок в Париже, Нью-Йорке.

 В 1919 году он был вынужден эмигрировать из страны. В Кане на юге Франции он построил маленький дом с ателье и назвал его вилла Бориселла. Она стала основным местом жительства и художественного творчества Григорьева в последние 12 лет его жизни. Его сын Кирилл впоследствии жил в ней. У самого Григорьева почти не было учеников и последователей. Дягилев не привлек к его работе в Русском балете (несмотря на общие точки с творчеством Стравинского), и это до сих пор остается загадкой для исследователей.

В 1920-е годы Григорьев снискал на Западе, особенно в Америке, шумную и внешнюю славу «историка славянской души», сумевшего передать в своих произведениях самый дух, самую сущность национального характера – буйного, стихийного, пугающего. С Россией почти не имел связей. Разве что известный тогда художник Рерих состоял в переписке с Григорьевым.

С 1921 года Григорьев жил в Париже, там ежегодно проходили его персональные выставки. Каждое лето он выезжал работать в тихие провинциальные уголки Нормандии и Бретани. Результатом таких «бегств» от городской цивилизации явились его нормандский и бретонский циклы 1921-1926 гг. Также в 1920-е годы Григорьев часто бывал в США, но не обосновался там на постоянное место жительства, несмотря на поддержку друзей (в частности, Д. Бурлюка).

Для России талант Бориса Григорьева был потерян на многие десятилетия. Только в 1989 году при поддержке Дм. Лихачева состоялась Первая персональная выставка художника на родине, в России (в Псковском музее).

Борис Григорьев имел не только художественный талант, но и литературное дарование. Из его наследия можно назвать письма, эссе «Линия» «Учитель» в сборнике «Расея», поэтические произведения, а также ранний роман «Юные лучи», опубликованный в 1912 году в Петербурге под псевдонимом «Борис Гри».

Борис умер в возрасте 53 лет, его жена Элла – в возрасте 86 лет в полной бедности.

 

  Поделиться…        

 

 

Картины Бориса Григорьева: (смотрите с названиями на сайте, если есть желание)

 

© www.avangardism.ru 2015 Русский авангард. Художники авангардисты

subscribe.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта