Биография Марии Константиновны Башкирцевой. Картины башкирцевой марии
Мария Башкирцева. Гений или никто?
Она мечтала о бессмертии, но скончалась в юном возрасте. Сто лет назад на открытках с ее портретом печатали самую известную ее мысль: «Искусство возвышает душу даже самых скромных из своих служителей, так что всякий имеет в себе нечто особенное сравнительно с людьми, не принадлежащими к этому высокому братству».
Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Но большая часть картин, увезенных после ее смерти в Россию, погибли во время революции и при бомбежке окрестностей Киева во время Великой Отечественной войны. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки. Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. Столь блистательное и предельно откровенное описание стремительно закатившейся жизни стало настоящей сенсацией и никого не оставило равнодушным.
В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет и был признан абсолютным каноном автобиографической прозы, хотя кое-кто подвергал сомнению его подлинность. Валерий Брюсов писал в своем дневнике: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».
«Но если я ничто, если мне суждено быть никем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому, к величию, представлявшемуся мне когда-то в форме богатств и титулов? Почему с тех пор, как я способна связать две мысли, с четырех лет, живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном…смутном, но огромном?..» (Запись в дневнике Марии Башкирцевой за несколько месяцев до смерти.)
«… Марию Башкирцеву я люблю безумно, безумной любовью. Я целые два года жила тоской о ней. Она для меня так же жива, как я сама», — признавалась Марина Цветаева и считала, что правда о Башкирцевой — это миф о Нарциссе. Среди увлечений юной Марины рано умершая художница занимала особое место. Ей поэтесса посвятила стихотворение «Встреча», а дневником Башкирцевой зачитывалась.
«С той девушкой у темного окна
— Виденьем рая в сутолке вокзальной —
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему была она печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей — и в небе счастья нет?..»
Цветаева настолько была увлечена Башкирцевой, что ей удалось отыскать адрес ее матери и переписываться с ней в течение нескольких месяцев. А свою первую поэтическую книгу «Вечерний альбом» Марина посвятила «блестящей памяти Марии Башкирцевой». Что привлекало Цветаеву в личности Башкирцевой? Наверное, такая же по-юношески эгоцентричная любовь к себе, «вознесенная до пафоса», представление о мире как об огромной сцене и об окружении как о декорации, ощущение своей исключительности, желание одерживать победы и покорять… «Она — настоящий дэнди. Есть и спать перед зеркалом», — писала Цветаева о Башкирцевой, сама любуясь собой в том же зеркале. А может быть, драма невыраженной души при необычайном таланте?
Автопортрет
Мария Башкирцева родилась 24 ноября 1858 года в селе Гавронцы под Полтавой, хотя сама Мария в предисловии к дневнику указывает другую дату, имея в виду старый стиль и год: «Итак, предположите, что я знаменита, и начнем. Я родилась 11 ноября 1860 года». А в неизданном отрывке дневника Мария писала: «Я родилась 12 ноября, но должна была родиться только 12 января, поэтому мой возраст следует считать от 12 января по старому стилю». Отец Марии, Константин Башкирцев, был предводителем уездного дворянства, а мать, Мария Бабанина, происходила из старинного дворянского рода, основали который, как гласило семейное предание, еще татарские князья.
Через два года родители развелись, что было редкостью для России того времени, и Мария с братом Павлом воспитывалась в семье деда Бабанина, поклонника Байрона и англомана. Из-за хрупкого здоровья Муси — так звали Марию в семье, — мать с детьми в 1870 году уезжает в Европу, где поселяется в Ницце, а впоследствии — в Париже. На вилле в Ницце в двенадцатилетнем возрасте Мария начинает вести дневник, поражающий своими недетскими размышлениями.
«Мой дневник — самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано! — писала она. — Тут вся женщина, со всеми своими мыслями и надеждами, разочарованиями, со всеми своими скверными и хорошими сторонами, с горестями и радостями. Я еще не вполне женщина, но буду ею. Можно будет проследить за мной с детства до самой смерти. А жизнь человека, вся жизнь, как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, — всегда великая и интересная вещь».
Дарования Башкирцевой были всесторонними. Она с легкостью усваивала иностранные языки, сама выучила древнегреческий и латынь, читала древних философов, разбиралась в политике. Обладая прекрасной памятью, цитировала наизусть пространные отрывки из Гомера. Работоспособность ее была невероятной. Много часов в день она проводила за роялем, едва ли не ночевала перед мольбертом, за два года прошла семилетнюю академическую программу по живописи, поступив учиться в Академию Жулиана в Париже, за свои картины получила золотую медаль в престижном парижском Салоне, но такая напряженная деятельность неумолимо подтачивала ее и без того слабое здоровье.
Автопортрет с палитрой, 1880
Из-за хронического ларингита Мария потеряла великолепный от природы голос, диапазоном почти три октавы, и музыкальный слух, которым обладали лишь редкие пианисты, в восемнадцать лет начала глохнуть. А болезнь века — туберкулез — и вовсе преждевременно унесла ее в могилу. Но не только болезни заточили ее при жизни в клетку одиночества. Она была на одиночество обречена, как всякая одаренная личность, намного переросшая свое окружение.
Поиск достойного собеседника вызвал к жизни ее переписку с Мопассаном, прерванную ею сразу после того, как увлеченный писатель попросил ее о свидании. Мария пережила многочисленные платонические увлечения богатыми и знатными мужчинами, но самой главной, всепоглощающей ее страстью стало искусство. «Я хочу от всего отказаться ради живописи, — записала она в дневнике. — Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь».
Конечно, она была необыкновенной, иначе быстро бы исчезла из памяти современников и потомков. «В эту минуту вошла мадемуазель Мари, — писал известный французский критик Франсуа Коппе, оставивший описание образа Башкирцевой в расцвете ее таланта. — Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого-нибудь часа, и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное… воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила. На мои поздравления она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах…»
И далее он сообщал, что при виде Башкирцевой испытал какой-то страх, тревогу и недобрые предчувствия: «При виде этой бледной, страстной девушки, мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом, и какой-то тайный голос как бы шептал мне: «Слишком много сразу!» Это было действительно слишком…»
Портрет девочки, 1882
Ее постоянно терзала мысль о полном, бесследном исчезновении человека после смерти, и она не могла с этим примириться. «После моей смерти перероют мои ящики, найдут этот дневник, семья моя прочтет и потом уничтожит его, и скоро от меня ничего больше не останется, ничего, ничего, ничего! — писала она, доверяя свое отчаяние дневнику. — Вот что всегда ужасало меня! Жить, обладать таким честолюбием, страдать, плакать, бороться и в конце концов — забвение… забвение, как будто бы никогда и не существовала…» Но и в XXI веке таинственная сила обаяния ее личности трогает душу, задевает за живое и заставляет нас размышлять над страницами ее дневника и проживать те чувства, которые волновали ее полтора столетия назад…
Она предчувствовала свою раннюю смерть, но, вопреки советам врачей, начала серьезно лечиться, когда болезнь зашла уже слишком далеко. «Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным», — писала Башкирцева.
В последний год жизни Мария переживала о так и несостоявшейся любви. Ее одиночество скрашивалось нежной дружбой с ее учителем, художником Бастьен-Лепажем, которого она обожала. Незадолго до смерти Мария Башкирцева записала: «Словом, во всем, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого… И если это не может осуществиться, лучше уж умереть…» Силы покидали ее. Она уже не могла подняться по лестнице, подолгу лежала в постели, но на своей последней незаконченной картине изобразила молодую женщину, сидящую на траве в весеннем цветущем саду.
Башкирцева скончалась в октябре 1884 года, не дожив двух недель до своего двадцатишестилетия. Ее похоронили в Париже на кладбище Пасси. Мопассан, посетив ее могилу, сказал: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» А Марина Цветаева написала:
«Ей даровал Господь так много!
А Жизнь — крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть — признанья пьедестал!»
www.matrony.ru
Мария Башкирцева-рано угасшая звезда. | Волшебная сила искусства
Мария Башкирцева оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки.
Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет. Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» художницы ранний сборник стихов «Вечерний альбом».
Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,В одном из окон полудетский лик.
С той девушкой у темного окна- Виденьем рая в сутолке вокзальнойНе раз встречалась я в долинах сна.Но почему она была печальной?Чего искал прозрачный силуэт?Быть может ей - и в небе счастья нет?
М.Цветаева.
Автопортрет.
К сожалению, провидением ей было отпущено всего 23 года жизни, а широкая международная известность пришла уже после смерти.
Родилась Мария Башкирцева 11 ноября 1858 года в селе Гайворонцы под Полтавой в богатой дворянской семье. Через два года после её рождения родители расстались, и она вместе с братом осталась на попечении матери, перебравшейся в имение своего отца.
Девочка с детства поражала всех своей целеустремленностью, жаждой знаний и удивительной талантливостью. И все это вопреки болезни, которая сопровождала её с рождения.
Автопортрет.
В 1870 году семья переезжает в Ниццу, а в 1877 году - в Париж, где Мария начинает заниматься в художественной школе-студии Жюлиана. Опытный педагог Жюлиан был поражен способностями своей ученицы.
Прошел всего год обучения в студии, а работы Марии, выставленные на ученической выставке, принесли ей золотую медаль. Причем, решение о награждении принимали известные живописцы: Бугеро, Буланже, Робер-Флери, Лефебр. Это был не просто успех, это было свидетельство того, что в европейской живописи растет новый самобытный мастер.
В мастерской школы Жулиана.
На этой картине Мария Башкирцева изобразила себя в правом нижнем углу - девушка в тёмном платье, сидящая спиной к нам. И этим точно определила своё положение в мастерской Жулиана. Обратите внимание - остальные сидят вместе, советуются, общаются. Башкирцева - одна и на отшибе - сосредоточенно работает.
Молодая женщина с букетом сирени.1881
Три улыбки.Младенец.
С 1879 года Мария стала регулярно выставлять свои работы, которые неизменно вызывали интерес зрителей и хорошие отзывы в прессе. Немаловажно, что её работы стали находить покупателей, хотя недостатка в средствах Мария и не испытывала.
Портрет девочки.
Признанных авторитетов в мире живописи удивляли не только успехи девушки в живописи, но и её зрелость в подходах к искусству. Мария избежала модных увлечений авангардистскими направлениями в живописи. Она отрывала время от занятий, чтобы посетить известные картинные галереи и музеи Европы, где целые дни проводила перед полотнами старых мастеров. Её любимыми художниками были испанские живописцы Веласкес и Рибера.
Дождевой зонтик. 1883г.
«Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек» - записала девушка в своем дневнике, который начала вести с 12 лет. На дневнике Марии стоит остановиться подробнее. Когда после смерти девушки он был издан, то сразу же стал бестселлером.
Дневник был переведен на многие языки, неоднократно издавался и в России. Когда читаешь это удивительное произведение, поражаешься предельной откровенности, зрелости мысли, целеустремленности, самобытности и самостоятельности суждений, громадной воле и целеустремленности больной девушки, которая ставила для себя очень высокие цели и упорно добивалась их достижения. «Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно.
Жан и Жак 1883 г
"Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». И это пишет, в сущности, еще ребенок! А преуспела она не только в живописи. Мария прекрасно играла на мандолине, арфе, гитаре, рояле, хорошо пела. В Ницце она брала уроки вокала у профессора Фачио. Знала европейские языки, кроме французского хорошо говорила на английском, немецком, итальянском, изучила древнегреческий и латынь.
Совещание.
«Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей...»
Уверенность в собственном успехе, может быть, была связана с одним любопытным случаем. Однажды гадатель-еврей напророчил Мусиной матери: «У тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою...»
Девушка обладала несомненным даром литератора. Свои литературные способности она продемонстрировала в переписке с Мопассаном, которому под вымышленными именами написала 6 писем.Почему? Вот как на этот вопрос отвечает биограф писателя Арман Лану:
"Это была русская девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная, маленькое прозрачное существо, кокетничавшая перед лицом собственной смерти. Она хотела оставить свой дневник какому-нибудь писателю.
Мария цеплялась за этот дневник как за единственную надежду пережить саму себя... Она думала о Мопассане как об исполнителе ее завещания. Вместо того чтобы прямо ему об этом сказать, что его безусловно бы растрогало, она жеманилась. Грубость Милого друга, стоящего на пороге могилы, обескуражила этот хрупкий оранжерейный цветок…»
Заинтригованный писатель пытался угадать, кто его собеседница. Она отвечала:
«...Если бы я не была замужем, разве осмелилась бы я читать ваши ужасные книги? Довольны ли вы?.. А что если я мужчина?».
Так и не открыв своего имени, девушка оборвала переписку. В дневнике она признавалась:
«Я жалею, что обратилась не к Золя, а к его адъютанту, талантливому, и даже очень. Однажды утром я проснулась, ощущая потребность, чтобы какой-нибудь знаток оценил по достоинству, как красиво я умею писать».
Стиль и манера изложения, подход к обсуждаемым проблемам в каждом письме были новыми. Мопассан не распознал этой литературной шалости, считая, что каждый раз ему пишет новый человек, и в ответных письмах даже пытался угадать, кем является его очередной корреспондент.
Но главной страстью Марии оставалась живопись, которой она посвящала практически все время. За короткий срок она написала значительное количество работ, вызывавших не только интерес, но и споры.
Даже некоторые художественные критики подозревали, что её картины - мистификация, а их подлинными авторами являются маститые художники. Трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.
После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади.
Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».
Осень 1883г.
Непростые отношения связывали Марию с ее учителем Лепажем. Тяжелая болезнь приковала этого французского художника к постели, но даже тогда, когда он не мог двигаться, его потребность видеть ее, говорить с ней вынуждала его близких приносить мастера в дом Башкирцевых. Именно он находился рядом с Марией в ее последние, предсмертные дни.
Скоротечная чахотка отнимала силы молодой художницы. Подолгу лежа в постели, на последней своей, неоконченной картине она нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду…
Весна.
Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений.
Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887-м вышли в свет два тома ее дневников. Книга стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую индивидуальность, многогранно талантливую женщину из загадочной России.
Мавзолей Башкирцевой в Париже на кладбище Пасси., построенный Эмилем Бастьен-Лепажем является также местом захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных.
Над входом в него строчка из Андре Терье, а внутри хранятся некоторые картины Башкирцевой, в том числе одна из её последних работ «Святые жены», её мольберт, мебель, скульптура.
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:
«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
Незадолго до смерти Мария Башкирцева сделала следующую запись:
«Словом, во всем, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого... И если это не может осуществиться, лучше уж умереть...»
Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами», – признавался Валерий Брюсов. Да иИ. А. Бунин в мае 1942-го сделал в своих тетрадях такую пометку: «Кончил перечитывать «Дн-к» Башкирцевой. Вторая половина книги очень примирила меня с ней. И какая действительно несчастная судьба!..»
После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
«Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!»ГАЛЕРЕЯ КАРТИН.
maxpark.com
Мария Башкирцева – воплощение Музы
Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем.Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному.Мария Башкирцева
Сегодня мой пост посвящен незаурядной личности – Марии Башкирцевой, талантливой, поразительной и навсегда оставшейся юной в памяти ее почитателей. Когда читала дневник этой удивительной девушки, была уверена, что сразу поделюсь своими чувствами и мыслями с вами, мои дорогие друзья! Несколько раз приступала к статье, но получалось, что я просто переписывала цитаты из “Дневника” Марии. И чем дальше, тем этих цитат становилось все больше, и в итоге пост превращался в ее дневник))
Со временем мысль об этой статье становилась все призрачней… Каким же было моё удивление, когда моя подруга ВДРУГ предложила написать пост именно об этой девушке! Оказывается после прочтения «Дневника» Марии Башкирцевой она тоже оказалась под сильным впечатлением и решила выплеснуть свои эмоции …к счастью в мой блог!)) Ах, как же я этому рада!! Тем более Валентина уже как-то украсила мой сайт прекрасной статьей о своей любимой Зинаиде ГиппиусПоэтому с большим удовольствием предлагаю вашему вниманию статью Валентины Демидовой-Каймы о необыкновенной девушке, которая прожила очень короткую, но такую невероятно яркую и насыщенную жизнь.
Не Муза Великих, а воплощение Музы
Погружение в биографию Марии Башкирцевой, её картины, и, наконец, «Дневник» привело меня к необычному откровению, панорама которого с течением времени открывалась всё больше и становилась всё ярче и реальней.Вот как мне всё представляется.
Свою Любовь доверил Нам Господь!
Боги Олимпа больше всего ценили, и, по-видимому, ценят и по сей день, Любовь и восхищение ….Смертных! История Олимпа свидетельствует, они сражались за эту Любовь, ради неё совершали подвиги и преступления.Почему?Потому что Творец свою Любовь доверил не богам, не ангелам, а Человеку.Более пространный ответ у меня сложился таким почти поэтическим образом.
Творить Любовь, где Небо и Земля – одно,Ни Ангелам, ни Духам не дано,Хоть ближе к небесам их песнопенья.
Свою Любовь доверил Нам Господь!Из тлена поднимает выше МираЛюбовь, в которой всё сплелось,И страсть земная, и возвышенная лира.
В Любви, где Человек – творец,Вкус, запах и прикосновенье,Звук, цвет и формы – всем им нет числа!
И надо лишь добавить намСвоих сердец влюблённое биенье,Созвучное мерцающему свету ЗвёздИ Ангельскому песнопенью.
Родители ее ласково называли Мусей.
И вот на прекрасном Олимпе среди бессмертных одна из дочерей Мнемозины* возжелала получить эту земную Любовь и славу, восхищение и поклонение людей. Она мечтала о Любви больше и сильней других столь же прекрасных и одарённых талантами сестёр, как путник в пустыне мечтает о глотке воды.И вознамерилась вкусить эту Любовь. Нет, она не захотела на этот раз вдохновлять смертных гениев, а, облачаясь в плоть человеческую, лично явить людям свои многочисленные таланты.Подобно Русалочке, ей удалось вымолить у старших Богов человеческую жизнь. И, чтобы беспрепятственно заявить миру людей о своих талантах, просила дать ей возможность родиться в богатой аристократической семье, не чуждой высокого искусства.И боги пошли ей навстречу. Но платой за дерзкую мечту стала хрупкость тела и условие, что о своём происхождении она всегда будет только догадываться, терзаясь сомнениями. Отважную Музу не остановила жестокость богов.И вот, в богатой аристократической семье родилась очаровательная девочка, получившая по святкам имя Мария. Мама – красавица из старинного дворянского рода, а отец, занимавший пост предводителя полтавского дворянства, образованный человек, не лишенный литературного дарования.
Родные стали ласково называть её Мусей. Но учитывая, что мы уже знакомы с историей жизни нашей героини, где нам открылись её амбиции и немалые достижения, уйдём от подобной фамильярности и будем называть нашу героиню Марией.И пришла Мария в мир людей с талантами, словно с букетом нераскрывшихся бутонов. Бутоны уже в раннем детстве становились чудесными цветами, даря ей восхищение и любовь близких и узкого круга друзей семьи. От неё ждали великих достижений, здесь и гадалка подлила масла в огонь, она предсказала суеверной матери, что дочь будет звездой.Но Марии хотелось большего – всемирной славы, признания тысяч людей, Любви, Любви, Любви…
Свои многочисленные дарования небожитель, рождённая смертной, раскрывала в себе и для публики с самого раннего возраста, иногда как бы невзначай, иногда от отчаяния…Она торопилась всю свою жизнь с раннего детства. Возможно, в душе, в бессознательной её глубине, Мария предчувствовала скоротечность своей жизни. А может быть, безрассудно в порыве так свойственных ей страстей, накликала, ставя Творцу условие: «Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть…».
На какую бы область искусства Мария ни обратила бы свой взгляд и ни приложила бы свой труд, возникали, ни много ни мало, а достойные внимания Произведения.Вы, дорогой читатель ещё сомневаетесь в её истинных корнях? Но откуда ещё как не с Божественного Олимпа у девочки не только таланты, но и строгие требования к себе, огромная, совсем недетская работоспособность, сила духа, непоколебимая воля и устремлённость к цели?И это в те самые времена, о которых Пушкин говорил, что, дескать «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».
«Мне тринадцать лет, если я буду терять время,то что же из меня выйдет?..»Мария Башкирцева
В неполные тринадцать лет Мария сама составила список предметов, которые хотела освоить, сама выбрала учителей. Среди предметов кроме литературы и философии, были история и физика, анатомия, иностранные языки.
«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона»
Помимо всего с 12 лет Мария пишет свой дневник! И даже своему дневнику она предуготовила и славу, и вечность. Её «Дневник» стал известен всему миру как памятник эпохи.В «Дневнике» она пишет, что решила заниматься по 9 часов в день: «Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то, что же из меня выйдет? Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»Обидно, но и понятно, что именно поверхностный, а скорее предвзятый взгляд (мол, что там может быть эдакого?), соотечественников, в её трудолюбии, самоотверженности усматривал лишь непомерное честолюбие, граничащее с тщеславием.Но большинство обнаруживало между строк «Дневника» страстную душу великого Мастера, правдивую картину жизни, живой отклик на движения тел и душ человеческих.Это тот самый «Дневник», который впоследствии был переведен на все европейские языки. «Дневник» был много раз переиздан, и с восторгом прочтён сотнями тысяч людей в Европе и в России.Но элитой русской литературы, среди которой Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, не столько прочтён, а скорее снисходительно пролистан. Марина Цветаева свой «Вечерний альбом» посвятила юной соотечественнице, в которой увидела многие дарования, кроме … литературных.Вернёмся к короткой и блистательной жизни нашей героини.
К 15 годам практически самостоятельно Мария овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это позволило ей, направляемой лишь внутренним компасом, знакомиться в оригинале (а может вспоминать?), произведения античных авторов и классиков мировой литературы, причём лучшие из лучших. Не была ли она лично Музой сих авторов?В подтверждение – я не нашла у биографов имён наставников, которые бы составляли для Марии списки чтения. Значит, её вела незримая, но мудрая и вечная душа Музы.
«Я создана для триумфа и сильных ощущений,поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…»Мария Башкирцева
С поразительной легкостью Мария, обладая абсолютным музыкальным слухом, научилась игре на различных музыкальных инструментах: арфе и рояле, мандолине и гитаре.Мечта указывала ей самый короткий путь – на сцену. У неё обнаружился сильный, редкого тембра и большого диапазона голос, поставленный самой природой. При развитии и оттачивании это было гарантированным обещанием успеха. Именно здесь, на сцене, совершенно точно и сразу, воочию можно получить и любовь, и восторг, и поклонение.Удивительное по чистоте меццо-сопрано, обещавшее славу оперной дивы, мелькнуло скользящей по небу звездой и обернулось после болезни горла потерей голоса и нарастающей глухотой…И это к всего лишь к 16 годам .
«Я хочу, чтобы моя живопись жила перед глазами»Мария Башкирцева
В её последующем поступке я вижу несгибаемую волю и оптимизм. У меня лично для таких ситуаций сложилось правило в виде афоризма: падать в обморок можно – залёживаться нельзя!И наша героиня бросилась учиться живописи, и ещё ученицей получила первую золотую медаль.Современные в основном отечественные критики называют её полотна ничем не примечательными, якобы о них нельзя сказать ничего вразумительного.
Но я не критик, а зритель, восхищённый глубиной и красотой человеческой души, которую вижу в героях её картин. И сама эстетика портретов говорит о глубокой гармонии художника.За 7 лет, которые были посвящены живописи (сюда входит и учёба) были написано более 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели.О многом говорит скульптура, которая некоторое время выставлялась в Париже, в Люксембургском дворце в начале 20 века: в руках крылатый гений держит табличку с именами тех, кто, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь, обессмертил себя. На ней можно было увидеть имя нашей героини – «Мария Башкирцева».Многие работы во время второй мировой войны были утеряны (сгорели, похищены – концов не найти,увы).
Но те единицы, которые сохранились, выставлены в лучших музеях Франции, Голландии, Англии, России…
В музее искусства XIX в. д’Орсе, год открытия в 1988 г., картинам Марии Башкирцевой был отдан целый зал. Кто-то сказал, цитируя её «Дневник», что она могла бы стать «Бальзаком живописи», если бы ей была дарована долгая жизнь.Значит не я одна восхищённый зритель, в сердце которой повышается градус любви от её картин
Когда я умру, прочтут мою жизнь –“Дневник” Марии Башкирцевой
Мария пришла на Землю с твёрдым намерением оставить о себе добрую, а лучше восхитительную память. И предвидя ранний уход, смело затевала переписку с живыми знаменитостями литературы, как будто ощущая равенство и надеясь с их помощью сохранить свой дневник как предмет искусства.Она писала Эмилю Золя и Ги де Мопассану. Последний только после смерти отдал должное юной, талантливой и искренней Марии: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».
Повторюсь, «Дневник», изданный после смерти Марии во Франции (написан на французском языке) расходился тысячными тиражами и многократно переиздавался.В России «Дневник» был встречен более чем неоднозначно. Но сами имена разочарованных и восхищённых соотечественников, мнения которых значимы и сегодня, вызовут зависть у любого автора. Среди тех, кто снизошёл для чтения её опуса в тысячу страниц Лев Толстой и Антон Чехов, Владимир Брюсов и Велимир Хлебников.Я выбираю фрагмент Велимира Хлебникова: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа…» .«Дневник», о котором шла речь, был изначально подвергнут строгой цензуре со стороны близких родственников Марии. И тот, что выходил в печать имел большие пробелы и даже искажения. Поговаривают, что родственники не пожелали предавать всемирному обозрению пикантные подробности семейной истории.
Об этом стало известно, когда в архивах Национальной библиотеки Франции, приблизительно в 1985 году был обнаружен оригинальный, подлинный текст «Дневника», ранее считавшийся утраченным. Полное издание на французском языке по-новому раскрывает личность Марии Башкирцевой, а также несколько иначе освещает жизнь эпохи.Я не читаю на французском, а то точно вцепилась бы в текст, жадно выискивая пропущенное, там где больше вибрирует божественная Душа Марии – самой Музы, пришедшей в наш Мир для пробуждения в людях Любви.
Валентина Демидова-Кайма.
Мария Башкирцев покинула этот мир в 1884 году. Она боролась за жизнь до последнего дня, но скоротечный туберкулез не дал ей шансов. На ее последней картине, которую она так и не закончила, Мария нарисовала девушку в весеннем саду…
Цитаты Марии Башкирцевой из ее “Дневника”
Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…*С тех пор как я сознаю себя – с трехлетнего возраста – все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию.*Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.*Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…*«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»
Нельзя допускать, чтобы люди, вам безразличные, могли заставить вас страдать.*Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать.
Самое простодушие внешних украшений заставляет чувствовать доброту и простоту русского народа. А нигилисты стараются совратить его, как Фауст, погубивший Маргариту. Пропаганда делает свое дело, и день, когда восстанет этот добрый народ, возмущенный и обманутый, будет ужасен: если в мирное и спокойное время он кроток и прост, как ягненок, то, восстав, он был бы свиреп до ярости, жесток до исступления.*Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: «Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты – вся жизнь». «Надо все!» «Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!»
Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось.*Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.*Незадолго до ее кончины, 25 июля 1884 года, в «Дневнике» появилась такая запись:
«Но если я ничто, если суждено быть ничем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому? Почему — с тех пор, как я была способна связать две мысли, с четырех лет, — живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном, смутном, но огромном? Чем только я не перебывала в моем детском воображении! Сначала я была танцовщицей — знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезным видом танцевала в зале, при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Потом я электризовала массы силой моего слова. Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняла ему свою политику, и народ был тронут мною до слез. Словом, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях — я искала чего-то неправдоподобно великого. До сих пор после дней ужасной тоски всегда находилось что-нибудь, вновь призывающее меня к жизни. Но в минуты горя или радости — первая мысль моя обращена к Богу».
* Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Метки: женские образы, очарование женственностиnasati.ru
Забытые имена: Мария Башкирцева (17 фото)
Быстрые новости сегодня
Мария Башкирцева — литератор, художник, мыслитель«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», — так о себе писала Мария Башкирцева. Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее. Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения, и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.
Портрет Марии Башкирцевой
Мария Башкирцева родилась в имении Гайворонцы Полтавской губернии, ее отец и мать были людьми образованными и зажиточными. Детство Марии прошло на Полтавщине, а в 12 лет она отправляется с матерью в Европу, поскольку родители принимают решение о разводе. В это время девушка начинает вести дневник, именно он и принес ей впоследствии всемирную славу. Пока же – это способ познания себя, фиксации своих интересов, переживаний. «Я сама своя героиня», — такая запись появилась в «Дневнике» в 1874 году.
Всю свою жизнь Мария занималась самообразованием: она увлекалась изучением иностранных языков (свободно владела четырьмя европейскими языками, читала на латыни и древнегреческом), занималась игрой на музыкальных инструментах и вокалом (ей даже прочили славу оперной дивы, но расплатой за пение стала болезнь горла и частичная глухота к 16 годам), Портрет Марии Башкирцевой
Мария Башкирцева у мольберта
Живописи Мария училась у художника Родольфо Жюлиана, его курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков. Выставки Башкирцевой шли с успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».
Девушка, читающая на водопаде, около 1882 г.
Сирень. 1880 год
Совещание. 1884 год
Славу Башкирцевой принес «Дневник», который она вела до самой смерти. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали и Толстой, Чехов, Хлебников, Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, именно этой несломленной духом художнице посвящен «Вечерний альбом» поэта.Осень. 1883 год
Портрет девочки
Дождевой зонт. 1883 год
Мария предчувствовала, что обречена на раннюю смерть, чтобы не расстраивать родных и самой не впадать в уныние, она работала без устали до последних дней жизни. Много писала, навещала друга и наставника, художника Жюля Бастьен-Лепажа, который был болен раком. Вначале приходила к нему сама, после – ее, практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Мария Башкирцева ушла первой 31 октября 1884 года. Бюст Марии Башкирцевой
Мария Башкирцева в костюме деревенской девушки
Имя Марии Башкирцевой — единственное русское имя, попавшее в список «Бессмертие», помещенный на одноименной скульптуре в Люксмембургском музее (Париж).
Портрет Марии Башкирцевой
Весна. Последняя картина Марии БашкирцевойИсточник
Автор: quicknewsquick-news.pro
Башкирцева Мария Константиновна
Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки. Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет. Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» художницы ранний сборник стихов «Вечерний альбом».
Вечерний дым над городом возник, Куда-то вдаль покорно шли вагоны. Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны, В одном из окон полудетский лик...
Мария Башкирцева родилась на Полтавщине в 1860 году. Ее мать, урожденная Бабанина, была из старинного дворянского рода, в котором прослеживались татарские предки. Отец Муси – так называли ее близкие – весьма образованный человек, не лишенный литературного дарования, долгое время занимал пост предводителя полтавского дворянства. Семейная жизнь родителей не сложилась: они расстались спустя два года после свадьбы. Муся воспитывалась блестяще образованным дедом, поклонником Байрона и англоманом, и двумя гувернантками – русской и француженкой. В десятилетнем возрасте болезненная девочка, сопровождаемая домашними и врачом, уехала за границу, где и прошла вся ее сознательная жизнь. После этого она побывала в России лишь трижды...
О ранних годах будущей художницы сохранились весьма скудные сведения. После двухлетних скитаний по Европе мать и дочь остановились в Ницце, сняв на долгое время роскошную виллу Аква-Вива.
Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок почти без посторонней помощи она овладела четырьмя современными и двумя древними языками, что дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы.
Автопортрет с палитрой. 1880, частное собрание
«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, – писала она в дневнике. – Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»
С поразительной легкостью научилась Муся игре на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Наделенная от природы удивительно сильным голосом редкого тембра и большого диапазона, она мечтала о сцене.
«Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей...»
Уверенность в собственном успехе, может быть, была связана с одним любопытным случаем. Однажды гадатель-еврей напророчил Мусиной матери: «У тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою...»
В 1877 году семнадцатилетняя Муся переехала в Париж. С театральными грезами со временем пришлось расстаться: тяжелое заболевание горла почти полностью лишило ее голоса, к тому же с восемнадцати лет девушка начала глохнуть... После долгих раздумий она приняла решение стать художницей и поступила в частную Академию живописи Рудольфа Жюлиана. Окружающие сначала восприняли это как экстравагантный шаг молодой русской аристократки, как бездумное увлечение, которое быстро пройдет... Но огромная работоспособность в сочетании с выдающимися данными принесла первые плоды. Уже через одиннадцать месяцев после начала курса одну из картин Марии Башкирцевой выставили в Салоне среди ученических работ. Весьма строгое жюри единогласно присудило ей первую золотую медаль.
Мишель Тарновский. Мария Башкирцева. 1914. Музей изящных искусств Ниццы
Трудно поверить, глядя на произведения Марии, что их автор – не зрелый мастер, а юная девушка. Продолжая совершенствоваться, она много ездила по городам Европы, проводила целые дни в картинных галереях, изучая творения старых мастеров. Во французской прессе появились первые отзывы о ее творчестве. Критики отмечали оригинальность и своеобразие работ, безупречное владение карандашом и кистью, а также душевную мягкость и теплоту в изображении персонажей.
Вот как описывал Марию Башкирцеву французский критик Франсуа Коппе:
«В эту минуту вошла мадемуазель Мари… В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное... воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила…»
Самозабвенный труд не мог не отразиться на слабом здоровье художницы. У нее начали седеть волосы и слабеть слух, появились первые признаки чахотки.
«Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным».
История жизни Марии Константиновны Башкирцевой
1 декабря 1883 года Муся записала в своем дневнике: «Вот если бы кто-нибудь вполне понял бы меня, перед кем я могла бы вся высказаться!» Своим адресатом она выбрала... Ги де Мопассана, которому отправила несколько писем. Почему? Вот как на этот вопрос отвечает биограф писателя Арман Лану:
«Это была русская девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная, маленькое прозрачное существо, кокетничавшая перед лицом собственной смерти. Она хотела оставить свой дневник какому-нибудь писателю. Мария цеплялась за этот дневник как за единственную надежду пережить саму себя... Она думала о Мопассане как об исполнителе ее завещания. Вместо того чтобы прямо ему об этом сказать, что его безусловно бы растрогало, она жеманилась. Грубость Милого друга, стоящего на пороге могилы, обескуражила этот хрупкий оранжерейный цветок…»
Картина М. К. Башкирцевой «В студии» (хранится в одном из музеев города Днепра)
Заинтригованный писатель пытался угадать, кто его собеседница. Она отвечала:
«...Если бы я не была замужем, разве осмелилась бы я читать ваши ужасные книги? Довольны ли вы?.. А что если я мужчина?».
Так и не открыв своего имени, девушка оборвала переписку. В дневнике она признавалась:
«Я жалею, что обратилась не к Золя, а к его адъютанту, талантливому, и даже очень. Однажды утром я проснулась, ощущая потребность, чтобы какой-нибудь знаток оценил по достоинству, как красиво я умею писать».
В последние годы жизни Мария Башкирцева создала несколько крупных полотен, вызвавших большой интерес публики и коллег.
«Мадемуазель Башкирцева, – писала в 1884 году французская газета «Журналь дез артист», – постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз... Эта умная и неустрашимая художница много работает и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине».
Непростые отношения связывали Марию с ее учителем Лепажем. Тяжелая болезнь приковала этого французского художника к постели, но даже тогда, когда он не мог двигаться, его потребность видеть ее, говорить с ней вынуждала его близких приносить мастера в дом Башкирцевых. Именно он находился рядом с Марией в ее последние, предсмертные дни.
Дождевой зонт,1883
Скоротечная чахотка отнимала силы молодой художницы. Подолгу лежа в постели, на последней своей, неоконченной картине она нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду…
Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887-м вышли в свет два тома ее дневников. Книга стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую индивидуальность, многогранно талантливую женщину из загадочной России.
«Как искусственно все у нее – и держится, и одета...» – отозвался Л. Н. Толстой. «Смешна, нелепа, подчас возмутительна», – вторил ему Н. Н. Михайловский. «Прочел (перечел) «Дневник Башкирцевой», – записал И. А. Бунин. – ...Все говорит о своей удивительной красоте, а на портрете при этой книжке совсем нехороша. Противное и дурацкое впечатление производит ее надменно-вызывающий, холодно-царственный вид... Снова очень неприятный осадок от этого дневника. Письма ее к Мопассану задирчивы, притязательны, неуверенны, несмотря на все ее самомнение... путаются и в конце концов пустяковы. Дневник просто скучен. Французская манера писать, книжно умствовать; и все – наряды, выезды, усиленное напоминание, что были такие-то и такие-то депутаты, графы и маркизы, самовосхваление и снова банальные мудрствования...»
Надо признать, дневник и впрямь производит подобное впечатление... Но были и другие мнения.
Осень,1883
«Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами», – признавался Валерий Брюсов. Да и И. А. Бунин в мае 1942-го сделал в своих тетрадях такую пометку: «Кончил перечитывать «Дн-к» Башкирцевой. Вторая половина книги очень примирила меня с ней. И какая действительно несчастная судьба!..»
Незадолго до смерти Мария Башкирцева сделала следующую запись:
«Словом, во всем, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого... И если это не может осуществиться, лучше уж умереть...»
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:
«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…
tunnel.ru
Наследие Марии Башкирцевой. По следам поездки в Диканьку
В 90-х годах в Советском (еще) Союзе издавался журнал "Наше наследие", в одном из его номеров я увидела имя Марии Башкирцевой и узнала о существовании нашумевшего Дневника, который девушка вела с 16 лет до самой своей смерти в 25-летнем возрасте- это около 1000 страниц на французском. Вчера мне удалось побывать в Диканьке, где неподалеку родилась Мария, и сейчас есть зал в картинной галерее, посвещенный ее творчеству. К поездке я подготовилась, прочитав ее Дневник и книгу А.Александрова "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Кто же такая Мария Башкирцева? Почему ее имя овеяно не только легендами, но и слухами? Почему ее жизнь называли "тлеющим разрядом"(с)?
Тайна в ее жизни появилась уже с самого рождения, было объявлено, что девочка, которая родилась в семье предводителя дворянства помещика Константина Башкирцева и Марии Башкирцевой (Бабаниной) по большой любви, семимесячная. На самом деле младенец был доношенный, а этим объявлением прикрывали добрачную связь, которая так порицалась в то время. Датой рожения Марии долгое время считали 11 ноября 1860 года, и лишь после исследований француженки Коснье, установлено, что мать после смерти Марии очень сильно подправила Дневник, в котором Мария с большой откровенностью описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников, что видимо, не совсем удовлетворяло семью. Кроме того, исследователи позже стали считать, что мать, уменьшив Марии 2 года, рассчитывала, что большее количество людей будет сочувствовать и сопереживать тяжелой судьбе дочери.Сейчас уже досконально выяснено, что датой рождения М.Башкирцевой является 12 ноября 1858 г. Это произошло в имении Башкирцевых Гавронцы близ Диканьки, где и прошли первые годы жизни девочки, затем брак по "большой любви" дал трещину, и Марию увезли в имение деда по матери в Черняковке, ныне Чутовского района Полтавской области. Сейчас там стоит памятный знак и проводятся молодежные фестивали имени М.Башкирцевой.Вот этот знак среди картин Башкирцевой ( фото из интернета):К сожалению, имение в Гавронцах было сожжено в 1919 году, а было оно, если верить словам Марии не хуже, чем знаменитая вилла Боргезе в Риме:"По красоте сада, парка, сооружений Диканька может соперничать с виллами Боргезе и Дориа в Риме …"Позже родители разошлись, и Мария с матерью переезжает во Францию, живя в Париже и Ницце. Мария уже в раннем возрасте проявляет невиданные таланты, она в совершенстве знает 5 языков, самостоятельно изучает греческий и латынь и в подлиннике читает Платона и Сократа, играет на нескольких музыкальных инструментах, имеет прекрасное меццо-сопрано, не лишена писательского дара, чему подтверждение дает Дневник, но самый главный ее талант- это живопись.В те годы художественная школа мужчин и женщин была разделена, женщин не пускали в общество мужчин-художников не только из-за гендерного неравенства, основной причиной было то, что при рисовании часто использовали обнаженную натуру, что считалось недопустимым в смешанных группах. Кстати, первые смешанные уроки преподавать стали в Санкт-Петербурге, а женскую школу открыли в Париже. Это было так называемое ателье Жулиана, где ежегодно на салонах выставляли работы женщин-художниц и присуждали престижные премии. Дважды Мария получает призовые места на выставках, при этом она поступила в школу Жулиана позже остальных и за короткое время освоила почти пятилетний курс. Одной из картин, занявших призовое место, является "Жан и Жак"(находится в Лувре):Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в сначала она теряет голос, чуть позже стала глохнуть на одно ухо, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка, обнаруженная еще в 16-летнем возрасте. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения:"Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблю — искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем"Да и как было не истощаться силам, если девушка работала по 8-12 часов, при этом скрывала свое недомогание от близких (например, чахотку в то время лечили пиявками, поставленными на область декольте, что портило внешний вид, и вообще считаю, было варварским и не эффективным методом), а в свободное время стремилась вырваться на тусовку того времени- великосветские балы, которые начинались заполночь и продолжались до утра. Каждый свой шаг, каждый выезд в свет, удачу или невезение, сомнения и терзания, девичьи мечты и надежды Мария с тщательностью, достойной восхищения, записывает в свой знаменитый Дневник.Немного о Дневнике. Мать Марии после смерти завещала опубликовать его через 10 лет после своей кончины, опубликован он был через три года, и предстал перед читателями весьма и весьма исправленным и подкорректированным Марией Степановной.Многие недоброжелатели, такие как Василий Розанов,например, критиковали записи Дневника, обвиняя Марию в тщеславности и чрезмерном самолюбовании. Но скажите, разве не хочет любая девушка иметь обеспеченного мужа, семью и признания и если она к тому же талантлива и удивительно работоспособна, разве удивительно, что она ждет славы и признания? Марию называют феминисткой, видимо, из-за ее высказываний о свободе женщины и борьбы за равные в художественной отрасли права с мужчинами. Тогда это было достаточно ново и прогрессивно, но уж куда незаметнее, чем идеи некой девицы Екатерины Дьяконовой, которая тоже писала дневники в 1904 году, при этом негативно отзываясь о Марии.Вообще надо сказать, что нравы того времени были не ангельскими. В своем художественном исследовании "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" известный писатель, сценарист фильма "Сто дней после детства" С.Соловьева Александр Александров в защиту Башкирцевой описал насколько распространены тогда были анонимные письма. Оказывается, их писали вдоль и поперек, поэтому обвинять Марию, что она первой анонимно начала переписку с Ги де Мопассаном, по крайней мере смешно.Действительно, Мария была девушкой влюбчивой, но как наивны и невинны ее влюбленности в неких "герцогов гамильтонов" и прочих, и какаким страстным ее желание быть замужем и иметь счастливую семью. Увы, к 24 годам девушки в то время были почти бежнадежны в качестве невест, особенно тогда, когда у них не было состояния, поэтому последние годы своей жизни Мария отдала всю себя живописи.Как трагичны ее слова, написанные в Дневнике:"Послушайте, вот что: если душа существует, если душа оживляет тело, и если она, эта прозрачная субстанция, чувствует, любит, ненавидит, жалеет, если, наконец, одна эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, излишек вина и пищи, каким образом все это может заставить душу покинуть тело?"В 1884 году Мария начинает писать свою последнюю картину, причем она объективно понимает, что жить ей осталось недолго. Картина "Весна" осталась недописанной, и в ней я лично увидела огромную усталость художницы от жизни в позе сидящей крестьянки на картине, и в то же время, весенний пейзаж с расцветающим яблоневым садом- тоненькая ниточка надежды, которая всегда теплилась у Башкирцевой.Умерла Башкирцева в последний день октября 1884 года в возрасте 25 лет. Похоронена на кладбище Пасси в Париже. Склеп сооружен известным скульптором Бастьен-Лепажем, внутри находится работа Марии "Святые жены".
Мопассан, который разгадал анонимность писем Башкирцевой и позже умолял ее о встрече, посетив могилу, сказал:"Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и короток!"Наследие Марии, к сожалению, невелико. Так, в Украине осталось всего три подлинные картины, в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум. В Харькове во время войны были утеряны около 66 работ художницы. Есть ее работы в России и Франции ( в Лувре, Люксембургском музее и Ницце), и самое главное у нас есть ее Дневник, который будут читать и перечитывать многие поколения, удивляясь яркости таланта и мудрости не по годам этой талантливой женщины. Дневник переведен на русский и его можно прочесть всем. Кроме того, рекомендую и книгу А.Александрова, т.к. именно он брал за основу наиболее тщательное исследование К.Коснье.У меня же осталось навсегда, если вы почувствовали, огромное восхищение к Марии и ее творчеству . Не раз я бывала в нашем музее, чтобы посмотреть единственную сохранившуюся в нем картину "За книгой":
Добавлю, что М.Башкирцеву очень ценила Марина Цветаева, посвятившая ей свой первый сборник стихов "Вечерний альбом":Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоныВ одном из окон полудетский лик…Ею восхищались Велимир Хлебников и Валерий Брюсов. Но вот мой любимый Антон Павлович Чехов признал Дневник скучным,написав, что это "чепуха, и лишь к окончанию записей стало проглядывать что-то человеческое" а такие как Василий Розанов вообще вылили ведро грязи... Но, как говорится, время все расставит на свои места.Так выглядит сегодня скромный музей им. Башкирцевой в Диканьке:
Все работы в зале, посвященном ей, копии, где-то довольно терпимые, где-то весьма и весьма неудачные, дилетантские, но радует уже то, что ЗНАЮТ и БЕРЕГУТ наследие талантливых людей:***не знала, например, что Башкирцева писала натюрморты, вообще впервые их увиделаИ поближе уже из интернета:Моя любимая картина Дождевой зонтик:Автопортрет с палитрой:Осень:Фотопортрет Марии в Париже ( она очень любила белый цвет):femart.livejournal.com
Картина Марии Башкирцевой «В студии» гастролирует в музеях США
Благодаря своему сюжету, она отвечает идее американской выставки: показать творчество женщин-художниц конца девятнадцатого века
В Днепровском художественном музее хранится настоящая жемчужина- картина Марии Башкирцевой «В студии». Датируется она 1881 годом и представляет собой классику европейской живописи.
Это одно из трех сотен уникальных полотен знаменитых художников, которые в 20-е годы прошлого столетия передал музею заслуженный деятель искусств СССР, коллекционер и художник Исаак Бродский.
Как ни странно, но именно по этой картине зарубежные ценители живописи сегодня узнают, что в Украине, в городе под названием Днепр есть художественный музей. Не самая плохая визитка, соглашаются и сотрудники музея.
За последние десять лет картину «В студии» трижды возили на международные выставки. И вот снова ее пригласили на участие в большом проекте американской федерации искусств, посвященном женщинам-художницам, которые работали в Париже в последней трети девятнадцатого века. На нескольких выставках будет представлено творчество талантливых и незаурядных женщин. А Мария Башкирцева именно и такой и была.
Из Днепра в Денвер.
Игорь Труш ведущий научный сотрудник Днепровского художественного музея
Не только смотреть, но и рассказывать посетителям о картине Марии Башкирцевой « В студии» очень интересно, говорит Игорь Труш, ведущий научный сотрудник Днепровского художественного музея. Игорь Труш- романтичный человек, потому склонен искать подтексты и символы в художественных произведениях. А в картине Марии Башкирцевой вроде бы нет никакой мистики, но загадок хватает. Искусствовед говорит, что неизвестно в какой из этих девушек Мария Башкирцева изобразила себя. Или каждую наделила своими чертами? В набросках, которые расположены в верхней части композиции тоже скрываются ребусы и шарады. Конечно, ответы можно искать и находить в дневниках Марии Башкирцевой. Но у нее не так много написано про создание именно этой картины.
«Пятница, 18 марта 1881года. Я окончила картину, остается только еще кое-где тронуть. Жюлиан находит, что картина много выиграла в последнюю неделю и что теперь она хороша…На картине шестнадцать фигур и скелет, т. е. всего семнадцать.»
Действительно, из всех живописных творений художницы, картина «В студии» самая «наполненная» фигурами. Но это не создает сложностей при транспортировке, шутит Игорь Труш. А вот размер полотна 188Х154 требует должного отношения. По пути на выставку в США необходимо было внимательно следить, как с картиной обращаются. Но волнения оказались напрасными, говорит искусствовед.
— На аэродроме Франкфурта я попросил показать, где находится картина. Мне показали и пояснили все меры безопасности в перевозке произведений искусства. Она была упакована в связке с еще двумя картинами из Женевы, которые так же следовали по маршруту Франкфурт-Чикаго.
-Вы не могли оставить картину без присмотра?
-Конечно, не мог! Я летел в грузовом самолете, и нас разделяла только перегородка. На борту, кроме меня была только команда летчиков.И это было удивительное путешествие! Мы всегда летели в свете солнца, а в Чикаго шел дождь, и при посадке мы преодолели эту границу между солнцем и дождем! Прошли сквозь тучи!
Под неусыпным контролем Игоря Борисовича контейнер с картиной был перемещен в трейлер и уже по земле преодолел еще тысячу километров. В художественном музее Денвера, картину сразу не распаковывали, дали ей «привыкнуть» к новой атмосфере. Игорь Труш рассказал и про это:
— На следующий день мы присутствовали при ее распаковке. Убедились, что все нормально и,( смеется) все персонажи на месте. Сотрудники Денверского музея знали точно размер картины, и где она будет висеть. На этом месте уже находился соответствующий размерам трафарет. Нас подвели к стенду и на наших глазах картину туда повесили. Вбили два гвоздика. И повесили на веревочки. Очень терпеливо выдержали наши с Татьяной Ивановной указания : сантиметр вправо, выше, ниже! Очень терпеливо.
Татьяна Шапаренко директор Днепровского художественного музея
Татьяна Ивановна Шапаренко, директор Днепровского музея присоединилась к своему коллеге уже в Денвере. Она под впечатлением от музея, от организации выставочного пространства. И от того, какое место уделили в нем картине Марии Башкирцевой.
-Полторы сотни работ участвуют в международном проекте. Из них три картины принадлежат кисти Марии Башкирцевой. Это наша работа « В студии». Привезли также знаменитое полотно, которое называется «Встреча». Оно принадлежит парижскому музею Орсе, и автопортрет, который прибыл из музея Ниццы.
Картина будет путешествовать до октября 2018 года. В музее, конечно, чувствуется ее отсутствие. Ведь она была частью постоянной экспозиции.
-Но и там, за океаном, ее очень ждали. До этого наши коллеги из разных музеев, не только американских, видели картину только на фотографии. Поэтому, когда ее открыли, в зале воцарилось молчание, Два года ушло на заключение договора, оформление документов. Картина оправдала все усилия. Поэтому, когда открыли — была тишина…
Стоит ли повторяться, что картина Марии Башкирцевой «В студии» заняла в американской экспозиции центральное место? Благодаря своему сюжету, она отвечает идее американской выставки: показать творчество женщин-художниц конца девятнадцатого века. И именно в Париже, где и находилась Академия Родольфо Жюлиана, единственное на то время место, где женщина могла получить художественное образование. Авторы американского проекта снова обращают внимание на то, как самые смелые и талантливые представительницы прекрасной половины человечества стремились перевернуть представление о женском предназначении. Несмотря на устоявшееся мнение о слабости, невозможности противостоять устоям, некоторым из них, как Марии Башкирцевой удалось победить даже смерть.
Озаряющая время.
… С той девушкой у темного окна
-Виденьем рая в суете вокзальной-
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной ?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей и в небе счастья нет?
— Марина Цветаева из сборника «Вечерний Альбом», посвященного «Светлой памяти Марии Башкирцевой».
Ее мечтали воплотить на экране Грета Гарбо и Одри Хепберн. Премьер министр Великобритании Уильям Гладстон называл дневники Марии Башкирцевой самой замечательной книгой XIX столетия. Но признание литературного таланта пришло после смерти девушки.
«К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда,— остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».
Так писала Мария Башкирцева, предчувствуя все же горький и скорый финал своей жизни. Дневник был издан в 1889 году. А умерла Башкирцева 31 октября 1884 году. Через две недели ей должно было исполниться 25 лет. Записки девушки вызывали глубокое сочувствие, восторг и… непременную критику, которой подвергаются ставшие известными произведения. А «Дневники Марии Башкирцевой» сразу завоевали популярность. Иван Бунин поначалу сильно раскритиковавший ее как « героиню бесплотной суетности и ненасытного тщеславия», писавший, что это обычные девичьи причитания, потом несколько раз возвращался к чтению дневников и вынужден был признать талант девушки : «Вторая половина книги примирила меня с ней . И какая действительно несчастная судьба!..» Ги де Мопассан назвал Марию «единственной розой моей жизни». Дело в том, что девушка писала Мопассану в надежде, что он даст рецензию на ее литературный труд. Но писатель проигнорировал просьбу. И только когда получил известие о смерти художницы, приехал на ее могилу и принес запоздалые извинения. Марию Башкирцеву прославили и ее литературный дар и талант художницы. Два тома книги несколько раз переиздавались, а картины еще при жизни Марии Башкирцевой обращали на себя внимание ценителей искусства. Башкирцева стала первой русской художницей, картины которой приобрел Лувр. Лучшие музеи мира мечтают и сегодня заполучить в свою коллекцию ее творения. К сожалению, большинство работ было утрачено в годы революции и последующих войн. Но часть из них, по счастью, осталась. Они рассеяны по музеям Европы. Всего мать Марии Башкирцевой передала Русскому музею императора Александра III в1908 году 141 картину. Теперь можно представить, какое будущее ждало творения художницы в те времена. Большинство картин пропало безвозвратно во время революции и войн. Сегодня в государственном Русском музее находится всего 8 живописных полотен и 13 рисунков.
127 картин были переданы Украинской ССР в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации Харьковской картинной галереи, бесследно исчезли 66 картин Башкирцевой. Но по тем, что остались, а это несколько живописных полотен, портретов и автопортретов, сегодня можно судить о необычайном таланте Марии Башкирцевой.
Девушка, победившая Смерть.
Ей было всего девятнадцать, когда она поступила в Парижскую Академию живописи Родольфо Жюлиана. Но, это была не простая девушка. Мария Башкирцева еще в девятилетнем возрасте совершенно серьезно поставила перед собой задачу » не терять время, ведь жизнь так коротка!» Она выучила несколько языков, в том числе латинский и древнегреческий, чтобы читать Платона.…История и физика, арфа, гитара, а так же цитра, мандолина и вокал занимали ее дни. Решение записывать события своей жизни и мысли по поводу них, пришло к ней в двенадцать лет. Писала девочка на французском языке и сразу набело. Сто пять тетрадей дневника сегодня переведены на все европейские языки. Конечно, скажут многие, ведь она не нуждалась в деньгах, и могла заниматься, чем пожелает.
Мария Башкирцева родилась в богатой семье предводителя дворянства Полтавской губернии. Супружеская жизнь у родителей не заладилась, и мать забрала девочку с собой в Европу. Они постоянно жили в Ницце. Марию воспитывали гувернеры, которые отмечали необыкновенное рвение к изучению наук. В девятилетнем возрасте, кроме большой программы, которую девочка сама для себя составила, она охвачена стремлением овладеть искусствами. Марии прочат будущее певицы, у нее меццо-сопрано. Но она заболевает ларингитом. Потом врачи ставят диагноз — туберкулез. Не только любимое пение, но и сама жизнь девушки под угрозой.
Необычайный дар жизнелюбия, доброта и страстность помогают ей справляться с болезнью и жить дальше.
В 1877 году Башкирцева решает стать профессиональной художницей и поступает в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учат рисовать,— Академию Родольфо Жюлиана. Она пропадает в студии каждый день, с утра до вечера, учась и оттачивая мастерство написания картин. За такую работоспособность, при плохом здоровье ее прозвали «одержимой русской». Уже на следующий год, она получает медаль как лучшая ученица.
«Я хочу отказаться от всего ради живописи, — пишет она.- Надо твердо помнить это, и в этом будет вся моя жизнь».
Всего за два года Мария преодолевает семилетний курс Академии. Ее награждают Золотой медалью. О картинах говорит весь Париж. Но, как все по-настоящему талантливые художники, Мария сомневается в своей избранности.
«…Не считаю еще себя вправе сказать «мое искусство»: чтобы говорить об искусстве (о своих стремлениях в этой области), нужно что—то из себя представить» — пишет Башкирцева в своем дневнике.
Она работает по 12-14 часов в сутки. Непонятно откуда берутся силы у хрупкой девушки. Ей сочувствуют подруги из студии Жюлиана. Болезнь не отпускает, и Мария Башкирцева хочет успеть оставить о себе память. Девушка считает, что ее литературный талант в этом сыграет большую роль, чем живопись.
«Словом, во всем , во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях, я искала чего-то неправдоподобно великого… И если это не может осуществиться, лучше уж умереть…»
Девушка делает записи в дневнике, даже когда силы начинают ее покидать.
“20 октября… Вот уже два дня, как постель моя в большой гостиной… Мне слишком трудно подниматься по лестнице».
Это последняя запись в дневнике. Еще 21 октября она пыталась лепить, но не смогла продолжить. За три дня до смерти, Мария вдруг что-то спела, к ней как будто вернулся голос. Это было последней песней, которую услышали родные. Мария Башкирцева умерла 31 октября 1884 года и похоронена во Франции, на кладбище Пасси.
isunity.com