Классическое наследие: Вивальди. Времена года - Весна. Вивальди весна картина


А. Вивальди "Времена года" Весна / описание произведения

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro - часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла Весна Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Урок музыки «А. Вивальди "Времена года". "Весна"»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • расширение кругозора юного музыканта;
  • развитие слуховых навыков;
  • воспитание «умных эмоций» (эмоции искусства).

План:

1. Стиль барокко 2. Жизнь А.Вивальди /1678-1741/ 3. Венеция – город парадоксов 4. «Времена года» – шедевр музыкального искусства 5. Путешествие в страну «Весна»

Использование на уроке оборудования и дидактического материала:

  • компьютер;
  • диск с записью музыкального материала;
  • презентация с анимацией;
  • фотоматериал;
  • изоматериал.

 Методы: беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Название темы. Вступительное слово учителя

Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его.

За много веков древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Удивительное дело, даже если не знать слов этой песни, всё и так понятно без перевода – это и есть волшебная сила музыки, голоса, интонации, если угодно.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Сегодня мы познакомимся с волшебной музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди, который своей музыкой отразил красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой.

Барокко (Barocco по-итальянски – вычурный). Эпоха барокко прославилась в истории мировой культуры, прежде всего именами двух крупнейших композиторов – Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное искусство Барокко является во всём величии только в самом конце своего исторического периода. Это Бах и Гендель – в Германии; за Моцартом явился Вивальди – в Италии.

Антонио Вивальди (1678-1741) был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одарённость, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Музыкальная среда, в которой формировался юный музыкант, сыграла определённую роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св.Марка. Первые сочинения Вивальди относятся к 1691 году, когда молодому композитору должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, вершиной которой стали Дж.Тартини, П.Локаттели и др.Вся Европа когда-то знала и любила этого гениального скрипача-виртуоза. Кому не известны его знаменитые скрипичные концерты «Времена года»? Да, Вивальди был «Maestro di Violino» и в этом качестве начал свою блестящую педагогическую да и творческую жизнь. К началу педагогической деятельности маэстро в знаменитой «Ospedale della Pieta» (Ospedale в переводе – госпиталь сострадания) во времена Вивальди в них находилось уже более шести тысяч детей. Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной музыки, преимущественно скрипичной.

Преподавая в «Ospedale», он ввёл обучение пению, игре на нескольких инструментах-скрипке, контрабасе, чембало, флейте, габое… Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере «консерватории», к преподаванию в которой приглашали лучших музыкантов, Вивальди почувствовал грандиозные просторы, открывающиеся для его музыкального таланта. Он непрерывно сочинял, написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работая с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки.

Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди была неразрывно связана с Венецией – в прошлом крупным портовым городом, который сохранил редкую музыкальную атмосферу. Венеция – город парадоксов. В ней переплелись, казалось бы, несовместимое – готика и византизм, тирания и демократия, свобода мысли и инквизиция, благочестие и буйство карнавалов. И вот одним из парадоксов оказались её «консерватории». Они возникли из сиротских приютов при монастырях. Такое было невозможно ни в одном из больших европейских городов. Ещё в далёком XV веке, в той золотой Венеции, уже были созданы детские приюты при монастырях, а позже к ним присоединились разрешившие многие проблемы «Ospedale» (госпитали).Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе талантливого оперного композитора. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века под влиянием неаполитанской оперной школы, стала так называемая опера-seria, т.е.серьёзная опера. Её композиция состояла из множества чередующихся арий и речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Многие иностранные музыканты мечтают учиться у Вивальди. Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В течение всей своей творческой деятельности он был собственным импресарио, с высоким искусством разрешая возникающие конфликты и привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.

В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и направился в Вену. 28 июля 1741 года всеми забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.

К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, их них –около 220 скрипичных. Наибольшей популярностью, как у современников, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8 (всего 12), известные как «Времена года», в Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это, пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов, снабжённых подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего, был сам Вивальди.

В цикле сохранился первоначальный порядок концертов – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Музыка настолько изобразительна, что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далёкие раскаты грома («Лето») и пастушьи наигрыши («Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»). Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времён года» и наоборот. Одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.

Давайте совершим путешествие в страну с названием «Весна». Мы послушаем отрывок из концерта, который называется «Весна» и вы услышите, как точно, красочно музыкальный язык передаёт нам радостное ощущение прихода весны, как просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром.

Это произведение написал композитор Вивальди. Он же написал и стихи к этой музыке, чтобы люди, мало знакомые с музыкальным языком, смогли распознать в музыке все краски весны.

Вот эти стихи «Весна» (La Primavera)

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло. Журчат ручьи. И праздничные веси Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав. Полна природа грёз. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания:

*скрипки – соло *оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все вместе)

Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта

Весна – пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала Рождение.

1. Март.Allegro. Пришла весна

Проталины, журчат ручьи, птички щебечут, радуясь весне, небо синеет, тучки разбежались. Солнце, весенние ветры Зефир и Борей разносят волшебство, просыпаются растения. Голубое небо–скрипка передаёт это своим звучанием.

Как композитору удалось так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов (весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперёд звуки всего оркестра, играющим в унисон).Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трёх солистов скрипачей. И вновь, в следующем эпизоде – поют птицы, потом – отгремел гром– птицы начали снова своё прекрасное пение – здесь другое пение птиц. (Слайд 1)

2. Апрель.Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух

Зеленеет трава, первые цветы, природа полна грёз. Температура воздуха повышается, дыхание весны ещё ярче. Животные радуются первой зелёной травке. 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам. Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина – образец поразительного остроумия Вивальди. Pianissimo sempre (итал «всё время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. В альтах резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай». (Слайд 2)

3.Май. Allegro,danza pactorale. Танец-пастораль /деревенский танец/

Распускаются фруктовые деревья, воздух вокруг ещё больше теплеет, щебет птиц, пение соловья, над полями «пастушеской волынки звук». Все рады приходу весны.

На небольшом звуковом пространстве композитору удаётся передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грусти (в минорном эпизоде). 3-я часть – финал, подвижный, блестящий. (Слайд 3)

Подведение итогов урока

– Что такое барокко? – Годы жизни А.Вивальди – С каким городом связана жизнь композитора? – Назвать самое известное произведение А.Вивальди – Какими средствами музыки композитор передал пробуждение природы в концерте «Весна»?

Домашнее задание

Прослушать ещё раз концерт А.Вивальди «Весна» Творческое задание: найти свои краски в звучании произведения Вопрос: какие эмоции вызывает это музыкальное произведение? Оформить своё видение концерта «Весна» в виде презентации или буклета

Заключение

Приобщение к музыке создаёт предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности. Музыкальная эстетика должна научить  ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок рос добрым, отзывчивым, умел радоваться, от души смеяться. Современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Детская душа одинаково чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Формирование «умных эмоций», художественной и эстетической культуры – актуальная задача сегодняшнего дня. Искренняя, жизнеутверждающая музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года» – «Весна» как раз та, которая воспитывает и формирует те самые «умные эмоции», даёт и дарит радостное настроение слушателям.

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия. Вивальди. 2. ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» Москва, 2008. 3. Интернет–Wikipedia 4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка», М. «Просвещение», 2006. 5. С чего начинается Родина? Москва, Росмэн, 2008.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

А. Вивальди. Времена года. Весна — Ресурсный центр Музыка

А.Вивальди Времена года ВеснаА.Вивальди Времена года ВеснаСкрипичные концерты "Времена года" ("Four Seasons") - самое известное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди и одно из популярнейших музыкальных произведений эпохи барокко. В данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому эти шедевры музыкального искусства пережившие и славу, и забвение, до сих пор всенародно любимы в любой стране.

Написаны концерты в 1723 году и еще при жизни Вивальди произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством.

Каждый из 4-х концертов посвящен одному из времен года. В свою очередь, каждый концерт состоит из 3-х частей (по три месяца каждого времени года). Каждому из концертов соответствует сонет, сочиненный, по мнению специалистов, самим Антонио Вивальди и в котором заложена литературная программа музыки.

Весна - это первый концерт из цикла "Времена года".

В нем при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Весна:

Весна грядет! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий,И щебет вновь плывет в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав,Полна природа грез.Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пе с.Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами,И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Беззаботная мелодия 1-го концерта передает радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передает звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.

Содержание цикла Вивальди гораздо богаче, чем просто музыкальные картинки, рисующие природу. Любому тогдашнему просвещенному слушателю было ясно, что автор музыки подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические наме ки и побочные смыслы были характерны для времени барокко и понятны людям той эпохи.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Радостная беззаботная мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro - часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка и летняя гроза.

Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть.

Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса».

Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую. Настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Главным героем цикла выбрал солирующую скрипку и смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок! выбрал солирующую скрипку,

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.

Автор: Венская И.С.

Читайте также:

rcmuzyka.com

Классическое наследие: Вивальди. Времена года - Весна

Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди — одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1. Allegro. Пришла весна2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, точно волшебство.   

Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий,И щебет вновь плывет в пространстве голубом.   

Цветов дыханье, шелест трав,Полна природа грёз.Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пёс.   

Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами,И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

Весна (первая часть) открывается звуками ликования – пением птиц и журчанием родника, затем вдруг слышатся раскаты грома, но вскоре настроение праздника возвращается.

Вторая часть переносит слушателя на зеленый луг. Томная тема у скрипок вызывает в воображении поэтические картины деревенского быта: спящий пастух и ленивый лай собаки, который, по-видимому, иллюстрируют звуки альтов.

Третья часть – это пасторальный танец. Начальная тема рисунком мелодии напоминает звучание волынки, и, вслед за тем, солист опять возвращается к светлому праздничному настроению.

Классическое наследие: Вивальди. Времена года. «Весна»

Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Вивальди, через всю Италию в Вену – город его славы и признания величия. Прекрасная музыка, прекрасные виды – вы не заметите, как пробежит время!

music-fantasy.ru

EmoSurf.com

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Предлагаем Вам окунуться в музыку весенней природы, почувствовать настоящее дыхание и трепет весны.

А. Вивальди "Времена года". Весна

Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. "Весна" - это первый концерт из цикла "Времена года".

В первой части концертов «Времена года» знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.

Сонет Вивальди также разделил на три части: в первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй - мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

Концерт №1 ми мажор «Весна»

По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии, и для весны - это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки Землей.

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий,И щебет вновь плывет в пространстве голубом.Цветов дыханье, шелест трав,Полна природа грёз.Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пёс.Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами,И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».

Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro, она часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo, мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла "Весна" Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.

П. И. Чайковский "Времена года". Весна

"Песня жаворонка". Март

"Поле зыблется цветами,В небе льются света волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны"А.Н.Майко

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

Эпиграфом к этой пьесе композитором было использовано стихотворение поэта Аполлона Майкова, рассказывающее про полет жаворонка в небе, радостно поющего хвалу весне, распускающимся цветам и щедрому солнцу.

"Подснежник". Апрель

"Голубенький чистыйПодснежник: цветок,А подле сквозистыйПоследний снежок.Последние слезыО горе быломИ первые грезыО счастьи ином..."А.Н.Майков

Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. Начало пьесы Чайковского «Март» пронизано трогательными мотивами, похожа на тихий, головокружительный вальс, который сменяется эмоциональными аккордами, а затем приглушенно звучащими мажорными нотами. В начале первого раздела пьеса более воздушная, к середине игра становится более эмоциональной и спускается до нижних октав, а затем снова возвращается к легкому и чувственному вальсу.

Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.

"Белые ночи ". Май

"Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май!"А.А.Фет

Петр Чайковский много лет прожил в Петербурге, поэтому одну из своих пьес он посвятил знаменитым «белым ночам», начинающимся в конце мая. Свежесть ночи, когда на улице светло, почти как днем, томная нега последних дней весны, за которыми наступает жара, теплое солнце – всё это отражено в переливчатой и льющейся музыке фортепьяно, полной противоречий. То мелодия устремляется вверх, заставляя испытать возвышенные чувства и восторг, затем опускается на несколько октав, предавая душу тяжелым думам.

Произведение состоит из нескольких разделов, коротких, лиричных отступлений, радостных аккордов, коротких реприз и спокойного, медленного финала, представляющего зрителю светлое небо и строгую северную красоту.

Астор Пьяццолла "Времена года" Весна

Талант композитора состоит в умении выразить те чувства и эмоции, которые писатель передает при помощи слов, а художник пишет красками картины, отражающие состояние его внутреннего мира, порой противоречащего окружающей реальности. Одним из гениальных музыкантов XX столетия был признан аргентинский музыкант Астор Пьяццолла, создавший свой собственный и неподражаемый музыкальный стиль.

Астор Пьяццолла перевернул все представление о том, как должна звучать настоящая сладострастная музыка, если смешать все три разных по форме жанра в один коктейль. Так родился ни с чем несравнимый стиль - удивительный стиль игры. В его основе лежит несколько направлений: танго, джазовая и классическая музыка.

Весна. Piazzolla - Primavera Porteña Allegro

Эта часть цикла о Временах года в Буэнос-Айресе больше напоминает классическое танго с эмоциональным надрывом, зажигательным ритмом и быстрым темпом, который задает аккордеон.

Исполнение этого произведения можно услышать в интерпретации многих оркестров, но интерес музыкальных критиков вызывает не столько новая подача музыки танго, сколько резкая смена мелодии в середине и лиричность, которая сменяется страстью с первых же аккордов соло аккордеониста.

Й. Гайдн Оратория "Времена года". 1-я часть: Весна

Открывается 1-я часть инструментальным вступлением «Переход от зимы к весне». Композиция увертюры двойная: заставка тяжёлого баса с нагнетающей обстановкой сменяется мягким, светлым, тонально-устойчивым мотивом.

Инструментальное вступление имеет каждая часть «Времён года», однако лишь первое из них выполняет функцию увертюры ко всему циклу. Главная задача – настроить слушателя на нужный эмоциональный тон, провести его от мрачной, укрытой холодным мраком зимы к самой жизни – безоблачной и радостной весне.

На финал увертюры накладывается крестьянский речитатив – так осуществляется переход от вступления к основной части. Колорит музыки осветляется благодаря смене основных голосов: от тяжёлого баса Симона к тенору Луки, а от него – к нежному сопрано Ганны.

Конец вступления и финал первого отрезка совпадают в хоре землепашцев, приветствующих весну. В хор включены 4 голоса, мужских и женских, они вступают в партию не одновременно. Начинают переход скрипки и флейты, после чего доминанта переходит к хору. Песня носит лирический характер, она отвечает мотивам народной музыки.

Хор отдаёт позиции тяжёлому мощному басу Симона, который отрывает сольную часть «Времён года». Чёткая ритмика, квадратное строение и приверженность народному песнопению приближают слушателя к жизни весёлого пахаря, чью роль исполняет Симон.

Общий тон к окончанию «Весны» поднимается. А пиком становится хоровая песня, которой и оканчивается весенняя часть оратории.

emosurf.com

история, содержание, интересные факты, слушать

А. Вивальди «Времена года»

 

А. Вивальди «Времена года» зима

Пожалуй, одним из самых популярных музыкальных произведений в мире является цикл из 4-х концертов Антонио Вивальди - «Времена года», которые композитор написал в 1723 году для солирующей скрипки и оркестра. Они по-своему уникальны, в каждом произведении удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. Вивальди сопроводил концерты сонетами, но, увы, сегодня при исполнении мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается,

 

 

История создания

1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.

Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году. В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене. В 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.

Интересно, но эти первые издания дошли до наших дней и заставили «поломать» голову многих музыковедов. А произошло это потому, что в прошлом столетии в Манчестере исследователи обнаружили еще одну рукопись «Времен года». Она заметно отличалась от амстердамского и парижского издания, в которых музыкальный текст был аналогичен. В найденном же варианте присутствовали весьма развернутые незнакомые исполнителям сольные партии для отдельных инструментов - например, для средней части концерта «Зима» было написано красивое соло для виолончели. Почему подобные партии отсутствовали в первых нотоизданиях, все же удалось разгадать. Историки пришли к выводу, что изначально для удобства они писались и печатались на отдельных листах, но через некоторое время просто потерялись и вскоре про них все забыли. Но ученых интересовал главный вопрос – какая партитура все же являлась первоисточником? Смущал их и тот факт, что манчестерские ноты были написаны не Вивальди, а двумя другими людьми и на двух типах бумаги, которой композитор ранее никогда не пользовался, и к тому же, на всех листах отсутствовала датировка. Историкам пришлось провести настоящее расследование. Ответ на вопрос им помогли найти сведения из жизни владельца этой нотной коллекции - итальянского куриального кардинала Пьетро Оттобони. Его Высокопреосвященство навещал Венецию в 1726 году, где впервые и услышал музыку Вивальди – одну из его кантат. Скорее всего, резюмировали историки, Вивальди в честь знакомства и решил преподнести ему в подарок «Времена года». Он заранее готовился к этой встрече, и поэтому предусмотрительно заказал экземпляр нот у переписчиков. Одним из них, по мнению биографов, был его отец Джованни Баттиста Вивальди. Это и дало основание полагать, что первоисточником является все же амстердамское издание – то самое, которое пролежало в небытии пять лет.

 

Интересные факты

  • Исследователи обратили внимание на то, что найденные рукописи Вивальди ощутимо отличаются от печатных изданий. Внимательно изучив их, они пришли к выводу, что эти отличия внес сам композитор. Все дело в том, что он сам лично готовил все сочинения к изданию, но никогда не копировал их точно. Переписывая текст для издательства, он вносил в него множество изменений, а вот свой вариант оставлял прежним.
  • Вивальди один раз использовал музыку Allegro первого концерта в одной из своих опер, созданных в 1726 году. Называлась она «Дорилла в долине Темпи».
  • Одним из самых страстных почитателей этой музыки был французский король Людовик XV. Специально для него придворные даже поставили спектакль на музыку «Весны», желая порадовать своего властителя.
  • «Времена года» иногда называют «Четырехактной скрипичной оперой». А все потому, что композитор очень логично и связно выстроил свой цикл, причем, объединил все не только сюжетом и названием, но и сквозным симфоническим развитием.
  • Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «Философия будуара маркиза де Сада», «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны».
  • Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы - Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.
  • Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов.
  • Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».
  • «Весна» была включена в образцы музыки Windows 3.0.

 

Аранжировки и современные обработки

1. В 1765 году в Париже появилась первая вокальная аранжировка концерта «Весна» - это был мотет.

2. В конце 60-х гг. XX века выдающийся аргентинец Астора Пьяццолла создал своеобразное подражание этому сочинению – цикл из четырех танго под названием «Времена года в Буэнос-Айресе». Впоследствии этим произведением заинтересовался российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников. На этом материале он создал транскрипцию для скрипки с сопровождением струнного оркестра. При всей ее свободе и виртуозности, он постарался максимально усилить связь с оригинальным творением Вивальди, и поэтому добавил в нее несколько цитат.

3. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. А принадлежит она соотечественнику Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов.

4. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Вивальди. (слушать)

5. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись (синтезатор) концертов.

6. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов.(слушать)

7. Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку "Грозы". (слушать)

9. Японский коллектив "Aura" спел "а капелла"  все 4 концерта.

10. Камерный хор из Франции "Accentus" записал "Зиму" в хоровом исполнении.

11. Новозеландская певица Хейли Вестенра адаптировала "Зиму" в песню, под названием "River of Dreams". (слушать)

12. Американская симфо-рок группа "Trans-Siberian Orchestra" в 2012 году записала композицию "Dreams of Fireflies (On A Christmas Night)" сделав современную обработку «Января». (слушать)

 

 

Музыка из концертов А. Вивальди «Времена года» в кино

«Весну» можно услышать в фильмах: "Начинающие" (2010), "Календарь" (1993), "Флаббер" (1997) ,"Бильярдная братия" (2016), "Близко к сердцу" (1996), "Рапсодия Майами" (1995), "Шпионские игры" (2001), "Вид на убийство" (1985), "Голограмма для короля" (2016) и в новом музыкальном мультфильме Гарта Дженнингса "Зверопой" (2016).

«Лето» звучит в кинолентах: "Жилец" (1990) и "История с ожерельем" (2001).

Музыку из «Осени» можно найти в фильмах: "Выход к раю" (1994), "Сестры Бэнгер" (2002) и "Вид на убийство" (1985).

«Зима» встречается в кинофильмах: "Бильярдная братия" (2016), "Голограмма для короля" (2016), "Жестяной кубок" (1996), "Другая сестра" (1999) и триллере "Участь Салема" (2004).

 

 

Содержание

времена года

«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Любопытно, но все сонеты очень четко соответствуют форме концертов. Этот факт привел в некоторое замешательство многих исследователей. Внимательно сопоставив стихотворные строки и музыкальную ткань, они пришли к выводу, что изначально все же была написала музыка, а стихи уже писались непосредственно на нее.

Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности. Так, в «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя –лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз.

Вивальди времена года рукопись   

Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, ну а полуночи– Болонья. Однако до сих пор есть мнение, что это не все подтексты, которые можно найти в музыке. В полной мере их могли понять только слушатели-современники.

 

«Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность. Такое возможно? Еще как! Предлагаем вашему вниманию один из удачных экспериментов в этой области, произведенных дуэтом «ThePianoGuys».

А экспериментируют музыканты над четвертой частью цикла, которая называется «Зима». Если вы вдруг забыли, как звучит этот концерт из "Времен года" Антонио Вивальди в оригинале, посмотрите его исполнение с солисткой Юлией Фишер. Примерно так это произведение звучало несколько веков назад, не хватает только старинных инструментов, роскошных костюмов и напудренных париков.

 

Видео: слушать «Времена года» А. Вивальди

 

А вот «Зима» в исполнении дуэта «ThePianoGuys» с трудом узнаваема. Найдете ли вы в их исполнении вивальдиевские нотки? А может быть, что-то другое, навеянное образами диснеевских мультфильмов? К вашему вниманию – впечатляющая импровизация, современная обработка, объединившая две зимние истории, разделенные сотнями лет. Их действие происходит, как и подобается, в настоящем снежном царстве, где все живое заковано в ледяные объятия. Все, кроме талантливых музыкантов и их техничных стремительных пальцев.

 

Слушать «Времена года» в современной обработке:

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

soundtimes.ru

Антонио Вивальди — Четыре времени года (весна) 1723 год

11.12.2015 // valdis   

Антонио Вивальди - Времена года (весна) 1723 годАнтонио Вивальди — Четыре времени года (весна) 1723 год

Антонио Люцио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi) (1678- 1741) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог и католический священник. Вивальди сочинял музыку для светских и духовных концертов консерватории, писал оперы для театров и учавствовал в их постановке, концентрировал как скрипач-виртуоз по всей Европе. Установил для concerto grosso (инструментальный жанр основанный на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей) 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. Автор девяноста опер. Музыкальный стиль Вивальди легко узнаваем, он отличается классической стройностью и симфоническим многообразием.

Самыми известными произведениями Антонио Вивальди являются Le quattro stagioni «Четыре времени года». Эти концерты написана в 1723 году в стиле барокко. Всего их четыре и каждый концерт посвящен одному времени года и состоит из трех частей соответствующих каждому месяцу. К каждому концерту прилагается сонет автором которого предположительно является Антонио Вивальди.

Концерт № 1 ми мажор «Весна», RV 269

1. Allegro. Пришла весна. (март)

Giunt’ è la Primavera e festosettiLa Salutan gl’ Augei con lieto canto,E i fonti allo Spirar de’ ZeffirettiCon dolce mormorio Scorrono intanto:Vengon’ coprendo l’aer di nero amantoE Lampi, e tuoni ad annuntiarla elettiIndi tacendo questi, gl’ AugellettiTornan di nuovo al lor canoro incanto

Весна грядёт! И радостною песнейПолна природа. Солнце и тепло,Журчат ручьи. И праздничные вестиЗефир разносит, точно волшебство.Вдруг набегают бархатные тучи,Как благовест звучит небесный гром.Но быстро иссякает вихрь могучий,И щебет вновь плывет в пространстве голубом

(автора перевода не знаю)

2. Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух. (апрель)

E quindi sul fiorito ameno pratgihunAl caro mormorio di fronde e pianteDorme ‘l Caprar col fido can’ à lato.

Цветов дыханье, шелест трав, полна природа грёз.Спит пастушок, за день устав,И тявкает чуть слышно пёс.

(автора перевода не знаю)

3. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец. (май)

Di pastoral Zampogna al suon festanteDanzan Ninfe e Pastor nel tetto amatoDi primavera all’apparir brillante.

Пастушеской волынки звукРазносится гудящий над лугами,И нимф танцующих волшебный кругВесны расцвечен дивными лучами.

(автора перевода не знаю)

до скорой встречи на страницах блога — Комета МИР

Похожие сообщения:

kometamir.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта