САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). Сарьян картины


САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения).

Открыть доступ

М.С.САРЬЯН

(1880 – 1972)

Человеческую сущность искусства Мартироса Сарьяна определили два важнейших качества – жизнелюбие и патриотизм. Эти черты до последних дней побуждали его к творчеству, давали энергию и вдохновение. 

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

 

1. Сарьян Мартирос "Восточная сказка" 1903 Бумага, акварель 23х21 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 1. Сарьян Мартирос «Восточная сказка» 1903 Бумага, акварель 23х21 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван2. Сарьян Мартирос "Сказка" 1904 Бумага, акварель 24х33 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван
2. Сарьян Мартирос «Сказка» 1904 Бумага, акварель 24х33 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 3. Сарьян Мартирос "У подножия Арарата. Сказка" 1904 Бумага, акварель 24х33 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 3. Сарьян Мартирос «У подножия Арарата. Сказка» 1904 Бумага, акварель 24х33 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван4. Сарьян Мартирос "Король с дочерью. Сказка" 1904 Бумага, акварель 25х34 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 4. Сарьян Мартирос «Король с дочерью. Сказка» 1904 Бумага, акварель 25х34 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 5. Сарьян Мартирос "У родника. На склонах Арагаца" 1904 Бумага, акварель 25х34 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван
5. Сарьян Мартирос «У родника. На склонах Арагаца» 1904 Бумага, акварель 25х34 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван6. Сарьян Мартирос "Чары солнца. Сказка" 1905 Картон, темпера 18,5х31,5 Ставропольский краевой музей изобразительного искусства 6. Сарьян Мартирос «Чары солнца. Сказка» 1905 Картон, темпера 18,5х31,5 Ставропольский краевой музей изобразительного искусства 7. Сарьян Мартирос "Озеро фей" 1905 Бумага, гуашь 24,5х24,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Сарьян Мартирос «Озеро фей» 1905 Бумага, гуашь 24,5х24,5 Государственная Третьяковская галерея8. Сарьян Мартирос "Цветущие горы (В ущелье Ахуряна)" 1905 Бумага, акварель 67х66 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван
8. Сарьян Мартирос «Цветущие горы (В ущелье Ахуряна)» 1905 Бумага, акварель 67х66 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 9. Сарьян Мартирос "Портрет М.Африкян" 1905 Холст, масло 107х89 Национальная галерея Армении, Ереван 9. Сарьян Мартирос «Портрет М.Африкян» 1905 Холст, масло 107х89 Национальная галерея Армении, Ереван10. Сарьян Мартирос "Любовь. Сказка" 1906 Бумага, акварель 24х17 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 10. Сарьян Мартирос «Любовь. Сказка» 1906 Бумага, акварель 24х17 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 11. Сарьян Мартирос "Поэт" 1906 Темпера, холст Нахождение неизвестно 11. Сарьян Мартирос «Поэт» 1906 Темпера, холст Нахождение неизвестно12. Сарьян Мартирос "Комета" 1907 Картон, темпера 35х30,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван
12. Сарьян Мартирос «Комета» 1907 Картон, темпера 35х30,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 13. Сарьян Мартирос "У гранатового дерева" 1907 Картон, темпера 34,5х52,5 Государственная Третьяковская галерея 13. Сарьян Мартирос «У гранатового дерева» 1907 Картон, темпера 34,5х52,5 Государственная Третьяковская галерея14. Сарьян Мартирос "Под деревьями" 1907 Картон, темпера 26,5х34 Национальная галерея Армении, Ереван 14. Сарьян Мартирос «Под деревьями» 1907 Картон, темпера 26,5х34 Национальная галерея Армении, Ереван 15. Сарьян Мартирос "На Кавказе (Тифлис)" 1907 Темпера, холст 34х48 Из собрания К.Сарьян
15. Сарьян Мартирос «На Кавказе (Тифлис)» 1907 Темпера, холст 34х48 Из собрания К.Сарьян16. Сарьян Мартирос "Пантеры" 1907 Темпера, холст 35,5х51 Национальная галерея Армении, Ереван 16. Сарьян Мартирос «Пантеры» 1907 Темпера, холст 35,5х51 Национальная галерея Армении, Ереван 17. Сарьян Мартирос "В тени" 1908 Картон, темпера 26х36 Из собрания А.В.Саакян-Барановой 17. Сарьян Мартирос «В тени» 1908 Картон, темпера 26х36 Из собрания А.В.Саакян-Барановой18. Сарьян Мартирос "У моря. Сфинкс" 1908 Картон, темпера 65х73 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван
18. Сарьян Мартирос «У моря. Сфинкс» 1908 Картон, темпера 65х73 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 19. Сарьян Мартирос "У колодца. Жаркий день" 1908 Темпера, холст 51х63 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 19. Сарьян Мартирос «У колодца. Жаркий день» 1908 Темпера, холст 51х63 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван20. Сарьян Мартирос "Утро в Ставрино" 1909 Темпера, холст 50х69 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 20. Сарьян Мартирос «Утро в Ставрино» 1909 Темпера, холст 50х69 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

cultobzor.ru

Мартирос Сарьян: картины, биография армянского художника

Мартирос Сергеевич Сарьян (1880—1972)

 Сарьян

Имя Мартироса Сергеевича Сарьяна связано с воз­никновением целого направления в армянском изобразительном искусстве.

Он прожил долгую жизнь — 92 го­да. Начало его творческого пути совпало с интереснейшим перио­дом в русском искусстве, с теми его переменами, которые ярче все­го отразились на московской шко­ле. Сарьян — ученик Серова и К. Коровина. Окончив Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества, он живет и работа­ет в Москве, посещает выставки, музеи, частные собрания совре­менной европейской живописи. С 1907 года участвует в выстав­ках «Голубой розы» и «Золотого руна» картинами и акварелями, полными мечтательного панте­изма.

Но вот художник предпринимает путешествие на Восток — в Еги­пет, Иран, Турцию, и его живопис­ный язык претерпевает резкую эво­люцию. Он привозит оттуда рабо­ты, в которых не осталось и следа от прежнего, уже замеченного кри­тикой Сарьяна. Появился новый художник, чье творчество стало одной из существенных граней изобразительного искусства XX века. И, безусловно, не по­следней причиной здесь оказа­лось осознание своих корней и прямых связей со своеобразным складом восточных традиций и восточного темперамента. Мяг­кий лиризм и отрешенность сменяются повышенной острой эмо­циональностью, исключительно активным мировосприятием. При минимальном использовании жи­вописных средств художник до­бивается пластичности, монумен­тальности, цветовой силы в своих работах. Внешняя простота его стилистики обманчива, так как в ней сочетается предельное обоб­щение с предельной жизненностью. Мазок стремителен и динамичен. Краски звучны и самостоятельны. Сарьян пристально всматривается в своих героев, приступая к рабо­те над портретом. Мало кто ре­шался так пренебрегать частностя­ми для передачи человеческого характера, как Сарьян, например» в портрете Г. Левоняна (1912) с его неукротимым духом или в на­тюрмортах, где диковинные цветы, египетские маски с гипнотически­ми глазами, персидские бездел­ки — все имеет глубинный эмоцио­нальный смысл, а также в пейза­жах, привезенных из Египта, Персии, Турции.

После революции Сарьян переезжает в Армению, которая становится отныне главной темой его творчества. Тот же особый угол его художественного зрения позволяет ему усмотреть порядок и смысл в кажущемся хаосе фор­мирования новой жизни. Его пей­зажи приобретают эпичность и героический характер. Излюблен­ными моделями его послереволю­ционных портретов становятся лю­ди талантливые, живущие напря­женной творческой жизнью: артисты, поэты, архитекторы, музыканты. Он сам был и очевид­цем и участником новой жизни. Изменившееся содержание его полотен показывает нам, как рож­дается современность и современ­ники. В них — вера в народ и его не ослабевающее никогда стрем­ление преодолеть тяжелые, порой кризисные ситуации. Сарьяновские «Горы» (1923), «Полуденная тишина» (1924), «Армения» (1923), «Арарат» (1933) и др. построены четко ступенчато: вверху за облаками белеют горные снега, длится веч­ность, внизу — простая жизнь раз­ворачивается перед нами: стада, пахота, сады, дворы, дети, стари­ки. Творчество художника стано­вится разнообразным по темати­ке, жанрам и даже стилю. Появля­ются работы, связанные с преобра­зующей деятельностью человека. Сарьяна уже не удовлетворяет ло­кальный цвет, расширяется диа­пазон его колористических иска­ний.

Художник создает декорации и костюмы к операм, иллюстрирует армянские сказки и сборники поэ­зии. В натюрмортах, исполненных эффектной декоративности, Сарьян расширяет свою задачу и соз­дает глубоко содержательные про­изведения. Таков среди них и натюрморт «Армянам-бойцам, участникам Великой Отечествен­ной войны. Цветы» (1945), где утверждается его точка зрения как художника на бессмертие под­вига.

Отдельную страницу творчества Сарьяна составляют автопортре­ты. По ним, как по книге, мы можем прочитать, чем жил худож­ник в тот или иной период жизни родного народа. В последнее де­сятилетие жизни Сарьян снова и снова пишет пейзажи, натюрморты, автопортреты, делает целую серию быстрых рисунков. В них, несмотря на боль, которую причиняет убы­вающее время, он продолжает утверждать свою поэтическую идею — мир не стареет, человек прекрасен. И вновь вечные горы оттеняют жизнь людей. И мы вспо­минаем слова Сарьяна: «Чело­век — самое чудесное творение природы... Он не умирает, так как он — сама природа... С этой верой я прожил жизнь, ставшую житницей моей личной истории, жизнь, наполненную стремлениями, горестями, радостями и победами».

Скачивайте и читайте книгу Дмитрия Сарабьянова "Мартирос Сарьян"

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Мартирос Сарьян: жизнь и творчество художника

Мартирос Сарьян (1880 — 1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.

Содержание

Биография Мартироса Сарьяна

Творчество Сарьяна

Работы художника

Картины Мартироса Сарьяна

Библиография

Биография Мартироса Сарьяна

Мартирос Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в патриархальной армянской семье в городе Нахичевань-на-Дону («Новый Нахичевань», ныне в пределах Ростова-на-Дону).

На хуторе, расположенном в сорока километрах от Нахичевани, принадлежащем отцу М. Сарьяна, прошли детские и юношеские годы художника. Об этих годах Мартирос Сергеевич всегда вспоминал с любовью:

«Маленький хуторочек, в котором жил мой отец со своей многочисленной семьёй, находился в пятидесяти верстах на северо‐запад от Ростова. В этом хуторочке, заброшенном в степи, я провёл свои золотые детские годы. Эти условия жизни давали мне возможность наблюдать природу, животных и трудовой крестьянский люд».

В  других своих воспоминаниях — «Мой путь», написанных несколько ранее (в 1933 г.), Сарьян говорит:

«Мне приходится вернуться к моему детству, к моим детским впечат-лениям, глубоко засевшим во мне и доныне. Я не буду перечислять всего, что так запало мне в душу и запечатлелось во мне, многое я уже забыл, но должен напомнить об одном очень важном обстоятельстве, каковым является для меня сама природа. Величественное небо и широкая степь, с буграми и “миражными курганами” на далёком горизонте, давали возможность наблюдать за всеми явлениями природы, связанными не только со временами года, но также утра, вечера, дня и ночи. Детское восприятие всего этого не-описуемо грандиозно и фантастично. По оврагам с зелёными лугами, раздвинутыми к буграм, протекали речки, обросшие стройным густым камышом, а по буграм коврообразно раскинулись хлебные поля. Наконец, трудовой крестьянин с загорелым от солнца и воздуха лицом, с растрескавшейся мозолистой кожей на руках и ногах, вымазанных дёгтем, запах которого так приятно щекотал наши ноздри. Высокие травы с бесконечным количеством цветов, с реющими над ними миллионами многоцветных бабочек и снующих под ногами или греющихся на солнце ящериц. Яркое солнце, до изнурения жаркие дни, с целым роем кровожадных насекомых, иногда об-ращавших в бешеное бегство целые стада рогатого скота и сбивавших в кучи стада овец; мохнатые овчарки зарывались в ямы, чтобы скрыться от зноя и назойливых мух. Мы же, маленькие дети, изнемогающие от жары, тайком ползком залезали в запрещённые баштаны, чтобы утолить свою жажду сочными дынями и арбузами. Всё это было пред-ме‐ том моих детских увлечений. Вот откуда я попал в город восьмилетним мальчиком».

Эти детские впечатления зародили в художнике любовь к природе и во многом определили в последующие годы его интерес к пейзажной тематике.

В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.

Учителями Сарьяна в Училище были К. Горский, А. Корин, В. Бакшеев, С. Милорадович, Н. Касаткин, Л. Пастернак, А. Архипов. Некоторое время Сарьян работал в мастер-ских А. Степанова и А. Васнецова. Последний заменил умершего И. Левитана, у которого Сарьяну пришлось работать очень недолго.

За время пребывания в Училище Сарьян получил необходимые навыки. Об этом можно судить по его произведениям ученических лет. «Портрет матери», «Портрет дяди», этюд коровы — это грамотно написанные работы, но индивидуальности худож-ника в них пока нет.

Занятия в 1903 – 1904 годах в мастерской В. Серова и К. Коровина имели большое значение для формирования художника. Сарьян, как и остальные его товарищи по Училищу, особенно высоко ценил Серова. По словам К. Юона, который окончил Училище в 1898 году, Серов был «примиряющей и претворяющей противоречия времени фигурой, той художественной совестью, без которой трудно было работать».

Интересно высказывание о Серове самого Сарьяна:

«В школе я не увлекался работами своих преподавателей, но мы, ученики, — пишет художник, — многим обязаны нашему блестящему учителю Валентину Александровичу Серову, который своими постоянны ми наблюдениями за нами и острыми замечаниями всегда поддерживал в нас напряжённый интерес в работе».

Окончив Училище в 1903 году, Сарьян не захотел писать картину на диплом, удовлетворившись получением звания «неклассного художника» и, как уже говорилось, пробыл ещё полтора года в мастерской Серова и Коровина.

В 1901—1904 годах предпринял поездку на историческую родину, посетив Лори, Ширак, Эчмиадзин, Ахпат, Санаин, Ереван и Севан.

Художника пленили здесь не только природа, южное солнце и зной, но и тот новый, своеобразный мир, в котором ему открылись иная жизнь, иной быт, иные люди и даже иные животные. Это было так не похоже на всё то, что он видел в Москве. В нём пробуждались затуманенные впечатления детских лет — его жизнь на хуторе отца.

«Острота нового восприятия, — пишет Сарьян, — как бы совпадала с моим детским миром, с моим временно уснувшим прошлым миром детства».

Впечатления, хотя и очень сильные, были так новы, что найти сразу отражение в исполненных здесь, в Армении, работах не могли, но они зародили в художнике какие‐то ещё неясные, смутные представления о совершенно новых формах изображения природы.

С 1910 по 1913 годы совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам из Турецкой Армении. В 1916 году приезжает в Тифлис и женится на Лусик Агаян, дочери армянского писателя Г. Агаяна.

После Октябрьской революции 1917 года Сарьян приезжает с семьёй в Россию. В 1918—1919 годах М. Сарьян живёт с семьёй в Новой Нахичевани.

В 1926—1928 годах художник живёт и работает в Париже.

Мартирос Сарьян скончался 5 мая 1972 в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Творчество Сарьяна

Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи.

В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса.

Тогда же Сарьян участвует в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников». В том же году он оформляет изданную В. Брюсовым «Антологию армянской поэзии».

Художник становится инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. Сотрудничает с театром «Театральная мастерская».

В 1921 году по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А. Мясникяна переезжает на жительство в Армению. С этих пор он посвящает жизнь изображению её природы. В числе его работ в эти годы — создание герба Советской Армении и оформление занавеса первого армянского государственного театра.

В пейзажах‐картинах Сарьяна 20‐х годов, показывающих широту и грандиозность раскрывающихся панорам, есть много верно подмеченных и метко переданных черт природы Армении. В том, как схватывает художник структуру пейзажа, как пишет горы, возвышенности, поля, круто обрывающиеся ущелья, иногда одиноко стоящее дерево и падающую от него резкую тень и другие детали, есть большая убедительность. Одна-ко считать эти синтетические пейзажи всецело списанными с натуры нельзя. Уже самая задача синтеза, сводящаяся к тому, чтобы передать на одном холсте пейзаж Армении в целом — его низменные, возвышенные и горные места, его долины, ущелья, реки и пр., — требует условного композиционного построения. То же самое приходится сказать и о цветовом решении. Отбрасывая все разнообразнейшие цветовые нюансы, имеющиеся в природе, и сводя краски армянского пейзажа к нескольким контрастным сочетаниям жёлтого, розового, синего, голубого, художник допускает и здесь известную условность.

Но эти моменты условности не умалили, а усилили эмоциональное звучание пейзажей, подчеркнули остроту, новизну сарьяновского восприятия Армении. Всё это дало основа-ние А. В. Луначарскому писать:

«Когда я побывал в Армении, почувствовал, что Сарьян реалист в гораз до большей мере, чем я предполагал. Едучи долгими часами по каменной Армении, среди разноцветных причудливых гор, под постоянно величественным белым благословением патриарха Арарата, и видя, как светит здесь солнце, какие рождает оно тени, как растут здесь деревья, движутся или покоятся животные или люди — я увидел перед собой сарьяновские картины в живой действительности… свои привлекательные построения он делает на живом материале “живой” Армении».

Сарьян не ограничивается одними синтетическими пейзажами. Помимо пейзажей-картин, хотя и в ограниченном количестве, Сарьян пишет небольшие пейзажи с натуры. Последние довольно различны. Наряду с пейзажами этюдного характера есть и совер-шенно законченные, являющиеся, по существу, небольшими по размерам картинами. Из них отметим такой шедевр художника, как «Арагац летом» (1922). На небольшом куске холста с поразительным мастерством переданы далеко уходящие вглубь, подымающи-еся по склону горы, поля, задний план замыкается величественной, местами покрытой снегом горой. Удивительно верно передан в пейзаже его золотисто‐охристый цвет. Этот пейзажэтюд позднее был использован художником при написании картины «Арагац» (1925), но в последней уже нет той непосредственности и свежести.

В  творчестве Сарьяна первой половины 20‐х годов заметное место занимает пор-трет. Большинство портретов графические, но есть и несколько живописных. Среди последних  следует прежде всего выделить портрет поэта Егише Чаренца (1923). Это один из удачных психологических портретов Сарьяна. В нём поэт предстаёт таким, каким мы, современники, его знали. Особенно выразительны глаза, метко схваченный, исподло-бья устремлённый, как бы недоверчивый взгляд. Выбрав удлинённый формат полотна, художник ограничился изображением головы портретируемого. Сдвинув её несколько вправо от центра, слева он противопоставляет ей красно‐коричневую египетскую маску.

Разителен контраст маски и живого лица. В портрете Чаренца сказалось и увлечение ху-дожника декоративноживописными задачами, но это не снижает выразительности соз-данного художником образа. Серия графических портретов Сарьяна этого времени исполнена преимущественно карандашом. В работах художника дореволюционных лет графика занимала ограничен-ное место, обычно он пользовался карандашом для небольших зарисовок подсобного характера. Как на исключение можно указать лишь портрет Александра Мясникяна.

Карандашные портреты Сарьяна, исполненные в первые советские годы, — это уже не беглые наброски, а вполне законченные работы. В 1923 – 1925 годах художник испол-няет около двадцати графических портретов выдающихся общественных деятелей Ар-мении. Тут и портреты руководителей Коммунистической партии Армении — А. Мра-вяна, А.  Иоаннисяна, А. Кариняна, А. Ерзинкяна — и ряд портретов артистов, писателей, музыкантов — А. Восканяна, А. Акопяна, В. Папазяна, М. Манвеляна, Д. Демирчяна, Р. Меликяна и других. Они исполнены примерно на одинаково высоком уровне, трудно среди них выделить наиболее удавшиеся.

Графические работы художника можно разделить на две группы. К первой относятся портретные рисунки и зарисовки с натуры, ко второй — книжные иллюстрации.

Большая часть его работ, выставленных в 1928 году в парижской галерее Жерар, сгорела во время пожара на корабле при возвращении на родину.

В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении.

Живя вдали от родины, Сарьян продолжает находиться под впечатлением природы Армении и Закавказья. Исполненные в Париже армянские пейзажи, в отличие от  монументальных работ 1923 – 1924 годов, имеют камерный характер как по своему содержа-нию, так и по размерам. Это или городские и деревенские пейзажи с узкими улицами, кубическими домиками с плоскими крышами, оживлённые редкими деревьями, живот-ными, одинокими фигурами людей, или склоны гор с пасущимися овцами, долины, замыкаемые цепью гор с выступающими местами тополями, бегущими ланями и т. п. Как и в прошлом, в годы путешествий на Восток, в них фантастическое, созданное воображе-нием художника, сочетается с меткостью реальных наблюдений. Эти новые армянские пейзажи менее декоративны, местами художник пользуется импрессионистическими приёмами мелких мазков. Но лаконизм, резкие контрасты светотени связывают их со старыми работами.

Примерно то же самое можно сказать и о натюрмортах, в них помимо декоративных задач художник стремился к пластической характеристике предметов.

Природа Франции и сам Париж не привлекали Сарьяна‐художника. За время пребы-вания в Париже им было написано лишь четыре пейзажных этюда. Три из них — берега Марны в окрестностях города — малопримечательны в живописном отношении, инте-реснее четвёртый — Сена в окрестностях Парижа — вид из окна парижской мастерской художника, написанный вскоре по приезде, — выполнен ещё в декоративно‐плоскост-ных приёмах. Сарьян совершил поездку в Шамони, но природа французской Швейцарии не заинтересовала художника, он ограничился всего несколькими карандашными зарисовками.

Художник также пишет многочисленные портреты («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой») и яркие натюрморты («Осенний натюрморт»).

Сарьян работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1930, 1933, 1937) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» А. Спендиарова в Театре оперы и балета им. Спендиарова, 1938—1939, Ереван; «Храбрый Назар» А. Степаняна, «Давид бек» Тиграняна, «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо и др.).

Работы, исполненные Сарьяном по возвращении в Ереван из Парижа, свидетельству-ют о совершившемся в искусстве художника переломе, который, впрочем, наметился ещё до поездки. Перелом сказался во всех областях творчества, но наиболее нагляден он в пейзажах. Работа с натуры в области станкового пейзажа стала с этого времени не толь-ко основным, но и единственным методом художника. Огромно количество армянских пейзажей, написанных Сарьяном. Поражает разнообразие аспектов изображения. Один и тот же мотив, например вид на Арарат из Еревана или окрестностей города, предстаёт каждый раз по‐новому, в зависимости от условий освещения, состояния атмосферы. В каждом пейзаже Сарьяна заложены определённое чувство, мысль.

О том, как значителен был происшедший в Сарьяне перелом, можно судить по первым же пейзажам, написанным весной и летом 1928 – 1929 годов, — «Уголок старого Еревана», «Цветущие абрикосовые деревья» и др. В отличие от прежних декоративных приёмов (сочетания контрастных красочных плоскостей) художник пользуется теперь методом дивизионизма. Но и в этих наиболее импрессионистических своих пейзажах Сарьян заметно отличается от французских художников, так как природа предстаёт у него не в своей мгновенной случайности, что составляет одно из основных положений импрессионизма, а в состоянии, наиболее типичном для неё.

Из работ, исполненных Сарьяном за последние годы, следует отметить два пейзажа «Армения» (один 1957 г., другой 1959 г.). Их объединяет не только общность наименования. После длительного перерыва художник вновь обращается к задачам, которые стави-лись им в первые годы по переезде в Советскую Армению. В обоих пейзажах, а особенно в «Армении» 1957 года, художник прибегает к обобщённым декоративным решениям — большие пространства покрыты одним цветом, без оттенков, с контрастными сопо-ставлениями розового, оранжевого, зелёного, синего. Если не считать панно «Армян-ский танец» для зала Союза композиторов Армении (1959), Сарьян больше не пишет таких пейзажей — они явились лишь эпизодом и не свидетельствовали об изменении направленности искусства художника. В цветовом решении пейзажей «Армения» 1957 г. и 1959 г. много различного.

Армения Х., м. 132 168 Одесса 1957

Следующий, 1959 год, как и предыдущий, был также весьма продуктивен, но в работах этого года преобладают пейзажи. В отличие от бюраканских пейзажей предыдущих двух лет, изображающих араратскую долину с горных высот, в утренние, вечерние и отчасти дневные часы, пейзажи Сарьяна 1959 года более разнообразны. Как и в прежние годы, художник совершает летом и в начале осени поездки по различным районам страны, на-ходя новые аспекты в изображении знакомых по прежним пейзажам мест: «Сквозь мглу долины Масис», «Сумрачный день», «Конец сентября», «К концу лета», «Начало октября» и другие. Меньше художником исполнено в 1959 году портретов. Лучший из них — пи-сателя И. Эренбурга. Сарьяну давно хотелось написать Эренбурга. Такая возможность представилась в связи с приездом писателя в Ереван. Как во всех своих лучших пор-третах, так и в этом художник с исключительным сходством запечатлел физический и духовный облик писателя.

Работы художника

  • «Улица. Полдень», 1911
  • «Константинопольские собаки», 1911
  • «Натюрморт. Виноград», 1911
  • «Армянка с сазом» 1915
  • В армянской деревне, 1901
  • «Сказки и сны», цикл акварелей, 1903—1908
  • «Сказка», 1904
  • «Король с дочерью», 1904
  • «У подножия Арарата», 1904
  • «У родника», 1904
  • «Чары Солнца», 1905
  • «В ущелье Ахуряна», 1905
  • «Комета», 1907
  • «Вечер в горах», 1907
  • «В тени», 1908
  • «У колодца», 1908
  • «Гиены», 1909
  • «Автопортрет», темпера, 1909
  • «Фруктовая лавочка», 1910
  • «Финиковая пальма», темпера, 1911
  • «Утро. Зелёные горы», 1912
  • «Цветы Калаки», 1914
  • «Портрет поэта Цатуряна», 1915

Библиография

  • Волошин М. А. Сарьян // Аполлон. — 1913.
  • Михайлов А. И. Мартирос Сергеевич Сарьян. — М., 1958.
  • Дрампян Р. Сарьян. — М., 1964.
  • Зурабян Т. С. Краски разных времен. — Советская Россия, 1970.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Мартирос Сарьян: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Мартирос Сарьян: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Мартирос Сергеевич Сарьян - Биография художника, известные произведения, выставки

Мартирос Сергеевич (Саркисович) Сарьян (28 февраля 1880, Нахичевань-на-Дону — 5 мая 1972, Ереван) — армянский и русский художник, портретист, книжный иллюстратор, театральный оформитель. Основоположник современной армянской живописи.

Мастеру был отмерен долгий век; за 92 года перед его глазами прошли многие волнующие исторические события — войны, революции, рождение новой страны, первый полет человека в космос. Он создал герб Советской Армении, организовал Музей археологии, Музей изобразительного искусства, Музей истории и этнографии, Комитет по охране памятников старины.

Особенности творчества художника Мартироса Сарьяна: Выросший в степях Приазовья, он получил образование в Москве и впервые попал на родину своих предков только возрасте 20 лет. С тех пор Армения, ее природа, ее люди стали главной темой творчества художника. Гармония ярких красок, сочная палитра, лаконизм, восточные мотивы — вот визитная карточка Мартироса Сарьяна.

С 1903 по 1907 год, в начале творческого пути, Сарьян много работает акварелью; результатом его символистских исканий становится цикл «Сказки и сны». Волшебные пейзажи с размытым, абстрактным фоном, населенные прозрачными, полутелесными персонажами, удивительно нежны и пластичны: «Любовь» (1906), «Поэт (На склонах Арагаца)» (1906), «Озеро фей» (1906). Работы из этой серии в 1904 году экспонировались на выставке «Алая роза» в Саратове, а три года спустя — в Москве, на знаменитой выставке «Голубая роза».

С 1908 года Сарьян меняет свою живописную технику: на смену акварели приходит темпера, романтизм сменяется реализмом, вместо тревожных и нежных переливов цвета в его работах звучат яркие, чистые краски. Жаркое, знойное солнце — практически в каждом его пейзаже. Обобщенные силуэтные формы обретают массу и насыщенность, мазки становятся длиннее. Художник много экспериментирует с передачей света посредством глубины и объема тени.

Примерно в это же время он знакомится с работами французский фовистов и импрессионистов, высоко оценивая их заслуги в новых принципах живописной техники. Сарьян много путешествует по странам Востока, пишет картины «У колодца, жаркий день», «У моря. Сфинкс». Художник активно выставляется, в частности, в рамках экспозиций, организованных журналом «Золотое руно».

За всю свою жизнь Сарьян создал около четырех тысяч произведений: пейзажи, портреты, натюрморты были его любимыми жанрами. Художник много работал с формой; он не любил детали, оставляя зрителю возможность дополнять картину собственным видением, собственным жизненным опытом.

Самые известные картины Мартироса Сарьяна: «Восточная сказка» (1903), «Озеро фей» (1905), «Любовь. Сказка» (1906), «Автопортрет» (1909), «Глицинии» (1910), «Фруктовая лавка» (1910), «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Египетские маски» (1911), «Идущая женщина» (1911), «Финиковая пальма» (1911), «Портрет И.С. Щукина» (1911), «Красная лошадь» (1919), «Армения» (1923), «Портрет поэта Егеше Черенца» (1923), «Газели» (1926), «Автопортрет. Три возраста» (1942), «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян» (1941), «Армянам — бойцам, участникам Великой отечественной войны. Цветы» (1945).

Детство художникаМартирос Саркисович (Сергеевич) Сарьян родился в 1880 году в семье земледельца. Он был седьмым ребенком из девяти. Детство художника прошло в донских степях, на берегу речки Самбек.

Когда Мартиросу исполнилось семь лет, его вместе с братом Серобом отправили в Новую Нахичевань, к сестре матери. Отец Сарьяна умер в 1891 году от холеры; с тех пор заботы о семье легли на плечи старшего брата Ованеса.

После окончания городского училища в 1891 году Ованес устроил младшего брата в почтовую рассыльную контору. Именно здесь, среди посылок, писем и газет, юный Мартирос от скуки начал рисовать; его привлекали колоритные типажи — посетители конторы. Посовещавшись, семья приняла решение отправить юношу на обучение в Москву.

Годы учебы в МосквеОсенью 1897 года Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Конкурс был большим; приняли всего 17 человек. В училище Сарьян приятельствовал с Владимиром Половинкиным, Кузьмой Петровым-Водкиным, Николаем Сапуновым, Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным. С 1900 года он начал выставлять свои работы на зимних внеклассных экспозициях работ студентов. К тому времени устройство училища подверглось реформам; открылись мастерские, куда были приглашены лучшие московские художники. Портретной мастерской ведали Валентин Серов и Константин Коровин, а пейзаж в училище преподавали Исаак Левитан и Виктор Васнецов.

Путешествия по странам ВостокаВ рамках художественных и внутренних изысканий Мартирос Сарьян много путешествует. В 1910 году он посещает Константинополь, через год — Египет, а в 1913 году — Персию. Осенью 1911 года на выставке в Риме работы египетского цикла имели большой успех у публики и критиков; среди них картины «Египетские маски», «Идущая женщина», «Ночной пейзаж. Египет». Сарьян по-прежнему работает темперой по картону; растет его мастерство передачи глубины картины тенями и контрастами. Картина «Константинопольские собаки», написанная после путешествия в Турцию, участвовала в 1912 году во второй выставке постимпрессионистов в лондонской галерее Графтон.

Известность художника растет: после выставки «Московского товарищества художников» его картины «Глицинии» и «Фруктовая лавочка» были приобретены для Третьяковской галереи. Позднее для коллекции куплена еще одна картина — «Улица. Полдень. Константинополь».

Родина художника, Армения — неизменно в его сердце; он пишет ее горы и долины, и он всегда стремится туда в поисках овых впечатений и красок. В 1912 году увидели свет новые работы мастера: «Гора Абул и проходящие верблюды», «Продавец зелени», «Утро. Зелёные горы». Творчество Мартироса Сарьяна становится заметным в широких художественных кругах; его яркие работы всегда на виду.

Первая мировая война расстроила планы Сарьяна; вместо путешествий художник погружается в художественную общественную жизнь. В Тифлисе он участвует в работе Армянского этнографического общества, потом уезжает в Южную Армению. Свои новые пейзажи и натюрморты он представляет на выставке журнала «Мир искусства», а затем — в шведском Мальмё, на Балтийской выставке.

Встреча с будущей женойВ 1915 году Сарьян приезжает в Эчмиадзин, где принимает участие в организации помощи несчастным соплеменникам, бегущим из Турции от репрессий. Через некоторое время, глубоко пораженный трагическими судьбами людей, Сарьян заболел: друзья увезли художника с явными признаками душевного расстройства из Эчмиадзина в Тифлис. Здесь, в Тифлисе, в благотворительном кафе «Чашка чая», где собиралась творческая интеллигенция, Сарьян познакомился со своей будущей женой — Лусик, дочерью известного армянского педагога и детского писателя Газароса Агаяна. Мартирос и Лусик обвенчались в маленькой деревенской церкви неподалеку от Тифлиса 17 апреля 1916 года.

Товарищество армянских художниковВ Москве Сарьян участвует в выставке журнала «Мир искусства». В 1916 году, объединяя «прогрессивные духовные силы», Мартирос Сарьян вместе с другими армянскими живописцами — Татевосяном, Суренянцем и Терлемезяном — становится основателем «Товарищества армянских художников»; также он создает эмблему общества, призванного залечить тяжелые раны армянского народа, вдохнуть новую жизнь в его культуру и искусство.

Революция 1917 годаОктябрьская революция застала Сарьяна в Тифлисе, где он часто бывал после переезда с Лусик в Новую Нахичевань, в дом его матери. Здесь в семье Сарьянов родился сын Саркис, который впоследствии стал специалистом по литературе Армении и Италии. Несмотря на бурное время, Сарьян принимает участие в очередной выставке «Мира искусства».

Жизнь в ЕреванеМартирос Сарьян был у истоков практически всех самых значимых культурных институций зарождающейся после Октябрьской революции новой Армении. Художник становится создателем Армянского краеведческого музея, а позже — организатором и первым директором Армянского краевого художественного музея, открывшегося в Ростове. Он оказывал всяческую помощь и поддержку поэтессе Мариэтте Шагнинян, которая невероятными усилиями смогла открыть в Ростове художественное училище, а также организовать здесь Товарищество профессиональных художников.

По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении Александра Мясникяна в 1921 году Мартирос Сарьян с женой, двумя сыновьями и старшим братом Ованесом переезжает в Ереван. Ему поручают организацию ряда культурных учреждений: Музея археологии, Музея изобразительного искусства, Музея истории и этнографии, а также Комитета по охране памятников старины.

Участие в Венецианской биенналеВ 1924 году Мартирос Сарьян принимает участие в Венецианской международной выставке. Критики высоко оценили работы Сарьяна, сравнивали его с Матиссом, отмечая самобытный темперамент и восточный ориентализм. Успех был настолько громким, что руководство Советской Армении приняло решение в качестве награды выстроить для Сарьяна дом и студию. Сооружение нового дома началось только в 1931 году. У Сарьяна появилась мастерская, выстроенная по его указаниям, с верхним светом — все, как он хотел.

После успеха в Италии Сарьян выставляет свои работы в Москве — впервые после революции. Его картины, представленные на выставке «Четыре искусства», были восторженно приняты критикой. Вскоре после этого Игорь Грабарь отправляет работы Сарьяна в Лос-Анжелес, на выставку русского искусства — и снова успех. Художнику присвоили звание Народного художника Армении.

Три года в ПарижеВ 1926 году осуществилась давняя мечта Сарьяна — наконец-то он едет в Париж. Результатом трехлетних трудов Сарьяна во французской столице стала выставка, которая открылась 20 января 1928 года в салоне Жирара; было представлено около 40 работ. Предисловие к каталогу написал известный критик Луи Воксель. Он же сказал знаменитую фразу, которую любят цитировать, рассказывая о художнике: «Сначала Сарьян нарисовал Армению, а уже потом ее создал Бог». Увы! Почти все картины парижской выставки погибли в пожаре на борту парохода, которым Сарьян отправил свой багаж на родину.

Театральные постановки Оправившись от потери, Мартирос Сарьян продолжил активную творческую деятельность: он много работал, писал виды строящейся армянской столицы, выставлялся в Ереване и Москве. В 1930 году в Одесском оперном театре прошла премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст», которую оформил Сарьян; за нее художник был удостоен Сталинской премии III степени. Двумя годами позднее его творчество смогли оценить московские зрители: в театре им. Станиславского была поставлена опера Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», для которой Сарьян оформил второй акт. Увидела свет книг Фирдоуси «Рустам и Сухраб», проиллюстрированная художником.

Обвинения в формализмеВ 1937 году портреты армянских государственных и творческих деятелей, написанные Сарьяном, были сожжены: из 12 попавших в «черный список» полотен работники музея спасли только один, портрет поэта Егише Чаренца (1923). Сам художник избежал репрессий только благодаря работе над большим панно для выставки советского искусства в Париже, над которым трудился в это время в мастерских Третьяковской галереи. Сарьян смог справиться с этой ужасной для любого живописца новостью, и закончил работу над панно, которое получило Гран-при и было высоко оценено европейскими критиками.

В годы Второй МировойИзвестная картина «Из жизни художника. Портрет Лусик Сарьян», а также знаменитый автопортрет «Три возраста» были созданы художником в годы Второй мировой. Младший сын Сарьяна — Лазарь — ушел на фронт и прошел всю войну. В 1943 году Сарьян приехал в Киев повидаться с сыном; здесь он создал ряд графических работ на военную тему. Победу Сарьян отметил необычайно жизнерадостным большим натюрмортом «Армянам — бойцам Великой Отечественной войны. Цветы».

Послевоенный периодВ 1946 году Мартироса Сарьяна избрали депутатом Верховного Совета СССР; через год, при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран ее действительным членом. Художник возглавил сектор Теории и истории искусства при Академии наук Армении. Вместе с тем творчество Сарьяна было предано остракизму. Журнал «Искусство» на своих страницах сравнивал творчество Сарьяна с «армянизированным вариантом французского буржуазного формализма», которое не может считаться национальным.

Хрущевская «оттепель»Большая галерея портретов выдающихся деятелей армянской и русской культуры и науки стала следующим этапом творчества Сарьяна: в частности, он написал портреты Анны Ахматовой и Ильи Эренбурга, Дмитрия Шостаковича и Виктора Амбарцумяна. Хрущевская «оттепель» изменила атмосферу в искусстве; Сарьян вернулся к жанру пейзажа, он путешествовал по любимой Армении, много работал. За цикл «Моя Родина» в 1961 году Сарьян получил Ленинскую премию.

Итоги жизненного путиВ ноябре 1967 года, при жизни художника, в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Мастер работал до конца своей большой жизни. 80 лет активного творчества — немногим достался такой удел. Завершая свой творческий и жизненный путь, Сарьян вернулся к гармониям и пластике своих первых работ цикла «Сказки и сны», оставляя потомкам свою безусловную и трогательную любовь к Армении, ее природе и людям.

artchive.ru

Картины Мартироса Сарьяна. Искусство и антиквариат. Добавил Роберт Мхитарян — VilingStore.net

Под абрикосовыми деревьями 1954

Картины Мартироса Сарьяна фото

Дары Осени 1954

Необходимо было побороть в себе школу серую и навязчивую и найти собственную технику, не пользуясь чужим. Я стал искать более прочных, простых форм и красок для передачи живописного существа действительности… Моя цель – простыми средствами, избегая всякой нагроможденности, достигнуть наибольшей выразительности… Я говорю о той силе выражения, которая есть во всех настоящих произведениях искусства, начиная с древних времен и кончая нашими днями. …Свет, цвет , материал, форма, взаимоотношение находящихся рядом предметов и их частей у художника должно быть передано легко. Это та трудная лёгкость, которая является отличительной чертой крупных мастеров всех времен. Необходимо развивать в себе чувство умения видеть и понимать вещи быстро и передавать быстро, вместе с тем необходимо обладать чувством меры.

Мартирос Сарьян

Армения 1923

Арарат и арка Чаренца 1958

Мартирос Сарьян (1880 - 1972) - один из великих художников ХХ века, выдающийся мастер цвета. «Цвет - это истинное чудо! - восклицал художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия».

Домики. Уголок в Ереване 1968

Автопортрет. Три возраста 1942

Полотна Сарьяна, написанные яркими, насыщенными красками, развивают новое эстетическое восприятие, давая возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности: оно требует свободы воображения и абстрагирования. В то же время художник сохраняет в своих произведениях простые природные формы. Сарьян всегда считал природу своим главным учителем.

Торжество утра 1957

Вечер. Арарат 1958

Бедуин с верблюдом. Феллахская деревня. 1911

Сарьян первой половины 1910-х годов – смелый новатор, мастерски соединивший живописные традиции Востока с новыми тенденциями европейского искусства ХХ века. Художник получил признание в России. Его картины были приобретены Третьяковской галереей, некоторые экспонированы в Европе.

Финиковая пальма 1911

Фруктовая лавочка. Константинополь 1910

На Кавказе. Тифлис 1907

Арарат и Рипсиме.

В 1921 году Сарьян обосновался в Армении с целью посвятить своё искусство делу духовного возрождения родного народа. И хотя идеология Советской страны, в которой он жил, создавала определённые трудности для свободного развития творчества, Сарьян оставался верным принципам своего стиля, своего видения мира. Разработанные художником ранее технические приёмы и формы выражения обогатились новым содержанием. Основоположник современной армянской школы живописи, Сарьян утверждал в своём творчестве вневременные, общечеловеческие ценности, создавая образцы высокого искусства. В этом заключается мировое значение его наследия.

Я был полон любовью, искренней любовью, видел себя в своих картинах... Мартирос Сарьян

Портрет Ильи Эренбурга

Портрет окулиста Айка Канаяна 1942

Портрет Катаринэ Сарьян 1963

Константинополь. Собаки. 1910

Церковь VII века Кармравор. Аштарак 1956

Цветущее персиковое дерево и яблоня 1947

Арагац и гора Ара 1922

Арарат 1957

Комитас 1969

Горный пейзаж 1969

Земля 1969

Сказка. Последняя живописная работа 1971

vilingstore.net

Мартирос Сарьян. Цветовой катарсис - Семен Павлюк

Сегодня в галерее на Крымской набережной мое внимание привлекла одна картина. Издали я подумал, что на ней изображен узбекский кишлак, но, подойдя поближе, с удивлением прочитал название: "Старый Ереван".

Photobucket

Присмотревшись, я заметил и армянскую церковь на заднем плане, и снежную вершину Арарата. Так я познакомился с творчеством Мартироса Сарьяна.

На выставке было еще несколько его работ - все необыкновенно яркие, сочные. И географичные: горы Армении, улочки Константинополя, оазисы Египта.

Вернувшись домой, я обратился к гуглу, и очнулся лишь через пару часов, перечитав все, что нашел о художнике, и пересмотрев все доступные картины. Признаюсь, я настолько впечатлился его работами, что не мог ни выложить подборку. Сюда вошло далеко не всё - я отобрал лишь произведения страноведческого характера ;)

В нынешней бесцветной Москве эти краски смотрятся особенно волнительно...

Photobucket

Мартирос Сарьян родился в Новой Нахичевани в 1880 г.. Это армянское поселение на Юге России – ныне район города Ростов-на-Дону. Армян там уже не так много, но слава армянского квартала осталось (мы исследовали этот район в ходе летней практики в 2008 г. )

Выучившись на художника в Москве, Мартирос едет на историческую Родину и возвращается с вечной любовью к этой земле и первыми работами

Photobucket

«У подножья Арарата. Сказка».

Несмотря на то, что он потом не раз будет возвращаться в Нахичевань, донские степи он не напишет ни разу. А горы Армении станут основной темой его творчества. Иногда историческая Родина оказывается сильнее Родины малой.

Photobucket

«Моя Родина»

В отличие от большинства отечественных художников, которые искали вдохновения на Западе: среди гор и озер Италии и Швейцарии (это, кстати, здорово видно по экспозиции выставки – до 30х годов пейзажи сплошь итальянские), Сарьян смотрит исключительно на Восток. В 1910-13 гг. он совершает путешествия в Турцию, Египет и Персию. Гор там нет – основная тема его картин: города и оазисы.

Из пустынь Востока в его творчество проникают яркие краски, чтобы уже никогда не исчезнуть.

Photobucket

«У колодца. Жаркий день»

Photobucket

«Финиковая пальма. Египет»

Photobucket

«Идущая женщина»

Photobucket

«Улица в Каире»

Photobucket

«Египетские маски»

ФPhotobucket

«Ночь. Египет»

Photobucket

«Лотос»

Photobucket

«Красная лошадь»

Photobucket

«Константинополь. Собаки»

Photobucket

«Улица. Полдень. Константинополь»

Photobucket

«Фруктовая лавка. Константинополь»

Photobucket

название этой картины узнать не удалось. Но похоже, что это из персидских впечатлений.

Photobucket

После революции художник концентрируется на пейзажах Армении

Photobucket

«Горы»

Photobucket

«Горный пейзаж»

Photobucket

«Газели»

Photobucket

«Остров и озеро Севан»

Photobucket

«Арагац в облаках»

Photobucket

не нашел названия

Photobucket

«Октябрь в Ереване»

Photobucket

«Октябрьский пейзаж»

(легко понять, какое время лучшее для поездки в Армению ;))

Попутно он разрабатывает эскиз для герба Армянской Советской Республики

Photobucket

Гора Арарат, разумеется, стала центральной основным элементом его картин

Photobucket

«Сбор хлопка в араратской долине»

Photobucket

«Арарат и римсипе»

Photobucket

«Арарат из Двина»

Много внимания (особенно после войны) Сарьян уделял промышленному развитию республики. На его глазах Старый Ереван превращался в Новый, росли города и поселки. И в этой новой жизни художник также находил свои цвета.

Photobucket

«Деревня Кировакан»

Photobucket

«Рабочий поселок»

Photobucket

«Дождь в начале мая»

Photobucket

«Медно-химический комбинат в Алавердах»

Но все же не трубы, а травы были его страстью.

Photobucket

«Персиковые деревья, ивы и тополя»

Особенно много Мартирос писал букеты.

Photobucket

«Полевые Маки»

Photobucket

«Ереванские цветы»

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Портретов в его портфолио также немало, но, напомню, у нас строго географический подход )

Хотя парочку показать необходимо…

Photobucket

«Моя семья»

Photobucket

«Анна Андреевна Ахматова»

Photobucket

«Автопортрет»

Сарьян умер в Ереване в мае 1972 г., в тот месяц, когда природа окончательно расцветает яркими красками, которые он так любил.

В армянской столице ему поставлен памятник

Photobucket

А его картина красуется на купюре в 5000 драм

Photobucket

Мартирос Сарьян заслуженно считается самым известным армянским художником. Благодаря его работам мы восторгаемся красотой армянских гор. И корректируем свои планы на будущее. По крайней мере я – точно скорректировал ;)

Photobucket

«Армения»

pavlyuk.livejournal.com

САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения). - Страница 3 из 8

admin 12.07.2015 Галерея, Новости 5,219 Показы

Открыть доступ 41. Сарьян Мартирос "Фрукты. Натюрморт" 1911 Картон, темпера 50х67 Астраханская государственная картинная галерея 41. Сарьян Мартирос «Фрукты. Натюрморт» 1911 Картон, темпера 50х67 Астраханская государственная картинная галерея42. Сарьян Мартирос "Виноград. Натюрморт" 1911 Картон, темпера 43,5х64 Государственная Третьяковская галерея 42. Сарьян Мартирос «Виноград. Натюрморт» 1911 Картон, темпера 43,5х64 Государственная Третьяковская галерея 43. Сарьян Мартирос "Финиковая пальма" 1911 Картон, темпера 106х71 Государственная Третьяковская галерея 43. Сарьян Мартирос «Финиковая пальма» 1911 Картон, темпера 106х71 Государственная Третьяковская галерея44. Сарьян Мартирос "Ночной пейзаж" 1911 Картон, темпера 47х68 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 44. Сарьян Мартирос «Ночной пейзаж» 1911 Картон, темпера 47х68 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 45. Сарьян Мартирос "Улица в Каире" 1911 Картон, темпера 48,5х64 Государственная Третьяковская галерея 45. Сарьян Мартирос «Улица в Каире» 1911 Картон, темпера 48,5х64 Государственная Третьяковская галерея46. Сарьян Мартирос "Феллахская деревня" 1911 Картон, темпера 49х70 Рязанский областной художественный музей 46. Сарьян Мартирос «Феллахская деревня» 1911 Картон, темпера 49х70 Рязанский областной художественный музей 47. Сарьян Мартирос "Идущая женщина" 1911 Темпера, холст 68х51 Из собрания А.А.Аратюняна 47. Сарьян Мартирос «Идущая женщина» 1911 Темпера, холст 68х51 Из собрания А.А.Аратюняна48. Сарьян Мартирос "Зеленый овраг" 1911 Холст, масло 59х81 Из собрания семьи Б.Окунева 48. Сарьян Мартирос «Зеленый овраг» 1911 Холст, масло 59х81 Из собрания семьи Б.Окунева 49. Сарьян Мартирос "Бананы" 1911 Картон, темпера 48,5х59,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван 49. Сарьян Мартирос «Бананы» 1911 Картон, темпера 48,5х59,5 Дом-музей М.Сарьяна, Ереван50. Сарьян Мартирос "Пустыня. Египет" 1911 Картон, темпера 51х69 Национальная галерея Армении, Ереван 50. Сарьян Мартирос «Пустыня. Египет» 1911 Картон, темпера 51х69 Национальная галерея Армении, Ереван 51. Сарьян Мартирос "Гора Абул и проходящие верблюды" 1912 Холст, масло 138х142 Национальная галерея Армении, Ереван 51. Сарьян Мартирос «Гора Абул и проходящие верблюды» 1912 Холст, масло 138х142 Национальная галерея Армении, Ереван52. Сарьян Мартирос "На лошади. Ереван" 1912 Темпера, холст 59х79 Национальная галерея Армении, Ереван 52. Сарьян Мартирос «На лошади. Ереван» 1912 Темпера, холст 59х79 Национальная галерея Армении, Ереван 53. Сарьян Мартирос "Улица в Барфруше" 1912 Холст, масло 25х36 Собрание И.Эрзаха 53. Сарьян Мартирос «Улица в Барфруше» 1912 Холст, масло 25х36 Собрание И.Эрзаха54. Сарьян Мартирос "Продавец зелени" 1912 Темпера, холст 71х88,5 Киевский музей русского искусства 54. Сарьян Мартирос «Продавец зелени» 1912 Темпера, холст 71х88,5 Киевский музей русского искусства 55. Сарьян Мартирос "Голова девушки (М.Тазахулахян)" 1912 Картон, темпера 69,3х51,5 Государственная Третьяковская галерея 55. Сарьян Мартирос «Голова девушки (М.Тазахулахян)» 1912 Картон, темпера 69,3х51,5 Государственная Третьяковская галерея56. Сарьян Мартирос "Утро. Зеленые горы" 1912 Холст, масло 58,5х74,5 Государственный Русский музей 56. Сарьян Мартирос «Утро. Зеленые горы» 1912 Холст, масло 58,5х74,5 Государственный Русский музей 57. Сарьян Мартирос "Египетская ночь" 1912 Картон, темпера 35х54 Кировский областной художественный музей 57. Сарьян Мартирос «Египетская ночь» 1912 Картон, темпера 35х54 Кировский областной художественный музей58. Сарьян Мартирос "Портрет искусствоведа Гарегина Левоняна" 1912 Темпера, холст 70х54 Национальная галерея Армении, Ереван 58. Сарьян Мартирос «Портрет искусствоведа Гарегина Левоняна» 1912 Темпера, холст 70х54 Национальная галерея Армении, Ереван 59. Сарьян Мартирос "Церковь Сурб Саркис. Ереван" 1912 Холст, масло 22х31 Ставропольский краевой музей изобразительного искусства 59. Сарьян Мартирос «Церковь Сурб Саркис. Ереван» 1912 Холст, масло 22х31 Ставропольский краевой музей изобразительного искусства60. Сарьян Мартирос "Женщина в маске (С.И.Дымшиц)" 1913 Темпера, холст 105х135 Национальная галерея Армении, Ереван 60. Сарьян Мартирос «Женщина в маске (С.И.Дымшиц)» 1913 Темпера, холст 105х135 Национальная галерея Армении, Ереван Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Check Also

До 27.04.2015 в Государственном Музее Востока.

cultobzor.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта