История одной из самых скандальных картин Лувра. Самая скандальная картина


История одной из самых скандальных картин Лувра

История одной из самых скандальных картин Лувра.

Многочисленные «танцовщицы» Эдгара Дега приводили публику в восторг, «Абсент» едва ли не стоил ему репутации.

Жаль, мы уже не можем зайти и скоротать вечерок в маленьком уютном кафе на площади Пигаль, 9. В конце 19-го века в находившемся там кафе «Новые Афины» собиралась вся богема Парижа. Мане и Ренуар, Матисс и Ван Гог, Писсарро и Сера – многие из них были здесь завсегдатаями. Захаживал сюда и Дега. Именно это кафе он и изобразил на своей скандальной картине «Абсент».

Пьяная усталая пара. Отстраненный мужчина с налитыми кровью глазами и стаканом снимающего похмелье напитка мазагран. Женщина с остановившимся взглядом и опущенными плечами. Легкоузнаваемый для тех времен бледно-зеленый напиток на столе. Явно уже не первый. Странная смещенная композиция, создающая впечатление случайно подсмотренной сцены. Дега попытался выставить свое полотно в Брайтоне, на выставке 1876 года. Однако картина вызвала шквал возмущений. «Уродливая, вульгарная, пьянство и разврат!» - критики воспылали ненавистью к «Абсенту», да и к самому Дега. Выставка в Лондоне в 1893-м привела к тому же результату.

 Эдгар Дега, автопортрет (1866 г.)

                           Эдгар Дега, «Абсент» (1876 г.)

К критике Дега отнесся спокойно, утверждая, что только недалекие художники ждут похвалы от людей, которые сами ничего не умеют. Хуже было то, что многие из друзей, с которыми он не раз сиживал в «Новых Афинах» от него отвернулись.

Да и героям картины «Абсент» не принес доброй славы. Мужчина на картине – приятель Дега, художник Марселен Дебутен. Его стали считать горьким пьяницей. Угрюмая женщина рядом с ним – муза импрессионистов, актриса, звезда кабаре Фоли-Бержер Эллен Андре. После «Абсента» за ней закрепилась репутация женщины легкого поведения, которая не прочь выпить. "Я была недурна в то время… у меня был шик… Дега меня просто уничтожил!"

 Марселен Дебутен 

                          Фоли-Бержер Эллен Андре

Абсент в те времена был больной темой в обществе. Абсентный алкоголизм сражал и достопочтенных буржуа, и рабочих шахт и заводов. Что уж говорить о богеме. Напиток с экстрактом горькой полыни вызывал галлюцинации, в сопровождении которых было легче творить. «Безумием в бутылке» называл абсент Верлен, «Зеленой феей» - Ван Гог. Поклонниками абсента были Тулуз-Лотрек и Пикассо. Кстати, даже Тарзан в романах Эдгара Берроуза неизменно появлялся с зеленоватым напитком в руке.

Содержавшийся в абсенте туйон вызывал агрессивное поведение. Общество бурлило. В конце концов, абсент был запрещен. Франция, США, Нидерланды, Бельгия, Швейцария – почти везде он стал абсолютным табу.

Что касается картины, ее, несмотря на критику, приобрел поклонник Дега Генри Хилл. Затем она несколько раз меняла собственников, пока не очутилась в руках графа Исаака де Камондо, который и завещал ее Лувру. Там она находилась с 1911 по 1986 год, а затем переехала в музей д’Орсе.

Сейчас абсент стал вновь вполне легален, правда, содержание в нем галлюциногенного туйона минимально. «Абсент» стал более знаменит, чем все картины изображенного на ней месье Дебутена, да и мадемуазель Андре вошла в историю в роли модели на известной картине, а никак не звезды театральной сцены. Кафе в 2004-м снесено.

У многих художников: Ван Гога, Пикассо, Олива есть своя картина с «абсентом». Но, пожалуй, ни одной из них не досталась такая скандальная, и такая громкая слава, как полотну Дега.

  Виктор Олива, «Пьющий абсент» (1901 г.)  

     Пабло Пикассо,                                                                                               «Любительница абсента» (1901 г.)

источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

wholeworldmen.ru

Самая скандальная картина. - rama909

Немало было написано голых женщин в истории живописи, но почему-то именно эта стала скандальной. Давайте разберемся почему!Эдуард Мане "Олимпия", 1863Сюжету "Олимпии" Мане без малого 5 веков. Первым красиво возлегающую на драпировках обнаженную женщину написал Джорджоне. Картина Джорджоне была революционна, потому что в ней в одной из первых автор мастерски соблюдал законы света и тени, перспективы, а так же изобразил Венеру довольно земной женщиной, а не античной богиней. Но ее звали Венера, и тем самым ее нагота оправдывалась, она ж древнегреческая богиня. Это одна из первых картин с заметным пейзажем, который затягивает зрителя вглубь картины. Начиная с первой спящей Венеры живопись окончательно ушла от иконоподобных плоских изображений.Джорджоне “Спящая Венера”, 1510

После Тициана каждый уважающий себя художник попробовал написать лежащую голую красавицу, даже Джек из "Титаника". Дошла и очередь до Мане, он написал свою Венеру и на Парижском ежегодном салоне, где ее выставили, разразился самый грандиозный скандал, а салон повидал немало картин.

Все дело в том, что, во-первых, дамочка не Венера, а Олимпия, соответственно, она не греческая богиня и права возлегать голой не имеет. Имя Олимпия выбрано неспроста. В то время в Париже это было практически имя нарицательное для обозначения дамы полусвета, то есть содержанки, примерно как Наташа в Турции. Мане изобразил не греческую богиню, а проститутку! Посмотрите, как она смотрит на зрителя. Она стесняется? Спит? Нет! Она смотрит решительно в глаза, с вызовом, и совсем не стесняется того, что она полностью обнаженная. Множество символов указывают на ее греховность: служанка приносит ей букет от любовника, кошка - символ грехопадения - лежит у ее ног, вместо целомудренного жемчуга у Олимпии на шее черная лента. Ну и самое неприятное, что каждый, кто стоит перед картиной, как бы оказывается в комнате Олимпии. А кто может стоять в комнате перед голой проституткой? Только ее клиент.

Так Мане сделал каждого посетителя выставки спонсором куртизанки. Некоторым эта роль понравилась: поэт Захари Астрюк даже посвятил героине картины целую поэму:

Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,Чёрный вестник с охапкой весны перед ней;То посланец раба, что не может забыться,Ночь любви обращая цветением дней:Величавая дева, в ком пламя страстей.https://zen.yandex.ru/media/art_painters/samaia-skandalnaia-kartina-5b031a46c3321bdea7457fc4

rama909.livejournal.com

Картина маслом: самые скандальные натурщицы

Художнику без модели никуда. Чтобы красавицы на холсте выглядели убедительно, писать их следует с натуры. «Апрель» решил вспомнить истории девушек, подаривших свой облик великим полотнам.

1. Венера

В 1469 году наследник знатного рода Марко Веспуччи привез в родной город молодую супругу Симонетту, которая своей красотой и обаянием моментально покорила сердца любвеобильных флорентийцев. Её прославляли на полотнах художники, стихотворцы слагали песни. Венера, Мадонна… каких только имен не удостаивалась прекрасная Симонетта.

Особенно благоволил красавице Джулиано Медичи – младший брат главы республики Лоренцо Великолепного. Любовь молодых людей была непорочна. Медичи ценили дружбу с семейством Веспуччи, поэтому Джулиано приходилось довольствоваться малым – он превозносил свою прекрасную даму в стихах и сражался за неё на турнирах.

К несчастью, роману флорентийских Марса и Венеры не суждено было продлиться долго. Прекрасная Симонетта медленно угасала от чахотки, в 1473 году её не стало. А три года спустя от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть в республике, погиб и Джулиано.

Вся Флоренция оплакивала смерть своих любимцев. Но больше других скорбел Сандро Боттичелли. Еще при жизни Симонетты он запечатлел её тонкий профиль в образе Афины Паллады на рыцарском знамени Джулиано.

А после смерти девушки все женские образы на полотнах Боттичелли приобрели её черты. Неизвестно, позировала ли когда-нибудь Симонетта художнику, встречала ли она его лично. Однако именно благодаря его «Рождению Венеры» мы всё еще помним облик флорентийской богини.

2. Сикстинская мадонна

У Рафаэля было много мадонн. Свою первую деву с младенцем художник изобразил еще мальчиком, когда ему было 15, после чего снова и снова возвращался к классическому сюжету. Однако по-настоящему прославил живописца только один образ богоматери, написанный незадолго до его смерти для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.

Натурщицей для Сикстинской мадонны стала дочь деревенского пекаря Маргарита Лути. Рафаэль просто-напросто купил у отца девушки право изображать красавицу на своих полотнах.

Сделка устроила обе стороны, и Форнарина (от итал. forno – печь) стала официально музой, а неофициально – любовницей художника. Бесконечно влюбленный Рафаэль множил портреты своей Маргариты.

В то же время, сама «мадонна» воспринимала обласканного славой художника исключительно как источник дохода и, пока мэтр пропадал в мастерской, развлекала себя интрижками с его юными учениками.

Этот странный, длившийся почти 6 лет роман прервала смерть мастера. Похоронив Рафаэля, Марго получила причитающуюся по завещанию сумму и отправилась на поиски нового источника финансирования. Говорят, скоро за ней закрепилась слава самой роскошной куртизанки Италии.

Есть и другая, менее живописная версия этой истории: дочь пекаря была беззаветно предана своему возлюбленному, а после его кончины, не справившись с горем, добровольно постриглась в монахини. Но кому нужны такие скучные легенды?

3. Мона Лиза

«Мона Лиза» или «Джоконда» является, пожалуй, самым исследуемым произведением изобразительного искусства всех времен. Загадок у полотна, действительно, хватает. Ученых, искусствоведов и простых обывателей терзает масса вопросов: например, куда делись брови красавицы?

Но больше всего ценителям прекрасного хочется знать, чью улыбку изобразил на холсте великий Леонардо. Согласно официальной версии, на полотне изображена Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца тканями. Семья дель Джокондо не могла похвастаться ни крупным капиталом, ни красивой родословной, однако это не мешало Франческо, супругу Лизы, подобно большинству флорентийцев в ту пору, проявлять живой интерес к искусству. Вероятнее всего, предприниматель заказал портрет жены в честь рождения сына.

Есть и другие теории. Например, немецкий историк Магдалена Зест считает, что с картины улыбается одна из самых ярких светских львиц своего времени, внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца.

Некоторые исследователи считают, что художник написал портрет Изабеллы Арагонской или Чечилии Галлерани, девушки с картины «Дама с горностаем». Исследование внешности Леонардо способствовали появлению на свет еще одной версии – якобы художник изобразил виде прекрасной мадонны самого себя. Впрочем, мужчиной в женском платье мог быть также Салаи – один из учеников мэтра.

В 2015 году итальянские ученые вскрыли несколько захоронений в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы и обнаружили женские останки, которые предположительно могут быть останками Лизы дель Джокондо. Возможно, современные методы исследования помогут пролить свет на главную загадку Моны Лизы.

4. Офелия

В 1851 году Джон Эверетт Милле приступил к работе над самым известным своим произведением – «Смерть Офелии». В качестве натуры для изображения шекспировской нимфы художник выбрал юную Элизабет Сиддал – музу братства прерафаэлитов.

Милле решил запечатлеть Офелию в последние минуты жизни, медленно опускающуюся на дно реки, поэтому Элизабет по несколько часов в день утопала в наполненной водой ванне. И хотя воду постоянно подогревали, девушка все же слегла с простудой.

Всё бы ничего, если бы лекари, нанятые заботливым отцом натурщицы, не прописали мисс Сиддал популярное в те годы лекарственное средство – лауданум, опийную настойку на спирту. Простуда вскоре прошла, зато сформировалась стойкая наркотическая зависимость.

Картина была закончена в 1852 году. А десять лет спустя измученная болезнью (какой – история умалчивает), тяжелым браком с Россетти и депрессией из-за потери ребенка Элизабет нарочно ли, случайно приняла слишком большую дозу лауданума. Больше она не просыпалась.

5. Происхождение мира

Одну из самых скандальных картин XIX века Гюстав Курбе создал, вероятно, по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, страстного поклонника эротической живописи. Имя модели, позировавшей для полотна, по понятным причинам, не разглашалось.

Однако историки сходятся во мнении, что художник писал картину с Огненной Джо, своей любимой натурщицы.

В 1865 году Джоанна Хиффернан с гражданским мужем, художником Джеймсом Уистлером приехала на побережье Нормандии, в городок Трувилль, где жил и работал признанный мастер реализма Курбе. Супруг Джо вскоре отправился в Вальпараисо, опрометчиво оставив свою «прекрасную ирландку» в компании Гюстава.

Написав пару целомудренных портретов Курбе перешел в наступление. Вскоре появились «Спящие», выписанная с характерным для художника натурализмом сцена лесбийской любви, и еще более откровенное полотно «Происхождение мира». И хотя лобковые волосы изображенной на картине женщины совсем не рыжие, Уистлер по возвращению в Париж немедленно порвал со своей возлюбленной.

6. Адель

К 1903 году о романе художника Густава Климта и жены коммерсанта Блох-Бауэра судачила вся Вена. Пару лет тому назад живописец впервые изобразил Адель в образе библейской Юдифи, и с тех пор она все чаще появлялась в его мастерской и на его полотнах.

Знал об интрижке и законный супруг Адель – Фердинанд. Здраво рассудив, что убить неверную будет слишком пошло, а развестись – непрактично (кому охота терять поддержку тестя, особенно если тесть – директор венского банковского союза), Блох-Бауэр придумал оригинальный способ решения проблемы.

Фердинанд заказал у Климта портрет жены. Согласно условиям контракта, художник обязывался сделать не менее сотни набросков прежде, чем начнет писать на холсте. Оплата за работу была щедрой, а неустойка, в случае, если живописец захочет разорвать контракт, – огромной.

Таким образом находчивый Блох-Бауэр на несколько лет привязал творца к его музе. Дальше произошло неизбежное: ветреный художник, привыкший менять любовниц, как перчатки, скоро устал от своей томной подруги.

Но работу всё же закончил – контракт есть контракт. В итоге заказчик получил все, что желал – роскошный парадный портрет своей суженой и её разбитое сердце в придачу.

7. Кристина

Эндрю Уайет, самый несовременный из всех современных художников, всю свою долгую жизнь прожил в американской глубинке – в штатах Пенсильвания и Юта. Моделями Энди были его друзья и соседи, с удовольствием позировавшие художнику. Однако героиня «Мира Кристины», полотна, сделавшего Уайета знаменитым, оказалась в фокусе внимания живописца совершенно случайно.

Однажды из окна своего дома художник увидел, как его соседка Кристина Ольсен ползет домой по полю. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита девушка не могла ходить. Чтобы не утруждать родных хлопотами с коляской, Кристина преодолевала путь вверх по холму на одних руках.

Позже живописец рассказывал, что хотел было броситься Кристине на помощь, но остановился потрясенный величием духа хрупкой девушки. После этого случая мисс Ольсен еще не раз становилась героиней картин Уайета.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

polonsil.ru

Картина маслом: самые скандальные натурщицы

Художнику без модели никуда. Чтобы красавицы на холсте выглядели убедительно, писать их следует с натуры. «Апрель» решил вспомнить истории девушек, подаривших свой облик великим полотнам.

1. Венера

В 1469 году наследник знатного рода Марко Веспуччи привез в родной город молодую супругу Симонетту, которая своей красотой и обаянием моментально покорила сердца любвеобильных флорентийцев. Её прославляли на полотнах художники, стихотворцы слагали песни. Венера, Мадонна… каких только имен не удостаивалась прекрасная Симонетта.

Особенно благоволил красавице Джулиано Медичи – младший брат главы республики Лоренцо Великолепного. Любовь молодых людей была непорочна. Медичи ценили дружбу с семейством Веспуччи, поэтому Джулиано приходилось довольствоваться малым – он превозносил свою прекрасную даму в стихах и сражался за неё на турнирах.

К несчастью, роману флорентийских Марса и Венеры не суждено было продлиться долго. Прекрасная Симонетта медленно угасала от чахотки, в 1473 году её не стало. А три года спустя от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть в республике, погиб и Джулиано.

Вся Флоренция оплакивала смерть своих любимцев. Но больше других скорбел Сандро Боттичелли. Еще при жизни Симонетты он запечатлел её тонкий профиль в образе Афины Паллады на рыцарском знамени Джулиано.

А после смерти девушки все женские образы на полотнах Боттичелли приобрели её черты. Неизвестно, позировала ли когда-нибудь Симонетта художнику, встречала ли она его лично. Однако именно благодаря его «Рождению Венеры» мы всё еще помним облик флорентийской богини.

2. Сикстинская мадонна

У Рафаэля было много мадонн. Свою первую деву с младенцем художник изобразил еще мальчиком, когда ему было 15, после чего снова и снова возвращался к классическому сюжету. Однако по-настоящему прославил живописца только один образ богоматери, написанный незадолго до его смерти для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.

Натурщицей для Сикстинской мадонны стала дочь деревенского пекаря Маргарита Лути. Рафаэль просто-напросто купил у отца девушки право изображать красавицу на своих полотнах.

Сделка устроила обе стороны, и Форнарина (от итал. forno – печь) стала официально музой, а неофициально – любовницей художника. Бесконечно влюбленный Рафаэль множил портреты своей Маргариты.

В то же время, сама «мадонна» воспринимала обласканного славой художника исключительно как источник дохода и, пока мэтр пропадал в мастерской, развлекала себя интрижками с его юными учениками.

Этот странный, длившийся почти 6 лет роман прервала смерть мастера. Похоронив Рафаэля, Марго получила причитающуюся по завещанию сумму и отправилась на поиски нового источника финансирования. Говорят, скоро за ней закрепилась слава самой роскошной куртизанки Италии.

Есть и другая, менее живописная версия этой истории: дочь пекаря была беззаветно предана своему возлюбленному, а после его кончины, не справившись с горем, добровольно постриглась в монахини. Но кому нужны такие скучные легенды?

3. Мона Лиза

«Мона Лиза» или «Джоконда» является, пожалуй, самым исследуемым произведением изобразительного искусства всех времен. Загадок у полотна, действительно, хватает. Ученых, искусствоведов и простых обывателей терзает масса вопросов: например, куда делись брови красавицы?

Но больше всего ценителям прекрасного хочется знать, чью улыбку изобразил на холсте великий Леонардо. Согласно официальной версии, на полотне изображена Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца тканями. Семья дель Джокондо не могла похвастаться ни крупным капиталом, ни красивой родословной, однако это не мешало Франческо, супругу Лизы, подобно большинству флорентийцев в ту пору, проявлять живой интерес к искусству. Вероятнее всего, предприниматель заказал портрет жены в честь рождения сына.

Есть и другие теории. Например, немецкий историк Магдалена Зест считает, что с картины улыбается одна из самых ярких светских львиц своего времени, внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца.

Некоторые исследователи считают, что художник написал портрет Изабеллы Арагонской или Чечилии Галлерани, девушки с картины «Дама с горностаем». Исследование внешности Леонардо способствовали появлению на свет еще одной версии – якобы художник изобразил виде прекрасной мадонны самого себя. Впрочем, мужчиной в женском платье мог быть также Салаи – один из учеников мэтра.

В 2015 году итальянские ученые вскрыли несколько захоронений в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы и обнаружили женские останки, которые предположительно могут быть останками Лизы дель Джокондо. Возможно, современные методы исследования помогут пролить свет на главную загадку Моны Лизы.

4. Офелия

В 1851 году Джон Эверетт Милле приступил к работе над самым известным своим произведением – «Смерть Офелии». В качестве натуры для изображения шекспировской нимфы художник выбрал юную Элизабет Сиддал – музу братства прерафаэлитов.

Милле решил запечатлеть Офелию в последние минуты жизни, медленно опускающуюся на дно реки, поэтому Элизабет по несколько часов в день утопала в наполненной водой ванне. И хотя воду постоянно подогревали, девушка все же слегла с простудой.

Всё бы ничего, если бы лекари, нанятые заботливым отцом натурщицы, не прописали мисс Сиддал популярное в те годы лекарственное средство – лауданум, опийную настойку на спирту. Простуда вскоре прошла, зато сформировалась стойкая наркотическая зависимость.

Картина была закончена в 1852 году. А десять лет спустя измученная болезнью (какой – история умалчивает), тяжелым браком с Россетти и депрессией из-за потери ребенка Элизабет нарочно ли, случайно приняла слишком большую дозу лауданума. Больше она не просыпалась.

5. Происхождение мира

Одну из самых скандальных картин XIX века Гюстав Курбе создал, вероятно, по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, страстного поклонника эротической живописи. Имя модели, позировавшей для полотна, по понятным причинам, не разглашалось.

Однако историки сходятся во мнении, что художник писал картину с Огненной Джо, своей любимой натурщицы.

В 1865 году Джоанна Хиффернан с гражданским мужем, художником Джеймсом Уистлером приехала на побережье Нормандии, в городок Трувилль, где жил и работал признанный мастер реализма Курбе. Супруг Джо вскоре отправился в Вальпараисо, опрометчиво оставив свою «прекрасную ирландку» в компании Гюстава.

Написав пару целомудренных портретов Курбе перешел в наступление. Вскоре появились «Спящие», выписанная с характерным для художника натурализмом сцена лесбийской любви, и еще более откровенное полотно «Происхождение мира». И хотя лобковые волосы изображенной на картине женщины совсем не рыжие, Уистлер по возвращению в Париж немедленно порвал со своей возлюбленной.

6. Адель

К 1903 году о романе художника Густава Климта и жены коммерсанта Блох-Бауэра судачила вся Вена. Пару лет тому назад живописец впервые изобразил Адель в образе библейской Юдифи, и с тех пор она все чаще появлялась в его мастерской и на его полотнах.

Знал об интрижке и законный супруг Адель – Фердинанд. Здраво рассудив, что убить неверную будет слишком пошло, а развестись – непрактично (кому охота терять поддержку тестя, особенно если тесть – директор венского банковского союза), Блох-Бауэр придумал оригинальный способ решения проблемы.

Фердинанд заказал у Климта портрет жены. Согласно условиям контракта, художник обязывался сделать не менее сотни набросков прежде, чем начнет писать на холсте. Оплата за работу была щедрой, а неустойка, в случае, если живописец захочет разорвать контракт, – огромной.

Таким образом находчивый Блох-Бауэр на несколько лет привязал творца к его музе. Дальше произошло неизбежное: ветреный художник, привыкший менять любовниц, как перчатки, скоро устал от своей томной подруги.

Но работу всё же закончил – контракт есть контракт. В итоге заказчик получил все, что желал – роскошный парадный портрет своей суженой и её разбитое сердце в придачу.

7. Кристина

Эндрю Уайет, самый несовременный из всех современных художников, всю свою долгую жизнь прожил в американской глубинке – в штатах Пенсильвания и Юта. Моделями Энди были его друзья и соседи, с удовольствием позировавшие художнику. Однако героиня «Мира Кристины», полотна, сделавшего Уайета знаменитым, оказалась в фокусе внимания живописца совершенно случайно.

Однажды из окна своего дома художник увидел, как его соседка Кристина Ольсен ползет домой по полю. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита девушка не могла ходить. Чтобы не утруждать родных хлопотами с коляской, Кристина преодолевала путь вверх по холму на одних руках.

Позже живописец рассказывал, что хотел было броситься Кристине на помощь, но остановился потрясенный величием духа хрупкой девушки. После этого случая мисс Ольсен еще не раз становилась героиней картин Уайета.

Говорила и показывала Валентина Гольцберг

extremal.mirtesen.ru

Проклятье самой загадочной и скандальной картины в русской истории

Иван Николаевич КРАМСКОЙ скончался в апреле 1887 года от аневризмы прямо за мольбертом. По злой иронии, это случилось в тот самый момент, когда он писал портрет знаменитого врача Карла РАУХФУСА, но все произошло так быстро, что медик оказался не в силах ему помочь. Крамскому было всего 49 лет.

 

Отличник

Автор знаменитых полотен «Неизвестная», «Русалки», «Христос в пустыне», «Неутешное горе», галереи портретов членов императорской семьи, художников, поэтов, писателей, с любовью и поразительной точностью изображал и простых людей, крестьян. Об их жизни он знал не понаслышке.

- Я родился в мае 1837 года в уездном городке Острогожске, в слободе Новая Сотня, от родителей, приписанных к мещанству... Учился в Острогожском училище, где и кончил курс с похвальными листами по всем предметам - 12 лет от роду, - сообщал художник в автобиографии.

Позже в письмах жене Иван Николаевич расскажет, как давались ему эти листы.

- Помню живо то страшное время, когда выходишь на экзамен - кровь в виски стучит, руки дрожат, язык не слушается, и то, что хорошо знаешь, - точно не знаешь, а тут очки, строгие лица учителей... Помню, как, бывало, у меня кулачонки сжимались от самолюбия, и я твердо решался выдержать и не осрамиться, - вспоминал он.

Автопортрет художника (1867). Фото с сайта //s8.cdn.eg.ru/upimg/photo/203375.jpg

 

Самоучка

В год окончания училища умер отец художника, Николай Федорович, писарь городской думы. После смерти Крамского-старшего семья оказалась на мели, и Ваня не смог поступить в гимназию. Всю жизнь он будет ощущать пробел в знаниях.

- Никогда и никому я так не завидовал, как человеку действительно образованному, - не раз говорил Крамской.

- Ах, как я жалею о своей юности, - признавался он Ивану Репину в 1863 году. - Вы не можете представить себе, с какой завистью я смотрю на всех студентов и на всех ученых!.. Не воротишь... Я иногда думаю: может быть, я и не художник совсем, может быть, я и не остался бы в сфере искусства при других обстоятельствах...

- Я самоучка во всем, кроме грамотности, - сетовал художник незадолго до смерти.

 

Подмастерье

Выйдя из училища, 14-летний юноша поступил писцом сначала в Острогожскую городскую думу, а потом к посреднику по полюбовному размежеванию. В свободные минуты рисовал. Однако родным увлечение Ивана не грело душу: по их разумению, художники всегда живут в нищете. Но переубедить юного живописца у них не получилось.

В конце концов мать согласилась отправить Ивана в подмастерья к воронежскому иконописцу. Однако, начав работать, юноша был разочарован. К полотнам его не подпустили, вместо этого он с утра до ночи растирал краски да бегал по мелким поручениям. Не выдержав, он умолил мать забрать его домой.

КРАМСКОЙ пишет портрет дочери Софьи (1884). Фото с сайта //s1.cdn.eg.ru/upimg/photo/203376.jpgКРАМСКОЙ пишет портрет дочери Софьи (1884). Фото с сайта livejournal.com

 

Ретушер

Вскоре Иван познакомился с острогожским художником-самоучкой Михаилом Тулиновым. Когда паренек согласился показать новому приятелю свою «мазню», тот разглядел в нем несомненный талант.

А вот старшие братья Ивана посматривали на юное дарование с неодобрением: содержать его им было в тягость. Поэтому, когда Ваня  заделался помощником ретушера фотографий Якова Данилевского, прибывшим снимать шествующий через в Острогожск драгунский полк, никто не возражал. Уезжая, фотограф позвал парня с собою в Харьков. Мать после недолгих колебаний его отпустила.

- Положим так, - описывал Иван свое настроение в то время, - что мне будущее очень и очень льстит, потому что в нем я предвижу конец всех моих стремлений; но, Боже мой! Как сказать в последний раз «прости!»

 

Враг пошлости

Начав работать у Данилевского, Крамской стал было брать уроки акварельной живописи. Однако с учителями не сложилось, и Иван это дело забросил. К тому же жизнь у Данилевского была не сахар. Крамской вспоминал о патроне довольно резко:

 - Своих понятий в живописи он вовсе почти не имеет, а следует по большей части суждению посторонних, в которых, также, как и в моем герое, случается не слишком много знания, да к тому же он живет в самом посредственном круге жителей города. В домашней жизни он человек очень хороший, вне же семейства он... или нет, нет, лучше я ничего не скажу… Портреты его выходят препошлыми; как выразился один остряк, это месяц в полнолунии.

«Неутешное горе» (1884). Фото с сайта //s2.cdn.eg.ru/upimg/photo/203377.jpg

 

Бунтовщик

Прослужив у Данилевского три года, Крамской переехал в Петербург, куда рвался всей душой. Чтобы выжить, снова нанялся в фотомастерскую. Наконец через год поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863-м обучение шло к завершению, и Иван Крамской вместе с другими лучшими выпускниками должен был принять участие в конкурсе на оплачиваемую поездку за границу. Но студенты вдруг возмутились, что им навязывают старомодную, оторванную от жизни дипломную тему и подали прошение о том, чтобы самим выбирать сюжеты конкурсных работ. Совет учебного заведения им отказал. ЧП в Академии художеств назвали «Бунтом четырнадцати».

Смутьянов отчислили, и они по инициативе Ивана Крамского образовали «Петербургскую артель художников». Действовала организация по принципу трудовой коммуны, где работали сообща и делили прибыль на всех. Однако вскоре между женами художников пошли склоки, и артель распалась.

 

Передвижник

Иван Крамской стал одним из главных идеологов Товарищества передвижных художественных выставок, основанного в 1870 году. Члены этого союза считали, что искусство должно быть не салонным, а отражать реальную жизнь и быть адресовано не только элите, но любому зрителю.

На первой выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил картину «Майская ночь» («Русалки»). Мастерски передав красоту лунного света, падающего на призрачные силуэты «русалок» - утопленниц, художник всех заворожил. За основу он взял сюжет гоголевской «Майской ночи». И только завершив работу, вздохнул с облегчением:

- Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло, - писал Крамской.

Мастер

В 1876 году Иван Николаевич Крамской и его жена Софья Николаевна пережили трагедию: умер их младший сын Марк. Через восемь лет художник напишет «Неутешное горе». В женщине, изображенной на полотне, угадываются черты Софьи Крамской - ясно, что время не смогло заглушить ее боль. Павел Третьяков понимал, что полотно с таким тяжелым сюжетом вряд ли найдет покупателя, но все же приобрел его.В последние годы жизни Иван Николаевич тяжело болел. Он умер от аневризмы аорты сердца мгновенно в возрасте 49 лет, причем знаменитый врач Карл Андреевич Раухфус, портрет которого художник писал, не сумел ему помочь. На полотне осталась незавершенной последняя линия, которую не успел довести мастер.

«Русалки» («Майская ночь») (1871). Фото с сайта //s3.cdn.eg.ru/upimg/photo/203378.jpg«Русалки» («Майская ночь») (1871). Фото с сайта muzei-mira.com

 

Дочь, крестьянка или содержанка?

В 1883 году живописец создает портрет загадочный «Неизвестной». Появившаяся на 11 выставке Товарищества передвижников картина вызвала много толков. Ее прообразами называли нескольких женщин – сам автор не подтвердил ни одну из догадок, а когда его спрашивали, существует ли изображенная им особа в реальности, лишь усмехался и пожимал плечами.

1. Критик, историк, общественный деятель Владимир Стасов едко назвал «незнакомку» «кокоткой в коляске». Богато одетая дама едет по Невскому проспекту в Петербурге, снисходительно поглядывая на зрителей из-под бархатных ресниц. Модное, отороченное собольим мехом и синими атласными лентами бархатное пальто, стильная шляпка-беретка, отделанная изящными перьями, перчатки из тончайшей кожи, муфта, золотой браслет — дама одета по моде 1880-х годов – дорого и элегантно. Однако вся эта красота, выставленная напоказ, вряд ли приписывала незнакомку к высшему обществу. Наоборот. Насурьмленные брови, помада, наведенный румянец выдавали в ней образ дамы полусвета. Возможно, это была содержанка богатого господина – камелия, как таких называли. Кстати, место в экипаже рядом с ней свободно – его мог занять тот, кто желал нескучно скоротать вечер.

2. Другое предположение: изображенная на картине красавица - девушка из села Миленино Курской губернии крестьянка Матрена Саввишна, которая вышла замуж за статского советника Михаила Бестужева. Тот увез ее из имения своей тетушки, обучил грамоте, привил хорошие манеры. Матрена Саввишна родила мужу сына. Однако под давлением родни брак распался, и женщину отправили назад в деревню. По дороге она заболела и скончалась в земской больнице.

Крамской общался с Матреной Саввишной в Петербурге. Сюжет картины мог быть навеян ее рассказом о случайной встрече с бывшей барыней на одной из улиц, которую Матрена удостоила уничижительным взглядом.

«Христос в пустыне» (1872). Фото с сайта //s4.cdn.eg.ru/upimg/photo/203379.jpg

3. Не исключено, что на картине запечатлены черты дочери художника Софьи Крамской. У этой женщины драматическая судьба. Единственная девочка среди братьев, Соня была любимицей отца. Она тоже неплохо рисовала. Повзрослев, Сонечка превратилась в признанную всеми красавицу и не знала отбоя от ухажеров. Девушка выбрала Сергея Боткина, молодого врача из известной династии. После помолвки Крамской написал парные портреты жениха и невесты. Однако перед самой свадьбой жених влюбился в подругу Сони – Сашу Третьякову и вскоре отвел ее под венец. А Софья долго-долго не могла прийти в себя. Замуж она вышла почти в 35 лет, когда отца давно уже не было в живых. Ее избранником стал петербургский юрист финского происхождения Георгий Юнкер.

Они прожили вместе 15 лет. Софья Юнкер-Крамская помогала мужу, собиравшему материалы о декабристах и писавшем об этом периоде книгу.

В 1916 году Георгий Юнкер скончался. Революция, Гражданская война, смерть матери в 1919 году обрушились на Софью Ивановну. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующей, поручили организовать антирелигиозный музей Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист».

Софья Ивановна помогала знакомым из «прошлой жизни»: смолянкам, фрейлинам, бывшим дворянам. Искала для них работу, переводы, уроки, перепечатку на машинке. За что и поплатилась: 25 декабря 1930 года дочь художника обвинили в контрреволюционной пропаганде и арестовали. Ей вменили создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…».

Когда Софья Ивановна услышала приговор: три года ссылки в Сибирь, у нее случился инсульт. Парализованная, она провела в тюремной больнице четыре месяца, после чего ее отправили по этапу в Иркутск. Потом измученную женщину доставили в Красноярск, где с ней случился второй удар.

28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности».

25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. А в 1933-м умерла при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила рыбу, и умерла от заражения крови. В 1989 году Софья Ивановна Крамская была реабилитирована.

 

Кто еще претендовал на роль «Незнакомки»:

► Мария Ярошенко – жена художника Николая Ярошенко: курсистка, бестужевка, общественная деятельница;

►грузинская княжна Варвара Туркестанишвили – фаворитка Александра I и фрейлина императрицы Марии Федоровны, которая приняла яд, родив от императора дочь;

► Екатерина Долгорукая, светлейшая княгиня Юрьевская, подарившая Александру II четырех внебрачных детей. Ради нее император хотел уйти от супруги Марии Александровны. Но та умерла от туберкулеза - всего спустя месяц после этого император женился на любовнице;

►героиня романа Льва Толстого Анна Каренина с ее «породистыми завитками на шее»;

►Настасья Филипповна – персонаж «Идиота» Федора Достоевского: «Глаза темные, глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное».

КСТАТИ: Павел Третьяков отказался приобрести «Неизвестную» для своей галереи, и она долго путешествовала по частным собраниям. Говорили, что там, где она появлялась, случались несчастья. От первого ее владельца ушла жена, второй чуть не погиб при пожаре, третий обанкротился. «Проклятая» картина отправилась за рубеж, где тоже чинила беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла место в Третьяковской галерее.

ДЛЯ СПРАВКИ:  В 1865 году Иван КРАМСКОЙ участвовал в росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве.

www.eg.ru

самые скандальные натурщицы — CTRL.info

Художнику без модели никуда. Чтобы красавицы на холсте выглядели убедительно, писать их следует с натуры. «Апрель» решил вспомнить истории девушек, подаривших свой облик великим полотнам.

1. Венера

В 1469 году наследник знатного рода Марко Веспуччи привез в родной город молодую супругу Симонетту, которая своей красотой и обаянием моментально покорила сердца любвеобильных флорентийцев. Её прославляли на полотнах художники, стихотворцы слагали песни. Венера, Мадонна… каких только имен не удостаивалась прекрасная Симонетта.

Особенно благоволил красавице Джулиано Медичи – младший брат главы республики Лоренцо Великолепного. Любовь молодых людей была непорочна. Медичи ценили дружбу с семейством Веспуччи, поэтому Джулиано приходилось довольствоваться малым – он превозносил свою прекрасную даму в стихах и сражался за неё на турнирах.

К несчастью, роману флорентийских Марса и Венеры не суждено было продлиться долго. Прекрасная Симонетта медленно угасала от чахотки, в 1473 году её не стало. А три года спустя от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть в республике, погиб и Джулиано.

Вся Флоренция оплакивала смерть своих любимцев. Но больше других скорбел Сандро Боттичелли. Еще при жизни Симонетты он запечатлел её тонкий профиль в образе Афины Паллады на рыцарском знамени Джулиано.

А после смерти девушки все женские образы на полотнах Боттичелли приобрели её черты. Неизвестно, позировала ли когда-нибудь Симонетта художнику, встречала ли она его лично. Однако именно благодаря его «Рождению Венеры» мы всё еще помним облик флорентийской богини.

2. Сикстинская мадонна

У Рафаэля было много мадонн. Свою первую деву с младенцем художник изобразил еще мальчиком, когда ему было 15, после чего снова и снова возвращался к классическому сюжету. Однако по-настоящему прославил живописца только один образ богоматери, написанный незадолго до его смерти для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.

Натурщицей для Сикстинской мадонны стала дочь деревенского пекаря Маргарита Лути. Рафаэль просто-напросто купил у отца девушки право изображать красавицу на своих полотнах.

Сделка устроила обе стороны, и Форнарина (от итал. forno – печь) стала официально музой, а неофициально – любовницей художника. Бесконечно влюбленный Рафаэль множил портреты своей Маргариты.

В то же время, сама «мадонна» воспринимала обласканного славой художника исключительно как источник дохода и, пока мэтр пропадал в мастерской, развлекала себя интрижками с его юными учениками.

Этот странный, длившийся почти 6 лет роман прервала смерть мастера. Похоронив Рафаэля, Марго получила причитающуюся по завещанию сумму и отправилась на поиски нового источника финансирования. Говорят, скоро за ней закрепилась слава самой роскошной куртизанки Италии.

Есть и другая, менее живописная версия этой истории: дочь пекаря была беззаветно предана своему возлюбленному, а после его кончины, не справившись с горем, добровольно постриглась в монахини. Но кому нужны такие скучные легенды?

3. Мона Лиза

«Мона Лиза» или «Джоконда» является, пожалуй, самым исследуемым произведением изобразительного искусства всех времен. Загадок у полотна, действительно, хватает. Ученых, искусствоведов и простых обывателей терзает масса вопросов: например, куда делись брови красавицы?

Но больше всего ценителям прекрасного хочется знать, чью улыбку изобразил на холсте великий Леонардо. Согласно официальной версии, на полотне изображена Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца тканями. Семья дель Джокондо не могла похвастаться ни крупным капиталом, ни красивой родословной, однако это не мешало Франческо, супругу Лизы, подобно большинству флорентийцев в ту пору, проявлять живой интерес к искусству. Вероятнее всего, предприниматель заказал портрет жены в честь рождения сына.

Есть и другие теории. Например, немецкий историк Магдалена Зест считает, что с картины улыбается одна из самых ярких светских львиц своего времени, внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца.

Некоторые исследователи считают, что художник написал портрет Изабеллы Арагонской или Чечилии Галлерани, девушки с картины «Дама с горностаем». Исследование внешности Леонардо способствовали появлению на свет еще одной версии – якобы художник изобразил виде прекрасной мадонны самого себя. Впрочем, мужчиной в женском платье мог быть также Салаи – один из учеников мэтра.

В 2015 году итальянские ученые вскрыли несколько захоронений в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы и обнаружили женские останки, которые предположительно могут быть останками Лизы дель Джокондо. Возможно, современные методы исследования помогут пролить свет на главную загадку Моны Лизы.

4. Офелия

В 1851 году Джон Эверетт Милле приступил к работе над самым известным своим произведением – «Смерть Офелии». В качестве натуры для изображения шекспировской нимфы художник выбрал юную Элизабет Сиддал – музу братства прерафаэлитов.

Милле решил запечатлеть Офелию в последние минуты жизни, медленно опускающуюся на дно реки, поэтому Элизабет по несколько часов в день утопала в наполненной водой ванне. И хотя воду постоянно подогревали, девушка все же слегла с простудой.

Всё бы ничего, если бы лекари, нанятые заботливым отцом натурщицы, не прописали мисс Сиддал популярное в те годы лекарственное средство – лауданум, опийную настойку на спирту. Простуда вскоре прошла, зато сформировалась стойкая наркотическая зависимость.

Картина была закончена в 1852 году. А десять лет спустя измученная болезнью (какой – история умалчивает), тяжелым браком с Россетти и депрессией из-за потери ребенка Элизабет нарочно ли, случайно приняла слишком большую дозу лауданума. Больше она не просыпалась.

5. Происхождение мира

Одну из самых скандальных картин XIX века Гюстав Курбе создал, вероятно, по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, страстного поклонника эротической живописи. Имя модели, позировавшей для полотна, по понятным причинам, не разглашалось.

Однако историки сходятся во мнении, что художник писал картину с Огненной Джо, своей любимой натурщицы.

В 1865 году Джоанна Хиффернан с гражданским мужем, художником Джеймсом Уистлером приехала на побережье Нормандии, в городок Трувилль, где жил и работал признанный мастер реализма Курбе. Супруг Джо вскоре отправился в Вальпараисо, опрометчиво оставив свою «прекрасную ирландку» в компании Гюстава.

Написав пару целомудренных портретов Курбе перешел в наступление. Вскоре появились «Спящие», выписанная с характерным для художника натурализмом сцена лесбийской любви, и еще более откровенное полотно «Происхождение мира». И хотя лобковые волосы изображенной на картине женщины совсем не рыжие, Уистлер по возвращению в Париж немедленно порвал со своей возлюбленной.

6. Адель

К 1903 году о романе художника Густава Климта и жены коммерсанта Блох-Бауэра судачила вся Вена. Пару лет тому назад живописец впервые изобразил Адель в образе библейской Юдифи, и с тех пор она все чаще появлялась в его мастерской и на его полотнах.

Знал об интрижке и законный супруг Адель – Фердинанд. Здраво рассудив, что убить неверную будет слишком пошло, а развестись – непрактично (кому охота терять поддержку тестя, особенно если тесть – директор венского банковского союза), Блох-Бауэр придумал оригинальный способ решения проблемы.

Фердинанд заказал у Климта портрет жены. Согласно условиям контракта, художник обязывался сделать не менее сотни набросков прежде, чем начнет писать на холсте. Оплата за работу была щедрой, а неустойка, в случае, если живописец захочет разорвать контракт, – огромной.

Таким образом находчивый Блох-Бауэр на несколько лет привязал творца к его музе. Дальше произошло неизбежное: ветреный художник, привыкший менять любовниц, как перчатки, скоро устал от своей томной подруги.

Но работу всё же закончил – контракт есть контракт. В итоге заказчик получил все, что желал – роскошный парадный портрет своей суженой и её разбитое сердце в придачу.

7. Кристина

Эндрю Уайет, самый несовременный из всех современных художников, всю свою долгую жизнь прожил в американской глубинке – в штатах Пенсильвания и Юта. Моделями Энди были его друзья и соседи, с удовольствием позировавшие художнику. Однако героиня «Мира Кристины», полотна, сделавшего Уайета знаменитым, оказалась в фокусе внимания живописца совершенно случайно.

Однажды из окна своего дома художник увидел, как его соседка Кристина Ольсен ползет домой по полю. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита девушка не могла ходить. Чтобы не утруждать родных хлопотами с коляской, Кристина преодолевала путь вверх по холму на одних руках.

Позже живописец рассказывал, что хотел было броситься Кристине на помощь, но остановился потрясенный величием духа хрупкой девушки. После этого случая мисс Ольсен еще не раз становилась героиней картин Уайета.

Говорила и показывала Валентина Гольцберг

ctrl.info

Картина маслом: самые скандальные натурщицы

Художнику без модели никуда. Чтобы красавицы на холсте выглядели убедительно, писать их следует с натуры. Вспомним истории девушек, подаривших свой облик великим полотнам.

1. ВенераВ 1469 году наследник знатного рода Марко Веспуччи привез в родной город молодую супругу Симонетту, которая своей красотой и обаянием моментально покорила сердца любвеобильных флорентийцев. Её прославляли на полотнах художники, стихотворцы слагали песни. Венера, Мадонна… каких только имен не удостаивалась прекрасная Симонетта.

Особенно благоволил красавице Джулиано Медичи – младший брат главы республики Лоренцо Великолепного. Любовь молодых людей была непорочна. Медичи ценили дружбу с семейством Веспуччи, поэтому Джулиано приходилось довольствоваться малым – он превозносил свою прекрасную даму в стихах и сражался за неё на турнирах.

К несчастью, роману флорентийских Марса и Венеры не суждено было продлиться долго. Прекрасная Симонетта медленно угасала от чахотки, в 1473 году её не стало. А три года спустя от рук заговорщиков, пытавшихся захватить власть в республике, погиб и Джулиано.

Вся Флоренция оплакивала смерть своих любимцев. Но больше других скорбел Сандро Боттичелли. Еще при жизни Симонетты он запечатлел её тонкий профиль в образе Афины Паллады на рыцарском знамени Джулиано.

А после смерти девушки все женские образы на полотнах Боттичелли приобрели её черты. Неизвестно, позировала ли когда-нибудь Симонетта художнику, встречала ли она его лично. Однако именно благодаря его «Рождению Венеры» мы всё еще помним облик флорентийской богини.

2. Сикстинская мадоннаУ Рафаэля было много мадонн. Свою первую деву с младенцем художник изобразил еще мальчиком, когда ему было 15, после чего снова и снова возвращался к классическому сюжету. Однако по-настоящему прославил живописца только один образ богоматери, написанный незадолго до его смерти для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.

Натурщицей для Сикстинской мадонны стала дочь деревенского пекаря Маргарита Лути. Рафаэль просто-напросто купил у отца девушки право изображать красавицу на своих полотнах.

Сделка устроила обе стороны, и Форнарина (от итал. forno – печь) стала официально музой, а неофициально – любовницей художника. Бесконечно влюбленный Рафаэль множил портреты своей Маргариты.

В то же время, сама «мадонна» воспринимала обласканного славой художника исключительно как источник дохода и, пока мэтр пропадал в мастерской, развлекала себя интрижками с его юными учениками.

Этот странный, длившийся почти 6 лет роман прервала смерть мастера. Похоронив Рафаэля, Марго получила причитающуюся по завещанию сумму и отправилась на поиски нового источника финансирования. Говорят, скоро за ней закрепилась слава самой роскошной куртизанки Италии.

Есть и другая, менее живописная версия этой истории: дочь пекаря была беззаветно предана своему возлюбленному, а после его кончины, не справившись с горем, добровольно постриглась в монахини. Но кому нужны такие скучные легенды?

3. Мона Лиза«Мона Лиза» или «Джоконда» является, пожалуй, самым исследуемым произведением изобразительного искусства всех времен. Загадок у полотна, действительно, хватает. Ученых, искусствоведов и простых обывателей терзает масса вопросов: например, куда делись брови красавицы?

Но больше всего ценителям прекрасного хочется знать, чью улыбку изобразил на холсте великий Леонардо. Согласно официальной версии, на полотне изображена Лиза дель Джокондо, жена флорентийского торговца тканями. Семья дель Джокондо не могла похвастаться ни крупным капиталом, ни красивой родословной, однако это не мешало Франческо, супругу Лизы, подобно большинству флорентийцев в ту пору, проявлять живой интерес к искусству. Вероятнее всего, предприниматель заказал портрет жены в честь рождения сына.

Есть и другие теории. Например, немецкий историк Магдалена Зест считает, что с картины улыбается одна из самых ярких светских львиц своего времени, внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца.

Некоторые исследователи считают, что художник написал портрет Изабеллы Арагонской или Чечилии Галлерани, девушки с картины «Дама с горностаем». Исследование внешности Леонардо способствовали появлению на свет еще одной версии – якобы художник изобразил виде прекрасной мадонны самого себя. Впрочем, мужчиной в женском платье мог быть также Салаи – один из учеников мэтра.

В 2015 году итальянские ученые вскрыли несколько захоронений в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы и обнаружили женские останки, которые предположительно могут быть останками Лизы дель Джокондо. Возможно, современные методы исследования помогут пролить свет на главную загадку Моны Лизы.

4. Происхождение мираОдну из самых скандальных картин XIX века Гюстав Курбе создал, вероятно, по заказу турецкого дипломата Халил-Бея, страстного поклонника эротической живописи. Имя модели, позировавшей для полотна, по понятным причинам, не разглашалось.

Однако историки сходятся во мнении, что художник писал картину с Огненной Джо, своей любимой натурщицы.

В 1865 году Джоанна Хиффернан с гражданским мужем, художником Джеймсом Уистлером приехала на побережье Нормандии, в городок Трувилль, где жил и работал признанный мастер реализма Курбе. Супруг Джо вскоре отправился в Вальпараисо, опрометчиво оставив свою «прекрасную ирландку» в компании Гюстава.

Написав пару целомудренных портретов Курбе перешел в наступление. Вскоре появились «Спящие», выписанная с характерным для художника натурализмом сцена лесбийской любви, и еще более откровенное полотно «Происхождение мира». И хотя лобковые волосы изображенной на картине женщины совсем не рыжие, Уистлер по возвращению в Париж немедленно порвал со своей возлюбленной.

www.colors.life


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта