Иррациональная картина мира. Иррациональная картина мира


Иррациональная картина мира - Психологос

Иррациональная картина мира - это все волшебное, шаманское и колдовское, то, во что склонны верить дети, женщины, мистики и эзотерики.

В иррациональной картине мира человек может быть в трех разных ситуациях. В первой ситуации результат может создаваться нашими прямыми действиями, во второй мы влияем на результат, но не прямо, а косвенно, а в третьей ситуации мы не можем влиять на то, что мы получаем, что с нами или вокруг нас происходит.

Подробнее. Первая ситуация - ситуация "Шаманство". Шаман напрямую общается и взаимодействует с магическим миром, миром духов, и результат зависит от него лично. Конечно, как и в случае процедур, результат иногда более возможен, иногда менее. Разводить костер в лесу под проливным дождем труднее, чем дома разжигать печку сухими дровами. Также разговор с рассерженными духами труднее, чем тогда, когда духи благосклонны.

Вторая ситуация, где на результат происходит косвенное влияние - это вера в молитвы, приметы и ритуалы. Тот, кто молится, имеет шанс быть услышанным. Но шанс - не гарантия: все в воле Божьей. Примета говорит, что так бывает часто - но никогда не обещает определенно. Студенческий ритуал положить монету в тапок и при свете луны крикнуть: "Халява, приди!" - говорят помогает, но не всем. Это все - косвенные влияния на магический мир.

И последняя, третья ситуация - жизнь во власти иррационального без возможности на это иррациональное влиять. "Игра Слепого Шивы". Для аборигена из джунглей падение кокоса ему на голову - вовсе не случайное событие, даже если на пальме в этом время никого нет. На него гневаются боги, от него здесь не зависит ничего. Единественная надежда - на шамана.

Чтобы достигать своих целей, человек с иррациональной картиной мира напрямую может шаманить, для тонких настроек обращаться к молитвам, приметам и ритуалам и одновременно с этим учитывать возможность того, что Вселенная, Бог или другие Высшие Силы все равно распорядится по-своему.

Человек с иррациональной картиной мира - не сумасшедший, во многих ситуациях он может быть вполне рациональным. В иррациональной картине мире вполне могут существовать рациональные вещи (например, рациональные числа), а в иррациональных процедурах использоваться рациональные средства влияния, такие как деньги (чтобы поставить свечку, нужно ее купить), спички (чтобы зажечь свечку) и стиральный порошок (постирать одежду, когда она загрязнится).

www.psychologos.ru

Иррациональная картина мира - Психологос

Иррациональная картина мира - это все волшебное, шаманское и колдовское, то, во что склонны верить дети, женщины, мистики и эзотерики.

В иррациональной картине мира человек может быть в трех разных ситуациях. В первой ситуации результат может создаваться нашими прямыми действиями, во второй мы влияем на результат, но не прямо, а косвенно, а в третьей ситуации мы не можем влиять на то, что мы получаем, что с нами или вокруг нас происходит.

Подробнее. Первая ситуация - ситуация "Шаманство". Шаман напрямую общается и взаимодействует с магическим миром, миром духов, и результат зависит от него лично. Конечно, как и в случае процедур, результат иногда более возможен, иногда менее. Разводить костер в лесу под проливным дождем труднее, чем дома разжигать печку сухими дровами. Также разговор с рассерженными духами труднее, чем тогда, когда духи благосклонны.

Вторая ситуация, где на результат происходит косвенное влияние - это вера в молитвы, приметы и ритуалы. Тот, кто молится, имеет шанс быть услышанным. Но шанс - не гарантия: все в воле Божьей. Примета говорит, что так бывает часто - но никогда не обещает определенно. Студенческий ритуал положить монету в тапок и при свете луны крикнуть: "Халява, приди!" - говорят помогает, но не всем. Это все - косвенные влияния на магический мир.

И последняя, третья ситуация - жизнь во власти иррационального без возможности на это иррациональное влиять. "Игра Слепого Шивы". Для аборигена из джунглей падение кокоса ему на голову - вовсе не случайное событие, даже если на пальме в этом время никого нет. На него гневаются боги, от него здесь не зависит ничего. Единественная надежда - на шамана.

Чтобы достигать своих целей, человек с иррациональной картиной мира напрямую может шаманить, для тонких настроек обращаться к молитвам, приметам и ритуалам и одновременно с этим учитывать возможность того, что Вселенная, Бог или другие Высшие Силы все равно распорядится по-своему.

Человек с иррациональной картиной мира - не сумасшедший, во многих ситуациях он может быть вполне рациональным. В иррациональной картине мире вполне могут существовать рациональные вещи (например, рациональные числа), а в иррациональных процедурах использоваться рациональные средства влияния, такие как деньги (чтобы поставить свечку, нужно ее купить), спички (чтобы зажечь свечку) и стиральный порошок (постирать одежду, когда она загрязнится).

www.psychologos.pro

Рациональная и реальная картина мира

Основываясь на научном восприятии мира, многие убеждены, что окружающий мир подвластен рациональному анализу. Для них все явления имеют Логическое объяснение, а еще не решенные проблемы решит наука, и то, что сегодня кажется чудом, завтра станет объяснимым и понятным.

В узком смысле слова «моя картина мира», «мое мировоззрение» — это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе его восприятия моими органами чувств. В широком смысле — это мои накопленные суждения обо всем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты мои мысли. Все это лишь отражение небольшой части видимого окружающего нас мира.

Многие думают об этом примерно так: «Как можно найти место для бесконечных невидимых абстрактных образов в крошечной картине, составленной из наших конкретных опытных представлений? Я доволен своим конечным и ограниченным восприятием мира. Внеземные явления относятся к области утопий и фантазий, и пусть о них думают другие». Перспектива такого замкнутого мировопонимания должна вызывать сомнение хотя бы потому, что всякое конкретное мировоззрение находится в движении. Наши представления о мире постоянно изменяются. Мы говорим о собственном горизонте, который может сужаться либо расширяться. Чтобы раздвинуть рамки наших познаний, имеется множество различных образовательных систем, горы книг, телевидение и т. п.

Многочисленные конкурирующие между собой факторы влияют на наше мировоззрение и в конечном итоге определяют его. Они связаны с социальными, этническими, религиозными, семейными и другими условиями жизни. Мировоззрение человека в значительной степени зависит от того, вырос ли он в деревне или в городе, в горах или на берегу моря, среди богатых и власть имущих или среди бедных и отверженных. Культурное окружение также формирует и представления о мире. Испытал ли он влияние той или иной религии? В каких конкретных условиях живет и работает, как соотносится труд и отдых в его повседневной жизни? Какие традиции определяют его образ жизни, какие праздники и знаменательные даты он отмечает, как складываются взаимоотношения между различными слоями общества и поколениями? Генетические, психологические и многие другие факторы играют тоже очень важную роль. Наряду с комплексом наперед заданных условий, которые в большинстве случаев нельзя изменить, сохраняется возможность принятия самостоятельных, индивидуальных решений. Неповторимость, невоспроизводимость каждой личности определяется в том числе и нашими осознанными, волевыми решениями. Из огромного потока информации каждый выбирает лишь то, что хочет воспринять, и это формирует мировоззрение личности.

Трудно не согласиться с тем, что мы принципиально не в состоянии непосредственно воспринимать мир таким, каким его регистрируют наши глаза и уши: все ощущения органов чувств обрабатываются, оцениваются, фильтруются нашим мозгом и «сплавляются» затем в единую картину.

Осуществляемая мозгом обработка ощущений направлена прежде всего на создание целостного восприятия. Соответственно и наши мыслительные процессы протекают так, чтобы обеспечивалось целостное понимание и вырисовывались осмысленные образы. Каждый знает из собственного опыта, что гораздо легче следить за ходом мыслей, которые нам известны, чем понять и осмыслить совершенно новые идеи. Абсолютно нормально поэтому, что человеку с рациональным мышлением представления о сверхъестественных явлениях или о Боге кажутся немыслимыми и, следовательно, совершенно необоснованными. Попробуем в этой связи найти другой критерий оценки правильности рационального восприятия мира. Приведем характерный пример, который, хотя и представляется нашей рациональной логике абсолютно невозможным, является тем не менее физической реальностью: корпускулярно-волновой дуализм света. Если разделить луч лазера на два луча, то, накладываясь друг на друга, они могут «погаситься» (лучи противофазны), или, наоборот, их интенсивность суммируется (лучи синфазны). Это явление интерференции можно объяснить волновой природой света. Однако свет обладает и корпускулярной природой, которая подтверждается экспериментально. Обе природы света представляются нашей логике взаимоисключающими противоположностями, поскольку ни при каких обстоятельствах два потока частиц, накладываясь друг на друга, не могут погаситься. Двойственная природа света (или, как принято говорить в физике, дуализм света), наглядно показывает, что для понимания природы рационального анализа недостаточно.

Можно говорить о реальности нашего познания окружающего мира при сопоставлении его тем или иным способом с нашими представлениями о нем. «Наше познание реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей», — так считал Джон Локк (1632—1704), известный английский философ.                                                                 

Каждая эпоха рождает новые знания о природе и новый опыт восприятия окружающего мира и нас самих. Но такие знания и опыт не есть новое мировоззрение. Это лишь шаг, абсолютно необходимый для формирования мировоззрения. Людям необходимы самые разнообразные знания и все то рациональное, что добыто современной наукой, чтобы использовать могущество человека и природы во благо человека.

Человек обладает удивительным феноменом — разумом, благодаря которому он познает окружающий мир, обладает способностью анализировать происходящее и предвидеть некоторые фрагменты будущего, хоть полностью предсказать будущее ему не дано. Но разум не всесилен, и абсолютизация его возможностей крайне опасна. Не менее опасна и абсолютизация естественно-научной истины, которая, подобно миражу, отдаляется по мере приобретения новых знаний и формирования новых эмпирических обобщений. Вот почему мировоззрение никогда нельзя свести к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. Такое утверждение не соответствует тем канонам, которые пытались привить нам в недалеком прошлом.

В формировании мировоззрения участвует множество факторов. Это религия, семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое другое. Но в процессе обучения необходимо выделить рациональное ядро мировоззрения, то, что должно быть общим для всех людей, на что человек может надежно опереться в своей практической деятельности. Рациональное начало нельзя смешивать с иррациональным, т. е. с тем, что не является логическим следствием того или иного эмпирического обобщения. Каждый человек живет в своей иррациональной среде, играющей важную роль в его действиях и судьбе. Трудно объяснить иррациональную сущность человека, так она обладает своеобразной спецификой и индивидуальными особенностями, присущими каждому человеку.

Мир человека — это неразрывная связь рационального и иррационального — интуиции, инстинктов, прозрений, нелогичности поведения и т.п. Любые рациональные действия, основанные на эмпирических фактах, всегда сопряжены с иррациональными элементами.

Может быть, иррациональная составляющая мировоззрения дает человеку наибольшую радость, ощущение полноты и прелести жизни. Путь в мир иррационального лежит, в том числе, через познание искусства, художественных литературных ценностей, через музыку и поэзию, которые способны, минуя логику, затрагивать самые глубинные чувства человека.

Задача формирования нового мировоззрения и воспитания человека эпохи ноосферы совсем не безнадежная. Конечно, в каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний духовный мир, который не возникает сам по себе. И если люди хотят сохранить себя, свой род, природу и все то, что накоплено человечеством за тысячелетия, им необходимо не только знать основы современного естествознания, но и научиться воспринимать те символы красоты, которыми богата сама природа и которые создает человек.

students-library.com

Рациональная и реальная картина мира

  Основываясь на научном восприятии мира, многие убеждены, что окружающий мир подвластен рациональному анализу. Для них все явления имеют логическое объяснение, а еще не решенные проблемы решит наука, и то, что сегодня кажется чудом, завтра станет объяснимым и понятным. В узком смысле слова «моя картина мира», «мое мировоззрение» – это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе его восприятия моими органами чувств. В широком смысле – это мои накопленные суждения обо всем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты мои мысли. Все это лишь отражение небольшой части    видимого окружающего нас мира. Многие думают об этом примерно так: «Как можно найти место для бесконечных невидимых абстрактных образов в крошечной картине, составленной из наших конкретных опытных представлений? Я доволен своим конечным и ограниченным восприятием мира. Внеземные явления относятся к области    утопий и фантазий, и пусть о них думают другие». Перспектива такого замкнутого мировопонимания должна вызывать сомнение хотя бы потому, что всякое конкретное мировоззрение находится в движении. Наши представления о мире постоянно изменяются. Мы говорим о собственном горизонте, который может сужаться либо расширяться. Чтобы раздвинуть рамки наших познаний, имеется множество различных образовательных систем, горы книг, телевидение и т. п.

Многочисленные конкурирующие между собой факторы влияют на наше мировоззрение и в конечном итоге определяют его. Они связаны с социальными, этническими, религиозными, семейными и другими условиями жизни. Мировоззрение человека в значительной степени зависит от того, вырос ли он в деревнелибо в городе, в горах или на берегу моря, среди богатых и власть имущих или среди бедных и отверженных. Культурное окружение также формирует и представления о мире. Испытал ли он влияние той либо иной религии? В каких конкретных условиях живет и работает, как соотносится труд и отдых в его повседневной жизни? Какие традиции определяют его образ жизни, какие праздники и знаменательные даты он отмечает, как складываются взаимоотношения между различными слоями общества и поколениями? Генетические, психологические и многие другие факторы играют тоже очень важную роль. Наряду с комплексом наперед заданных условий, которые в большинстве случаев нельзя изменить, сохраняется возможность принятия самостоятельных, индивидуальных решений. Неповторимость, невоспроизводимость каждой личности    определяется в том числе и нашими осознанными, волевыми решениями. Из огромного потока информации каждый выбирает лишь то, что хочет воспринять, и это формирует мировоззрение личности.

Трудно не согласиться с тем, что мы принципиально не в состоянии непосредственно воспринимать мир таким, каким его регистрируют наши глаза и уши: все ощущения органов чувств обрабатываются, оцениваются, фильтруются нашим мозгом и «сплавляются» затем в единую картину. Осуществляемая мозгом обработка ощущений направлена прежде всего на создание целостного восприятия. Соответственно и наши мыслительные процессы протекают так, чтобы обеспечивалось целостное понимание и вырисовывались осмысленные образы. Каждый знает из собственного опыта, что гораздо легче следить за ходом мыслей, которые нам известны, чем понять и осмыслить совершенно новые идеи. Абсолютно нормально поэтому, что человеку с рациональным мышлением представления о сверхъестественных явлениях или о Боге кажутся немыслимыми и, следовательно, совершенно необоснованными. Попробуем в этой связи найти другой критерий оценки правильности    рационального восприятия мира. Приведем характерный пример, который, хотя и представляется нашей рациональной логике абсолютно невозможным, является тем не менее физической реальностью: корпускулярно-волновой дуализм света. Если разделить луч лазера на два луча, то, накладываясь друг на друга, они могут «погаситься» (лучи противофазны), или, наоборот, их интенсивность суммируется (лучи синфазны). Это явление интерференции можно объяснить волновой природой света. Однако свет обладает и корпускулярной природой, которая подтверждается экспериментально. Обе природы света представляются нашей логике взаимоисключающими противоположностями, поскольку ни при каких обстоятельствах два потока частиц, накладываясь друг на друга, не могут погаситься. Двойственная природа света (или, как принято говорить в физике, дуализм света), наглядно показывает, что для понимания природы рационального анализа недостаточно. Можно говорить о реальности    нашего познания окружающего мира при сопоставлении его тем или иным способом с нашими представлениями о нем. «Наше познание реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей», – так считал Джон Локк (1632–1704), известный английский философ. Каждая эпоха рождает новые знания о природе и новый опыт восприятия окружающего мира и нас самих. Но такие знания и опыт не есть новое мировоззрение. Это лишь шаг, абсолютно необходимый для формирования мировоззрения. Людям необходимы самые разнообразные знания и все то рациональное, что добыто современной наукой, чтобы использовать могущество человека и природы во благо человека. Человек обладает удивительным феноменом – разумом, благодаря которому он познает окружающий мир, обладает способностью анализировать происходящее и предвидеть некоторые фрагменты будущего, хоть полностью предсказать будущее ему не дано. Но разум не всесилен, и абсолютизация его возможностей крайне опасна. Не менее опасна и абсолютизация естественно-научной истины, которая, подобно миражу, отдаляется по мере приобретения новых знаний и формирования новых эмпирических обобщений. Вот почему мировоззрение никогда нельзя свести    к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. Такое утверждение не соответствует тем канонам, которые пытались привить нам в недалеком прошлом. В формировании мировоззрения участвует множество факторов. Это религия, семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое другое. Но в процессе обучения необходимо выделить рациональное ядро мировоззрения, то, что должно быть общим для всех людей, на что человек может надежно опереться в своей практической деятельности. Рациональное начало нельзя смешивать с иррациональным, т. е. с тем, что не является логическим следствием того или иного эмпирического обобщения. Каждый человек живет в своей иррациональной среде, играющей важную роль в его действиях и судьбе. Трудно объяснить иррациональную сущность человека, так она обладает своеобразной спецификой и индивидуальными особенностями, присущими каждому человеку. Мир человека – это неразрывная связь рационального и иррационального – интуиции, инстинктов, прозрений, нелогичности    поведения и т.п. Любые рациональные действия, основанные на эмпирических фактах, всегда сопряжены с иррациональными элементами.

Может быть, иррациональная составляющая мировоззрения дает человеку наибольшую радость, ощущение полноты и прелести    жизни. Путь в мир иррационального лежит, в том числе, через познание искусства, художественных литературных ценностей, через музыку и поэзию, которые способны, минуя логику, затрагивать самые глубинные чувства человека. Задача формирования нового мировоззрения и воспитания человека эпохи ноосферы совсем не безнадежная. Конечно, в каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний духовный мир, который не возникает ϲам по себе. И если люди хотят сохранить себя, свой род, природу и все то, что накоплено человечеством за тысячелетия, им необходимо не только знать основы современного естествознания, но и научиться воспринимать те символы красоты, которыми богата сама природа и которые создает человек.  

referat7.ru

Иррациональность научной картины мира

Архив записей в блогах:

Слушайте, я до такой степени не убранной Москву уже давно не видел... Снежные кучи на тротуарах, заваленные снегом переходы, лужи, больше похожие на болота... Это совсем не комильфо. При этом там, где дворники убирают лопатами - там всё вполне нормально. А там где катаются тракторы, соверш ...

Технически - это очень серьезная проблема, потому что никакая поддержка, обновление или переустановка не поможет. Информация 99% верная. Похоже в Firefox обнаружена ошибка взаимодействия с Windows! И она никак не решается! ...

Хлеборезка Епископа церкви Свидетелей бога Каклов он же Олег Панфилов Профессор Государственного университета Илии (Грузия)( кто бы удивлялся ) На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге Путин был паинькой – особо не хамил, часто делал удивленные глаза, назвал "бандеровц ...

Сбор разнородных организаций и отдельных личностей, недовольных современным состоянием дел, долгосрочным и искусственно поддерживаемым кризисным состоянием и кризисным периодом в истории России и русского народа. Марш вызван протестом ...

       Нагатинский суд Москвы принял решение об аресте 12 уроженцев Чечни, которые, по версии следствия, являлись участниками массовой драки в столичном ресторане "Тануки". Еще двое ранее задержанных остались на свободе - их не оказалось на записях камер видеонаблюд ...

yablor.ru

Рациональная картина мира - Психологос

Рациональная картина мира - то, как видит мир рационально настроенный человек. Чтобы достигать своих целей, напрямую он может пользоваться процедурами, для тонких настроек обращаться к своим внутренним состояниям и учитывать возможность случайных, природных событий.

Важно, что в рациональной картине мире вполне могут существовать иррациональные вещи (например, иррациональные числа), а в рациональных процедурах использоваться иррациональные средства влияния, такие как гипноз, внушение и эмоциональное заражение.

Типология "Что нам приносит результат"

Основные области рациональной картины мира хорошо описываются следующей типологией "Что нам приносит результат".

На вертикальной оси, отвечающей на вопрос "что нам приносит результат", три подразделения:

  1. результат может создаваться нашими прямыми действиями,
  2. мы влияем на результат, но не прямо, а косвенно,
  3. мы не можем влиять на то, что мы получаем, что с нами или вокруг нас проихсодит.

Итого здесь получается три картины мира, три жизненные ситуации, три ситуации влияния.

Когда мы получаем результат, осуществляя свои прямые действия в рациональном мире, мы действуем процедурами: цель - действие - результат.

  • Наши внутренние состояния

Мы бываем энергичными, собранными, позитивными и благодарными. Бываем и совсем наоборот. Меняя свое внутреннее состояние, мы косвенно влияем на получаемый нами результат.

  • Случайные, природные события

Для рационально настроенного человека падение кокоса с пальмы - естественное природное событие, а то, что кокос упал ему на голову - случайность.

www.psychologos.ru

Рациональная и реальная картина мира

Количество просмотров публикации Рациональная и реальная картина мира - 79

Основываясь на научном восприятии мира, многие убеждены, что окружающий мир подвластен рациональному анализу. Стоит сказать, что для них всœе явления имеют логическое объяснение, а еще не решенные проблемы решит наука, и то, что сегодня кажется чудом, завтра станет объяснимым и понятным.

В узком смысле слова ʼʼмоя картина мираʼʼ, ʼʼмое мировоззрениеʼʼ - ϶ᴛᴏ мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на базе его восприятия моими органами чувств. В широком смысле - ϶ᴛᴏ мои накопленные суждения обо всœем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты мои мысли. Все это лишь отражение небольшой части видимого окружающего нас мира.

Многие думают об этом примерно так: ʼʼКак можно найти место для бесконечных невидимых абстрактных образов в крошечной картинœе, составленной из наших конкретных опытных представлений? Я доволен своим конечным и ограниченным восприятием мира. Внеземные явления относятся к области утопий и фантазий, и пусть о них думают другиеʼʼ. Перспектива такого замкнутого мировопонимания должна вызывать сомнение хотя бы потому, что всякое конкретное мировоззрение находится в движении. Наши представления о мире постоянно изменяются. Мы говорим о собственном горизонте, который может сужаться либо расширяться. Чтобы раздвинуть рамки наших познаний, имеется множество различных образовательных систем, горы книг, телœевидение и т. п.

Многочисленные конкурирующие между собой факторы влияют на наше мировоззрение и в конечном итоге определяют его. Οʜᴎ связаны с социальными, этническими, религиозными, семейными и другими условиями жизни. Мировоззрение человека в значительной степени зависит от того, вырос ли он в деревне или в городе, в горах или на берегу моря, среди богатых и власть имущих или среди бедных и отверженных. Культурное окружение также формирует и представления о мире. Испытал ли он влияние какой-либо религии? В каких конкретных условиях живет и работает, как соотносится труд и отдых в его повсœедневной жизни? Какие традиции определяют его образ жизни, какие праздники и знаменательные даты он отмечает, как складываются взаимоотношения между различными слоями общества и поколениями? Генетические, психологические и многие другие факторы играют тоже очень важную роль. Наряду с комплексом наперед заданных условий, которые в большинстве случаев нельзя изменить, сохраняется возможность принятия самостоятельных, индивидуальных решений. Неповторимость, невоспроизводимость каждой личности определяется в т.ч. и нашими осознанными, волевыми решениями. Из огромного потока информации каждый выбирает лишь то, что хочет воспринять, и это формирует мировоззрение личности.

Трудно не согласиться с тем, что мы принципиально не в состоянии непосредственно воспринимать мир таким, каким его регистрируют наши глаза и уши: всœе ощущения органов чувств обрабатываются, оцениваются, фильтруются нашим мозгом и ʼʼсплавляютсяʼʼ затем в единую картину.

Осуществляемая мозгом обработка ощущений направлена прежде всœего на создание целостного восприятия. Соответственно и наши мыслительные процессы протекают так, чтобы обеспечивалось целостное понимание и вырисовывались осмысленные образы. Каждый знает из собственного опыта͵ что гораздо легче следить за ходом мыслей, которые нам известны, чем понять и осмыслить совершенно новые идеи. Абсолютно нормально в связи с этим, что человеку с рациональным мышлением представления о сверхъестественных явлениях или о Боге кажутся немыслимыми и, следовательно, совершенно необоснованными. Попробуем в этой связи найти другой критерий оценки правильности рационального восприятия мира. Приведем характерный пример, который, хотя и представляется нашей рациональной логике абсолютно невозможным, является тем не менее физической реальностью: корпускулярно-волновой дуализм света. В случае если разделить луч лазера на два луча, то, накладываясь друг на друга, они могут ʼʼпогаситьсяʼʼ (лучи противофазны), или, напротив - их интенсивность суммируется (лучи синфазны). Это явление интерференции можно объяснить волновой природой света. При этом свет обладает и корпускулярной природой, которая подтверждается экспериментально. Обе природы света представляются нашей логике взаимоисключающими противоположностями, поскольку ни при каких обстоятельствах два потока частиц, накладываясь друг на друга, не могут погаситься. Двойственная природа света (или, как принято говорить в физике, дуализм света), наглядно показывает, что для понимания природы рационального анализа недостаточно.

Можно говорить о реальности нашего познания окружающего мира при сопоставлении его тем или иным способом с нашими представлениями о нем. ʼʼНаше познание реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещейʼʼ, – так считал Джон Локк (1632–1704), известный английский философ.

Каждая эпоха рождает новые знания о природе и новый опыт восприятия окружающего мира и нас самих. Но такие знания и опыт не есть новое мировоззрение. Это лишь шаг, абсолютно необходимый для формирования мировоззрения. Людям необходимы самые разнообразные знания и всœе то рациональное, что добыто современной наукой, чтобы использовать могущество человека и природы во благо человека.

Человек обладает удивительным феноменом – разумом, благодаря которому он познает окружающий мир, обладает способностью анализировать происходящее и предвидеть некоторые фрагменты будущего, хоть полностью предсказать будущее ему не дано. Но разум не всœесилен, и абсолютизация его возможностей крайне опасна. Не менее опасна и абсолютизация естественно-научной истины, которая, подобно миражу, отдаляется по мере приобретения новых знаний и формирования новых эмпирических обобщений. Вот почему мировоззрение никогда нельзя свести к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. Такое утверждение не соответствует тем канонам, которые пытались привить нам в недалеком прошлом.

В формировании мировоззрения участвует множество факторов. Это религия, семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое другое. Но в процессе обучения крайне важно выделить рациональное ядро мировоззрения, то, что должно быть общим для всœех людей, на что человек может надежно опереться в своей практической деятельности. Рациональное начало нельзя смешивать с иррациональным, т. е. с тем, что не является логическим следствием того или иного эмпирического обобщения. Каждый человек живет в своей иррациональной среде, играющей важную роль в его действиях и судьбе. Трудно объяснить иррациональную сущность человека, так она обладает своеобразной спецификой и индивидуальными особенностями, присущими каждому человеку.

Мир человека - ϶ᴛᴏ неразрывная связь рационального и иррационального – интуиции, инстинктов, прозрений, нелогичности поведения и т.п. Любые рациональные действия, основанные на эмпирических фактах, всœегда сопряжены с иррациональными элементами.

Может быть, иррациональная составляющая мировоззрения дает человеку наибольшую радость, ощущение полноты и прелœести жизни. Путь в мир иррационального лежит, в том числе, через познание искусства, художественных литературных ценностей, через музыку и поэзию, которые способны, минуя логику, затрагивать самые глубинные чувства человека.

Задача формирования нового мировоззрения и воспитания человека эпохи ноосферы совсœем не безнадежная. Конечно, в каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний духовный мир, который не возникает сам по себе. И если люди хотят сохранить себя, свой род, природу и всœе то, что накоплено человечеством за тысячелœетия, им крайне важно не только знать основы современного естествознания, но и научиться воспринимать те символы красоты, которыми богата сама природа и которые создает человек.

referatwork.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта