Военная живопись Третьего Рейха. Ханс Лиска. Картины третьего рейха


Изобразительное искусство Третьего рейха - Любовь к жизни

 

   Немецкие художники внесли огромный вклад во все важнейшие направления изобразительного искусства ХХ века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале ХХ века многие выдающиеся художники, жившие в Германии, обрели мировое признание своими произведениями. Среди них были крупнейшие представители "нового реализма" (Die Neue Sachlichkeit) - Георг Гросс, экспрессионист швейцарского происхождения Пауль Клее, русский экспрессионист, работавший в Германии, Василий Кандинский.

    Но для Гитлера, считавшего себя тонким знатоком искусства, современные тенденции в немецком изобразительном искусстве казались бессмысленными и опасными. В "Майн Кампф" он высказывался против "большевизации искусства". Подобное искусство, говорил он, "есть болезненный результат сумасшествия". Гитлер утверждал, что влияние подобных тенденций было особенно заметно в период Баварской Советской республики, когда в политических плакатах на первое место выдвигался модернистский подход. Все годы своего движения к власти Гитлер сохранял чувство крайней неприязни к современному искусству, которое называл "дегенеративным".

    Собственный вкус Гитлера к живописи ограничивался героическим и реалистическим жанрами. Истинное германской искусство, говорил он, никогда не должно изображать страдание, горе или боль. Художники должны использовать краски, "отличные от тех, которые различают в природе нормальный глаз". Сам он предпочитал полотна австрийских романтиков, таких как Франц фон Дефреггер, который специализировался на изображении тирольской крестьянской жизни, а также картины второстепенных баварских художников, рисовавших счастливых крестьян за работой.

Думаю, что эта картина Франца фон Дефреггера вдохновляла Гитлера больше всего:

а, может быть, эта:

    Для Гитлера было очевидно, что наступит время, и он очистит Германию от декадентского искусства ради "истинного германского духа".

    Как всем хорошо известно, сам Адольф Гитлер мечтал о карьере художника, но в возрасте 18 лет, в 1907 году, провалился на вступительных экзаменах в Венскую академию художеств. Это было страшным ударом по его болезненному самолюбию, от которого он так никогда и не оправился, считая виновными в произошедшем "этих тупых профессоров".    В течение пяти последующих лет он вел почти нищенский образ жизни, перебиваясь случайными заработками или продавая свои эскизы, которые редко кто покупал.

     Вот небольшая подборка картин и рисунков, автором которых являлся.

    Ну что же, рисовать он умел, но к искусству это вряд ли может иметь хоть какое-нибудь отношение.

    Специальным декретом от 22 сентября 1933 года была создана Имперская палата культуры, которую возглавил министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс.

    Семь подпалат (изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радиовещания и кинематографии) были призваны служить инструментом политики "гляйхшалтунг", то есть подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистского режима. Около 42 тысяч лояльных нацистскому режиму деятелей культуры были принудительно объединены в Имперскую палату изобразительного искусства, директивы которой имели силу законов, а любой мог быть исключен за политическую неблагонадежность.

    Для художников существовал целый ряд ограничений: лишение права на преподавательскую деятельность, лишение права выставляться, и, самое главное, лишение права заниматься живописью. Агенты гестапо совершали рейды по студиям художников. Владельцам художественных салонов раздавали списки опальных художников и запрещенных к продаже произведений искусства.

    Не имея возможности работать в таких условиях, многие наиболее одаренные германские художники оказались в изгнании:    Пауль Клее вернулся в Швейцарию.    Василий Кандинский уехал в Париж и стал французским подданным.    Оскар Кокошка, чей неистовый экспрессионизм особенно раздражал Гитлера, перебрался в Англию и принял британское гражданство.    Георг Гросс еще в 1932 году, предчувствуя, к чему все идет, эмигрировал в США.    Макс Бекман обосновался в Амстердаме.    Несколько известных художников все же решили остаться в Германии. Так, пожилой Макс Либерман, почетный президент Академии художеств, остался в Берлине и умер здесь в 1935 году.

    Всех этих художников нацистские власти обвинили в создании антигерманского искусства.

    Первая официальная выставка "выродившегося искусства" 1918 - 1933 годов прошла в Карлсруэ в 1933 году, спустя несколько месяцев после прихода Гитлера к власти. В начале 1936 года Гитлер приказал нацистским художникам во главе с профессором Адольфом Циглером, президентом Имперской палаты изобразительного искусства, обследовать все основные галереи и музеи Германии с целью убрать все "декадентское искусство".

    Член этой комиссии граф фон Баудизен дал ясно понять, какой тип искусства он предпочитает: "Самая совершенная форма, самый изысканный образ, созданный в последнее время в Германии, родился вовсе не в мастерской художника, - это стальной шлем!".

    Комиссия изъяла 12890 картин, рисунков, эскизов и скульптур немецких и европейских художников, в том числе работы Пикассо, Гогена, Сезанна и ван Гога. 31 марта 1936 года эти конфискованные произведения искусства были представлены на специальной выставке "дегенеративного искусства" в Мюнхене.

Гитлер на выставке "дегенеративного искусства":

  Эффект оказался обратным: огромные толпы народа стекались, чтобы полюбоваться на творения, отвергнутые Гитлером.    Проходившая одновременно по соседству "Великая германская художественная выставка", на которой было выставлено около 900 работ, одобренных Гитлером, привлекла куда меньшее внимание публики.

    Незадолго до начала Второй Мировой войны, в марте 1939 года, в Берлине были сожжены тысячи художественных полотен. Впрочем, сам фюрер, или по чьей-то подсказке, понял, что это нерентабельно. Поэтому в конце июля того же года по личному распоряжению Гитлера на аукционах в Швейцарии был продан целый ряд картин, что позволило сохранить их для человечества.

    Во время войны Герман Геринг, также счищающий себя знатоком искусства, но в отличие от Гитлера, бывший куда большим эклектиком в своих художественных пристрастиях, присвоил множество ценнейших произведений искусства, похищенных в период нацистской оккупации из музеев Европы. Для этого даже была создана специальная оперативная "группа Розенберга", только по данным которой в Третий рейх было вывезено 5281 картина, в том числе полотна Рембрандта, Рубенса, Гойи, Фрагонара и других великих мастеров.

    Постепенно Геринг собрал коллекцию колоссальной ценности, которую считал личной собственностью. Многие (хотя и не все) из награбленных нацистами сокровищ после окончания войны были возвращены их законным владельцам.

   Впрочем, вернемся к изобразительному искусству, которое процветало в Третьем рейхе с благословления его нацистских руководителей.

    Вашему вниманию предлагается небольшая подборка картин, которые, соответствовали идеалам "Тысячелетнего Рейха".

    Разумеется, это культ здорового тела:

    Конечно же, это культ войны:

    Культ самого фюрера и его сподвижников:    И лишь очень редко встречались такие картины:    При подготовке этой статьи были использованы материалы книги "Энциклопедия Третьего Рейха" (М., 1996. Составитель - Сергей Воропаев), а также просторы интернета.

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Искусство Третьего Рейха - Тапир: Здоровье и Земледелие

А. Виссель. Семья крестьянина из Калленберга. 1939

 А. Циглер. Четыре элемента. 1937

Г. Лёбенберг. Герман Геринг. 1939

Вслед за серией публикаций о советском, большевистском искусстве (причём не поздне-сталинского, а 1920-х -  начала 30-х): 1 | 2 | 3 | tag |я размещу несколько серий с живописью другого социалистического государства - гитлеровской Германии.

Конечно, III Рейх  не смог довести немецкий народ до такой катастрофы, до какой коммунизм довёл наш русский народ.

Он также не смог уничтожить столь много людей, как СССР; но он, безусловно, тоже был преступным режимом, который сделал своим знаменем  страшную демоническую идеологию (именно поэтому его партийные вожди ненавидели христианство и уничтожали евреев,  через которых когда-то  Бог обращался к человечеству).

Как известно моим постоянным читателям, я ненавижу национализм и, соотвественно,  и  идеологию национал-социализма. Т.о. мой интерес к этим художникам  (как и художникам советским)  чисто искусствоведческий.

А живопись местами - очень интересная.

Хотя &laquoдегенеративное искусство&raquo |tag|я ценю гораздо выше.

Автор ? Портрет Рейхсмаршала Германа Геринга

К. Хоммель. Генерал- фельдмаршал Геринг. 1939

С. Куновский (русский? или иной славянин?) Портрет Г. Геринга в охотничьем костюме. 1943

К. Хоммель. Рейхсмаршал Герман Геринг. 1941

К. Хоммель. Герман Геринг на охоте. 1939

А. Виссель. Баварские крестьяне. 1938

Г. Гюнтер. Отдых во время уборки урожа

А. Виссель. Крестьянка. 1938

Ю.П. Юнгханс. Отдых под ивами. 1938

Ю.П. Юнгханс. На пашне

Ю.П. Юнгханс. Тяжелая работа. 1939

Ю.П. Юнгханс. Крестьянин с лошадями в горах

И. Залигер. Отдых Дианы. 1940

 

 

И. Залигер. Суд Париса. 1939

И. Залигер. Чувства. 1941

 

И. Залигер. Купание Дианы. 1940

 И. Залигер. Девушка под деревом на берегу моря 

 

И. Залигер. Гармония. 1941 

 И. Залигер. Марс и Венера. 1942 

И. Залигер. Леда и лебедь

В. Хемпфинг. Дама с магнолиями. 1945

tapirr.livejournal.com

Военная живопись Третьего Рейха. Ханс Лиска

Ханс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Часть его работ мы уже приводили в этой подборке немецкой батальной живописи. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды. Ведь немцы "к штыку приравняли перо" в самом что ни на есть прямом смысле слова - выделили пропаганду в особый рот войск. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял.

 

Будущий солдат-пропагандист родился 17 ноября 1907 года в Вене. Закончил Венскую Школу Прикладных Искусств, где его наставником был Бертольд Лёффер - друг знаменитого художника Оскара Кокошки. По окончании этой школы Лиска продолжил обучение в Швейцарии и в Мюнхене. Он с детства мечтал работать иллюстратором в журналах и в 1932 году его мечта сбылась - его рисунок был напечатан в Berliner Illustrierte, самом известном и самом престижном немецком журнале, на страницах которого печатали работы только художников с именем. Увидеть свой рисунок в этом журнале для молодого художника означало только одно - жизнь удалась, теперь не будет никаких проблем с трудоустройством. И действительно в 1933 году он заключил контракт с Ullstein Verlag - одним из крупнейших издательств Германии. Его работы, опубликованные этим издательством, принесли ему известность не только в Германии. В 1939 году его призвали в армию, но, разумеется, на передовую как простого пехотинца известного художника никто отправлять не стал. На передовую он попал в составе одной из рот пропаганды. Такие роты придавались каждой немецкой армии. Это были подразделения, обладавшие некоторой свободой действий - они могли сами выбрать тот участок фронта, на котором им освещать военные действия. Часто рота разделалась на отдельных бойцов, которые действовали в составе самых обычных подразделений Вермахта. Судя по рисункам, Лиска далеко не всегда искал вдохновения в тылу, он имел представление и о переднем крае. Его рисунки публиковали не только ведущие немецкие журналы, такие как Signal, но и журналы нейтральных стран. За годы войны были изданы два сборника его рисунков.

После войны Лиска сотрудничал с ведущими журналами Западной Германии. Кроме того, он заключил контракт с Мерседес - дорогие престижные автомобили получались у него не хуже, чем армейские грузовики на разбитых дорогах или танки.

Умер в преклонном возрасте 26 декабря 1983 года.

 

Бомбардировщик Ю-88

 

Транспорт Ю-52

 

С такими повреждениями Ю-52 смог дотянуть до аэродрома

 

Пленный индус. Рисунок сделан в Греции

 

Подборка эскизов

 

Шоссе Белосток-Минск

 

Полевой аэродром. Пикирующий бомбардировщик Ю-87

 

Советские военнопленные

 

1941 год. Советский аэродром

 

Форты Севастополя (противником этих фортов были сверхтяжелые мортиры Карл калибром 600 мм)

 

Ю-87 садится на одном шасси

Рейд на Дьеп, 19 августа 1942. Самая странная десантная операция союзников - похоже они просто отрабатывали тактику десантов на европейское побережье

 

Гавр в 1940 году

 

Подборка эскизов - летчики Люфтваффе

 

Франция, 1940. Ироничная подпись к эскизу гласит - "На кресле через Париж. Наверное двигатель работает на Хеннесси"

 

Эскиз рисунка, посвященного работе снабженцев

 

Французские беженцы на дороге между Абвилем и Руаном

 

Аэродромная обслуга. Погрузка бомб

 

В этом французском замке останавливались на постой англичане (цинизм этой картинки поражает - немцы, мол, нигде и никогда не гадят на оккупированных территориях)

 

Ремонт Ю-87 на полевом аэродроме

 

Сослуживцы Лиска по роте пропаганды

 

Снабженцы за работой

 

И снова Франция 40-го года

 

Многие сочли круглую радугу на фоне которой летит этот Ю-87, фантазией художника. Но метеорологи подтвердили - бывает и такое.

 

Атака

 

И еще одна атака

 

Отражение атаки противника

 

Замена двигателя Jumo 211 на Ю-87 прямо на полевом аэродроме

 

Ремонт двигателей на Ю-52

 

Штурмовая группа

 

Перед атакой

 

Уличный бой

 

Без комментариев

 

И еще один уличный бой

 

В руинах Сталинграда

 

Вернемся во Францию 40-го года. Комментарии излишни

 

Без комментариев

 

Без комментариев

 

Без комментариев

 

Дюнкерк. 1940.

 

Без комментариев

 

Авиаудар

 

Без комментариев

 

Командный пункт

 

Без комментариев

 

Под огнем противника

 

Линия Зигфрида. Подземные коммуникации.

 

И снова Линия Зигфрида.

 

Статья Олега Тарасова

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

s30556663155.mirtesen.ru

Военная живопись Третьего Рейха. Часть IV

В предыдущих подборках военной живописи Третьего Рейха были представлены образцы именно живописи - картины маслом. А в этой подборке широко представлена и графика. Героями большинства рисунков стали пехотинцы. Немецкая пропаганда в военные годы делала национальными героями Рейха представителей совсем других родов войск. Ганса-Ульриха Руделя, например, совершившего две с половиной тысячи боевых вылетов на Ю-87 "Штука", или Эриха Хартмана, летчика-истребителя, которому засчитали 352 победы в воздушных боях, или танкиста Михаэля Виттмана, которому приписали уничтожение 138 вражеских танков и САУ. Но и про простых пехотинцев немецкие художники тоже не забывали. Разумеется, то что творили простые немецкие пехотинцы, например, в оккупированной Белоруссии художники не рисовали. На рисунках, предлагаемых вашему вниманию, немецкие пехотинцы просто воюют. Пехота - основа любой армии. Сколько бы там самолетов не сбили асы-истребители и сколько бы не сожгли вражеских танков асы-танкисты основная боевая работа все равно приходится на простых ничем не знаменитых пехотинцев.

Э. Эбер. Последняя граната. 1940Э. Эбер. Последняя граната. 1940

Э. Эбер. Связной. 1939Э. Эбер. Связной. 1939

В. Заутер. Переправа через Верхний Рейн. 1942В. Заутер. Переправа через Верхний Рейн. 1942

Ф. Айхорст. Память о Сталинграде. 1943Ф. Айхорст. Память о Сталинграде. 1943

Ф. Айхорст. На последнем рубежеФ. Айхорст. На последнем рубеже

Ф. Айхорст. Уличный бойФ. Айхорст. Уличный бой

Р. Рудольф. Товарищи. 1943Р. Рудольф. Товарищи. 1943

Э. Пфаншмидт. Памяти героевЭ. Пфаншмидт. Памяти героев

В. Шмок. СолдатыВ. Шмок. Солдаты

Э. Краузе. Экипаж танка дивизии СС. 1943Э. Краузе. Экипаж танка дивизии СС. 1943

Э. Дильман. Наблюдая за Востоком. 1943Э. Дильман. Наблюдая за Востоком. 1943

Г. Шнурпель. Пушки против танков. 1941Г. Шнурпель. Пушки против танков. 1941

Р. Вернер. Перед вражеской атакой. 1944Р. Вернер. Перед вражеской атакой. 1944

Р. Вернер. Отдых после боя. 1942Р. Вернер. Отдых после боя. 1942

Р. Липус. Танки в бою. 1941Р. Липус. Танки в бою. 1941

Р. Липус. Воины. 1943Р. Липус. Воины. 1943

Р. Липус. Оборона. 1943Р. Липус. Оборона. 1943

Э. Тони. Артиллерия с Востока на Запад. 1940Э. Тони. Артиллерия с Востока на Запад. 1940

П. Ролофф. Альпийский стрелок СС. 1944П. Ролофф. Альпийский стрелок СС. 1944

Г. Зиберт. Мои друзья в Польше в 1939 году. 1940Г. Зиберт. Мои друзья в Польше в 1939 году. 1940

propagandahistory.ru

Военная живопись Третьего Рейха. Пропаганда Третьего Рейха. История пропаганды

Как известно, Гитлер в юности зарабатывал на жизнь тем, что рисовал достопримечательности Вены. И даже во время Первой мировой, будучи ефрейтором 16-го резервного баварского полка, в перерывах между боями рисовал пейзажи Фландрии. Когда бывший уличный художник и отставной ефрейтор занял пост рейхсканцлера Германии, в этой стране жили всемирно известные художники - авангардисты и экспрессионисты. Такие, например, как Василий Кандинский и Пауль Клее. Творчество таких художников было объявлено "дегенеративным искусством", их картины были изъяты из выставочных залов, а самим художникам пришлось спешно покинуть Германию. В национал-социалистической Германии осталось только одно направление живописи - реализм.

Сельские пейзажи, сцены из жизни крестьян, архитектурные достопримечательности, и, конечно же, обнаженная натура. Порнография в Третьем Рейхе была под запретом, но легкая эротика в стиле классической живописи - почему бы и нет? А с началом войны немецкие живописцы, разумеется, стали рисовать батальные полотна. В подборке предлагаемой вашему видное место занимают картины маринистов - ведь одними из первых залпов новой мировой войны стали залпы 280-мм орудий германского броненосца "Шлезвиг-Гольштейн", рано утром 1 сентября 1939 года открывшего огонь по знаменитому Вестерплатте. "Героями" картин стали и подводные лодки - в начальный период войны немецкие подводники били все рекорды по тоннажу потопленных судов - 420 тысяч тонн только за первые четыре месяца войны и 14 119 413 тонн за всю войну! На одной из картин мы видим линейный корабль "Бисмарк" - символ германского Кригсмарин. 50 тысяч 900 тонн полного водоизмещения, 8 орудий калибром 380 миллиметров. На его счету - британский линейны крейсер "Худ" (46 480 тонн полного водоизмещения, 8 орудий калибром 381 миллиметров - противник равной "весовой категории"). 27 мая 1941 года "Бисмарк" погиб в неравной схватке с британским флотом в ходе попытки прорваться на просторы Атлантики. В следующих подборках будут более полно представлены и другие рода войск - пехота, танкисты, авиация, артиллерия. Разумеется, немецкие художники рисовали просто солдат и просто войну. Массовые расстрелы, сожжение деревень и прочие "подвиги", ставшие в послевоенное время поводом для проведения многочисленных судебных процессов, разумеется, не служили источником вдохновения для немецких художников.

К. Берген. Поход в Атлантику. 1941К. Берген. Поход в Атлантику. 1941

К. Буш. Сталинград. 1943К. Буш. Сталинград. 1943

К. Берген. Возвращение из похода. 1941К. Берген. Возвращение из похода. 1941

А. Бок. Подводная лодкаА. Бок. Подводная лодка

К. Берген. В Атлантике. 1942К. Берген. В Атлантике. 1942

К. Берген. В водах Атлантического океана. 1941К. Берген. В водах Атлантического океана. 1941

К. Берген. Подводная лодка U-003. 1941К. Берген. Подводная лодка U-003. 1941

В. Чех. Гренадер. 1943В. Чех. Гренадер. 1943

В. Чех. Гренадеры. 1943В. Чех. Гренадеры. 1943

В. Чех. Друзья. 1940В. Чех. Друзья. 1940

Р. Шрайбер. Против Англии. 1942Р. Шрайбер. Против Англии. 1942

П. Падва. 10 мая 1940 года. 1942П. Падва. 10 мая 1940 года. 1942

К. Берген. Линейный корабль Бисмарк. 1941К. Берген. Линейный корабль "Бисмарк". 1941

К. Берген. Обстрел Вестерплатте. 1940К. Берген. Обстрел Вестерплатте. 1940

Ф. Стагер. Патруль ССФ. Стагер. Патруль СС

Э.фон Гендель-Мазетти. Артиллерия на фронте. 1942Э.фон Гендель-Мазетти. Артиллерия на фронте. 1942

Э. Воллбер. Прибытие подводной лодки на базу. 1941Э. Воллбер. Прибытие подводной лодки на базу. 1941

Ф. Гебхардт- Вестербухберг. На охране Европы. 1942Ф. Гебхардт- Вестербухберг. На охране Европы. 1942

Р. Шрайбер. Глубинные бомбы. 1944Р. Шрайбер. Глубинные бомбы. 1944

propagandahistory.ru

«Кровь и почва». Искусство Третьего рейха

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картина гитлера

Как известно, один из самых кровожадных тиранов XX века Адольф Гитлер любил искусство (в молодости он даже хотел стать художником). Поэтому, нет ничего удивительного, что придя к власти нацисты даже разработали особую концепцию, которая должна была воспитать новую нацию в духе национал-социализма.

Стержнем социальной политики и искусства в Третьем рейхе стала идеология «крови и почвы», которая рассматривала взаимосвязь национального происхождения («крови») и родной земли, дающей нации пропитание («почвы»). Все остальное было причислено кдегенеративному искусству.

 

Для отображения официального взгляда на изобразительное искусство в рамках нацистской культурной политики в Мюнхене даже построили Дом немецкого искусства, где в период с 1937 и по 1944 год проходили Большие германские художественные выставки, которые ежегодно посещали около 600 тысяч зрителей. 

Выступая на открытии первой Большой немецкой художественной выставки в 1937 году Адольф Гитлер предал анафеме авангардное искусство, которое было развито в Германии до прихода к власти нацистов, и поставил перед немецкими художниками задачу «служить народу», идя вместе с ним «по пути национал-социализма».

Художники, выполнявшие этот социальный заказ, следуя идеологии «крови и почвы» создали многочисленные произведения, восхваляющие трудолюбие и прилежание немецкого крестьянина, храбрость арийского солдата и плодовитость германской женщины, преданной партии и семье.

Ханс Шмитц-Виденбрюк

Ханс Шмитц-Виденбрюк ( 3 января 1907— 7 декабря 1944) был достаточно известным художником, обласканным нацисткой властью. Его работы часто экспонировались и даже приобретались Гитлером, Геббельсом и Борманом за десятки тысяч рейхсмарок. Шмитц-Виденбрюк в 1939 году был удостоен Национальной премии, а в 1940 году в возрасте 33 лет стал профессором в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Одна из наиболее известная работ Шмитц-Виденбрюка — триптих «Один народ — одна нация». По мнению историка, доцента Иркутского национального исследовательского технического университета Инессы Анатольевны Ковригиной, «трудно найти какое-либо другое живописное произведение, которое столь прямо выражало бы социально-политические приоритеты нацистской идеологии, как триптих Ганса Шмитца Виденбрюка «Рабочие, крестьяне и солдаты»».

После Второй мировой войны картина находилась в американском секторе и была конфискована как нацистская пропаганда. Её вывезли из Германии в США, где её разбили на три отдельные части, считающиеся сами по себе «безвредными». В 2000 году боковые панели триптиха были возвращены в Германию и хранились в запаснике Германского исторического музея в Берлине. Центральная часть остаётся в США.

 

Один народ — одна нация.

 

Народ в борьбе.

Крестьяне в грозу.

 

Семейное фото.

Артур Кампф

 

Артур Кампф .

 

Одним из самых известных официальных художников Третьего рейха был Артур Кампф (26 сентября 1864 — 8 февраля 1950). Он даже вошел в список «Gottbegnadeten-Liste» («Список талантов от бога») как один из четырёх самых выдающихся современных немецких художников. Список был составлен Имперским министерством народного просвещения и пропаганды под личным руководством Адольфа Гитлера.

Кроме того, художник был награждён «Орденом Орла со щитом» — высшей наградой деятелей науки, культуры и искусств во времена Веймарской республики и Третьего рейха.

Борьба Света и Тьмы.

 

В прокатном цеху.

 

 

Сталевары.

Адольф Циглер

 

Адольф Циглер.

 

Адольф Циглер (16 октября 1892 — 18 сентября 1959) был не только известным художником, но и видным деятелем Третьего рейха. Он занимал должность президента Имперской палаты изобразительных искусств с 1936 по 1945 год и активно выступал против модернистского искусства, которое называл «порождением международного еврейства».

Именно Циглер занимался «очищением» немецких музеев и художественных галерей от «дегенеративного искусства». Благодаря его «стараниям» из музеев было убрано множество полотен известных и талантливых художников, среди которых были работы Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна и Ван Гога. В прочем, шедевры «дегенеративного искусства» не пропали: нацисты бодро торговали награбленными картинами, переправляя их через дилеров за рубеж, где модернисты были в цене.

В 1943 году с Адольфом Циглером произошёл курьёз. Он был заподозрен СС в пораженческих настроениях и 13 августа отправлен в концлагерь Дахау, откуда только 15 сентября его вызволил Адольф Гитлер, не осведомленный об этой акции.

После Второй мировой войны Адольфа Циглера исключили из Мюнхенской академии художеств, где он состоял в должности профессора. Остаток жизни художник провел в деревне Фарнхальт близ Баден-Бадена.

Крестьянка с корзинами фруктов.

 

Два мальчика с парусником.

 

 

Пауль Матиас Падуа

 

Пауль Матиас Падуа.

 

Пауль Матиас Падуа (15 ноября 1903 — 22 августа 1981) был немецким художником-самоучкой, родившимся в очень бедной семье. Возможно поэтому, он яро следовал указаниям сверху, предпочитая рисовать в стиле героического реализма «крови и почвы».

В Третьем Рейхе Падуа считался модным художником и нередко рисовал портреты на заказ. Среди его работ — портрет австрийского композитора Франца Легара, автора музыки к оперетте «Весёлая вдова», лауреата Нобелевской премии по литературе за 1912 год писателя Герхарта Гауптмана и дирижёра Клеменса Крауса, одного из наиболее выдающихся исполнителей музыки Рихарда Штрауса.

Картина Пауля Матиаса Падуа «Леда с лебедем» была куплена Адольфом Гитлером для своей резиденции в Бергхофе.

После войны Пауля Падуа, как «придворного художника» Третьего Рейха, исключили из немецкого Союза работников искусств, однако он сохранил популярность в народе и в послевоенной Германии зарабатывал выполняя многочисленные заказы для крупных политиков, хозяйственников и работников культуры.

Говорит Фюрер.

 

В отпуске.

 

Портрет Клеменса Крауса.

 

Портрет Муссолини.

 

Зепп Хильц

 

Зепп Хильц. Автопортрет

Зепп Хильц (22 октября 1906 — 30 сентября 1967) был одним из любимых художников партийной верхушки Третьего рейха. Его «сельские» работы, показывающие жизнь и труд немецкого крестьянина, с точки зрения нацисткой морали отражали национальный дух германского народа.

Работы Хильца охотно покупали лидеры Третьего рейха. В 1938 году за 10 тысяч рейхсмарок картину «После работы» приобрёл Гитлер, а в 1942 году он также приобрёл картину «Красное ожерелье» за 5 тысяч.

Самую знаменитую работу художника, представленную публике в 1939 году, «Крестьянская Венера» (обнаженная Венера в образе баварской крестьянки) за 15 тысяч рейхсмарок приобрёл Йозеф Гёббельс.

Крестьянскую «Невесту» в 1940 году приобрёл за 15 тысяч рейхсмарок министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп, а «Крестьянскую трилогию» в 1941 году купил гауляйтер Мюнхена и Верхней Баварии Адольф Вагнер за 66 тысяч рейхсмарок.

Кроме того Зепп Хильц получил в дар от государства 1 миллион рейхсмарок на покупку земельного участка, строительство дома и художественного ателье.

После окончания Второй мировой войны Зепп Хильц занимался в основном реставрированием повреждённых полотен, а собственные картины писал исключительно на религиозные сюжеты.

Крестьянская трилогия.

 

Накануне праздника.

 

Невеста.

 

Крестьянская Венера.

Источник

Ханс Шмитц-Виденбрюк

 

Ханс Шмитц-Виденбрюк.

 

Ханс Шмитц-Виденбрюк ( 3 января 1907— 7 декабря 1944) был достаточно известным художником, обласканным нацисткой властью. Его работы часто экспонировались и даже приобретались Гитлером, Геббельсом и Борманом за десятки тысяч рейхсмарок. Шмитц-Виденбрюк в 1939 году был удостоен Национальной премии, а в 1940 году в возрасте 33 лет стал профессором в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Одна из наиболее известная работ Шмитц-Виденбрюка — триптих «Один народ — одна нация». По мнению историка, доцента Иркутского национального исследовательского технического университета Инессы Анатольевны Ковригиной, «трудно найти какое-либо другое живописное произведение, которое столь прямо выражало бы социально-политические приоритеты нацистской идеологии, как триптих Ганса Шмитца Виденбрюка «Рабочие, крестьяне и солдаты»».

После Второй мировой войны картина находилась в американском секторе и была конфискована как нацистская пропаганда. Её вывезли из Германии в США, где её разбили на три отдельные части, считающиеся сами по себе «безвредными». В 2000 году боковые панели триптиха были возвращены в Германию и хранились в запаснике Германского исторического музея в Берлине. Центральная часть остаётся в США.

 

Один народ — одна нация.

 

 

Народ в борьбе.

 

 

Крестьяне в грозу.

 

Семейное фото.

 

 

Артур Кампф

 

Артур Кампф .

 

Одним из самых известных официальных художников Третьего рейха был Артур Кампф (26 сентября 1864 — 8 февраля 1950). Он даже вошел в список «Gottbegnadeten-Liste» («Список талантов от бога») как один из четырёх самых выдающихся современных немецких художников. Список был составлен Имперским министерством народного просвещения и пропаганды под личным руководством Адольфа Гитлера.

Кроме того, художник был награждён «Орденом Орла со щитом» — высшей наградой деятелей науки, культуры и искусств во времена Веймарской республики и Третьего рейха.

 

Борьба Света и Тьмы.

 

В прокатном цеху.

 

Сталевары.

 

 

Адольф Циглер

www.mgorskikh.com

ЭСТЕТИКА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ІІІ РЕЙХА: 3reich

Национал-социализм с самого начала имел внутреннее родство с миром искусства. Национал-социализм имеет истоки в искусстве. Национал-социализм видит в политике не простое ремесло, а величайшее и благороднейшее из искусств. Как скульптор делает из мёртвого камня дышащее его вдохновением произведение искусства, как художник даёт краскам жизнь, как композитор из мёртвых звуков творит волшебную мелодию, так и политик из аморфной массы делает народ – это и объединяет искусство и политику. Следовательно, искусство должно следовать политическим указаниям, а политика удовлетворять художественным вкусам. Йозеф ГеббельсТот, кто рассматривает германский национал-социализм исключительно в политической плоскости, путает причину с одним из порождённых ею следствий. Национал-социалистское движение изначально являлось чем-то большим чем Национал-социалистская рабочая партия Германии и даже Третий Рейх. Ещё на этапе своего становления национал-социализм уверенно вышел за рамки идеологии, политики и государства.

Если рациональные проявления национал-социализма застывали в граните, бетоне, стали, а также военной, социальной и государственной организации, упорядочивая материальный мир, то его надрациональные проявления (не столь очевидные для стороннего наблюдателя), своей мощной энергетикой незримо лепили форму и придавали направленность самому процессу упорядочивания национал-социализмом материального мира. Третий Рейх – это империя, в которой надрациональное полностью подчинило себе рациональное, диктуя ему свои цели, и используя его как инструмент.

Своеобразная, до сих пор завораживающая эстетика национал-социализма, в которой выражала себя надрациональная сила этого движения, была не менее мощной, чем танковые колонны вермахта. И то, что, впервые за всю мировую историю, художник стал во главе многомиллионного народа, позволило искусству выразить себя в неожиданной и даже невозможной для себя форме – идеологии, политике и государстве. По-сути расовая доктрина национал-социализма, с её ариософской мифологией, в большей степени представляет собой эстетику в форме идеологии, чем теорию, которая опирается на факты (не зря Освальд Шпенглер язвительно заметил, что в «Майн Кампф» верна лишь нумерация страниц).

«Ариец», с его телесным и духовно-психологическим совершенством «белокурой бестии», поставленный во главу угла национал-социалистского мировоззрения, - это порождение ариософской эстетики, а не политики или экономики. Материальная объективация идеального образа «арийца», создание суперсовершенной социально-политической, экономической и военной организации «арийской нации», а также достижение ею мирового господства, стали главными, основополагающими задачами национал-социализма. И в этих задачах, эстетика проявляла себя как «воля к власти» «арийской» красоты/совершенства над уродством/несовершенством (физическим, духовным, интеллектуальным, нравственным) «неарийских», «неполноценных народов». Здесь компромисс невозможен, как невозможен компромисс между «прекрасным» и «безобразным». Поэтому приходится констатировать, что весь агрессивный пафос национал-социализма проявил себя как психологическая реакция на всё уродливое и безобразное. Естественно, что в данном случае критерий «прекрасного» и «безобразного» следует искать в германских архетипах, несущих в себе эстетические ориентиры. Именно поэтому для национал-социализма враг тождественен чему-то уродливому и безобразному как с физической/телесной, так и духовной/нравственной точки зрения. Здесь в полной мере проявила себя, присущая национал-социализму асхимофобия (от греч. άσχημος, «безобразное» и φόβος, «страх») – страх и нетерпимость по отношению ко всему уродливому, безобразному, несовершенному с точки зрения господствующих эстетических стереотипов.

Поэтому можно сказать, что национал-социализм, кроме всего прочего, – это асхимофобное проявление германской эстетики нехудожественными средствами.

Как эстетический феномен, германский национал-социализм не всегда нуждался в вербализированных смыслах, позволяя людям не понимать, а чувствовать главную цель движения и ведущие к ней пути. Благодаря этому, даже сейчас, когда материальная мощь Третьего Рейха превратилась в пыль, эстетика национал-социализма продолжает откладывать отпечаток на сознание людей, внедряя в него свои образы и смыслы.

Чем же являлось искусство для вождей Третьего Рейха, поставивших перед собой задачу тотального и радикального изменения всего мира?

Во-первых, искусство рассматривалось национал-социализмом в качестве психо-эстетического средства, при помощи которого власть непрерывно активировала коллективную силу немецкого народа, проявляющую себя в труде, творчестве, самосовершенствовании, национальной сплочённости, самопожертвовании и пр. Будучи художником, Гитлер прекрасно понимал силу искусства, способного воздействовать на души людей и соответствующим образом их преображать.

Во-вторых, для германского национал-социализма, искусство было эстетическим способом создания некоего духовного, интеллектуального, телесного и культурного эталона «арийца» (немецкого сверхчеловека). Все формы и проявления искусства Третьего Рейха были направлены на формирование образа «арийца», чьё совершенство и культивируемая привлекательность заставляли народ (особенно детей и подростков) этому образу соответствовать. Иначе говоря, при помощи искусства (и не только искусства), национал-социалистская партия германии последовательно и методично создавала нового человека, максимально приближенного к идеальному образу абсолютно совершенного немца.

В-третьих, для национал-социализма искусство было одним из способов наглядной и эффективной демонстрации мощи, величия, грандиозности и исторической перспективы немецкой нации и Третьего Рейха. Гитлер строил национал-социалистскую Германию с расчётом на то, что даже её руины будут вызывать в человеческих душах благоговение и трепет.

Архитектурной демонстрацией грандиозности германской нации и Третьего Рейха, к примеру, могла стать реализация плана т.н. «Большого кольца». Это кольцо представляло собой ряд фундаментальных, высотных построек в виде мавзолеев и храмов, сооружённых по окружности гигантского кольца, растянувшегося от Норвегии до Африки и от Атлантического океана до Советского Союза. Эти циклопические сооружения, охватывающие огромное пространство, должны были демонстрировать масштаб и величие «германской силы и порядка».

Гитлер не раз заявлял, что памятники арийского искусства «являются могучим свидетельством сил нового немецкого явления в культурно-политической области». Фюрер исходил из того, что всё созданное германской культурой должно приводить в трепет и восхищение любого человека не только сейчас, но и спустя тысячелетия. В связи с этим он любил повторять: «я строю навеки». Амбиции национал-социализма были грандиозны и измерялись не масштабами Германии и какими-то ближайшими 30-50 годами, а всем миром и вечностью. И этим амбициям должно было служить искусство.

«...Так как мы думаем о вечности Империи, - говорил Гитлер, - (а мы можем рассчитывать так далеко в человеческом измерении), произведения искусства тоже должны стать вечными; они должны, так сказать, удовлетворять не только величием своей концепции, но и ясностью плана, гармонией своих соотношений. Эти сильные произведения станут также возвышенным оправданием политической силы немецкой нации».

18 июля, 1937 года, выступая с речью на открытии Дома германской культуры в Мюнхене, Гитлер заявил, что истинное искусство было и остаётся вечным, оно не следует законам сезонной моды: его эффективность исходит из откровений, заложенных в глубине человеческой натуры, что и наследуется следующими поколениями. И те, кто не в состоянии создать что-либо вечное, не могут говорить о вечности, подчёркивал Гитлер, хотя они стремятся приглушить блеск гигантов, которые из прошлого дотягиваются до будущего, чтобы высечь из наших современников искры пламени.

«Вечному искусству национал-социализма», он противопоставлял сиюминутное искусство современной ему Европы, с её «нравственным и эстетическим упадком». Как отмечал Гитлер, на сегодняшний день имеются художники-мазилки, представляющие собой продукцию-однодневку: вчера их ещё не было, сегодня они модны, а завтра – устареют. При этом он подчёркивал, что еврейское утверждение, что искусство связано с каким-то определённым периодом, для таких художников просто находка: их творения могут считаться искусством так называемой малой формы и содержания.

По мнению Гитлера, дегенеративному, субъективному, безыдейному, сиюминутному, модернистскому искусству, национал-социализм противопоставил, реалистическое, идейное, ориентированное на непреходящие ценности и классическую эстетику, «германское вечное искусство». Искусство, как манифестация индивидуальной субъективности, в Третьем Рейхе было заменено искусством, как отражением глубинных архетипов нации, её нереализованных коллективных порывов и духовных основ.

«Народ представляет собой константу в непрерывном потоке явлений, - утверждал Гитлер. - Будучи постоянным и неизменным, он определяет характер искусства, которое, в свою очередь, становится перманентным. Поэтому не может быть никакого стандарта вчерашнего или сегодняшнего дня, модернистского или немодернистского характера. Определяющим должен быть стандарт «ценные» или «ничего не стоящие», «вечные» или «скоропреходящие» творения. Поэтому, говоря о германском искусстве, я считаю, что единственный стандарт для него – немецкий народ с его характером и жизнью, чувствами, эмоциями и эволюцией».

Если учитывать вышеизложенную концепцию искусства Третьего Рейха, вполне естественным выглядит использование ею античности в качестве эстетического эталона. Национал-социализм в своей исторической перспективе ориентировался на политический и культурный стиль именно классической античности, с её глубиной, масштабом и идеальным совершенством форм. Наверное, именно поэтому в национал-социалистском искусстве доминировали скульптура и архитектура (наиболее выразительные и долговечные феномены культуры).

Говоря об искусстве, его тесной связи с народом, и его влиянии на народ, Гитлер подчеркивал, что его эпоха находится в стадии выработки нового человека. По его мнению, как мужчины, так и женщины должны быть более здоровыми и крепкими, обладать новым чувством жизни и ощущать новые радости.

Новый тип человека, рождённый в труде и битвах, стал основным мотивом в изобразительном искусстве и скульптуре Третьего Рейха. Красивые, целеустремлённые, волевые лица, идеальные пропорции обнажённых тел, мощь рельефной мускулатуры превратились в эстетическую основу образа идеального арийца, символизирующего совершенного человека с точки зрения национал-социализма.

Образ этого нового человека изображался имперским искусством в непрерывной динамике, в состоянии сверхнапряжения, в превозмогании себя и обстоятельств, в утверждении своих ценностей. Особенно явственно это чувствуется в скульптурах, способных превращать заложенную в них идею в живую, непрерывно излучаемую энергетику.

Новый человек Третьего Рейха – это вершитель судеб, вождь, воин и герой, вступивший в битву с судьбой и миром, готовый в этой битве победить или умереть.

Особое место в национал-социалистском искусстве занимало творчество Арно Брекера и Йозефа Торака, которых Адольф Гитлер считал гениальными скульпторами, способными в своих работах передать дух германской нации и идею национал-социализма. Именно их экспрессивный неоклассицизм в полной мере отобразил клокочущую, архитипальную энергетику немецкого народа, мощь его коллективного напряжения времён Третьего Рейха.

А. Брекер «Аполлон и Дафна»

А. Брекер «Знамя»

Й. Торак «Памятник труду»

А. Брекер «Победитель»

А. Брекер Берлин. Новая Имперская канцелярия. «Партия». 1940

А. Брекер «Призыв». 1939

Й. Торак «Товарищество». 1937

В работах Арно Брекера и Йозефа Торака не трудно увидеть пластические формы античности, и её исключительную реалисичность, абсолютно предметно и символически отражающую мир таким, каков он есть. Именно поэтому национал-социалистский реализм повторяет по своей форме реализм античный, отличаясь от него лишь встроенностью в эту реалистическую форму мощных и красивых тел, «вечных идей национал-социализма», которые должны были быть донесены до сознания масс.

Не мене ярко формировала образ «арийца» и живопись Третьего Рейха, воспевающая телесную красоту, здоровье и силу человека. В совершенном теле изобразительное искусство национал-социализма воплощало идею «крови» (нации). «Кровь» же в идеологии национал-социализма была непосредственно связана с «почвой» (землёй). В данном случае речь шла о симбиозе народа и земли, а так же их материальной и мистической связи. В целом же идея «крови и почвы» была обращена к языческим символам плодородия, силы, гармонии, взрастания, выражая в человеческой красоте саму природу.

Р. Хейман «Плодородие». 1943

А. Янеш «Водный спорт». 1936

Э. Цобербер «Приливы и отливы». 1939

Э. Либерманн «На пляже» (У воды). 1941

Ф. Кейль. «Легкоатлетки». 1936

Р. Клейн «Купальщица». 1943

Ф. Кейль «Бег». 1936

И. Залигер «Суд Париса». 1939

Не в меньшей степени национал-социалистская живопись раскрывала и идею «почвы». Красота немецкой земли, олицетворявшая собой Родину, как каждого отдельного немца, так и германской нации в целом, прекрасным образом отображалась на полотнах пейзажистов. Рисовал Германию и Адольф Гитлер, отдавая предпочтение пейзажам и архитектуре.

А. Гитлер «Горное озеро». 1910

А. Гитлер «Деревня у реки». 1910

А. Гитлер «Крестьянский дом у моста». 1910

А. Гитлер «Церковь». 1911

Реализм «почвы» будущего фюрера, в изобразительном искусстве Третьего Рейха станет господствующим. Любой вид модернизма, с его нередко субъективным преломлением реального, художественно искажающим зеркальное отражение действительности, в формировании образа Родины был для национал-социализма недопустим. Точно так же, как было недопустимо присутствие в жизни немецкого общества душевнобольных людей, с их субъективным преломлением человеческой нормальности, противоречащей эстетическому эталону «арийца». Как первое, так и второе – безжалостно уничтожалось.

Вот как объяснял в 1933 году, критик истории искусства и литературы Курт Карл Эберляйн, значение «почвы» в немецком изобразительном искусстве: «В душе художника наличествует определенный пейзаж, который образуется в результате наблюдения и обретает душу. Немецкое искусство привязано к родной земле и несет её в своей душе, что проявляется в изображении картин, животных, цветов и вещей даже в условиях чужеродной обстановки. Если художник говорит по-немецки, то по-немецки говорит и его душа, но коли он говорит на иностранном языке и эсперанто, то становится космополитом и душа его уже ничего не говорит. Родная земля - это дом, который немец так любит, его комнаты и зеркальное отражение самого существования. Мысль о доме у немца присутствует всегда, где бы он ни был и что бы ни испытывал».

В. Пейнер «Родина». 1938

Ю.П. Юнгханс. Отдых под ивами. 1938

К.А.Флюгель «Урожай». 1938

Не меньшее значение в живописи Третьего Рейха уделялось воспеванию физического труда. И это не случайно, так как идеология национал-социализма рассматривала труд как одну из важнейших форм консолидации нации и способ проявления её жизненной энергии и духа в материальном мире.

Особое внимание нацистская партия уделяла немецкому крестьянству. В крестьянине национал-социализм видел главного, исконного хранителя германских традиций, способного их защищать перед лицом урбанизированного, атомизированного, утратившего национальный облик и моральные устои, города. Идеализированные представления о крестьянской жизни в нацистской идеологии играли роль некой модели немецкой народной общности - главного фундамента германской нации и государства. Пропаганда Третьего Рейха представляла сельское общество как «колыбель немецкой расы и немецкой крови». Сам Гитлер был чётко зафиксирован на идее «жизненного пространства» с его аграрной романтикой, антиурбанизмом и крестьянином-войном, постоянно расширяющим это жизненное пространство при помощи меча и плуга.

Именно поэтому после прихода к власти, нацистская партия стала осуществлять свою аграрную программу в полном масштабе, чего не знала ни одна другая сфера экономики, а искусство Третьего Рейха – воспевать германского крестьянина и его труд.

А.Виссель «Семья крестьянина из Калленберга». 1939

Л. Шмуцлер «Деревенские девушки, возвращающиеся с полей»

М.Бергман «Трудная пахота на пыльном поле». 1939

Г.Гюнтер «Отдых во время уборки урожая»

З. Хилц Центральная часть триптиха «Баварская трилогия». 1941

Немалое значение национал-социалистское искусство уделяло теме семьи, женщины и материнства. В Третьем Рейхе данная ценностная триада сливалась в единое целое, где женщина была исключительно продолжательницей рода, носительницей семейных добродетелей и хранительницей домашнего очага. Как заявил Гитлер: «Немецкие женщины хотят быть жёнами и матерями, они не хотят быть товарищами, как призывают красные. У женщин нет стремления работать на фабриках, в бюро, в парламенте. Хороший дом, любимый муж и счастливые дети ближе её сердцу».

За провозглашёнными национал-социализмом консервативными семейными ценностями стояли и сугубо практические задачи. Германии были необходимы солдаты и рабочие. Много солдат и рабочих. Непрерывно возрастающая масса германской нации была необходима для проведения внешней экспансионистской политики, направленной на постепенное расширение «жизненного пространства». В данном вопросе Гитлер был предельно откровенен: «наша женская программа сводится к одному слову – дети». В Нюрнберге, в сентябре 1934 года, на партийном съезде он конкретизировал свою мысль: «мир мужчины - это государство, мир мужчины - это его борьба, готовность к действию ради сообщества, то, может быть, можно было бы сказать, что мир женщины - меньший мир. Ведь её мир - это её муж, её семья, её дети и её дом. Но где был бы большой мир, если бы не было малого? Большой мир строится на малом: мужчина проявляет мужество на поле боя, женщина же самоутверждается в самоотдаче, в страдании и в работе. Каждый ребенок, которого она рожает на свет – это её битва, выигранная битва за существование своего народа».

Учитывая данную задачу, национал-социалистское изобразительное искусство формировало образ немки исключительно как матери и хранительницы семейного очага, изображая её с детьми, в кругу семьи, занятой домашним хозяйством.

К. Дибич «Мать»

Р. Хайманн «Растущая семья». 1942

Ф. Макенсен «Кормление ребёнка»

Большое значение в национал-социалистском искусстве занимала также тема политической борьбы, победы и триумфа. Причём необходимо отметить, что немецкая живопись, отображавшая этапы становления национал-социалистского движения, уделяла внимание как вождям и идущим за ними массам, так отдельному немцу, надевшему форму штурмовика и вышедшему на улицу, дабы превратить своё мировоззрение в реальность. В этом смысле, живопись национал-социализма не была живописью, посвящённой исключительно вождям и массе (как об этом принято сейчас писать). Она была также обращена и к простому человеку, рядовому немцу, активно отстаивающему свои идеи и ценности в рядах штурмовых отрядов или НСДАП. Вместе с тем, национал-социалистическая живопись наглядно демонстрировала силу не отдельного, одинокого героя (сюжет о котором естественно присущ культуре и искусству обществ с сильной индивидуалистической направленностью), а героя, идущего к мегацели вместе с такими же героями как он.

Национал-социалистская живопись, изображающая политическую борьбу и триумф достаточно экспрессивна, динамична, при этом удачно передаёт как силу и решимость отдельных людей, так и мрачную, стихийную, сокрушительную мощь масс. Здесь борется и побеждает не только вождь и идущая за ним масса, но и простой человек.

Х.О. Хойер «В начале было слово»

Э. Эбер «Призыв 23 февраля 1933 года». 1937

Э. Эбер «Это – штурмовой отряд». 1938

П. Херманн «Шествие 9 ноября в Мюнхене». 1941

П. Херманн «И всё же мы победили». 1942

П. Херманн «Празднование 9 ноября на Фельдхернфалле в Мюнхене». 1941

И, наконец, ещё один обширный пласт национал-социалистского изобразительного искусства был посвящён войне. Пожалуй, это тематическое направление в живописи Третьего Рейха был наиболее естественным и одухотворённым, так как рождалось не в рамках имперских культурных программ, а на полях сражений, в крови, дыму, пыли, под бдительным оком смерти. Судя по уцелевшим картинам, эскизам и рисункам, тема войны давалась авторам наиболее легко, можно сказать, что писалась она на одном дыхании, становясь реакцией человеческого естества на смерть и хаос шести бесконечных военных лет.

Немецкая военная тематика более индивидуальна и менее напыщенна, чем всё остальное в изобразительном искусстве Третьего Рейха. В ней больше человечности и практически нет официальной идеологии, если не считать идеологией тему подвига, стойкости, самопожертвования, дружбы, мужского военного братства. На картинах и рисунках, изображающих войну практически нет масштабных батальных сцен столкновения в смертельной схватке огромных человеческих масс. В них нет грандиозности и пафоса. Военная тематика в национал-социалистском изобразительном искусстве - это портреты солдат и офицеров, а также рисунки небольших групп людей, чьи тела сплетены в экспрессивной динамике общей борьбы.

В. Виллрих «Вальтер Шойнеманн»

В. Виллрих «Хайнц Гудериан»

В. Виллрих «Оберефрейтор Хуберт Бринкфорт»

Э. Кречманн «Разведчик-танкист». 1940

Г. Лиска «Миномётная атака»

Г. Лиска «Бронепоезд»

Ф. Айхорст «На последнем рубеже»

Р. Рудольф «Товарищи». 1943

Удивительно то, что национал-социалистское искусство возникло и сформировалось в течение поразительно короткого времени – 12 лет, шесть из которых Германия вела войну. И это притом, что не все немецкие деятели искусства восприняли национал-социалистскую эстетическую парадигму, уйдя по отношению к ней в молчаливую оппозицию.

Тем не менее, Гитлеру удалось за столь незначительный промежуток времени добиться поставленных целей в сфере искусства и создать особую национал-социалистскую эстетику, пленившую сознание миллионов людей. И что самое главное, врагам Третьего Рейха противопоставить ей было нечего. Именно поэтому, когда армии союзников вошли на германскую территорию, тотальные бомбардировки были дополнены не менее тотальным уничтожением всего, что так или иначе было связано с эстетикой национал-социализма. Сжигалось и взрывалось всё, что было создано в сфере культуры за двенадцать лет существования Третьего Рейха. Но даже такие радикальные методы не смогли устранить массовый интерес к национал-социалистскому эстетическому наследию, внутренняя энергетика которого до сих пор продолжает завораживать души людей.

Андрей Ваджраспециально для постоянных читателей andreyvadjra.livejournal.com/

3reich.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта