"Ужин" Бакста: почему художника обвинили в непристойности. Бакст картина ужин


Скандальный «Ужин» Бакста. Почему художника обвинили в непристойности.

В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Льва Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе.

Л. Бакст. Ужин, 1902. Фрагмент

На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Л. Бакст

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Л. Бакст. Автопортрет, 1906. Фрагмент

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

Слева – А. К. Бенуа, фото. Справа – В. Серов. Анна Карловна Бенуа, 1908

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Л. Бакст. Слева – Автопортрет, 1893. Справа – Ужин, 1902

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Ф. Малявин. Три бабы, 1902. Рядом с этой картиной на выставке разместили *Ужин* Бакста

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

via

astori-18.livejournal.com

Ужин Бакст

На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907). Модель произведений Леона Бакста, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Константина Сомова5, Мстислава Добужинского, а также своего мужа Александра Бенуа (на портретных набросках, в акварели «На берегу океана» и др. ).

Описание Картины Леона Бакста «ужин» (вариант 2)

Бакст стал одним из выразителей вкусов своего времени. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». Отец, в меру сил, противился.

Бакст еще — путешественник и денди, плюс ко всему читавший лекции и за год до смерти, в 1923-м, написавший автобиографический роман «Жестокая первая любовь». Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды. Этого художник стерпеть не смог.

  • Описание картины Леона Бакста «Ужин»
  • Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности
  • Ужин, Лев Самойлович Бакст, 1902
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Недостаточно средств на аккаунте
  • Дама с апельсинами – ответ Бакста Девочке с персиками
  • Бакст Ужин Бакст Левитан Бакст А
  • Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчество

Благодаря Русским сезонам завоевал громкую славу как художник-декоратор. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Но пока не очень понятно, что именно его интересовало в контексте коллекционирования. Изображенную ассоциировали с дамой полусвета. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же 171картиномания187 его смущали.

И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. С одной стороны, этот большой холст относится к весьма распространенному в русском искусстве конца XIX – начала XX века жанру «портрета незнакомки». Бакст был против. Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское и это были отголоски Русских сезонов. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.

  • Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)
  • Картины — Бакст, Лев Самойлович
  • Леон Бакст – художник, "заразивший" Европу любовью к экзотике
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Библейский царь Давид и день Победы
  • Россия, 14 июня 2018: Событие более важное, чем наша футбольная победа
  • Путин опоздал на встречу с Трампом на 40 минут, но Трамп приехал еще на 20 минут позже

А картина Ужин (1902) стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве. о баксте есть у меня один альбом. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости. Соученица Шагала Оболенская вспоминала, что, рассматривая картину Шагала, на которой был изображен сидящий на горе скрипач, Бакст никак не мог взять в толк, как скрипачу удалось втащить на такую большую гору такой большой стул.

Его отец – Израиль Розенберг. В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» («TerrorAntiquus») (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге К церемонии открытия выставки итальянский дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию вечерних платьев, вдохновляясь театральными костюмами Льва Бакста. альбом по живописи это совсем не то что ком. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. В 1883-1887 годах вольнослушатель Императорской Академии художеств из учебного заведения ушедший после того, как была отвергнута его конкурсная «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст, можно сказать, в это учреждение все-таки триумфально вернется, когда в 1914 году ему присвоят звание академика ИАХ. Добужинский).

  1. Пациенты с ВИЧ пожаловались в ООН на дискриминацию и пытки в России
  2. Экс-директор ЦРУ назвал предательством выступление Трампа на пресс-конференции в Хельсинки
  3. Участница, выбежавшая на поле во время финала ЧМ, получила 15 суток ареста
  4. Путин назвал условия для сохранения транзита газа через Украину
  5. Диана Вишнева: Художник должен быть в оппозиции к своему времени
  6. Общееколичествопросмотровстраницы
  7. Ужин / Художник Бакст, Лев Самойлович

Ещё, в качестве причины называют 171отёк легких187.

К. а. сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст много времени проводит в и Париже там знакомится с А. Н. Бенуа. А. А. Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя). По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Для меня это было большим открытием.

  • Выставку Валентина Серова в Москве сменяет Лев Бакст в Петербурге, Девочку с персиками – Дама с апельсинами
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Лев Бакст в десяти деталях: навстречу выставке художника в Русском музее
  • «Талли»: За что поплатилась Шарлиз Терон

Все это вместе создало очень нежную поэтичность, очень приятную, довольно монохромную красочную гармонию, среди которой розовое перо на шляпе и красный шарф давали особые ноты гофмановский же характер был подчеркнут тем, что в глубине на фоне стриженой, почти черной листвы, появились две фигуры старичка и старушки в одеждах XVIII века (Из воспоминаний А. Н. Бенуа). Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен.

Бакст много и охотно занимался портретной живописью. В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Дед был богатым портным. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист. В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно.

1986г aurora. Невыносимая вещь. » Розанов писал о ней же: «Стильная декадентка fin de sicle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой la Джиоконда, кушает апельсины»7. И дело здесь не в спешке перед открытием выставки и даже не в «гениальной небрежности» (выражение одного из критиков того времени), а в достигаемом сочетанием различных приемов и техник свойственного модерну соединения реальности и условности. Светящееся, словно фарфор, лицо так и осталось ненаписанным, Бакст лишь наметил поверх масляной подготовки его легкую графику: миндалевидные глаза, тонкий нос, острый перевернутый «серп» алых губ. Историка и теоретика музыки Б. Асафьева, По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, «плотоядность», этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, даже иногда грубости.

В 1890-е сблизился с А. Н. — все это, сделавшее славу Бакста, будет потом. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Порой скандально.

Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Известно, что он работал над кинематографическим вариантом «Фауста», но пока у нас нет эскизов. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров. Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Его интерес к теории искусства, различным течениями этапам, тоже заслуживает внимания. Бакст был и одним из создателей и одним из символов искусства Серебряного века. Причем любопытством деятельным.

В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Теперь уже Баксту аплодирует Америка. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения Мир искусства (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала Мир искусства.

3. Сблизившись сА. Эскизык «Шехерезаде» до сих пор остаются одной из первых ассоциаций с именем Бакста. leningrad. купила бы еще. В числе хрестоматийных его произведений — хранящиеся в Русском музее «Портрет Сергея Дягилевас няней» и «Ужин». Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно».

Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. как приобретаете. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Тот в свою очередь знакомит его с графом Бенкендорфом.

Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Органичней всего талант Бакста проявился всценографии. 4. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены.

Неудивительно, что список участников выставки «Лев Бакст / Lon Bakst. Прелестны егоакварели-миниатюры иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение Мир искусства. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Например, с Идой Рубинштейн в постановке «Мученичество святого Себастьяна», с Вацлавом Нижинским в его спектаклях.

Ещё, в качестве причины называют отёк легких. Сто лет назад мнения критиков разделились. Н. Бенуа, К. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Бакст много работал и, по его словам изнемогал от неизвестности. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей.

Например, работа в качестве книжного иллюстратора. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Облик дамы, сидящей за столом в одиночестве (что уже само по себе считалось неприличным в начале XX века), сочли слишком игривым и провокационным. Баксту это не нравилось. И я не знаю судьбу его коллекции. Обладая связями при дворе, граф представляет Бакста Великому Князю Владимиру, президенту Императорской Академии Художеств, который заказывает ему для Военно-Морского музея полотно «Встреча Генарала Авеллана».

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен. «Ужин» 1902 года в свое время вызвал как раз и скандальные отклики.

Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Вполне возможно, что никакого художника Бакста мир так бы и не узнал, но роль вдохновителя сыграл дед по материнской линии, Бакстер, который, будучи известным парижским портным времен Второй Империи, держателем модного салона и мануфактурщиком, получил высочайшее предложение перебраться в Российскую Империю и стать поставщиком для армии. Еврей 8212 еще, куда ни шло.

Можно сказать, что это не просто наброски костюмов, а портреты. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. 7. 5.

В 1909 году брак Бакста распадается. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержаниемпортретов: Вел. Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть никаких красок». В дальнейшем, Лейб стал Львом.

После чего ушел из Академии. В то же время вертикаль силуэта останавливает это движение: овальный шлейф на лилово-синем полу, коричнево-черные силуэты «змеящихся» рук на белом столе и, наконец, шляпа на голубовато-сером фоне стены спроецированы в одной плоскости. Бенуа, К. А. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе.

Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Он иллюстрировал детские книги. Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1914). Учился в Академии художеств у К. Б. Занимался акварелью под руководством Альб. Н.

Ценил его как художника. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. а где черпаете альбомы. кн.

В 1906-1910 руководил художественной школой Е. Н. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Набоковой и автопортрет. 6. Елены Владимировны и Вел.

и мне этот процесс только из интер. магазинов. Делал отдельные костюмы для артистов, Оформил еще несколько спектаклей, создал декорации эскизы и костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. 8. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Званцевой в Петербурге.

-- «божественным» – как бы не так. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Да, конечно, он был еврей.

В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. В модерне Бакста столько от лукавого. К тому времени, однако, художнику, с 1909-го работавшему с дягилевскими «Русскими сезонами» и ещедо того подолгу жившему в Париже, запретили оставаться в Петербургеиз-за его национальности: на убийство Столыпина Дмитрием Богровым осенью 1911 года Николай II решил отреагировать антисемитским указом.

Судя по рукописи книги Шагала Моя жизнь, Бакст попросту обругал своего ученика. Однако Бакст не только запечатлевает увиденное, но и стремится его преобразить. Выдаются также его Императрица Елизавета Петровна на охоте (1903), Коппелиус (1909), очень интересно написанный Ужин (1903) и два панно: Осень (1906) и Элизиум, эскиз занавеса (1906).

Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Занятие живописью считалось малоприбыльным.

В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. И совсем в другом тоне, слегка иронично, но не без восхищения, – В. В. Мы привезли рисунки из частных собраний, в том числе заграничных. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Они изучали и искусство прошедших веков и новые течения в искусстве Европы.

У Бакста была школа в Петербурге и Шагал был одним из его учеников. Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Это видно не только в его театральных эскизах. Делал отдельные костюмы для артистов, Оформил еще несколько спектаклей, создал декорации эскизы и костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал.

не книги. с хорошим форматом и хорошей печатью альбома. Он стал одним из основных участников объединения «Мир искусства», занимался и оформлением одноименного журнала и — небольшая деталь — в частности отвечал за качество печати.

Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Отец, в меру сил, противился. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е. И.

Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Также он оказался хорошим педагогом. Борис извините за нахальство. Вот таким образом многие критики считали картину лишенной красок. Неприятности сыпятся на молодого художника одна за другой: смерть деда, развод родителей. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной.

И как коммерсант. «Великая штука искусство: это колоссальная мать, с гигантскими сосцами, которая не перестаёт тебя кормить божественным молоком, если только хватает силы удержаться на цыпочках, чтобы уцепиться за груди». Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. 1893-99 гг. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь.

Невыносимая вещь. » – презрительно писал В. В. Обладая связями при дворе, граф представляет Бакста Великому Князю Владимиру, президенту Императорской Академии Художеств, который заказывает ему для Военно-Морского музея полотно «Встреча Генарала Авеллана». По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник — «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». А. СомовымиС. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году.

Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем. Меня занимают женские портреты художника, салонные, сделанные очень «по-бакстовски».

И это, в общем, пока не очень хорошо исследованная область. С 1910 жил в Европе. С графики легко перешел на масштаб сцены. Бенуа. «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» (1910 г. ), Черепнина «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ) – С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), в полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

(Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л. П. Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно наказан. ). Лев Бакст возглавлял художественный отдел.

Отношения с великим импресарио Дягилевым со временем разладятся и к моменту смерти Бакста в 1924 году они так и не успеют помириться, — но постановка этого балета (1910) и в истории его «Русских сезонов» осталась в числе главных страниц. Бакст для этого слишком экспрессивен. Стиль исполнения также вызывал нарекания.

Розанов: «Стильная декадентка fin de sicle черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой, la Джиоконда, кушает апельсины». В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы — к стилю грубому, лапидарному187. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки.

Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. Клеопатра (1909), Шехерезада и Карнавал (1910), Видение розы и Нарцисс (1911), Синий бог, Дафнис и Хлоя и Послеполуденный отдых фавна (1912), Игры (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством исилой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды»В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды.

Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет. Точнее этюдов. особое состояние. Под их влиянием художник увлекается акварелью.

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Ведь работа близка европейскому модерну. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться.

Если бы рядом с женщиной сидело несколько веселящихся мужчин – полотно могло походить на произведения Тулуза-Лотрека и других импрессионистов. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Он иллюстрировал много книг — и до символизма (то естьв 1890-е годы) и когда он стал членом «Мира искусства». Как известно, Бакстом Лев Самойлович (или Леиб Хаим Израилевич) Розенберг, родившийся в 1866-м, станет называться только с 1889 года — с момента первой своей выставки, —взяв за основу псевдонима фамилию бабушки по маме — Бакстер. 1.

Единственной яркой деталью в Ужине являются оранжевые апельсины на столе. я из за границы. еще. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже 8212 как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).

В его творческой биографии были разные фазы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Одновременно Бакст не отходит и от портретной живописи – им исполнены отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899) и А. Белого (1905) и 3. Художник уделял моде большое внимание, особенново второй половине жизни.

Особенно известна картина Бакста «Ужин» («Дама с апельсинами» или «Дама в ресторане»), которая вызвала в обществе скандал, поскольку публика восприняла изображённую женщину как даму полусвета (рыжие волосы, глубокое декольте, облегающее черное платье, весьма кокетливая улыбка)6. Историка и теоретика музыки Б. Асафьева, По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, «плотоядность», этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, даже иногда грубости. Исследователи, впрочем, отмечают, что сам художник остался недоволен своим опусом и потом сосредоточился на театральных работах. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ).

Он очень любил этот вид искусства. Тот же Схейен комментирует это «резюмирование» так, что «на самом деле эта эпоха закончилась на целое десятилетие раньше — когда в европейской культуре начал утверждаться модернизм во всех его проявлениях, нев последнюю очередь благодаря Дягилеву». Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды»В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Для меня это очень эмоционально, не только интеллектуально.

Полотно строится на игре пространства и линии. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним – сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). И Баксту пришлось пойти на уступки. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Канаев же сводит его с известным акварелистом Альбером Бенуа. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами.

Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Учился Бакст не слишком усердно. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой.

Сначалая занимался символизмом, в основном в литературном контексте. Лев Бакст скончался в Париже в 1924 году от болезни легких, успев после войны вернуться к сотрудничеству с Дягилевым и поработав с труппой знаменитой Иды Рубинштейн. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом Лебеде М. М. Фокина (1907), создал декорации и эскизы костюмов для балета Шахерезада на музыку Римского-Корсакова Н. А., декорации и эскизы костюмов для балета Клода Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912), а также для многих других спектаклей. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. К 150-летию со дня рождения» занимает несколько абзацев.

В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы к стилю грубому, лапидарному187. – место жительства его друга и покровителя, художественного филантропа Элис Вардер Гарретт (1877–1952). Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки.

В древней статуе видят и Афродиту как символ непреходящей женственности и красоты и олицетворение гибнущей цивилизации и Судьбу, «предмет древнего ужаса», как прочитал ее Вячеслав Иванов. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Творчество Бакста многогранно. Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы.

Восток для него играл очень большую роль. кн. Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектакляхРусских сезонов Дягилева. Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. и комп здесь просто ничто. Я тогда еще жилв Англии и Англия переживала кризис — экономический, общественный.

У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Мы представим и ту и другую стороны мастера. А. С. Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). (Потом, впрочем, Бакст женится на дочери Павла Третьяковка Любови Гриценко, но вместе они будут не так долго, семь лет. ) То, что он делал, было ново. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже 8212 как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).

Стасов. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле.

«Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» (1910 г. ), Черепнина «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ) – С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), в полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»8230 Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова интеллектуальной иронией». Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости. Судя по рукописи книги Шагала Моя жизнь, Бакст попросту обругал своего ученика.

Претворяя весь облик модели – лицо, фигуру в длинном бархатном платье со шлейфом, – Бакст создает характерный для своего времени призрачный и вместе с тем чувственный образ «ресторанной незнакомки», одновременно и влекущей и порочной. Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Сладкий яд «божественной» свободы – по капле – в прохладную голубую кровь «цивилизованных» европейцев, этих самодовольных прожигателей жизни, алчущих новых ощущений, – чаруя и опьяняя пряной чувственностью «дикого» Востока, сокрушая последние остатки их ханжеской брезгливости.

те. Ценил его как художника. Семья была большой, с патриархальными устоями. Художник создает образ близкий распространенному в европейском модерне специфическому типу «женщины-вамп», который оказал большое влияние и на кинематограф и на литературу того времени.

Да, конечно, он был еврей. Художественный директор антрепризы С. П. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву.

aquareller.com

почему художника обвинили в непристойности

В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Леон Бакст, Ужин, картина, фрагмент

Л. Бакст. Ужин, 1902. Фрагмент

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Леон Бакст, автопортрет, портрет, художник

Л. Бакст

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

Леон Бакст, автопортрет, портрет, художник

Л. Бакст. Автопортрет, 1906. Фрагмент

Бенуа, Серов, портрет, картина

Слева – А. К. Бенуа, фото. Справа – В. Серов. Анна Карловна Бенуа, 1908

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Сомов, Серебрякова, Бенуа, портрет

Слева – К. Сомов. Портрет А. К. Бенуа, 1896. Справа – З. Серебрякова. Анна Карловна Бенуа, 1924

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Леон Бакст, портрет, ужин, картина, художник

Л. Бакст. Слева – Автопортрет, 1893. Справа – Ужин, 1902

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Малявин, Три бабы, картина

Ф. Малявин. Три бабы, 1902. Рядом с этой картиной на выставке разместили *Ужин* Бакста

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

Девочка с персиками, картина, Серов

В. Серов. Девочка с персиками, 1887. Фрагмент

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

Леон Бакст, автопортрет, портрет, художник

Л. Бакст

good-post.ru

Скандальный «Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности

Л. Бакст. Ужин, 1902. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru

В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Льва Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Л. Бакст | Фото: personbio.com

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Л. Бакст. Автопортрет, 1906. Фрагмент | Фото: art-assorty.ru

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

Слева – А. К. Бенуа, фото. Справа – В. Серов. Анна Карловна Бенуа, 1908 | Фото: hrono.ru и artchive.ruНа самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Слева – К. Сомов. Портрет А. К. Бенуа, 1896. Справа – З. Серебрякова. Анна Карловна Бенуа, 1924 | Фото: cultobzor.ru и radikal.ru

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Л. Бакст. Слева – Автопортрет, 1893. Справа – Ужин, 1902 | Фото: art-drawing.ru и art-assorty.ru

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Ф. Малявин. Три бабы, 1902. Рядом с этой картиной на выставке разместили *Ужин* Бакста | Фото: rexstar.ruПроизведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В. Серов. Девочка с персиками, 1887. Фрагмент | Фото: gallerix.ruВ противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

Л. Бакст | Фото: tg-m.ru Источник: http://www.kulturologia.ru/

worldartdalia.blogspot.com

Описание картины Леона Бакста «Ужин» Картины художников

Описание картины Леона Бакста «Ужин»

Однажды два художника, объединенные дружескими чувствами и близостью к группе «Мир искусства», Леон Бакст и Валентин Серов, наслаждаясь видом улиц ночного Парижа, решили зайти в кафе. В самом дальнем углу сидела женщина, портрет которой Бакст не преминул нарисовать на салфетке. Ею была Анна Кид, жена основателя «Мира искусства» Александра Бенуа. Что ж мир тесен… Особенно это касается Парижа тех годов, притягивающего к себе магнитом творческую элиту из других стран, в том числе и России.

Картина, перенесенная с салфетки на полотно, не прошла незамеченной среди критиков, увы, не всегда благодушно настроенных. «Невыносимая вещь!», – вырвалось при виде полотна у известного ценителя искусства Владимира Стасова. Хотя, казалось бы, ничего шокирующего в картине нет: более чем традиционная тема скучающей незнакомки, импрессионистическая манера письма. Если бы рядом

с женщиной сидело несколько веселящихся мужчин – полотно могло походить на произведения Тулуза-Лотрека и других импрессионистов. Однако Бакст не только запечатлевает увиденное, но и стремится его преобразить.

Основным мотивом полотна является динамика очертаний окружающей обстановки и самой женской фигуры, достигаемая удачным соположением ритма белых и голубых плоскостей, краев скатерти и волнообразного платья дамы в нижней части картины. Затем же это движение замирает, словно натолкнувшись на невидимую преграду. Руки незнакомки, ее лицо и шляпка, непропорциональность которой заставляет вспомнить о цветочном бутоне, расположены уже на одной линии.

Художник также использует игру цветом, построенную на перекличке волос дамы и апельсинов, что делалось как бы в пику реалистическому подходу Серова в его «Девочке с персиками». Бакст оставляет лицо женщины как бы незаконченным, что позволило ему подчеркнуть таинственность, неосязаемость этой дамы, соседствующие с чувственной красотой, которая может доходить до порочности.

Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 21:43:53

opisanie-kartin.iusite.ru

почему художника обвинили в непристойности

«Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности

В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.

www.nationaljournal.ru

Описание картины Леона Бакста «Ужин» (Вариант 2) Картины художников

Описание картины Леона Бакста «Ужин» (Вариант 2)

Картина написана в 1902 году. Это портрет в жанре модерна, его размеры 48 см х 39 см. Материалами для написания послужили холст и масло. В настоящее время произведение находится в Санкт-Петербургском Государственном Русском музее.

Лев Самойлович Бакст запомнился миру, в первую очередь, как театральный оформитель. Декорации и костюмы, вышедшие из-под его руки, приводили в восторг не только наших соотечественников, но и зрителей Франции. Что касается портретов, в основном Бакст писал знакомых, друзей, родственников. На картине «Ужин» изображена Анна Карловна Кинд, супруга А.Н.Бенуа. В кругу друзей она носила короткое прозвище – Атя.

Изобразительная сторона произведения предельно лаконична: мало цветов и деталей, четкие линии, черно-белые основные тона и всего лишь несколько ярких цветовых акцентов в оранжево-рыжих тонах. Такая сдержанность соответствует моде и вкусам того времени, ведь в

начале XX века как раз начали приобретать популярность реклама, книжная графика.

Интересна история создания этого портрета. Как-то раз, будучи в Париже, два художника Бакст и Серов заглянули в кафе. Там они заметили женщину, образ которой Бакст тут же запечатлел на салфетке. Как оказалось, она тоже была русской, и ее супруг был основателем «Мира искусства». Позднее Бакст, конечно, перенес салфеточный набросок на холст.

Что характерно, художник не уделяет большого внимания лицу девушки, оставляя его будто бы недописанным. Нельзя сказать, делает ли он это сознательно или просто не запомнил его до конца, но это играет ему на руку: образ приобретает таинственность.

При всей простоте сюжета полотно привлекло внимание критиков и запомнилось ценителям искусства именно благодаря технике написания.

Игра цвета и света, динамичность линий, их перетекание друг в друга, гармоничное вхождение темного силуэта женской фигуры в окружающую обстановку – все это заставляет задержать взгляд на картине.

Прислал: Лебедева Мария . 2017-10-08 22:15:35

opisanie-kartin.iusite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта