Анри Руссо. Биография и картины. Руссо картины
Анри Руссо – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge
Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (5.1844, Лаваль (Майен) - 04.09.1910), французский живописец. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо - Таможенник - обязано своим происхождением его основной профессии. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (5.1844, Лаваль (Майен) - 04.09.1910), французский живописец. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо - Таможенник - обязано своим происхождением его основной профессии. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.Сохранить
artchallenge.ru
Анри Руссо. Биография и картины. Художники импрессионисты
Анри Руссо. (Таможенник). Henri Julien Félix Rousseau. 1844-1910 г. Французский художник, самобытный представитель наивного искусства. Биография и картины.
Родился в 21 мая 1844 году во французском городке Лаваль. Руссо воспитывался в семье рабочего. Отслужив в армии, он начал работать на таможне. Руссо известен не только как художник, но и как музыкант. Он написал вальс под названием «Клеманс». Это музыкальное произведение он посвятил своей первой жене, с которой вступил в брак в 1869 году.
К живописи Анри Руссо проявил интерес, будучи уже взрослым человеком. Естественно, образования художника у Анри не было, поэтому обучаться азам живописи ему пришлось самому. Общественность узнает о таланте этого художника только в 1886 году, когда он впервые представляет свои картины на «Выставке независимых».
В этом салоне были показаны две первые работы Руссо: «Заход солнца» и «Итальянский танец». Первое время в своей работе художник активно использует советы Клемана и Жерома.В последующие годы появляются и другие работы художника, которые принесли ему известность.
Плодотворно работая и день ото дня оттачивая свое мастерство, Анри становится полноправным членом круга художников. От других примитивистов и реалистов его отличает неповторимый стиль работ.
Начав писать пейзажи, художник дает волю своей безграничной фантазии. На его полотнах появляется экзотическая природа, естественные пейзажи преображаются под действием воображения художника.
Часто Руссо изображает в своих работах привлекательные джунгли. Руссо как художника отличала и особая работа с цветом. Художник тщательно прорабатывал тона картины и детали пейзажа.
Положительных отзывов о работах Руссо очень мало, часто картины его высмеивались за их простоту и условность. При этом знатоки живописи высоко ценили его творчество. Самое большое количество экзотических пейзажей среди работ Руссо появляется после смерти его второй жены. Главной работой последнего периода творчества художника стала картина «Сон».
Анри Руссо скончался в сентябре 1910 года. Причиной его смерти стала гангрена, которая развилась после травмы ноги. Умер художник в госпитале Неккера в Париже.
www.hudojnik-impressionist.ru
Анри Руссо - сказочник и маг
Анри Руссо. Автопортрет с керосиновой лампой. 1903 г.
Анри Руссо – художник из породы талантливых чудаков, сохранявших до конца жизни ощущение детства и волшебства.
Наивный, странный чудак и романтик, над картинами которого смеялись и специально водили своих знакомых, чтобы повеселиться, глядя на них, открыл новое направление в искусстве.
От картин Анри Руссо веет таинственностью, светом, непосредственностью восприятия и чудом.
Они завораживают, в них есть та магия, сила которой заставляет повиноваться воображению художника, как заставляет чарующая музыка выползать гадов на ее звуки, как на картине «Заклинательница змей».
Художник видел красоту и тайну там, где простому смертному все казалось обыкновенным и не стоящим внимания, он создавал атмосферу таинственности, а главное мог передать это в своих удивительных по силе воздействия картинах.
Он никогда не был в джунглях, никогда не был в Мексике, как любил иногда фантазировать, все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал. Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.
А.Руссо. Экзотический пейзаж. 1908 г.
Впервые увидела репродукции картин Анри Руссо в советских журналах, из которых вырезала все самое интересное. Его репродукций собралось в моей папочке достаточно, чтобы отличить его стиль и почерк от других. Самая загадочная из них была без названия.
И какое было чудо увидеть вдруг эту картину наяву – счастью не было предела. Париж, Музей Орсе. «Заклинательница змей». Да, это была она! Я ее сразу узнала и остановилась перед ней как вкопанная. Ночь, луна, джунгли, таинственная природа, черная как ночь женщина, заклинающая дудочкой змей, выползающих на ее звуки из-под земли, из девственных лесов джунглей и кустов.
Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 г.
Они поднимают к ней свои головы, вытягивают неимоверно длинные шеи и тела, подбираясь к заклинательнице все ближе и ближе, обволакивая ее, замирая около нее, становясь ручными и послушными. В темноте не видно лица женщины, только две точки ее блестящих глаз на черном.
Увлечение джунглями началось у художника после посещение Ботанического сада в Париже: в 1891 году он написал первую работу на эту тему «Буря в джунглях». В центре картины тигр, его освещает молния, хлещет дождь, ветер срывает листву, но он весь в охоте, он ничего не замечает, он выслеживает свою добычу, готовясь к прыжку.
А.Руссо. Буря в джунглях. 1891 г.
Период работы над серией «Джунгли», длившийся более 15 лет, был самым плодотворным. Художник создал свой, неповторимый сказочный мир, достигнув вершины мастерства в картине "Сон" (1910г.). Первая картина серии была показана на выставке в Салоне Неизвестных и вызвала насмешки, но профессионалы сразу увидели в ней самобытный талант, детскую наивность и свежий оригинальный взгляд.
Потом появились другие картины этой серии: «Атака тигра» (1904), «Женщина в тропическом лесу» (1905), «Заклинательница змей» (1907), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Экзотический пейзаж» (1908), «Нападение тигра на быка» (1909) и другие.
А.Руссо. Нападение тигра на быка. 1909 г.
Они были необычны не только по сюжету, но и по композиции, цветовой гамме, деталировке деталей, четкости их исполнения, насыщенности одним цветом, но самых разных оттенков. Одними только оттенками зеленого, количество которых достигало пятидесяти, он мог создавать перспективу.Она ему никак не давалась, оставаясь тайной за семью печатями, потому что Анри был самоучкой и не мог овладеть многими техническими приемами.
Но он нашел способ как непрофессионализм сделать достоинством, как незашоренным академизмом взглядом открыть новый пласт в искусстве, отголоски которого мы видим у Пикассо, Гогена, фовистов, сюрреалистов. Новое направление, созданное им, принято называть «примитивизмом» или наивным искусством.
Второй картиной, поразившей меня так же, как и «Заклинательница змей», стала «Война или Всадница раздора» (1894). Ее тоже можно отнести к серии «Джунгли». Поразила она не не только меня. На выставке она вызвала бурную реакцию и первую положительную рецензию.
А.Руссо. Война или Всадница раздора. 1894 г.
Воительница войны скачет во весь опор на огромной черной лошади с мечом и огнем в руках. Она все уничтожает на своем пути: трупы покрывают землю, деревья стоят с сожженными листьями, черный цвет и огненные облака подчеркивают ужас войны. Все сгорает в этом пламени бойни.
Последняя работа художника «Сон Ядвиги» или просто «Сон» (1910) вызвала у ценителей полный восторг. Среди джунглей на диване лежит обнаженная молодая женщина. Джунгли в смятении: тигры присели на задние лапы, птицы всполошились от неожиданного появления красавицы в их доме, заклинатель то ли радуется, то ли заклинает красавицу.
Свой сюжет Анри Руссо объяснял так: молодая женщина уснула и ей снится сон, что она оказалась в джунглях под звуки дудочки заклинательницы (опять Заклинательница!).
А.Руссо. Сновидение (Сон). 1910. Нью-Йорк. Музей современного искусства
Но на самом деле здесь художник соединяет свой излюбленный сюжет с салонным изображением обнаженной Олимпии. Соединение несоединимого вызвало восторг и даже зависть. Такое мог позволить себе только непрофессионал и художник с совершенно невероятным видением мира.
Одна из самых дорогих картин «Сон цыганки» была найдена уже после смерти художника. Вокруг нее начались споры, кому она принадлежит: сюрреалисту или Руссо. Все, кто знал художника, однозначно высказывались за его авторство.
И только когда нашли письма, в которых художник описывает эту картину и что она вовсе даже не сюрреалистична, а как раз наоборот, убедило, что эта картина его. Анри Руссо действительно считал себя реалистом и был им в высшей степени. Так около цыганки мы видим кувшин, который был наполнен водой, потому что, объясняет Руссо, действие происходит в пустыне, где вода является источником жизни.
А.Руссо. Спящая цыганка. 1897 г.
Цыганка устала и легла спать. В руках у нее трость, помогающая в пути, и музыкальный инструмент, верный спутник цыган. Вот только лев? А лев появился после того, как Анри Руссо услышал рассказ о святом Иерониме, к которому в пустыне приходил лев и он его кормил. Так почему бы и здесь не прийти льву к цыганке!
В свое время эта картина так понравилась самому художнику, что он предложил ее купить мэру своего родного города Лаваля. Всего за 2000 или даже за 1800 франков он хотел оставить городу память об одном из сыновей города. Мэр вежливо отказался. А через пятьдесят лет это полотно оценили в Лувре в 315000 новых франков.
Есть у художника и другие замечательные картины: городские пейзажи, портреты, автопортреты и жанровые зарисовки. В последние годы он стал изображать движение, игру в мяч, например. Из этих картин мне очень нравится «Сельская свадьба». Я купила ее репродукцию в Музее Орсе и она долго стояла у меня на полке пока я ее кому-то не подарила.
А.Руссо. Сельская свадьба. 1904-1905 гг.
Несколько слов о жизни художника. Родился он в небольшом французском городке Лаваль в 1844 году. Родился в бедной семье, которая вскоре после его рождения разорилась, продала за долги дом и вынуждена была уехать из города.
Но мальчик остался и жил при школе, где в то время учился. Потом с ним случилась неприятная история, в результате которой он был осужден и вынужден был уйти в армию, чтобы не попасть в тюрьму.
После армии он устроился сначала судебным приставом, потом стал работать на таможне. Отсюда его прозвище «Таможенник». Работая на таможне, он много наблюдал за природой и рисовал деревья. Работа таможенником была несложной и у него была возможность рисовать.
В своем творчестве он доходил до всего сам. Потом у него появилась возможность делать копии с картин в Лувре, с которыми он и начал выставляться. Анри Руссо во многом хотел следовать традиции, например, Делакруа, но у него все равно все получалось по-своему.
В 49 лет он вышел в отставку и полностью отдался творчеству. Но денег не хватало, он всю жизнь нуждался. Тогда они с женой (уже второй) купили маленькую лавочку с канцтоварами, где он пытался продавать свои картины, но желающих их купить было мало.
И он, чтобы зарабатывать на хлеб, стал уличным музыкантом. Личная жизнь у него не складывалась. Он пережил двух жен, из девяти детей, рожденных в первом браке, семь умерли в детстве, а потом,уже будучи взрослым, умер и сын. Осталась одна дочь, но с ней он виделся очень редко. Его отдушиной были природа, краски и музыка.
А.Руссо. Мост в Севре. 1908 г. Эрмитаж
Кроме художественного дара, Анри Руссо был наделен музыкальным талантом и обладал даром словом. В свое время он был отмечен наградами за музыкальные произведения. Можно только удивляться, как после всех ударов и несчастий он не сломался и в свои шестьдесят шесть лет по новизне стиля, цветовой палитре и энтузиазму не отставал от своих более молодых коллег.
В 1910 художника не стало. Умер он в нищете от случайной раны на ноге, которой он не придал значения, но она стала гноиться, поднялась температура, появился озноб. Врач поставил диагноз «белая горячка». Анри Руссо отправили в больницу, где он вскоре скончался от заражения крови и начавшейся гангрены.
А.Руссо. Женский портрет. 1895 г.
Похоронили Руссо на кладбище для нищих, рядом с могилой стояло всего несколько верных его друзей. Аполинер написал карандашом эпитафию художнику, которую позднее выгравировали на памятнике.
«Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».
Дочь художника после смерти отца разорвала и выбросила все его рисунки и картины, не считая их достойными: в их доме никогда не было картин Анри Руссо. И когда друг художника Делоне после смерти пришел к нему домой, чтобы забрать его рисунки и картины, он ничего не нашел, ни одного рисунка, ни одной картины. Все превратилось в пепел. Сохранились только газетные вырезки с рецензиями, которые художник тщательно подклеивал в свои записные книжки.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Анри Руссо: жизнь и творчество художника
Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства, или примитивизма.
Содержание
Биография Анри Руссо
Творчество Руссо
Работы художника
Картины Анри Руссо
Библиография
Биография Анри Руссо
Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.
В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел).
Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр.) после того, как поранил себе ногу.
Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения, Константин Брынкуши.
Творчество Руссо
Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году.
Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения.
Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже.
Прозвище Руссо — Таможенник — обязано своим происхождением его основной профессии.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Работы художника
- Спящая цыганка
- Напавший тигр
- Тигр напавший на быка
- Прогулка
- Тропический лес с обезьянами
- Война
- Заклинательница змей
- Экваториальные джунгли
- Карнавал
- Сон
Библиография
- BihaIji-Merin L. und О., Leben und Werk des Malers Henri Rousseau, Dresden, 1971.
- Dora Vallier. Henri Rousseau, 1979,
- Великие художники: их жизнь, вдохновение, творчество, Киев, 2003 г.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Анри Руссо: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Анри Руссо: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Анри Руссо - Биография художника, известные произведения, выставки
Героев своих портретов Анри Руссо измерял складным метром. Всю жизнь мечтал быть реалистом, ориентировался на законы академической живописи, даже не подозревая, насколько он больше их. О его жизни говорить немного неловко и ощутимо больно — так бывает, когда видишь, как хорошего, но смешного и несуразного человека травят тоже хорошие, в сущности, люди. Просто потому что он — такой, смешной и неловкий. И вместе с тем говорить о нём — радостно. Потому что уже знаешь, что у него всё получилось, не так, как ему хотелось, а гораздо лучше.— А ведь они правы, Анри, — сказал Винсент. — Мы и есть сумасшедшие! — Так не пойти ли нам выпить по стаканчику? — предложил Руссо.(Ирвинг Стоун «Жажда жизни»)
Анри Руссо: всё начиналось скромно
Анри Руссо (Henri Julien Felix Rousseau) родился в небольшом французском городке Лаваль в семье бедного жестянщика. У него было две старшие сестры и младший брат. Семья едва сводила концы с концами. В школе Анри не блистал, хотя в математике и музыке демонстрировал успехи. После поступил в адвокатское бюро. И почти сразу столкнулся с последствиями своего наивного отношения к жизни — в результате подстрекательства украл небольшую сумму из бухгалтерии. Грозила тюрьма, вместо годовой отсидки он выбрал 7 лет военной службы. Ему на тот момент 19. Ратных подвигов на свой счет Руссо не запишет. Полк его не покидает Францию. Хотя впоследствии он будет поддерживать легенду о том, что побывал во время службы в Мексике, и именно оттуда «корни» его тропических растений.
В 1868 году умер отец Руссо, Анри как единственный кормилец в семье был освобожден от дальнейшей службы. Он устроился судебным приставом и снял жилье в Париже. Сразу же влюбился в дочь хозяйки Клеманс и вскоре женился на ней. Карьерный рост ему явно не светил — коллеги его считали малость придурковатым и очень странным. А сам он неимоверно страдал от необходимости ходить по жилищам и без того обездоленных людей, накладывая арест на их имущество. Ему ли не знать, каково это, если дом его отца тоже был за долги выставлен на торги? Он уходит с этой должности и в 1871 году устраивается на работу в парижскую таможню Акцизного департамента.
Таможенник приходит на таможню и в галереи
Пройдет немало лет, прежде чем с легкой руки земляка Руссо поэта Альфреда Жари слово «таможенник» начнут писать с большой буквы, подразумевая этого ни на кого не похожего художника-самоучку. На таможне он проработал 15 лет. Говорили, он прямо на рабочем месте устанавливал мольберт и самозабвенно рисовал. Поздние «таможенные пейзажи» сохранились («Таможенная застава«).
В свободное от работы время он ходил в Лувр и писал копии картин старых мастеров. В 1885 году Руссо подал заявку на участие в свободном Художественном салоне на Елисейских полях. Он представил копии и две собственные картины. Общеизвестна легенда, что одну из них какой-то неуравновешенный посетитель изрезал ножом, но подтверждающих это фактов нет.
В следующем году Руссо впервые участвовал в выставке Салона независимых, и с этой поры его картины регулярно выставлялись в Салоне. Молодые задиристые художники подначивали пожилого, с их точки зрения, Руссо (ему за сорок!) и посмеивались над ним, публика же у его картин просто хохотала. Но имеющие очи — уже тогда увидели. Какой-то остряк подвел к «Карнавальному вечеру» Таможенника Камиля Писсарро, обещая, что он сейчас повеселится. Писсаро же замер перед картиной в восторге. А Поль Гоген восхищался «Мальчиком на скалах» и умением Руссо использовать черный цвет.
Личная жизнь Таможенника
Анри и Клеманс Руссо жили бедно, но счастливо, относились друг к другу с необычайной нежностью. Помимо живописи, Руссо очень любил музыку, часто играл жене на скрипке и даже сочинил для нее «Вальс Клеманс». Единственное, что омрачало их счастье — слабость Клеманс, она болела туберкулезом. Потому и дети рождались болезненные. Из девяти детей семеро умерли в младенчестве, выжили дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. В 1888 году не стало Клеманс. Руссо тяжело переживал ее уход. Дочь он отдал на воспитание своему брату, сам остался с сыном.
В 1893 году по выслуге лет Анри Руссо вышел на пенсию. В 50 лет художник с сыном переезжает на Монпарнас, тогда еще только набирающий славу излюбленного места художественного авангарда. Руссо влюбляется в свою новую соседку Жозефину. Она замужем и поначалу остается холодна к его признаниям. Вскоре умер ее муж, а через некоторое время скончался сын Руссо. Эта трагедия смягчила сердце Жозефины, и в 1898 году она согласилась стать женой художника. Жозефина работает в канцелярском магазине и продает там в том числе картины мужа. Сам Руссо дает уроки, рисует, а по выходным устраивает бесплатные обучающие классы для всех желающих. Увы, через пять лет Анри Руссо во второй раз становится вдовцом.
Кто же он, Таможенник?
Переломным моментом стало знакомство с Робером Делоне. В отличие от Руссо, тот прекрасно себя чувствовал не только у мольберта, но и в любом обществе. Он во многом способствовал популярности Руссо. Благодаря Делоне, Руссо к старости выбрался из бедности.
Среди богемной молодежи пользовались популярностью так называемые «вечера у Таможенника». Руссо приглашал художников, поэтов и просто приятелей, музицировал им, показывал свои картины. И совершенно не реагировал на то, что большинство этих приятелей приходят посмеяться над ним.
«Руссо — совершенство наивного образа жизни», — так характеризовал его Пикассо. Шумные компании наполняли его дом, надушенные дамы в узких перчатках манерничали, франтоватые щеголи строили из себя прожженных знатоков жизни и пытались выглядеть особо остроумными на фоне этого смешного старика. Подруга Пикассо Фернанда Оливье вспоминала: «Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли».
Но не всё так однозначно. Простак Руссо состоял в масонском ордене, и об этой части его жизни практически ничего неизвестно, кроме самого факта. Метко ответить на язвительные нападки он тоже умел при случае, хотя и делал это крайне редко. На одной из выставок Салона независимых центральное место было отдано под картины Дега, а Руссо отведен небольшой закуток. Эдгар Дега подошел к Руссо и высокомерно завел речь: «Видел я, мсье Руссо, вашу… эээ… живопись», — и сделал паузу, собираясь продолжить в том же духе. На что Руссо спокойно ответил: «Да-да, мои полотна здесь есть. А вы, мсье Дега, извините, где нынче выставляетесь?».
На один из вечеров к Руссо пришел познакомиться Ван Гог. Пока богемная молодежь хохотала и язвила, он был молчаливым и серьезным. Остался, когда все ушли, и тихо сказал: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».
В 1907 году Руссо снова столкнулся с законом и снова по причине своего простодушия: поверив в затруднения приятеля, он подделал чек. Ему грозило тюремное заключение. По одним сведениям, он был освобожден из-под стражи, потому что проявил на суде невероятную наивность. Было очевидно, что вины его нет, и единственное, что его беспокоит — возможность как можно скорее вернуться к краскам. Впрочем, по другой версии, суд сразила не только наивность обвиняемого, но и слово, замолвленное за него высокопоставленным чиновником, тоже членом франкомасонского ордена.
65-летний Анри Руссо снова влюблен, но объект его чувств, 59-летняя вдова Леония, над ним лишь насмехается. Третий брак так и не состоялся, а в 1910 году у Руссо в результате неудачной обработки раны образуется гангрена, и он умирает. Но завершим историю об Анри Руссо мы вовсе не этим печальным фактом, а рассказом об известном приёме в его честь.
Знаменитый приём у Пикассо
«Чествование Руссо», устроенное Пабло Пикассо в 1908 году в мастерской в Бато-Лавуар, стало в своем роде легендой. Кто-то говорит, что банкет был данью уважения неоцененному таланту Руссо, кто-то настаивает на розыгрыше. Скорее всего, верны оба варианта.
Пабло Пикассо и его подруга Фернанда Оливье установили во главе стола «трон» для Руссо. Фернанда позже вспоминала, что в тот вечер через мастерскую Пикассо прошел чуть ли не весь Монмартр. Звучали приветственные речи во славу Таможенника, он играл «Вальс Клеманс», вино лилось рекой. В разгар гулянья растроганный Руссо шепнул Пикассо: «Мы — два самых великих художника эпохи».
Для усиления торжественности над головой Руссо были подвешены канделябры с горящими свечами, в какой-то момент с них начал капать воск, но, не желая прерывать произнесение речей и это празднование, в которое искренне верит и даже плачет от волнения, Руссо остается на месте. Постепенно на голове его образуется восковой налет. И это, пожалуй, самый пронзительный образ его жизни. Наивный, ни на кого не похожий, искренний и неловкий, талантливый Таможенник Руссо среди то ли восхваляющих, то ли смеющихся над ним, играющий для этих людей на скрипке, в то время как на голову ему каплет горячий воск…
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Руссо Анри Картины биография Rousseau Henri
Руссо Анри Жюльен Феликс (Rousseau Henri) (5 декабря 1844, Лаваль, Майен - 04 сентября 1910), французский живописец, представитель примитивистского модерна. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда, когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество французского живописца Анри Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира художником-самоучкой, абсолютно свободное от догм академического общения.
Заклинательница змей1907, Музей Орсэ, Париж Сновидение, 1910, Музейсовременного искусства, Нью-Йорк Мост в Севре, 1908ГМИИ, Москва Памятник Шопену в Люксембургскомсаду, 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург Обезьяны, 1908Национальная галерея, Вашингтон Война1894, Музей ОрсэИнтенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Макалоф, 1908Национальная галерея, Прага Столетие свободы1892, Музей Поля Гетти Джунгли на экваторе, 1909Музей Метрополитен, Нью-Йорк Футболисты, 1908, МузейСоломона Гуггенхайма, Нью-Йорк Свадебная вечеринка1908, Музей де л'Оранжери Двуколка отца Жюне1908, Музей де л'ОранжериСоздавая воображаемые джунгли, художник черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо - Таможенник - обязано своим происхождением его основной профессии. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Спящая цыганка, 1897, Музейсовременного искусства, Нью-Йорк Тигр и буйвол, 1908-1909Эрмитаж, Санкт-Петербург Прогулка на лесной опушке1886, Кунстхауз, Цюрихsmallbay.ru
Анри Руссо
Анри Руссо в художественном мире также известен под кличкой Таможенник. До того, как мастер занялся живописью, он служил на парижской таможне. В искусстве он был самоучкой, а его творчество считается наивным, чистым, примитивным.О его жизни ходят множество легенд. В последнее время выясняется, что большая их часть действительно мифы. Но они настолько красивы, что от них очень жалко отказываться.Мифы о его жизни возникли во многом потому, что об этом человеке не только мало знали, но НЕ ХОТЕЛИ знать. И наивность его надуманная. «Руссо – совершенство наивного образа жизни» — писал о нём Пикассо. Многие факты о жизни художника начали раскрываться только недавно, в наше время.Анри Жюльен Феликс Руссо родился в 1844 году, он был чуть моложе импрессионистов, Клод Моне родился четырьмя годами раньше. Отец Руссо был зажиточным торговцем жестяными изделиями, мать же его была дочерью наполеоновского полковника.В школе Руссо знаниями не блистал и по окончанию поступил в армию – известный путь не слишком успешных выпускников. В войсках он служил четыре года, и хотя никогда не участвовал ни в каких боевых действиях, всегда говорил о том, что служил в Мексике. Руссо сам мифологизировал своё творчество. Он сам подчёркивал, что избрал этот путь «вопреки своим художественным наклонностям».По возвращении из войск он женился. От брака родилось 9 детей, но выжил только один ребёнок. В это же время будущий художник поступил на службу в парижскую таможню. В одной из своих картин он даже изобразил одну из застав Парижа, где служил.По характеру Руссо был интроверт. На службе о нём ходили анекдоты. Например, о том, что он каждый раз приветствовал привидение на подконтрольном ему рынке. Он сам пислал об этом периоде своей жизни: «Мои начальники не очень меня загружали работой и сберегли меня для Франции». То есть на службе у него было достаточно свободного времени и он начал заниматься живописью.
Картина «Я сам» 1890 г. (хранится в Праге), Руссо изобразил себя на мосту.
В 1890 году Руссо подал прошение об отставке и всё своё время посвятил искусству. Он тогда был очень одинок. Его первая жена, Клеманс Руссо, умерла, дочь он отдал на воспитание брату.
Интересно, что Руссо известен, как композитор и драматург. Он написал «Вальс Клеманс» — в память об умершей жене, пробовал себя в драматургии, известны его пьесы «Посещение выставки» и «Месть русской сироты» — их ставили уже в настоящее время в театрах абсурда.
Руссо был классическим представителем примитивизма, но по своему дарованию выходил далеко за его рамки, был гораздо глубже обыкновенного примитивиста.В его портретах раннего периода лица несколько напряжённые, застывшие. Как будто мастер ещё и сам не уверен в своих способностях. Это «Парный портрет с женой», «Свадьба»,
«Групповой портрет артиллеристов»,
«Повозка папаши Жунье».
Одной из многих загадок его творческого пути стал вопрос – учился ли он. Сам художник говорил, что он учился у знаменитых салонных мастеров XIX века. Но скорее всего, это было его собственной выдумкой. C удостоверением копииста мастер тщательно перерисовывал картины в Лувре, работал там очень серьёзно. Позже о нём скажут «Стиль Руссо был добыт с таким же упорством, как и стиль Ван Эйка».
Когда Руссо подал прошение на участие в салоне, его приняли с первого раза. (Сезанн ни разу не удостоился такой чести). Но больше он там не выставлялся, потому что одну из его картин испортили, порезали. Какую – сейчас уже невозможно сказать.
«Карнавальный вечер» (Филадельфия). 1886 год. Полотно выставлялась на салоне независимых. Это завораживающий пейзаж с изысканной цветовой гаммой.
Анри Руссо своим творчеством сразу привлёк внимание мастеров-новаторов (импрессионистов и постимпрессионистов). Камиль Писсаро удивлял современников тем, что преклонялся перед Руссо. Высоко о Руссо отзывался и Синьяк, Оделон Редон. И Гоген, известный своим острым языком сказал о Руссо, что он совсем не глуп, не глупее многих из нас, а его тёмные тона просто неподражаемы. Хотя Поль Гоген любил разыгрывать Таможенника. Однажды Гоген передал Руссо приглашение: якобы сам президент республики сегодня вечером ждет великого живописца Руссо во дворце на Елисейских полях. Руссо, как всегда, принял все за чистую монету и, обрадованный, побежал к дворцу. Через пару часов он вернулся.
— Ну, как прошел ужин? — насмешливо, спросил Гоген.
— Не знаю — наивно сказал Руссо, — меня вовсе не хотели пускать. Я не мог пройти. Но я стоял на своём и требовал, чтобы меня пропустили. И сам президент вышел к воротам. Он похлопал меня по плечу и сказал: «Ах, Анри, как жаль, что ты сегодня одет не подобающим образом. Погляди как вырядилась здешняя публика. Не могу же я тебя к ним впустить без фрака. Может быть придёшь в следующий раз?
Гоген молча это проглотил и передумал смеяться.
«Прогулка в лесу» (Цюрих), «Встреча в лесу» (Вашингтон).
Но блистательного художника своего времени из него не получилось. В художественном мире, как и на службе, в таможне, он был объектом насмешек. На выставках его картины вызывали взрывы хохота. Организаторы показов старались спрятать полотна Руссо в дальние уголки. Но посетители находили его картины и там, в этих дальних уголках раздавались взрывы гомерического хохота.
«Свобода, приглашающая художников принять участие в XXII Салоне Независимых».
К своим картинам Руссо писал длинные объяснения, экспликации, иногда в стихах.«Портрет Пьера Лотти»
Популярность Таможенника стала противоречивой. В то время была так называемая ролевая игра – кто откроет глубину Руссо. Один из его почитателей превозносил Руссо и спорил с его насмешниками, но это он скорей делал для своего собственного имени и так до конца и не понял художника.«Представители иностранных держав, пришедшие приветствовать Республику в знак мира.» На этой картине в центре изображён Николай II.
«Столетие Свободы 1892» Народ танцует, взявшись за руки.
В 1894 году Руссо создаёт свою самую большую картину «Война» или «Всадница раздора» (Орсе). Полотно совершенно жуткое. В нём читаются многие автобиографические моменты. И он сам, его автопортрет – единственный живой человек среди груды мёртвых тел. Также он изобразил первого мужа своей второй жены – на нём сидит большая птица.
«Художник и модель». Руссо писал очень много небольших картин, ведь их легче продать или подарить, если сам художник определял картину в подарок.
Во многих своих работах он предвосхищает магические полотна художников ХХ века.«Вид парижских укреплений». Здесь немного чувствуется влияние пуантилизма.
В Эрмитаже хранится полотно «Люксембургский сад» — будто механические фигурки часов проплывают перед зрителем.«Аллея в парке Сент-Клу».
«Игроки в футбол».
«Вид моста Севр». В то время были очень популярны старые виды Парижа, в которые вмонтировали аэропланы, дирижабли. На картинах Руссо тоже появляются эта воздушная техника. Одна из таких картин находится в ГМИИ, это «Вид моста Севр»
«Джунгли в Париже» — так называлась выставка, она проходила в Париже в 2003 году, на ней выставлялись очень много полотен Руссо.«Неприятный сюрприз» — картина вызвала восторг в 1891 году на выставке независимых. О ней очень высоко отозвался Ренуар.
Второй период творчества можно назвать «экзотика Руссо». Это неких магнетический мир со своими законами. Хотя все до одного экзотические полотна Анри Таможенника создавались в Париже. В столице Франции существовали свои экзотические традиции. Франция в XIX веке приобретает колонии. Французы изучают культуру колониальных стран, организуют выставки искусства этих стран. Руссо абсорбирует новую информацию, дополняет её, посещая оранжерею, зимний сад в Париже. «Проголодавшийся лев» 1905 г. На салоне 1905 года Руссо выставлялся вместе с фовистами и остался в тени скандала, случившимся с представителями нового поколения в искусстве. К этой картине Руссо написал очень пространное объяснение, заканчивающееся словами «солнце заходит». («Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает ее; пантера с нетерпением ждет, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники оторвали кусок плоти несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит».)
Существует интересная фотография чучела льва, атакующего антилопу. Это чучело выставлялось на одной из экзотических выставок и, по всех видимости, вдохновило Руссо на создание этого полотна. «Ягуар, атакующий лошадь».(Москва, ГМИИ)
Листья и растения на полотне, их сочетания и размеры произвольны, он их уменьшает или увеличивает произвольно. Все эти растения он видел в Ботаническом саду. И он выращивает их вновь на своём полотне, как бы погружаясь в дебри джунглей.
Андре Дерен как-то сказал: «Повесьте картину Руссо между двумя классическими полотнами и вы увидите, что впечатление от работы Руссо очень благоприятное».Что касается сохранности картин Руссо, то нужно отметить, что красочный слой его работ всегда очень качественный, ему ничего не угрожает. А вот холсты художника весьма низкосортные, дешёвые. У него не хватало денег на покупку хорошего холста. Поэтому многие его картины требуют замены холста, и одну из работ в собрании ГМИИ уже перевели на другой холст.«Фламинго» (1907) – работа из частного собрания.
Но не все попали под магнетизм творчества Руссо. Были и очень негативные отзывы о его экзотической серии.Многие картины Руссо находятся в частных собраниях, в том числе и в России, даже в Москве. На выставке в музее Личных коллекций к 100-летию ГМИИ показывали несколько таких полотен Руссо из частных коллекций, в том числе московских.Третий период творчества – начинается паломничество в его мастрескую. Есть фотография в его мастерской со многими именитыми мастерами того времени, в том числе Пикассо и Вламинком.«Таможенник был что-то вроде глухонемого в живописи, он не понимал своих средств и своей силы».Были и розыгрыши. Руссо наивно верил им и покупался на дурацкие шутки друзей. Но он и сам разыгрывал своих друзей, рассказывая им о своих походах в Мексику, в которой никогда не был.Но Руссо оказался не так прост. Он сохранял свою тайну, тайну своей жизни под покровом наивности. И даже сейчас идёт переосмысление его наследия, ведь исследователи до сих пор не знают, что из эпизодов его жизни правда, а что – розыгрыш или прямой вымысел.«Спящая цыганка». Эту картину Руссо предлагал купить своему родному городу Левалю. И лев и река вероятно существовали во сне этой цыганки. Но откуда же пришло это чудо? Может быть, с этой луны, что что заняла место главного светила?
Творчество Руссо сравнивают с искусством рококо. Особенно это сравнение правомерно для картины «Счастливый квартет» 1902 года, сейчас находится в частном собрании в Москве, её купили на аукционе в Нью-Йорке. «Прямодушие, страсть, гений» — характеристика на Руссо одного из критиков. Он был признан, у него были крупные продажи уже при жизни. Кроме художественной деятельности Руссо занимался просветительской работой. В своём доме Русо создал академию искусств. На двери его дома висело объявление, о том, что он даёт уроки сольфеджио, декламации, рисунка и пр. Многие приглашались на его домашние концерты, где право выступить имели все приглашённые. В 1907 г. Анри Руссо предстаёт перед судом. История совершенно невинная и и несерьёзная, тем не менее повлекшая судебное разбирательство. И доказательством его невинности были его наивные реплики и его картины. Кратко изложим суть произошедшего.
Ученик Руссо Соваже не преминул воспользоваться простодушием учителя. Однажды он заявил мастеру, что разорён, что его обманули злые люди — банкиры и попросил Руссо помочь отомстить за себя. Руссо, не подозревая подвоха, согласился.
Он завёл чековую книжку, а Соваже хитро манипулируя банковскими бумагами, перевёл на неё деньги. Руссо обналичил сумму и передал ученику. А вскоре его уличили в мошенничестве и арестовали.
На суде Руссо вел себя как ребенок. Он рассказывал следователю, что его искусство — богатство всей Франции и как доказательство цитировал именами маститых художников, которые высоко оценили его творчество. Адвокат показал суду кипу газетных вырезок, где говорилось о доброте и детской наивности, о его открытости в искусстве. Последним аргументом были картины Руссо. Весь зал взорвался смехом, а Руссо сиял от счастья. Присяжные в суде растрогались до слёз.
Когда выступал адвокат Анри Руссо, обвиняемый нетерпеливо елозил по скамье и, как только выдалась пауза, тихо спросил:
— Скажи, теперь, когда ты закончил, могу ли я уйти?
Но закон есть закон и судья осудил его на два года тюрьмы. Однако в припадке благодушия сразу напомнил художнику, что он может воспользоваться законом об отсрочке наказания.
— Спасибо Вам от всей души, господин председатель! Благодарю, благодарю! Я непременно напишу портрет вашей жены!
Судья лишь болезненно улыбнулся.
Анри Руссо делает некоторые шаги к символизму, зародившемуся в искусстве того времени. В картине «Настоящее и прошлое» мастер изображает на облаке над автопортретом и портретом своей второй жены лица первой жены и первого супруга второй жены.Большим почитателем Руссо был Пабло Пикассо. Они ещё не были знакомы лично, когда Пикассо приобрёл его картину «Женский портрет». С этой картиной Пикассо никогда не расставался, есть фотография Испанца, где на заднем плане видна картина Руссо. До сих пор «Женский портрет» хранится в музее Пикассо в Барселоне.Аполинер Гийом сочинил в честь художника поэму. Руссо решил его отблагодарить и написал картину «Поэт и его муза».
История позирования сильно анекдотизирована и версия о том, что Руссо обмерял Аполинера линейкой портного вряд ли соответствует правде. Муза же поэта, известная художница на самом деле была очень стройной, с осиной талией и в своё время была образцом идеальной фигуры. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Аполинер обиделся и не принял подарок. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, потому что он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои.
Тем не менее вскоре, в 1909 году Руссо решил продать эту картину. Тут случился Сергей Иванович Щукин и купил «Поэта и его музу» для своей коллекции. Руссо же и Гийом очень скоро помирились и поэт решил принять дар, который уже уехал в Россию. Руссо пришлось повторить своё полотно. Оно существует и хранится в Нью-Йорке. Но повторение парного портрета уже не отличается таким чувством, все фигуры и пейзаж схематичны, оно менее одухотворено. Хотя цветы на второй картине вполне «правильные» — гвоздики.В 1910 году Руссо создал «Сон» или «Сон Ядвиги» (Нью-Йорк)
Очень крупное полотно, как энциклопедия живописи того, что писал Руссо. Диван, изображённый на картине вызвал негативные отзывы и художник даже написал письмо критику, объясняя, что эта женщина спала на диване и вместе с ним перенеслась в этот лес.
Умер Руссо 2 сентября 1910 года от гангрены. Его даже похоронили в общей могиле, потому что о его смерти мало кто узнал и за гробом шли всего несколько человек. И только два года спустя, в 1912 году авангардисты собрались и установили надгробный памятник и высекли на камне стих Гийома Аполинера. Стих написан почерком самого поэта, его руку скопировали и перенесли на надгробие.
Милый Руссо, ты нас слышишь?Мы приветствуем мебя,Делоне, его жена, господин Кеваль и я.Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,Чтобы свой священный досуг, озаряемых светом истины,Ты посвятил живописи,И чтобы, как когда-то меня,Ты написал звёздный лик.
Наследие Руссо не такое уж и большое – известно около 100 его работ.
Сразу после смерти стали искать эквивалент творчества Руссо. Обращали внимание на наивных художников из деревни, из глубинки. Эталоном их творчества стали картины Руссо. Таких примитивистов стали называть «художниками выходного дня». И некоторые самоучки действительно были найдены – один из них был дорожным рабочим, Андре Бошан – садовником. Его работу «Сирены околдовывают птиц» заметили и пригласили работать с Дягилевым, он оформлял один из его балетов. Но ни одного из них нельзя поставить рядом с Руссо.В России тоже нашёлся такой мастер, был открыт Нико Пиросмани. В начале ХХ века во всех странах искали и находили своих национальных примитивистов.
О других представителях школы примитивизма писала Мария Александровна Бессонова — исследователь творчества Руссо и других примитивистов. О коллекции картин Анри Руссо в Государственном Музее Изобразительных искусств им. Пушкина рекомендуем прочитать в статье «Анри Руссо в ГМИИ.
Запись лекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина из цикла «Основные направлиения искусства ХХ века». Важные тезисы записывались вручную, публикую отрывочные сведения о жизни и творчестве мастера. Снимки взяты из разных источников, находящихся в свободном доступе в интернете.
kraeved1147.ru