Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников. Картина бородино
Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
загрузка...
allwomanday.ru
Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
загрузка...
renbow.ru
Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
загрузка...
worldfb.ru
Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
загрузка...
buk-journal.ru
Картина "Бородино": описание. Бородино - картины сражения разных художников
Бородинское сражение увлекает художников не только размахом и силой батальных сцен, но и необыкновенной самоотверженностью, и порывом мощного национального единения.
Историческая битва
На исходе лета 1812 года Наполеон подходил к Москве. Русская армия задержала войска захватчиков в 125 километрах от Белокаменной, близ села Бородино. Картина боя, описанная М. Ю. Лермонтовым в стихотворении, известном каждому школьнику, с детальной точностью воспроизводит напряжение и трагизм знаменитой битвы. Автору удалось показать и невиданный героический дух, и воодушевление русских воинов. Неудивительно, что немало картин художников о Бородино опираются на произведение Лермонтова.
Непобедимые
Сражение длилось 12 часов, французам удалось частично одержать победу на левом фланге и взять позиции нашей армии в центре. После остановки боевых действий Бонапарт решил отвести свои войска на исходные рубежи. Считается, что под Бородино русские в тот день одержали победу. Потери с обеих сторон, однако, были чудовищными, поэтому Михаил Кутузов велел русской армии отступать: на помощь наполеоновским полкам из Франции уже спешил резерв.
По воспоминаниям современников, Бонапарт по достоинству оценил стойкий несокрушимый дух русских, сказав, что они заслужили быть непобедимыми.
Документы времени
Летопись самого кровопролитного однодневного сражения в живописи и графике вели художники с обеих сторон. Русские и французские офорты и картины «Бородино» представляют битву как документ эпохи. Стремительные карандашные зарисовки охваченных дымом и пылью атак и их отражений позже были переведены в гравюры и литографии.
Французский взгляд
Галльский художник Ж. Ш. Ланглуа считал своих соотечественников победителями в бою при Бородино, в его рисунках мы не увидим ни одного поражения наполеоновской армии. Подобной тенденциозности был лишен воевавший в составе четвертого корпуса Богарне рисовальщик А. Адам. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Вернувшись домой, живописец создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Потом они были воссозданы в литографии.
Русская правда Верещагина
Безусловного внимания заслуживают картины битв под Бородино, созданные русскими художниками. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Художнику удалось выразить невольное смятение, неуверенность офицеров, привыкших к победам. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Другая картина носит название «Конец Бородинского сражения», ее художник написал в 1899-1900 годах. Странное впечатление рождается, когда смотришь на это полотно. Верещагин избрал удивительный эффект – передача трагизма и бессмысленности битвы, унесшей более 80 тысяч жизней, через изображение ликующих солдат-французов в дымном месиве опрокинутых лошадиных тел, людей, умирающих от ран, ощетинившихся штыков и взлетающих перьев солдатских киверов.
В начале XX столетия
В первые десятилетия XX века картины сражения под Бородино создал русский и советский баталист Николай Семенович Самокиш. Во время русско-японской войны, а потом и Первой мировой, он был фронтовым корреспондентом.
Исполнен величайшего напряжения холст, на котором запечатлены военные действия лейб-гвардии Литовского полка. На эскизе, сделанном маслом, солдаты решительно ринулись в атаку, их не пугают пули, не останавливает страх. Стремительный порыв поддерживает живописная композиция: линии и цветовые пятна лучами исходят из центра картины, перемешиваясь и теряясь за ее гранью.
Беспримерную удаль и готовность к самопожертвованию представляют солдаты лейб-гвардии гренадерского полка на Старой Смоленской дороге в работе Митрофана Грекова (1913 г.).
Советские художники о битве под Москвой
Посвященные событиям при Бородино картины появлялись и через полтора века после знакового сражения. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г.). Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г.), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Солдаты отдыхают, образовав кружок, деловито чистят оружие, осматривают детали обмундирования, закуривают трубку. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Лица персонажей безмятежно спокойны. Но на заднем плане грозно наклонилось из-под колеса дуло пушки, а рядом, сложенные в груду, ждут боя ядра. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
Описание картин о Бородино в серии батальных полотен Рубо
Одна из самых известных панорам Бородинской битвы принадлежит таланту Франца Алексеевича Рубо, русского художника французского происхождения. Выставка открылась в 1912 году на Чистых Прудах. Полвека спустя панорму реставрировали и поместили в здании на Кутузовском проспекте. Проект Рубо представляет собой сочетание живописного полотна с трехмерным макетом, благодаря чему кажется, что битва происходит на ваших глазах.
Панорамное изображение состоит из 12 фрагментов, посвященных самым решающим и тяжелым эпизодам Бородинского сражения. Это действия на Семеновских высотах, рукопашный штыковой бой русских гренадеров с дивизией Фриана, атака на Шевардинском редуте, проводы раненого Багратиона в тыл. Реализм панорамы завораживает чувством сопричастности к величайшему в истории России подвигу.
Легенды нашего века
Не остывает интерес к минувшим победам русского духа над обстоятельствами и сегодня. В начале XXI века посвятил событиям Бородино картины российский художник Юрий Аверьянов.
На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Фантастическая палитра, выверенная композиция, детальность полотен Аверьянова делают его картины одинаково интересными для школьника и умудренного историка.
загрузка...
em-goldex.ru
Бородинское сражение в полотнах художников. ФОТО
«Вам не видать таких сражений!...Носились знамена как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».М. Лермонтов. «Бородино»
Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.
Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.
Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».
2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.
Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.
«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»
Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.
На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.
Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.
М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.
Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.
Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.
Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.
Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.
Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.
Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.
Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.
Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.
Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.
М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.
Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.
Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.
Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.
Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина
Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».
Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.
Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.
Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.
В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах
Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»
А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»
А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»
А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»
zema.su
Бородинское сражение в полотнах художников. / Взгляд в прошлое / magSpace.ru
«Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».
М. Лермонтов. «Бородино»
Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.
Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.
Бой за Шевардинский редут. Художник А.Ю. Аверьянов. 2002 г. Холст, масло. 80x130,5. Музей-заповедник «Бородинское поле».
2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут. Художник И.В. Евстигнеев. 1956 г. Холст, масло. 90x150. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Подвиг солдат генерала Горчакова. Художник Ю. Цыганков. 1955 г.
Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов. 1982 г.
«Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Под изображением печатный текст: «День 25 августа — канун Бородинского боя — прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери»
Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа — 1812. Рисовано во время самого сражения»
Атака гвардейских егерей и матросов. Художник В. Келлерман. 1955 г.
На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона). Художник Р. Горелов. 1955 г.
Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.
М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.
Атака 3-го пехотного корпуса маршала Нея на Семеновские флеши. Гравюра Кенига по огригиналу К. Ланглуа. 1-я половина XIX в.
Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.
Подвиг артиллериста Павлова. Художник В. Правдин. 1955 г.
Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле. Художник А. Вепхадзе. 1948 г.
Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.
Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении. Художник Н.С. Самокиш. 1911 г. Эскиз. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Атака лейб-гвардии Литовского полка. Художник Н. Самокиш. 1912 г.
Сражение под Москвой. Литография Мотта по оригиналу Мартине. XIX в.
Атака саксонцев в районе Семеновского оврага. Литография М. Кранца по оригиналу Л. Шустера. 1-я половина XIX в.
Смертельное ранение генерала Кутайсова. Художник И. Архипов. 1975 г.
М. И. Кутузов на Бородинском поле. Художник С. Герасимов. 1952 г.
Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.
Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. 1-я четверть XIX в.
Отказ пленного русского генерала П. Г. Лихачева принять шпагу из рук Наполеона. Хромолитография А. Сафонова. Начало XX в.
Взятие русского редута французскими гренадерами. Литография Ластейи по оригиналу К. Верне. 18130-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Битва при Москве-реке. Гравюра Лебо по оригиналу Ноде. 1810-е годы. Государственный музей А.С. Пушкина
Смерть генерала Коленкура. Литография Мотта по оригиналу Гренье. 1820-1830-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Битва за Москву или взятие Большого редута. Гравюра неизвестного автора. 1820-е годы. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
Сражение при Бородине 26 августа 1812 г. Гравюра С. Федорова под наблюдением С. Карделли по рисунку Д. Скотти. С.-Петербург. 1814 г. Музей-панорама «Бородинская битва».
Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.
Бородинский бой. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Художник В. Шевченко. 1970-е гг.
Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова.
Московские ополченцы в боях на Старой Смоленской дороге. Художник В. Келерман. 1957 г.
В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах
Х. В. Фабер дю Фор «На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г.»
А. Адам «Битва под Москвой 7 сентября 1812 г.»
А. Адам «Французская атака на батарею Раевского и смерть генерала Коленкура 7 сентября 1812 г.»
А. Адам «Поле битвы в окрестностях Москвы 8 сентября»
magspace.ru