Владимир Лебедев: художник и иллюстратор детских книг. Лебедева картины
Советские женщины глазами художника Владимира Лебедева
без тормозов
- Лепота
- Премудрости
- Сакральное
- Потешное
- Диковинное
- Иноземное
fancyrussia.com
Художник Владимир Лебедев
Владимир Лебедев - выдающийся живописец, мастер книжной иллюстрации. На протяжении многих лет он занимался художественным оформлением произведений Самуила Маршака. Кроме того, живописцем создан ряд карикатур на политические темы, несколько портретов и натюрмортов. Тема сегодняшней статьи - творческий путь художника Владимира Васильевича Лебедева.
Ранние годы
Будущий живописец появился на свет в 1891 году, в Петербурге. Художественные способности проявились у него довольно рано. Образование Лебедев начал с обучения в студии А. Титова. Затем окончил художественную школу. Главной особенностью Лебедева было стремление познавать новое. Он никогда не прекращал учиться, даже тогда, когда начал преподавать.
В качестве политического карикатуриста Лебедев проработал недолго (1917-1918 гг.), но его работы запомнились. Возможно, именно собрание рисунков "Панель революции" сыграло плохую роль в его судьбе.
"Панель революции"
В 1922 году Владимир Лебедев создал серию рисунков, посвященных событиям, актуальным для его современников. Коллекцию из двадцати трех графических изображений художник назвал сперва "Улицей революции". Затем первое слово в этом названии заменил на более точное - "панель".
В начале двадцатых годов по улицам Петербурга сновало множество подозрительных и неблагонадежных личностей. Повысился уровень преступности. Такую обстановку создавала экономическая нестабильность в стране. Типичных представителей своего времени изобразил художник Владимир Лебедев.
Рисунки отличаются сатиричностью, гротескностью. "Панель революции" - это пример того, как художник, освобождаясь от всего лишнего, переносит на бумагу социально-психологические типы людей.
Натюрморты и портреты
После завершения сотрудничества с популярным журналом "Сатирикон" художник работал несколько лет над плакатами для телеграфного агентства. Однако помнят сегодня Владимира Лебедева, прежде всего, как иллюстратора детских книг. Эту деятельность он начал в издательстве "Радуга". Но не меньшего внимания достойны и портреты, и натюрморты Лебедева.
Творчество Лебедева в двадцатые годы определилось дружбой с такими художниками, как И. Пуни, Н. Лапшина, Н. Тырса. Общение с коллегами создавало среду, необходимую каждому мастеру. Владимир Лебедев был увлечен творчеством французских художников Ренуара, Мане. В начале тридцатых годов он создал серию работ, среди которых: "Фрукты в корзине", "Красная гитара и палитра". Приблизительно в это время Лебедев выступает и в роли портретиста («Портрет артистки Н. С. Надеждиной», «Натурщица с мандолиной», «Девушка с кувшином», «Краснофлотец», «Турецкие борцы»).
Личная жизнь и семья
С первой супругой Владимир Лебедев познакомился в годы учебы в школе Бернштейна. Звали ее Сарра Лебедева (Дармолатова). Это выдающаяся русская и советская художница, известная также как мастер скульптурного портрета. После развода Лебедев поддерживал с ней дружеские, теплые отношения на протяжении многих лет.
Второй женой художника стала знаменитая балерина и хореограф Надежда Надеждина. Лебедев написал несколько ее портретов. В третий раз живописец женился в 1940 году, на писательнице Аде Лазо.
В тандеме с Маршаком
Имя детского этого писателя известно всем. Однако то, что Самуил Маршак занимался не только литературным творчеством, но и внес огромный вклад в развитие издательского дела, знает не каждый. А, возможно, многое из того, что Маршак задумал в начале двадцатых годов, ему бы не удалось осуществить, если б не сотрудничество с таким талантливым и трудолюбивым графиком, как Владимир Лебедев. Он стал художником новой детской книги. В чем особенности стиля Лебедева?
Отличительная черта работ этого художника - плакатный стиль. Иллюстрации Лебедева отличаются лаконичностью. Фон редко бывает цветным, а фигуры людей и животных изображены схематично. "Шарнирные марионетки" - так назвал один из критиков фигуры Лебедева. Но при этом "марионетки" у мастера иллюстрации получались живыми, яркими, запоминающимися.
Лебедев создавал рисунки для большого количества книг, но чаще он работал именно с Маршаком. Они нашли общий язык, потому как оба были чрезвычайно требовательны к своей деятельности, работали, не покладая рук. Маршак, словно подхватывая лебедевский стиль, писал динамично, создавая четкие словесные картины.
Уроки книжной графики у него брали многие молодые и талантливые художники. Лебедев является создателем собственной школы. Ему удавалось собрать вокруг себя мастеров совершенного разного направления. Книжной иллюстрации Владимир Лебедев посвятил более полувека.
Последние годы
В середине тридцатых годов произошло событие, после которого, согласно мнению критиков, в творческом развитии художника произошел спад. В газетах появился ряд гневных статей в адрес живописца. Это стало тяжелым ударом для Владимира Лебедева.
В Москве он прожил с 1941 года. А в начале пятидесятых вернулся в Ленинград. Он все так же работал в книжной графике, но жил довольно замкнуто, общаясь лишь с немногими друзьями и коллегами. Владимир Лебедев ушел из жизни в 1967 году, похоронен в Санкт-Петербурге.
fb.ru
Мой любимый Лебедев. - Все интересное в искусстве и не только.
Хочу напомнить вам о художнике, творчество которого вы, наверно, не раз встречали. Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) — выдающийся график, художник и иллюстратор первой половины 20-го века.
Лебедев действительно талантливейший иллюстратор и увековечен благодаря сотрудничеству с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», и книжной графике. Первая книжка с его оформлением вышла в издательстве «Радуга» и это был «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским.Думаю, его графика достаточно известна, посмотрим другие работы, замечательные, выполненные с мастерством и узнаваемым стилем. Биографии художников больше не буду помещать, даже в двух словах, поскольку мне объяснили, что это капипаста. Если вам понравился художник, поищите сведения в википедии.))))) Сорри.
tanjand.livejournal.com
Художник Клавдий Васильевич Лебедев: vakin
В 1881 за картину «Выход боярышни из церкви» получил большую серебряную медаль. Знание истории, любовь к родному прошлому, историческое чутье позволили ему создать интереснейшие полотна, среди которых «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи».
Портрет мальчика. 1900Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце, взведенного по проекту К. А. Тона. (Проект собора был утвержден в 1844 г., строительство началось в 1845, с 1877 г. начались штукатурные работы, а затем и роспись стен, которая закончилась к 1887 г.). В Вознесенском Елецком соборе, возведенном архитектором А.С. Каминским по проекту К.А. Тона, только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. Верхний купол, паруса настенные росписи над иконостасом верхний ряд икон в самом иконостасе и центральный образ - «Распятие Христа» принадлежат кисти академика живописи Алексея Ивановича Корзухина. Остальные настенные росписи и иконы иконостаса выполнены К.В. Лебедевым. С Вознесенским собором связаны шесть лет работы. Лебедев заполнил два нижних яруса центрального, написал иконы для левого и правого иконостасов, расписал стены и столбы храмовой части собора.
Русская история периода XVI-XVII вв. вызывала особый интерес. Поэтому неслучайным был успех его картины «Боярская свадьба» (XVII век), демонстрировавшейся в 1884 г. на XII выставке передвижников. Первое большое историческое полотно К. В. Лебедева критика встретила неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». В. В. Стасов посчитал, что самое привлекательное в работе Лебедева - это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». Имя Лебедева становится известным. Его полотна заметили известные художники. В 1888 г. Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме В. М. Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».
Этой «большой вещью» стало историческое полотно «Уничтожение новгородского веча», продемонстрированная впервые в 1891 г. на XIX выставке передвижников. Следом, в 1894 г. была написана картина «Полонянник», навеянная историческим рассказом Н. Полевого «Русский полонянник» и посвященная трагическим событиям русской истории - монголо-татарскому игу. Постоянно художник обращался в своем творчестве к жанровым историческим сценам, не забывал о них: «Угощение шута» (1892), «Дурка» (1892), «В Московском приказе XVII в.» (1898), «Отдохнул» (1900), «К боярину с наветом» (1903).
Работая над историческим жанром, Клавдий Васильевич писал картины, посвященные отдельным историческим событиям и деятелям русской истории. За полотно «Смерть царя Федора Алексеевича» его удостоили звания академика (1897 г.). В начале XX в. появился цикл картин, посвященных Петровской эпохе: «Царевич Петр Алексеевич и дьяк Зотов» (1903), «Прощание царицы Н. К. Нарышкиной с братом Иваном перед тем, как выдать его стрельцам» (1908), «Петр I в Саардаме» (1908). Исторические работы К.В. Лебедева были литографированы и изданы в виде альбома в 1911 г.
Будучи членом Товарищества передвижных выставок с 1891, Клавдий Васильевич в избрании тематики своих картин не обошел стороной жанр. Создавая скромные по замыслу, по формальным приемам жанровые сцены, он смог достичь в них широкого обобщения. Таковы полотна «К сыну» (1894), «На родине» (1897), «Что-то случилось», «В церкви», «Иконописец» и др.
В 1897 за картину «Смерть царя Федора Алексеевича» был удостоен звания академика.1898-1908 Член Московского общества любителей художеств. Член Общества художников исторической живописи.
С 1890-1894 преподаватедь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем с 1894 по 1898 в Высшем художественном училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). С 1896 по 1898 гг. он был профессором натурного класса Высшего Художественного училища при Академии.С 1906 г. - Действительный член Академии художеств.
Умер Клавдий Васильевич Лебедев 21 сентября 1916 года. Незаконченной осталась его картина «Иван Грозный».
Источник - www.art-katalog.com
Перед Пасхой
Пляска 1900
Женщина на коленях. Эскиз
Подаяние
Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. 1903
Избрание Михаила Романова в 1613 году. 1912
Ассамблея при дворе Петра I
Иван Грозный в палатах
К боярину с наветом. 1904
К сыну. 1894
Девушка с бубном. 1897
Боярыня. 1904
Иван Грозный
Иван Грозный
Ночь на Ивана Купалу
Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889
Лжедмитрий I и Ксения Годунова
Освоение русскими новых земель. 1904
Проводы. 1910
Продажа крепостных с аукциона. 1910
Сострунка медведя в лесу. 1907
Старый холостяк
Царевна Несмеяна
Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи
Боярыня
Жадные
1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую»Из собрания иллюстраций журнала «Нива»
Репродукция из журнала Нива Картина Приятели
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Остроумова-Лебедева Анна Петровна Картины биография Ostroumova-Lebedeva Anna
Остроумова-Лебедева Анна Петровна — русский художник и график, живописец-акварелист, мастер пейзажа. Родилась в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье сенатора. В 1889-1892 годах обучалась искусству графики в классе Василия Васильевича Матэ в Училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица.
Адмиралтейство под снегом,1901, Цветная ксилография Диоскуры на Капитолийской площадив Риме, 1911, частное собрание Петербург, Мойка, 1912 Осень в Петрограде, 1916В 1892-1900 годах продолжила обучение в Петербургской Академии Художеств, ее преподавателями были Илья Ефимович Репин, Константин Аполлонович Савицкий и Павел Петрович Чистяков. В 1898-1899 Остроумова-Лебедева занималась в Париже в мастерской Джеймса Уистлера, и с этой же поры стала активно участвовать в деятельности нового художественного объединения «Мир искусства». Русское художественное объединение «Мир искусства» было создано Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители этого объединения отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику символизма, мирискусники часто уходили в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
На протяжении четверти века Остроумова-Лебедева вместе со своими единомышленниками Л.С. Бакстом, М.В. Добужинским, Е.Е. Лансере, К.А. Сомовым создавали живописные и графические произведения, которым были присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой художников «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.
Красные колонны,1922, Русский музей Летние сады,1929, Цветная ксилография Анна Петровна Остроумова-Лебедева, автор портрета Константин СомовПосле революции Остроумова-Лебедева преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, в 1934-1935 годах преподавала в Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде, создала ряд пронзительных графических образов блокадного города. После войны в 1946 году Остроумова-Лебедева была удостоена звания народного художника РСФСР. С 1949 года избрана действительным членом АХ СССР. Анна Петровна Остроумова-Лебедева положила начало возрождению русской оригинальной хромолитографии и цветной ксилографии, в акварели изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей, создавала пейзажи, органично включающие в композицию архитектурные строения. Скончалась Остроумова-Лебедева в 1955 году в Ленинграде.
smallbay.ru
Владимир Лебедев: художник и иллюстратор детских книг
— Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная…
Зачитанная почти до дыр детская книжка с картинками. На чудом уцелевшей обложке год издания — 1924… «Заяц, петух и лиса»…С этим чернильным пятном на одной из страниц, с этими карандашными каракулями на другой у меня не могут быть связаны никакие воспоминания, потому что это не моя книжка, да и родилась я почти на десять лет позже. Но я чувствую, что лицо мое неудержимо расползается в улыбке, что-то детское обступает и затягивает. Может быть, у меня была точно такая же книжка, ведь были же переиздания, а теперь, вглядываясь в эти строчки и рисунки, не сознанием, не памятью, а какими-то другими чувствами, я узнаю ту свою книжку, тот свой мир?
На каждой странице — одна или две строчки, напечатанные крупным шрифтом, все остальное занято рисунками. Они простые, быстрые, не затейливые, трудно их описать, определить, на что они похожи: на народный лубок не похожи, на примитивный детский рисунок, на стилизацию под детский рисунок не похожи, если сравнить с работами знаменитых художников, любивших изображать зверей,— ничего общего. А между тем от них не оторваться. Заяц доверчивый и простодушный, а у лисы глаза с поволокой, красавица, но близко лучше не подходить. А вот собаки на помощь зайцу прибежали: в сюртучках, круглых котелках, у одного через плечо охотничья сумка, у другого —рог на перевязи, то что называется «фу-ты ну-ты», но вот на другой странице улепетывают они от лисы — котелки свалились, сюртучки задрались, морды такие взъерошенные, смешные, да ведь это щенки, это только в котелках они казались взрослыми собаками. И все звери в книжке забавные и милые. Да, вот это, наверное, замечательно — не то, что у каждого свой характер (все, кто рисует зверей, обязательно какой-нибудь характер ему придумает), а то, что они забавные. Про маленьких мы говорим, что они забавные, вот и здесь —не звери, а детеныши звериные. И все они носятся по книге, как может носиться самая непоседливая детвора.
Наверное, сам художник, когда рисовал свою книжку, необычайно любил все детское. И я вспоминаю свое детство совсем не потому, что была у меня такая книжка, другие которые будут точно знать, что этой книжки у них не было, будут то же чувствовать. Да, по-видимому, все дело в таланте того, кто делал книжку. В таланте понять все детское.
На обложке фамилия — В. Лебедев
Что удалось узнать из биографии художника и иллюстратора Владимира Васильевича Лебедева? Родился он в 1891 году, окончил Академию художеств, в 27 лет стал профессором Петроградских свободно-художественных учебных мастерских, был создателем петроградских окон РОСТа, удачно выставлялся на многочисленных выставках. Считал ли его кто-нибудь чудаком? Никто из знавших его так не говорит. А между тем представьте себе Петроград 1918 года. С большим трудом Лебедев раздобывает литографский камень и с упоением, работая вручную, печатает книжку собственного сочинения. Называется эта книжка «Приключения Чуч-ло». Ну как же не чудачество? В напряженнейшие дни, когда решаются судьбы страны, проводить ночи в подвале за печатанием книжки о приключениях маленького индейца, рассказанных не взрослым, а малышом.
Текст воспроизводит неправильность детской речи и характерную интонацию малыша, а рисунки занимательно дополняют текст. Нет. Лебедев не был слепцом, не понимающим, что происходит вокруг, им владела страсть, он должен был создать нечто совершенно необходимое, потому что пришло время родиться книжке для самых маленьких.
Незадолго до этого вышел из печати сборник рассказов и сказок «Елка», составленный А. Бенуа и К. Чуковским под руководством М. Горького. Иллюстрировали этот сборник известные художники самых разных направлений: и Репин, и Пуни, и Чехонин, и Ю. Анненский. Вышло нечто пестрое, потому что многие из этих художников не задумывались, как надо работать для самых маленьких. Лебедев принимал участие о этом сборнике и, наверное, рассматривал его с чувством неудовлетворенности. Какой же должна быть книжка для самых маленьких?
«Просто яркость, пестрота еще недостаточны. Дети — чуткие наблюдатели, но способны на первых порах удовлетворяться эффектным — не нужно ограничивать их возможности. Холодные поучения не вызовут нужных эмоций, так же как излишняя гротескность и карикатурность. Книжка должна вызывать радостное ощущение, направлять игровое начало на деятельность ребенка и его желание побольше узнать». А вот главное: «Постараться по-настоящему подойти к интересам ребенка, как-то сжиться с его желаниями, вспомнить себя в детстве…»
Эти мысли были с такой четкостью сформулированы почти три десятилетия спустя, когда Лебедевым были сделаны десятки, сотни книжек для детей. А тогда, в 1918 году, он мудрил над каждой страницей книжечки с заманчивым и непонятным названием «Чуч-ло».
Когда в 1925 году Маршак возглавил отдел детской книги при Государственном издательстве, он пригласил Лебедева в качестве помощника и главного художника. В этом же году вышло сразу четыре книжки, сделанные совместно Маршаком и Лебедевым: «Цирк», «Мороженое», «О глупом мышонке», «Вчера и сегодня».
Владимир Васильевич Лебедев был замечательным художником и иллюстратором детских книг. Известны его графические серии, работы акварелью и маслом. Их смотришь с интересом, потому что они документальны. Острый глаз, пластическое чувство времени, мягкий юмор заставляют еще и еще раз возвращаться к ним. А все же жизнь этого художника, его творческое лицо определила его страсть и поразительная способность «вспомнить себя в детстве». Выносив образ детской книжки, он первый создал ее. Он был не иллюстратором, а творцом. Он воспитал, стал помощником и товарищем целой плеяды художников, работающих для самых маленьких: Пахомова, Конашевича, Курдова, Тырсы, Каневского… Можно сказать, он продолжает учить и тех, кто начинает сегодня.
Иллюстрации Лебедева к детским книгам
Г. Кусихина, по материалам журнала «Семья и школа», 1974 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Лебедев Клавдий Васильевич Картины биография Lebedev Klavdy
Лебедев Клавдий Васильевич — русский художник исторического и бытового жанра, живописец религиозной тематики. Родился в 1852 году в крестьянской семье. Обучение живописи проходил в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени.
Боярская свадьба, 1883,Третьяковская галерея Марфа Посадница. Уничтожениеновгородского веча, 1889, ГТГ В вагоне, 1893, Музей-усадьбахудожника Ярошенко, Кисловодск К сыну, 1894 год,Третьяковская галереяКлавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из "домашнего быта" княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.
С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго. В 1897 году Клавдий Лебедев был удостоен звания академика живописи, в 1906 году избран действительным членом Академии художеств.
Лебедев очень много работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с художником Алексеем Ивановичем Корзухиным Лебедев расписывал Вознесенский собор в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.
Приятели, 1895, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла постричь его в монахи, 1898, Национальный музей Беларуси Насильственный постриг, 1896,Музей музыкальной культуры, Москва Пляска, 1900, Государственныймузей Республики Казахстан, Алматы К боярину с наветом, 1904,Третьяковская галерея Ночь на Ивана Купалу,1900-е годыВ 1894-1898 годах преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в должности профессора натурного класса, с 1890 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В начале XX века Лебедев иллюстрировал Библию картинами по Священной истории Ветхого Завета. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация", "Нива". Участвовал в иллюстрации книги "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси". Был штатным художником издательства Ивана Дмитриевича Сытина. Лебедев Клавдий Васильевич скончался в 1916 году в Москве.
Освоение русскиминовых земель, 1904 Подъячий, 1912, Вязниковскийисторико-художественный музей Князь Игорь собирает даньс древлян в 945 году, 1903smallbay.ru