Картины Леонардо да Винчи «Благовещение» 1472 и 1475 гг. (описание). Картина благовещение
"Благовещение" Леонардо да Винчи - Православный журнал "Фома"
Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди. Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»
И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».
В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто. Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств. Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета. Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.
Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.
Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.
Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре. Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде. Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.
Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.
Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства. Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой. Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.
Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо. Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя. Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.
foma.ru
Благовещение в мировой живописи: картины известных художников
Кто из великих художников запечатлел лик Богородицы на своих холстах.
7 апреля православные христиане отмечают один из самых больших православных праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день архангел Гавриил сообщил деве Марии о том, что она станет матерью Иисуса Христа.
Библейские образы - одна из основ мирового искусства, а праздник Богодицы и сам ее образ - один из самых распространенных сюжетов. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. А Боттичелли, например, даже называют "рыцарем Богоматери".
Кисти каких еще художников принадлежат картины, изображающие таинство благовещения Пресвятой Богородицы.
Леонардо да Винчи "Благовещение/Annunciazione"
- 1472-1475 г.
- доска, масло. 98 × 217 см
Картина принадлежит кисти еще молодого Леонардо, когда он работал в рамках мастерской своего учителя Верроккьо
Композиция произведения проста и традиционна: на переднем плане изображен коленопреклоненный архангел Гавриил с белой лилией - символом непорочности Девы Марии - в левой руке. Правой же рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Деву Марию художник, согласно традиции, изображает с библией, которая помещена на мраморную подставку.
На заднем плане размещены резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.
С 1867 года и по настоящее время произведение хранится в музее Уффици.
|
Данте Габриэль Россетти "Благовещение/Ecce Ancilla Domini"
- 1850 г.
- холст, масло. 73 × 41,9 см
Картина была создана в 1850 году и в нем же была представлена на выставке Королевской Академии художеств. Картина была задумана как диптих, но вторая ее часть так и не увидела свет.
Любопытно, что картинка подверглась нападкам из-за того, что Россетти сильно отступил от христианского канона. Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). также мастер использовал нетрадиционную цветовую гамму: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы принято считать голубой.
|
Тициан "Благовещение/Annunciazione"
- 1565 г.
- холст, масло. 410 × 240 см
Картина написана Тицианом как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви Сан-Сальвадор в Венеции.
На произведении архангел Гавриил сообщает Марии благую весть о том, что ей предстоит непорочно зачать Иисуса Христа. Гавриил слегка касается ногами земли, одно крыло поднято, руки перекрещены как знак покорности Богу.
|
Гвидо ди Пьетро (Фра Беато Анжелико) "Благовещение/Annunciazione"
- 1426 г.
- дерево, темпера. 194 × 194 см
Картина была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле, вблизи Флоренции. "Благовещение" представляет собой алтарный образ в резной позолоченной раме в рост человека. Написана была темперой на деревянной доске. Центральная часть картины изображает собственную сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из ее жизни.
В настоящее время картина находится в экспозиции Прадо.
|
Эль Греко "Благовещение"
- 1596-1600 гг.
- холст, масло, 114 x 66 см
Картина испанского живописца Эль Греко "Благовещение", была написана в 1596-1600 годах. Сейчас картина находится в Музее изящных искусств в Бильбао.
|
Сандро Боттичелли "Благовещение"
Боттичелли написал несколько произведений на тему "благовещения" в разные годы.
В картине "Благовещение" 1485 года из музея Метрополитен сильное впечатление производит ощущение глубины композиции, которого достиг мастер. Дева Мария и Ангел, в практически зеркальном отображении, разделены рядом колонн в центре сцены, но их объединяют лучи божественного света, льющегося вдоль крыльев склоненного ангела к Марии. В этом произведении уже видна рука зрелого мастера - и в сложности композиции, и в его лиричном настрое, и в прозрачности красок.
|
Более поздняя картина "Благовещение", ее также называют "Благовещение Кестелло", написана в 1489 году. Ее заказал художнику Франческо Гуарди для церкви флорентийского женского монастыря Кестелло. В этот раз художник вносит в сцену непривычную смятенность: ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачное, как стекло, едва видимое покрывало. В центре композиции - две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли.
Сейчас картина находится в флорентийской галерее Уффици.
|
Василий Суриков "Благовещение"
Эта картина стала последней большой работой живописца. Она не так известна, как другие его произведения.
"Благовещение" была представлена на XII выставке Союза русских художников в 1914–1915 году. Однако картина не оправдала ожиданий коллег и критиков, от именитого художника надеялись получить гораздо большего. Сейчас картина находится в художественном музее им. В. И. Сурикова в Красноярске.
|
Владимир Боровиковский "Благовещение"
Художник чаще воспринимается как мастер портрета. Однако, создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни художник работал лишь над духовными сюжетами. Он учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга.
|
В своей картине "Благовещение" автор тонко чувствует форму, стремится передать прекрасный, внутренне чистый мир персонажей. Трепетный образ Девы Марии, изображенный Владимиром Боровиковским, вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: "Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…"
kp.ua
картины и иконы « Александро-Невский храм
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля.
К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ
В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.
Благовещение. XIV век. Охрид
Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».
Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?
Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.
Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».
Благовещение. Армянская рукопись
Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?»
Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
Синайская икона
Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
И Архангел Гавриил отошел от Нее.
Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311
Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.
Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий
Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Благовещение. Симоне Мартини
Благовещение. Франческо Албани
Благовещение. Бальдоовинетти
Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие
София Киевская, ок. 1040
Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30
Благовещение. Фра Филиппо Липпи
Благовещение 14 в.
Благовещение. Пинтуриччино
Благовещение. Андрей Рублев. 1408
Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432
Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472
Благовещение. Царские врата 15-16 в.
Благовещение. Ангелико Валдарно
Благовещение. Паоло Вернезе 1560
Благовещение. Царские врата 1620, Поганово
Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655
Джованни Батиста Питони, 1758
Шнорр фон Карольсфельд, 1818
Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876
Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896
Благовещение. Данте Габриэль Россетти
Благовещение Джон Кольер
Благовещение. Роман Николайчук
Благовещение. Михаил Нестеров
Благовещение
Благовещение
Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей
Благовещение. А. Иванов
Благовещение. Индейский образ. He Qui
Благовещение. Григорий Гагарин
Благовещение. Египетская икона
Благовещение. Китайская икона
Благовещение. Индийская икона. 18 век
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Болгарская икона
Источник: http://www.pravmir.ru/blagoveshhenie-kartiny-i-ikony/#ixzz2y7vHmtzn
hram-nevsky-kruf.cerkov.ru
Благовещение.И. Я. Вишняков и др. 1756 г.Из Троице-Петровского собораГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Благовещенье.Иконы из царских врат Казанского собора.В. Л. Боровиковский. 1804 г. Прессованный картон, масло, диаметр 73,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1824 г. Дерево, масло, до 177x60.Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение.В. Л. Боровиковский. 1825 г.Из собр. Г. МамаеваГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Благовещение
К картине Боровиковского
Кто сей юный? В ризе светаОн небесно возблисталИ, сияющий, предсталКроткой Деве Назарета:
Дышит радостью чело,Веют благовестью речи,Кудри сыплются на плечи,За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейныйОсеняет ясный лик,Долу взор благоговейныйПод ресницами поник;
Скрещены на персех руки,В персех сдержан тихий вздох,Робкий слух приемлет звуки:«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый –Искупления глашатай,Ангел, вестник торжества,Вестник тайны воплощения,
А пред ним – полна смиренья –Дева, Матерь Божества.
Владимир Бенедиктов1856
***
Благовещение. А. А. Иванов. 1850 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Благовещение. Копия с картины С. Мартини. А.А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбома
Благовещение (по Матфею). Композиция росписи стены.А. А. Иванов. 1850-е
***
Благовещение.Яков Федорович Капков (1816-1854). 1852 г. Холст, масло. 117x97,5.Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Благовещение.Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собораМ. В. Нестеров. 1892 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 30,4х43Государственная Третьяковская галерея
Дева Мария (левая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24 x 15 см Архангел Гавриил (правая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24x 16. Эскиз росписи Царских врат церкви Покрова БогородицыГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15150 http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15149
Архангел Гавриил. Из диптиха "Благовещение"Михаил Васильевич Нестеров. Холст, маслоЧастное собраниеhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15082
Дева Мария. Из диптиха «Благовещение».Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло.Частное собрание
Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30.Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15081
Дева Мария. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30x30. Из диптиха "Благовещение"Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Павловск"http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15080
Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 38x12.Эс
www.ippo.ru
Описание картины Леонардо да Винчи «Благовещение»
Достаточно долгое время длились споры по поводу авторства этой картины. Некоторые эксперты полагали, что «Благовещение» было написано Гирландайо, а другие считали что картина принадлежит кисти молодого Леонардо Да Винчи. Однако, спустя некоторое время, ученые все же пришли к тому, что «Благовещение» относится к раннему творчеству Да Винчи.
На самом деле, многие детали этого произведения характерны для творчества великого художник – тщательно прорисованные выразительные руки Девы Марии, выполненные с особой точностью, лицо архангела Гавриила, которое соответствует лицу ангела в «Крещении Христа» и пейзаж на заднем плане, который часто изображает Леонардо – все это характерно для картин великого художника.
Стоит отметить, что неизвестный автор зачем-то дорисовывал крылья архангела Гавриила, который принес добрую весть. Были найдены записи Да Винчи, в которых говорилось, что крылья ангела он срисовывал с птиц, поэтому изначально они были гораздо изящнее и пропорциональны фигуре Гавриила. После изменений неизвестного художника, крылья стали выглядеть более громоздкими и несколько гротескно.
Особенности творчества великого художника видны и тщательно прорисованных складках одежды Девы Марии и архангела Гавриила. Найденные эскизы художника свидетельствуют о том, что Леонардо старательно учился этому мастерству.
Отдельного внимания заслуживает пейзаж картины, который виден на заднем фоне. В целом, Леонардо придавал большое значение природе, так как он родился и жил в живописных местах. Поэтому живописные пейзажи всегда находили свое место в картинах художника, пусть даже и на заднем плане, зато отчетливо и красочно изображены. Кстати, Леонардо Да Винчи одним из первых изобразил эту библейскую сцену не в закрытом помещении, а на фоне природы.
opisanie-kartin.com
Картины Леонардо да Винчи «Благовещение» 1472 и 1475 гг. (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472 г. Галерея Уффици, Флоренция |
Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых представлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.
Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображённых персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на колени, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то известие, ради которого он оказался на этом цветущем ковре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дуновения ветерка.
Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мраморной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Божественного послания Мария поднимает руку.
Известно, что эту картину дорабатывали другие художники, но, несомненно, в ней открывается блестящее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!
От величественности и парадности первого «Благовещения» Леонардо уходит в другой картине, созданной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказывается от лишних, чересчур пышных архитектурных деталей. Ничто, по его замыслу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький столик с раскрытой книгой. Вот и всё убранство бедного жилища. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1475 г. Лувр, Париж |
Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сложенными на груди руками. Склонив голову, она с благоговением выслушивает слова архангела. Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки. Иначе представлен и архангел Гавриил: его поза более непринуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.
Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величественных гор с белыми вершинами. Он изображает обычный сад с низкими деревьями, в глубине которого просматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тёмные, дымчатые вершины гор.
На этой странице материал по темам:В чем различие картин да винчи анджелико и боттичелли благовещение.
Две картины да винчи благовещение
Леонардо да винчи благовещение в 1472 и 1475 в чем сходства и различия
Третье колено марии на картине благовещение
Явление гавриила марии да винчи
Сравните произведения итальянских художников эпохи Возрождения — Фра Беато Анджелико и Леонардо да Винчи — на сюжет Благовещения. Какое из этих произведений произвело на вас наиболее сильное впечатление?
worldofschool.ru
Детям об искусстве. Картина "Благовещение", Фра Анджелико
автор текста: Надежда Азарова для портала Осинка.ру
В прошлых статьях мы познакомились с важными моментами, которые надо учитывать, вводя ребенка в мир искусства. А теперь переходим к непосредственному знакомству с картинами. В этой публикации мы отправляемся в музей Прадо в Испании, где познакомимся с картиной "Благовещение", написанной художником Фра Анджелико, и теми вопросами, которые возникают у детей при взгляде на нее.
Детям об искусстве. Картина "Благовещение", Фра Анджелико.
В прошлых статьях мы познакомились с важными моментами, которые надо учитывать, вводя ребенка в мир искусства. А теперь переходим к непосредственному знакомству с картинами. Рассказ о каждой картине Франсуаза строит в виде вопросов (которые могут возникнуть и у взрослого, и у ребенка) и ответов (которые могут удовлетворить любопытство). Эти вопросы не только помогают глубже понять произведение, но могут и подсказать другие вопросы, собственные, в поисках ответов на которые можно незаметно увлечься искусством.
Самым маленьким обычно интересно определить, что именно изображено на картине - как бы разобрать ее на "запчасти", не пытаясь осознать всю картину целиком. Вопросы детей 8-10 лет становятся сложнее, им уже интересно размышлять и искать толкование картины. Дети старшего возраста начинают интересоваться мотивацией художника, историческим значением полотна. У живописи появляется контекст - связь с внешним миром.
В этой публикации мы отправляемся в музей Прадо в Испании, где познакомимся с картиной "Благовещение", написанной художником Фра Анджелико, и теми вопросами, которые возникают у детей при взгляде на нее. Вопросы идут последовательно: сначала те, которые задают малыши 5-7 лет, потом вопросы детей 8-10 лет, и наконец последняя связка вопросов призвана удовлетворить любопытство детей постарше.
"Благовещение", Фра Анджелико, 1430-1432 г.
Благовещение 1430-1432. Дерево, темпера. 194 х 194 см Музей Прадо, Мадрид, Испания Фра Анджелико (Гвидо ди Пьетро, Фра Джованни да Фьезоле) Ок. 1400, Виккьо ди Муджелло, Тоскана - 1455, Рим
от 5 до 7
Ангел склоняется перед юной девушкой
Архангел Гавриил явился Деве Марии возвестить ей о том, что скоро у нее родится сын. Ангел говорит ей, что это будет сын Божий и что имя ему будет Иисус. Он с почтением склоняется перед Марией, сложив руки на груди, а она, сидя со скрещенными руками, тоже отвечает ему поклоном. Эта сцена описана в Евангелии от Луки и называется "Благовещение" ("благая весть").
Почему Мария не удивляется, увидев ангела?
На самом деле ангела видим только мы. Художник изобразил его, чтобы сделать сцену понятнее. Мария его не видит, она только слышит его голос. Конечно, она могла бы выглядеть удивленной и даже испуганной. Некоторые художники рисовали ее именно так, но Фра Анджелико решил подчеркнуть спокойствие Марии. Она внимательно слушает ангела и принимает его слова с глубоким смирением.
Что за люди слева в саду?
Это Адам и Ева. Картина рассказывает две истории сразу: "Благовещение" и "Изгнание Адама и Евы из рая" (Ветхий Завет). Первые люди были изгнаны из рая за то, что ослушались Бога и вкусили плод от Древа познания добра и зла. Над ними парит ангел в розовом; он смотрит, как они удаляются.
И у ангела, и у Марии розовые одежды и светлые волосы
Так художник показывает, что Мария и ангел находятся в согласии и полностью понимают друг друга. Их волосы золотятся на солнце, их одежды похожи по цвету. Щеки у них тоже розовые. Это очень нежный цвет, нежный, как кожа младенца, который скоро родится.
Плащ Марии и потолок над ней одинакового темно-синего цвета
Это не просто потолок: он скругляется кверху и образует темно-синий свод. Свод усеян золотыми звездочками и символизирует небо (отсюда выражение "небесный свод"). Мария находится на земле, но ее окружает Божественный свет. Изогнутые линии свода над Марией перекликаются со складками ее плаща.
от 8 до 10
Останется ли ангел у Марии?
Нет, он явился только для того, чтобы сообщить ей благую весть. Он не входит в дом и стоит на пороге, как гость, который не хочет никого беспокоить. Кончики его крыльев и правая нога остаются за колонной: он как бы между двух миров. Ангел - существо небесное и на землю наведывается всего на несколько секунд.
Уста ангела закрыты - не видно, чтобы он говорил
Дело в том, что Мария понимает его сердцем. Архангел Гавриил послан Богом; он приветствует Марию словами, но обращается непосредственно к ее душе.
Почему через картину проходит луч солнца?
Этот луч символизирует Слово Божие. Он пронизывает пространство, словно лазерный луч. На картине изображен тот момент, когда Слово Божие, достигнув Марии, дает начало ее будущему младенцу.
Где все это происходит?
Само событие происходит в доме Марии, но то, что мы видим на картине, явно не похоже на ее жилище в Назарете, в Палестине. Художник изобразил красивый, благородных пропорций дом, напоминающий итальянские постройки XV века - того времени, когда жил и работал он сам. Интерьер выполняет роль театральной декорации. Он нужен для того, чтобы подчеркнуть "расстановку сил" в этой сцене: Мария находится внутри дома, ангел прилетает извне.
На заднем плане видна еще одна комната
Это помогает представить себе, как выглядят остальные помещения. Фра Анджелико подчеркивает скромность обстановки: простая деревянная мебель, освещенная солнцем скамья. На картине только часть комнаты, остального не видно. Может быть, это сделано намеренно: художник намекает на какую-то тайну. Хотя картина посвящена определенному евангельскому эпизоду, невозможно понять до конца его глубокий смысл.
Что за птичка сидит на железной перекладине?
Белогрудая черная птичка - это ласточка. Ее присутствие указывает на время действия. Ласточки проводят зиму в жарких странах и возвращаются на родину весной - значит, весна уже наступила. Согласно христианскому (западному) календарю, Благовещение приходится на 25 марта, за девять месяцев до Рождества (25 декабря).
Почему в луче света над головой ангела мы видим белую птицу?
Это голубь; так изображается Дух Святой. Голубь показывает, что весть, принесенная архангелом Гавриилом, идет от Бога. В то время как ласточка обозначает точное время года, голубь символизирует идею вечности.
Присутствует ли в картине Бог?
Да, он изображен дважды. В круглом рельефе между арками мы видим его лик, чуть повернутый в сторону архангела. А в левой верхней части картины можно разглядеть его руки в сияющем круге, как бы напутствующие Божьего посланца - архангела.
от 11 до 13 и старше
Что изображено на маленьких картинках внизу?
Ряд таких картинок в нижней части алтаря называют пределлой. На них изображены сцены из жизни Девы Марии: ее рождение, обручение, встреча Марии и Елизаветы (Мария навещает свою родственницу, которая, как и она, ожидает рождения сына - будущего Иоанна Крестителя; ее муж, священник Захария, тоже получил благовестие от архангела), поклонение волхвов, отрок Иисус в храме, успение Богоматери. Интересно, что сохранилась первоначальная рама этой старинной алтарной картины: такое бывает очень редко.
Почему у Марии на коленях книга?
Похоже, что Мария, отложив книгу, прервала чтение. С исторической точки зрения это неверно. Скорее всего, она не умела читать; к тому же книг в то время не было - тексты записывались на длинных свитках. Показывая Марию с книгой, художник напоминает нам, что в Библии пророк Исаия предсказал рождение Мессии - Спасителя человечества. Для христиан - это младенец Иисус. Книга тем самым символизирует связь между ветхозаветным пророчеством и Благовещением.
Почему в картине, посвященной Благовещению, присутствуют Адам и Ева?
Действительно, две эти темы не совпадают ни во времени, ни в пространстве, однако их объединяет смысл. Адам и Ева символизируют первородный грех и неповиновение Богу, Мария же, напротив, воплощает собой идею покорности воле Божьей. Сближение обеих тем придает особую значительность моменту, с которого начинается история Иисуса, призванного искупить людские грехи. Левая и правая части показывают противоположные действия: Адам и Ева, изгнанные из рая, вот-вот покинут пространство картины, в то время как на другой стороне, в залитом солнцем пространстве, Марии является ангел. Другими словами, слева что-то теряется, справа приобретается.
Почему Фра Анджелико так старательно воспроизводит архитектуру?
Потому что архитектура вообще символизирует идею построения, создания чего-то нового. Смысл картины проясняется благодаря архитектурным деталям. Двойная арка повторяет очертания буквы М - начальной буквы имени Марии. Сама Мария сравнивается с храмом: ее тело - священное пространство, в котором вырастет младенец Иисус. Мы становимся свидетелями момента, когда эта история начинается. На мраморном полу у ног Марии сливаются цвета неба, солнца и природы - голубой, желтый, зеленый… И кажется, что с прилетом ангела все эти цвета сдувает, словно ветром, в сторону Марии. Божественная воля вдохнула в нее новую жизнь.
В следующей публикации мы познакомимся с картиной "Рождение Венеры" от Боттичелли.
club.osinka.ru