Сюжет «Благовещение»: картины и иконы русских художников. Благовещение картина
картина Леонардо да Винчи: два шедевра мастера
«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренессанса этот сюжет был запечатлён на полотнах великих мастеров бесчисленное количество раз. Тем не менее ни одно из них не привлекает столько внимания исследователей и почитателей живописи со всего мира, как шедевр Леонардо.
Винчи, «Благовещение»: описание картины и другие истории
Имя Леонардо да Винчи хотя бы раз в жизни слышал даже тот, кому чувство прекрасного глубоко чуждо. Однако нередко и знатоки искусства спотыкаются о тот факт, что, по сути, великий гений не имел фамилии в общепринятом понимании.
Леонардо из Винчи – так переводится дословно имя художника. Из этого небольшого городка в Тоскане началось его восхождение к вершинам живописного мастерства.
Четырнадцатилетним подростком Леонардо поступает в мастерскую флорентийского живописца Андреа Верроккьо. Всего через шесть лет он напишет своё первое «Благовещение».
Картина Леонардо да Винчи написана в 1472-1475 годах. В ней ещё сохраняются черты искусства Раннего Возрождения. Молодой художник оставляет традиционную композицию, статичную и выверенную. Архитектурные детали и предметы интерьера строгих геометрических форм прописаны в чётком соответствии с законами линейной перспективы.
Фигуры архангела и Девы Марии условно делят удлинённый горизонтальный формат работы на две части. В одной архангел Гавриил на фоне декоративного застывшего пейзажа символизирует мир небесный. В другой – Мария на пороге дома. Она принадлежит ещё миру земному. В соответствии с канонами образа художник изображает её величественно восседающей перед Библией, раскрытой на изящной мраморной подставке.
От традиции к собственной манере
Ранняя работа юного живописца ещё полна традиционных штампов, и тем не менее в ней проявляется неповторимая манера письма Леонардо, которая будет отличать его последующие шедевры. Всю силу таланта 21-летнего художника в полной мере демонстрирует первое «Благовещение».
Картина Леонардо да Винчи ещё полна застывшей, неестественной красоты. Декоративные детали наполняют её, подчёркивая величие момента. И в то же время библейские образы лишены пафоса.
Фигура архангела застыла в движении, он протягивает руку в характерном жесте, в другой держит стебель белой лилии как символ чистоты и невинности Девы Марии. Он изображён вполне осязаемым, в плотных одеждах с тяжёлыми складками, под ногами его примятая трава. Он соразмерен и фигуре пока ещё земной Марии, и пейзажу, и всему земному окружению.
Образ Марии также лишён иконичной величественности. Она ещё, как королева, восседает на своей скамье-троне, подняв голову и спокойно глядя на вестника. Тем не менее это уже земная юная девушка. В знак принятия вести она изящно поднимает руку.
«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи? Интересные факты
Долгое время вокруг картины не утихали баталии специалистов. Многие были склонны считать её произведением Гирландайо, а не молодого Леонардо.
Картина подвергалась позднейшему вмешательству, что ещё больше затруднило атрибуцию. Неизвестный автор значительно увеличил крылья архангела, сделав их гротескно большими. Сохранившиеся дневники и эскизы художника говорят о том, что он срисовывал их с птичьих, и, вероятнее всего, в первоначальном варианте они были значительно скромнее.
Тем не менее, несмотря на дописанные фрагменты, многие детали, без сомнения, указывают на руку художника: узнаваемый туманный скалистый пейзаж на заднем плане, лицо архангела, напоминающее первого ангела, написанного Леонардо на картине своего учителя, выразительные, с анатомической точностью переданные руки, золотистые локоны и тяжёлые драпировки по фигуре. Все эти особенности, несомненно, свидетельствуют о том, что «Благовещение» – картина Леонардо да Винчи.
Вторая Дева Мария
Спустя два года Леонардо пишет ещё одну работу на этот же сюжет. Сегодня эта небольшая доска хранится в коллекции Лувра. Несмотря на сходство композиции, вторая картина отличается большей камерностью, интимностью изображения. В ней уже в полной мере раскрываются особенности уникальной живописной манеры Леонардо.
Нами рассмотрено полотно «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи. Фото позволяют сравнить образ Девы Марии с первой и второй картины и увидеть, какие новые черты он приобрёл.
fb.ru
картины и иконы русских художников
Как известно, многие библейские сюжеты нашли свое отражение в мировом искусстве. В большой степени это относится к сценам из Нового Завета. Например, широкое распространение приобрела в мировом искусстве тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом мы можем встретить во всех христианских странах.
Кратко рассмотрим эти произведения относительно русского искусства.
Древний сюжет иконы
Иконы с темой «Благовещения» появились в русском искусстве в христианскую эпоху. Однако сначала они принадлежали кисти византийских мастеров.
Только гораздо позже стали создаваться оригинальные русские сюжеты.
Можно рассмотреть икону, принадлежащую кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1408 году. На золотистом фоне изображено две фигуры: Богородица в красных одеждах и ангел, протягивающий к ней руки.
Общий тон иконы нежный и волнующий. Богородица склоняет голову в знак покорности Божественной воли. Ангел прекрасен и невозмутим. Его Лик полон божественного спокойствия и глубины веры.
Собственно говоря, в этом художественном воплощении библейского сюжета есть уже все то, что будет поражать воображение потомков великого иконописца: само Благовещение, картина мирной и тихой жизни Марии, чудесное явление к ней посланника Бога.
Ненаписанная картина А. Иванова
Знаменитый русский художник Александр Иванов любил писать свои произведения на религиозные темы. Однако не все свои полотна мастер успел завершить.
Это относится и к его работе под названием «Благовещение», картины, которая дошла до наших дней только в виде набросков.
К слову сказать, Иванов во многом следует русской иконописной традиции. Фон полотна, который выбирает художник, также золотистый, правда, видны мягкие тени греческих колонн. В центре полотна – фигура Богородицы в традиционных для нее одеждах. Фигура Богоматери вся окружена сиянием, которое исходит из рядом стоящего ангела, облаченного в белые одежды.
Ангел благословляет прекрасную Марию, которая тихо опускает голову в знак своей покорности воле Божьей.
Картина легкая и воздушная, написанная с помощью полутеней. Жалко, что это полотно в своей целостности так и не было представлено на суд зрителей.
Творение Нестерова
Михаил Нестеров также внес свой значительный вклад в развитие русского искусства. Интересовала художника и тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом есть в творчестве этого русского живописца.
Рассмотрим одно из самых известных полотен.
На картине присутствует две фигуры: Ангел, пришедший объявить Марии благую весть, и сама Богородица.
Богоматерь одета в синие и белые одежды, ее лицо прекрасно, глаза полузакрыты, казалось бы, юная Мария полностью погружена в размышления о прочитанном (в руках она держит книгу).
К ней с небес спускается ангел в белых одеждах с мощными крыльями и несет в руках прекрасную лилию в знак ее избранности Богом.
Сама картина погружает зрителей в атмосферу чистоты и таинственности всего происходящего.
«Благовещение»: картины современных художников: особенности сюжета
И, наконец, рассмотрим еще одно произведение, посвященное этому известному библейскому сюжету.
Эта картина была написана совсем недавно - в 2005 году. Принадлежит она перу современного русского художника Андрея Шишкина.
Интересно, что автор как бы совмещает классическую живопись и традиции русской иконописи.
Перед нами сидящая Богородица Мария, читающая книгу. Сверху к ней приближается ангел и протягивает ей лилию. Лик ангела юн и спокоен, Мария несколько удивлена. С ее головы чуть спадает накинутый белый платок, который гармонирует с ее голубым одеянием.
Сама картина погружает зрителей в атмосферу красоты и величия библейского сюжета.
Таким образом, яркое воплощение в русском искусстве нашла тема «Благовещение». Картины русских художников, посвященные ее воплощению, без труда можно увидеть во многих музеях нашей страны.
Этим произведениям свойственна определенная преемственность. Все они воплощают сюжет, который передавала зрителям русская икона: образ Марии и ангела, общий светлый настрой происходящего действия.
Поэтому сама тема «Благовещение», картины художников, написанные за этим сюжетом, входят в сокровищницу русского живописного искусства.
fb.ru
Благовещение Пресвятой Богородицы: картины и иконы
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля
В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.
Благовещение. XIV век. Охрид
Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: “радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией – даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами”.
Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?
Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.
Ангел же продолжал говорить Ей: “не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца”.
Благовещение. Армянская рукопись
Мария в недоумении спросила Ангела: “как это будет, когда Я мужа не знаю?”
Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”.
Синайская икона
Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.
И Архангел Гавриил отошел от Нее.
Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311
Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православною Церковью 25-го марта (7 апр. н. ст.). Праздник благовещения один из самых великих праздников.
Собор Рождества Богоматери, 1502, Дионисий
Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Благовещение. Симоне Мартини
Благовещение. Франческо Албани
Благовещение. Бальдоовинетти
Благовещение. 13 в. Армянское Евангелие
София Киевская, ок. 1040
Благовещение. Кампин Мероде Мидден, 1425-30
Благовещение. Фра Филиппо Липпи
Благовещение 14 в.
Благовещение. Пинтуриччино
Благовещение. Андрей Рублев. 1408
Благовещение. Фра Беато Анджелико. 1432
Благовещение. Леонардо да Винчи, 1472
Благовещение. Царские врата 15-16 в.
Благовещение. Ангелико Валдарно
Благовещение. Паоло Вернезе 1560
Благовещение. Царские врата 1620, Поганово
Благовещение. Бартоломео Мурильо, 1655
Джованни Батиста Питони, 1758
Шнорр фон Карольсфельд, 1818
Благовещение. Бёрн-Джонс, 1876
Благовещение. Генри Оссава Танеер, 1896
Благовещение. Данте Габриэль Россетти
Благовещение Джон Кольер
Благовещение. Роман Николайчук
Благовещение. Михаил Нестеров
Благовещение
Благовещение
Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей
Благовещение. А. Иванов
Благовещение. Индейский образ. He Qui
Благовещение. Григорий Гагарин
Благовещение. Египетская икона
Благовещение. Китайская икона
Благовещение. Индийская икона. 18 век
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Коптская икона
Благовещение. Болгарская икона
Читайте также:
www.pravmir.ru
история создания, описание картины, репродукция
Картины Леонардо да Винчи уже несколько столетий с завидной регулярностью становятся предметом споров ученых из самых разных областей, художественных критиков и искусствоведов. В случае с живописными работами художника чаще всего под сомнение ставилось их авторство: поскольку Леонардо свои произведения не подписывал, здесь можно ориентироваться только на его личные дневники с набросками и свидетельства современников. По поводу картины да Винчи «Благовещение» исследователи так и не пришли к единому мнению: одни утверждают, что работа была написана самим Леонардо от первого до последнего мазка, другие уверены, что у художника был соавтор. После многочисленных исследований были обнаружены детали, которые могут подтвердить как первую, так и вторую версию.Кто мог быть соавтором «Благовещения»?
Работа была обнаружена только в 1867 году в монастыре Сан Бартоломео а Монтеоливето и перевезена в Галерею Уффици. На тот момент ее автором считался Доменико Гирландайо, но уже спустя два года картина была атрибутирована Леонардо благодаря изучению дневников художника и сравнению деталей «Благовещения» с набросками.В пользу версии о том, что картина была написана да Винчи самостоятельно, свидетельствуют скрупулезно прописанный, окутанный дымкой пейзаж на заднем плане и традиционная для художника анатомическая точность. К примеру, крылья Гавриила Леонардо скопировал с реальных птичьих крыльев, об этом он пишет в одном из своих дневников. Однако некий неустановленный «ретушер», по всей видимости, счел эти крылья недостаточно внушительными для Божьего посланника и довольно грубо удлинил их. Стоит обратить внимание и на лица героев картины. Лицо архангела Гавриила похоже на того ангела, которого да Винчи написал в углу «Крещения Христа» - работы своего учителя Вероккьо, а лик Девы Марии – на знаменитую «Мадонну с гвоздикой», написанную да Винчи несколькими годами позже.
При этом некоторые исследователи придерживаются мнения, что «Благовещение» было написано Леонардо вместе с его учителем. Они считают, что, как и в случае с «Крещением Христа», большая часть картины была создана Андреа дель Вероккьо, а молодому ученику мастер поручил написать пейзаж на заднем плане и фигуру архангела. Одно из рентгенографических исследований показало, что часть работы, предположительно выполненная Вероккьо, была написана довольно крупными, тяжелыми мазками, а использованные им краски содержали свинец. Что же касается ангела и пейзажа, то здесь слои краски более тонкие, мазки очень легкие, выполненные красками без содержания свинца. Складки одежды Марии выглядят традиционно для Вероккьо тяжелыми и неподвижными, будто бы вытесанными из камня. Еще одним из аргументов сторонников теории о соавторстве является саркофаг, стоящий между Марией и архангелом. Это копия саркофага Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо, изготовленного Андреа Вероккьо. Впрочем, вполне возможно, что саркофаг изобразил сам Леонардо, как дань уважения учителю.
Существует еще одна версия «Благовещения», написанная несколькими годами позднее и хранящаяся в Лувре, которая на данный момент считается работой Леонардо. Однако эта картина гораздо более спорная. Многие исследователи склонны считать ее автором Лоренцо ди Креди. Сохранились документальные свидетельства того, что эта небольшая панель с библейской сценой была частью алтаря собора Пистойи. Большую часть работы выполнил Вероккьо, а «Благовещение» он поручил ди Креди, одному из своих учеников. Картины Леонардо неоднократно приписывались ди Креди, как и наоборот, поскольку они обучались и работали у Вероккьо в одно время. Как бы там ни было, сейчас автором луврского «Благовещения» признан да Винчи.
Благовещение в живописи
Иконописные и живописные традиции изображения Благовещения формировались практически с самого начала существования христианства. Одной из самых первых работ, запечатлевших эту знаменитую библейскую сцену, считается фреска из римской катакомбы Присциллы III века. По большей части, каноны и правила здесь сложились за много веков до появления Леонардо да Винчи на свет. На момент написания «Благовещения» художнику исполнилось всего лишь около 20 лет, он еще не прославился в качестве экспериментатора и новатора, и здесь тоже не пошел наперекор традициям.Приблизительно в V веке сформировался канон, согласно которому Мария изображалась в правой части полотна, а архангел Гавриил – в левой. Детали же зависели по большей части от того, какой текст с описанием сцены Благовещения брал за основу тот или иной художник. К примеру, в Евангелии от Луки встреча Марии с ангелом, принесшим Благую весть, описывается довольно коротко и скупо. При этом существует множество апокрифических текстов, в которых эта сцена расписана гораздо более подробно. Многие живописцы в своих работах опирались на Протоевангелие от Иакова, написанное в середине II века, согласно которому Гавриил приходил к Марии дважды: сначала у источника (или колодца) с водой, а затем в тот момент, когда она пряла нити для пурпурной завесы Иерусалимского храма. Поэтому на многих картинах Богоматерь изображена рядом с источником либо с веретеном в руках. Согласно же другим апокрифам, в момент появления архангела Мария читала книгу пророка Исайи, в которой предсказывался приход Мессии. Поэтому художники, в том числе и да Винчи, также часто писали ее с книгой в руках или на подставке.
Обычно Дева Мария изображалась не на открытом пространстве. Но зачастую назвать окружающую ее обстановку домашней сложно. Эти интерьеры больше напоминают дворец или храм, а виднеющиеся из окон пейзажи скорее похожи на сказочные, чем на реальные. С наступлением эпохи Возрождения живописцы стали добавлять в свои картины больше пространства и воздуха, коснулось это и работ, изображающих Благовещение: Богородицу и архангела Гавриила переселили из комнат на балконы и открытые галереи.Существует еще несколько деталей, отличающих большинство картин, посвященных теме Благовещения. На некоторых из них, например, источник, у которого Мария впервые встречает ангела, трансформируется в фонтан или сосуд с водой. На многих полотнах Гавриил держит в руках ветвь белых лилий, символизирующих чистоту и непорочность Марии, иногда эти цветы изображаются в центре между фигурами. В случае с картиной да Винчи лилия служит еще и символом Флоренции. В некоторых работах лилии заменяет оливковая ветвь.
Точка зрения
Долгое время большинство ученых и художественных критиков считали, что некоторые детали «Благовещения» выдают неопытность Леонардо, который писал эту картину в возрасте около 20 лет. Считается, что на тот момент да Винчи только учился работать с композицией и перспективой, поэтому допустил ряд заметных ошибок. К примеру, правая рука Девы Марии выглядит неестественно длинной, к тому же она изображена так, что кажется ближе к зрителю, чем вся фигура женщины. Стена справа от Богородицы слишком длинная, а светильник, стоящий на саркофаге, расположен чересчур далеко.Однако одно из недавних исследований показало, что все эти «огрехи» волшебным образом исправляются, стоит только зрителю встать на правильную точку относительно картины. Ученые предположили, что, работая над «Благовещением» художник знал: потенциальные зрители не будут стоять прямо перед картиной, а будут смотреть на нее справа и немного снизу. Вероятно, в том месте, где планировалось повесить работу, она занимала такое место, в котором смотреть на нее можно было только из этой позиции.
Теперь же, если в Галерее Уффици встать справа от картины, стена на ней выравнивается и становится пропорциональной, а светильник перемещается ближе к Марии. Ее правая рука укорачивается до естественных размеров и принимает правильное положение относительно зрителя. Кроме того, если смотреть из нужной точки, фигура Девы Марии увеличивается и становится центром сюжета. Таким образом, работа Леонардо представляет собой вовсе не незрелого первенца молодого художника, а тщательно выверенный результат его оптических исследований и опытов.
Автор: Евгения Сидельникова
artchive.ru
Благовещение: иконы и картины - Православный журнал "Фома"
Благовещение — один из самых излюбленных сюжетов в иконописи (Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 7 апреля). Как он изображался в поздней античности и в средние века? В чем русская иконописная традиция здесь наследовала византийской и что привнесла своего? Как к сюжету Благовещения обращались светские российские художники? А как складывалась католическая традиция изображения этого сюжета? Рассказывает искусствовед Оксана ГОЛОВКО.Благовещение в иконописи: Рим и Византия
Принято считать, что одно из древнейших изображений Благовещения встречается в катакомбах Присциллы (III век). По крайней мере, многие исследователи видят в сцене, где перед сидящей женщиной в тунике стоит юноша в римском одеянии — именно сцену Благовещения.
Базилика Санта Мария Маджоре в Риме посвящена Богородице и построена после того, как Эфесский собор 431 года осудил ересь Нестория, отказывающегося признавать Деву Марию Матерью Божией. Отсюда — стремление прославить Богородицу, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на престоле в окружении ангелов в роскошном золотом царском одеянии, на шее — жемчужное ожерелье. Сверху к Ней слетает Святой Дух в виде голубя.
В мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность. Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний. В этой мозаике ощутима связь с античной традицией. Но, используя художественные приемы античных мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве совершенно иного уровня, нежели их древние коллеги…
Экспрессией и динамичностью наполнена икона «Благовещение» (конец XII века. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай). Фигура Архангела Гавриила чуть вытянута, он легко движется, почти летит, движутся и складки его одежд, струящиеся извивистыми линиями. Внизу иконы — река, в которой плавает множество рыб, по берегам этой реки — птицы. Это — намек на утраченный людьми Рай. Но утраченный не безвозвратно. Благовещение — тому подтверждение…
Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора (1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами) — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца (эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания).
В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия (Душеспасительница), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь».
На Руси
Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений.
Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. А.С. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. То есть Ветхий Завет и Новый завет — связываются, объединяются…
В «Благовещении» из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля (первая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери.
Две фигуры, Богородицы и Архангела Гавриила, мы видим и в мозаике «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век).
В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями (Дан. 7:9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.
Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней.
Открытая книга лежит между стоящими фигурами Архангела Гавриила и Девы Марии в нарядной, полной различных деталей, иконе «Благовещение» Ивана Максимова (1670 год).
foma.ru
в картинах, иконах, фресках и песнопениях
Архангельский глас. Поётся на Всенощном бдении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему».В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.
В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах.
Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.
Основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.
Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям.
Это тип извода - «Благовещение с пряжей» становится наиболее распространенным.
Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.
В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай
Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший.
Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел.
В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием.
Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон
Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела.
Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила.
В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.Благовещение у колодца. Вручение пупрпура Марии. Трансепт. Западный пролет. Северный свод. Верхний регистр; Италия. Венеция.
Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка; Местоположение: Неф, Свод
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия
Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство.
Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя.Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в.
В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.Благовещение. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV векДжорджо Вазари «Благовещение Богородицы»Благовещение. Сандро Боттичелли. 1489 -1490.
Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время.
Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности.1481г.
Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli,1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
В картине "Благовещение" художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые покрывала.
Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, а Мария, словно слепая, протягивает навстречу ему руку.
И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и сгибаться все ее тело.
Такое вот вИдение художника.Боттичелли Сандро, картина "Благовещение" , детальБлаговещение. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1608 — 1610.Рубенс Питер Пауль, «Благовещение»Беато Анджелико.
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг.
Для него главное — духовная составляющая, красота святости. В «Благовещении» Фра Анжелико Образы Девы Марии, Архангела Гавриила почти бесплотны. Сцену Благовещения художник передает как острое духовное переживание и самих участников этой сцены, и тех, кто ее увидит в живописном пересказе.
В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени.
Благовещение. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва
На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение».Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва
Своё название, «Устюжское Благовещение», икона получила благодаря преданию, что перед ней в 1290 году молился Прокопий Устюжский от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом», явившимися следствием падения метеорита в окрестностях города.
Житие Прокопия сообщает, что во время его молитвы икона замироточила и «не стало более удушливого зноя, утихли молнии и громы, разошлись тучи». Появление иконы в Москве данное предание также, как и исторические свидетельства, связывает с Иваном Грозным.
Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».
Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.Благовещение Устюжское. Русский Север. Каргополь (?). Конец XVI в.
Так как событие Благовещения предвозвестило рождение Спасителя, Который вернул людям возможность войти в Царствие Небесное, то праздник изображается на царских вратах иконостасов.
Одно из самых известных подобных изображений можно увидеть на царских вратах из монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае (XIII в.) и на вратах из Хиландарского монастыря на Афоне (XVII в.).На Руси сформировалась традиция изображений на царских вратах, где Богородица помещена в навершии створок, а на основном пространстве изображаются или святители (Василий Великий и Иоанн Златоуст), или четыре евангелиста.
"Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему"
Дева Мария, конечно, была особенным человеком, иначе Господь не избрал бы Ее для такого удивительного события, которое изменило всю историю – соединение Божественной и человеческой природ в Ее Сыне. Вера Девы Марии была не менее сильной, чем у многих женщин – христианок, которые избирали путь служения только Господу, и о которых мы знаем уже из последующей истории Церкви. Но ее природа была особенно открыта к принятию ангельской вести и действию Божией благодати.
Одно явление ангела не могло совершить всего дела, требовалось и согласие человека, согласие Девы Марии принять волю Божию и стать Матерью Спасителя. Богородица дала согласие от имени всего человечества: «Се Раба Господня;да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
В конечном счете, произошло двойное событие – явление милосердия Божиего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, благой вести. Без согласия Богоотроковицы не произошло бы и нашего спасения, так как Бог никогда не действует против свободной воли человека. Богу нужна свободная любовь человека к Нему, а не вынужденная какими-либо внешними обстоятельствами. Поэтому в Благовещении мы видим пример синергии (со-действия) благодати Божией и согласия человека.
хор мужского Сретенского монастыряВеличит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моём.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею своею, Расточи гордыя мысли в сердцах их.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нащим, Аврааму и семени его, даже до века.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.1857-1861 Благовещение (The Annunciation) 37.4 х 52.4 бумага, акварель, корпусная краска с гуммиарабиком Бирмингем, Музей и Художественная галереяEdward Coley Burne-Jones - маслоФранческо дель Косса, итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, написал «Благовещение» в 1470 году (Дрезденская картинная галерея).
Несмотря на множество тщательно выписанных мелких деталей, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку, произведение выглядит спокойным и уравновешенным. Пространство, которое углубляется с помощью перспективного построения и освещения, композиционно делится на две части колонной, взгляд зрителя следует по диагонали — от Архангела Гавриила, за его вытянутой рукой — к Деве Марии. Она спокойно, смиренно, без испуга внимает ему.Благовещение. Леонардо да Винчи. 1472 -1475.Благовещение.
Агни Парфене "Радуйся,Невесто Неневестная"
В Греции есть замечательный гимн Пресвятой Богородице (Агни Парфене), который по преданию слышал святитель Нектарий Эгинский от самих Ангелов. Слова этого замечательного песнопения были переведены на русский язык и исполнены Валаамскими монахами.
Слова гимна:Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице, Радуйся, Невесто неневестная. Царице Мати Дево, Руно всепокрывающее, Радуйся, Невесто неневестная. Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние. Радуйся, Невесто неневестная. Лико́в девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая, Радуйся, Невесто неневестная. Небес Честна́я Сило, и Свете паче все свето́в, Радуйся, Невесто неневестная. Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств, Радуйся, Невесто неневестная.
Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение, Радуйся, Невесто неневестная. В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова, Радуйся, Невесто неневестная. И девам — Ликование, и матерем — Отрадо, Радуйся, Невесто неневестная. Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение, Радуйся, Невесто неневестная. Покрове, ширший облака, и страждущих Пристанище, Радуйся, Невесто неневестная. Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных, Радуйся, Невесто неневестная
Марие, Мати Христа – Истиннаго Бога, Радуйся, Невесто неневестная. Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости, Радуйся, Невесто неневестная. Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех – Помоще, Радуйся, Невесто неневестная. Священная и Непорочная, Владычице Всепетая, Радуйся, Невесто неневестная. Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына, Радуйся, Невесто неневестная. Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:Радуйся, Невесто неневестная.София Киевская,Благовещение
Оптина Пустынь."Богородице, Дево, Радуйся!"Эль Греко.Благовещение
группа "Гвадалахара" Пресвятая Дево,Мати Божия..."
Пресвятая Дева, Мати Божия, Благая Богородица Не остави нас своею вечною и доброю молитвою. Вознеси над нашими главами и душами, аки голубица, Светлую явленную и радость ожидания прими свою.
Заступися и помилуй, Мати Христа Бога, умоляющая Телом и душою показавшая нам, людям, благочестие, На пути идущего лукавых и нечистых удаляющая, Бога ожидающе приносишь ты радостное известие.
Радуйся, Пренепорочная и радуйся Присноблаженная! Света небеси от этой радости все души согреваются, Образа Твои сияют помощью и верою нетленною, Чудными иконами твоими разум с телом укрепляются.
Возблагодарим тя, Дево, радостью на сердце исполнением. В покаянии зовем тя, ты душевной скорби Победительница Вседержавная Царица, всяким человекам наставление, Христа Бога родшая и веры православной Сохранительница.
Пресвятая Дева, Мати Божия, Благая Богородица Не остави нас своею вечною и доброю молитвою...Мастерская "Сфера"
Братский хор Свято-Успенской Святогорской Лавры - Царице моя ПреблагаяBartolomé Esteban Murillo. The Annunciation. Мурильо. Благовещение
Хор Сретенского монастыря - Достойно естьфреска
Песня "Богородица" Совместное творчество двух священников из России и Украины.
Песня "Богородица" Совместное творчество двух священников из России и Украины. Слова Протоиерея Сергия Кульпинова (Иркутск), музыка и исполнение Протоиерея Александра Старостенко (Украина)ФрескаМихаил Васильевич Нестеров "Благовещение"
В XVII веке с Запада на Русь приходит традиция изображения коленопреклоненной Божией Матери перед аналоем, читающей книгу пророка Исайи
(с пророчеством о рождении Спасителя от Девы), и архангела Гавриила с лилией в руке.
Такие изображения встречаются на иконах из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля.В подобных сюжетах можно заметить то влияние западного христианства, которое подчас, не искажая сильно принятую традицию, вносило в нее новые художественные особенностиЧима да Конельяно (Джованни Баттиста), «Благовещение»Нестеров Михаил Васильевич. Благовещение. Эскиз росписи Царских врат северного придела. 1892
Ты была единая от нас,Днём Твоей мечтой владела пряжа,Но к Тебе, святой, в вечерний часПриступила ангельская стража.
О царица всех мирских цариц,Дева, предречённая пророком.Гавриил, войдя, склонился ницПред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,Ты покорно опустила очи.Буди Мне по слову твоему,Свят! Свят! Свят! Твой голос, о пророче.Валерий БрюсовБоровиковский Владимир Лукич. Благовещение.Икона из придела Св.Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.Благовещение. Поздникова ИветтаBeatrice Emma Parsons. БлаговещениеGeorge Lawrence Bulleid. БлаговещениеМорис Дени. Благовещение в Фьезоле.Исаев Сергей Иванович. Благовещение.Суриков Василий Иванович. Благовещение.
В богослужебном плане день Благовещения, выпавший на Великий пост, это всегда довольно насыщенное событие. Пасхальный цикл идет по лунному календарю, а Благовещение, как и Рождество Христово, – по солнечному, поэтому и происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении праздника.
Есть еще такое редкое и удивительное богослужение как Кириопасха, то есть господствующая Пасха – это праздник Благовещения, выпавший на Пасху Христову. Последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом, вероятно, можно усмотреть и особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране пал атеистический режим и вновь утвердилась свобода веры. Предполагаю, что Кириопасха 1991 года принесла нашей стране своеобразное духовное обновление.
Говоря об особенностях празднования Благовещения следует еще отметить, что на Благовещение в Великий пост разрешается вкушение рыбы, однако если праздник приходится на Страстную седмицу, то о рыбе уже речь не идет. В уставе на этот день есть указание, что дозволяется только вкушение елея, то есть пищи с растительным маслом. Таким образом, воздержание в рыбе распространяется на всю Страстную седмицу, вне зависимости от праздника.
Кроме того, на Благовещения по традиции выпускаются птицы, как правило, белые голуби. Этот обычай широко распространен не только во всем славянском православном мире, но и у других народов. Правда, у последних эта традиция не связана с Благовещением, а имеет языческие корни. Но у нас это, конечно, не язычество, а определенный символ – благой вести, освобождение души, радость встречи с Богом, то есть то самое: «Бог Господь и явися нам».Джон Уильям Уотерхаус — БлаговещениеПоздникова Иветта Александровна
Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции
По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.
В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.
zhiznteatr.mirtesen.ru
картины Иванова, Боровиковского, Нестерова, Сурикова, Юона, Сюзевой.
Боттичелли и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Делакруа, Владимир Боровиковский и Василий Суриков. Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Одно из первых изображений датировано III веком, но из столетия в столетие живописцы вновь и вновь обращаются к этой вечной теме. Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой.
Александр Иванов. Благовещение. 1850
Художник, отдавший два десятилетия жизни одной картине. Автор «Явления Христа народу» Александр Иванов — русский живописец, почти всю свою жизнь проработавший в Италии. Изучал Священное Писание, копировал Микеланджело в Сикстинской капелле и на пути к своей главной работе создал целую галерею библейских образов. «Благовещение» Иванова — это прежде всего ослепительный свет, окутавший Деву Марию при явлении архангела. Недоумение, смущение, покорность: «Да будет Мне по слову Твоему».
Владимир Боровиковский. Благовещение. 1810–1820
Признанный портретист Владимир Боровиковский, автор загадочного портрета графини Лопухиной, обращался к теме Благовещения не раз. Художник учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга. Создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни работал лишь над духовными сюжетами. Трепетный образ Девы Марии вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»
Михаил Нестеров. Благовещение. 1901
Выходец из купеческой семьи, лауреат Сталинской премии Михаил Нестеров всю жизнь создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Потеряв жену, художник с головой окунулся в работу, вписывая в женские образы любимые черты. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Писал его художник во Владимире, Петербурге и Москве. «В нем много христианского», — говорил об этой работе Нестерова Виктор Васнецов.
Василий Суриков. Благовещение. 1914
«Благовещение» Василия Сурикова. Последняя картина художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.
Константин Юон. День Благовещения. 1922
«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Иоанн Златоуст именовал «началом всех христианских праздников». А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.
Наталья Сюзева. Благовещение. 2009
Птицы, кружащие в небе. Весенняя примета и древняя традиция Благовещения — выпускать в этот день на волю птиц. Старинный красивый обычай, забытый в ХХ веке, стал возрождаться к началу нового столетия. Современной художнице из Пензы Наталье Сюзевой нравится изображать женские образы — хрупкие и нежные. Так и на картине «Благовещение» юная девушка открывает клетку, птица вырывается и взмывает ввысь. Словно душа, что стремится к высокому.
www.culture.ru