Классицизм в русской живописи Становление классицизма в. Картины классицизм
Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи
Художественный стиль в искусстве Европы 17 – 19 вв., важнейшей чертой которого было глубокое обращение к античному искусству как к идеалу, эталону, - классицизм. В живописи, как и в скульптуре, архитектуре и других видах творчества, продолжались традиции Возрождения – вера в силу человеческого разума, преклонение перед идеалами меры и гармонии античного мира.
Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Поэтому классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей – разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический, исторический, религиозный). Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки.
Первым классицизм в живопись ввел француз Н. Пуссен, он и является его основоположником. Картины художника – «Смерть Германика», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея» и т.д. Все они отмечены гармоничностью ритмического колорита и строя, возвышенностью этически-философского содержания.
Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А.Антропов, А.Агрунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). Русский классицизм в живописи 19-го века занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. О.Кипренский, например, открыл не только новые человеческие качества, но и новейшие возможности живописи. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов.
Русский классицизм в живописи обязательно ассоциируется с бесценными полотнами Брюллова. Они отличаются сплавом академического классицизма и романтизма, новизной сюжетов, театральной эффектностью пластики и освещения, сложностью композиции. А.Иванов сумел преодолеть много шаблонов, свойственных академической технике и придал своим работам характер жертвенных суждений идеям.
Классицизм в живописи России также продвигали такие известные художники: И.Репин, И.Суриков, В.Серов, И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан. Все они по отдельности сделали много для искусства своей страны, а вместе взяты – для культуры целого мира.
fb.ru
классицизм | Великие художники
Правосудие и Божественное возмездие, преследующие Преступление
20.05.2018
Пьер Поль Прюдон «Правосудие и Божественное возмездие, преследующие Преступление», 1808 Лувр, Париж Классицизм Эта картина занимает важное место в творческом наследии П. П. Прюдона. Содержание картины, смысл заложенной в нее аллегории художник раскрывает в одном из писем, датируемом 1805 годом. Он пишет: «Под кровом ночи, в пустынном пейзаже, жадное Преступление, задушив и ограбив свою жертву,… Подробнее »
Девушка с птицей и собакой
19.05.2018
Джон Синглтон Копли «Девушка с птицей и собакой», 1767 Музей искусств Толидо, США Классицизм
Портрет неизвестной в русском костюме
29.09.2017
Иван Петрович Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», 1784 Третьяковская галерея, Москва Классицизм Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметьева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника… Подробнее »
Юный живописец
13.03.2017
Иван Иванович Фирсов «Юный живописец», 1765-1766 Третьяковская галерея, Москва Классицизм Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» — одно из первых произведений русской жанровой живописи. Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов, где он совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Там… Подробнее »
Портрет Екатерины II перед зеркалом
04.10.2016
Виргилиус Эриксен «Портрет Екатерины II перед зеркалом», 1762 — 1764 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Классицизм С именем Екатерины Великой, правившей страной на протяжении 34 лет, связана вся история России второй половины XVIII века. Кроме того, она была одним из самых сильных и успешных монархов Европы своего времени. Идеалом, героем и примером государственного деятеля для Екатерины был… Подробнее »
Полдень (Отдых на пути в Египет)
30.04.2016
Клод Лоррен «Полдень (Отдых на пути в Египет)», 1661 Эрмитаж, Санкт-Петербург Классицизм Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными… Подробнее »
Перспектива с портиком
30.03.2016
Антонио Каналь (Каналетто) «Перспектива с портиком», 1765 Классицизм Во время пребывания в Риме в 1719-1720-х Каналетто создал декорации для опер Доменико Скарлатти. Известно также, что именно здесь он пленился искусством голландских ведутистов (живописцев, которые специализировались на видах городов) и бамбочанти (так называли мастеров из разных стран, работавших в Риме и писавших городские уличные сценки). Бамбочанти… Подробнее »
Воздержанность Сципиона Африканского
07.03.2016
Джошуа Рейнольдс «Воздержанность Сципиона Африканского», 1789 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Классицизм Заказ на картину для князя Г.А. Потемкина, всесильного фаворита Екатерины II, Д. Рейнолдc получил в 1785 г. через английского дипломата лорда Кэрисфорта. Выбор сюжета заказчик предоставил художнику. Рейнолдc остановился на «Римской истории» Тита Ливия. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (около 235 г. — около 183… Подробнее »
Портрет Жозефины Богарне
14.11.2015
Пьер Поль Прюдон «Портрет Жозефины Богарне», 1805 Лувр, Париж Классицизм Прекрасная задумчивая женщина расположилась для отдыха, расстелив красную шаль на скалистой поляне. Погруженная в глубокую задумчивость, она смотрит в сторону, а тонкий рукав ее ампирного платья соскользнул с плеча. В первом браке жена виконта, казненного во время французской революции, Жозефина в 1796 году выходит замуж… Подробнее »
Красная площадь в Москве
20.10.2015
Фёдор Яковлевич Алексеев «Красная площадь в Москве», 1801 Государственная Третьяковская галерея, Москва Классицизм Алексеев начал работу над видами Москвы по повелению императора Павла I в 1801 году. Картина является одной из первых работ серии и знаменует подъём интереса к древней столице в русском обществе начала XIX века. В письме президенту Академии художеств А. С. Строганову… Подробнее »
Классицизм в живописи - Эпоха Романтизма
Никола Пуссен. Царство Флоры. 1630-1631
Стиль классицизм начал развиваться во Франции с 17 по 19 век. В пер. с лат. означает «образцовый». Этот смысл полностью определяет стилистику живописного стиля – созвучие, желание безупречности, согласие с определенными правилами.
Это живописное направление стало абсолютной противоположностью барокко. Оно обусловлено гармонией и осознанием. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и желание идеала, присущие Возрождению.
Во время власти классицизма образуется конкретная иерархия жанров. Высокому жанру живописи соответствует исторический, религиозный и мифологический. К Низкому жанру относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Они причисляются к бытовому жанру, и являются менее значительными.
Совмещение жанров в период господства классицизма не допускалось. В художественном искусстве имеются обязательные для исполнения каноны, которые обязывают точное разделение фигур, недоступность аллегории, а так же аллегоричности.
Несмотря на явную консервативность направления, стиль послужил началом немаленькому количеству художественных традиций. К ним относятся – законченность композиции, согласованные формы, сообразная передача форм.
Классические живописцы создали свое личное чувство цвета. На переднем плане постоянно преобладал коричневый цвет, на среднем – зеленый, а на дальнем плане голубой цвет. Это создавало картинам дополнительную объемность, и это впечатление отлично добавляла игра светотеней.
Художники во время господства классицизма стремились в своих работах показать созвучие и гармонию, а так же к идеализированию и создание прекрасного. Красочные чувства и эмоции считали неуместными и даже уродливыми. Сюжет картины должен был призвать зрителя к величию разума над чувствами и эмоциями, а также пропаганда порядка во всех сферах жизни.
Его развитие обусловило творчество французских мастеров, а также открытию в стране Королевских академий. В академиях учащиеся получали знания по архитектуре, скульптуре и живописи. Позже этот стиль распространился во всех странах Европы. Огромное значение это направление заняло в художественном творчестве живописцев из России.
Классицизм в скульптуре, архитектуре и живописи (XVI и XVII вв)
Рубрика: Арт Опубликовано 24.04.2018 · Комментарии: 0 · На чтение: 7 мин · Просмотры:ПРОСМОТРЫ: 497
Классицизм XVIII столетия, который называют также неоклассицизмом, памятуя о классических тенденциях XVI и XVII вв., был художественным движением, развивавшимся в Европе во второй половине XVIII и первых десятилетиях XIX в., более конкретно — в рамках, обозначенных началом Французской революции (1789) и падением Наполеона (1815). Наибольшее распространение этого стиля связано как раз с наполеоновской фортуной.
Скульптура классицизма
В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.
Архитектура классицизма
Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.
Архитектура классицизма Франции
Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие. Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».
Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен
В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.
Архитектура классицизма Италии
В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748). И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).
По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.
Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)
Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.
Архитектура классицизма Англии, Соединенных Штатов и Германии
Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит). Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.
Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)
Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826). Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).
Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона
Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».
Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)
Живопись классицизма
В сравнении со скульптурой живопись классицизма ярко передает сложность и разнообразие культуры этого времени, тем более что она была тесно связана с процессами, происходившими в поэзии предромантизма. Деятельность Ж.Л. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы; интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей; совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний; и абсолютно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.
Переход Наполеона через Альпы по перевалу Сен-Бернар — Жак Луи Давид (1800, Шарлоттенбург, Берлин)
Сон Оссиана (1813-1815, Музей Энгра, Монтобан)
Франсиско Гойя — Похороны Сардинки (1814)
Маха обнаженная (1800)
Развитие живописи классицизма в России
В русском изобразительном искусстве развитие классицизма относится к последней трети XVIII — первой трети XIX в.. Наиболее ярко русский классицизм проявил себя в произведениях, посвященных исторической и мифологической тематике. Об этом свидетельствуют полотна многих художников того времени, в том числе и одного из основоположников : национальной исторической живописи — А. И. Иванова.
Явление Христа народу — А. И. Иванова (1837 – 1857)
Упадок классицизма
Во вторую треть XIX столетия Западная Европа вступила под аккомпанемент пушечной и ружейной канонады, начавшейся в июле 1830 г. на улицах и площадях Парижа. Во Франции был свергнут последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов — Карл X.Занимая к этому времени в искусстве авангардную роль, классицизм как направление утрачивает свое революционное содержание. Течение все больше и больше приобретает апологию официального статуса, а в определении задач побеждает дух меркантилизма. Классицизм откровенно переходит на позиции выражения вкусов буржуазного общества.В центре внимания большинства художников (исключение составляет, пожалуй, только Франсиско Гойя) — пышность и парадность императорского Рима. Героическая тематика сюжетов уходит на второй план, уступая место изображению одних лишь любовных сцен и отвлеченных аллегорий. Утратился высокий гражданский пафос, который мастера классицизма черпали из героических примеров прошлого. Теперь в этом далеком прошлом художники-классицисты предпочитают брать в качестве идеалов только внешнюю красивость, а искусство живописи начинает искать новые пути выражения.
ПРОСМОТРЫ: 497
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
evivid.ru
Классицизм и неоклассицизм — Artrue
Разбор терминов, примеры картин в данных стилях, основные идеи художников-классицистов.
Классицизм и неоклассицизм
В изобразительном искусстве термин «классицизм», как правило, предполагает имитацию искусства классической античности (греческого, римского и этрусского искусства). Таким образом, любой архитектурный проект, скульптура или картина, созданные в средние века или более поздний период, вдохновленные искусством Древней Греции или Рима, являются примерами классицизма.
Термин «неоклассицизм» (иногда — «неоклассика») не равнозначен понятию «классицизм»: это понятие используется, как правило, для характеристики искусства Европы и Америки в период между 1750 и 1860 годами, для которого характерно использование обращение к образцам греческого и римского искусства.
Так, для статуи Давида работы Микеланджело правомерным является отнесение к стилю «классицизм», а для характеристики архитектурного стиля здания Капитолия в Вашингтоне предпочтительным является использование термина «неоклассицизм».
Статуя ДавидаХарактеристики классического стиля
Классическое искусство отличается своей гармонией, балансом и чувством меры. В живописи и скульптуре данного направления используются идеализированные фигуры и формы, субъекты представлены совершенными, а цвета картин нацелены на создание гармоничного эффекта.
Архитектура классицизма базируется на математических пропорциях и отношениях. Принципы, характеристики и идеи, заложенные греческими архитекторами и скульпторами, с течением времени доказали свою жизнеспособность и сохранились до сих пор с незначительными изменениями.
Давид. Донателло.История
Средневековый классицизм (800–1400)
Для Средневекового искусства характерно явление нескольких волн классицизма. Первое обращение к образцам античности, относящееся к концу 10-го века, известно под названием «Каролингское возрождение». Этот период характеризуется значительным культурным и интеллектуальным развитием, что вылилось в создание большого числа манускриптов на латыни, церквей и других архитектурных произведений.
Вторую волну иногда называют «Оттоновский ренессанс». За ней последовала готическая эпоха, подарившая множество архитектурных шедевров.
Ренессанс (1400–1600)
Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициями эллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Процесс, начавшийся периодом раннего кватроченто, объединил работы Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Донателло и других видных мастеров своего времени. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.
Сикстинская МадоннаБарокко (1600–1700)
Гармоничных и выверенных пропорций классического искусства Возрождения, в конце концов, оказалось недостаточно для творческих импульсов и толчков в начале 17-го века, поэтому они сменились идиомами более сложного и драматичного барокко. Известные представители этого направления — Андре Поццо, Аннибале Карраччи, Караваджо и другие мастера. Развитию традиций классицизма в то время способствовало появление академий искусств.
Караваджо, «Больной Вакх».Неоклассицизм (1780–1850)
В 18-го веке барокко уступает место капризному и склонному к внешнему украшательству рококо. Позднее этот стиль вытесняется неоклассицизмом, свидетельствующем о еще одном возрождении классического искусства. Это направление можно проиллюстрировать работами Жака-Луи Давида, Жана-Огюста-Доминика, Антонио Канова, Томаса Джефферсона и др.
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата».Классицизм в 19-20 веке
Для искусства этого периода характерным является поиск новых методов и форм отражения действительности, поэтому классические идеалы искусства Древней Греции и Рима отступают на задний план. В результате обращение к основным постулатам классицизма не было широко распространено в 19-м и 20-м веке. Исключение представляет творчество французских академий и работы братства прерафаэлитов. Обращение к идеям классицизма можно увидеть в некоторых работах Пикассо, Джорджо Моранди, Фернана Леже, Андре Дерена.
Танец под музыку времени. Пуссен.
Заключение
Все периоды классицизма разделяют идеи и почитают художественные ценности античности. Основные идеалы стиля оставались одинаковыми, независимо от жанра, эпохи и направления искусства.
artrue.ru
Классицизм в русской живописи Становление классицизма в
Классицизм в русской живописи
Становление классицизма в России Возникновение и становление классицизма в России тесно связано с развитием общественной мысли и просветительских идей второй половины восемнадцатого века. Широкое развитие получили идеи гражданственности и долга, а также нравственного воспитания человекагражданина. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Он избрал для подражания античную классику и ценил ее за ясность формы и логику мысли, но более всего – за созданный ею идеал человека-гражданина. В основе эстетики классицизма лежало утверждение, что искусство в одном идеальном образе красоты объединяет то, что в реальной действительности существует отдельными и разрозненными частями. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. В России стиль классицизма захватил достаточно большой временной отрезок, поэтому существует его разделение на хронологические этапы. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.
Айвазовский Иван Константинович Парусник в бурном море при лунном свете, 1840 -е
А. П. Лосенко – основоположник русского классицизма Основоположником академической школы живописи русского классицизма справедливо считают А. П. Лосенко (1737 -1773). Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой» Сюжет произведения взят из VI книги «Илиады» Гомера. Гектор, сын троянского царя Приама, прощается с женой и маленьким сыном. Он отправляется на защиту осажденного ахейцами города Трои.
ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ АНТИЧНОГО ЭПОСА, ХУДОЖНИК ВЛОЖИЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСХОДЯ ИЗ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА. В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА ЛОСЕНКО ЛЕЖИТ ИДЕЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ И ГЕРОИЧЕСКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В СРАВНЕНИИ С ГОМЕРОВСКИМИ ГЕРОЯМИ, ОБРАЗЫ, СОЗДАННЫЕ ХУДОЖНИКОМКЛАССИЦИСТОМ, КАЖУТСЯ БОЛЕЕ ОТВЛЕЧЕННЫМИ, НО ВОЗВЫШЕННЫМИ. ОНИ УТРАЧИВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЕННОСТЬ И МНОГОГРАННОСТЬ, НО СТАНОВЯТСЯ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ОДНОЙ ИДЕИ, ОДНОГО ЧУВСТВА. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ» , КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ» . ЗДЕСЬ ОТЧЕТЛИВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КАК О ДЕЯНИЯХ ЦАРЕЙ И ГЕРОЕВ, НАРОД НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ В НИХ НИКАКОГО УЧАСТИЯ.
Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Влияние классицизма сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в решении композиции. Гектор в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, мужественный и благородный. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.
Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783) кисти Д. Г. Левицкого. Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. Фигура Екатерины выдвинута на передний план и выделена светом. Простертой рукой она указует на жертвенник, на котором сжигаются маковые цветы (мак – символ сна).
В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. «Богоподобная» императрица представлена в античном наряде – платье уподоблено тунике, на голове не императорская корона, а лавровый ненец.
Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II
Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова(17641823), последователя А. П. Лосенко.
Художник выбрал один из важных моментов отечественной истории – избрание па царство юного боярина М. Ф. Романова, ставшего родоначальником новой династии, правившей в России вплоть до 1917 года. В передаче сюжета живописец исходил из официальной трактовки историками этого события: Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Смущенный юноша, приложив правую руку к сердцу, другой как бы отстраняется от явившегося к нему посольства. Группа главных персонажей – Михаил, его мать, и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Справа изображены известные исторические лица. Жесты их полны степенности и торжественности. Контрастно им изображены простолюдины слева, горячо и призывно устремленные к новоявленному царю. Угрюмов с большим искусством пишет богатый интерьер, резной иконостас, пышные одежды изображенных людей.
Классицизм в пейзаже Выдающимся мастером был Ф. Матвеев (17581826) Вид Рима. Колизей
Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Как истинный художник-классицист, Матвеев стремился выразить идею красоты и возвышенности героическою, передать величавое дыхание былого. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Живописец делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Протяженность соседних предметов. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом поэтому локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Третий план служит коричневого, желтый – для архитектурных деталей, фоном для главного объекта. серый – для стен домов.
Портреты зрелого классицизма (ампира) в творчестве В. Л. Боровиковского Примером ампирного портрета может служит произведение кисти В. Л. Боровиковского (17571825) «Портрет М. И. Долгорукой» , который был создан художником в 1811 году
Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Боровиковский сочетал здесь полноту пластических форм с красотой силуэта и благородством цвета. Линии упруги, объемы выразительны. Художник так строит пространство, что темно-красный бархат платья прекрасно оттеняет белизну открытых плеч и рук. Художник предельно лаконичен и выразителен. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать, изобретать, открывать. Постепенно классицизм превращался в академизм.
present5.com
Классицизм
Классицизм родился во Франции, и процветал в период с 17 по 19 век. В переводе с латыни слово classicus переводится как «образцовый». Это значение и отражает в полной мере направленность стиля живописи – гармония, стремление к совершенству, соответствие определенным нормам.
Классицизм стал противоположностью стилю барокко. Кризису и экспрессии барокко противопоставлялись гармоничность и осмысленность классицизма. Основа стиля – опора на античные стандарты красоты и стремление к идеализму, характерное для Возрождения.В период господства классицизма формируется четкая иерархия жанров. Под «высокими» жанрами живописи подразумеваются исторический, религиозный и мифологический жанры. Здесь используются образы мифологических героев, духовенства, политиков. К «низким» жанрам относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Такие картины используются в бытовой сфере, они относятся к обыденности и воспринимаются как нечто незначительное.
Смешение жанров в эпоху классицизма не допускается. В искусстве существуют строгие каноны, которые подразумевают четкое разграничение образов, отсутствие аллегории и иносказательности.
При всей своей консервативности, классицизм дал начало многим важным художественным традициям. Это законченность сюжета, гармоничные формы, адекватная передача объемов. Художники-классики выработали свое, характерное отношение к цвету. Передний план всегда был коричневым, средний – зеленым, а дальний – голубым. Это придавало картинам объемность. Эффект дополнялся игрой светотени и использованием локальных цветов.
Художники эпохи классицизма стремились к гармонии, идеализации и созданию эстетики. Яркие эмоции считались уродливыми. Господство разума над эмоциями, пропаганда порядка во всех жизненных сферах общества и являлась идейной основой картин того времени.
Стиль начинался с творчества французских художников, его распространению способствовало создание во Франции Королевских академий, в которых изучали живопись, скульптуру и архитектуру. В дальнейшем классицизм распространился по всем странам Европы. Значительное место стиль занимал и в творчестве русских художников.
Яркими представителями классицизма являются Карл Брюллов, Никола Пуссен, Тьеполо Джованни, Антуан Жан Гро, Жак Луи Давид.
В истории живописи существует также понятие «поздний классицизм», которое имеет отдельное название – ампир. Для него характерна еще большая идеалистичность, парадность и изысканность.
www.letopis.info