Рубенс, Петер Пауль (1577 — 1640). Картины художников. Рубенс пауль картины
Рубенс картины. Великий художник 16-17 века
Биография Рубенса
Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. Своим творчеством прославил на весь мир так называемую Фламандскую школу живописи и барокко. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты — кресла, люстры, посуду.
Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее — удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ.
В живописи Пауля Рубенса выделяют несколько периодов. Самыми значительными являются: Итальянский период 1600-1608 – время когда он был придворным художником Винченцо Гонзага и Антверпенский период 1610-1620 годы – работа в собственной мастерской.
Галерея картин Рубенса
Ахилл, Одиссей и Диомед
Автопортрет с женой Изабеллой
Битва с амазонками
Битва с драконом
Церера и две нимфы
Четыре стихии
Детская головка
Диана и Каллисто
Диана с нимфами отправляется на охоту
Герцог Лерма
Голова медузы
Грозовой пейзаж с Филемоном и Бавкидой
Каледонская охота на кабана
Коронование Марии
Крестьянская ярмарка
Лот с семьёй покидает Содом
Львица
Мадонна со святыми
Мария Медичи в образе Беллони
Мария Паллавичино
Маркиза Бригитта Спинола Дориа
Меркурий и Аргус
Несение креста
Нимфы, сатиры и собаки
Низвержение падших ангелов
Ночная история
Обнаружение младенца Эрихтоны
Охота Атланты
Охота на гиппопотама
Охота на тигров и львов
Охота на вепря
Оплакивание Христа
Осенний пейзаж с видом на замок Стэн
Пасторальная сцена
Пейзаж с башней замка Стэн
Пейзаж с радугой
Пейзаж с радугой
Персей и Андромеда
Персей освобождает Андромеду
Силен
Победа и смерть в битве консула Декия Муса
Подвиг Муция Сцеволи
Похищение дочерей Левкиппа
Похищение Ганимеда
Похищение Гипподамии
Поклонение волхвов
Портрет Елены Фоурмен с её первенцем Франсом
Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми
Портрет Изабеллы Брант
Празднество Венеры
Прометей прикованный
Распятие
Римское милосердие
Ромул и Рем с волчицей
Сад любви
Шубка
Снятие с креста
Соломенная шляпа
Союз земли и воды
Старая рабыня узнаёт Филопемена
Старуха с жаровней
Суд Париса
Святой Василий
Святое семейство с Елизаветой и Иоанном
Святое семейство с корзиной
Три грации
Триумф Виктории
Туалет Венеры
Туалет Венеры
Турнир близ замка
Вакханалия
Вакханалия Андрозе
Вечерний пейзаж
Венера бесчуственная
Встреча Авраама и Мелхиседека
Воздвижение креста
Возвращение с войны
Встреча Авраама и Мелхиседека
art-assorty.ru
Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Мастера исторической живописи
Питер Пауль Рубенс
(1577–1640)
Авторитет Рубенса был огромен, причем не только на родине, но и в других странах Европы. К его мнению внимательно прислушивались. Современники называли его «королем художников и художником королей». Короли Испании и Англии награждали его дворянскими титулами.
Фламандский художник Питер Пауль Рубенс (Рюбенс) родился в немецком городе Зигене. Его отец, адвокат Ян Рубенс, жил в Антверпене, но из-за гражданской войны в Нидерландах принял решение переехать в Германию. В 1587 году отец умер, и мать вместе с десятилетним Питером и другими детьми вернулась в Антверпен. Там Рубенс посещал латинскую школу, где выучил несколько иностранных языков и получил превосходное гуманитарное образование.
Он рано начал рисовать. Его первыми учителями были антверпенские художники Тобиас Верхахта в 1591 и Адам ван Норта в 1591–1599 годах. Одновременно он посещал мастерскую одного из представителей позднего нидерландского романизма Отто ван Веена (с 1594 по 1598 год). Покинув Веена, Рубенс в том же году поступил в гильдию живописцев Св. Луки. Однако проработал он там недолго — в 1600 году начинающий художник, надеясь добиться большего успеха, чем признание товарищей по гильдии, отправился в Италию.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Итальянское искусство античности и Ренессанса произвело на живописца огромное впечатление — он внимательно рассматривал росписи в соборах, картины, статуи, а также прекрасные архитектурные сооружения. Художник выполнил множество копий с шедевров великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, и эта работа довольно сильно повлияла на формирование художественного вкуса и техники Рубенса.
П. П. Рубенс. «Прибытие Марии Медичи в порт Марсель 8 ноября 1600 г.», 1621–1625, Лувр, Париж
Интересовался он и появившимися в то время полотнами художников Болоньи и немца Эльсхеймера, тоже работавшего в Италии. Особенно мастер выделял творчество Караваджо и даже выполнил копию с его полотна «Положение во гроб».
С 1600 года Рубенс был назначен придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго. Выполняя портреты и совершенствуясь в живописи, художник интересовался и другими областями искусства и науки. Во время проживания в Италии он показал себя как государственный деятель, дипломат, ученый-гуманист и филолог.
Кроме того, Рубенс активно интересовался нумизматикой и археологией, в частности, будучи в Генуе, выполнял архитектурные зарисовки дворцов. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Рубенс выполнял эти наброски не ради своего удовольствия — он хотел распространить во Фландрии итальянский архитектурный стиль, однако генуэзские дворцы голландцам не понравились. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Несмотря на сильное влияние итальянской живописи, в творчестве Рубенса прежде всего присутствовали фламандские черты. Только вернувшись на родину, он стал создавать наиболее удачные работы.
В Антверпене Рубенс получал так много заказов, что не успевал выполнить большую их часть. Он открыл огромную мастерскую и принял в нее учеников (впоследствии многие из них стали талантливыми художниками, представителями фламандской школы). Ученики и помогали ему выполнять заказы: обычно Рубенс создавал только эскиз, по которому работали молодые художники. После окончания картины Рубенс устранял своей кистью недочеты, выделял наиболее характерные места.
Однако не все полотна, выполняемые в мастерской Рубенса, создавались таким образом. Самые сложные и ответственные заказы художник выполнял сам от начала до конца, и именно они, как полагают исследователи, являются лучшими работами мастера.
Благодаря прекрасному образованию, знанию языков и творческим успехам Рубенс стал одним из самых авторитетных людей в стране. Он принимал активное участие в общественной жизни Фландрии, вел переписку с наиболее знаменитыми творческими людьми и государственными деятелями, много путешествовал по странам Западной Европы. Правительство Фландрии не раз давало ему дипломатические поручения.
П. П. Рубенс. «Мария Медичи», 1622, Лувр, Париж
Творческий путь Рубенса можно условно разделить на три этапа.
Первый, ранний, этап продолжался до 1620 года, затем наступило время зрелого творчества, длившегося до 1930 года, то есть десять лет. После этого начался третий, поздний, этап, тоже продолжавшийся десять лет, до самой смерти художника.
Уже на первом этапе Рубенс быстро завоевал популярность, получал множество всевозможных заказов, в 1609 году был назначен придворным живописцем испанских правителей Нидерландов. В этом же году он женился на дочери бюргера Изабелле Брант и тогда же изобразил ее и себя в произведении «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1609–1610, Старая пинакотека, Мюнхен).
Рубенс писал картины и на религиозные сюжеты. В 1611 году он окончил полотно «Воздвижение креста» (собор, Антверпен), в котором соединил итальянские традиции (особенно манеру Караваджо) с фламандскими. Представляет интерес и более выразительная работа «Снятие со креста» (1611–1614, собор, Антверпен).
К раннему периоду его творчества относятся аллегорические и мифологические полотна: «Союз Земли и Воды» (между 1612 и 1615, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Охота на кабана» (1615, Музей изящных искусств, Марсель), а также «Охота на львов», «Битва амазонок» (обе — 1615–1618, Старая пинакотека, Мюнхен).
Необходимо упомянуть еще одну удачную картину Рубенса на мифологический сюжет — «Похищение дочерей Левкиппа» (1619–1620, Мюнхен). Все на полотне: бьющие копытами кони, мужчины, крепко держащие своих пленниц, сами женщины, которых для большего эффекта художник изобразил обнаженными, — полно динамики и экспрессии. Эта работа чем-то напоминает фрески Микеланджело, которыми Рубенс восхищался, находясь в Италии.
Вскоре после этого он выполнил работу «Персей и Андромеда» (1620–1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург), сюжетом для которой послужил греческий миф о Персее, победившем морское чудовище с помощью головы Медузы горгоны и спасшем от смерти дочь царя Андромеду.
Художник изобразил Персея, только что убившего морское чудовище и подходящего к Андромеде. Он хочет ободрить ее и касается руки смущенной и обрадованной девушки. На нем широкий алый плащ, Андромеда обнажена и как бы окружена едва уловимым золотистым сиянием, эффектно контрастирующим с основными элементами картины.
Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому. Например, в работах, выполненных художником после 1620 года, все меньше присутствуют внешние эффекты, характерные для популярного в Нидерландах в начале XVII века стиля барокко, нашедшего отражение не только в архитектуре, но и в живописи.
Ко второму этапу творчества Рубенса относятся многочисленные работы исторического жанра, которые он выполнил по заказу Марии Медичи, королевы Франции. В 1621 году после смерти своего мужа она стала наследницей престола и начала строительство нового замка в Париже. Рубенс должен был выполнить для его украшения целый цикл картин, представляющих эпизоды из жизни королевы и ее умершего супруга.
В 1625 году художник закончил серию картин, посвященных жизни Марии Медичи. Вторую серию, рассказывающую о правлении короля, он завершить не успел. Все полотна написаны согласно традициям барокко и восхваляют королеву. Для большей выразительности Рубенс почти на всех полотнах изображал мифологические и аллегорические персонажи.
П. П. Рубенс. «Обучение Марии Медичи», 1621–1625, Лувр, Париж
Одна из самых известных картин цикла — «Прибытие Марии Медичи в порт Марсель 8 ноября 1600 г.» (1621–1625, Лувр, Париж). Это огромное полотно (4 метра в высоту и 3 в ширину), на котором во весь рост изображена Мария Медичи в парадном платье, сходящая с галеры на французский берег. Ее приветствуют боги морской стихии. Над будущей королевой в облаках витает крылатая Слава, оповещающая всех об этом знаменательном событии. С корабля сбросили канаты, которые привязывают к берегу сопровождающие Марию Медичи наяды.
Несмотря на театральность и перегруженность деталями, характерные для стиля барокко, все элементы композиции расположены свободно и выглядят естественно.
Большинство картин этого цикла были выполнены учениками художника. Однако до наших дней сохранились многочисленные эскизы для полотен, сделанные самим Рубенсом. Наиболее интересен в этом отношении эскиз «Коронация Марии Медичи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Несмотря на то что это всего лишь подмалевок, тронутый несколькими мазками, эскиз поражает зрителей своей выразительностью.
Все картины, заказанные Марией Медичи, рассказывают о действительных фактах из ее жизни, пусть и в сильно приукрашенном виде. С максимальной достоверностью показана дворцовая обстановка, предметы обихода, костюмы персонажей, сами люди, изображенные на картинах.
Рубенс выполнил множество исторических картин, но не во всех, как в работе «Прибытие Марии Медичи в порт Марсель», он восхвалял человека, который, возможно, его не достоин. Ему принадлежат полотна, где он изображал более древние события, героем которых становился мужественный, твердый, уверенный борец за свои идеи. Такова картина «Муций Сцевола», к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Уцелел лишь эскиз, находящийся в ГМИИ, в Москве.
Выполняя эскизы для серии, заказанной Марией Медичи, художник не оставлял работы над другими картинами. Так, от исторической темы он снова вернулся к религии и мифологии и написал «Поклонение волхвов» (1624, Музей изящных искусств, Антверпен). В этом полотне Рубенса уже нет той театральности, присущей его ранним работам на религиозные темы первого этапа.
В 1626 году умерла жена художника, и он очень тяжело переживал эту потерю. Стараясь забыть о постигшем его горе, Рубенс совершил несколько поездок по странам Европы, посетив в 1628 году с дипломатическим поручением Испанию, где, по всей видимости, встречался с Веласкесом и оказал некоторое влияние на его творчество. В 1629 году он побывал в Англии. Вернувшись на родину, Рубенс в 1630 году женился на Елене Фоурмен, племяннице своей первой супруги Изабеллы Брант. Вскоре после этого он приобрел поместье с замком Стен и поселился в нем со своей молодой женой. Теперь в жизни художника начался новый творческий период, который многие называли стеновским. Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи.
В это время его уже не привлекали крупные декоративные заказы, за которые он брался только изредка. Художник увлекся новым жанром — портретом. Его работы интересны тем, что он прежде всего выражал свое отношение к человеку, которого изображал. Это могло быть вежливое уважение, симпатия, восхищение или даже любовь, как в серии портретов второй жены художника, Елены Фоурмен. Что касается внешнего сходства и внутреннего мира, их Рубенс, в отличие от других великих мастеров, например Веласкеса, Гойи или Серова, показывал не так глубоко.
Единственным исключением можно назвать портрет Марии Медичи (Прадо, Мадрид), написанный им гораздо ранее, в 1622–1625 годах, одновременно с серией картин для украшения дворца. Он показал королеву постаревшей, но еще полной сил, решительной, не собирающейся прекращать борьбу. Полотно написано в бело-серебристых и черных тонах.
В 1630–1640 годах Рубенс создал множество интересных работ, в том числе алтарную композицию «Видение св. Ильдефонса» (1630–1632, Брюссель, эскиз в Эрмитаже, Санкт-Петербург), пейзажи («Ферма в Лакене», 1633, Бекингемский дворец, Лондон), изображал сценки народной жизни («Кермес», ок. 1635–1636, Лувр, Париж; «Крестьянский танец», между 1636 и 1640, Прадо, Мадрид).
И все же наиболее часто в его произведениях можно было увидеть образ его молодой белокурой жены. Так, он изобразил Елену в виде библейской героини Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), затем как богиню любви Венеру в картине «Суд Париса» (ок. 1635–1636, Национальная галерея, Лондон). На следующей картине Елена явилась зрителю грацией («Три грации», ок. 1638–1640, Прадо, Мадрид).
На основе мастерской Рубенса сформировалась антверпенская школа репродукционной гравюры. Наиболее талантливые мастера занимались тем, что выполняли гравюры на работы Рубенса и его учеников. Причем гравюры делали не с оригиналов, а с гризайльных рисунков, над выполнением которых трудились ученики художника. Как правило, Рубенс сам следил за созданием гравюр, иногда внося изменения в пробные оттиски.
Ж. Одран. «Военный поход короля в Германию», гравюра с картины П. П. Рубенса, Художественная галерея, Братислава
На картины серии, посвященной жизни Марии Медичи, тоже были выполнены гравюры, точно воспроизводящие оригиналы («Военный поход короля в Германию», художественная галерея, Братислава, гравер Жан Одран).
Рубенс был не только живописцем, но и превосходным рисовальщиком. Сохранилось более 300 его рисунков (зарисовки, этюды с натуры, портреты, наброски), хранящихся сегодня в венском Музее Альбертина, парижском Лувре и петербургском Эрмитаже.
Питер Пауль Рубенс умер в Антверпене.
Среди его учеников было множество талантливых художников, самым выдающимся из которых являлся Антонис Ван Дейк.
Вероятно, первым, кто заявил, что историческая живопись должна не только услаждать публику, но и воспитывать, заявил Никола Пуссен, один из самых известных художников XVII века. Герои его исторических композиций — смелые, благородные, честные люди, с которых, по мнению мастера, и должна брать пример современная молодежь.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Рубенс – краткая биография - Русская историческая библиотека
на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Рафаэль – краткая биография, Мадонны Рафаэля, Портреты Рафаэля, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов ТицианаРубенс, Питер Пауль – нидерландский живописец, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции, изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с первой женой, Изабеллой Брант "в зелени". 1609-1610
Осенью 1608 г. известие о болезни матери вызвало Рубенса в Антверпен, где он и остался после её смерти в качества придворного живописца Нидерландского штатгальтера эрцгерцога Альберта. В 1609 г, Рубенс женился на Изабелле Брант. К этой поре относятся первые его картины: «Поклонение царей», запрестольное изображение Ильдефонсо – произведение чудной законченности и нежного благоухания красоты, и знаменитый портрет Рубенса с супругою в зелени.
Питер Пауль Рубенс. Воздвижение Креста. 1610
Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо.
Питер Пауль Рубенс. Снятие с Креста. 1612-1614
Из года в год увеличивалась слава Рубенса, росли богатство, почет и число учеников. С 1623 г. по 1630 г. Рубенс действует успешно в качестве дипломатического агента на службе эрцгерцогини Изабеллы по вопросу о заключении мира в Мадриде и Лондоне, не покидая при этом своих занятий живописью. Впоследствии он еще исполнял другие государственные поручения. После смерти своей первой супруги Питер Пауль Рубенс повенчался в 1630 г, с красавицею Еленой Фурман, которая часто служила ему моделью.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман. Ок. 1630
При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы, исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
Питер Пауль. Рубенс. Персей и Андромеда
Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс, и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия.
Отличительная черта художественной натуры Рубенса – выдающееся дарование к изображению драматически подвижного. Рубенс любит богатую, бурную, страстную композицию, он обладает глазом, который схватывает мгновенное, – фантазией, которая поражает блеском и силою.
Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Ок. 1615
Источник изображения
Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Ту же страстность, энергию и драматизм Рубенс, вносит и в картины религиозного содержания, что резко их отличает от аскетического благочестия старой школы. И там, где это не слишком выходит за пределы и где удобен сюжет, Рубенс производит сильное впечатление. Таковы, кроме названных картин, «Игнатий, изгоняющий черта», «Страшный суд», «Распятие Петра».
Питер Пауль Рубенс. Страшный суд. 1617
С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины, изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения.
В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.
Питер Пауль Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила. 1615-1616
Источник изображения
Замечателен Питер Пауль Рубенс и как портретист. К самым крупным работам в этом роде принадлежат: портрет молодой девушки, так наз. Chapeau de paille («Соломенная шляпка»), портрет сыновей художника, его двух жен, доктора Тульдена и «четырех философов». Кроме того Рубенс образовал целую школу выдающихся граверов, которые воспроизводили на его счет для продажи его картины. Сам Рубенс также был силен в гравировании и исполнил множество рисунков для заставок и т. п.
Питер Пауль Рубенс. «Соломенная шляпка». Портрет свояченицы художника, Сюзанны Фурман. Ок. 1625
rushist.com
Питер Пауль Рубенс - Художники
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
- Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
- Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно…
- Основатель собственного абстрактного стиля - супрематизма - Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1878 (по другим данным - 1879) года в Киеве. Родители Северин Антонович и Людвига Александровна по происхождению были поляками. Позднее художник вспоминал: "Обстоятельства, в которых протекала моя жизнь…
- Делакруа так начинает исторический очерк о художнике: "Жизнь Пуссена отражена в его творениях и так же красива и благородна, как и они. Это прекрасный пример для всех, кто решил посвятить себя искусству". "Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим…
- В историю мировой живописи Тёрнер вошел как родоначальник принципиально нового отношения к цвету, создатель редких свето-воздушных эффектов. Знаменитый русский критик В.В. Стасов писал о Тёрнере: "...Будучи около 45 лет от роду, он нашел свою собственную дорогу и совершил тут великие чудеса.…
- Блистательному, самобытному художнику XIX - начала XX века М.А. Врубелю были подвластны монументальные росписи, станковая живопись, графика, скульптура. Судьба художника трагична: он много страдал и даже годы находился на грани безумия. Врубель много экспериментировал с красками, и поэтому часть его полотен…
- И.Е. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". "Большой русский художник - и с русской душой", - сказал о нем другой известный живописец - М.В. Нестеров. А вот что пишет Н.А. Саутин: "Кустодиев - художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в…
- Творчество Тьеполо продолжало великие традиции венецианской живописи. Но только в двадцатом столетии он вновь получил то признание, которого заслуживает. Сегодня искусство Тьеполо считается самым значительным явлением в живописи позднего барокко. Джованни Баттиста Тьеполо родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его…
- Французский критик Эдмон Абу писал в 1855 году: "Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать…
- Тинторетто (настоящее имя - Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто - "маленький красильщик". Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих…
- Маковский - один из популярнейших русских художников-жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича…
- (1401 - ок. 1429) Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства. Не будет преувеличением сказать, что наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо дал решающий импульс развитию ренессансного искусства. "...Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим…
- П. Элюар называл Руссо большим художником, который "заставил жить тучи и листья на деревьях и в то же время умел писать мечту". "К счастью для нас, - добавлял Элюар, - Руссо был убежден, что он должен показывать то, что он видит.…
- Известный критик Поль Юссон писал в 1922 году о Модильяни: "После Гогена он, несомненно, лучше всех умел выразить в своем творчестве чувство трагического, но у него это чувство было более интимным и обычно лишенным какой-либо исключительности. ...Этот художник носит в себе…
- Выдающийся мастер барокко Л. Бернини считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его "большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек". "Природа сделала миру этот дар, когда, будучи побеждена искусством Микеланджело Буонарроти, она захотела быть побежденной одновременно искусством и любезностью Рафаэля.…
- Джованни Беллини (ок. 1433-1516) - выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения. "В течение пятидесяти лет, - писал Бернсон в 1916 году, - Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе. Он застал ее в тот момент,…
Питер Пауль Рубенс
«Питер Пауль Рубенс»Знаменитый художник Делакруа сказал: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенса копировать: ибо Рубенс - бог!"
В восторге от Рубенса М. Карамзин писал в "Письмах русского путешественника": "Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем... Какие богатые мысли! Какое согласие в целом! Какие живые краски, лица, платья!"
Отец Питера Пауля Рубенса был юристом, советником антверпенского магистрата. Но после введения в 1567 году в страну испанских войск, когда начался жестокий террор, установленный герцогом Альбой, Ян Рубенс бежал в Кельн. В изгнании, в немецком городе Зиген и родился 28 июня 1577 года будущий великий художник. Детство мальчика прошло в Кельне.
Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс возвращается с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Он изучает иностранные языки, начинает знакомиться с античной историей и литературой.
Раннее увлечение рисованием и интерес к искусству приводят четырнадцатилетнего Рубенса в мастерскую художника-пейзажиста Тобиаса Верхахта. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса - одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. После четырехлетнего пребывания в мастерской Вениуса Рубенс в 1598 году был принят в гильдию художников св. Луки. Это дает ему право работать самостоятельно, но еще два года Питер Пауль оставался в мастерской ван Веена, участвуя в подготовке к торжественному въезду в Антверпен новых испанских правителей - эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы.
В 1600 году Рубенс едет в Италию, где по издавна существовавшей традиции завершали свое художественное образование нидерландские живописцы.
Вскоре после приезда туда художник поступил на службу к герцогу Мантуанскому Винченцо Гонзага. Заказов он получил от Винченцо досадно мало, но герцог, распознав в молодом человеке задатки дипломата, отправил его в 1603 году с поручением к королю Испании.
После этого Рубенс провел несколько лет в Риме, где получил, по его собственным словам, "наперекор притязаниям всех лучших римских художников" крупный заказ - запрестольный образ для главного алтаря Кьеза Нуова.
Кроме алтарных композиций он постоянно выполнял заказы итальянской знати, много работает как портретист, написал такие картины как "Автопортрет с мантуанскими друзьями" (около 1606), "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа" (1606-1607).
Вскоре после успешного завершения алтарной композиции в Кьеза Нуова художник возвращается в Антверпен.
«Питер Пауль Рубенс»Его внезапный отъезд из Рима объяснялся известием о серьезной болезни матери. Как он ни торопился, ему так и не удалось поспеть к умирающей.
Вернувшись в Антверпен осенью 1608 года, Рубенс увидел, по образному выражению одного из современников, "большой город - большую пустыню". В результате многолетней войны с Испанией и Голландией Антверпен разорен, обескровлен. Но весной 1609 года было объявлено перемирие, продлившееся двенадцать лет. Фландрия, наконец, смогла вздохнуть свободно. Рубенс отразил в своем искусстве это счастье мирного бытия. Вскоре он женится на юной горожанке Изабелле Брандт.
"Когда он вернулся на родину, - сообщает первый биограф художника, - слава его стала уже повсеместной, и эрцгерцоги Альберт и Изабелла, желавшие, чтобы он их писал, назначили его придворным художником и привязали к себе золотыми цепями, дабы он не возвратился в Италию, куда его могли привлечь высокие цены на его картины".
Рубенсу предложили хорошие условия - помимо годичного оклада в 500 флоринов ему полагалось особое вознаграждение за любую работу, которую ему заказывали его августейшие покровители, за исключением их портретов. Положение придворного художника освобождало его также от налогов, равно как от всевозможных поборов.
Одним из первых заказов, полученных Рубенсом по возвращении из Италии, было крупномасштабное полотно "Поклонение волхвов" для большой антверпенской ратуши. В следующем году Рубенс приступил к первой из двух монументальных алтарных композиций, упрочивших его репутацию в Антверпене, - "Водружению креста" для церкви св. Вальбурги, следующей большой алтарной композицией явилась "Снятие с креста".
Обе алтарные композиции, приведшие к подлинной революции в антверпенской живописи, считаются характерными иллюстрациями обеих сторон рубенсовского искусства - "барочной" и "классической". Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах. "Водружение" с его остродраматической диагональной композицией со всей силой живописует происходящее действие, в то время как "Снятие", хотя действие, изображаемое в нем, еще не закончено, словно фиксирует мгновение покоя, выхваченное из потока времени.
"Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е годы), - отмечает Т.П. Каптерева. - Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий.
«Питер Пауль Рубенс»Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охоты - новом, созданном Рубенсом, жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", "Охота на кабана", 1615, "Охота на львов", 1615-1618), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", около 1618-1620). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", около 1620)".
В первые же годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская. Со всех концов страны стекаются в нее ученики. "Я до такой степени осажден просителями, - пишет Рубенс в 1611 году, - что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я принужден отклонить более ста кандидатов". Из мастерской Рубенса выходят не только живописцы, но также архитекторы, скульпторы, граверы.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Вот что писал по данному поводу немецкий художник Иоахим фон Зандрарт, один из первых биографов Рубенса: "Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики... писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места". Причем, как отмечал Зандрарт, Рубенс "тщательно обучал" своих учеников и "использовал их в соответствии с их склонностями и способностями".
"С постоянным стремлением Рубенса приобщить национальную фламандскую культуру к общеевропейской связан и интерес его к античности, традиционный для искусства Западной Европы того времени, - пишет Н.С. Прийменко. - Рубенс - блестящий знаток античности, античного искусства, античной мифологии. Восхищение жизнью, стремление передать красоту живого человеческого тела сближают его с древними мастерами. Однако, изучая памятники античного искусства, Рубенс никогда не повторял буквально созданный древними мастерами идеал прекрасного. Он переосмысливает классический идеал в соответствии с национальным фламандским идеалом, стремясь передать красоту здорового, сильного, цветущего человеческого тела, его теплоту и трепетность. Не столько классическая строгость и красота пропорций волнуют художника, сколько телесная физическая мощь человека, движение, воплощенное в живой плоти. Примером тому могут служить многочисленные картины Рубенса на античные сюжеты, созданные в первое десятилетие работы художника в Антверпене: "Статуя Цереры", "Союз Земли и Воды" (около 1615), "Похищение дочерей Левкиппа" (1615-1620), многочисленные "Вакханалии", "Венера и Адонис", "Возвращение Дианы с охоты", "Битва амазонок" (1615), "Персей и Андромеда" (1620-1621) и др."
"Картина "Союз Земли и Воды" - это как бы грандиозная аллегория мировой гармонии в слиянии основных сил, на которых зиждется мир.
«Питер Пауль Рубенс»Красота композиции, образующей роскошную пирамиду, красота колорита, бесчисленными нюансами передающего как бы самый трепет жизни, красота человеческого тела и покойная величавость жестов и поз создают на полотне эту гармонию, убеждают нас, что она возможна в мире.
Но гармонии предшествует борьба: в борьбе с темными силами природы, в борьбе со злом мужает человеческая личность и вырастает герой. Какой безудержный вихрь борьбы, какая воля к победе в эскизе "Охота на львов", где с силой, равняющей его с Микеланджело, Рубенс возвеличивает человеческую отвагу!
А вот и воплощенный герой в картине, несомненно одной из самых совершенных в его творчестве, - "Персей и Андромеда". Персей, сын Зевса и Данаи, убивает морское чудовище, полонившее красавицу царевну Андромеду, и освобождает ее. Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность. Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой! А над ним сияющая богиня славы. Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л.Д. Любимов).
В двадцатые годы XVII века он создает огромные по размерам и сложные по построению композиции, а также целые серии полотен. В 1624 году Рубенс пишет "Поклонение волхвов" (Антверпен). "Большой размер картины, - говорит художник, - придает нам гораздо больше смелости для того, чтобы хорошо и правдоподобно выразить наш замысел".
Эта картина поражает свободой композиционного решения и яркой, мажорной красочностью. Традиционная тема христианского искусства в интерпретации Рубенса преображается в радостное, земное зрелище. Кисть художника уверенно лепит мощные фигуры людей и животных, определяет очертания развевающихся складок одежд. Каждая линия исполнена напряжения, каждый мазок несет в себе заряд творческой энергии мастера.
Из портретов этого периода надо особо упомянуть прелестный "Портрет камеристки эрцгерцогини Изабеллы" (около 1625).
Громкая слава сопутствует художнику. Его называют "королем живописцев" и "живописцем королей". В 1624 году испанский король дарует Рубенсу титул дворянина с последующим правом наследования этого сословного звания.
«Питер Пауль Рубенс»В двадцатые годы художник выполняет ряд заказов крупнейших европейских дворов. Его заказчиками становятся герцог Баварский Максимилиан, испанский король Филипп IV, английский король Карл I, королева Франции Мария Медичи.
По заказу Марии Медичи Рубенс в 1622-1625 годах пишет большую серию исторических полотен, посвященную жизни королевы. Он создает особый тип исторической картины.
"В двадцати с лишним больших картинах он должен был представить различные эпизоды жизни и правления королевы, - пишут М.В. Доброклонский и Н.Н. Никулин. - Эпизоды сами по себе малозначительны, но гений Рубенса позволил ему разрешить эту неблагодарную задачу с исключительным художественным мастерством. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями, иносказательными намеками. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы. Стоящая рядом женщина - аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции, изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".
В 1626 году скончалась его любимая жена Изабелла Брант. В одном из писем Рубенс с болью напишет: "Я потерял превосходную подругу... Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей - забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду". За три года до этого горестного события Рубенс пережил другую тяжелую утрату - смерть двенадцатилетней дочери Клары-Сарены.
После смерти Изабеллы Рубенс неожиданно для многих оставил живопись и в ранге полномочного посла Испанских Нидерландов принял на себя ведение сложных дипломатических переговоров. В 1630 году он едет в Лондон и там подготовляет мир между Испанией и союзницей Голландии - Англией. Конец дипломатической карьеры в том же году совпал с женитьбой Рубенса на шестнадцатилетней Елене Фаурмент, дальней родственнице покойной Изабеллы.
В письме к другу художник писал: "Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе, но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности...
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти..."
Несмотря на разницу в возрасте, поздний брак Рубенса был счастливым союзом красоты и таланта.
В. Алексеев пишет:
"В женских образах Рубенса всегда соединялись черты Изабеллы и Елены: "в первой он как бы предвосхищал черты второй; во вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой". Почти ни одно полотно позднего Рубенса не обходится без Елены: он писал ее Магдалиной и Вирсавией, в шубке, едва прикрывающей наготу, в чопорном платье фламандской дамы...
Перед вами - портрет Елены с детьми (около 1636 года), "прелестный набросок, едва обозначенная мечта, оставленная случайно или намеренно незаконченной" (Фромантен).
На склоне дней Рубенс покинул двор, забросил мастерскую; он жил теперь за городом, среди своих коллекций и картин, в замке Стеен, окруженном прекрасным парком. Замок походил на прижизненный музей, но Елена внесла в него тепло домашнего очага. Привычек своих Рубенс не изменил: даже больной, он каждый день работал, но манера его изменилась. Он стал писать проще, но пронзительнее, в его картинах прибавилось света и воздуха".
Рубенса мучает болезнь. Когда перестает работать правая рука, он продолжает писать левой, упорно, героически сопротивляясь неизбежности.
Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми: "Радуга" (1632-1635), "Возвращение с поля" (1636-1638). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники - "Крестьянский танец" (1636-1640), "Кермесса" (около 1635).
Скончался Рубенс 30 мая 1640 года.
- Люди и биографий — Художники
- "Творчество - это непосредственное живое воплощение, это индивидуальный мир художника... это независимость от авторитетов и всякой выгоды" - так писал сам великий японский художник. Творческое наследие Хокусая чрезвычайно велико: он создал около тридцати тысяч рисунков и гравюр и проиллюстрировал около пятисот…
- Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на…
Рейтинг — 11813, Статистика просмотров сегодня — 1
the100.ru
Петер Пауль Рубенс картины — Смотри в оба!
Петер Пауль Рубенс картины
Смотри в оба: Петер Пауль Рубенс картины — запись об одном из самых известных художников средневековья (кто не знает выражения «рубенсовские формы»). Ярчайший представитель эпохи барокко соединивший реализм и венецианскую школу изобразительного искусства. Чувственность и мифологизм, жизнерадостность и религиозность — всё это Вы найдёте на полотнах великого художника. (одна из любимых тем — Суд Париса).
Вакханалия 1615
Вакханалия 1615
Сюжет картины — бог плодоносящих сил природы, растительности и виноградарства Вакх и его спутники — Силен, сатиры и вакханки, которые выражают телесную, животную сторону человеческой натуры, их удел — бездумное существование среди природы, в полной гармонии с ней.
Петер Пауль Рубенс картины
Триумф победы 1614
Холодная Венера 1614
Венера перед зеркалом 1615
Союз Земли и Воды 1618
Пьяный Силен 1618
Похищение дочерей Лисиппа 1618
Четыре континента 1620
Персей и Андромеда 1620
Апофеоз Генриха IV и провозглашение регентства Марии де Медичи 14 мая 1610 года 1623
Счастье регентства 1623
Суд Париса 1625
Римское милосердие 1625
Отшельник и спящая Анжелика 1626
Праздник Венеры 1630
Венера в меховом манто 1633
Венера и Адонис 1635
Суд Париса 1636
Тереус, получающий голову своего сына Итилуса 1636
Последствия войны 1637
Бахус 1638
Диана и её нимфы удивляют Пана 1638
Три грации 1639
Персей, освобождающий Андромеду 1639
Суд Париса 1639
Erotic Video Art
Post Views: 748
smotri-v-oba24.ru
Чувственность картин Питера Пауля Рубенса
Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens) - известный фламандский живописец, который в своих работах воплощал подвижность, эмоциональность и чувственность эпохи барокко.
Он прославился как мастер картин на религиозную и мифологическую тему, но также создал немало пейзажных и портретных работ. Его творчество можно назвать удачным сплавом достижений венецианской школы и брейгелевского реализма.
Родился художник 28 июня 1577 года в древней семье антверпенских граждан. Его отец вел адвокатскую практику но попал в опальный список и был изгнан. Детство Питера прошло в Зигене, затем Кельне. Вернуться в родной Антверпен семья смогла лишь в 1587 году после смерти отца, Яна Рубенса. В 11 лет Питер поступил в юридическую школу, после окончания учебы он стал пажом графини де Лялен. Первые занятия живописи он получал от своих дальних родственников Верхахта, Тобиаса, Адама ван Ноорта и состоявшего при дворе Отто ван Веена.
Именно его разносторонние интересы и широкий кругозор оказали сильное влияние на личность Рубенса. Ван Веен также привил ученику любовь к античности, древнегреческой философии, мифологии и религии, что в дальнейшем вылилось в его творчестве. В 1598 году Рубенса приняли в гильдию Святого Луки, а через 2 года он отправился на учебу в Италию. Детальное изучение и самостоятельное копирование шедевров ренессанса и античности выработали его индивидуальную манеру и стиль творчества, помогли закрепить полученные знания.
К 1620 году складывается зрелый стиль художника. Рубенс постепенно отходит от локального цвета своих ранних работ и становится настоящим мастером передачи тончайшей градации цвета и света.
Его излюбленной темой были религиозные мотивы и он свободно трактовал их по своему усмотрению. На его картинах переплетались обнаженные фигуры людей, мифологические животные, античные божества на фоне цветущей растительности. В своих работах он воспевал радость земной жизни и красоту человеческого тела.
Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. создал свою мастерскую. В ней работало много известных личностей: Якоб Йорданис, Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс и многие другие. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Здесь он гармонично совместил аллегорические, мифологические фигуры и реальных исторических персонажей. Также Рубенс создал множество портретов. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Характерный стиль рубенсовских картин - широкие смелые мазки, которые несмотря на широту никогда не впадают в пастозность.
Рубенс за свою жизнь создал множество шедевров, был дважды женат, работал при многих королевских дворцах и стяжал славу художника с мировым именем.
artifex.ru
Рубенс, Петер Пауль (1577 - 1640). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре
«Слава этому Гомеру живописи….» Э. Делакруа
Рубенс П. (1577—1640). Автопортрет
Много ли найдется художников, которые находясь на вершине славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев? Таким был великий фламандский живописец XVII века Петер Пауль Рубенс. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Несмотря на то, что, наделенным могучей фантазией, Рубенс был выдающимся колористом, рисовальщиком и творцом уникальных композиций, он неустанно стремился совершенствовать свое мастерство. Все это, в сочетании с исключительным трудолюбием, позволило ему обрести абсолютную свободу и виртуозность кисти. Рубенс создал множество произведений, из которых почти половина – большие монументальные полотна. Художник в был разносторонне образованным человеком. Он обладал обширными познаниями в науках, свободно владел несколькими языками, интересовался литературой и философией, превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство.
Рубенс родился в маленьком немецком городке Зигене в 1577 году в семье потомственных жителей Антверпена. В годы Нидерландской революции его отец, Ян Рубенс, вынужден был бежать из родного города, спасаясь от преследования испанских властей. В изгнании семья бедствовала. Возвратиться в Антверпен стало возможным лишь после смерти отца. Ян Рубенс был юристом. По всей видимости, именно он привил сыну интерес к учению, и дал первоначальные знания в области латыни и истории.
Четыре Философа. Рубенс.П. 1611 г. Дерево, масло. Флоренция.
В 1589 году Рубенса отдали в латинскую школу, где он проучился около двух лет.
Его мать, Мария Пейпелинкс, указывала в своем завещании, что Петер Пауль и его старший брат Филипп еще подростками ушли из дома и стали сами зарабатывать на жизнь. Рисовать Рубенс начал еще в раннем детстве, живописи обучался в мастерских известных художников Антверпена. Сейчас известно несколько десятков рисунков молодого Рубенса с фигур и композиций немецких мастеров XVI века. Этот прием изучения человеческой фигуры в движении путем перерисовки он сохранял довольно долгое время.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Луки — объединение антверпенских живописцев, получив, таким образом, право работать самостоятельно. Однако, заказов в Антверпене было мало. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Многие жители покидали разоренную войной страну.
Поклонение волхвов. Рубенс.П. 1634 г. Холст, масло. Кембридж
Весной 1600 года Рубенс отбыл в Италию, где провел восемь лет.
Его талант был сразу же замечен. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Художник объездил много городов, стремясь увидеть произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Микеланджело, обладавшими исключительной пластической свободой. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Сложное сплетение фигур, высокое напряжение действия и человеческих чувств, переданные Леонардо, оказались близкими поискам самого Рубенса. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
Портрет герцога Букингемского. Рубенс П. 1625 г.
Предметом серьезного изучения Рубенса было античное искусство.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Прежде всего, следовало проникнуться духом античности, его эстетикой и техническом совершенством. Известно, что художник зарисовывал сцены с арки Константина, колонны Траяна, стремясь к точной передаче осанки, выразительности жеста и поведения римлян. В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.
Пейзаж с радугой. Рубенс.П. 1636 — 1638 гг. Дерево, масло. Мюнхен
Рисуя, Рубенс применял различные техники.
Набросок композиции художник делал пером, бистром. Он любил рисовать углем с подсветкой сангиной, мелом и белилами. Созданию картины художником, обычно, предшествовало сочинение композиции: в начале — в рисунке пером, или в более поздний период — кистью на загрунтованной доске. Затем, художник исправлял и завершал основное распределение масс и цветов в эскизе. В переводе эскиза в большой живописный формат Рубенсу помогали ученики. Также, Рубенс выполнял этюды голов, фигур, которые затем также переносились на большой холст. В конце работы, он проходил своей кистью всю поверхность картины, подправляя то, что было сделано учениками, а иногда и перерабатывал заново. Писал мастер, обычно, как и предшествующие ему нидерландские живописцы, на покрытой светлым грунтом доске, накладывая тонкие, прозрачные лессировочные слои красок. Мастерская появилась у Рубенса уже по возвращении в Антверпен. Без нее было бы невозможно создание таких живописных циклов, как:
- декоративное оформление тридцатью девятью картинами церкви св. Карла Борромея в Антверпене;
- серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая из двадцати четырех монументальных полотен.
Благовещение. Рубенс П.
Рубенс был прирожденным художником — монументалистом.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер. Быстрота работы мастера поражала современников. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Создавая большие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который они будут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений.
Мужской портрет. Рубенс П.
Рубенс был универсально одаренным человеком.
Велико разнообразие тем, сюжетов и жанров картин художника: от парадного портрета — до лирического пейзажа. Их отличает широта восприятия жизни, мира и человека, верой в духовные и физические возможности которого проникнуто его искусство. В работах мастера нашли отражение пейзажи Фландрии и бытовой жанр, что дает основания считать его также и национальным художником.
Соломенная шляпка. Портрет Сусанны Фоурмен. Рубенс П. Масло. 1625 г.
Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дал такое описание художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекрасными качествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладал величественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяные, волосы русые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным, мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом, легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно, очень приятным голосом Все это придавало его словам естественную красноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясь живописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходил его навестить.
Сельский танец. Рубенс П.
Иногда, Рубенс выполнял функции дипломата, отправляясь с поручениями в Испанию и Англию.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Как правило, он вставал в четыре часа утра и обязательно начинал день с прослушивания мессы. Затем, он принимался за работу, имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какого-либо античного автора. Рубенс любил свой труд, и старался жить так, чтобы работа была в радость. В пять часов вечера, он садился на коня и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, давая себе отдых. По возвращении, он часто находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с ним вместе, дополняя, тем самым, застольные удовольствия. Рубенс избегал излишеств в вине, пище, и игре. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал.
Мадонна в цветочном венке. Рубенс П. 1620 г.
Рубенс редко посещал друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящного, ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, считали своим долгом выразить почтение, придя к нему в дом, а также — ознакомиться с его художественной коллекцией, одной из лучших в Европе. Художник никогда не отказывал живописцам, если те просили его прийти взглянуть на их работы. Он всегда доброжелательно высказывал им свое мнение, а иногда даже брал на себя труд подправить их картины. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Художник скончался в 1640 году. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии, и, в том числе, таких мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс и Я.Йорданс.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи «Рубенс» Т.Седовой, М.1980 г.
Читайте также:
www.5arts.info