Серия Русская баня. Русская картина баня
Баня в живописи
Сложно представить что-то более традиционное на Руси, чем баня. Баня встречается в самом раннем фольклоре и, кажется, была всегда. О любви славян к баням писали ещё наши соседи из арабских республик. Писали про это они примерно так: «Славяне настолько дикий народ, что подвергают себя различным зверским пыткам. В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения. После этого они выбегают из горячего дома на мороз и с дикими воплями бросаются в снег либо в ледяную прорубь. Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание». Как вы поняли, речь ведётся о бане, а люди, которые якобы истязали себя, выгоняли из тела грязь и хворь при помощи специальных банных веников. Конечно, откуда было знать, людям, которые живут в странах, где круглый год лето, что без бани на Руси просто не прожить.
«Горячие Дома» настолько распространены в нашей стране, что даже с приходом в квартиры горячей воды, ванн и душевых, ванны и сауны не перестали быть очень востребованными. В каждом городе, я уже не говорю про каждый дом в деревне, есть по крайней мере несколько бань и саун, которые всегда остаются заполненными. Можно сказать, что баня у нас в крови. Кстати, хороший список бань и саун sauna-nn.ru для всех заинтересовавшихся. Сходить в баню — это прикоснуться к нашему богатому прошлому, ощутить себя частью многотысячелетней истории Руси. Попарится, похлестать друг друга веничком было и остаётся практически любимым времяпровождением многих современных людей. Если вы не согласны, то пересмотрите самый знаменитый Новогодний фильм «Ирония Судьбы, или С Лёгким Паром!»
Кроме всего вышесказанного, стоит рассказать и о пользе бани для всего организма, так сказать — для души и тела. Многим людям врачи советуют ходить в баню, что бы избавиться от своих хворей. Банный жар, который сопровождается 100% влажностью, очень благотворно влияет на все функции организма. Кроме того, что организм очищается от грязи, малейшие частицы вымываются из мельчайших пор в коже за счёт их раскрытия, жар прогревает все органы, что может предотвратить или уничтожить любое простудное заболевание, влажность вкупе с водяным паром может стать отличной ингаляцией для тех, кто страдает лёгочными заболеваниями. В общем, ходить в баню — это очень приятно и крайне полезно!
Далее вы можете посмотреть подборку живописных картин, которых объединяет одна тема — Баня:
art-assorty.ru
БАНЯ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3 - РУССКАЯ БАНЯ. НОВАЯ ГАЛЕРЕЯ.)
Анна Горбач В бане 2009 г.
Денис Чернов В бане.
Александр Иванов Баня.
Несколько дат и фактов из истории русской бани.
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах, в бане рождались и умирали. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани числились как “заведения - для немогущих”. По всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьев строили парные бани.
Сергей Кузин Розовый пар.
Юрий Врублевский Деревенская баня. 1990 г.
О русских банях писали многие иностранные путешественники.Немецкий ученый Олеарий (1603—1671), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. «Русские,— писал Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из - бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
Владимир Камаев Баня.
Е.Шибанов Русская баня 2007 г.
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Анжелика Шуст В бане 2008 г.
Инна Лесовая Баня.
Личный врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес в 1778 году написал трактат о русской парной бане, в котором пишет:«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества». В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Игорь Сидоров В бане.
Александр Красных В бане 1998 г.
Русская парная баня представляла собой деревянную избу, в которой расположены два помещения: раздевальное и парильное отделения. В парильне размещалась каменка — печь с камнями.Русская баня имеет две разновидности: с топкой “по-черному” и “по-белому”. Топка “по-черному” самая древняя, но она сохранилась до наших дней в некоторых областях, например в Сибири. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни. Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и поддают воду в каменку для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счет воздействия дыма на деревянные конструкции сруба.
Мария Суворова Из бани 2003 г.
Надежда Звероловлева Баня.
Баня с топкой “по-белому” распространена по всей территории страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, проветривания парильни и обмывки стен не требуется. У русской бани есть еще одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.
Евдокимов Сергей. Баня аэромобильная.
Как написано в одном древнем трактате, омовение дает десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.
Источник - сайт Русские бани .
kolybanov.livejournal.com
БАНЯ В ЖИВОПИСИ - pravdoiskatel77
Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.
З.И. Летунов Русские бани.
Баллада о бане
Благодать или благословениеНиспошли на подручных твоих -Дай нам, Бог, совершить омовение,Окунаясь в святая святых!
Исцеленьем от язв и уродстваБудет душ из живительных вод, -Это - словно возврат первородства,Или нет - осушенье болот.
Все порок, грехи и печали,Равнодушье, согласье и спор -Пар, который вот только наддали,Вышибает, как пули, из пор.
Все, что мучит тебя, - испаритсяИ поднимется вверх, к небесам, -Ты ж, очистившись, должен спуститься -Пар с грехами расправится сам.
Не стремись прежде времени к душу,Не равняй с очищеньем мытье, -Нужно выпороть веником душу,Нужно выпарить смрад из нее.
Здесь нет голых - стесняться не надо,Что кривая рука да нога.Здесь - подобие райского сада, -Пропуск тем, кто раздет донага.
И в предбаннике сбросивши вещи,Всю одетость свою позабудь -Одинаково веничек хлещет,Так что зря не вытягивай грудь!
Все равны здесь единым богатством,Все легко переносят жару, -Здесь свободу и равенство с братствомОщущаешь в кромешном пару.
Загоняй поколенья в парнуюИ крещенье принять убеди, -Лей на нас свою воду святую -И от варварства освободи!
Владимир Высоцкий1971 г.
Плотников В.А. В бане 1898 г.
Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.
Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.
Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.
Банька по-белому
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,Раскалю я себя, распалю,На полоке, у самого краюшка,Я сомненья в себе истреблю.
Разомлею я до неприличности,Ковш холодной - и все позади, -И наколка времен культа личностиЗасинеет на левой груди.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Сколько веры и лесу повалено,Сколь изведано горя и трасс!А на левой груди - профиль Сталина,А на правой - Маринка анфас.
Эх, за веру мою беззаветнуюСколько лет отдыхал я в раю!Променял я на жизнь беспросветнуюНесусветную глупость мою.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Вспоминаю, как утречком раненькоБрату крикнуть успел: "Пособи!" -И меня два красивых охранникаПовезли из Сибири в Сибирь.
А потом на карьере ли, в топи ли,Наглотавшись слезы и сырца,Ближе к сердцу кололи мы профили,Чтоб он слышал как рвутся сердца.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Я от белого свету отвык, -Угорю я - и мне, угорелому,Пар горячий развяжет язык.
Ох, знобит от рассказа дотошного!Пар мне мысли прогнал от ума.Из тумана холодного прошлогоОкунаюсь в горячий туман.
Застучали мне мысли под темечком:Получилось - я зря им клеймен, -И хлещу я березовым веничкомПо наследию мрачных времен.
Протопи ты мне баньку по-белому, -Чтоб я к белому свету привык, -Угорю я - и мне, угорелому,Ковш холодной развяжет язык.Протопи!... Не топи!.. Протопи!..
Владимир Высоцкий1968 г.
Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.
Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.
Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.
В. Тихов В бане 1910 г.
Александр Самохвалов После бани. 1927 г.
Банька по-черному
Копи! Ладно, мысли свои вздорные копи!Топи! Ладно, баню мне по-черному топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Только баню мне как хочешь натопи.
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!Кропи! В бане стены закопченные кропи!Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!
Кричи! Загнан в угол зельем, словно гончей - лось.Молчи! У меня уже похмелье кончилось.Терпи! Ты ж сама по дури продала меня!Топи! Чтоб я чист был, как щенок, к исходу дня!
Купи! Хоть кого-то из охранников купи!Топи! Слышишь, баню ты мне раненько топи!Вопи! Все равно меня утопишь, но - вопи!..Топи! Эту баню мне как хочешь, но - топи!
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Владимир Высоцкий1971 г.
Николай Фешин В бане 1923 г.
Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.
Александр Герасимов Баня 1938 г.
А.Герасимов Русская баня.
А.Герасимов Русская баня 1939 г.
***(из неоконченного)
Прошу прощения заране,Что все, рассказанное мной,Случилось не на поле брани,А вовсе даже просто - в бане,При переходе из парной.
Неясно, глухо в гулкой банеПрошла молва - и в той молвеЗвучала фраза ярче брани,Что фигу я держу в карманеИ даже две, и даже две............
От нетерпенья подвываяСжимая веники в руках,Чиста, отмыта, как из раяКо мне толпа валила злаяНа всех парах, на всех парах.............
О вы, солидные мужчины,Тазами бить запрещено!Но обнаженностью единыВельможи и простолюдины -Все заодно, все заодно.
Тазами груди прикрывая, -На, мол, попробуй, намочи! -Ну впрямь архангелы из рая,И веники в руках сжимая,Держали грозно, как мечи!
Рванулся к выходу - он слева -Но ветеран НКВД(Эх, был бы рядом друг мой Сева!)Встал за спиной моей. От гневаДрожали капли в бороде.
С тех пор, обычно по субботам,Я долго мокну под дождем(Хожу я в баню черным ходом):Пускай домоется, чего там -Мы подождем, мы подождем!
Владимир Высоцкийконец 1972 г.
Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.
Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.
Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.
pravdoiskatel77.livejournal.com
Серия Русская баня.: koroleva_da
Банька а ля Rus 2008Холст, масло, 70х70см..
(Слева направо) (1)Дональд Трамп,(4) Хью Хефнер,(5) Владимир Жириновский, (9)Пётр Листерман,(12) Принц Чарльз. _____________________________________________________________________________________
Банный вечерок. 2008г.Холст, масло, 90х60см..
___________________________________________________________________
Горячая любовь 2008Холст, масло, 90х60см.. Картина Горячая любовь - одна из работ серии «Русская баня», она написана весной 2008 года. Здесь сочетаются ясный сюжет, порождающий фантазии, красочное исполнение и символический подтекст. Последний можно прочесть, лишь владея историческим и культурным опытом. Без него эта работа просто романтика и экзотика. Такая горючая смесь не случайна: правду (часто горькую) о политических и социальных проблемах не принято говорить в слух, зато завуалированным изобразительным языком о ней даже «кричать» не запрещается. Причина тому то, что язык знаков и символов кастовый, его преподают детям банкиров, его могут понять и «простые смертные» (но эрудированные) люди, имеющие тягу к знаниям.После такого краткого введения приступим непосредственно к расшифровке. В целом картина «Горячая любовь» повествует нам об отношении государства и народа. Этакая горячая любовь государства к народу осуществленная в холодной проруби. Зима вообще для России характерное время года – шесть месяцев холода. Зима здесь как символ на политическом, экономическом и социальном уровнях замороженной страны.Продолжаем рассматривать обстановку в которой находятся герои картины. Не только зима, но и ночь на холсте. Ночью творится беспредел, особенно при полной луне. Луна - это символ беспредела (в государстве, в обществе), вспомним русских классиков, Гоголя, например. При полной луне на хуторе творятся чудеса, странности, разгуливается нечисть и ведьмы собираются на шабаш, даже сам черт явился на праздник. А у Булгакова, помните, в «М и М» герой произносит слова «чертовщина какая-то», когда ведьма лезет к нему через окно, а там – полная луна.
Последнее, что надо сказать об окружении персонажей – это вода. Она играет здесь не малую роль, неся в себе сюжетную и смысловую нагрузку. С сюжетной нагрузкой все ясно: от тел, стоящих в воде, поднимается пар, она ледяная и это добавляет сюжету пикантности, а зрителям дает повод пофантазировать. Смысл воды как символа заключается в том, что вода течет, как и время – его течение она символизирует. А когда вода ледяная, значит и период, о котором идет речь, ледяной, холодный, мертвый. Вообще символы вымирания многочисленны и разнообразны: две еловые веточки слева, два перевернутых пустых ушата. Символично и количество елочек слева, их шесть (число раба, число народа), а ель, опять-таки, дерево поминальное. Выбраться из этой мертвечины так же сложно как из тюрьмы. Валенки с красными ромбами прямо намекают на сравнение с лагерем. Красный ромб – бубновая масть (кроме всего прочего) и символ этот как символ тюрьмы не вчера был выдуман. Помните, у А. Блока в поэме «Двенадцать» строки об этих двенадцати как о бандитах и зеках: «в руках винтовка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз».
О постановке тел. Женщина в искусстве символизирует страну. Страна на полотне, нами разбираемом, голая. Левая рука обозначает народ, а правая – власть. Левая на картине засунута туда, откуда появляются на свет все люди и куда часто посылают их же за что-то не самое лучшее. Зато правая рука держит березовый веничек. Березка символ власти, благосостояния. Такова ситуация в стране. У власти «правые», потому и холм этой власти справа и церковь – главное здание в русском селе – тоже справа на этом холме. Как последний акцент, основной цвет на холсте – синий. Цвет зла, насилия, коварства и обмана; синий цвет военной формы.
Все символично, случайностей нет и быть не может, по той простой причине, что художник мыслит образами и в силу того, что не может сказать ничего славами, он пользуется изобразительным языком, аллегориями, прибегает ко всевозможным иносказаниям. И чем больше и емче то содержание, которое хочет донести до зрителя автор, тем больше насыщена картина этими символами и знаками, которые так ненавистны ленивому зрителю: так не хочется думать, когда надо еще и смотреть. Потому искусство содержательное доступно лишь любознательному и активному, восприимчивому зрителю. В этом нет ничего плохого или хорошего, это лишь факт.
Людмила Хилько______________________________________________________________________________________Хочу привести фрагмент замечательной статьи об эротическом искусстве, дальневосточного журналиста Александра Лобычева, который, как мне кажется, очень точно описал некоторые нюансы и тонкости этого сложного жанра.
МИСЮСЬ, ГДЕ ТЫ?Ах, Муза, Муза, — до чего же хороша! —идет, бесстыжая, рукой прикрыв жураву.«Барков». Олег ЧухонцевЭротическое искусство сегодня, как, впрочем, и во все времена, кроме золотых веков древних цивилизаций и античности, нуждается не только в живом отклике и просвещенном понимании, но и в прямой защите. Хулителей и гонителей у этого нежного цветка человеческой культуры, какая бы сексуальная революция не бушевала на просторах нашей многострадальной родины, предостаточно. Со всех сторон к лотосу эротического искусства так и тянутся невежественные, алчные и трясущиеся лапы.
И какой тут политкорректности не проявляй, все равно следует признать, что большинство религий и любой тоталитарный режим, будь он коммунистическим, фашистским или, допустим, под флагом идей «чучхэ», окажется в первых рядах преследователей частной сексуальной жизни и эротического искусства в частности. Всякая власть, церковная ли, светская, нутром чует, что, отправляясь в путешествие к островам любви, человек уходит из любых внешних сетей, неизбежно приближаясь к самому сокровенному в себе, а значит, и к Богу.
Но темная ненависть по отношению к эротике и лицемерное ханжество — это всего лишь одна преграда на пути эротического искусства. В свое время Ницше заметил: «Христианство поднесло Эроту чашу с ядом — но он не умер, а только выродился в порок». Можно, пожалуй, и продлить эту мысль: сексуальность, глухо запертая в подсознании, и эротическое искусство, насильно загнанное в подполье, выродились в порнографию. Вот уж действительно: сон Эроса порождает чудовищ. Именно агрессивная сексуальность, лишенная эстетического и одухотворяющего начала, поставленная на конвейер коммерческой порнографической индустрии, и стала в наши дни одним из главных врагов эротического искусства. И как это не покажется парадоксальным на первый взгляд, государство настолько (опять же, на подсознательном уровне) опасается подлинной культуры и внутренней свободы эротики, что предпочитает лучше выпустить на волю цепных псов порнографии. Что, как мне представляется, и происходит в сегодняшней России.
По самой своей антихудожественной сути порнография и оборотная ее сторона — пошлейший гламур, воплощение бесполости и импотенции, — это оборотни подлинного эротического искусства. Порнографию и гламур объединяет одно желание — лишить эротические чувства человека индивидуальности, свободы, духовного напряжения и мистической тайны, отравить саму поэтическую ауру эротизма и, в конечном итоге, превратить любовь в рациональную и унылую отрасль потребления. Деньги, скука и бездарность — вот родовые клейма порнографии и гламура. Афористичный и остроумный Виктор Шкловский еще в тридцатых годах прошлого века заметил по этому поводу: «Ведь нельзя же так: одни в искусстве проливают кровь и семя. Другие мочатся. Приемка по весу».
Эротический образ в искусстве требует от художника всего профессионализма и всего душевного и чувственного опыта, причем самого потаенного, то есть он должен решиться на полный выплеск творческой энергии и предельную искренность. Пусть даже эта искренность и примет вдруг самые непривычные, самые странные или абсурдные формы, как это произошло в художественном движении сюрреализма, родившемся в сумрачных и неизведанных ранее глубинах эротизма. Творческую удачу и скорое понимание зрителей на этом пути никто, понятное дело, не гарантирует. Зато безвкусица и фальшь проявляются неизбежно, и никакой салонной пудрой этого не скрыть. Эротика для художника любого плана, будь он живописцем, режиссером или писателем, — это лакмусовая бумажка его творческой состоятельности. Художника, который красиво проходит по лезвию эротического искусства, не оступаясь ни в пошлость, ни в банальность, ни в снобизм, ведет особый дар, врожденная эстетическая интуиция, дерзкое и свободное воображение, чувство юмора, наконец.
Без приправы юмора, озорства и даже народной похабщины, конечно, может обойтись то или иное произведение, но невозможна эстетика эротического искусства в целом. Одна из главных опасностей, которая подстерегает эротическое произведение, — это чрезмерный «возвышенный» пафос, стремление оторвать человеческие страсти от земной, сексуальной почвы, залить эротические сцены патокой банальности, от которых нормальному человеку с развитым художественным вкусом становится тошно.
И чаще всего подобное глумление над живой, сверкающей острыми молодыми зубами, шелковым пахом и влажными сосками эротикой происходит по причине бездарности — человеческой и художественной. И вот здесь-то на помощь приходит ирония. Антон Павлович Чехов, истинный, кстати, ценитель живописи, друг Левитана, Коровина, любил не только русскую грусть, названную впоследствии «чеховской», но и разгульную эротику с размахом, чтобы душа развернулась : «Когда разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины, с ягодицами, расписанными зеленой краской». Это он так в своих записных книжках уже изобрел боди-арт, которым, увы, не успел воспользоваться.
И все же один из самых животрепещущих вопросов современности — где же, наконец, проходит граница между эротикой и порнографией, сегодня так и не разрешен. Похоже, истинная граница между искусством и порнографией проходит в душе и сердце каждого отдельного зрителя и читателя, а договориться можно только о юридической стороне этих понятий, хотя и это проблематично. Но существуют священные источники эротической культуры, ее традиции и, конечно же, охранители.Александр Лобычев
koroleva-da.livejournal.com