ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ. Картины покрытие лаком


ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ | АРТконсервация

Лаковая пленка защищает красочный слой от неблагоприятного действия атмосферы. Пленка реставрационного лака, нанесенная реставратором /а не художником после окончания работы над картиной/, выполняет еще и дополнительные функции:

а) закрепляет нижележащие слои лака;

б) выявляет тона авторской живописи;

в) изолирует авторскую живопись от реставрационных тонировок.

В связи с этим подавляющее большинство картин, находящихся на реставрации, после окончания работы с лаковым покрытием /регенерации, утоньшения и пр./ или удаления поверхностного загрязнения должны быть покрыты новым слоем лака.

Исключение составляют картины, выполненные смешанной техникой /например, поверх масляной краски нанесены темпера, уголь, мел, пастель, и картины, написанные художником с расчетом на матовую поверхность.

К лаковым реставрационным пленкам предъявляются следующие требования: пленка должна быть бесцветна, прозрачна, эластична, устойчива к химическим и физическим воздействиям атмосфера, обратима /т.е. легко удаляема умеренно сильными растворителями/, нанесена ровным и предельно тонким слоем. Следует всегда иметь в виду, что лаковые пленки, вначале бесцветные, со временем желтеют, а интенсивность окрашивания пленки находится в прямой зависимости от ее толщины.

Однако до настоящего времени не найден такой лак, который полностью отвечал бы всем техническим требованиям.

Ленинградский завод художественных красок выпускает мастичный, даммарный и акрил-фисташковый покрывные лаки для живописи 1).

Мастичный лак - 30%-ный раствор натуральной смолы мастикс в пинене. Это довольно густая жидкость, прозрачная, желтоватого цвета. Пленка лака при старении сильно желтеет.

Даммарный лак покрывной - 30%-ный раствор даммары в смеси пинена (85-90%) и этилового спирта (16-10%). Цвет жидкости слегка желтоватый. При старении желтеет слабее, чем мастичный лак.

Акрил-фисташковый лак в своей основе имеет синтетическую полибутилметакриловую смолу в сочетании с небольшим количеством фисташковой смолы 2). Смесь этих смол составляет 23%, растворитель - смесь пинена (98%) и уайт-спирита с бутиловым спиртом (2%). Акрил-фисташковый лак - густая жидкость слегка зеленоватого оттенка. Этот лак по своим свойствам выгодно отличается от лаков из натуральных мягких смол -мастичного и даммарного. Пленка акрил-фисташкового лака значительно более эластична, более стойка к неблагоприятному воздействию атмосферы. В связи с этим в реставрационной практике акрил-фисташковый лак почти вытеснил мастичный и постепенно вытесняет даммарный. Однако акрил-фисташковый лак высыхает медленнее.

Срок годности всех лаков - 6 месяцев со дня изготовления. Дата выпуска указана на этикетке флакона.

Подготовка лака. Все лаки перед нанесением на картину, как правило, разводят пиненом. Количество пинена, добавляемого в лак, бывает различным. Обычно на 1 объем лака заводского изготовления добавляют 1 объем пинена /разведение 1:1/. Срок годности пинена - 6 месяцев со дня изготовления.

Концентрация лака зависит от состояния красочного слоя и грунта, их плотности, степени старения, а также от цели покрытия /нанесение лаковой пленки взамен удаленной или закрепление нижележащих слоев после регенерации или утоньшения лака/.

При живописи, сильно порванной кракелюром, при рыхлом грунта, т.е. в тех случаях, когда возникает опасение, что разведенный лак не даст желаемой пленки, а "провалится" -впитается в живопись и грунт и пройдет на оборотную сторону холста, - концентрация лака увеличивается; как исключение в особых случаях рыхлости красочного слоя и грунта покрытие ведут цельным, неразведанным лаком.

Если лаковое покрытие должно закрепить уже имеющийся слой, используют лак более низкой концентрации. Разжиженный лак легче проникает в глубь нижнего слоя и прочно соединяется с ним.

На всегда лак заводского приготовления бывает абсолютно прозрачным. Такой лак следует прогреть на водяной бане в течение нескольких минут. Для этой цели флакон с лаком помещают

в сосуд с высокими бортами /кастрюлю, котелок/ на небольшую деревянную подставку, заливают водой до уровня несколько более высокого, чем уровень лака во флаконе, и подогревают до температуры 60°С. При прогревании часть смолы, выпавшая в осадок и создавшая мутность, переходит вновь в раствор, восстанавливая его прозрачность.

Следует иметь в виду, что теплый лак имеет более низкую вязкость, что позволяет наносить его более тонким слоем.

Процесс работы. Перед нанесением лака картину нужно тщательно просушить и освободить от волокон ваты, которые могли прилипнуть к картине при работе тампоном в предыдущих процессах реставрации.

Способы нанесения лака.

1. Нанесение флейцем - наиболее распространенный способ. Лак, разведенный до нужной концентрации, наливают в широкую посуду, чтобы туда маг свободно войти флейц. Ширину флейца /его номер/ следует подбирать в зависимости от величины картины; обычно это бывает № 75. Для картин малого размера применяют флейц № 25, для большемерных № 170 и более 3)

а) Покрытие картин малого и среднего размеров. Картину укладывают на столе в горизонтальном положения. Реставратор подходит к картине со стороны, противоположной источнику света. При таком положении в скользящем свете хорошо видна равномерность нанесения лака.

Плавными движениями флейца по взаимно-перпендикулярных направлениях лак равномерно распределяют по поверхности картины. Размашистость движений и излишняя поспешность могут привести к образованию пузырьков воздуха в щетине флейца, переходящих в слой лака на картине. Однако и затягивать процесс опасно. Выравнивание слоя должно быть закончено и тому моменту, когда лак начнет подсыхать, затрудняя движение флейца. Последние движения флейца должны быть горизонтальными по отношению к композиции произведения и направлены в одну сторону.

б) Покрытие лаком картин большого размера. К большемерным можно отнести все картины, середины которых реставратор не достает рукой, если картина находится в горизонтальном положении. В таком случае приемом, описанным выше, покрыть картину лаком невозможно.

Большемерные картины закрепляют на мольберте; плоскость картины должна быть расположена так, чтобы источник света находился справа. При таком положении картины реставратор, работая правой рукой, видит наносимый им лак в скользящем свете и может контролировать ровность нанесения пленки. Нанесение лака начинают с верхнего края картины, постепенно спускаясь вниз.

Картины очень большого размера обычно покрывают лакам одновременно несколько реставраторов.

Не следует набирать флейцем много лака, чтобы избежать его потеков.

2. Нанесение лака тампоном. Для того чтобы нанести лак очень тонким слоем, пользуются тампоном. Кусок ваты среднего размера обертывают двумя слоями марли и насыщают раствором лака. Этим тампоном протирают поверхность картины.

3. Нанесение лака пульверизатором. Иногда возникает необходимость в дополнительным покрытии лаком картины после окончания живописного восстановления утрат. В таком случае при нанесении лака флейцем или тампоном возможно "размазывание" свежие тонировок, сделанных на лаке.

Для покрытия лаком с помощью пульверизатора картину кладут на стол на подстеленную бумагу. Лак из пульверизатора оседает на поверхности картины в тонко распыленном состоянии. Действие пульверизатора необходимо отрегулировать так, чтобы не образовывалось капель лака.

Даммарный и мастичный лаки начинают загустевать очень быстро, образуя шероховатую поверхность, не имеющую того глянцевого блеска, какой бывает при нанесении лака флейцем. Акрил-фисташковый лак высыхает медленнее и, прежде чем застыть, успевает слиться из отдельных мельчайших капелек в сплошную гладкую пленку.

Эта разница в свойствах лаков используется при выборе того или другого лака в зависимости от задачи, которую преследует повторное покрытие. Если нужно дополнять слой лака, то используется акрил-фисташковый лак, если нужно погасить излишний блеск, - даммарный или мастичный.

Введение воска в раствор лака или излечение его тонким слоем поверх лаковой пленки - приемы для снижения блеска лака, применявшиеся довольно часто в практике старых мастеров-реставраторов. В настоящее время этими приемами не следует пользоваться, так как введение воска в лак на позволяет в дальнейшем регенерировать его, если возникнет эта необходимость.

Наилучшим считается то покрытие, когда на картину нанесена тонкая ровная пленка с умеренным блеском.

* * *

Процесс покрытия лаком картины необходимо проводить в помещении, отвечающем следующим требованиям: оно должно быть чистым, светлым, без сквозняков.

Первые часы после окончания покрытия картины лаком она должна находиться в горизонтальном положении, чтобы избежать смещения незастывшего лака. В это время особенно важно, чтобы пыль не оседала на липкую поверхность.

Затем картину помещают в светлый шкаф или закрытый стеллаж для окончательной просушки, которая практически заканчивается в течение суток. На это время важно предохранить картину от холодного и влажного воздуха, от сквозняков: свежая лаковая пленка особенно резко реагирует на понижение температуры и увеличение влажности, быстро разлагаясь.

Картины, которым по замыслу автора противопоказано покрытие лаком, после окончания реставрации нужно защитить от вредного действия пыли и газов воздуха конвертированием под стекло.

Возможные осложнения

1. Длительность высыхания лака. Иногда лак продолжает давать отлип в течение нескольких дней. Длительность высыхания указывает на недоброкачественность лака.

Такой лак следует удалить протиркой пиненом до исчезновения отлипа. Затем вновь покрыть картину лаком, предварительно проверив его качество.

2. Неравномерность лаковой пленки, обусловленная различной степенью сохранности красочного слоя и грунта на разных участках картины: на участках скопления кракелюра лак сильнее впитывается в грунт и не дает тай пленки, которая образуется на остальной площади картины, менее поврежденной. Это заметно при обычном просмотре картины: блеск лака не ровный.

В этом случае надо дать лаку затвердеть, а затем пожухлые участки вновь прикрыть лаком. Для повторного покрытия жухлых участков иногда полезно повысить концентрацию лака. Выравнивать пленку надо очень внимательно и осторожно, чтобы не допустить затеков лака.

Правила безопасности

Лаки и пилен относятся к легко воспламеняющимся и горючим веществам. Хранить их следует в металлических шкафах.

В случае прогрева лака перед употреблением - не оставлять лак без присмотра, не перегревать!

Покрывать картину лаком вблизи с включенными нагревательными приборами запрещается.

_________

1) ГОСТы и ТУ на материалы, перечисленные в методике, приведены в Приложении I

2) Не путать с фисташковым лаком, смола которого выпадает в осадок при добавлении в лак пинена!

3) У флейцев отечественного производства номер соответствует ширине флейца, выраженной в мм; номер флейца иностранных фирм соответствует ширине, выраженной в дюймах, и обозначаться знаком("). Например: 2" = 2 дюйма примерно = 5 см /т.е. № 50/.

 

Приложение I ГОСТы и ТУ на, материалы

1. Акрил-фисташковый лак СТУ 30 12319-62

2. Даммарный лак СТУ 30 12318-62

3. Мастичный лак СТУ 30 12322-62

4. Пинен ТУ 6-10-1073-70

5. Вата гигроскопическая ГОСТ 5556-66

6. Марля отбеленная медицинская ГОСТ 9412-67

Первоисточник: 

Реставрация станковой масляной живописи. ВХНРЦ, М., 1976

art-con.ru

ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ | АРТконсервация

При покрытии картин лаком мы придерживаемся обычного способа нанесения лака кистью — флейцем. Мы могли бы, конечно, применять самые современные распылители, но для этого требуется слишком дорогое оборудование (компрессор с электродвигателем), которое не окупилось бы, так как художникам очень редко приходится покрывать лаком, и, кроме того, это оборудование заняло бы слишком много места в мастерской.

На первый взгляд кажется, что покрытие лаком является весьма простой операцией, на самом же деле оно требует тонкого чутья для правильного соотношения лака и разжижителя и особенно — сноровки при работе флейцем. Соотношение между смолой и растворителем определяется в зависимости от внешних условий, в первую очередь от температуры воздуха. Так, летом, лучше всего удовлетворяет отношение 1:3 или 1:4. Зимой и вообще в холод наиболее пригодно отношение в пределах 1:4 и 1:5. Употребляются щетинные, плоские кисти, шириной от 5 до 10 см, с относительно короткой щетиной (2—4 см). Чем лак гуще, тем короче должна быть кисть, чтобы она «затянула» лак, то есть, чтобы ею можно было наносить лак достаточно тонким слоем. Собственно покрытие лаком мы выполняем длинными правильными мазками, наносимыми крестообразно, при этом имеет значение и положение картины. Вертикальным положением мы препятствуем нанесению слишком толстого слоя, который не эстетичен и, кроме того, усиливает недостатки лака. Стекающий избыточный лак растираем по еще не покрытой поверхности картины. В результате первых мазков кистью образуется неравномерный слой, и только повторением мазков и крестообразными движениями кисти получаются слои равномерной толщины. Как только лак в результате частичного испарения разжижителя несколько сгустится, мы проглаживаем его поверхность легкими прикосновениями кисти, пока вся поверхность картины не станет ровной и глянцевитой. При покрытии лаком поверхность картины подвергается довольно сильному механическому трению, и уже только по одной этой причине необходимо, чтобы живопись была перед покрытием вполне высохшей. По установившемуся правилу масляную живопись можно покрывать лаком не раньше чем через год после ее окончания. Лакировать темперы можно, однако, значительно раньше — непосредственно по прошествии времени, необходимого для высыхания масла, содержащегося в темперном связующем. Если покрывать лаком темперу еще до этого срока, высыхание лака может замедлиться.

Если мы покрываем лаком картину с большой поверхностью, то покрываем постепенно прямоугольные площадки, размер которых определяется количеством лака, содержащегося в кисти, и которого хватает для использования в один прием. Эти приблизительно равные и правильно ограниченные площадки располагаем вплотную рядом одну с другой и под другой. Крупные картины целесообразнее лакировать кистью шириной по крайней мере в 10 см, не только с целью экономии времени, но и для того, чтобы было меньше соединительных швов, которыми соприкасаются отдельные покрываемые лаком поверхности.

Хотя лаки с полимеризованным маслом сравнительно быстро высыхают, однако их досыхание длится неделю и дольше. В течение этого времени мы должны защищать их от пыли, которая может испортить все лаковое покрытие, если осядет в большом количестве. Если у нас нет возможности хранить картину в критический период высыхания лакового покрытия в обеспыленном месте, то необходимо выбрать лак, содержащий сиккатив. Он высохнет в течение двух дней, однако его стойкость значительно снизится. Обычно упускают из виду, что можно ускорить высыхание лака иначе, без сиккативов, без вредных последствий, то есть теплом. В отапливаемых помещениях, где у потолка температура выше, можно значительно ускорить высыхание покрытой лаком картины, просто подвесив ее по возможности выше. Можно еще более эффективно ускорить высыхание лака путем непосредственного воздействия на картину теплового излучения*, при этом, разумеется, необходимо позаботиться о том, чтобы картина не нагрелась выше 40°С, потому что более высокая температура может подействовать неблагоприятно на основание и грунт.

Даммарные лаки, содержащие воск, высыхают быстро; уже на второй день они вполне сухи. Однако их следует наносить более осторожно и с большей сноровкой, чем масляные лаки: прежде всего мы нагреваем лак на водяной бане (в закрытом сосуде, чтобы водяные пары не имели доступа к нему). Когда он станет достаточно теплым, наносим его широкой плоской кистью длинными равномерными горизонтальными мазками. К местам, лишь немного просохшим, мы не возвращаемся, потому что после высыхания лака глянец всей поверхности может стать неравномерным.

В случае применения какого-нибудь другого лака следует придерживаться старого, однако, зарекомендовавшего себя положения — перед лакированием слегка нагреть картину. Благодаря этому мы предупредим, в особенности в сырую погоду, неприятное «посинение» лака и последующее его помутнение.

_______

* Автор, видимо, предполагает применение для просушки инфракрасных лучей. Инфракрасные лучи способствуют просыханию всего слоя в целом, но допустимость применения инфракрасных лучей в отношении произведений живописи еще дискуссионна.

Первоисточник: 

Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962

art-con.ru

Уроки живописи — Покрытие картины лаком.

Оценка информации

Записи на схожие темы

Советы художникам. Как хранить краски.Приглашаю на свои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ... Для записи на мастер-класс, просто звоните +7965 545 72 63Мой сайт http://www.trofimov-arts.ru****************************************­****************************✔ Подпишитесь - https://www.youtube.com/channel/UCUHX......

[8 Nov 2015 | Автор admin |  ]

В уроке кратко объясняю о свойствах масляных красок.Масляные краски. Советы художникам.Приглашаю на свои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ... Для записи на мастер-класс, просто звоните +7965 545 72 63Мой сайт http://www.trofimov-arts.ru Для желающих...

[4 Nov 2015 | Автор admin |  ]

"Цвет. Энциклопедия. Советы по цветовому оформлению интерьера вашего дома"Книга "Цвет. Энциклопедия" содержит советы по подбору цветов, хорошо сочетающихся друг с другом. Это разделенное на важнейшие цветовые группы теоретическое и практическое...

[8 Sep 2016 | Автор Nina |  ] [21 Apr 2016 | Автор Nina |  ]

Сайт художника http://zaholstom.ru В этом уроке живописи Вы узнаете о приёмах, которые используют художники для передачи пространства в пейзаже. Также видео содержит полезную информацию о технике масляной живописи и различные советы по работе над пейзажами....

[5 мая 2017 | Автор Nina |  ] [11 Jul 2016 | Автор Nina |  ] [8 Apr 2016 | Автор Nina |  ] [21 Sep 2016 | Автор Nina |  ] [3 Dec 2016 | Автор Nina |  ] [18 Dec 2016 | Автор Nina |  ] [20 Mar 2017 | Автор Nina |  ] [25 Apr 2016 | Автор Nina |  ]

"Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов"В учебном пособии рассмотрены наиболее важные теоретические вопросы, связанные с применением различных живописных материалов, их реакцией в красочных слоях, даны сведения об изготовлении,...

[7 Dec 2015 | Автор admin |  ]

http://www.artrecept.com/risunok/chel...Как рисовать волосы, советы для рисунков карандашом и красками.музыка http://www.bensound.com/

[5 Mar 2016 | Автор admin |  ]

"Рисунок для модельеров"Эта книга предназначена для модельеров. В ней содержаться базовый курс рисунка, основные сведения о материалах и техниках, необходимых для создания эскизов, а также базовые концепции дизайна, приведены примеры рисунков моделей,...

[8 Sep 2016 | Автор Nina |  ]

Опубликовано: 29 янв. 2014 г.Видео урок масляной живописи от Лилии Степановой.В данном выпуске мы напишем копию картины в стиле знаменитой украинской художницы Евгении Гапчинской.Все произведения Евгение Гапчинской очень популярны. Они пропитаны...

[25 мая 2017 | Автор Nina |  ]

Картины. Пейзаж. Натюрморт.В ролике представлены картины написанные маслом на холсте, имеющиеся в наличии, на 25.10.2015 года, можно приобрести, цены до 6000 рублей. Пересылка почтой включена в стоимость. Достаточно перевести деньги на Яндекс кошелек и картина...

[4 Nov 2015 | Автор admin |  ]

В этом уроке Виктория поделится с вами частичкой своего мастерства рисования Лошадей, показав некоторые тонкости и приемы. Начинающим художникам этот обзорный мастер класс будет крайне полезен.КистиОбычно для рисования я использую стандартные...

[7 Mar 2014 | Автор admin |  ]

Процесс написания картины от начала до конца.Приглашаю на мои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ... Мой сайт http://www.trofimov-arts.ruКартины маслом. Рисуем поэтапно https://youtu.be/oqPR2LA4rfY"Осенний пейзаж" "Осень" Рисуем поэтапно" "Картины...

[22 Sep 2015 | Автор admin |  ]

Техника живописи.Вопрос прожухания, вжухания картины. Что делать?Приглашаю на свои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ... Для записи на мастер-класс, просто звоните +7965 545 72 63Мой сайт http://www.trofimov-arts.ru****************************************­****************************✔...

[23 Oct 2015 | Автор admin |  ]

В современном лесу много вкусного не найдешь – жуки, комары  и несколько белок. Но остались еще древние жители леса – грибочки. В прошлом уроке мы с Вами рисовали принцессу всех грибов, а сейчас поведаю Вам как рисовать...

[26 Dec 2013 | Автор admin |  ]

"Основы китайской живописи. Энциклопедия"В китайской живописи кистью используется минимальное количество линий для передачи сюжета, ритма и грации. Эта книга предложит вам более 200 законченных мотивов для воссоздания, от цветов и фруктов до живой...

[6 Mar 2016 | Автор Nina |  ]

🍀 Надежда Ильина, Арт-повар, ХудожникТема: "Виртуозность и скорость в технике жидкого масла"- за час вместе с Надеждой Ильиной вы напишите этого коня в авторской технике художника- оцените, как быстро и просто работать в технике "жидкое масло",...

[24 мая 2017 | Автор Nina |  ]

"Рисуем цветы"Это прекрасное практическое руководство научит вас рисовать цветы в разных живописных техниках. От наброска до законченного произведения — все этапы создания картины подробно описаны и проиллюстрированы. От вас требуется лишь немного...

[17 Dec 2015 | Автор admin |  ]

Подробная, Полезная информация, ни какой "воды". Все по делу, для тех кто желает начать писать масляными красками. Как начать писать картины, чтобы не бояться. Масляная живопись без сомнений. Приглашаю на мои мастер-классы в Екатеринбурге: http://www.evernote.com/l/AY45GvMnyQJ......

[17 Dec 2015 | Автор admin |  ]

painting-lessons.ru

Масла, лаки, разбавители для живописи. Покрытие картин лаком. Масла.

Масла, лаки, разбавители для живописи.

Покрытие картин лаком.

Масла.

Растительные масла делятся на 4-е группы в зависимости от того, какую они образуют пленку при высыхании.

1 группа: льняные, тунговые, конопляные.

- Высыхают сравнительно быстро.

- Образуют твердую, нерастворимую, эластичную пленку.

2 группа: подсолнечное, маковое, соевое.

- Пленкообразующая способность значительно ниже, полученная пленка частично растворяяется в органических растворителях, плавится при нагревании.

- Высыхает значительно дольше.

3 группа: масла типа олифкового.

- Полностью не высыхают.

4 группа: масла типа касторового.

- Не образуют пленку и не высыхают.

Льняное масло.

-Широко применяется в живописи.

Завод художественных красок выпускает масло отбеленное, рафинированное льяное и масло льняное уплотненное двух номеров: № 1 (слабоуплотненное), № 2 (средней степени уплотненности).

- Высыхание льняного масла в нормальных условиях на свету происходит за 5-6 суток; в темноте - 60 суток. (От интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей масляная пленка разрушается.)

- Медленно сохнущие краски не следует разбавлять одним маслом, а применять смесь живописного масла с лаком, например, дамморным или мастичным.

- Уплотненные масла №1 и №2 можно рекомендовать для разбавления быстросохнущих красок и при составлении "тройника" (1ч. даммарного или мастичного масла : 1 ч. уплотненного масла : 1 ч. пинена для разжижения смеси), а также для протирки пожухшей живописи.

Лаки для живописи.

Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).

Выпускаются следующие виды лаков:

- мастичный;

- даммарный;

- фисташковый;

- акрил-фисташковый;

- копаловый;

- ретушный.

Мастичный лак используется:

- в качестве добавки к краскам;

- для протирки промежуточных слоев;

- как покрывной в масляной и покровной живописи.

Даммарный лак используется:

- как добавка к краске;

- как покрывной.

При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.

Копаловый лак:

- темного цвета;

- применяется как добавка к краскам;

- высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.

Покрывные лаки.

Фисташковый лак:

- почти полностью бесцветен;

- скорость высыхания значительно ниже, чем удругих лаков.

Акрил-фисташковый лак:

- пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью;

- по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного;

- высыхает медленнее мастичного.

Даммарный покрывной лак:

- гигроскопичен, не защищает от влажности;

- в условиях повышенной влажности мутнеет.

Ретушный лак:

- применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев;

- наносится кистью или тампоном.

Разбавители масляных красок.

Разбавитель № 1:

- применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.

Разбавитель № 2:

- применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.

Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-занизкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.

Разбавитель № 4 (пинен):

- окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению;

- применяется как разбавитель красок и лаков в живописи;

- при разбавлении красок пиненом понижается их блеск.

Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться - мутненть с выпадением осадка и желтеть.

Основные правила применения масляных разбавителей:

- применять в ограниченном количестве;

- не вводить масло в подмалевок;

- медленно сохнущие краски следует разводить только лаками;

- быстро сохнущие краски следует разбавлять уплотненным льняным маслом;

- чрезмерное введение лака в красочный слой делает его хрупким.

Покрытие картин лаком.

Покрытие картин лаком имеет чрезвычайно важное значение. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.

Покрывают картину лаком не ранее, чем через год после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма.

Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.

Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента  выпуска.

Перед нанеснием лака картину нужно очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не "затянула" лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака, его слудует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1.

Окончив нанесение лака, полотно через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.

 

znakka4estva.ru

Покрытие картин лаком

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п. Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.Перед нанесением лака – картину необходимо очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти, при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров – шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она “затянула” лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°. Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем – № 4) в соотношении 1 : 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше. Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель – № 2), что дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте. Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух, и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины. После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке. Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины. После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки. Для чего применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков. Большие картины часто покрывают лаком постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака. При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.

Tags: Покрытие картин лаком

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 07:09 and is filed under Техника живописи. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта