Николай Константинович Рерих. Рерих елена картины


краткая биография, фото и видео, личная жизнь

Елена Ивановна Рерих (1879-1955) — российская общественная деятельница, писательница и переводчица, основательница учения агни-йоги (Живой Этики). Она написала огромное количество работ, изучала связь индийской и русской культур.

Труды женщины были оценены по достоинству совсем недавно, уже после ее смерти. Самыми известными книгами являются «Основы буддизма» и «Криптограммы Востока». Елена часто писала под псевдонимами. Также она является автором переводов писем Махатм и «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской. Женщина умерла 5 октября 1955 года.

Происхождение и детство

Лена родилась в семье академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова, который был родом из Санкт-Петербурга. По материнской линии девочка принадлежала к роду Голенищевых-Кутузовых. Среди ее предков были известные полководцы, композиторы и поэты.

Мать малышки, Екатерина Васильевна, с детства прививала ей тягу к знаниям и искусству. Елена получила отличное образование, изучила несколько иностранных языков, историю религии и философии. Она с юных лет умела играть на фортепиано. Друзья семьи отмечали необычный характер девушки, ее молчаливое обаяние. Дочь Шапошниковых всегда была «в себе», музыка и книги интересовали ее больше пустых разговоров. Девочка проводила свободное время дома, была домоседкой. Уже в юности она поняла, что хочет выйти замуж за человека искусства и всячески его поддерживать. Именно так все и произошло.

Большая любовь

В 1895 девушка окончила Мариинскую гимназию для женщин в Санкт-Петербурге. В 1899 она встретила археолога и художника Николая Рериха. Они полюбили друг друга и уже в 1901 обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове. Вскоре у пары родились сыновья, Святослав и Юрий. Первый из них позднее стал художником, как и отец. Юрий же увлекся наукой, во многих странах люди изучают его исследования Востока.

Елена Рерих

Вместе с мужем Елена посещала старинные города. Они изучали архитектуру, обычаи и культуру тех мест. Женщина фотографировала памятники, она овладела мастерством реставратора. За несколько лет Рерихи успели объездить около 40 разных городов. Но в 1916 у Николая Константиновича начались проблемы со здоровьем. Врачи порекомендовали семье перебраться в Карелию, на побережье Ладожского озера.

В 1919 супруги переезжают в Стокгольм, где Николай выставляет свои картины. Позднее они посещают Лондон, а с 1920 по 1922 живут в Америке. Там художник (не без помощи жены, разумеется) организовывает вернисажи, позднее Рерихи открыли несколько общественно-культурных центров. Они просвещали молодежь, делились знаниями о философии и искусстве. Именно тогда были основаны такие организации, как Международное объединение художников, Мастер-институт искусств и музей Николая Рериха.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

С 1923 по 1928 год семья путешествует в составе легендарной Центрально-Азиатской экспедиции. Вместе они исследуют труднодоступные районы Индии, Китая, Тибета и Монголии. Ученые много времени уделяли проблеме исторического единства культур. Они мечтали об объединении всех наций и культурном взаимодействии.

После окончания экспедиции Елену избрали президентом Института научных исследований «Урусвати», открытого в Индии. Там она жила вплоть до смерти мужа в 1947 году. После этого женщина переехала в город Калимпонг.

В 1934-1935 годах Рерих координировала деятельность в поддержку договора об охране исторических памятников. Этот пакт назвали фамилией женщины, в 1935 его подписали главы 22 стран.

Елена Рерих

Учение и общественная деятельность

Еще в Лондоне Рерихи сблизились с Теософским обществом Е.П. Блаватской. С 1920 по 1940 год Елена проводила «беседы» с Махатмой Мориа, Великим Гималайским учителем. На основе этих разговоров и были написаны книги Живой Этики. Это учение объединяло в себе все существующие виды йоги и религий.

По принципам Живой Этики каждый человек имеет возможность получить психическую энергию, если будет работать над собой. Он должен воспитывать сердце и душу, раскрывать творческий потенциал своих мыслей. В учении присутствовали оригинальные принципы медицины, Рерих смотрела на некоторые научные явления совершенно с другой стороны. Она стремилась укрепить связь между человеком и природой, усовершенствовать духовную атмосферу планеты. Особое внимание писательница уделяла важности уважения к женщинам.

О Елене Рерих известно не так много, как о ее родственниках. Но важно знать одно: именно эта женщина вдохновила своего мужа и сыновей на все эти свершения. Она делилась с ними знаниями и опытом, была настоящим духовным лидером в этой семье. Многие картины Николай писал после общения с женой, она подавала ему идеи и рассказывала сюжеты.

stories-of-success.ru

Елена Ивановна Рерих

Истинно великое всегда видится на расстоянии. В случае с творческим наследием русского философа и ученого Елены Ивановны Рерих именно так и получилось. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной в первой половине ХХ столетия, вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно и вызвало глубокий и неподдельный интерес у многих наших соотечественников, стремящихся найти ответы на волнующие вопросы бытия.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.

С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках: русском, немецком и французском. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником Н.К. Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К.Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав Рерихи. Бологое, 1913
Елена Ивановна (справа), Юрий и Святослав Рерихи. Бологое, 1913

В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904-го – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «… Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем <…> Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.

Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, после пребывания в странах Скандинавии Рерихи выезжают в Англию. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса. Книги Живой Этики создавались Е.И. Рерих в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами, Великими Душами, Риши, Учителями.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие во всем мире под эгидой этих организаций, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, – пишет Елена Ивановна, – как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

Н.К. Рерих. Ведущая. 1924 (фрагмент картины)

www.icr.su

Елена Рерих

 

 

Елена Рерих. Даже если бы не было никакой великой миссии, кроме как быть верной супругой, спутницей жизни, другиней одного из самых великих людей XIX-XX столетий Николая Рериха, то и тогда она вписала бы своё Имя в историю человеческой эволюции. Любое творчество порождается взаимодействием энергии двух противоположных начал. Но как часто исторические хроники, указывая на великие деяния творца, забывали сказать о второй его половинке – женском начале. В творчестве Николая Рериха была ещё одна важнейшая составляющая – женское начало. Елена принимала высокие образы от Великого Учителя и передавала творцу-художнику Николаю в самых подробных деталях, видя запечатлённые в сознании образы-картины, словно рассматривая их на полотне. А потому не ради красного словца или лишь в знак уважения своей спутнице жизни Николай Рерих утверждал, что под каждой его картиной можно поставить и имя Елены Рерих.

Но Елена Рерих и сама по себе может быть названа не только самой великой женщиной, но и выдающимся представителем всего человечества на рубеже перехода в Новую Эпоху Огня.

Принятие огненных текстов Учения Живой Этики, которые являются самым настоящим Спасительным Якорем для всего человечества, а затем и проявление огненного подвига в высшей Йоге Огня – Агни Йоге, дало ей право быть Названной Учителями человечества Провозвестницей Новой Эпохи. Елена Рерих не только стала Матерью Агни Йоги, но и совершила подвиг открытия своих энергетических центров для соединения с Огнём Пространства – достижение, ранее осуществляемое лишь Великими Учителями. Так Елена Рерих приобрела Космическое Огненное Право, дающее ей возможность стать огненным преобразователем Земли для выхода её на новую ступень развития. И сколько мук, страданий и болей пришлось испытать Елене Рерих, Названной Урусвати, чтобы трансмутировать и открыть свои центры до возможности принятия огней Высших Миров, жизненно необходимых для многострадальной планеты. И это был её самый главный жизненный подвиг на Земле. Этот подвиг позволил Елене Рерих достичь подлинного бессмертия – беспрерывной сознательности в трёх мирах: в плотном, тонком и огненном. Именно о Прекрасной Елене, Урусвати, Матери Агни Йоги можно сказать, что она стала живее всех живых.

Елена Рерих всегда с нами и готова оказать помощь каждому, кто готов отдать себя на дело служения человечеству. Её любящее сердце – это драгоценный Дар – путеводная звезда, ведущая к Великим Учителям, принимаемых человечеством за Богов.

Олег Чеглаков

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru

Николай Рерих - Главная страница

Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха.Юрий ГАГАРИН, космонавт. Из бортжурнала. 12 апреля 1961 года

н к рерих  В 1874 году  родился Николай Константинович Рерих - художник, писатель, поэт, ученый и исследователь, основатель многих просветительных, научных и общественных учреждений, великий борец за культуру. На Западе его знали как великого гуманиста, а на Востоке как великого Риши, Гуру, а также как «Мастера Гор». Никто не изображал Гималаи, их величие, красоту и силу, как он. Никто не уловил вечный мир и чувство беспредельности, которые символизируют Гималаи, как он.

Он получил несколько высоких знаков отличия и состоял членом более чем полдюжины академий; был председателем, прези­дентом, почетным членом бесчисленных организаций, научных корпораций и обществ мира.

Величайшим духовным наследством, оставленным Н. К. Рерихом потомкам, являются его картины и литературные произведения. Последние составляют около 27 томов, не считая множества очерков и статей.

Наиболее известные книги Рериха — это Собрание сочинений, Нерушимое, Алтай-Гималаи, Сердце Азии, Держава Света, Твердыня Пламенная, Шамбала, Пути Благословения, Врата в Будущее, Гималаи — Обитель Света.

Николай Константинович Рерих и его спутница жизни Елена Ивановна Рерих познакомили западный мир с высокой философией и Учением Живой Этики, которая призывает нас к совершенствованию и осознанию психической энергии.

Философ и автор книг, Елена Ивановна Рерих разделяла с Николаем Константиновичем все его устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей воплощены в его полотнах, много книг он посвятил ей. Так тесно было их творческое общение, что порою трудно провести черту,разделяющую их творчество.

Елена Ивановна писала в Письмах "Истинно Свет и красота души его запечатлена в его картинах,Они имеют в себя дар целительный"

Он путешествовал повсюду, не только по России, Европе и Новому Свету, но также по Азии, и его длительные экспедиции прошли через Среднюю Азию, Монголию, Тибет, Китай и Японию.

Многие из его картин оказались пророческими.

Картины Рериха, которых насчитывается более 7000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. Говорят, что в России нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, что это первый раз в истории, что построен целый музей, чтобы поместить в нем шедевры одного художника еще при его жизни. В этом музее находятся около тысячи картин.

Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения.

Картины его рассеяны по всему свету, в музеях и частных коллекциях.

Есть они в Риге, в Париже, в Праге, Лондоне, в Вене, в вБелграде, в Загребе, в Пекине, в Дели, Нью-Йорке, в Буэнос Айресе.

Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику.

В свое время картина ЗНАМЕНИЕ хранилась в одном из музеев Кишинева.

Никто не может не заметить их ослепительной красоты, потрясающей силы, выражения ликующей свободы и сгущенной духовной атмосферы, которую они излучают. Картины его насыщены космическими энергиями и полны божественного смысла. Они вызывают не только восторг, но и благоговение.

Эти сюжеты воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым и более благородным начинаниям. Для этой цели они были даны миру.

СЕРДЦЕ, МУДРОСТЬ, ТРУД И ТЕРПЕНИЕ — вот принципы, которые были для Николая Константиновича наиглавнейшими.

Его произведения пророчествуют — строго напоминают о великих истоках нашей жизни, нашей культуры, бытия и духа, о седой, но не мертвой древности, о мире остывшем, но не погибшем, о недвижимых свидетельствах возникновения мира.

Через Рериха, его провидения древности, ее мистической души раскрываются пред нами следы и тайны давней, засыпанной песком истории и сказочных ее форм, — восток, но и наш север, — скандинавская, скифская, русская жизнь.

Профессор Рерих для продвижения нового мирового порядка через культуру выдвинул Знамя мира и культурный Пакт мира. Знамя белое, с тремя красными шарами в центре, символизирующими искусство,науку и религию.Они заключены в круг, указывающий на их скрытое единство. Это символ олицетворяет также прошлое, настоящее и будущее, которые все заключены в окружность вечности.

В 1935 году в Вашингтоне Соединенные Штаты и все 20 латино-американских стран подписали договор Пакта Рериха по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц, а в 1954 году на Гаагском съезде он был подписан всеми ведущими странами.

Неутомимый борец за культуру Рерих писал в Листах Дневника:

Культура есть молот будущего.

Культура есть прежде всего человеческое делание во имя осознанного добра Света, Блага.

Ничто так не близко культуре как чувство любви, осознание прекрасного и сердечное устремление к подвигу. Любить значит прощать, прощать значит понять.

Не умолкайте в защиту культурных ценностей

Пусть слова Живой Этики приносят ему нашу дань к 127-летию со дня его рождения. Ведь он осуществлял их в своей жизни:

«Трудись, твори благо, чти Иерархию Света — этот Завет Наш можно начертать на ладони даже новорожденного. Так несложно начало, ведущее к Свету. Чтобы принять его, нужно иметь только чистое сердце». /Иерархия, 373./

Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее завет Николая Константиновича.

rerih.ucoz.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта