Что на самом деле описано в известной книге Марко Поло. Марко поло картина


ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОПИСАНО В ИЗВЕСТНОЙ КНИГЕ МАРКО ПОЛО

Иллюстрации Марко Поло

12. МИНИАТЮРЫ В КНИГЕ МАРКО ПОЛО.

12.1. ЧТО БЫЛО НА НИХ НАРИСОВАНО?

К сожалению, читатели книги [1264] не имеют возможности увидеть в ней подавляющее большинство миниатюр из старых рукописей книги Марко Поло. Фундаментальное издание [1264], претендующее на полноту, содержит очень много иллюстраций, но странным образом, практически все они - СОВРЕМЕННЫЕ изображения Юго-Восточной Азии.

И лишь несколько действительно старых рисунков из рукописей книги Поло. В чем дело? Отчего бы издателям [1264] не привести все или хотя бы многие сохранившиеся рисунки из средневековых манускриптов Поло? Ведь это невероятно интересно и важно. Они отражают взгляд тогдашних западно-европейцев на "Индию" и "Китай" - как они себе их представляли.

В [1264] даже приведен список миниатюр в двух старых рукописях книги Поло [1264], т.2, с.527-529. В первой рукописи, оказывается, 84 старых миниатюры. Во второй - 38.

12.2. МИНИАТЮРА "СМЕРТЬ ЧИНГИЗ-ХАНА".

На рис.2.4, рис.2.4a, рис.2.4b приведена старинная миниатюра "Смерть Чингиз-хана" из книги Марко Поло. Она содержится в большом томе "Le Livre des Merveilles" (Fr. 2810), хранящемся во Французской Национальной Библиотеке [1264], т.2, с.527.

Рисунок практически неотличим от миниатюр, хорошо знакомых нам по ДРЕВНЕРУССКИМ ЛЕТОПИСЯМ. Каменный город с башнями, окруженный рекой или рвом, ПОДЪЕМНЫЙ МОСТ, перелески, холмы, БОРОДАТЫЕ всадники В КОЛЬЧУГАХ, головные уборы неотличимые от русских. В частности, изображены хорошо знакомые нам СТРЕЛЕЦКИЕ КОЛПАКИ. Впрочем, на этой миниатюре они изображены мелко, но на следующей вы увидите их совершенно отчетливо.

Комментаторы относят рисунок к современной Монголии, в степях на границе Китая. Но, спрашивается, что мешает нам увидеть в миниатюре типично РУССКИЙ сюжет? И что вы видите здесь от китайской жизни? По нашему мнению - ничего.

Стоит обратить внимание, что Чингиз-Хан погиб в сражении при осаде города с интересным названием КАЛУГА = Calacuy, во французском издании [1263], с.68. С другой стороны, в русских летописях известна битва на КАЛКЕ, где южно-русские и половецкие князья потерпели поражение от войск Чингиз-Хана, якобы в 1223 году [942], с.29. По-видимому, Марко Поло и русские летописи описывают одно и то же сражение. Однако русские хроники о гибели Чингиз-Хана в битве не сообщают. Возможно, речь шла о битве под Калугой = Калкой.

12.3. МИНИАТЮРА "ДВОРЕЦ В ХАН-БАЛЫКЕ".

На рис.2.5, рис.2.5a, рис.2.5b приведена еще одна старинная миниатюра "Дворец в Хан-Балыке" из книги Марко Поло. Каменные кирпичные стены, воинская охрана, явно напоминающая русских стрельцов в КАФТАНАХ и характерных стрелецких колпаках. Весь стиль рисунка снова неотличим от привычных средневековых РУССКИХ миниатюр.

Современные издатели книги [1264] искренне решили показать своим читателям - КАК ЭТО ЯКОБЫ ВЫГЛЯДЕЛО НА САМОМ ДЕЛЕ. С этой целью они приводят рядом со старой миниатюрой из книги Марко Поло рисунок ЗИМНЕГО ДВОРЦА В ПЕКИНЕ, рис.2.6. Искренне считая, что именно он, или похожий дворец, и послужил основой для старой миниатюры. Однако мы видим характерные китайские, загнутые вверх крыши, широкополые китайские шляпы, хорошо защищающие от зноя. НИЧЕГО ПОХОЖЕГО на старый рисунок. Вот так скалигеровская история переносила (на бумаге) события из одной страны в другую.

12.4. МИНИАТЮРА "БОРУС" (БОРИС?)

На рис.2.7 приведена старинная миниатюра "Борус" (Boru's) из книги Марко Поло. Не имя ли Борис или П-Рус, то есть Бело-Рус, звучит в этом "Борусе"? Мы видим людей с СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ В ТИПИЧНЫХ РУССКИХ КАФТАНАХ. Обратите внимание на СПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ШНУРКОВ ЗАСТЕЖКИ. На голове у них ЧАЛМА. То есть хорошо известный казацкий головной убор, либо османский=атаманский тюрбан.

Люди с собачьими головами - хорошо известный образ в "античной" литературе, египетских изображениях, средневековых западных текстах. Эти загадочные фантастические существа существовали якобы лишь в воображении египтян, византийцев и западно-европейцев, и к Руси не имели никакого отношения.

А ЧАЛМА считается сегодня исключительно восточным, мусульманским головным убором. Никогда якобы не употреблявшимся на Руси. Как же может сочетаться РУССКИЙ КАФТАН С ЧАЛМОЙ И СОБАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ? - недоуменно спросят нас. Сейчас мы объясним.

12.5. КТО ТАКИЕ ЛЮДИ С СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ.

В средневековой и "античной" литературе часто рассказывается о людях с СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ. Имеется много старинных изображений таких людей, в частности, в Египте. Люди с собачьей головой изображались и на старых ПРАВОСЛАВНЫХ иконах - например, Святой Христофор, рис.2.8, рис.2.9.

Считается, что это - типичная фантастика. Вроде огнедышащих летающих драконов. Не имеющая под собой никаких реальных основ. Так ли это?

По нашему мнению, в основе всех подобных изображений и легенд лежит реальность. Мы имеем дело просто со средневековой символикой, имевшей вполне определенный смысл в средневековой русской жизни. По-видимому, - хотя этот вопрос, конечно, нуждается в исследовании, - СИМВОЛ СОБАКИ означал ДВОРЦОВУЮ СТРАЖУ при дворе РУССКИХ КНЯЗЕЙ-ХАНОВ, или что-то вроде княжеской гвардии, дружины.

Почему мы так думаем? Например потому, что, как хорошо известно, во времена Ивана "Грозного" на Руси ОПРИЧНИКИ, - воины из опричных, то есть царских войск, - как писал Н.М.Карамзин, "ездили всегда С СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ и с метлами, привязанными к седлам" [362], т.9, столбец 50. Стоит отметить, что Карамзин ссылается здесь на иностранцев Таубе и Крузе, которые описывали такой обычай. Поэтому нельзя, конечно, воспринимать картину буквально: сочащиеся кровью отрубленные собачьи головы с жутким оскалом, притороченные к седлам. Это просто неудобно, да и запах... Своя же лошадь шарахнется.

Тут - явное отражение и искажение каких-то реальных русских обычаев, связанных с царской охраной, стражей. Может быть, охрана действительно носила какой-то символ собаки - "сторожевых псов". ПЕС - ЕСТЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ ОХРАНЫ.

По-видимому, попадая в царский русский дворец, иностранцы видели вокруг себя дворцовую стражу с символом собаки. Например, нашитым на шапке. Это им запомнилось и, вернувшись в Европу, они рассказывали о далекой стране, где дворцовая охрана "носит собаку на голове". Проходя через вторые и третьи руки, сведения исказились и превратились в БУКВАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ С СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ. Отсюда и возник известный "АНТИЧНЫЙ" термин "кинокефалы", то есть люди с собачьими головами. Именно о них говорят многие "АНТИЧНЫЕ" АВТОРЫ.

А когда опричники изобразили символ собаки на седле, то в пересказе иностранцев появились жуткие отрубленные собачьи головы, притороченные к седлу. Надо сказать, что современные историки в общем-то понимают всю нелепость картины всадника на лошади с притороченной к седлу отрубленной собачьей головой. Так например, Р.Г.Скрынников при описании опричников осторожно упоминает здесь только о метле, да и то старается смягчить образ, говоря не об обычной метле, а лишь о "неком ПОДОБИИ МЕТЛЫ" [776], с.107. А о собачьей голове - ни слова.

И тут мы неожиданно понимаем - почему средневековые английские источники называли РУССКИХ - ДОГАМИ, то есть СОБАКАМИ [517], с.261, 264. По тем же самым причинам.

Итак, не зря люди с СОБАЧЬИМИ ГОЛОВАМИ на миниатюре "Борус" (Борис?) изображены в РУССКИХ СТРЕЛЕЦКИХ КАФТАНАХ. Стрельцы и были царскими отборными русскими войсками вплоть до Петра I.

Кроме того, люди с ПЕСЬИМИ ГОЛОВАМИ прекрасно известны в средневековой европейской истории. Так называли, в частности, ЧЕШСКИХ КАЗАКОВ - "ХОДОВ", то есть "пеших воинов", от слова ХОДИТЬ. Их звали ПСОГЛАВЦАМИ. На их знамени было изображение ПЕСЬЕЙ ГОЛОВЫ.

ПСОГЛАВЦЫ - ходы-казаки жили вдоль границы Чехии и Баварии. Они сохраняли типичный КАЗАЧИЙ уклад жизни по крайней мере до середины семнадцатого века. В последний раз КАЗАКИ-ПСОГЛАВЦЫ несли свою воинскую службу в 1620 году, когда Чехия утратила национальную независимость. В 1883-1884 годах о них был написан один из самых популярных в Чехии романов под названием "Псоглавцы". Автор - известный чешский писатель Алоис Ирасек. В 1693 году казаки-псоглавцы восстали против Габсбургов. Восстание подавили. Этим событиям и посвящен роман Алоиса Ирасека.

А как же быть с чалмой?

12.6. РУССКАЯ ЧАЛМА.

Неужели русские носили чалму? - спросит пораженный читатель. Даже для нас было неожиданностью, когда мы, заинтересовавшись этим вопросом, обнаружили, что действительно носили и, более того, ЧАЛМА - РУССКОЕ СЛОВО, происходящее от хорошо известного слова ЧЕЛО, то есть ЛОБ.

КАЗАКИ НОСИЛИ ЧАЛМУ еще в XVII веке. Мы уже приводили изображение казацкого атамана Степана Разина В ЧАЛМЕ, см. "Новая хронология Руси", гл.3:4.1. Гетман Богдан Хмельницкий изображен В ЧАЛМЕ даже на современном памятнике в Киеве. "Этимологический словарь русского языка" неумолимо заявляет: "ЧАЛМА - украинское чалма, древне-русское чалма, челма" [866], т.4, с.313. Итак, ЧАЛМА - ДРЕВНЕРУССКОЕ СЛОВО, причем употреблялось в форме ЧЕЛМА, то есть "нечто на челе" - головной убор. Так же, по-видимому, произошло и русское слово ШЛЕМ, ШЕЛОМ.

В XVII веке на Руси чалму уже носили, в основном, только казаки - потомки бывшей Ордынской армии. А ранее, вероятно, чалма была обычным головным убором русских.

12.7. МИНИАТЮРА "КИНОКЕФАЛЫ".

На рис.2.10, рис.2.10a, рис.2.10b приведена старинная миниатюра "Кинокефалы" из книги Марко Поло. Считается, что это снова изображение обитателей далекой знойной Индии, собирающих рис под палящими лучами тропического солнца. А между тем, изображены люди в ТИПИЧНЫХ РУССКИХ ОДЕЖДАХ, как будто срисованных с русских миниатюр. О собачьих головах мы уже все рассказали. Остановимся на других интересных подробностях.

Вряд ли люди на СУХОМ пригорке собирают рис. Скорее, в двух открытых напоказ мешках насыпана пшеница или рожь. Тем более, что на переднем плане, - второй слева, изображен СЕЯТЕЛЬ, разбрасывающий семена из сумы на поясе. Типично русская картина. А рис, кстати, не разбрасывают, а втыкают рассаду в покрытое слоем воды поле.

Одеты в русские сапоги, изображенные в точности, как и на русских миниатюрах. И опять - каменный укрепленный город.

Если кому-то уж очень не хочется смириться с тем, что здесь изображена Русь, можно при желании, - но с меньшим успехом, - отнести миниатюру куда-нибудь еще в Европу. Но уж никак не в тропические страны или Юго-Восточную Азию.

12.8. ДРУГИЕ МИНИАТЮРЫ ИЗ КНИГИ МАРКО ПОЛО.

В 1999 году во Франции вышло факсимильное издание книги Марко Поло "Le Livre des Mervilles" [1263]. В русском переводе книга называется так: "Книга о Разнообразии Мира" [510]. Во французском издании содержится около девяноста старинных роскошных цветных миниатюр. Некоторые из них мы уже прокомментировали и показали, что они, скорее всего, отражают события, происходившие в Руси-Орде, где на самом деле и путешествовал Марко Поло. Наш анализ других миниатюр подтвердил это наблюдение и добавил к нему очень много нового.

Складывается ощущение, что большинство миниатюр изготовлено не ранее XVII-XVIII веков. Отсылаем заинтересованного читателя к изданию [1263]. Здесь же мы приведем некоторые из миниатюр, чтобы показать, как европейские художники, вероятно XVII-XVIII веков, изображали Великую Империю. По-видимому, они пользовались какими-то действительно старыми изображениями. Но, естественно, привносили туда и новые, иногда фантастические мотивы.

# Книга Марко Поло открывается роскошной цветной миниатюрой, изображающей начало пути Николая и Матвея Поло из Константинополя, рис.2.11. Обращает на себя внимание исключительно дорогое и нарядное исполнение книги. Кстати, цветные травяные узоры напоминают оформление русских рукописных книг XVI-XVIII веков.

# Николай и Матвей Поло в Бухаре, в Персии, рис.2.12. Изображен походный военный шатер на лугу. В пейзаже нет ничего специфически персидского, южного.

# Николай и Матвей Поло приближаются к воротам города Великого Хана, рис.2.13. Изображен каменный город среди лугов. У хана и его приближенных - вполне европейские лица.

# На рис.2.14 показан Великий Хан, принимающий письмо от папы. Лица Хана и его приближенного, передающего письмо, - европейские. Длинные русые бороды. Обилие красного цвета, по-видимому, подчеркивает царское происхождение Великого Хана. Напомним, что красный цвет считался царским в средневековой Ромее и в Европе. Получается, что при дворе Великого Хана пользовались той же символикой.

# На рис.2.15 мы видим, как Николай и Матвей Поло получают золотую ханскую доску - подорожную для путешествия по Империи. На голове у Хана - золотой колпак-шлем. Его придворный - тоже в колпаке. В таких же колпаках раньше ходили на Руси.

# На рис.2.16 показано христианское крещение кровного брата Великого Хана в городе Самарканде [510], с.70-71. То есть, скорее всего, в русско-ордынском городе Самаре. Самарканд - это, вероятно, Самара-Кан или Самара-Хан.

# На рис.2.17 изображено поклонение золотому идолу в Тангуте. Люди с европейскими лицами и в европейских одеждах молятся золотому идолу. По-видимому, показана молитва в православном храме перед позолоченными иконами. Которые нарисованы западно-европейскими художниками, не понявшими сути дела, в виде отлитой из золота статуи идола. Между прочим, само название Тангут означает, по-видимому, Танские или Донские Готы. То есть Танские или Донские Казаки.

# Венчание Чингиз-Хана на царство, рис.2.18. Изображено как венчание римского императора. По-видимому, так оно и было. Согласно нашей реконструкции, Чингиз-Хан должен был венчаться как император всей Империи. То есть как римский император.

# Сватовство Чингиз-Хана к дочери Великого Хана, рис.2.19. Пресвитер Иоанн берет письма от Чингиз-Хана с красными царскими печатями. У самого Пресвитера Иоанна и у стоящих рядом с ним людей - чисто европейские лица. В руках у них - кресты. Кстати, посланцы Чингиз-Хана - тоже явно европейцы. Дворец Пресвитера Иоанна изображен как европейское здание.

# На рис.2.20 изображено начало битвы между Великим Ханом Хубилаем (Кубилаем) и его дядей Наяном или Наямом. Во французском издании он назван Naiam [1263], с.82. Наям лежит в шатре с женой, окруженный войсками, на него нападает Хубилай. Начинается кровопролитная битва с огромным количеством жертв [510], с.110-117. Согласно нашей реконструкции, эта битва и есть знаменитое Куликовское сражение 1380 года. Причем, хан Хубилай - это Дмитрий Донской, а хан Наям - это хан Мамай русских летописей. Напомним, что буквы М и Н часто путались, особенно в западно-европейских текстах, где они изображались практически одним и тем же символом - тильдой над предыдущей гласной. См. Приложение 2 в [ХРОН5]. Наш подробный анализ описания Куликовской битвы у Марко Поло см. в "Новая хронология Руси", гл.6:10.

# На рис.2.21 мы видим четырех жен хана Хубилая, то есть, как мы теперь понимаем, хана Дмитрия Донского. Изображены также его сыновья. Все четыре жены имеют типично европейские лица, причем все они - БЛОНДИНКИ. Сыновья, кстати, ТОЖЕ БЛОНДИНЫ. Ничего монгольского, в современном понимании слова, здесь нет и в помине. Обращает на себя внимание одежда жен Великого Хана Хубилая [Донского]. Их платья неотличимы от европейских. На головах у всех - золотые трехлепестковые царские короны.

# На рис.2.22 ирис.2.22a мы видим мост через реку Пулисангин рядом со столицей Великого Хана. Вдали видна ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА. Сам мост, по словам Марко Поло, стоит на 24 сводах и на стольких же водяных мельницах [510], с.166. Ветряные мельницы - типичный элемент русского и вообще европейского пейзажа. Они были очень распространены на Руси. Что касается степей современной Монголии, то вряд ли там были мельницы. Особенно водяные. Кстати, название реки Пулисангин, приводимое Марко Поло, могло произойти от русского словосочетания ПЛЕС (такой-то), то есть ПЛЕС с каким-то названием, например, ПЛЕС-ангин.

# На рис.2.23 мы приводим миниатюру из книги Марко Поло, изображающую якобы фантастических зверей-змеев из царства Великого Хана. Марко Поло подробно описывает, как подданные Великого Хана успешно на них охотятся. Вот это замечательное описание. "Водятся тут большие ужи и превеликие змеи...

Вот они какие, толстые да жирные: иной, поистине, в длину десять шагов, а в обхват десять пядей; то самые большие. Спереди, у головы, у них две ноги, лапы нет, а есть только когти, как у сокола или как у льва. ГОЛОВА ПРЕВЕЛИКАЯ, А ГЛАЗА ПОБОЛЬШЕ БУЛКИ. Пасть такая большая, сразу человека может проглотить. Зубы у них большие, и так они велики да крепки, нет ни человека, ни зверя, чтобы их не боялся. Бывают и поменьше, в восемь, в пять шагов и в один. Ловят их вот как... Охотники, когда идут их ловить, на той самой дороге, по которой шел змей, ставят снаряд: ВТЫКАЮТ В ЗЕМЛЮ ТОЛСТЫЙ ДА КРЕПКИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КОЛ С ЖЕЛЕЗНЫМ НАКОНЕЧНИКОМ, ВОСТРЫМ, КАК БРИТВА ИЛИ КАК ОСТРИЕ КОПЬЯ... Поползет змей по той дороге, где колья, и НАТЫКАЕТСЯ НА НИХ ТАК, ЧТО ОСТРИЕ ВСАЖИВАЕТСЯ ЕМУ В БРЮХО И РАЗРЕЗАЕТ ЕГО ДО ПАСТИ; ЗМЕЙ ТУТ ЖЕ ИЗДЫХАЕТ, так-то охотники ловят их... И МЯСО ЭТОГО ЗМЕЯ, СКАЖУ ВАМ, ПРОДАЕТСЯ ДОРОГО; ОНО ВКУСНО, И ЕДЯТ ЕГО ОХОТНО" [510], с.188.

Спрашивается, что же это за вкусные "змеи", толстые да жирные, глаза у которых побольше булки, с огромной пастью, и которых убивают, упирая в землю деревянный кол, на который "змей" сам напарывается и, напирая все сильнее и сильнее, наконец издыхает. Желающие могут думать, что тут описана охота на давным-давно исчезнувших диковинных животных, неизвестных современной науке. Мы же выскажем простую мысль. Речь идет об известных русских медведях и о знаменитой русской охоте на них.

Охотники-медвежатники охотились так. Когда медведь нападает и поднимается на задние лапы, в землю перед ним тут же втыкается деревянная рогатина с острыми концами. Рассвирепевшее животное накалывается на рогатину, продолжает напирать вперед, на человека, не понимая всю опасность этого, и в конце концов погибает, пропоротое смертельным оружием. То есть медведь действительно как бы убивает САМ СЕБЯ, что и говорит Поло. Именно о медвежьей охоте и рассказывал старый подлинный текст Марко Поло [Поляка], до нас не дошедший. А дошла до нас лишь его поздняя, западно-европейская, редакция XVII-XVIII веков.

Западно-европейские редакторы книги Поло, вероятно, сами никогда такой охоты не видевшие, и уже смутно понимая, о чем шла речь, расцветили текст Поло [Поляка] фантастическими подробностями. Ужасаясь и пугая своих читателей, даже нарисовали цветную картинку, рис.2.23. где со знанием дела изобразили ужасных зме'ев. Но при этом как-то само собой получилось, что один из зме'ев поразительно смахивает все-таки на русского медведя, рис.2.24. Стоит убрать у него крылья и фантастический хвост, - получится обычный медведь. Мохнатый, с медвежьими лапами и медвежьей мордой.

Отсюда совершенно ясно видно, что, в действительности, происходило с книгой Марко Поло. ЕЕ СИЛЬНО ПЕРЕРАБОТАЛИ. Западно-европейские редакторы, может быть, даже старались искренне вникнуть в суть старого перерабатываемого ими текста. Но, не понимая или, напротив, специально замазывая суть дела, превращали оригинальное описание Марко Поло [Поляка] в фантастические россказни. Сквозь которые, тем не менее, все-таки проступают черты подлинной картины. А на миниатюрах остались медвежьи лапы и морды.

Откуда же в книге Поло появилось название "змей" для русского медведя? Сформулируем гипотезу. По-латински, МЕДВЕДЬ - это URSUS или URSA [237], с.1048-1049. А латинское название для ЗМЕЯ таково: serpens или MORSUS [237], с.923. Ясно, что слова URSUS и MORSUS могли легко путаться, переходить друг в друга. Редактор или переводчик XVII-XVIII веков, уже плохо понимая суть дела, легко мог превратить МЕДВЕДЯ-URSUS в ЗМЕЯ-MORSUS. После чего художники взялись за кисти и уверенно нарисовали крылатого змея-медведя. Получилась фантастика.

*

Из книги Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко „РАСЦВЕТ ЦАРСТВА”.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Рекомендуем почитать

Новости партнеров

 

tainoe.info

Путешествия Марко Поло - Артефакты, диковинки, интересности...

 «Книги чудес света» Франсуа Авриль

из Национальной библиотеки Франции (Ms. fr. 2810)

Folio 55v

Марко Поло пишет, что в провинции Караджан* такие огромные ужи и змеи, что один их вид вызывает ужас. Эти рептилии «с двумя ногами у головы» были, вероятно, разновидностью гавиалов. Безобразные, с огромными глазами и челюстями, на коротких передних лапах с когтями, как у льва или сокола. Эти животные под кистью художника превращаются в типичных драконов, в яркие, созданные средневековой фантазией образы, в которых описания Плиния или Солина перемешиваются со старинной легендой.

Folio 37

Январь и февраль [Великий хан] Кублай обычно проводил в своем дворце в Пекине. Художник упростил довольно сложное описание Марко Поло и изобразил лишь укрепленный четырехугольник с зубчатыми стенами, крытыми серебром крышами и роскошью внутренней отделки. В квадратных проемах видны темные стены покоев, где золотом написаны львы, драконы и разнообразные фантастические животные. Вход охраняет часовой с кривой саблей у пояса и палицей в руках.

Folio 82

Царица Мутифили в сопровождении служанки наблюдает за добычей алмазов (они изображены здесь красными!), которые в большом количестве находили на дне горных рек. Люди, работавшие в горах, «ходят туда ...с опасностью», так как эти места кишат ядовитыми змеями, которых художник изобразил в виде драконов, розового и зеленого. Змеи, в свою очередь, становятся добычей «белых орлов», гнездящихся на вершинах и готовых наброситься на сказочных рептилий.

Folio 88

Четверо путешественников только что вступили на сомалийский берег на Мадагаскаре. Они осторожно движутся по горной тропинке. На горизонте над лесистыми горами возвышаются стены трех городов, переливающихся яркими и одновременно тонко нюансированными красками. Двое мужчин справа внимательно наблюдают за дикими животными, собранными в небольшой плоской впадине, похожей на ров зверинца. Там гуляют слоны; орел клюет падаль; грифон, расправив крылья и откинувшись назад, держит в клюве барана.

Marco Polo, Il Milione, Chapter CXXIII and CXXIV, page from the Book "The Travels of Marco Polo" ("Il milione"), originally published during Polos lifetime 1298-1299, but frequently reprinted and translated . Livre des merveilles fol. 58r. The Khan at war, Faksimile UB Graz Sig.: HB 15 210/P 778.

Datum 1298-1299

Скорее всего, Поло не был в Армении и Грузии, но его отчеты об этих странах довольно точны. 

Иллюстрация к «Книге» Марко Поло. 

Хубилай принимает дары венецианцев. Иллюстрация к «Книге» Марко Поло.

Marco Polo , Devisement du monde ou Livre des Merveilles

Cynocéphales d’Andaman. BNF, manuscrit 2810

Senderba (Sundara) et ses sujets. BNF, manuscrit 2810

Roi de Lar achetant des perles. BNF, manuscrit 2810

La récolte du poivre .BNF, Français 2810

Des marchands vénitiens débarquent à Cambaet grâce à une échelle

Marco Polo, Le Livre des merveilles du monde

Ile mâle et île femelle. BNF, manuscrit 2810

Vers le septentrion

Francais 2810, fol. 188v, Navigation dans l'Ocean Indien.Cote : Français 2810 Auteur/Titre : marco polo, devisement du monde

Rubrique      :      de la puissance de l'empereur carbanda sire de thoris la noble cite et de son saige couvernement et de sa grant prouesce

Légende      :      öldjeïtu trônant

Descripteurs      :      carquois, coiffe, cour, épée, estrade, fourreau, khan, öldjeïtu, trône

Auteur/Titre      :      marco polo, devisement du monde

La chasse au porc-épic

BNF, manuscrit 2810

Marco Polo quittant Venise

Miracle de la montagne qui remue

BNF, manuscrit 2810

Arrivée de marchands à Ormuz

BNF, manuscrit 2810

Les frères Polo devant l’arbre sec

kardiologn.livejournal.com

Читать книгу Мир в картинках. Марко Поло. Книга «О чудесах мира» В. П. Бутромеева : онлайн чтение

Владимир БутромеевМир в картинках. Марко Поло. Книга «О чудесах мира»

МИР В КАРТИНКАХМАРКО ПОЛО«КНИГА О ЧУДЕСАХ МИРА»

Самым большим и могущественным государством древнего мира была Римская империя. Столица его – город Рим, а центральная часть, расположенная на Апеннинском полуострове, – Италия, почти все народы которой получили право римского гражданства. Римская империя владела огромными пространствами вокруг Средиземного моря – от острова Великобритания на севере до всего африканского побережья на юге и от Кавказских гор на востоке до Атлантического океана на западе.

В V веке, когда Римская империя ослабла, полудикие народы с севера и с востока – германцы, славяне, гунны – вторглись в ее владения.

Империя распалась на две части – Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, – Византию. Византией, по имени своего основателя, грека Бизанта, назывался город, на месте которого римский император Константин построил столицу – город Новый Рим. Постепенно этот город стали называть Константинополем, а славяне – Царьградом.

Византия устояла под напором варваров. А Рим и Италия были разграблены и разорены. Многие жители Рима и других городов, спасаясь от нашествия германцев и гуннов, бежали на север Италии в область, называвшуюся Венеция, по имени племени венетов. Венеты считали себя троянцами, которые после гибели Трои переселились в эти места. Когда римляне воевали с чуть не победившим их Ганнибалом, венеты помогали римлянам, и за это позже им предоставили право римского гражданства.

Область Венеция находится между склонами Альп и рекой По, впадающей в Адриатическое море. В ней много рек, стекающих в низину со склонов гор. Реки нанесли в Адриатическое море много ила и песка, и у берега образовалась лагуна. Лагуна в переводе значит «озеро». Это мелководье с многочисленными островами, отделенное от моря узкой песчаной косой. Здесь, в непроходимых болотах и тростниковых зарослях, люди и укрывались от нахлынувших в Италию завоевателей. Со временем на островах лагуны и вырос город, получивший название Венеция. Венеция располагается на 118 островах. В городе вместо улиц 160 больших и множество малых каналов, через которые перекинуто 400 мостов.

Венеция. Большой канал и церковь Санта Мария делла Салюте. Художник Б. Беллотто

Земли у венецианцев не было, и они занимались ремеслами и торговлей. Константинополь в то время стал центром мировой торговли. Через него товары с востока шли в Европу. Венецианские купцы перевозили эти товары из Константинополя к себе и перепродавали их дальше в разные страны. Правил Венецией дож, или дук. Это слово в переводе значит «вождь, государь». Сначала дожа избирало народное собрание, потом только главы самых богатых купеческих семейств. Золотые дукаты весом три с половиной грамма, которые чеканились в Венеции, давали ей огромную власть и силу.

Венеция. Большой канал между палаццо Бемо и палаццо Вендрамин-Калерджи. Художник Дж. – А. Каналетто

Когда начались крестовые походы, венецианцы подкупили французских рыцарей, и они вместо того, чтобы воевать с мусульманами за освобождение Иерусалима, напали на Константинополь и разграбили его. Это позволило Венеции взять в свои руки почти всю торговлю с востоком. В это время монголы завоевывали Среднюю Азию, Кавказ и Русь, и на невольничьи рынки попали миллионы пленных рабов. Венецианские работорговцы получали от своих сделок прибыли в тысячу процентов. Венецианская республика стала сказочно богатой.

Праздник обручения веницианского дожа с Адриатическим морем. Художник Каналетто

В 1253 году два купца, родные братья Поло, отправились из Венеции на восток. Через несколько лет, покупая и перепродавая разные товары, они добрались до Бухары, незадолго до этого разрушенной монголами, а потом восстановленной по их приказу.

Братья Поло, чтобы успешнее вести торговые дела, выучили монгольский язык. В Бухаре послы Великого хана Хубилая предложили им поехать ко двору их властителя, в Китай, покоренный монголами. Братья Поло знали о том, что где-то на востоке есть страна Китай, из которой в Европу доставляли шелк – самую дорогую тогда ткань. Но ни один европеец еще не бывал в Китае. Они согласились и несколько лет добирались до Китая.

Великий хан Хубилай обрадовался встрече с братьями Поло. Его мать была христианкой, и он очень интересовался христианской верой. Хубилай был внуком основателя Монгольской империи – Чингисхана.

Полудикие разрозненные кочевые племена монголов жили юго-восточнее озера Байкал. Они считали своими прародителями степных волков. Монгольские племена постоянно враждовали между собой и нападали на соседей. Сын одного из племенных вождей – Темучжин победил всех своих соперников и объединил монголов. Из отдельных отрядов степных грабителей он создал регулярную, дисциплинированную армию. Теперь все мужчины монголы, кривоногие от долгого сидения в седлах, плосколицые и узкоглазые от степных ветров, стали преданными воинами Чингисхана.

На съезде племенных вождей его избрали Великим ханом, а шаман, волею верховного Бога Синего Неба, провозгласил Темучжина Чингисханом – ханом бескрайнего океана, то есть Вселенной.

И он сначала перебил и ограбил своих соседей-кочевников, завоевал Северный Китай и его столицу Пекин, а потом разграбил богатые торговые города Средней Азии. Согласно одной легенде, Чингисхан погиб в бою, сраженный стрелой. Согласно другой – умер стариком от болезни, которая началась после того, как он на охоте упал с лошади.

Сыновья и внуки продолжили его кровавое дело. Они завоевали Афганистан и Персию, Русь и Крым, взяли столицу Венгрии Пешт. Монгольская империя раскинулась от Тихого океана до Средиземного моря. Монголы вырезали на этих пространствах миллионы людей, миллионы продали в рабство, награбили целые горы золота.

Внук Чингисхана великий хан Хубилай провозгласил себя китайским императором и основал новую династию Юань, что в переводе значит «вечный».

Великий хан Хубилай отправил братьев Поло к Папе Римскому, чтобы тот прислал священников, которые объяснили бы ему христианскую веру и привезли масла из лампады, горящей у гроба Иисуса Христа.

Он вручил им золотую дощечку, которая должна была служить братьям охранной грамотой во владениях Хубилая.

Братья Поло выполнили поручение. Они возвратились в Италию, передали Папе Римскому послание Хубилая.

Они привезли хану ответ от Папы Римского. Вместе с ними в Китай отпр

...

конец ознакомительного фрагмента

iknigi.net

Поло Марко

Поло Марко — (Polo, 1254—1323) — венецианский путешественник, первый европеец, исследовавший Внутреннюю Азию. Его отец Никколо и дядя Маттео, занимаясь торговлей, случайно прибыли в резиденцию монгольского хана Кублая, сына Чингисхана; хан отправил их к папе, чтобы выхлопотать у него присылку нескольких миссионеров. Предприняв новую поездку к хану в 1271 г., Никколо и Маттео взяли с собою и юношу Марко Поло.

Марко Поло усердно занялся изучением монгольского языка, привык к местным обычаям и приобрел расположение хана, назначившего его в свою свиту и дававшего ему поручения в различные отдаленные области своего государства. Поло воспользовался этим, чтобы собирать сведения о странах и народах. В 1292 г. хан отпустил трех путешественников, с богатыми дарами; они отправились к океану и через Кохинхину, Суматру, Цейлон, Трапезунд и Константинополь вернулись в Венецию в 1295 г.

В Венеции Марко Поло благодаря своему богатству достиг высокого положения и получил прозвание Masser Millioni. В 1298 г., во время войны Венеции с Генуей, Марко Поло, будучи начальником галеры, попал в плен к генуэзцам, которые обращались с ним хорошо и вскоре отпустили его. Впоследствии Поло был возведен в звание члена Великого Совета в Венеции. Будучи в плену, Марко Поло продиктовал рассказ о своих путешествиях пизанцу Рустичиано, который записал его на французском языке; в 1307 г. Поло выпустил новое, им самим просмотренное издание.

Из собранных личным наблюдением сведений о народных нравах, государственных учреждениях, особенностях природы, городском быте Марко Поло сумел составить живую картину, с невозмутимым простодушием передающую предметы в их настоящем виде, без всяких прикрас. Азия, по тогдашнему представлению европейцев, была страной чудес и диковин, населенной чудовищными народами; поэтому современники и даже последующие поколения не сумели оценить Поло и смотрели на него как на фантазера, морочащего читателей своими рассказами о странах неведомых; кроме того, самый текст искажался многочисленными добавлениями переводчиков и переписчиков. Только в последнее столетие благодаря новейшим путешествиям и исследованиям Внутренней Азии рассказ Марко Поло оценен по достоинству.

geographyofrussia.com

Марко Поло. Биография юности. - Познавательно

Биография Марко Поло.Появился на свет Марко Поло в купеческой семье венецианца 15 числа месяца сентября 1254 года. Отец мальчика знал толк в торговле пряностями и ювелирными украшениями. Естественно ребенок с детства помогал отцу в торговле, а впоследствии принимал участие в путешествиях. В связи с отсутствием свидетельства о рождении, факт рождения в Венеции в свое время оспаривался хорватскими исследователями. Основанием послужил факт владения семейством Поло в 1430 году домом на острове Корчула, расположенном в южной части Хорватии.

Когда маленькому Марко исполнилось шесть лет, отец с дядей отправились в путешествие на Восток, которое затянулось на девять долгих лет. Мать мальчика умерла, так и не дождавшись своего мужа из дальних странствий. Воспитанием юного Поло занялась родственница отца. Тетка обучала его закону божьему, счету и письму. Большое влечение юноша испытывал к популярным в то время древним трудам ученых, посвященным открытиям и путешествиям. Свой досуг отрок проводил, созерцая морские суда в порту или венецианских каналах.

Дождавшись отца с дядей из долгих странствий, Марко Поло, словно заново родился. Рассказы о загадочных восточных странах и немыслимых приключениях проносились перед ним как сказочный сон. Ведь чета старших путешественников семьи Поло побывала не только, в часто посещаемом генуэзскими и венецианскими купцами Крыме, но шагнула гораздо дальше принятых торговых путей на Восток. Они добрались до самой Монголии и посетили внуков самого легендарного Чингисхана. Внук великого полководца хан Хубилай радушно встретил купцов, и говорят, даже титулы им даровал особые. Правда, было одно условие, вернее сказать просьба к римскому папе, прислать не менее сотни ученых мужей для обучения мастерства семи искусств ханских поданных.

Марко Поло путешественник.

Путь домой был полон надежд. Но, увы, папский престол был пуст. Бывший глава Ватикана отдал душу праотцам, а кто будет новым, еще было неизвестно. Так в полном неведении прошло два года. Устав ждать, не дождавшись благословения папы, отец с дядей, забрав 17-летнего Марко Поло, снова уехали в дальние странствия на Восток. Это было первое путешествие юного первооткрывателя.

text-image.ru

Марко Поло. Путешествие. Биография. Открытия

Путешествие Марко Поло

Путешествие Марко Поло в Китай и “Книга чудес света”

Содержание статьи:

…Если путешествия Марко Поло не создали постоянной связи с Дальним Востоком, они увенчались успехом другого рода: результатом их была самая удивительная на свете книга путешествий, когда-либо написанная, которая навсегда сохранила свою ценность.

Дж. Бейкер. «История географических открытий и исследований»

Кто такой Марко Поло? Что открыл?

Марко Поло (рожд. 15 сентября 1254 г. – смерть 8 января 1324 г.) — крупнейший венецианский путешественник до эпохи Великих географических открытий, купец и писатель, около 17 лет странствовал по землям Центральной Азии и Дальнему Востоку, описавший свое путешествие в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Книгу в последствии использовали мореплаватели, картографы, путешественники, писатели… В первую очередь, Марко Поло известен тем, что для европейцев открыл такую загадочную Восточную Азию. Благодаря его путешествиям, европейцы открыли для себя страну Китай, богатейшую Японию, острова Суматру и Яву, сказочно богатый Цейлон и остров Мадагаскар. Путешественник открыл для Европы бумажные деньги, саговую пальму, каменный уголь и пряности, которые в то время ценились на вес золота.

За беспримерное для своей эпохи по продолжительности и охвату территории путешествие, за точность наблюдений и выводов легендарного итальянского путешественника Марко Поло иногда называют «Геродотом средневековья». Его книга – первый непосредственный рассказ христианина об Индии и Китае – сыграла очень большую роль в истории географических открытий и на несколько веков стала энциклопедией жизни народов Центральной Азии и Дальнего Востока.

Происхождение

По-видимому, Марко Поло родился в Венеции. По крайней мере, его дед, Андреа Поло, жил там в приходе церкви Сан-Феличе. Но известно, что род Поло, который не отличался особой знатностью, но достаточно богатый, происходил с о-ва Корчула в Далмации.

Как видно, стремление к странствиям это фамильная черта в семье Марко Поло. По торговым делам путешествовал дядя, Марко иль Веккио. Отец Никколо и другой дядя, Маттео, в течении нескольких лет жили в Константинополе, где занимались торговлей, объездили земли от Черного моря до Волги и Бухары, в составе дипломатической миссии побывали во владениях монгольского хана Хубилая.

Марко Поло - Китай

Марко Поло в Китае

Путешествие Марко Поло

1271 год — взяв с собой 17-ти летнего Марко, братья Поло вновь отправились в Азию как купцы и посланники папы. Они везли письмо главы римской церкви к хану. Скорей всего, это путешествие стало бы одним из многих, затерявшихся в анналах истории, если бы не яркий талант, наблюдательность и тяга к неизведанному у младшего члена экспедиции.

Свое путешествие венецианцы начали в Акре, откуда направились на север через Армению, обогнули северную оконечность оз. Ван и через Тебриз и Йезд достигли Ормуза, надеясь отправиться на восток морем. Однако надежных судов в порту не оказалось, и путешественники повернули назад, чтобы проехать через Персию и Балх. Их дальнейший путь проходил через Памир на Кашгар, потом по городам, находящимся у подножья Куньлуня.

Жизнь в Китае

За Яркендом и Хотаном они повернули на восток, прошли южнее оз. Лобнор и в конце концов смогли достичь цели своего путешествия – Пекина. Но на этом их путешествия не закончились. Там венецианцам было суждено прожить 17 лет. Братья Поло занялись торговлей, а Марко поступил на службу к хану Хубилаю и много ездил по империи. Он смог познакомиться с частью Великой китайской равнины, пройти через современные провинции Шаньси и Сычуань, вплоть до далекой Юньнани и даже до Бирмы.

Вероятно, он побывал в северной области Индокитая, в бассейне Красной реки. Марко видел старую резиденцию монгольских ханов Каракорум, Индию и Тибет. Своим живым умом, сметливостью и способностью легко осваивать местные наречия молодой итальянец полюбился хану. 1277 год — он стал уполномоченным императорского совета, был послом правительства со специальными миссиями в Оньнане и Яньчжоу. А в 1280 году Поло назначили правителем города Янгтчу и еще 27 городов, ему подчиненных. На этом посту Марко пробыл три года.

Наконец жизнь на чужбине начала тяготить венецианцев. Но хан обижался на любую просьбу Марка отпустить его домой. Тогда Поло решились на хитрость. 1292 год — им, включая Марко, доверили сопровождать дочь Хубилай-хана, Когатру, к ее жениху, князю Аргуну, который царствовал в Персии. Хан приказал снарядить целый флот из 14-ти кораблей и снабдил экипажи запасами на 2 года. Это был удобный случай для того, чтобы, выполнив поручение, возвратиться в Венецию.

Марко Поло

Марко Поло у монгольского хана Хубилая

Дорога домой

Во время этого путешествия Марко Поло смог увидеть острова Малайского архипелага, Цейлон, индийское побережье, Аравию, Мадагаскар, Занзибар, Абиссинию. Плавание закончилось в уже знакомом ему Ормузе. Причем маршрут путешествия не всегда выбирался соображениями выбора кратчайшего пути. Желание увидать новые страны заставило Марко отклониться больше чем на 1,5 тысячи миль в сторону для изучения африканского побережья.

В результате плавание длилось 18 месяцев, и когда флотилия прибыла в Персию, Аргун успел скончаться. Оставив Когатру на попечение его сына Гассана, венецианцы отправились на родину через Трапезунд и Константинополь.

Возвращение в Венецию

1295 год — после 24-х летнего отсутствия семья Поло возвратилась в Венецию. Странников не узнали даже близкие родственники, занявшие к тому времени дом Никколо. Их уже давно считали погибшими. Через несколько дней на пиру, куда Поло пригласил самых знатных горожан Венеции, Марко, Никколо и Маттео на глазах у присутствующих распороли свои татарские одежды, превратившиеся в рубище, и высыпали груду драгоценных камней. Ничего другого из путешествия Поло не вывезли.

В Трапезунде дорогие шелка, запасенные в Китае, конфисковали. Да и история с драгоценностями, может быть, является легендой. По крайней мере, в золоте они не купались. Прозвище «Миллионщик», которым окрестили Марко сограждане, скорей всего связано с тем, что во время рассказов о своих приключениях он часто повторял это слово применительно к богатствам восточных правителей.

1296 год — между Венецианской республикой и Генуей началась война. В морском бою командовавшего одним из судов Марко тяжело ранили, захватили в плен и заключили в тюрьму. Там он повстречал такого же пленного, пизанца Рустичиано, которому продиктовал свои воспоминания, принесшие ему бессмертие.

Личная жизнь

После освобождения из плена в 1299 году Поло спокойно прожил до 1324 года в Венеции и скончался 8 января в возрасте 69 лет. В конце жизни он вел торговые дела в городе. Вернувшись путешественник женился на Донате Бадоэр из богатой и знатной семьи. У них родились три дочери – Фантина, Беллела и Моретта. По завещанию и супруге, и дочерям были отказаны более чем скромные суммы.

Карта маршрута Марко Поло

Карта маршрута путешествия Марко Поло

Книга. Значение путешествия Марко Поло

Воспоминаниям Марко Поло, записанным Рустичиано на французском языке и названным им «Книга сира Марко Поло относительно царств и чудес Востока», суждено было пережить столетия. В них странник предстает не столько купцом или ханским чиновником, сколько человеком, страстно увлеченным романтикой путешествий, многоцветием мира, разнообразием впечатлений. Может быть, такой она стала благодаря Рустичиано, который стремился создать сказку о чудесах Востока. Но скорей всего за этим стоит все-же Марко. Иначе у рассказчика попросту не было бы материала. Да и судьба самого путешественника, за морем не обретшего богатства, делает его похожим не на торговца, жаждущего наживы, а на Афанасия Никитина – тоже купца, ушедшего в путешествие «за три моря» и привезшего оттуда только книгу.

Рукопись читали с интересом. Очень скоро ее перевели на латинский и другие европейские языки и после распространения книгопечатания переиздавали множество раз (первое печатное издание вышло в свет в 1477 году). Вплоть до второй половины XVII века книгу использовали как пособие для установления торговых путей в Индию, Китай и Центральную Азию. В особенности большую роль она приобрела в эпоху Великих географических открытий, став настольной книгой Генриха Мореплавателя, Васко да Гамы, Христофора Колумба, Фернана Магеллана и всех, кто стремился найти морской путь в Индию и на Дальний Восток.

С большим интересом читаются воспоминания и в наше время. На русском языке они изданы в нескольких переводах. Одним из лучших считается перевод профессора И.П. Минаева, впервые изданный в 1940 году.

Сомнения. Достоверность сведений

К сожалению, при жизни Марко венецианцы подвергали его рассказы сомнению, считая их вымыслом. В этом смысле он разделил судьбу других известных путешественников, у примеру Пифея и Ибн Баттуты. Книга, в которую Рустичиано, стремясь сделать ее занимательной, поместил не только непосредственные наблюдения рассказчика, но и легенды, а также рассказы о странах, которых Поло не видел, только усугубила ситуацию. Слухи, домыслы, недоброжелательство, несмотря на очевидные факты, благополучно дожили до наших дней и, попав на благоприятную почву стремления к сенсациям, расцвели пышным цветом.

На Западе вышла книга историка Фрэнсиса Вуда под красноречивым названием «Бывал ли Марко Поло в Китае?». В своем труде он поставил это под сомнение. 1999 год — легковерные поклонники Интернета пошли еще дальше. Они организовали дискуссию, для определения степени достоверности сведений, содержащихся в воспоминаниях Марко. Участники виртуально, на экране компьютера, повторили его маршрут протяженностью более 3,5 тысяч км. На каждом этапе они знакомились с документальными историческими и географическими данными о местности, сопоставляли их и даже проголосовали, чтобы выяснить коллегиальное мнение. Большинство сделало вывод, что Поло в Китае на самом деле не был. Если же, по их мнению, он и посетил Поднебесную империю, то на очень непродолжительное время. Без ответа, правда, остался вопрос, где же он провел эти 17 лет.

Однако не только книга воспоминаний хранит память о путешествии Марко Поло. Он был человеком до такой степени незаурядным, что в Китае был удостоен даже чего-то, похожего на религиозное почитание. В Европе это стало известно лишь в начале XX века. В Итальянском географическом обществе хранится письмо одного из его членов, датированное 12 апреля 1910 годом. Он пишет, что в 1902 году в Кантоне, в храме Пятисот Будд в длинном ряду статуй он увидел одну с энергичными чертами лица явно немонгольского типа. Ему сказали, что это статуя Марко Поло. Вряд ли случайного торговца, мимоходом посетившего страну, могли удостоить такого внимания.

 

 

 

В.Мирошникова

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Марко Поло. Путешественник, писатель, купец.

Поворотным пунктом всей жизни Марко стал очередной приезд его отца и дяди в Венецию. Он с жадностью слушал их рассказы о загадочных странах, в которых те побывали, о многих народах, среди которых они жили, об их внешнем виде и одежде, их нравах и обычаях — чем они похожи и чем не похожи на венецианские. Марко уже тогда заучил, какие товары покупают и продают различные племена, какие у них в ходу деньги, где какой народ встречается вдоль великих караванных путей, что где едят и пьют, какие обряды совершают, как женятся, как хоронят, во что верят и чему поклоняются. Так, постепенно он накапливал познания, которые в будущем сослужили ему бесценную службу.

Когда купцы вновь собрались в путешествие на Восток, они взяли с собой успевшего подрасти Марко. Юноше тогда было семнадцать лет. Но тот, кто надеется побольше узнать о его дальнейших приключениях из известной книги, увы, будет разочарован. Для Марко в рассказанной им истории первейший интерес представляла не его персона, а удивительные земли, которые ему довелось увидеть.

Миниатюра из «Книги чудес». Марко Поло рассказывает о многочисленных опасностях, подстерегающих путешественника по пути к Великому хану, 1410 г.

Весь маршрут семьи Поло передан довольно подробно. Марко рассказывает, что из Венеции они попали в Акку (Палестина), оттуда в порт Айас (южное побережье Азии), пересекли Армянское нагорье и спустились по Тигру до порта Басра. Далее Поло, вероятно, добрались до Тебриза и через Керман прибыли в Ормуз, предполагая достичь Китая морем. Однако суда показались купцам очень ненадежными, и они возвратились в Керман.

Пройдя с караваном вдоль южных предгорий Гиндукуша, они преодолели Памир за 12 дней и спустились в оазис Кашгар. Далее, обогнув с юга пустыню Такла-Макан, они двигались от оазиса к оазису через пески Кумтаг; от колодца к колодцу венецианцы проследовали в долину реки Шулэхэ и добрались, наконец, до китайского города Ганьчжоу (Чжанье), где прожили год. Из Ганьчжоу Поло прошли в город Синин. А в 1274 г. Марко поступил на службу к монгольскому великому хану Хубилаю.

Более 15 лет жили Поло в Китае, занимаясь в основном торговлей. Марко, находясь на службе у хана (он владел монгольским и двумя языками тюркской группы), неоднократно пересекал Восточный Китай. Из его рассказов сравнительно точно можно определить лишь два маршрута: один вдоль приморской полосы прямо на юг — к городам Кинсай (Ханьчжоу) и Зейтун (Цюаньчжоу), другой — в восточный Тибет, Юньнань и на север Индокитая. В Венецию Поло вернулся в 1295 г. морем через Тебриз, сопроводив по поручению Хубилая царевну, выданную замуж за правителя Персии.

Хубилай принимает дары венецианцев. Иллюстрация к «Книге» Марко Поло. Мастер из Бусико. Около 1412 года

Книга, написанная Марко Поло, посвящена всем этим событиям. Она увидела свет в начале XIV в. и с тех пор стала настольной для многих выдающихся путешественников эпохи великих географических открытий, в том числе для Христофора Колумба. В ней наблюдательный и практичный венецианец поделился с современниками собственными наблюдениями о нравах, государственных учреждениях и быте Китая — страны, в которой, как принято считать, Марко Поло провел 15 лет, находясь на службе у известного хана.

Именно из этой книги многие европейцы впервые узнали о странах Востока, их природных богатствах и технических достижениях — бумажных деньгах, печатной доске, саговой пальме, компасе и векселе, а также о каменном угле, местонахождении вожделенных пряностей. Поразительно, но в итоге поиски путей приобретения пряностей в обход арабской торговой монополии привели к переделу мира и исчезновению многих белых пятен на карте. И таким образом, книга о путешествиях Марко Поло стала одним из немногих изданий, которые повлияли на ход истории.По материалам сайта puteshestvie-marko-polo-okonchilos-v

moikompas.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта