Сочинение по картине И.Е. Репина «Протодиакон». Репин картина протодьякон
Протодиакон - Репин И. Е. :: Артпоиск
Протодиакон.
Описание
Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». В процессе работы приобрел значение не только самостоятельного портрета, но и картинного образа. В отличие от портретов-типов крестьян портрет протодиакона воплотился в монументальном образе. Эта его монументальность определялась, в конечном счете, значительностью и богатством раскрытого в нем художником содержания, потребовавшего соответственно значительной формы. берет размер более натуры и, в отличие от сравнительной простоты композиционного решения крестьянских портретов, дает сложный, основанный на контрапосте разворот фигуры. Композиционная подача фигуры в целом и здесь служит раскрытию содержания образа, его психологии, которые в данном портрете противоречивее и сложнее.
В передаче мощного торса, больших сильных рук, пышущего жаром старческого лица в венце седых волос, с взлетающими вверх черными бровями, с пронзительными хищными глазами утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Его, «язычника», именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. «Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы. Обреченная на духовное лицемерие и грубое насилие, она сама является порабощенной, изуродованной. Критика здесь служит одновременно и утверждением положительного идеала, восхищением подлинной природой того, что подвергается обличению в изуродованном виде. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». В этом внутренняя основа того эстетического восхищения, которое вызывает в нас это мастерское изображение самого по себе совсем неприглядного явления. Недаром отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Это черта, которая не могла не увлечь особенно такого художника, как .
Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. на материале своего времени и своей страны, на языке реализма XIX века создал новый общечеловеческий образ, подобно тому, как это совершил в XVII веке Веласкес. Это и есть выражение репинского демократизма.
«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода а в частности. Типический образ здесь либо отыскивается художником непосредственно в натуре, либо мыслится как реальная натура. Процесс типизации есть, таким образом, прежде всего процесс изучения, наблюдения жизни, чтобы суметь увидеть в ней самое нужное и его раскрыть. Это не следует, однако, понимать узко буквально, как пассивное созерцание или копирование натуры. Это результат множественности наблюдений, но результат, наконец понятый на натуре и затем в той или иной мере доработанный или переработанный художником. Поэтому сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». Взятый живым из жизни, он вместе с тем богаче и многограннее, чем первичная идея, замысел художника, как мы это видели уже в «». И это его богатство тем более раскрывается, развертывается, чем более художник увлекается своей натурой, вдохновляется ею.
Восхищение характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». до того еще не писал так широко и сочно. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. С каким разнообразием написано в широком обобщении одеяние протодиакона и более детализированно трактованное его мясистое лицо! В изображении лица и рук великолепно передает натуру: опухлость щек и большого красного носа, струящуюся массу седых волос бороды, узловатость рук. Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой будет затем долго работать. В этой манере пишутся такие картины, как «» и «», такие портреты, как «», «», «». Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей.
«Протодиакон» — первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. По силе выразительности они не уступают лицу и играют существенную роль в общем композиционном построении изображения. Правая рука, лежащая на животе, смотрится так же фронтально, как и лицо, а вместе с тем своим положением как бы продолжает трехчетвертной поворот туловища, в то время как левая рука снова выводит взгляд в сторону лица. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Тем самым в общей композиции появляется дополнительное, большее, чем это нужно для самой массы фигуры, пространство, то есть пространство картины, а не портретного фона. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Мастером в изображении рук проявляет себя и в других портретах.
А. Фёдоров-Давыдов
artpoisk.info
Илья Репин. Протодиакон
1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.
Случайные записи
k-a-r-t-i-n-a.ru
Репин И.Е. Протодьякон.docx - Курс лекций. История картин. ИЛЬЯ ...
1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали попризнакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый дажене с Гоголем, а с СалтыковымЩедриным.Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатуройна «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народнойречью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой
znanio.ru
Илья Репин. Протодиакон. Описание картины. Шедевры русской живописи
В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.
«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, - пишет он Стасову. - Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»
В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.
Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.
«Дьякон заслуженный, - рассказывает Репин Крамскому о своей модели, - весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».
Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
«Протодиакон» - примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.
www.tanais.info
Сочинения по картинам Репина. Протодиакон
Илья Репин. Протодиакон. 1877. Холст, масло. 125,5 x 97,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.
«Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, — пишет он Стасову. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»
В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон». Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.
Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая –держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.
«Дьякон заслуженный, — рассказывает Репин Крамскому о своей модели, — весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».
Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: «Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия.
Источник: http://www.tanais.info/art/repin12more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Сочинение по картине И.Е. Репина «Протодиакон»
Протодиакон – это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной силой. Итак, как по условию жизни он обречен на духовное лицемерие в нем автор не изобразил ничего духовного.
Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Взгляд изучающий и грозный. Одежда на нем богатая и дорогая. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную. Репин одновременно хочет представить нам человека, которым можно восхищаться, за его подлинное притворство и также вырисовывает все нюансы, как говорится, обличает его.
И хотя Илья Репин очень рисковал, рисуя картину именно в разоблачающем для духовенства и церкви смысле, но все, же его картина приобрела большую популярность. Образ протодиакона отнесли к наиболее ярким образам художника. В это картине виднеется его сила в сочетании индивидуальной характеристики и социального обобщения.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Религиозная тема в творчестве Репина: картины, описание
В богатейшем арсенале русской и советской реалистической живописи много глубоких по содержанию и силе эмоционального воздействия картин, разоблачающих роль религиозных представлений. Рассказу о картине «Крестный ход» И. Е. Репина и других его антиклерикальных картинах посвящена данная статья.
На протяжении пяти лет работал Репин над картиной «Крестный ход в Курской губернии». Один эскиз следовал за другим, менялись детали, переписывались целые сцены. И, когда, наконец, картина была готова, о ней заговорила вся Россия.
Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция
Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветная репродукция
На первый взгляд, в картине как будто и нет ничего особенного. Но присмотритесь повнимательнее, поглядите на эту барыньку, которая в окружении сотских и становых несет «чудотворную» икону, на народ, которого не пускают в «чистый ряд», на богатеев, степенно несущих фонарь,— им-то икона в помощь… Поглядите на мальчика-горбуна, на дьякона, небрежно поправляющего на ходу шевелюру, на священников в золотых ризах и синих камилавках!
Известный советский искусствовед Игорь Грабарь писал, что «Крестный ход» насыщен социальным ядом, не дававшим автору покоя и на долгое время ставшим главным стержнем его творчества. Хоругви, иконы — и нагайки! Этим поистине все сказано. Здесь и деспотизм власти имущих, и бесправие крестьян, и прямое изобличение тех, кому служит «чудотворная».
Недаром в одном из своих писем этого времени Репин писал: «Христианство, как и все другие религии, — это рабство, это смиренное самоубийство всего, что есть лучшего и самого дорогого и самого высокого в человеке».
И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори, и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства.
Крестный ход — против болезней! Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц! Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Рабочие нашли построенный в 60—70-х годах прошлого века — именно к этому времени относится расцвет «крестных ходов» — распределительный колодец. Подземные трубы связывали его с многочисленными родниками и даже с прудом и озером, которые и поныне находятся на территории бывшей обители. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах, из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.
И еще одна подробность. Монахи уверяли, что монеты, которые верующие кидали в колодцы со «святой» водой, растворяются в ней — и это тоже считалось «чудом». И действительно, монет на дне колодцев не нашли. Зато были найдены металлические сетки — с их помощью «улов» попадал в монастырскую казну…
Воздействие картины «Крестный ход» было колоссальным. «Крестный ход,— писал Репин,— цензура вычеркнула из каталога… Пожалуй, прикажут убрать с выставки картину…»
Но «Крестный ход» был далеко не единственной картиной великого художника, в которой он обличал религию и церковь.
Примерно в эти же 80-е годы прошлого века им был создан «Протодьякон», о котором сам автор в письме к Третьякову писал: «Вы неверно называете этюдом портрет дьякона. Это даже более, чем портрет,— это тип, словом, это картина».
Репину удалось создать совершенно поразительный по глубине психологической характеристики обобщенный образ: нарисован один человек, к слову сказать, реально существовавший земляк Репина, чугуевский дьякон Иван Уланов, но за ним все российское духовенство, то самое, о котором некогда Белинский сказал: «Не есть ли поп на Руси для всех русских представитель обжорства, скупости, бесстыдства».
А замечательная картина Репина «Отказ от исповеди»…
В камере только двое: священник с крестом и осужденный на казнь революционер. Приговор уже вынесен. Участь узника решена. И священник пришел сюда лишь для того, чтобы заставить его перед казнью сказать слово раскаяния и, может быть, если удастся, выведать конспиративные тайны. Но исповеди не будет.
И вновь, как и в «Крестном ходе», как в «Протодьяконе», Репин поднимается до широчайших обобщений, и одна линия тянется от попов, сопровождающих «чудодейственную», через «Протодьякона» к батюшке, чью лицемерную проповедь отвергает идущий на казнь революционер…
Сохранился и один замечательный репинский эскиз. Девушку на виселицу тащит палач, скрутив ей руки. А рядом — поп, словно каменный истукан, с епитрахилью, с крестом. Не спасать пришел он сюда — освящать расправу над революционеркой. Поп и палач. И оба творят одно и то же черное дело!
Эскиз «У царской виселицы» так и остался незаконченным. Репин не претворил его в картину, даже не выписал, как следует. Это — набросок, заготовка для чего-то большего, что по тем или иным причинам так и не было осуществлено.
Поп, благословляющий палача! Не просто ни во что не верящий, беспечно и сытно живущий «Протодьякон», с его сизо-багровыми щеками и красным от неумеренного употребления злого зелья носом, даже не сыщик в рясе, соглядатай и шпион, как в «Отказе от исповеди», а непосредственный соучастник казни, он, священнослужитель, чья религия учит: «не убий»! Лицемер и ханжа, утверждающий, что он предоставляет спасение душе заблудшего, освящающий виселицу!
Так до большого гражданского звучания поднимается в картинах Репина тема осуждения церковников.
Илья Ефимович Репин прожил долгую и сложную жизнь.
Не многим художником было дано так проникновенно изображать внутренний мир человека, за частным, единичным, видеть общее, типичное, и запечатлевать это с такой покоряющей силой, как великому Репину! Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали.
Из журнала «Семья и школа», 1962 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru