Взаимосвязь картины мира и мировоззрения. Донаучные картины мира. Донаучная картина мира


Взаимосвязь картины мира и мировоззрения. Донаучные картины мира — Мегаобучалка

 

 

Когда мы говорим, что система наук дает человеку определенную картину мира, мы подразумеваем при этом, что в нашем сознании на базе научных данных формируется некое отражение окружающей действительности. Отдельные факты, процессы, явления связываются в единое представление о мире, законах его существования и развития. Наука выступает в данном случае тем инструментом, при помощи которого и происходит такое формирование. Однако помимо строгих научных данных имеются еще два фактора, которые определяют картину мира — это личный опыт человека и исторический опыт человечества, который меняется от эпохи к эпохе. Именно поэтому нельзя утверждать, что картина мира базируется только на научных данных — наука делает для этого очень много, но значительную роль играет и мировоззрение человека и общества.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Как видим, мировоззрение включает в себя элементы научного познания, однако ими не исчерпывается. Наука во многом определяет, как именно предстанет окружающий мир в глазах человека, однако она сама направляется и определяется тем, что человек хочет увидеть в окружающем мире, каковы цели его познания и достижению каких материальных и духовных ценностей оно служит.

Разделяют три исторических типа мировоззрения — мифологическое, религиозное и научное (иногда его называют научно-философским). Мифологическое мировоззрение характеризуется в первую очередь синкретичностью, т.е. неразделенностью между субъектом и объектом, между естественным и сверхъестественным мирами и т.д. В мифе форма представляется тождественной содержанию, поэтому отсутствует самый главный критерий научного знания — достоверность. Категории истинности и ложности знания неприменимы к мифу именно потому, что символ, т.е. идеальное отражение объекта, считается полностью соответствующим самому реальному объекту. Миф органически сплавляет в себе зачатки научного знания, религии, искусства и т.д. С наукой миф роднит одна из его функций — объяснение реальности, ее правил и законов. Например, так называемые космогонические мифы описывают происхождение и развитие нашей вселенной, они пытаются объяснить устройство мира, в котором живет человек, но это описание и объяснение (методы, которыми пользуется и современная наука) основывается не на теоретическом знании, подтвержденном практическим опытом, а на произвольном толковании эмпирического материала. Мифологическая картина мира, т.о., предстает гармоничной и завершенной, но не отвечающей современным критериям научности. Основы науки закладываются тогда, когда единая картина впервые дает трещину — для западноевропейского мышления это эпоха высокой античности (V—IV в. до н.э.). При завершенном мировоззрении нет нужды в науке, в первую очередь — в естественнонаучном знании, поскольку миф дает объяснение всех фактов и явлений окружающего мира — от происхождения вселенной до социальных законов.

Разумеется, научное знание в эпоху мифологического мировоззрения присутствует. Например, геоцентрическая модель Вселенной, автором которой является египетский ученый Птолемей, обладает определенными чертами научной теории — она основывается на эмпирическом материале, под который подведена теоретическая база в виде законов, объясняющих фактические данные. Птолемеевская модель была ближе всего к структуре современных теорий, именно поэтому она просуществовала вплоть до XVI в. (1543 г.), когда была представлена работа Коперника «О вращениях небесных сфер». Следует заметить, что еще в Ш-м в. до н.э. Аристарх Самосский выдвинул предположение о гелиоцентрическом устройстве мира, однако это было сугубо умозрительное предположение, не подтвержденное фактами, в то время как теория Птолемея подтверждалась наблюдением за Солнцем и планетами, В самом деле, движение Солнца по небосводу мог видеть каждый, эмпирические доказательства теоретического знания были налицо, и гениальная догадка Аристарха была забыта. Именно умозрительность является, пожалуй, основной чертой античной науки. В 5-м веке до н.э. Демокритом была высказана еще одна гениальная догадка — о существовании мельчайших неделимых частиц, из которых состоит все сущее. Демокрит назвал такие частицы атомами и указал, что их природа недоступна чувственному познанию и может быть постигнута только с помощью логических построений. Отсутствие фактических данных, подтверждающих эту гипотезу, привело к ее забвению до XIX в. Подобные примеры показывают не только неразделенность естественных и гуманитарных наук в эпоху античности, они выражают невыделенность научного знания как такового. Наука и мировоззрение слиты в этот период воедино.

Религиозная картина мира характеризуется четким разделением сверхъестественного и естественного миров. Если в мифах мы встречаем сверхъестественных существ повсюду, они живут рядом с людьми (в античных мифах — наяды, дриады, сатиры и т.д.), и даже боги, отделенные от простых смертных, могут приходить в человеческий мир, то в религиозном мировоззрении Бог четко отделен от человека. Человеческая потребность в познании окружающего мира реализуется в данном случае путем сакрального авторитета. Любая религия, так же как и миф, объясняет окружающую действительность, однако это объяснение происходит путем отсылки к высшему существу — демиургу, творцу, который создал мир и установил его законы. Категория истинности знания в данном случае также не имеет смысла, однако по другой причине, нежели в мифе. Религиозное знание истинно, поскольку оно дано человеку существом, чьи познавательные возможности неизмеримо превышают человеческих разум. Во втором послании к Коринфянам, например, апостол Павел говорит: «Вся мудрость человеческая есть безумие пред Богом». Поэтому в эпоху господства религиозного мировоззрения потребности в науках так же не возникает — все факты и явления окружающего мира находят свое объяснение. Однако религиозное мировоззрение утратило, по сравнению с мифологическим, одну важнейшую черту. В мифе человек не отделяет себя от природы, он гармонично слит с ней, и потому не испытывает потребности (и даже не имеет возможности) в сомнении. Религиозная же картина мира опирается не на ощущение единства с миром, а на авторитет. Категория сомнения уже присутствует, ведь то, что является авторитетным для одного, может не быть таковым для другого. Подтверждением этого служит существование множества различных религий. Вопрос об истинности или ложности знания, таким образом, превращается в вопрос веры или неверия. Неслучайно возникновение в христианской средневековой Европе различного рода ересей — течений, подвергающих сомнению религиозные установления (само слово «ересь» означает выбор).

Религиозное мировоззрение в настоящее время существует и развивается параллельно с научным, хотя исторически оно возникает гораздо раньше. Определенные черты мифологического мировоззрения также могут присутствовать одновременно с наукой и религией. В первую очередь это относится к так называемым социальным мифам — заблуждениям, которые являются общеупотребительными. В качестве примера такого мифа можно указать на продажу Аляски, которая была осуществлена российским царем Александром II. Строго говоря, на этой почве возникло даже два мифа — во-первых, что земля была не продана, а отдана в аренду, а, во-вторых, — что продавала Аляску Екатерина II. Если первый миф был создан официально, дабы избежать негативной оценки этой сделки со стороны общественного мнения, и в настоящее время почти забыт, то второй оказался гораздо устойчивее — до сих пор подавляющее большинство россиян уверены, что Аляску продала именно Екатерина.

В настоящее время различают три типа мировоззрения, которые в значительной степени коррелируют с историческими типами. Это обыденное (повседневное, житейское), религиозное и научное мировоззрение, каждому из которых соответствует определенная картина мира.

 

 

megaobuchalka.ru

Билет 3. Научная картина мира — Мегаобучалка

Научная картина мира – это система наиболее общих понятий, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок, т.е. является формой систематизации научного знания.

1) В истории науки существовало несколько картин мира:

2) Донаучная картина мира. (Формировалась в Древней Греции. Наиболее развитой вариацией является Аристотелевская картина мира. Просуществовала около 2-х тыс. лет)

3) Механистическая картина мира (Ньютон) (XVII-XVIII века),- Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

o Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

o Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

o Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

o Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

o В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

4) Квантово-релятивистская картина мира (Эйнштейн) (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

5) Синергетическая картина мира (Хакен, Пригожин) 60-е гг, XX века.

Картина мира включает в себя основные положения:

· Представление об элементарном объекте

· Представление о пространстве и времени

· Представление о типе объектов

· Представление о характере законов(два вида современных законов:

1) а) Законы жесткой связи – динамические

2) б) Законы статистические

· Представление о характере взаимосвязи субъекта и объекта

Билет 4. (+ Структура научного познания.) Методы эмпирического уровня познания. Понятие факта.

Структура научного познания, его уровни и формы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ — эмпирический и теоретический.

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция.

Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Функции и методы эмпирического познания.

Методы эмпирического научного познания разделяют на две группы, каждая из которых выполняет специфическую роль в познании. Первая группа соединяет в себе методы выделения (выявления) объекта и его исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и некоторые другие. Ко второй группе эмпирических методов относятся те, которые ориентированы на обработку и упорядочение полученного фактического материала: обобщение, сравнение, аналогия, классификация, систематизация.

Наблюдение есть целенаправленное и организованное восприятие объекта в одном или нескольких отношениях (свойствах). Наблюдение не предполагает изменения естественных условий существования объекта, а значит, особо интересующие субъекта стороны объекта могут быть «в тени» других сторон, то есть не будут в полной мере доступны для восприятия.

Эксперимент отличается тем, что субъект здесь активно влияет на ситуацию, на условия бытия объекта; здесь создаются некоторые искусственные условия для объекта, в которых более открытыми становятся важные для исследования свойства. Однако, новые условия в той или иной мере искажают картину естественного бытия объекта, а значит, данные эксперимента нельзя абсолютизировать.

Описание представляет собой упорядоченное фиксирование сведений об объекте, получаемых в наблюдении и эксперименте, при помощи специальных обозначений. Измерение – разновидность описания. Оно есть установление и фиксация таких характеристик объекта, которые можно выразить в общепринятых величинах и числах, то есть которые находятся в определенном отношении к эталонам веса, длины, скорости, объема и т.п.

Сравнение – это процедура установления сходства и различия или типа связей каких-либо объектов. Здесь очень важным является точное и однозначное определение того, в каком отношении проводится процедура, иначе результаты нельзя будет считать корректными.

Обобщение представляет собой подведение результатов наблюдений и экспериментов под некое обнаруженное в ряде явлений сходное основание, одинаковый признак, единое свойство с учетом задач исследования.

Аналогия – метод, предполагающий выведение знания о некотором сходстве нетождественных объектов, причем, такой вывод носит вероятностный характер.

Классификация – операция выделения в определенные группы некоторого множества объектов, относимых к одной, но, как правило, широкой сфере действительности.

Систематизация – это метод построения целостной картины бытия объекта на основе определения в нем разных свойств, функций, составных частей, а также места каждого в согласованном единстве объекта, во взаимосвязях с другими объектами.

Основной формой эмпирического знания является факт. Факт выступает как суждение о существовании или не существовании тех, или иных явлений, процессов, свойств.

Проблема факта в его достоверности. Достоверность факта зависит во многом от той теории, в свете которой этот факт формируется.

megaobuchalka.ru

Донаучная картина мира в первобытной культуре.

Культура Донаучная картина мира в первобытной культуре.

просмотров - 92

Главным источником, который позволяет нам судить о представлениях первобытного человека об окружающем его мире, являются мифы и легенды (Древней Греции и т.д.). По этим источникам представления человека о мире сводились к следующим положениям:

1. Мир по своей природе двойственный. Первобытный человек понимал, что мир состоит из 2 базовых частей:

1) Определœенное состояние, существовавшее до начала нашего мира. Это состояние они определяли следующими терминами: хаос, бездна, тьма. За этим состоянием последовало другое определœенное состояние, характеризующееся следующими терминами: космос, порядок, организованность; нечто, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек определяет как некоторую организованность; упорядоченность мира в целом. Из этих двух частей преобладающей (доминирующей) является первая. Задача человека (ученого) – расширять островки порядка в океане беспорядка.

2) Первобытный человек увидел, что человеческое общество, его устройство так или иначе повторяет устройство космоса. По этой причине в сознании первобытного человека утвердилась мысль, что сообщество людей - ϶ᴛᴏ малый космос, связанный с небом, с творцом (малый космос – часть большого космоса).

3) Исходные, базовые представления о человеке, обществе воспроизводились в танцах, обрядах, в архитектуре – огромные каменные глыбы – домены. Этим сооружениям, ритуалам придавалось огромное значение в жизни первобытного человека. Танцам, ритуалам, обрядам придавалось большое значение, поскольку предполагалось, что с их помощью люди воздействуют на мир, большой космос. В связи с этими дуалистическими представлениями сформировались парные (двоичные) понятия (базовые о сущности человека): небо и земля, сверх и над, ночь и день, мужчина и женщина (инь и янь – в Китае). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, закладывались первоначала (основы) для появления в науке таких методов, как метод классификации, в основе которого лежит разграничение предметов, явлений, на основе каких-либо признаков.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с помощью парных категорий человек пытался преодолеть тот общий хаос, которым представлялся окружающий мир.

Выводы:

1) Этот период в человеческой истории и культуре, называемый периодом пранауки, являлся необходимым этапом историко-научного исследования.

2) В период неолитической революции произошли важнейшие изменения – возникли всœе материальные и духовные предпосылки, необходимые для жизни человека. На этом этапе созданы условия для ускоренного дальнейшего развития экономики, культуры, науки.

Первым крупным шагом на этом пути развития стала античная наука.

Читайте также

  • - Донаучная картина мира в первобытной культуре.

    Главным источником, который позволяет нам судить о представлениях первобытного человека об окружающем его мире, являются мифы и легенды (Древней Греции и т.д.). По этим источникам представления человека о мире сводились к следующим положениям: 1. Мир по своей природе... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    1. Сущность понятия "картина мира". Изучение и характеристика современной научной картины мира

    Похожие главы из других работ:

    История системного подхода в науке и технике

    3.4 Классическая механика и механистическая картина мира

    Вскоре после открытия Кеплером его законов ряд физиков высказали предположение, что в основе этих законов лежит действие силы, притягивающей планеты к Солнцу и убывающей пропорционально квадрату их расстояния до Солнца. Однако только в 1687 г...

    Натурфилософская картина мира

    Современная научная картина мира

    "Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов" В.Д. Губин Философия: учебник. - М...

    Научная гипотеза и её назначение

    1. Сущность понятия «Гипотеза»

    Гипотеза - выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов...

    Основные понятия философии

    3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

    Основные вопросы темы: 1. Категория бытия, ее смысл и специфика 2. Формирование научно-философского понятия материи 3. Основные формы существования материи 4. Отражение как всеобщее свойство материи...

    Основные черты философии эпохи Возрождения

    3. Механическая картина мира

    Возрождение ознаменовалось также появлением новых, подлинно научных идей в области физики и космологии, и первым именем следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель...

    Развитие материализма и рационализма в философии

    1. Европейская философия: Декарт, Вольтер. Картезианская картина мира и ее влияние на развитие материализма и рационализма в философии

    Рене Декарт (фр. Rene Descartes; лат. Renatus Cartesius - Картезий; 1596 - 1650) - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня...

    Современная естественнонаучная картина мира

    Электромагнитная картина мира

    Электромагнитная картина мира основана в целом не только на учении об электромагнетизме, но и достижениях в других областях естествознания, таких как открытие электрона, создание ядерной модели атома, создание периодической системы Д.И...

    Социально-философский анализ проблемы взаимодействия человека и техники

    1.3 Новое время. Механистическая картина мира

    В эпоху Возрождения, на смену средневековому понятию Божественного начала, вновь приходят рациональные представления, с точки зрения которых, начинают переосмысливаться средневековые понятия. Человек мыслиться не как Божья тварь...

    Сущность понятия, его содержание и объем

    1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ

    Существуют такие виды рассуждений, которые не могут обоснованы, исходя из истинностного значения составляющих их суждений. Вот примеры таких рассуждений: 1). Всякий друг Марины есть друг Петра. Иван не есть друг Петра. Значит...

    Философия и наука

    2. Научная картина мира

    Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле...

    Философия религии

    2 Религиозная картина мира

    Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей...

    Философия: ее проблемы и роль в обществе

    1. Дофилософское мировозрение и картина мира

    Философия возникает на основе мифологии и раннерелигиозного мировоззрения, она - преемница мифологии и религии. Включенность религии в философию демонстрируют и различные религиозные направления философии, существующие и поныне...

    Философская картина мира

    1. О понятии «картина мира»

    Анализ «картины мира» как особого компонента научного знания предполагает предварительное выяснение смыслов исходных терминов -- «мир» и «картина мира»...

    Философская картина мира

    2. Картина мира как результат развития философии, науки и религии

    Упрощенно, можно представить следующую схему формирования общей картины мира (рис.1). Рисунок 1 - Схема взаимовлияния картин мира Каждая из картин мира дает свою версию того, каков мир на самом деле и какое место занимает в нем человек...

    Эволюция и самоорганизация сложных систем

    2. Синергетическая картина мира и универсальный эволюционизм

    2.1 Синергетическая картина мира Общие закономерности протекания процессов самоорганизации социоприродных систем, выявленные синергетикой, позволяют наиболее полно проиллюстрировать единство всего сущего, построить картину мира...

    fil.bobrodobro.ru

    Научная картина мира | Гуманитарная энциклопедия

    Научная картина мира — это особая форма научного теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки (см. Наука) соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

    Различают основные формы научной картины мира:

    1. Общенаучная картина мира — целостная система обобщённых представлений о свойствах и закономерностях действительности (вселенной, живой природе, обществе и человеке), построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных знаний, полученных в различных различных науках на соответствующих стадиях их исторического развития. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Наряду с этим термин «общенаучная картина мира» широко применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи; в этом же значении используются термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность научно-ориентированного мировоззрения.
    2. Естественнонаучная и социальная картины мира — система представлений о природе и обществе, обобщающие достижения соответственно естественных и гуманитарных наук. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения целостного образа мира на основе научных онтологий, включающих представления о природе и обществе.
    3. Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) — системы представлений о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая, техническая и тому подобные картины мира). Специальная научная картина мира формирует целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её исторического развития и меняется при переходе от одного этапа к другому. В данном контексте термин «мир» наделяется специфическим смыслом, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки. Чтобы избежать терминологических проблем, для обозначения дисциплинарных онтологии применяют также термин «картина исследуемой реальности». Наиболее изученным её образцом является физическая картина мира. Но подобные картины есть в любой науке, как только она конституируется в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Обобщённый системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений:
      • о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой;
      • о типологии изучаемых объектов;
      • об общих особенностях их взаимодействия;
      • о пространственно-временной структуре реальности.

      Все указанные представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают основанием научных теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно-исторических форм специальной научной картины мира может реализовываться в ряде модификаций. Среди них существуют линии преемственности (например: развитие ньютоновских представлений о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы). Но возможны ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений об исследуемой реальности (например: борьба ньютоновской и декартовской концепций природы как альтернативных вариантов механической картины мира; конкуренция двух основных направлений в развитии электродинамической картины мира — программы Ампера — Вебера, с одной стороны, и программы Фарадея — Максвелла — с другой).

    Научная картина мира является особым типом теоретического знания (см. Теория). Её основными компонентами являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания научная картина мира выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование научной картины мира как исследовательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира.

    Таким образом, научную картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных (например, с механической картиной мира были связаны механика Ньютона — Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера — Вебера; с электродинамической картиной мира связаны не только основания электродинамики Максвелла, но и основания механики Герца). Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции — идеальные объекты (например, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством таких абстракций как «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время»).

    Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализации конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, составляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории. Процедура отображения теоретических моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Вне картины мира теория не может быть построена в завершённой форме.

    gtmarket.ru

    Изучение и характеристика современной научной картины мира

    Изучение и характеристика современной научной картины мира

    Содержание

    картина миропонимание культура образование

    Введение

    . Сущность понятия "картина мира"

    . Естественнонаучные подходы к определению картины мира

    . Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Оно расширяет горизонты мировоззрения людей, развивает их эрудицию и дает необходимые в каждодневной жизни знания. Огромную и особую роль в его формировании играет общение человека с природой.

    Очевидно, что каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет, как "работают" в нем законы природы; должен знать о механической и вероятностной картине мира, о специальной и общей теории относительности, чтобы иметь более общее представление о Природе, знать, что есть микромир, который в корне отличается от окружающего нас мира, что есть объекты мегамира, которые искривляют пространство и замедляют время и т.д. С другой стороны человек должен знать основное содержание естествознания и проблемы экологии, чтобы почувствовать себе ответственным за состояние биосферы. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для это надо понимать, по каким законам они совершаются. Знание законов природы позволяет взглянуть на деятельность человека и ее последствия в организованном мире.

    Современный мир характеризуется огромным количеством самых разных проблем. Среди наиболее важных и "больных" проблем нашей цивилизации особое место занимают так называемые глобальные проблемы современности. В XX в. воздействие цивилизации на экосферу Земли достигло такого уровня, что невозможно представить себе не только дальнейший прогресс, но и само выживание человечества без осознания его единства с окружающей природой. Эти проблемы, прежде всего, связаны с недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, что породило почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. Причиной создавшейся ситуации является дефицит современного миропонимания.

    Цель данной работы: изучение и характеристика современной научной картины мира.

    1. Сущность понятия "картина мира"

    Картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. Мировоззренческой и методологической базой картины мира является материалистическая диалектика.

    Различают общенаучную картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.).

    Первые картины мира были выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. Научная картина мира начинает формироваться только в эпоху возникновения научного естествознания в 10-17 вв.

    В общей системе научной картины мировоззрения определяющим элементом выступает картина мира той области познания, края занимает лидирующее положение.

    В современном естественнонаучном познании такое положение занимает физическая картина мира.

    В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке).

    Главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной (религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенной фундаментальной научной теории (или теорий), служащей её обоснованием.

    Так, например физическая картина мира 17-19 вв. строилась на базе классической механики, а современная физическая картина мира - на базе квантовой механики, а также специальной и общей теории относительности. С дугой стороны, фундаментальная научная теория находит в научной картине мира средства для своей интерпретации: научная картина создаёт условия, общенаучный фон для её анализа.

    Научная картина мира как форма систематизации научного знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе логические средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности.

    Научная картина выполняет эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий.

    Научная картина мира тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и научной теорией. Научная картина мира находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе научной революций качественного преобразования (смена старой картины мира новой).

    . Естественнонаучные подходы к определению картины мира

    Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания.

    В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий. Но история науки свидетельствует, что большую часть своей истории естествознание было связано преимущественно с развитием физики.

    В своей основе физика - экспериментальная наука. Такой она стала, начиная с Нового времени, когда ее законы стали базироваться на фактах, установленных опытным путем. Но, помимо экспериментальной физики, различают и теоретическую физику, цель которой состоит в формулировке законов природы.

    В соответствии с многообразием исследуемых объектов и форм движения современная физика подразделяется на ряд дисциплин. Это деление происходит по разным критериям. Так, по изучаемым объектам выделяют физику элементарных частиц, физику ядра, физику атомов и молекул, физику газов и жидкостей, физику твердого тела, физику плазмы. Если в качестве критерия взять различные формы движения материи, можно выделить механику материальных точек и твердых тел, механику сплошных сред, термодинамику и статистическую механику, электродинамику (включая оптику), теорию тяготения, квантовую механику и квантовую теорию поля.

    Физическая картина мира, с одной стороны, обобщает все ранее полученные знания о природе, а с другой стороны - вводит в физику новые философские идеи и обусловленные ими понятия, принципы и гипотезы, которых до этого не было и которые коренным образом меняют основы физического теоретического знания. При этом старые физические понятия и принципы ломаются, новые возникают, картина мира меняется.

    Ключевыми понятиями физической картины мира являются: материя, движение, физическое взаимодействие, пространство и время, причинно-следственные связи в мире и их отражение в форме физических законов, место и роль человека в мире.

    Важнейшим из них является понятие материи. Поэтому революции в физике всегда связаны с изменением представлений о материи. В истории физики Нового времени это происходило два раза. В XIX в. был совершен переход от утвердившихся к XVII в. атомистических, корпускулярных представлений о материи к полевым (континуальным).

    . Психолого-педагогические аспекты современной системы образования

    На сегодня исследователи современных научных картин мира исследующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в. в современной научной картине мира:

    Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственное не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного.

    Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

    Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемного, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

    Четвертая тенденция соотносится, "с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым...". Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

    Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента".

    Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XXI столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Хотя эти принципы были сформулированы применительно к среднему образованию, они распространяются на все уровни общей образовательной системы, на все образование. Это следующие основные принципы:

    интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

    демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

    Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы. Согласно этому проекту, основанному на "Концепции общего и среднего образования" - в основе реформирования образования лежат следующие базовые принципы: демократизация образования, его многоукладность и вариативность, регионализация, национальное самоопределение, открытость образования, гуманизация, гуманитаризация образования, его дифференциация и мобильность, развивающий, деятельностный характер, непрерывность образования.

    Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы в соответствии с изменениями современной научной картины мира с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены:

    общепланетарный глобализм и гуманизация образования, культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования;

    ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции. В проекте развития национатъной российской школы воспитывающий характер образования специально подчеркнут: "Отдельный и особо важный вопрос - воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества".

    Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионатизации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, - эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.

    Заключение

    Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

    Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук: математики, физики, химии, биологии.

    В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие, она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным. Основные особенности современной картины мира:

    ) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. Создатели современного естествознания согласны с тем, что единство - важнейший признак мира, но описывается разными учеными по-разному.

    ) Несмотря на то, что мир един, но не является однообразным, т.е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен.

    ) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство - становление, развитие, движение.

    Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук - информатики, синергетики, общей теории систем. В то же время современный мир характеризуется огромным количеством проблем, которые могут повлиять на судьбу всего человечества - глобальные проблемы современности - комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом; интересы огромного количества людей. Осмысление данных проблем дает возможность определить способы и средства их решения, поскольку нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека.

    Список литературы

    1.Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб. пособие Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2012 г. 320 с.

    2.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Переизд. М. ЛОГОС. 2011 г. 318 с.

    3.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Переизд. М., ЛОГОС. 2011 г. 406 с.

    .Габриелян О.С. Концепции современного естествознания / О.С. Габриелян и др. М. Дрофа, 2010 г. 208 с.

    .Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗов / А.А. Горелов. - М.: Центр, 2010. - 512 с.

    .Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. Учебный курс (учебно-методический комплекс) / Д.А. Гусев. - М.: МИЭП, 2011. - 126 с.

    .Гусейханов М.К. Современная естественнонаучная картина мира / М.К. Гусейханов, О.Р. Раджабов // Современные проблемы науки и образования. 2012 г. №1, 118 с.

    .Клягин Н.В. Современная научная картина мира / Н.В. Клягин. - М.: Логос, 2012 г. 185 с.

    .Карпенков С.X. Концепции современного естествознания. М., Полиграфист. 2012 г. 510 с.

    10.Рузалин Г.И. Концепция современного естествознания. М., Система знаков, 2012 г., 469 с.

    diplomba.ru

    Взаимосвязь картины мира и мировоззрения. Донаучные картины мира

    Когда мы говорим, что система наук дает человеку определенную картину мира, мы подразумеваем при этом, что в нашем сознании на базе научных данных формируется некое отражение окружающей действительности. Отдельные факты, процессы, явления связываются в единое представление о мире, законах его существования и развития. Наука выступает в данном случае тем инструментом, при помощи которого и происходит такое формирование. Однако помимо строгих научных данных имеются еще два фактора, которые определяют картину мира — это личный опыт человека и исторический опыт человечества, который меняется от эпохи к эпохе. Именно поэтому нельзя утверждать, что картина мира базируется только на научных данных — наука делает для этого очень много, но значительную роль играет и мировоззрение человека и общества.

    Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Как видим, мировоззрение включает в себя элементы научного познания, однако ими не исчерпывается. Наука во многом определяет, как именно предстанет окружающий мир в глазах человека, однако она сама направляется и определяется тем, что человек хочет увидеть в окружающем мире, каковы цели его познания и достижению каких материальных и духовных ценностей оно служит.

    Разделяют три исторических типа мировоззрения — мифологическое, религиозное и научное (иногда его называют научно-философским). Мифологическое мировоззрение характеризуется в первую очередь синкретичностью, т.е. неразделенностью между субъектом и объектом, между естественным и сверхъестественным мирами и т.д. В мифе форма представляется тождественной содержанию, поэтому отсутствует самый главный критерий научного знания — достоверность. Категории истинности и ложности знания неприменимы к мифу именно потому, что символ, т.е. идеальное отражение объекта, считается полностью соответствующим самому реальному объекту. Миф органически сплавляет в себе зачатки научного знания, религии, искусства и т.д. С наукой миф роднит одна из его функций — объяснение реальности, ее правил и законов. Например, так называемые космогонические мифы описывают происхождение и развитие нашей вселенной, они пытаются объяснить устройство мира, в котором живет человек, но это описание и объяснение (методы, которыми пользуется и современная наука) основывается не на теоретическом знании, подтвержденном практическим опытом, а на произвольном толковании эмпирического материала. Мифологическая картина мира, т.о., предстает гармоничной и завершенной, но не отвечающей современным критериям научности. Основы науки закладываются тогда, когда единая картина впервые дает трещину — для западноевропейского мышления это эпоха высокой античности (V—IV в. до н.э.). При завершенном мировоззрении нет нужды в науке, в первую очередь — в естественнонаучном знании, поскольку миф дает объяснение всех фактов и явлений окружающего мира — от происхождения вселенной до социальных законов.

    Разумеется, научное знание в эпоху мифологического мировоззрения присутствует. Например, геоцентрическая модель Вселенной, автором которой является египетский ученый Птолемей, обладает определенными чертами научной теории — она основывается на эмпирическом материале, под который подведена теоретическая база в виде законов, объясняющих фактические данные. Птолемеевская модель была ближе всего к структуре современных теорий, именно поэтому она просуществовала вплоть до XVI в. (1543 г.), когда была представлена работа Коперника «О вращениях небесных сфер». Следует заметить, что еще в Ш-м в. до н.э. Аристарх Самосский выдвинул предположение о гелиоцентрическом устройстве мира, однако это было сугубо умозрительное предположение, не подтвержденное фактами, в то время как теория Птолемея подтверждалась наблюдением за Солнцем и планетами, В самом деле, движение Солнца по небосводу мог видеть каждый, эмпирические доказательства теоретического знания были налицо, и гениальная догадка Аристарха была забыта. Именно умозрительность является, пожалуй, основной чертой античной науки. В 5-м веке до н.э. Демокритом была высказана еще одна гениальная догадка — о существовании мельчайших неделимых частиц, из которых состоит все сущее. Демокрит назвал такие частицы атомами и указал, что их природа недоступна чувственному познанию и может быть постигнута только с помощью логических построений. Отсутствие фактических данных, подтверждающих эту гипотезу, привело к ее забвению до XIX в. Подобные примеры показывают не только неразделенность естественных и гуманитарных наук в эпоху античности, они выражают невыделенность научного знания как такового. Наука и мировоззрение слиты в этот период воедино.

    Религиозная картина мира характеризуется четким разделением сверхъестественного и естественного миров. Если в мифах мы встречаем сверхъестественных существ повсюду, они живут рядом с людьми (в античных мифах — наяды, дриады, сатиры и т.д.), и даже боги, отделенные от простых смертных, могут приходить в человеческий мир, то в религиозном мировоззрении Бог четко отделен от человека. Человеческая потребность в познании окружающего мира реализуется в данном случае путем сакрального авторитета. Любая религия, так же как и миф, объясняет окружающую действительность, однако это объяснение происходит путем отсылки к высшему существу — демиургу, творцу, который создал мир и установил его законы. Категория истинности знания в данном случае также не имеет смысла, однако по другой причине, нежели в мифе. Религиозное знание истинно, поскольку оно дано человеку существом, чьи познавательные возможности неизмеримо превышают человеческих разум. Во втором послании к Коринфянам, например, апостол Павел говорит: «Вся мудрость человеческая есть безумие пред Богом». Поэтому в эпоху господства религиозного мировоззрения потребности в науках так же не возникает — все факты и явления окружающего мира находят свое объяснение. Однако религиозное мировоззрение утратило, по сравнению с мифологическим, одну важнейшую черту. В мифе человек не отделяет себя от природы, он гармонично слит с ней, и потому не испытывает потребности (и даже не имеет возможности) в сомнении. Религиозная же картина мира опирается не на ощущение единства с миром, а на авторитет. Категория сомнения уже присутствует, ведь то, что является авторитетным для одного, может не быть таковым для другого. Подтверждением этого служит существование множества различных религий. Вопрос об истинности или ложности знания, таким образом, превращается в вопрос веры или неверия. Неслучайно возникновение в христианской средневековой Европе различного рода ересей — течений, подвергающих сомнению религиозные установления (само слово «ересь» означает выбор).

    Религиозное мировоззрение в настоящее время существует и развивается параллельно с научным, хотя исторически оно возникает гораздо раньше. Определенные черты мифологического мировоззрения также могут присутствовать одновременно с наукой и религией. В первую очередь это относится к так называемым социальным мифам — заблуждениям, которые являются общеупотребительными. В качестве примера такого мифа можно указать на продажу Аляски, которая была осуществлена российским царем Александром II. Строго говоря, на этой почве возникло даже два мифа — во-первых, что земля была не продана, а отдана в аренду, а, во-вторых, — что продавала Аляску Екатерина II. Если первый миф был создан официально, дабы избежать негативной оценки этой сделки со стороны общественного мнения, и в настоящее время почти забыт, то второй оказался гораздо устойчивее — до сих пор подавляющее большинство россиян уверены, что Аляску продала именно Екатерина.

    В настоящее время различают три типа мировоззрения, которые в значительной степени коррелируют с историческими типами. Это обыденное (повседневное, житейское), религиозное и научное мировоззрение, каждому из которых соответствует определенная картина мира.

    student2.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта