Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911). Чжу да картины
Чжу Да по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада)
Чжу Да (1625-1705) | "Бесконечная ци"
Чжу Да (1625-1705)
Современники отмечали его эксцентричный характер и нестандартный образ мыслей. В его живописи видно пренебрежение к «красивости», гладкости». Но то, что он изображал полно жизни, эмоционально, часто иронично и полно тайны.Между 1681 и 1684 он называл себя Лу («осел » или » задница»), уничижительное имя для монахов. Чжу Да принимал и другие имена на протяжении всей своей жизни, многие из которых отражают его душевное состояние или его верность династии Мин. В творчестве — а он был поэтом, художником, каллиграфом Джу Да выражает свое нравственное кредо. Душевную чистоту и моральную непоколебимость он передал будущим поколениям.Духовные искания Джу Да проходили и сфере философии даосизма, в буддийском послушничестве и в одиноких скитаниях, в которых он узнавал жизнь, учился у природы. Особенности его приемов в изображении цветов, птиц, рыб и ландшафтов сближает его стиль с японским дзен.В Японии его стиль стал синонимом дзен живописи.Восприятие действительности Джу Да более индивидуально и свежо, он по новому понимал декоративные возможности живописи и более обостренно и лично переживал мир.Чжу Да дерзок в своих приемах. Он как бы намеренно разрушает ощущение целостности природы. Его произведения кажутся иногда гротескными. Он крайне лапидарен в обрисовке образа, обнажая его суть и доводя ее до сознания зрителя, как бы создавая ощущение его причастности и соавторства.
«Цветы на реке» Чжу Да, экспрессивный шедевр, написанный в широкими, свободными мазками, когда художнику было 72 года. «Цветы на реке» Чжу Да по прозвищу Бада Шаньрэн. Длина этой картины 14 метров.Картина Чжу Да является автобиографический, это меланхолическое отражение его жизни. Когда смотришь свиток справа налево, то видишь изображение начинающих цвести лотосов, затем полностью расцветших, и увядших. Медленно движется взгляд по спирали, как будто идешь по берегу реки, и ощущаешь радостное чувство свободы.Современник Чжу Да писал, что стихи художника были настолько странны, что никто не мог понять их, в то время как его манера письма была импульсивной и безрассудной, добавив, что он не придерживался любого установленного метода.
Чжу Да Цветы на реке
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
Автор: Наталья
В течение жизни мне довелось много учиться и постоянно работать с новой информацией. Я участвовала в экспедициях на Тюменский Север для сбора материалов по языкам народов Севера их культуре и верованиям. Так же неоднократно участвовала в научных семинарах в Новосибирске (по языкам народов Севера), Томске, Новокузнецке, Москве. Много лет занималась преподавательской и лекционной деятельностью. Переводила стихи с английского языка. Есть публикации. Прошла стажировку по латинскому языку и антиковедению при МГУ. Преподавали в Омском государственном университете. Посещала тренировки Тай Цзицюань в начале 90-х годов. в 1993-1994 годах была членом Транснациональной радикальной партии (ТРП) (The Transnational Radical Party (TRP), whose official name is Nonviolent Radical Party, Transnational and Transparty (NRPTT)).В рамках ООН, партия провела громкие сражения по нескольким вопросам: мораторий на смертной казни, а также предложение о его полной отмене, справедливое правосудие и другие. Я участвовала в сборе подписей под петициями о запрете смертной казни в России. Посмотреть все записи автора Наталья
turisheva.ru
Чжан Дацянь
Чжан Дацянь (张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) за последние сто лет является последним великим мастером, традиционной китайской живописи. Этот художник, сумевший добиться великих достижений.
Можно сказать, лучший из художников, работавших с тушью, в новую и новейшую эпохи. Мастер Чжан Дацянь зарабатывал на жизнь, обеспечивая себя и своих близких, рисуя картины. Он был профессиональным художником и очень талантливым человеком, обладавшим огромным даром.
Дацянь держался свободно и непринужденно. Наверно, это был самый свободный человек в мире искусства. Чжан Дацянь умел хорошо зарабатывать, но так же легко и тратил деньги. Он был очень богат, но одновременно был беден, ни кола ни двора. Его главной особенностью было – не находиться под контролем судьбы. О Чжан Дацяне говорят, что он был самым легендарным человеком среди китайских художников.
В настоящее время на аукционах произведения Чжан Дацяня одни из самых востребованных. Все китайские и очень крупные мировые аукционы не считаются первоклассными, если на них не присутствуют произведения Чжан Дацяня.
В 2010году в Пекине на весеннем аукционе «Цзядэ», была продана картина на шелке «Озеро Азензее» Чжан Дацяня, стоимость ее составила 100млн. 800тысяч юаней, это около 14,7 млн долл. США. Это был первый раз, когда цена на современную китайскую картину превысила планку в сто млн. Юаней. Картина «Озеро Ахензее» считается специалистами как образец совершенства в сочетании китайской традиционной живописи и европейского абстрактного искусства. Эта картина имеет не только самый высокий уровень, но и самую высокую ценность. Эксперты считают, что ее нельзя оценить никакими деньгами.
В 2010 году оборот от продаж картин Чжан Дацяня составил 314 миллионов долларов. 54 картины были проданы по цене дороже миллиона.
А в 2011 году, по итогам продаж работ Дацяня на аукционах, выручка составила $509 млн. Эта гигантская сумма вывела его на место нового мирового лидера ринка искусств по итогам ежегодного рейтинга.
Картина Чжан Дацяня "Автопортрет в желтых горах" была продана на аукционе Sotheby's за почти 6 млн. долларов. |
Картина"Лотос и утки-мандаринки". Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby's в Гонконге 2011 года. |
Чжан Дацянь – первый в истории китайский художник, которому удалось концентрированно выразить всю художественную китайскую традицию.
Что бы понять, кем был Чжан Дацянь нужно, прежде всего, познакомиться с его произведениями, а затем обратить внимание на атмосферу, в которой он вырос.
Автопортрет
Чжань Дацянь родился в 1899 году в городе Нэйцзян (пров. Сычуань), расположенным в бассейне реки Янцзы. Его настоящее имя – Чжан Чжэнцюань.
Чжан Дацянь – человек легенда. Существует много легенд связанных с жизнью Чжан Дацяня. Например, говорят, что он перевоплощение черной обезьяны. Мать Чжан Дацяня Цзэн Ючжэнь перед рождением сына увидела такой сон. Один старик с белой бородой в руке держит тарелку, посреди которой лежит маленькая черная обезьяна. Увидев Цзэн Ючжэнь, эта маленькая черная обезьяна внезапно прыгнула к ней на шею и закричала: «мама». В тот момент Цзэн Ючжэнь очень испугалась. Потом родился Чжань Дацянь. В связи с этой легендой, люди говорят о нем, как о человеке, перевоплотившимся из черной обезьяны.
Из-за легенды о перевоплощение из черной обезьяны, его стали называть Чжан Юанем. Иероглиф «юань» в его имени – упрощенный вариант иероглифа, обозначающего «обезьяну».
В 9 лет Чжан Дацянь начал учиться рисованию. Его первой учительницей была мама. В родном доме, пока ее не выдали замуж, она научилась вышивать. Прежде чем вышивать, нужно сначала нарисовать то, что будешь вышивать. Мать Чжань Дацяня умела, и рисовать, и вышивать, и писать стихи. Старшие братья тоже были его учителями, которые впоследствии все выбились в люди.
Особенно сильным было влияние четвертого старшего брата Чжан Вэньсю. Именно он начал учить Чжан Дацяня грамоте, когда тому было 7 лет.
Однажды, когда Чжан Дацянь был учеником средней школы, в его жизни случился такой эпизод. Он стал разбойником и прожил в шайке 100 дней. В 1916г. Чжань Дацянь учился в средней школе Цюцзинь города Чунцин. И когда школа, в связи с политическими беспорядками, объявила о досрочных каникулах, несколько детей решили идти в Нэйцзян пешком, а это, кстати, 200 км. По дороге их схватили разбойники.
Сначала разбойники хотели выкуп, но потом главарь шайки увидел насколько Чжан Дацянь быстро и красиво пишет, изменил свое решение. Он сказал, что в банде нет грамотных людей, и поэтому оставил мальчика у себя. В банде было особое правило, каждый должен был силой забрать, что-нибудь ценное. Юный Чжан Дацянь не хотел становиться на путь грабежа и насилия, и по этому, когда его поставили перед выбором, он решил взять толко книгу, сшитую старинным китайским способом. Книга оказалась «Шисюеханьин» (о мастерстве поэзии).
Именно тогда и обратил на него внимание один старик, который тоже был пленником у разбойников. Старик оказался «цзюйжэнем», то есть тем, кто сдал экзамены местного уровня в рамках системы дворцовых экзаменов. И когда старик узнал, кто такой Чжан Дацянь и что не по доброй воле тот оказался в шайке, то отдал все силы чтобы научить его всему, что знал. Этот старик стал первым учителем, обучавшим Чжан Дацяня написанию стихотворений. Впоследствии Чжан Дацянь написал более 1000 стихов.
Прошло ровно сто дней, прежде чем Чжан Дацяня освободили и привезли домой.
Это своего рода легенда в жизни великого художника. И это был один из ключевых моментов в его жизни, так как серьезно повлияло на его дальнейшую жизнь и характер.
Постепенно материальное состояние семьи улучшилось. И третий брат Чжан Личэн, который занимался торговлей, смог отправить Дацяня на учебу за рубеж за свой счет.
После освобождения из плена разбойников второй старший брат Чжан Шаньцзы отвез его в Японию.
В свободное от учебы время Чжан Дацянь продолжал рисовать. Во время пребывания в Японии Шаньцзы увидел, что у Дацяня настоящий талант, поэтому он создал ему для учебы благоприятные условия. Купил все, что нужно для рисования: кисти, бумагу, тушь и тушечницу. Они вместе ходили по музеям и в дом гильдии художников.
Япония в начале 20-го века
Интересный факт. Пребывая в Японии, Дацянь отказался учить японский язык, а нанял переводчика, потратив на это кругленькую сумму. Случай небывалый.
В 1919 году, закончив учебу, Чжан Дацянь вернулся на Родину и остановился в Шанхае. Он окунулся в политическую жизнь Китая, и именно в это время умерла его невеста, его старшая двоюродная сестра, которая была старше его на три месяца. Между ними были глубокие чувства.
Но попасть в Сычуань, что бы почтить память невесты он так и не смог, из-за сложной обстановки в стране.
Оставшись в Шанхае, Дацянь принялся изучать каллиграфию. На то время самыми знаменитыми каллиграфами были Цзэн Нунжань (Си) и Ли Жуйцин (Мэйъань). Чжан Дацянь стал их учеником. Но отношения их не сложились. Дацянь впал в депрессию. С одной стороны полная неопределенность в будущем, с другой - не зажившая рана от потери любимой.
Зимой 1919 года он становится монахом в храме Чаньдин уезда Сунцзян. Впрочем, в то время это был модный поступок, все у кого было смутно на душе, все кто не видел перспектив в будущем шли в монахи.
Монах Илинь, к которому молодой человек поступил учеником и дал ему имя одного из буддийских богов – Дацянь. В буддизме «дацянь» означает миллиард вселенных.
С того времени Чжан Чжэнцюаня перестали называть его именем, а стали называть «Дацянь».
Спустя несколько месяцев, после того как Дацянь стал монахом, он вынужден был вернуться в светский мир. Он поехал в Сычуань и там вступил в брак с Цзэн Чжэнжун. Их брак был заключен в соответствии с договоренностью их родителей. Дацянь женился по приказу, и жить с женой не хотел.
Его невеста была невысокого роста, полненькой. Она была верной женой и хорошей матерью.
Через месяц Дацянь отправился в Шанхай изучать искусство. На то время существовали две школы живописи: шанхайская и пекинская. Учителями Чжан Дацяня были Цзэн Нунжань и Ли Жуйцин. Они были представителями шанхайской школы живописи и были широко известны. Они оба любили творчество Ши Тао1 и Бадашаньжэня (Чжу Да)2. Это художники, которые жили в конце династии Мин. Дацянь тоже увлекся работами этих художников. Позже к его кумирам добавился и Ши Си. Так Чжан Дацянь вошел в мир искусства живописи.
Ши Тао, монах буддийской секты Чань, мастер пейзажа, орхидей, бамбука, среди китайских художников, считается смелым человеком и реформатором. Он как то сказал: «Кисть и тушь должны идти в ногу со временем». Эти слова произвели большое впечатление на Дацяня. Он непрерывно изучал творчество Ши Тао, копировал его работы.
Чжан Дацянь усердно тренировался и учился, он был умным и упорным молодым человеком, ему тогда было примерно 20 лет. Он изучил досконально все картины Ши Тао. Писал картины по прописям шаг за шагом. Много раз накладывал тонкую бумагу на картину и обрисовывал изображение. Дацянь выучивал картину так, что мог рисовать ее не глядя на оригинал и его копии ничем не отличались от оригиналов. Даже опытные мастера и коллекционеры не могли отличить где копия, а где оригинал. Можно сказать, он сотворил нового Ши Тао. Художники называют его «возрожденным Ши Тао».
В то время в Шанхае было общество Цюин. В этом обществе были представлены сливки тогдашней шанхайской интеллигенции. Члены общества были двух типов: это были люди, придерживающиеся старых обычаев и взглядов и современно мыслящие люди. В 1924 году Чжан Шаньцзы ввел своего младшего брата Дацяня в это общество, а его два учителя помогли наладить отношения с людьми из этого общества.
Дацянь прекрасно писал стихи, отлично знал каллиграфию и живопись. Он был молодым и невероятно способным, и поэтому моментально привлек внимание известных каллиграфов и художников старшего поколения, в том числе и У Чаншо.
Оказавшись в обществе Цюин, Дацянь нарисовал картины, посвященные горам, воде, цветам и птицам. В газете Чжан Дацяня назвали восходящим светилом среди шанхайских художников. Так впервые пришла слава.
Прошло несколько лет после заключения брака между Чжан Дацянем и Цзэн Чжэнжун, а у них так и не было детей. Их семьи начали беспокоиться.
И родные,в целях продолжения рода, нашли для Дацяня вторую жену – Хуан Нинсу.
Дацянь продавал свои картины, но в то время они стоили не много.
Он решает, что ему надо знакомиться с богатыми людьми, которые могли бы ему помочь. Вскоре Дацянь знакомится с семьей Ли, принадлежащей к одному из знатных родов в Нинбо. Семя Ли была очень богатой. Члены этой семьи занимались морскими перевозками и были знаменитыми и крупными коммерсантами в Шанхае.
Одна из дочерей Ли Цюцзюнь познакомилась с Чжан Дацянем. Ей очень понравился молодой талантливый художник. Цюцзюнь тоже была художницей и поэтому они часто рисовали вместе. На почве общих интересов у них возникли прекрасные отношения. И обращались они друг к другу не иначе как «брат и сестра».
Когда меня спрашивают, кто мой задушевный друг? Я всегда смело отвечаю, это Ли Цюцзюнь
Встреча Чжана Дацяня с семьей Ли это один из ключевых моментов в его жизни. Все выставки относящиеся к раннему творчеству художника были проведены с помощью Ли Цюцзюнь.
В 1925 году друзья, через землячество Нинбо в Шанхае, помогли организовать первую индивидуальную выставку, состоящую из ста картин Чжан Дацяня. Цена любой картины была – 20 юаней. Посетители моги купить картины в результате лотереи. Выставка увенчалась успехом. Все сто картин были проданы. Тогда удалость заработать 2 тыс. серебряных долларов. Эта выставка помогла решить многие материальные трудности.
Вырученные от продажи картин деньги развязали руки Дацяню, имея деньги, он мог совершать путешествия по горам и рекам. Начиная с 1927 года, Чжан Дацянь стал часто писать с натуры. Он четыре раза поднимался на гору Хуаншань. Впервые там даже не было тропинок. Позже Дацянь попросил местных жителей сделать проход наверх.
Занимаясь искусством, Дацянь испытывал радость и наслаждался красотой окружающей природы. Его интересовало все, что вокруг, он рисовал птиц, насекомых, животных, горы, реки. Чжан Дацянь был человеком с самыми широкими интересами.
Как то Дацянь высказал такую мысль, что художник должен быть знаменитым.
Настоящий художник должен быть знаменит, когда художник станет популярен, на его картины будут обращать люди. Человек не должен пользоваться популярностью в небольшом городке, а должен стать знаменитым в крупном. Впрочем, художник должен быть знаменитым везде.
Вот почему, став известным в Шанхае, Дацянь переехал в Пекин. Ведь в Шанхае царила собственная художественная школа. Шанхай являлся центром западной культуры в Китае. А настоящим центром китайской культуры находился Пекин (Бэйлин).
В 1934 году, прихватив 200 картин шанхайских художников общества Цюин, Дацянь приезжает в Пекин. Здесь он организовывает выставку картин, на которой были представлены и 40 его работ.
Три десятых моего успеха принадлежит таланту и остальные семь десятых моим хорошим отношениям с людьми
В Пекине Дацянь продолжил совершенствовать свое мастерство. Здесь он познакомился с новыми талантливыми художниками. Он познакомился с Пу Синьюем, картины которого отражали идеологию китайской интеллигенции. Они очень сдружились. В газете их называли «южным Чжаном и северным Пу».
В 1936 году был издан новый сборник произведений Чжан Дацяня. В предисловии к сборнику Сюй Бэйхун назвал Дацяня «гением последних пяти столетий».
Чжан Дацянь любил бывать на различных культурных мероприятиях. Тогда в парке Чжуншань постоянно организовывались выставки. Там можно было услышать пекинское пение под аккомпанемент барабана. Здесь Дацянь и встретился со своей будущей третьей женой Ян Ваньцзюнь, взяв в плен ее сердце.
В 1937 году началась война. 7 июля японцы развязали широкомасштабную войну против Китая. Вскоре Пекин был оккупирован. Дацянь переезжает жить в Ихэюань. Он пользовался большой популярностью, и японцы предлагали ему много официальных должностей, воздействуя на него методами угроз и уговоров. Японцы запретили покидать Ихэюань.
Дацянь принял решение. Он целый месяц рисовал картины. Потом продал их и на заработанные деньги бежал в Шанхай, потом в Сянган и, в конце концов, вернулся в Сычуань. В конце 1938 года Чжан Дацянь окольными путями прибыл на гору Цинчэн в провинции Сычуань. Там собрались все члены его семьи. Несмотря на бедность, они жили спокойно. Это были стабильные годы в его жизни. За эти три года Дацянь систематизировал коллекцию своих работ и создал большое количество новых замечательных произведений. Находясь на горе Цинчэн, он увидел новые оттенки, которых раньше не замечал. Появилось много хороших картин с изображениями темно-зеленых пейзажей.
В пустыне Гоби, где хранились буддийские каноны, находились фрески, по которым можно было изучать древнее искусство, в частности портретную живопись. Эти пещеры являются культурной сокровищницей, которая скрыта в песчаном море.
Весной 1941 года Чжан Дацянь, Ян Ваньцзюнь, Чжэн Синьчжи отправились в Дуньхуан, расположенным на северо-западе Китая и древности служивший воротами в Китай на Великом шёлковом пути. По пути попадались разбойники и дикие звери. Риск был велик.
Войдя в пещеры, Дацянь был потрясен. Все стены были покрыты великолепными цветными фресками. Так же там находились и различные скульптуры. Это было настоящее соприкосновение с самыми высокими достижениями китайского искусства.
Дацянь считал свое традиционное художественное мастерство очень высоким. Но стоя перед этими прекрасными фресками, он почувствовал, что его уровень не так высок. Он был поражен оттенками красок и совершенством линий. Дацянь понял, что изучение фресок поможет ему поднять его художественное мастерство на новую высоту. Это окончательно изменило его прежнюю концепцию о традиционной живописи.
Спящий Будда
Странствующий монах с тигром и мешком полным священных текстов | Бодхисатва, фреска |
Вначале Дацянь думал, что проживет здесь не больше трех месяцев, но его планы изменились. Срок продлился до полугода, потом на год и в конечном итоге он прожил тут около трех лет. А ведь жизнь в Дуньхуане была далеко не сахар. Это была отдаленная окраина, где не было в достатке ни пищи, ни воды, к тому же в пещерах совсем не было света. В домике, в котором путешественники остановились давно ни кто не жил. В нем часто появлялись скорпионы, пауки, ядовитые змеи. Ночью раздавался вой волков.
Чжан Дацянь привез людей и большое количество материалов на 70-80 телегах. Так как размеры фресок были огромными, а таких больших холстов не было, он пригласил пятерых монахов-художников, что бы они отвечали за шитье холстов. Краски делались путем растирания ценных камней и других минералов.
Говоря о финансовых расходах, с начала подготовки к поездке в Дуньхуан и до возвращения из него, Чжан Дацян потратил примерно несколько сотен тысяч серебряных долларов. В то время это была огромная сумма денег. Дацянь большую часть суммы взял взаймы. В результате один из банков в Чэнду чуть не обанкротился.
Дацянь копировал картины по изобретенному им способу. Он писал по прописям громадные картины. Он копировал общие виды и фрагменты, всей душой глубоко окунаясь в художественную атмосферу династии Тан.
После поездки в Дуньхуан стиль живописи Чжан Дацяня сильно изменился, обогатилась палитра красок, он стал более сосредоточенным и серьезным. Картины по размеру стали большие, изображения объемнее, увеличился размах письма. Богатство красок, энергичные линии и широкий размах – все это наполняет картины жизненной силой. Этого раньше не было в других картинах.
Но, к сожалению, в начале 20 века в Китае было время смут и войн. В декабре 1949 года армии гоминьдана потерпели поражение от народно-освободитель-ной армии КПК, возглавляемой Мао Цзэдуном. В тот момент Дацянь принял решение уехать из Китая в Индию. Он хотел там организовать выставку своих работ. Тогда он сказал членам своей семьи, что вернется через полтора года. Дацяню и в голову не могло прийти, что он покидает родные края навсегда. В те годы не было нормальных условий для существования художников в Китае, поэтому он решает уехать в Бразилию. Супруга Сюй Вэньпо уехала вместе с ним. Там он прожил 16 лет.
Там он разбил сад под названием Бадэ – «восемь добродетелей». В середине сада было создано много небольших горок, были разбросаны камни, выкопан пруд. Все это Дацянь делал своими руками. Это был сад, в котором он продолжал творить. Это была его объемная картина.
В 1957 году, когда строительство сада Бадэ не было закончено, у художника возникли проблемы с глазами. Увидев, как рабочие плохо поставили камень в саду, он подошел к ним и попытался поднять тяжелый камень. В этот момент в глазу лопнул кровеносный сосуд. В конце концов, он потерял зрение на один глаз, да и другого глаза зрение сильно ухудшилось.
Дацянь часто ходил на прием к врачу. Он больше не мог рисовать. Уровень мастерства, которого он достиг за годы своей жизни, теперь казалось не востребованным. А ведь вся семья жила за счет его таланта.
Пабло Пикассо
Интересный факт. В середине 50-х произошла встреча Дацяня с Пабло Пикассо (испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер, имевший массу подражателей и оказавший огромное влияние на изобразительное искусство в 20 веке).
После этого Дацянь стал осваивать и вводить в китайскую живопись элементы модерна и экспрессионизма.
В 1961 – 62 годах он начал пытаться рисовать с помощью прерывистой туши. Примерно в 1965 году Дацянь изобрел успешный способ техники прерывистой туши и широких мазков кисти. В результате этого открытия китайская пейзажная живопись вступила в новый этап своего развития. Эта техника обладает особым китайским колоритом и манерой. В этом заключается его необыкновенность. Техника прерывистой туши и широких мазков кисти, изобретенная Чжан Дацянем, полностью соответствовала традициям китайской национальной живописи.
Данный стиль открыл новую эру в истории китайского рисунка тушью и соединил китайскую традиционную живопись с современностью, что сыграло большую роль в истории китайской культуры и искусства.
В последнее десятилетие своей жизни Дацянь жил сначала в Индии, потом в Аргентине, затем в Бразилии и США. В конце концов, в 1976 году он приехал на Тайвань, так как он хотел быть поближе к Родине. Тайвань для него был частью Китая. Тайванский музей Гугун, в качестве дара, принял 94 работы великого мастера. Из них 75 произведений каллиграфии и живописи и 19 предметов антиквариата, а так же бумагу и кисти. Так же по завещанию Дацяня его дом и все предметы были подарены Тайбэйскому музею Гугун. Там был создан мемориальный музей.
Мемориальный музей в Тайване
В последний период своей жизни Чжан Дацянь был одинок. Его уговаривали вернуться на Родину, на постоянное место жительства. Он скучал по родным местам, по близким людям.
В 8 часов 15 минут 2 апреля 1983 года Чжан Дацянь скончался от болезни
Чжан Дацянь был признан великим художником не только в Китае, но и далеко за его пределами. Он является гордостью китайской нации, гордостью города Нэйцзян. Дацянь носил шапку Су Дунпо, имел длинную бороду и всегда ходил в длинном халате. Своим внешним обликом и одеждой он соответствовал идеалу интеллигенции, идеалу культурного и благородного человека.
Я отдаю всего себя искусству. Я рисую и не изменюсь до тех пор, пока не умру. Не изменятся мои жизненные привычки, мое стремление. Если бы я стал монахом, то стал бы монахом художником
1 Ши Та́о (Shi Tao, кит. 石涛) — художник и каллиграф династии Цин,садовый мастер, теоретик живописи. Настоящее имя Чжу Жоцзи́. Мастеp пейзажа, оpхидей, бамбука. Ши Тао буквально значит «Окаменевшая волна». Годы жизни: 1642 - 1707Назад
2Чжу Да (кит. 朱耷, 1626, Наньчан — 1705) — странствующий монах и гениальный художник, поэт и каллиграф династии Цин. Имел прозвище Бада Шаньжэнь (человек с горы Бада). Отличался эксцентричным поведением, резкими переменами настроений. Дружил и переписывался с Ши Тао.Назад
xn----ftbdrtjacajbf4ac6j.xn--p1ai
)Китайская живопись эпохи Цин | "Бесконечная ци"
Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911)
О живописи предшествовавшей Цин эпохи правления династии Мин читайте: Китайская живопись династии минВ 1644 маньчжуры, полукочевой народ из северо-восточной части Азии сокрушили армию Мин и основали свою династию Цин, которая была у власти страной почти 300 лет. В первой половине этого периода, маньчжуры расширили свою власть над огромной империей. Она стремилась охватить новые территории в Центральной Азии, Тибета и Сибири. Маньчжуры также установили свою гегемонию над китайской культурной традицией, которая являлась средством демонстрации легитимности их правления. Китай в первой половине правления Цин пережил длительный период политической стабильности и экономического процветания.
«»Цзе цзы юань хуа чжуань» («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»), также известная как «Цзе цзы юань хуа пу», была создана в начале периода правления династии Цин. Заказчиком работы выступил Шэнь Синь-ю, зять знаменитого драматурга Ли Юя (1611 − около 1680 гг.), чей особняк в Нанкине носил название Цзе цзы юань («Сад с горчичное зерно»). Составителем и редактором работы был местный художник-пейзажист Ван Гай (творческая деятельность в 1677−1705 гг.), которому помогали его братья Ван Ши и Ван Не. В пособии в стихотворной форме дается систематизированное описание базовых техник китайской живописи. Помимо этого, в книге приведены примеры и анализ работ выдающихся художников-пейзажистов с указаниями о том, как им подражать. Оригинальное издание было многоцветным и отпечатанным в технике доубань (сборное клише), представляющей собой процесс печати, который позволял производить высококачественные изображения. Это издание, отличавшееся яркими и сочными красками, было шедевром древнекитайской ксилографии, сыгравшим важную роль в истории китайского печатного дела. Большой популярностью оно пользовалось также в период Эдо в Японии. «https://www.wdl.org/ru/item/13536/
Три основные группы художников работали в течение правления Цин: традиционалисты, которые стремились оживить картину через творческое переосмысление традиционной живописи; индивидуалисты, которые практиковали глубоко личные формы искусства, которая часто которые часто выражали протест против иноземного правления; и придворные, чиновники и профессиональные художники, которые служили при дворе маньчжурской династии.
Ортодоксальная (традиционалистская) школа была основана на правилах, установленных Дун Цичаном (董其昌, 1555-1636). Он был «ортодоксальным» художником в конфуцианском смысле продолжения следования традиции в живописи. Традиционалистам противостояла группа художников-индивидуалистов, самыми яркими представителями были Чжу Да (朱 耷, 1626-1705) и Шитао (石濤, 1642-1707).
Четыре ВанаК традиционалистам относили так называемых «Четырех Ванов»: Ван Шиминя (1592-1680), Ван Цзяня (1598-1677), Ван Шигу (1632-1717) и Ван Юаньци (1642-1715).
Ван Хуэй (1632-1717) — китайский художник-пейзажист. Ван Хуэй следовал по стопам своего прадедушки, дедушки, отца и дяди. Позже он учился у двух мастеров, Чжан Кэ и Ван Шимина, которые научили его работать в стиле традиционной китайской живописи. Он много копировал свитки прошедших эпох. Видимо поэтому некоторые критики называют его живопись консервативной. Один критик утверждал, что «его пейзажи отражают ностальгическую привязанность к классической китайской эстетике».
Ван Хуэй ПейзажВместе с другими Ванами (четыре Вана), Ван Хуэй помог увековечить традицию копирования древних мастеров, а не создавать оригинальные работы. Так считают некоторые критики. Вместе с тем. необходимо помнить, что эпоха Цин — время жизни и творчества Ван Хуэя — это время завоевания Китая иноземными захватчиками. И сохранение традиции было выражением патриотизма и любви к родине.Историки китайского искусства так же выделяют группу художников-монахов ранней Цин. К ним относили Гао Сяна, Хун Жэня ( 1610-1663), Кун Цаня (1612-1674) и Джу Да (1625-1705).Гао Сян ( из Янчжоу) создавал пейзажи Шань Шуй отичавшиеся отстраненностью и интеллектуализмом. Кун Цань После дождя«Кунь Цань в миру носил фамилию Лю, родился в Улине (Чандэ, пров. Хунань), одно время жил в Цзиньлине (Нанкин). В кругу, где он общался, были видные интеллектуалы — художники и литераторы: Гу Яньу, Цянь Цяньи, Чжоу Лянгун, Гун Сянь, Чэн Чжэнкуй. Монастырь Юцисы в горах Нюшоушань был из Нанкина, в братии которого он состоял, посещали люди ученого сословия проводившие здесь время в беседах. Кунь Цань лично участвовал в войсках, воевавших против маньчжуров, а после того, как войска потерпели поражение, Был вынужден скрываться от преследования в горах. Скитаясь по монастырям, он изучал буддизм, рисовал и сочинял стихи.
Известность Кунь Цаню принесли его пейзажные работы. Его стиль – основательный и размашистый составлял контраст с элегантным стилем Хун Жэня. Кунь Цань заимствовал технику многих своих предшественников:«юаньской четверки мастеров», Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Дун Цичана, а также Ми Фу. Характерной его работой является «Цан пуй линтянь ту» («Лесная тропинка», Нанкинский музей)».(http://russian.cri.cn/1/2004/06/04/[email protected])
Джу Да и Ши Тао стремились ввести в старые схемы ноты нового ощущения мира.Они используют традиционные темы, но их восприятие действительности более индивидуально и свежо, они по новому понимают декоративные возможности живописи и более обостренно и лично переживают мир.
Чжу Да ЦветыОстрым был Шитао. Как и Джу Да, Шитао был монахам и жил в уединении, вдали от столицы.
Наибольшую свежесть восприятия сохранили художники, изображавшие цветы,травы, птиц и животных. В XVII веке одним из самых известных среди них былЮнь Шоупин(1633-1690).Юнь Шоупин (1633-1690) — известный художник жанра «Цветы и птицы». Юнь Шоупин следовал в искусстве стилю и приемам мастера эпохи Юань Хуан Гунвана.
Шэнь Цюань (1682—1760) — художник, оказавший значительное влияние на японскую живопись эпохи Эдо. Подписывал свои работы Шэнь Наньпинь. Он работал в жанре «цветы и птицы» в очень реалистической манере и имел мало последователей.Шэнь Цюань Зайцы и цветущая слива в снегу, 1716В 1731 году художник отправился в Японию. Там его искусство имело большой успех. Один из его учеников основал впоследствии школу Нампин-ха. Эта школа оказала большое влияние на всю живопись Японии последующих периодов, в том числе и на творчество Маруямы Оке и Кацусику Хокусая.Шэнь Цюань Сосна, слива и журавли, 1759
Цзян Тинси (Jiang Tingxi,1669-173), так же работал в жанре «цветы-птицы».Цзян родился в Чаншу , провинция Цзянсу .Цзян Тинси работал во время царствования императоров Канси и Юнчжэн.Джан Тинси. Jiang Tingxi. АзалияБудучи официальным художником и великим секретарем императорского двора, Цзян использовал самые разнообразные художественные стили и особенно ориентировался на картины птиц и цветов. Он также владел каллиграфией.Шанхайская школаШанхайская школа (海上 画派 Haishang Huapai) господствовала в китайском искусстве в конце 19-го века. Шанхай как открытый город стал влиятельным городом. В свою очередь это влияние породило средний класс, который поддерживал новый стиль в искусстве, ставший в последствии известным как Шанхайская школа. В течении трехсот лет в китайском искусстве до появления Шанхайской школы доминировал стиль литераторов, примером которого можно назвать картины Шень Чжоу, художника шестнадцатого века. Шанхайский стиль продемонстрировал первый серьезный отход от традиционной китайской живописи, в которой было меньше сосредоточенности на символике и который проявил интерес к содержанию самой картины. Вдохновение для этого нового стиля живописи пришло от экспериментов «Чудаков из Янчжоу «, художников семнадцатого века и их последователей в восемнадцатом веке. Все же Шанхайской Школе не удалось преодолеть сложившийся веками традиционный стиль живописи еще из-за возникшего интереса Запада к традиции литераторов.Жен Сюн (1823 — 1857 ) родился в Сяошане (провинция Чжэцзян ). Происходил из бедной семьи. В детстве он изучал портретную живопись у сельского учителя. В конце концов он оставил учителя и скитался с места на место как беженец, продавая свои работы, чтобы хоть выжить. В 1846 году он переезжает в Ханчжоу, где пользуется покровительством влиятельного чиновника Чжоу Сианя. В 1850 году встретил в Нинбо прославленного поэта Яо Се, которому понравились его картины, и Яо предложил ему остаться в своем доме. Жень Сюн принял предложение, и они ежедневно вели беседы о поэзии, каллиграфии и живописи, благодаря чему художественное мастерство Женя очень выросло. В 50-х он был в зените своей славы как художник и регулярно ездил с Сучжоу и Шанхай продавать свои работы, которые пользовались огромным спросом. Умер 23 ноября 1857 года в Сучжоу.Жен Сюн. АвтопортретЖен Сюн не следовал старым правилам написания портретов. Чиновника, например, например надо было изображать в шляпе, но в картинах Женя у чиновников шляп не было. Чиновник должен был сидеть прямо и выглядеть серьезным, но у Жень Сюна чиновники часто сидели закинув одну ногу на другую. Его учениками были Жень Ки и Жэнь И . Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».
Рен Жень (任 頤, 1840-1896), также известный как Жень Бонянь, был художником, сыном торговца риса, который подрабатывал, делая портреты. Он родился в провинции Чжэцзян, но после смерти своего отца в 1855 году жил в Шанхае. В Шанхае он подвергся влиянию урбанизированного мира и западного мышления. В Шанхае он стал членом Шанхайской школы, который отверг популярные традиционные стили.Жэнь делал зарисовки с натуры и использовал инновационные методов, придавая своей живописи более свежий и жизненный вид.Жэнь Бонянь. Пять добродетелейВан Юаньцы был последователем Хуан Гунвана- выдающегося мастра эпохи Юань, отшельника и даоса. Ван Юаньцы использует технику пимацунь (pimacun) — штриховка растрёпанными листьями конопли. В изображении листвы комбинируется техника штрихов и пятен.Художники заката правления династиии Цинь, как например Цянь Ду, демонстрируют в своем творчестве тенденции к поиску новизныЦань Ду Пейзаж
Цветы-птицы
В жанре «цветы -птицы» началось возрождение китайской живописи в период перехода к современности.У Чаншо (1844 — 1927) — псевдоним художника У Цзюньцина. Имя У Чаншо связано с шанхайской художественной школой. У родом из уезда Аньцзи (округ Хучжоу) провинции Чжэцзян. У не сразу стал художником. Он был чиновником, резчиком печатей. Его интересовала поэзия и каллиграфия. Первоначально он посвятил себя поэзии и каллиграфии, особенно интересовали его древние рукописи. Но он почувствовал тягу к живописи и преуспел на этом поле деятельности. Он работал в жанре «цветы-птицы» и стремился влить в новую жизнь в это направление традиционной живописи.
У Чаншо «Пионы и нарциссы»Художник Чэнь Шицзэн (1876-1923), зрительно и эмоционально приближая природу к человеку, продолжал линию, начатую Чжу Да и Ши Тао. Но он отошел их напряжённости чувств, стремясь к простоте и лаконизму. Плоды земли, деревья и скалы вмещали размышления о мире. Мир наполнен новыми яркими чувствами.
Хуан Биньхун (27 января 1865, Цзиньхуа, Чжэцзян, Династия Цинь — 25 марта 1955) — китайский художник и искусствовед, чье творчество приходится частично на время правления династии Цин. Работал журналистом, педагогом. Жил в Шанхае, Пекине. Хуан Биньхун следовал традиции У в пейзажной живописи. Ушел из жизни 25 марта 1955 года в Ханчжоу, где и похоронен.
Хуан БиньхунПоделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
Автор: Наталья
В течение жизни мне довелось много учиться и постоянно работать с новой информацией. Я участвовала в экспедициях на Тюменский Север для сбора материалов по языкам народов Севера их культуре и верованиям. Так же неоднократно участвовала в научных семинарах в Новосибирске (по языкам народов Севера), Томске, Новокузнецке, Москве. Много лет занималась преподавательской и лекционной деятельностью. Переводила стихи с английского языка. Есть публикации. Прошла стажировку по латинскому языку и антиковедению при МГУ. Преподавали в Омском государственном университете. Посещала тренировки Тай Цзицюань в начале 90-х годов. в 1993-1994 годах была членом Транснациональной радикальной партии (ТРП) (The Transnational Radical Party (TRP), whose official name is Nonviolent Radical Party, Transnational and Transparty (NRPTT)).В рамках ООН, партия провела громкие сражения по нескольким вопросам: мораторий на смертной казни, а также предложение о его полной отмене, справедливое правосудие и другие. Я участвовала в сборе подписей под петициями о запрете смертной казни в России. Посмотреть все записи автора Наталья
turisheva.ru
Товары для художников :: Учебные пособия :: Альбом "Наследие каллиграфа Бада Шаньжэня (Чжу Да)" - Галерея "Синий Феникс"
Альбом "Наследие каллиграфа Бада Шаньжэня (Чжу Да)". Большой формат (24*34 см). 319 страниц.
Чжу Да (1626-1705) — китайский художник, поэт и каллиграф династии Цин, известен под псевдонимом Бада Шаньжэнь (человек с горы Бада). Чжу Да родился в знатной и богатой семье и с детства увлекался рисованием и написанием стихов.
В 1644 году он укрылся от манчжурских войск в буддистском монастыре, в 1648 году стал монахом. В 1672, когда угроза со стороны цинского режима миновала, покинул монастырь, вёл жизнь странствующего монаха-художника. Отличался эксцентричным поведением, резкими переменами настроений. По легенде, рисуя картины, он издавал дикие вопли и странные звуки. Полагают, что художник мог имитировать болезнь, чтобы избежать преследований. Он стал художником и работал под разными псевдонимами, самым известным из которых является Бада Шаньжэнь. Стилизованное вертикальное написание его псевдонима (八大山人) иероглифы "смеяться" (笑) и "плакать" (哭). Таким образом, подписывая свои работы, он выражал растерянность и скорбь, вызванные судьбой своей родины. На картинах Чжу Да появляются характерные отрывистые, резкие мазки, связанные с тем, что он косо держал кисть.
Много лет дружил с художников Шитао, переписывался c ним, обмениваясь свитками. Иногда они посылали друг другу незавершенные работы: начинал один, заканчивал другой. В 54 года Чжу Да порвал с монашеской жизнью и женился. О его жизни сложено множество легенд.
www.bluefenix.ru
Колофон в китайской живописи | "Бесконечная ци"
Колофон в китайской живописи
«Китайский художник является еще поэтом и каллиграфом. Он часто добавляет стихотворение собственного сочинения в картину, которое довершает произведение, и как бы ставит заключительную точку. Обычно в таком стихе присутствует пояснение смысла картины, подходящее философское изречение, или доброе пожелание зрителю. Часто приводятся фрагменты стихов, уходящих в глубокую древность. Последним завершающим штрихом является личная печать художника – традиционно это квадрат с вписанными в него иероглифами красного цвета. Такая печать является аналогом подписи западных художников. Результатом работы над картиной обычно является объединение всех четырех направлений китайского искусства: поэзии, каллиграфии, рисования и вырезания печатей.Текст часто представляет собой стихи, как правило, – четырёхстишия, записанные подряд, без разбиения на строки. В корпус текста (в конце стихотворения) обязательно включаются дополнительная информация и личные печати художника.В искусствоведческой практике эта часть текста называется колофоном. Текст колофона содержит обязательную информацию, относящуюся и к содержанию картины, и к содержанию или автору стихотворения, и к художнику. Колофон (написанный текст и печати) позволяет установить личность художника, автора пейзажа, личность поэта, чьи стихи использованы в картине, позволяет уточнить, является ли данный пейзаж живописным парафразом или иллюстрацией стихотворения. Иногда в колофоне даётся информация о том, к какому живописному образцу живописного стиля, авторитетному художнику или художественной школе, обратился художник картины.»Как пример свитка со стихами можно привести работу Чжу Да. Художник пережил завоевание своей родины иноземцами: маньчжурами.Чжу Да или Бада Шанрен. Лотос в манере Сюй ВэйВ живописи Чжу Да, как и в его поэзии, образы природы являются метафорами мысли и чувства. Изображение лотоса является темой работы тушью, датированной c. 1685-94, (теперь в Бостонском музее изобразительных искусств) с надписью стихотворения:Цветки этого лотоса не имеют аромата;Его длинные стебли не будут поддерживать винные чаши.Что случится, если он не напьется и через сто лет?Но придет время, когда на нем появятся новые корни желтого цвета (вино).Стихотворение с сайта https://www.ngv.vic.gov.au/essay/zhu-da-the-mad-monk-painter/-перевод с английского мой.Лотос — обычный символ чистоты — здесь становится метафорой Среднего Царства, лишенного аромата, праздника и жизни. Единственное утешение Чжу Да — это то, что однажды родится династия, которую он ассоциирует с янтарно-желтым вином, и Китай Будет восстановлен.
turisheva.ru
чжу - Переводы с китайского
О живописи бамбука была одна запись у меня - я решил продолжить эту тему.Мо-чжу 墨竹, «бамбук, [нарисованный] тушью», «живопись бамбука», одно из самых значительных (наряду с живописью дикой сливы, орхидеи и хризантемы) стилистико-тематических направлений жанра «цветы и птицы» - хуа-няо (хуа) 華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц», в произведениях которого варьируются изображения бамбука – от целого растения до нескольких ветвей или листьев.Это направление выделилось примерно на рубеже VIII-IX вв. Некоторые сочинения по истории живописи возводят его к творчеству знаменитого художника У Дао-Цзы эпохи Тан (618-906).В письменных источниках упоминается ныне утраченная картина неизвестного автора начала Х в., в которой изображение бамбука сочетало контурный рисунок с цветной тонировкой. Древнейшим подлинным образцом «живописи бамбука» сегодня признается картина на шелке, обнаруженная в погребении на северо-востоке Китая (пров. Ляонин) и датируемая 959-986 гг. Она выполнена тушью и красками, подтверждая, что первоначально «живопись бамбука» могла исполняться в полихромной технике..Достоверная история «живописи бамбука» прослеживается с творчества Вэнь Туна, сановника и близкого друга Су Ши. одного из крупнейших деятелей культуры эпохи Северная Сун (Бэй Сун, 960-1127) и идейного лидера творческого объединения «художников-литераторов». По отзыву Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.), автора знаменитого трактата «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал»), Вэнь Тун «прекрасно пишет бамбук тушью, [передавая] вид дрожащего от холода и безмолвного [бамбука], изображая тонкость его красоты так, что кажется, что он может зашевелиться от дуновения ветра» (пер. К. Ф. Самосюк). Справедливость такой оценки полностью подтверждается приписываемой Вэнь Туну картиной «Мо чжу ту» 墨竹圖 («Бамбук, [нарисованный] тушью», другие переводы названия - «Изображение бамбука тушью», «Бамбук», 132х105,4 см, шелк, тушь. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). В ней быстрыми, использующими каллиграфические техники мазками выполнена изогнутая бамбуковая ветвь, поражающая красотой и совершенством рисунка. Считается, что именно в творчестве Вэнь Туна берет начало традиция изображения бамбука в монохромной технике, а первое упоминание о мо-чжу как отдельном направлении (вводящее в живописную терминологию это словосочетание) содержится в трактате начала XII в. «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ»). В дальнейшем творчество Вэнь Туна и его последователей было выделено в самостоятельное живописное течение - «Хучжоу чжу пай» 湖州竹派 («Хучжоуская школа «живописи бамбука»). Название школы происходит от провинции Хучжоу (совр. пров. Чжэцзян), которую Вэнь Тун возглавил (1078) в ранге губернатора (тай-шоу 太守).
«Живопись бамбука» занимала принципиально важное место в китайской живописи на протяжении всех последующих исторических эпох. К числу ее признанных мастеров относится Чжэн Се 鄭燮 (Чжэн Кэ-жоу 鄭克柔, 1693-1765), создавший более тысячи картин с изображениями бамбука, часть которых дошла до нас.
Бамбук работы Чжэн Се
Произведения Чжэн Се имеются в коллекциях не только китайских, но и европейских музеев, например, свитки «Бамбук и камни» (бумага, тушь, 170х79 см, Музей Азиатского искусства, г. Берлин) и «Бамбук в тумане на фоне далеких гор» (бумага, тушь, 68,2х179,2 см, Музей Метрополитен, г. Нью-Йорк).
Бамбук работы Чжэн Се.
Существует несколько теоретико-эстетических сочинений, специально посвященных образу бамбука и правилам его живописания, оставленных, в частности, признанным мастером мо-чжу Ли Каем 李衎(1245-1320).
Бамбук кисти Ли Каня.
Его свитки - «Шуан гоу чжу ши ту» 雙鉤竹石 («Пара бамбуков с искривленными стволами [и] камни», бумага, тушь, 163,5х102,5 см) и «Сы цин» 四清 («Четыре чистейших», бумага, тушь, 35,6х359,8 см) – сохранились в коллекции Музея Гугун в Пекине. Теоретические взгляды Ли Каня излагаются в трех трактатах «Хуа чжу пу» 畫竹譜 («Каталог/книга живописи бамбука»), «Мо чжу пу» 墨竹譜 («Каталог/книга [живописи] бамбука тушью») и «Чжу пу» 竹譜 («Книга о бамбуке») или «Чжу тай пу» 竹態譜 («Книга об образе бамбука»).
Бамбук Ли Каня.
Текст «Чжу пу» был почти полностью использован при написании соответствующего тематического раздела в знаменитом трактате «Цзецзыюань хуачжуань» 芥子園話傳 («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», XVIII в.).
Эти сочинения показывают, что образ бамбука наделялся особой благородной духовностью, рассматриваясь в неразрывной и почти мистической связи с внутренним миром художника. Поэтому процесс написания бамбука мыслился неким эзотерическим действом, совершаемым в моменты наивысшего духовного напряжения человека, по наитию и вдохновению. Считалось, что в акте творения самому рисунку передается не только профессиональное мастерство, но и внутренние качества личности художника - душевная чистота, благородство помыслов, тонкость и рафинированность интеллекта.
Бамбук кисти Ши Тао.
Обращение к «живописи бамбука» являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, т.к. в рисунке должны были использоваться все известные в китайской живописи и каллиграфии способы работы с кистью.В XV-XVII вв. для «живописи бамбука» была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности. Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.
Четверо благородных – бамбук, хризантема, дикая слива и орхидея часто пишут вместе, так как это главные растения олицетворяют также времена года.
Существует одна из легенд, согласно которой происхождение живописи бамбука приписывают случаю, происшедшему с «госпожой Ли», увидевшей однажды тень от ветви бамбука на окне.
Картина Ву Ци Чжуна (род.1944) также показывает художника, пишущего бамбук примерно в таких же обстоятельствах.
Живопись бамбука, как одна из самых сложных и утонченных форм изобразительно искусства, тесно связана и проистекает из каллиграфических стилей. Вот как написано в «Слове о живописи из Сада с горчичное зерно»: «Си-чжай, Ся и Люй – все писали одинаково: стебель – стилем чжуаньвэнь, узлы – лишу, ветви – цаошу, а листья – стилем кайшу. Много стилей в каллиграфии, эти четыре – самые важные, их надо знать назубок.Шелк и бумага – прекрасного качества; тушь – свежая и спокойная, кисть – быстрая и безошибочная. Не надо, чтобы раздваивался кончик кисти. Не опускай кисть, представь сначала себе идею. Каждый листок, каждая веточка связаны друг с другом. Листья в форме иероглифа «фэнь» - пиши штрихом «цзи». Листья в форме иероглифа «гэ» - штрихом «по»….…Бамбук на ветру – стебель упругий, а листья разметались беспорядочно, побеги наклонены, будто испуганные вороны улетают из леса.В ясный день бамбук расставлен подобно иероглифу «жэнь» -人 – «человек» - молодые побеги единым пучком, старые вроде пары шпилек.»Действительно, бамбук замечательно передает различные состояния природы – ветер и дождь, снег и жару. Поэтому он так часто встречается в картинах китайских художников – и как сюжетное дополнение, и как самостоятельная тема.
Бамбук и камень – каждый из них важен при написании, у каждого своя роль.
Бамбук под снегом.
Бамбук и орхидеи. Альбомный лист.
Бамбук и воробьи - отдельная тема в гохуа.
Несколько моих работ на тему бамбука.Нумерацию картин я сделал из-за невозможности придумать каждой картине оригинальное название.
Бамбук №822 2011г. 41х63см.
Бамбук№825 2011г. 45х33см
Бамбук №826 2011г. 33х44см.
Бамбук и камень №827. 2011г. 68х28 см.
Бамбук и богомол 2012г. 50х32см.
Бамбук №836. 2012г. 44х36см.
Бамбук №832. 2012г. 36х44см.
mishoukov.livejournal.com